История деревень Новодугинского района Смоленской области

Тема в разделе "Новодугинский район", создана пользователем alexex108, 13 июн 2015.

  1. Offline

    2017Skorpion Приказный

    Регистрация:
    2 мар 2017
    Сообщения:
    29
    Спасибо SB:
    36
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Санкт-Петербург,Россия
    Интересы:
    Поиск истории родственников и села
    [​IMG]

    ДУГИНО

    Екатерина Бормотова
    2 450 участников

    23 дек 2013




    «Военная Литература»Дневники и письма Лядский Т. С. Записки из лётного планшета 5.08.42 г. ...наша девятка летала штурмовать аэродром в совхозе «Дугино» (район Вязьмы). Вернулись 3 самолета. 8.09.42 г. Лейтенант Радченко погиб. Во время полета на этот проклятый аэродром в совхозе «Дугино» под Вязьмой. Первый раз на него летали шестеркой, потеряли 4-х летчиков и 6 самолетов. 26 августа послали пятерку. Один Дольников вернулся. На этом же аэродроме погиб и Филя Гарькавый. В первый вылет. Зачем шлют людей на убой?...Да, Ржев — крепкий орешек, раскусить нелегко. Больше месяца идут за него бои. Теперь опять авиацию стягивают. Нам, наверное, еще придется за него сражаться. 29.09.42 г. Как раз в это время наша девятка летала на проклятый аэродром возле совхоза «Дугино». Не вернулись 4 летчика. Если бы я не был в отлучке, наверняка попал бы в эту мясорубку. Проклятое Дугино уже забрало на тот свет 11 летчиков с самолетами. 20.11.42 г. Бочко вывел свою эскадрилью на Ржев, но потом нашел Алексино. Он же водил девятку на немецкий аэродром в районе совхоза «Дугино» (на ж. д. Ржев — Вязьма), около Сычевки. Тогда 4 летчика погибли. Шуверов, Горькавый Филя и Коробейщиков тоже погибли при полете на Дугино. Там же погиб и сержант Владимиров. Толковый парень. Где и как их сбили, неизвестно до сих пор. Над Дугино много наших погибло. Говорят, даже ордена находили на земле... http://militera.lib.ru/db/lyadski_ts/01.html ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА --[ Дневники и письма ]-- Лядский Т. С. Записки из лётного планшета
    ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА --[ Дневники и письма ]-- Лядский Т. С. Записки из лётного планшета





































    DOUBLEPOST=1552662161,1552657121][/DOUBLEPOST]Главная » Война » Восточный фронт » Прочее с Восточного фронта » Заправка немецкого истребителя-бомбардировщика Bf.110E-1 на аэродроме Дугино
    Заправка немецкого истребителя-бомбардировщика Bf.110E-1 на аэродроме Дугино
    28 НОЯБРЯ 2014 ДОБАВИЛ EVGENIY КОММЕНТАРИЕВ НЕТ
    [​IMG]





    Заправка немецкого истребителя-бомбардировщика Мессершмитт Bf.110E-1 из 6-й эскадрильи 26-й эскадры тяжелых истребителей "Хорст Вессель (ZG 26 «Horst Wessel») на аэродроме Дугино. На бомбодержателях истребителя видны две 250-кг бомбы SC 250. Зима 1941 — 1942 гг.



