Спасибо, коллега, у меня тоже медленно идёт, но вот подходит к концу. За 4 года, пока делаю музей в одного, только месяц назад пришли четверо учителей истории, ознакомиться, и к конкурсам детей готовить. Радует, что пару лет уже как потихоньку классы приводят смотреть витрины отдельные. Несколько человек подготовили работы на конкурс, на базе музея, выступив экскурсоводами. Но широкое привлечение, конечно, дело будущего - после открытия, осталось буквально чуть-чуть. Про пассивность - например целый ряд портретов Бессмертного полка, школа 1800 человек, думал мест не хватит на все портреты, начал собирать через учителей со всех... ещё половину не заполнил... вот так.. выложу покажу Бессмертный полк чуть позже. Про очистку экспонатов и подготовку их к экспонированию, консервацию. Изучал кучу всяких методов, пожалуй расскажу тоже дальше в теме про это, тем более выбрал самое простое и эффективное. Всё что собрал по железу за много лет тоже не чистил, многое товарищи отдали, поэтому кучу времени ушло на очистку и консервацию. В целом хотел уйти от традиционного поискового "железного" музея. На мой взгляд часто наваливают железа, без подписей, и это несведущим людям непонятно, не очень интересно...
Сейчас современный тренд это интерактивный музей, где все можно потрогать пощупать и как-то по взаимодействовать с предметами. У нас после чистки идет покрытие танином и церезином, так что потом можно руками все трогать и руки чистые и предмету ничего не будет. Планирую какой-то интерактив со всем этим проделать в будущем, а экскурсии будут сами дети вести, уже есть те, кто прям горит
Финальным завершающим штрихом в коридоре на подходе к музейному залу стал школьный Бессмертный полк напротив стены с картинами. Под Бессмертный полк ранее отдельно была сделана подсветка - лента. Сначала закупка и развес рамок под портреты ветеранов. итоговое Дочь не бросила отца в тяжелом деле монотонного массового вкладывания портретов в рамки Ну и размещение уже готовых портретов, потом было постепенное добавление и еще наполнять и расширять надо ряды Подписи к портретам Бессмертного полка школы максимально сжатые, основные сведения Размещены портреты воевавших дедов-прадедов-прапрадедов учеников и учителей. По каждому информацию проверяю и беру данные баз с Памяти и Подвига народа. Для примера оформления несколько портретов с подписями: Надеюсь, постепенно соберем максимум портретов и заполним рамки.
Таблички я изготавливаю сам. Этим знанием со мной поделились в филиае Музея Победы. По этой технологии сделаны все таблички на Поклонной горе. Для музея решил взять тот же формат. Технология следующая: 1) Основа таблички - пенокартон, 3 мм, черный. Продается в разных размерах, я взял большие листы, они упаковками по 10 шт. 2) По шаблонному формату подписи экспонатов заполняются, затем лист с подписями и фотографиями печатается на фотобумаге, 160-180 плотность, Lomond. 3) Напечатанные листы клеятся на пенокартнон, равонмерно прижимаются. Клей по бумаге, я использую обычный клей-карандаш. Высыхает. 4) Очень острым лезвием резака, лезвие постоянно подновляется подломом секций, с помощью металлической! линейки, четкими надрезами под 90 градусов вырезается каждая табличка из большого листа. Новизна (острота) лезвия, линейка - дают правильную ровную кромку. 5) Получаются отдельные объемные таблички. Подписи, копии документов, фотографии, плакаты. Так можно сделать всё на объемное основе. Смотрится в разы выигрышнее просто размещения бумаги. 6) Получившаяся табличка клеится в зависимости от поверхности: к тканевому заднику витрины - на двухсторонний объемный скотч, при этом есть возможность "переместить" табличку, поправить, выравнять, приклеить в другое место - она отклеивается с усилием и снова приклеивается. При наклеивании на пластик полок или стены - тонкий двухсторонний бумажный скотч, при размещении на стекле, прозрачный 3М. Вот примеры, как подобные подписи в Музее Победы смотрятся: Мне выдали в музее образцы, на основании которых сделал аналогичного формата, текста и фона и общей компоновки шаблоны Коллеги из типографии на работе помолги сделать четыре основных шаблона подписей (по размерам) 125х30 мм 125х45 мм 125х70 мм 180х60 мм Этих типоразмеров хватает на все случаи жизни в любой витрине с любым экспонатом Пример- сначала напечатанное на фотобумаге по шаблонам можно вырезать Далее пример - наклеенный объем на лист пенокартона перед вырезанием каждой таблички отдельно Отдельно вырезанные резаком по линейке таблички Далее пример размещения на пенокартоне подписей, фотографий, карт, и их крепление на полках и задниках Как-то так. Скажу одно - этикетаж - это самое объемное при подготовке музея. Одна витрина, внешне не так много подписей, вмещает в себя 50-60 страниц машинописного текста. То есть над одной витриной работаю минимум два месяца...