    Категория: Прочее с Восточного фронта, Мессершмитт BF.110, Жизнь немецких войск


    Информация о фото
    Сообщения объединены, 15 мар 2019
    Спам




























































































































































































    ДУГИНО
    — Екатерина Бормотова
    2 450 участников
    16 янв 2014
    СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫЙ АЭРОДРОМ В ДУГИНО В ГОДЫ ВОВ
    Расположение – в 1 км восточнее Дугино Сычевского района Смоленской области. Первоначально аэродром представлял собой ровную площадку с грунтовым покрытием размером 1200х800м. До августа 1941 года на нем базировались советские летчики-испытатели различных типов самолетов.
    В первых числах августа 1941 года на аэродром прибыла эскадрилья 129 истребительного авиаполка (иап) 47 смешанной авиадивизии Западного фронта. Командир эскадрильи - Ковац П.С. Использовались самолеты МиГ-3. «… По дороге непрерывно подтягиваются войска. Пехотинцы, артиллеристы, связисты - все смешалось в общем потоке, движущемся под Вязьму. Тарахтят ЗИС-5, доверху груженные ящиками. Там бутылки с липкой горючей смесью - для борьбы с танками врага. В семи километрах от нас появились «родные», именуемые группой капитана Зайцева», которые уже в августе вошли в состав 129 иап. Таким образом, в состав 129 полка входили самолеты И-153, МиГ-3 и ЛаГГ-3.
    «…О Василии Зайцеве рассказывали чудеса: он нашел свой тактический прием, сбивал фашистов с первой очереди. К тому времени на его личном счету было уже шесть сбитых фашистских самолетов, два из которых уничтожены реактивными снарядами - ими вооружены ЛаГГ-3.»
    «… Работы на Западном фронте с каждым днем становилось все больше. И в воздухе, и на земле. Противник, пытаясь разгадать замыслы нашего командования, увеличил полеты своих самолетов на разведку. Пришлось всерьез подумать о маскировке аэродрома. В густой березовой роще были прорублены рулежные дорожки. Они соединяли летное поле с расположенными в лесу стоянками самолетов.»
    После перебазирования группы Зайцева в Дугино, в районе д. Лёвшино расположился 215-й шап (штурмовой авиационный полк) на самолетах Ил-2 в количестве 20 штук. «…В районах Смоленска, Ельни, Ярцева, Духовщины, Великих Лук шли упорные бои. Это было известно не только по сводкам Информбюро, но и по гулу артиллерийских канонад. А ночью колыхались огненные сполохи на горизонте. Ил-2 каждый день вылетали на помощь пехотинцам, артиллеристам, танкистам. У летчиков не было двух одинаковых вылетов, не было двух одинаковых боев. То прикрывали свои войска, то штурмовали вражескую автоколонну на дороге, то атаковали танки или аэродромы врага. Истребителей надежно прикрывали штурмовики. Если в воздухе не было немецких истребителей, "миги" и "лагги" "работали" бок о бок со штурмовиками и бомбардировщиками - уничтожали вражеские войска и боевую технику, подавляли зенитный огонь.»
    13 августа. «…Воздушная разведка обнаружила большое скопление немецких самолетов на аэродроме Шаталово. На подготовку к боевому вылету штурмовикам дали тридцать минут. Девятку Ил-2 повел капитан Василий Пахнин. Сопровождала семерка ЛаГГ-3, которую возглавлял капитан Федор Мочалов. Налет днем всегда опасен. Командир штурмовиков рассчитывал на внезапность. Он решил подойти к вражескому аэродрому с тыла, чтобы обмануть посты оповещения. Выскочили на бреющем полете. Только что села большая группа бомбардировщиков "Хейнкель-111". Они выстроились в два ряда для заправки. Лучшей мишени нельзя было придумать! Капитан Пахнин повел группу в атаку. После первого захода - второй.
    Один дежурный истребитель Ме-109 пошел на взлет, но он еще не успел оторваться от летного поля, как его сбил Павел Песков. Затарахтели зенитки противника. Но было уже поздно. Наши летчики сбросили бомбы и теперь уничтожали эрэсами и пулеметно-пушечным огнем вражеские машины. По команде Пахнина два Ил-2 устремились на зенитки. Откуда ни возьмись - немецкий бомбардировщик. Над самым аэродромом Мочалов заметил его. На большой скорости вместе с летчиком Василием Давыдовым атаковал и первыми же очередями "пригвоздил" к земле. Еще один заход Ил-2. От них не отстают истребители сопровождения. С азартом помогают своим друзьям "горбатым" - так в шутку называли в войну штурмовики наши летчики. Снова заход. И снова десятки реактивных снарядов сошли с направляющих балок и стремительно понеслись к земле. Клубы черного дыма поднимаются ввысь. Отличный фейерверк! Впервые молодым летчикам довелось видеть столько горящих фашистских самолетов.
    Когда минут через двадцать к месту штурмовки прилетел разведчик, он с большим трудом произвел съемку: дым закрывал аэродром плотным одеялом. Экипаж разведчика доложил, что ребята поработали на совесть, уничтожено более двадцати самолетов на земле, два сбито в воздухе. Взорваны два склада горючего и боеприпасов.»
    Настоящими мастерами штурмовых ударов считались летчики 215-го штурмового авиаполка: Леонид Рейно, Василий Пахнин, Александр Новиков, Иван Гвоздев, Николай Карабулин, Иван Дубенсков, Петр Марков, Иван Волошин и другие.
    21августа1941 девять МиГов-3 из того же полка, ведомые командиром ст. лейтенантом Петром Симоновичем Ковацем, сопровождали группу Ил-2. В районе Потылицы произошло столкновение с одиннадцатью Bf 109 и Bf 110. Ковац сбил в бою один Bf 110, а, когда у него кончились боеприпасы, он таранил два летевших рядом Bf 110. Ковац при этом погиб, а 12 апреля 1942 года ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. За месяц военных дествий он совершил на МиГе-78 боевых вылетов, участвовал в 28 боях, сбил 7 самолетов.
    21-23 августа МиГи и ЛаГТи из 129-го ИАП совершили 69 боевых вылетов, в основном сопровождая Илы-2, штурмовавшие германские танковые колонны в районе Духовщины и на реке Царевич.
    В результате согласованных действий бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей, а также мощной артподготовки части 19-й армии прорвали фронт обороны немцев и развернули стремительное наступление. Противник бежал. Немецкое командование поспешно бросило из района Духовщины к западному берегу реки Царевич во фланг наступающим нашим частям танковые и мотомеханизированные полки. Командование фронта поставило боевую задачу двум смешанным авиационным дивизиям: штурмовыми ударами по танкам и мотопехоте приостановить их движение и разгромить.

    «Рано утром 20 сентября 1941 года большая группа немецких бомбардировщиков Ju-88 пыталась нанести удар по аэродрому Дугино, где базировались наши истребители и штурмовики. Взлетевшие по тревоге МиГ-3 и ЛаГГ-3, которые только что возвратились с боевого задания, перехватили вражескую группу на подходах к аэродрому и смелыми атаками расстроили её боевой порядок. Лишь отдельным "Юнкерсам" удалось прорваться к аэродрому и сбросить бомбы, которые разорвались на лётном поле, в лесу, неподалеку от стоянок штурмовиков Ил-2 и в районе полевых авторемонтных мастерских. В скоротечном воздушном бою многие лётчики сбили по одному бомбардировщику.
    Но не вернулся на аэродром заместитель командира эскадрильи. Тягостным было ожидание, Как-то не верилось, что Иван Иванович Мещеряков погиб. Уважали его, спокойного на земле, но грозного для врага в воздухе. Среди молодых пилотов 33-летний заместитель комэска, налетавший на разных типах машин не одну сотню часов, выделялся боевым опытом, числом сбитых вражеских самолётов. Какую бурную радость пережил каждый, когда по телеграфу сообщили, что он жив и здоров, вылетел в полк ! А через некоторое время Мещеряков вышел из самолёта связи веселый, улыбающийся.»
    3 октября три «Ила», которых прикрывала «шестерка» МиГ-3 из 129-го ИАП, нанесли удар по мотоколонне Вермахта в районе деревни Карповка. Согласно донесениям, они сбросили двенадцать бомб ФАБ-50 и выпустили 24 PC-132 и 1000 снарядов к 20-мм пушкам ШВАК. В результате звено штурмовиков уничтожило и повредило до двенадцати автомашин с грузами и две-три батареи полевой артиллерии. Однако при этом огнем зенитной артиллерии был сбит ведущий Ил-2 и его пилот – старший лейтенант А. Новиков – погиб.
    До 10 октября 215 шап, лишившись почти всех самолетов и полностью утратив боеспособность, был отведен в тыл для пополнения. В это же время покинул аэродром и 129 иап. 215 шап с самого начала был хорошо подготовленной, сплоченной частью. Уже в течение двух первых месяцев боев пилоты этого полка, продемонстрировали необычайно высокую выучку, уничтожив тысячи «фашистов» и транспортных средств, десятки танков и самолетов на аэродромах (например 15 сентября полк доложил об уничтожении 40 самолетов на аэродроме Смоленска). Однако свою славу «живучего» полк заработал во время Московской битвы в течении октября и ноября 1941 г. В ходе выполнения боевых заданий эта часть продемонстрировала высочайшую эффективность, благодаря чему была первой, из примерно 150 штурмовых полков, получившей звание гвардейской части - 6 ГвШАП. Приказом № - 352 от 06.12.1941г. 215 шап было присвоено звание «ГВАРДЕЙСКИЙ» - он стал первым штурмовым авиаполком в ВВС, получивший это звание в годы войны.
    Таким образом, на аэродроме Дугино в августе- октябре 1941года базировались следующие самолеты : истребители И-153, МиГ-3 и ЛаГГ-3, штурмовики – одноместные ИЛ-2.

    10 октября 1941, без боя, Сычевский район был занят немецко-фашисткими войсками и для аэродрома Дугино наступили другие времена.

    Октябрь 1941-март 1943. Не дожидаясь ремонта аэродрома и устройства бетонированной взлетно-посадочной полосы (ВПП), уже в октябре 1941 года там расположилась немецкая группа 1/51JG на истребителях Мессершмит BF-109F и Фокке-Вульф FW-190A (находилась до июня 1942г.). Для I./JG 51 перебазирование означало, что тренировка закончилась и началась настоящая война. Таким образом I./JG 51 и оснащенный Bf 109 группа IV./JG 51 (база в районе Витебска) оказались единственными истребительными частями, прикрывающими Ржевско-Вяземский плацдарм. Этим не преминули воспользоваться советские летчики.
    12 октября 1941г. 61 штурмовой авиационный полк советской Армии наносит удар в районе совхоза Дугино. В отличие от первых месяцев войны, советские самолеты - в основном Пе-2 и Ил-2 - теперь летали на задание не большими скоплениями, а маленькими, хорошо организованными группами, причем советских самолетов было не меньше, а может быть даже и больше, чем летом 1941 года.
    Пилотам из I./JG 51 пришлось отдуваться буквально за троих (за себя, за II./JG 51, которая была отправлена в Африку и за III./JG 51, которая находилась на перевооружении).
    Немцы протянули на аэродроме бетонированную ВПП(взлетно- посадочную полосу) длинной полтора километра, оборудовали его 15 прожекторами, 10 зенитными батареями и аэростатами с высотой подъема 1500-1700 метров, ангарами, казармой и складами. Строился аэродром силами 600 военнопленных, привезенных из эстонского лагеря Тарту. По окончанию строительства 400(по разным данным ,- 500, 600) военнопленных фашисты сожгли со 2 на 3 декабря 1942 г. в конюшне д. Хотьково. Оставшиеся в живых после пожара привлекались на работы на немецком аэродроме до февраля 1943года, т.е. до начала отступления фашистской армии (по воспоминаниям И.М.Калугина- узника Хотьковского концлагеря).
    Главным начальником на аэродроме Дугино до марта 1943 года был гауптман Густав Пресслер. К 26 января 1943 г. майор Пресслер выполнил свыше 500 боевых вылетов и был награждён Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями.
    Действовали FW 190 из I./JG 51 с пяти аэродромов, из которых главным был аэродром в Дугино(!!!). Находясь постоянно в воздухе, немецкие пилоты быстро превзошли самих себя, летавших на Bf 109.
    За время оккупации на дугинском аэродроме в разное время располагались следующие вражеские штаб-квартиры:

    51-я истребительная эскадра –самолеты Bf.109E , с янв. 1941 – Bf.109F
    II группа в Дугино(8—10.1942) Командир -капитан Хартман Грассер (4.9.1941—6.6.1943)
    III группа в Дугино (1—11.1942, 2–3.1943) Командиры - капитан Рихард Леппла (11.11.1940—7.8.1942); капитан Карл Гейнц Шнелл (8.8.1942—22.6.1943);
    IV группа в Дугино (5—10.1942) Командир - капитан Ганс Кнаут (10.4.1942—28.2.1943)

    52-я истребительная эскадра – самолеты Bf.109E, с начала 1941 – Bf.109F, с дек. 1942 – FW.190A,
    I группа в Дугино (12.1941—2.1942) Командир- обер-лейтенант Карл Гейнц Леезман (25.5.1941—13.6.1942)
    II группа в Дугино, Калинин, Сталица, Клин (9—11.1941) Командир - капитан Эрих Войтке (3.11.1940—28.2.1942)

    26-я тяжелая истребительная эскадра «Хорст Вессель» (Horst Wessel) - самолеты – Bf.110
    II группа в Дугино (10.1941—3.1942) Командир - капитан Ральф фон Реттберг (4.1940—4.1942)

    2-я эскадра пикирующих бомбардировщиков «Иммельман» - самолеты Ju.87B, с июня1942 – Ju.87D, Ju.87R
    Штаб-квартира в Дугино (12.1941—2.1942) Командир - подполковник Пауль Вернер Хоццель (16.10. 1941—13.2.1943)
    III группа в Дугино (12.1941—2.1942) Командир- майор Густав Пресслер (1.10.1941—31.3.1943),

    1-я боевая эскадра поддержки сухопутных войск. –самолеты Bf.109E
    I группа Сформирован а 13.1.1942 в Дугино из II.(Sch)/LG2 в составе 3 эскадрилий (1—3-я)
    В Дугино(1–3.1942) Командир - майор Альфред Друшель (13.1.1942—11.6.1943)

    Учебная эскадра «Грейфсвальд» (Greifswald), 2-я учебная эскадра
    II (штурмовая) группа. В Дугино (12.1941—1.1942) Командир- капитан Отто Вейсс (1.12.1939—13.1.1942)

    1-я авиационная дивизия. Вновь сформирован а 12.4.1942 в Дугино.
    В Дугино (4.1942) Командир- генерал-лейтенант Мартин Фибиг (12.4—30.6.1942)

    Из записок немецкого летчика Ганса Ульриха Руделя о перебазировании полка в Дугино : «…идем над густыми лесами, а потом над шоссе в направлении Вязьмы. Когда мы взлетаем, погода портится, и мы летим в тесном строю над самыми верхушками деревьев. Даже и в этом случае очень трудно не потерять друг друга из виду. Все в серой пелене, клубящейся смеси тумана и снега. Успех полета зависит от мастерства ведущего. Эти полеты требуют гораздо больше усилий, чем самые горячие вылазки. Это черный день для нас: мы потеряли несколько экипажей, которые не смогли справиться с задачей. Над Вязьмой мы поворачиваем вправо и летим в направлении Сычевка-Ржев.
    .....Мы приземляемся в глубоком снегу в Дугино, в двадцати километрах к югу от Сычевки, и размещаемся в местном колхозе. Безжалостный холод продолжается, и, наконец-то, по воздуху прибывает необходимое оборудование и зимняя одежда. Каждый день на наш аэродром приземляются транспортные самолеты, которые доставляют меховые одежды, лыжи, сани и другие вещи. Но все это слишком поздно чтобы захватить Москву, слишком поздно, чтобы вернуть наших товарищей, которые замерзли от холода, слишком поздно, чтобы спасти десятки тысяч солдат, которые отморозили пальцы на руках и ногах, слишком поздно, чтобы армия могла продолжать движение вперед. Она вынуждена окопаться и перейти к обороне под ударами невообразимо тяжелой зимы».
    И еще из тех же записок о событиях 18-21 января 1942 года на аэродроме Дугино : «На этот раз наземных войск, которые могли бы держать наш фронт нет, и однажды ночью иваны, наступая от Сычевки, внезапно оказываются на окраине Дугино. Краскен, командир нашей комендантской роты, собирает боевую группу, набранную из нашего наземного персонала и находящихся рядом частей и удеживает аэродром. Наши отважные механики проводят ночи в траншеях с винтовками в руках, а днем возвращаются к своим обязанностям по обслуживанию самолетов. Днем ничего не может случиться, потому что у нас на аэродроме все еще есть запас горючего и бомб. Два дня подряд нас атакует кавалерия и батальоны лыжников. Затем ситуация становится критической и мы сбрасываем бомбы рядом с периметром нашего аэродрома. Советские потери велики. Затем Краскен, в мирное время - спортсмен, вместе со своей группой предпринимает наступление. Мы кружим над ними, стреляя и сбрасывая бомбы на тех, кто пытается удерживать их контратаку. Вновь подступы к аэродрому очищены от противника. В начале войны солдаты Люфтваффе никогда не предполагали, что их будут использовать в таком качестве.
    Бронетанковые части нашей армии расширяют наши завоевания, вновь захватывают Сычевку и размещают в ней свой штаб».
    В начале января генерал фон Рихтгофен приземлился на аэродроме Дугино в своем "Шторхе" и именем фюрера наградил летчика Г.У.Руделя Рыцарским крестом Железного креста. В приказе были особо отмечены его успешные миссии против кораблей и мостов в 1941 году в районе Ленинграда.
    7 февраля 1942 года на аэродром Дугино для церемонии вручения Рыцарских крестов Железного креста офицерам группы прибыл главнокомандующий воздушным флотом Германии генерал-оберст Отто фон Десслох.
    В составе полка «Иммельман» находился до середины февраля 1942 года самый известный в мире летчик-штурмовик 2 Мировой войны Ганс Ульрих Рудель. Он стал первым и единственным солдатом, награжденным высшим отличием Германии - Золотыми Дубовыми Листьями с Мечами и Бриллиантами к Рыцарскому Железному Кресту.
    Только на основе объективного взгляда и опыта из первых рук вторая мировая война предстанет однажды в полной ретроспективе. Имея 2520 боевых вылетов на своем счету, Рудель, - и этот факт признан всеми сторонами, - является самым выдающимся пилотом в мире. Рудель, на момент получения Железного крест 1-й степени (в СССР это соответствовало званию Героя Советского Союза), имел на своем счету 500 боевых вылетов, в то время как в СССР летчики получали звание Героя Советского Союза имея на своем счету боевых вылетов почти в 5 (ПЯТЬ) !!! раз меньше. Правда, иногда длительный или ночной вылет засчитывался за два или более вылета (сведения из допросов пленных немецких летчиков).
    5 офицеров авиаполка «Иммельман» выполнили в общей сложности 3500 вылетов : капитан Мобус, обер-лейтенант Якель, гауптман Диллей (командир группы), обер-лейтенант Рудель, обер-лейтенант Тиде.
    В марте 1943 года угасли последние надежды использовать Ржевско-Вяземский плацдарм в качестве трамплина для броска на Москву. I. и IV./JG 51 поддерживали с воздуха отступающие войска, хотя в это время в I./JG 51 насчитывалось всего восемь боеспособных Fw 190, а в IV./JG 51, оснащенном Bf 109, было на несколько машин больше. После того как линию фронта выпрямили, IV./JG 51 отвели в тыл для пополнения и перевооружения. Тем временем, I./JG 51, который возглавлял майор Эрих Ляйе (Leie), перебазировался к югу, к Брянску, где назревало новое наступление Красной Армии.
    Наши летчики не раз подвергали бомбардировке аэродром Дугино. Периодичность таких бомбардировок с нанесением ущерба авиации Люфтваффе составляла раз в 7-10 дней. Например, после ударов нашей штурмовой авиации немцы на аэродроме Дугино потеряли :
    20.02.1942г. – 3 самолета,
    05.10.1942г. – 4 самолета.
    Таким образом, в период немецкой оккупации на аэродроме базировались в основном истребители Мессершмитты BF-109Е, ВF-109F и ВF-109G, Фокке-Вуль FW-190A, штурмовые пикирующие бомбандировщики J-87. Так же периодически на нем располагались истребители Мессесершмит BF-100, одноместные бомбандировщики Хеншель Hs-123, самолеты-разведчики Дорнье. В разное время численность немецких самолетов на аэродроме доходила до 43 штук.

    8 марта 1943 года наши войска с боями освободили Сычевский район от немецко-фашистких захватчиков.

    Уже весной, после ремонта ВПП, на аэродром прибывает 47 гв. драп (гвардейский дальний разведывательный авиаполк) ГК КК (главного командования Красной армии) в составе 1- эскадрильи, на вооружении которой находились самолеты разведчики Ер-2 и Ту-2.
    Весной и летом 1943 г. эскадрилья вела боевую работу в интересах обеспечения Ставки ВГК развединформацией при подготовке и проведении Орловско-Брянской операции на Курской дуге. Именно этот период в истории полка связан с наибольшими боевыми потерями в экипажах разведчиков. Чаще всего в журнале боевых потерь стоят записи: «Пропали без вести», что не всегда означало гибель всего экипажа, некоторые оставались в живых. Иногда летчики возвращались с территории противника и тогда они проходили сразу проверку в СМЕРШе. Иногда СМЕРШ мог рекомендовать командованию просто не допускать летчика к полетам на территорию противника, но так «везло» не всем, многие действительно попадали в плен, а были и такие, кто выйдя к своим, после скитаний по немецким тылам, не могли доказать своей невиновности и попадали либо в лагеря, либо в штрафбат.
    В дальнейшем работа полка была направлена на обеспечение Ставки ВГК развединформацией при подготовке и проведении Смоленско-Рославльской операции. Сюда же 11 августа 1943 г. были перебазированы для ведения ближней разведки четыре экипажа Пе-2 из 4-й эскадильи, которая базировалась на аэродроме Двоевка близ Вязьмы.
    Летом 1943 года на аэродром прибыл 13 гв. апдд (гвардейский авиаполк дальнего действия имевший на вооружении самолеты В-25. В феврале 1944 года полк перебазировался в Смоленск.
    29 ноября 1943 г. 1-я эскадрилья гв. капитана Дрыгина (гв. капитан Дрыгин сменил в должности комэска гв. капитана Лафазона в августе 1943 г.) в составе шести Ту-2 и одного Пе-2 перебазировалась на аэродром Смоленска.
    В августе 1945 года 4 летчикам этого полка за выполнение в годы войны примерно 100 боевых вылетов и особо важных заданий было присвоено звание Героя Советского Союза (2 из них «посмертно»).
    Осенью 1943 года для базирования на аэродроме прибыл 22 гв. апдд, который в январе 1944 года перебазировался в Смоленск. Данный полк так же имел на вооружении самолеты В-25.
    С весны 1944 года аэродром Дугино для проведения боевых операции уже не использовался. Использовался как аэродром подскока и в гражданских целях.

    По материалам, предоставленным Барановым А., Тилк Ю. и М., Королевой О. а также
    Люфтваффе. Военно- воздушные силы. Либрусек.
    http://militera.lib.ru/memo/russian/iljin_ng/02.html
    #ДугиноВВов
    Комментировать31
    Поделиться0
    Класс20
    Показать предыдущие
    К первым

    22 янв 2014
    Екатерина Бормотова
    Вот такие комментарии к статье написаны в группе "Сычевка":
    Елена Дуюнова (Михайлова)ответила Екатерине

    11:38
    Екатерина, я прочла Ваше сообщение и мне понравилось. А Вы слышали
    что-либо о том что этот Дугинский аэродром немцы очень удачно
    замаскировали. Они построили муляж аэродрома в д. Дедюрево (Новодугнский
    район) и Советские летчики его ошибочно с воздуха принимали за
    Дугинский. Об этом писал краевед Полищуук.???

    Вы и 1


    Екатерина Бормотова

    11:47
    Елена,
    мы знали про второй аэродром -двойник, но не знали , где именно он
    располагался. Огромное спасибо! Это очень ценный комментарий!!!


    1

    Екатерина Бормотоваответила Елене

    11:53
    Некоторые(комменты
    выше) пишут, что рядом в 1 км находится еще один, отдельный аэродром в
    Дугино. На сайте aerolog тоже такая же информация. Но мы считаем, что
    это ошибка. Второго нет и не было. Какое Ваше мнение по этому поводу?



    Елена Дуюнова (Михайлова)

    12:17
    Аэродром о котором я говорю был не рядом, а в 20 км от п. Новодугино
    на восток д. Дедюрево. Старожилы действительно утверждают, что был
    аэродром. Но это был муляж - в этом и фишка. Наши самолеты шли с
    востока(от Москвы). С воздуха привязка ж-д дорога, изгиб реки, лесной
    массив, взлетные полосы. И бомбардировщики сбрасывали бомбы. Разница
    лишь в том, что бомбили НЕ долетая ж-д дорогу...

    Вы


    Елена Дуюнова (Михайлова)ответила Екатерине

    12:27
    А в Дугино аэродром строился совместно с немецкими специалистами и
    ангары были подземные, цистерны с горючим в лесном массиве и подавался
    по трубопроводу. Немцы сами это проектировали и знали цену этому
    объекту. Летный состав тоже берегли - летчики жили в д. Липецы в здании
    школы, их подвозили по мере необходимости.




    Екатерина Бормотова

    13:14
    А
    где же они располагались, подземные ангары? Уж не в этом ли лесочке, в 1
    км от Дугино? Насчет цистерн в лесном массиве нам что-то говорил
    местный парень Максимов Паша и даже показывал люки диметром около 30 см.
    Сказал, какие-то немецкие инженерные коммуникации. Очень интересно!!!



    Класс! 2
    Ответить
    Поделиться

    22 янв 2014
    Екатерина Бормотова
    А это А.Полищук пишет про дер. Липецы...."Немецкие оккупанты устроили в школе общежитие - казарму для
    летчиков Люфт ваффе с аэродрома, располагавшегося у д. Дугино.
    Классы были переоборудованы под жилые комнаты, а спорт зал
    – под столовую, превращавшуюся вечером в клуб – казино." http://www.admin.smolensk.ru/~novodug/lipec.htm
    Класс! 1
    Ответить
    Поделиться

    23 янв 2014
    Алексей Баранов
    Думаю,что бомбандировка аэродрома -двойника в Дюдюрево была лишь лишь кратковременным эпизодом,если не единичным,так как уже начиная с января 1942г. в немецких сводках о перях самолетов на аэродромах чуть ли не еженедельно значился аэродром Дугино. Прочитав немало мемуаров советских летчиков с твердой уверенность могу сказать,что вокруг Дугино было 2 аэродрома : 1-й у Дугино с бетонирвванной ВПП (взлетно-посадочной полосой) и 2-й с грунтовой ВПП возле д.Лёвшино. На аэродроме совхоза Дугино для стоянок самолетов в лесном массиве прорубались ниши,а лесного массива в д.Лёвшино нет. Так что вокруг Дугино надо искать бетонированную ВПП - не могла она бесследно исчезнуть имея в длинну 1,5 км.
    Класс! 2
    Ответить
    Поделиться

    23 янв 2014
    Екатерина Бормотова ответила Алексею
    Если посмотреть на карте https://maps.google.com/maps?q=55.67357,34.22264&t=h то южнее Дугино в лесном массиве действительно есть площадки. Может это и есть ВВП , построенная немцами?
    Класс! 1
    Ответить
    Поделиться

    24 апр 2014
    Елена Дуюнова (Михайлова)
    "..По понятным причинам у них нет слов для упоминанияо том, что здесь находится еще одна и немалая достопримечательность: бывший военный аэродром первого класса возле деревни Левшино, рядом с шоссе Ржев - Вязьма. Еще и поныне можно различить среди трави взлетно-бетонные полосы ВВП.ю а одна из рулетных дорожек аэродрома стала дорогой от шоссе до д. Левшино.
    Класс! 2
    Ответить
    Поделиться

    24 апр 2014
    Елена Дуюнова (Михайлова)
    Летом 1941 года аэродром был почти готов к эксплуатации и с началом войны он некоторое время использовался ВВС Красной Армии как полевой аэродром в системе Ржевско- Вяземской оборонительной линии, доты которой еще видны вдоль шоссе Вязьма-Ржев. Немцы захватив аэродром, подвергли его значительной реконструкции. От ст. Перчиха до аэродрома построили железнодорожную ветку и параллельно ей дорогу с твердым покрытием. На аэродроме были сооружены хранилища ТСМ и заглубленная система заправки горючим самолетов. полузаглубленные, обвалованные землей капониры закрытого типа, замаскированные дерном. Склады боеприпасов размещались в лесу возле ст. Перчиха.
    Класс! 2
    Ответить
    Поделиться

    24 апр 2014
    Елена Дуюнова (Михайлова)
    Аэродром имел солидную ПВО. Мало того, возле д. Дедюрево был сооружен лежный аэродром, а возле Новодугино, там где сейчас стадион - аэродром "подскока" для дежурных истрибителей якобы аэродром Дугино. Река Касня играла роль реки Вазузы, Село Торбеево - "роль" села Дугино, а д. Дедюрево села Левшина. Наши летчики бомбили этот "аэродром" с макетами самолетов до тех пор, пока обман не был обнаружен. Причем ПВО ложного аэродрома не уступало ни в чем ПВО настоящего.
    Класс! 3
    Ответить
    Поделиться

    24 апр 2014
    Елена Дуюнова (Михайлова)
    Аэродром Дугино с его бетонной ВПП позволял люфтваффе фашистского вермахта не только осуществлять практически в любую погоду воздушное прикрытие своих войск, бомбить и обстреливать наши войска как на линии фронта, так и в ближайших тылах, но и осуществлять бомбежку Москвы, Ярославля, Тулы, Рязани, Горького и других городов, в дальнем тылу нашей обороны. В архивах аэродром называется двояко: "Новодугино" и "Дугино"
    Класс! 3
    Ответить
    Поделиться

    24 апр 2014
    Елена Дуюнова (Михайлова)
    Окрестные леса и доныне хранят под своей сенью останки наших летчиков, сбитых фашистами: ""...Летчики могил не имеют..." Поэтому до сих пор их память никак не увековечена ни памятным знаком, ни скромным обелиском..." А, ПОИЩУК, член Общества изучения русской усадьбы. Материал взят из газеты "СЕЛЬСКИЕ ЗОРИ" от 5 июня 2002 года.
    Класс! 3
    Ответить
    Поделиться

    24 апр 2014
    Елена Дуюнова (Михайлова)
    От себя добавлю информацию взятую из лекций Полищука. " Разбомбить аэродром Дугино советским летчикам ни как не удавалось. Мало того возвращаясь из полета наши бомбордировщики подвергались нападению немецких ассов взлетевших с якобы только что уничтоженного аэродрома! Это было похоже нна мистику. Так продолжалось до тех пор пока на одном из наших самолетов не оказался один из летчиков в прошлом работник стройки аэродрома в Дугино. Так как он работал там в качестве инженера среднего звена и выполнял при строительстве облет аэродрома изучая розу ветров, он заметил маленькую деталь: заходя с востока на аэродром полагается ПЕРЕлететь железную дорогу, но советские самолеты обнаруживали цель НЕ ДОлетая железной дороги. Вернувшись из полета, он написал рапорт по данной ситуации...
    Класс! 4
    Ответить
    Поделиться

    24 апр 2014
    Екатерина Бормотова
    Замечательный материал! Спасибо , Елена.
    Класс!
    Ответить
    Поделиться

    24 апр 2014
    Екатерина Бормотова
    Кстати, Лена, Петр Синельщиков написал, что летом будут заниматься изучением "Немецкого" Дугинского аэродрома. Это его материалы на сайте про аэродромы https://maps.google.com/maps?q=55.67357,34.22264&t=h
    Класс!
    Ответить
    Поделиться

    24 апр 2014
    Елена Дуюнова (Михайлова) ответила Екатерине
    Ну, я же обещала
    Класс!
    Ответить
    Поделиться

    24 апр 2014
    Екатерина Бормотова

    Класс!
    Ответить
    Поделиться

    24 апр 2014
    Елена Дуюнова (Михайлова) ответила Екатерине
    А почему его называют немецкий аэродром, ведь его же сторили еще до войны СССР совместно с немецкими специалистами?
    Класс!
    Ответить
    Поделиться

    24 апр 2014
    Екатерина Бормотова
    До войны, я так понимаю, строили возле Левшино. А этот во время немецкой оккупации строили немцы силами военнопленных. Или я ошибаюсь...?
    Класс!
    Ответить
    Поделиться

    24 апр 2014
    Елена Дуюнова (Михайлова) ответила Екатерине
    Может быть...
    Класс!
    Ответить
    Поделиться

    24 апр 2014
    Екатерина Бормотова
    Как выяснилось, их действительно два. Один-возле Левшино, второй, в одном км от него, южнее Дугино. Но от его покрытия практически ничего не осталось, в советское время разобрали для строительства, на фундаменты...
    Класс! 1
    Ответить
    Поделиться

    25 апр 2016
    Александр Кочанов
    Интересный материал. Спасибо автору статьи и внесшим уточнения.
    Класс! 1
    Ответить
    Поделиться

    25 апр 2016
    Екатерина Бормотова ответила Александру
    Пожалуйста! Рада, что Вам понравил
     
    Последнее редактирование: 15 мар 2019
    Пользователь удалён и Karlsonn нравится это.
  2. Offline

    alexex108 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    13 июн 2015
    Сообщения:
    198
    Спасибо SB:
    366
    Отзывы:
    17
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    история края.
    Не могу вспомнить, где видел немецкое аэрофото с расположенном аэродромом ниже Ледищ. То ли на этом сайте, то ли ещё где то.
    Сообщения объединены, 20 мар 2019, время первого редактирования 20 мар 2019
    А со слов людей которые уверяют, что помнят остатки аэродрома и технических построек к нему он располагался вот тут
    карта.jpg
     
    PaulZibert нравится это.
  3. Offline

    Karlsonn Поручикъ

    Регистрация:
    18 июн 2011
    Сообщения:
    93
    Спасибо SB:
    54
    Отзывы:
    4
    Из:
    Москва
    Вот немецкая аэрофотосъёмка Дедюрёво, Ледище и Хохлово.
    Dedjurewo  054.jpg
     
    fanat1k-87 и Юлиа нравится это.
  4. Offline

    alexex108 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    13 июн 2015
    Сообщения:
    198
    Спасибо SB:
    366
    Отзывы:
    17
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    история края.
  5. Offline

    Alenka70 Новобранец

    Регистрация:
    7 янв 2019
    Сообщения:
    4
    Спасибо SB:
    2
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Карелия
    Интересы:
    Поиск предков
  6. Offline

    alexex108 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    13 июн 2015
    Сообщения:
    198
    Спасибо SB:
    366
    Отзывы:
    17
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    история края.
  7. Offline

    Alenka70 Новобранец

    Регистрация:
    7 янв 2019
    Сообщения:
    4
    Спасибо SB:
    2
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Карелия
    Интересы:
    Поиск предков
    Люди Смоленской губернии Ново-Дугинского уезда деревень Лопаково и Вражки.
     
  8. Offline

    alexex108 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    13 июн 2015
    Сообщения:
    198
    Спасибо SB:
    366
    Отзывы:
    17
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    история края.
    по ссылке у меня выходит:
    0000000000000000000.jpg
     
  9. Offline

    Alenka70 Новобранец

    Регистрация:
    7 янв 2019
    Сообщения:
    4
    Спасибо SB:
    2
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Карелия
    Интересы:
    Поиск предков
    Поисковая тема пользователя- фамилии Мельникова, Тарасенко
     
  10. Offline

    Olga Lom Фельдфебель

    Регистрация:
    30 дек 2018
    Сообщения:
    43
    Спасибо SB:
    24
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Интересы:
    Генеалогические исследование
    Здравствуйте Уважаемые форумчане! Очень заинтересовалась Вашей темой на этом форуме, так имею хоть и косвенное, но отношение к краю селу Тёсово и близлежащим деревням, а именно Матвейково, Томилиха и Бурцево. Мои прадедушка и прабабушка жили в деревне Матвейково, затем в деревне Бурцево, а оттуда Божьей милостью переехали в город Ельню (Смоленская область), их звали Анна Ивановна и Георгий ??? Ломоносовы. Прадед Георгий умер рано, от какой-то инфекции. У них было 11 детей. Старшие дети разъехались, а прабабушка и трое младших детей оставались жить в деревне Бурцево, по рассказам моей бабушки - Клавдии Георгиевны Ломоносовой (в девичестве), в Бурцево у них был большой дом с двойными дубовыми полами, после их отъезда в Ельню в этом доме расположилась школа (возможно начальная, этого бабушка не знала). Бабушкин брат Василий Георгиевич Ломоносов прошёл всю войну, был награждён множеством орденов и медалей, а их сестра Елена Георгиевна Ломоносова была во время войны санитаркой. После войны Василий Георгиевич окончил финансово-экономический институт в Смоленске и был направлен в Ельнинский район председателем колхоза им. М. Горького (дер. Шарапово). Колхоз считался миллионером, Василий Георгиевич был толковым хозяйственником и руководителем. Умер он 1982 году, похоронен в Ельне, моя бабушка Клавдия Георгиевна умерла в 2012 году, а Елена Георгиевна трагически погибла в 1960-е годы, вскоре умерла и их мать Анна Ивановна Ломоносова. Спасибо всем кто прочитал мою небольшую историю. А интересует меня сейчас вот что - существует ли деревня Бурцево и есть ли там школа, или дом который был бы похож на тот в котором могли жить моя прабабушка с детьми, с двойными дубовыми полами, предполагаю, что дом был крепкий, добротный, раз потом там организовали школу.
     
    alexex108 и Оливарес нравится это.
  11. Offline

    Оливарес Фельдфебель

    Регистрация:
    14 апр 2016
    Сообщения:
    53
    Спасибо SB:
    66
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    история Смоленской области
    Бурцево, конечно, существует. На карте даже школа отмечена. В самой деревне я не был, только проезжаю ее каждый раз по дороге Гагарин-Новодугино. Помню, что на дороге стоит большой магазин советской постройки, но, кажется, он давно закрыт.
     
  12. Offline

    Olga Lom Фельдфебель

    Регистрация:
    30 дек 2018
    Сообщения:
    43
    Спасибо SB:
    24
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Интересы:
    Генеалогические исследование
    Спасибо большое за ответ! Так хочется попасть в Ваши края, говорят много Ломоносовых похоронены в этих деревнях и селе Тёсово, где они возможно жили, так как у прадеда Георгия была лавка и её разгромили крестьяне во время революции (((
    Сообщения объединены, 10 апр 2019, время первого редактирования 10 апр 2019
    Алексей, а не проводили Вы свои исследования в деревнях Екатериновка и Татарка, они существуют и сейчас. В Татарке была усадьба помещика Ломоносова.
     
  13. Offline

    Olga Lom Фельдфебель

    Регистрация:
    30 дек 2018
    Сообщения:
    43
    Спасибо SB:
    24
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Интересы:
    Генеалогические исследование
    Здравствуйте. А как звали вашего отца? И может быть знаете по именам бабушку дедушку со стороны Ломоносовых? Георгий и Анна Ивановна Ломоносова мои прабабушка и прадедушка из деревни Бурцево, у них было 11 детей.
     
  14. Offline

    Любовь Н. тверская смолянка

    Регистрация:
    15 дек 2014
    Сообщения:
    4.806
    Спасибо SB:
    11.628
    Отзывы:
    330
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Тверь-Смоленск
    Интересы:
    генеалогия
    Трудно надеяться, что кто-то знает чужих прадедов, когда и своих многие не знают. Но может быть, Вам повезет Ohh
     
    Последнее редактирование: 11 апр 2019
    Юлиа нравится это.
  15. Offline

    Babarin Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 май 2010
    Сообщения:
    3.700
    Спасибо SB:
    5.883
    Отзывы:
    179
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Олег
    Интересы:
    Генеалогия, краеведение
    Василий Георгиевич Ломоносов (его награды) http://podvignaroda.ru/?#tab=navPeople_search
    последний результат - полный тезка из г. Ломоносов Ленинградской области.
    1 Ломоносов Василий Георгиевич
    __.__.1923 / мл. сержант / Медаль «За боевые заслуги».
    2 Ломоносов Василий Георгиевич
    __.__.1923 / ст. сержант / Орден Красной Звезды.
    3 Ломоносов Василий Георгиевич
    __.__.1923 / ст. сержант / Орден Отечественной войны II степени.
    4 Ломоносов Василий Георгиевич
    __.__.1923 / ст. сержант / .
    Место рождения указано д. Бурцево Новодугинского р-на.
    Сообщения объединены, 11 апр 2019, время первого редактирования 11 апр 2019
    а вот на ОБД из Новодугинского района сплошь Ивановичи
    https://obd-memorial.ru/html/search...000011111110&entities=24,28,27,23,34,22,20,21
     
  16. Offline

    alexex108 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    13 июн 2015
    Сообщения:
    198
    Спасибо SB:
    366
    Отзывы:
    17
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    история края.
    Ломоносов Николай Федорович был в Тёсове заслуженным учителем, в 20х - 30х годах прошлого века был прислан в село, от куда Лидия Николаевна (тёща) сказать не может. У Николая Фёдоровича был приёмный сын Николай. Сын женился на Анне Сергеевне, в последствии глав врач села Тёсова. По отзывам, врачом была как говорится от бога.
    По словам Лидии Николаевны, Николай Фёдорович очень активно собирал информацию по краеведению, вёл дневники, ходил по старожилам и записывал их воспоминания. Была у него большая коллекция фотографий жителей района. Куда делись эти дневники не кто не знает....
     
    Юлиа и Olga Lom нравится это.
  17. Offline

    Olga Lom Фельдфебель

    Регистрация:
    30 дек 2018
    Сообщения:
    43
    Спасибо SB:
    24
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Интересы:
    Генеалогические исследование
    Здравствуйте. Спасибо за информацию, я знаю что у Анны Сергеевны и Ивана Николаевича была дочь Татьяна, она уехала из Новодугинского района ещё в молодости, у неё есть сын Иван Фомин, он живёт в городе Новороссийске. Может быть дневники и записи Николая Фёдоровича хранятся в их семье.
    Сообщения объединены, 14 апр 2019, время первого редактирования 14 апр 2019
    Сына звали Иван Николаевич, я не знаю был ли он приёмным, но именно он был женат на Анне Сергеевне, главвраче больницы .
    Сообщения объединены, 14 апр 2019
    http://www.smolnecropol.ru/index.ph...1007:lomonosov&catid=83:novodugino&Itemid=125
     
  18. Offline

    alexex108 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    13 июн 2015
    Сообщения:
    198
    Спасибо SB:
    366
    Отзывы:
    17
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    история края.
    Да, моя ошибка. Сын приёмный Иван.
    Сообщения объединены, 14 апр 2019, время первого редактирования 14 апр 2019
    Родной Гигорий умер в 20х годах, на Тёсовском кладбище была могила с плитой.
     
  19. Offline

    Olga Lom Фельдфебель

    Регистрация:
    30 дек 2018
    Сообщения:
    43
    Спасибо SB:
    24
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Интересы:
    Генеалогические исследование
    А известно что-нибудь про Григория - где жил, имел ли детей?
     
  20. Offline

    alexex108 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    13 июн 2015
    Сообщения:
    198
    Спасибо SB:
    366
    Отзывы:
    17
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    история края.
    Он умер ребёнком на сколько я понял.
     

Поделиться этой страницей