Тут я скажу про \новый музейный тренд\.Сначала в нашем музее все подписали , разложили , через время что посетителям понравилось спёрли , и тут я спасаю ситуацию. Витрины застеклить и прочее. Всё равно спёрли парадную шпагу германскую. Музей в помещении подвальном с туалетом и форточкой, сигнализации не было лет 10.
Коллеги, исходя из сообщений в личку - если кому-то пригодятся шаблоны для этикетажа для создания подписей по формату, например для оформления музея действующего или конкретных витрин - готов выслать файлы на электронную почту, пишите
После монтажных витринных работ, подготовки задников и поликов, возникает стандартный музейный вопрос - как экспонировать? На чём: крепления, держатели, полки и т.д. Сначала пробовал найти решение готовых полок. Пересмотрел многое, что-то типа такого на просторах маркетплейсов: Но не подходит абсолютно. Не потому что для магазинов и стандартных витрин, а потому что толщина маленькая и хрупкое, капризное для монтажа. Решил отрисовать основные типоразмеры полок (как и в случае с типовыми размерами табличек-подписей), которые нужно иметь в запасе на все случаи жизни, и найти производство, работающее с оргстеклом. И такое производство нашлось! Спасибо Виктору Ларину, который взялся за это неблагодарное дело - гнуть и подгонять бесконечные полки и прижимные стёкла, опираясь на мои кривенькие чертёжики. Первые эксперименты с пилотными образцами и образцами табличек Всего было выделено 5 основных типоразмеров: полка прямая большая полка прямая малая полка под углом малая с удерживающей кромкой, сверху отдельное прижимное стекло полка под углом широкая с удерживающей кромкой, сверху отдельное прижимное стекло полка под углом длинная с удерживающей кромкой, сверху отдельное прижимное стекло Как показала практика, подобных видов и размеров универсально хватает для небольших экспонатов и моделей (полки), документов, фотографий, листовок, писем и т.д., требующих размещения для экспонирования под углом и дополнительной защищённости и хранения в расправленном состоянии. Зачастую наклонные полки использовались без прижимных стёкол для объемных экспонатов, например книг. Нижняя кромка надёжно удерживает размещенное на ней от сваливания. Также остро встал вопрос о размещении бумажных носителей вертикально на задниках витрин, надёжно и оптимально для просмотра и хранения. Решил отрисовать и изготовить стёкла с отверстиями под саморезы в углах, пробовал угадать и изготавливали типовые, однако при таком варианте крепления оказалось оптимальным делать стёкла индивидуально под каждую единицу-экспонат под конкретный размер. Приехала одна из первых партий: Смотрится и используется приблизительно так: Также появляется необходимость размещать бумажные оригиналы документов на боковых поверхностях стеклянных витрин, в основном это широкий формат или хрупкие экспонаты. Для этого отрисовал так называемые "карманы". Суть в том, что оргстекло под индивидуальный размер экспоната сгибается пополам с очень плотным прилеганием двух поверхностей. Сам сгиб является внутри держателем, а одна из плоскостей этого "кармана" на прозрачный скотч 3М намертво клеится на стекло внутри витрины так, что скотча не заметно, а экспонат читается с двух сторон. Карман клеится изгибом вниз! При этом при желании есть доступ к экспонату. Предварительно, перед фиксацией кармана к витрине, разжимаются две стороны (обычно усилиями двух человек) и бумажный носитель вкладывается и плотно фиксируется внутри кармана, расправленный и нарядный. Пример размещения в кармане: Такие вот "высокие" технологии. Три года эксплуатации показали, что надёжно. Держит, не проседает и не отстает стекло, не мутнеет.
Перед размещением в витрине экспонаты должны быть так или иначе обработаны и подготовлены, и это, прежде всего, касается найденных на местах боёв вещей. Считается, что в ржавом металле продолжаются процессы (как и в дереве, коже и резине) которые дальше разрушают структуру (если есть, что разрушать). Я никогда не интересовался и не занимался очисткой, ну не любитель я этого процесса, как рыбак, который не любит чистить рыбу. Всё, что скапливалось, то хранилось как есть до лучших времен. Но, после примерного распределения копаных экспонатов по витринам будущего музея стало понятно, что без очистки и консервации обойтись нельзя никак. Пришлось учиться и экспериментировать... Изучение способов очистки и пробы разных методов привели к одному - лучше и эффективнее по совокупности, чем щавелевая кислота, найти сложно. Но и тут есть свои плюсы и минусы. Экзерсисы по подготовке железа к музею привели к следующиму щавелевому алгоритму: 1) железо перед кислотой вымачивать несколько дней в воде, готовя его структуру к воздействию щавелки. Чем дольше отмачивать - тем лучше, куча ржавчины отходит еще до кислочения. 2) кислоту (порошок) добавлять в тёплую воду (либо тёплую воду добавлять в емкость с уже заложенными объектами чистки и засыпанными щавелкой). Теплая вода сильно ускоряет реакцию. 3) Моя выведенная экспериментами пропорция - 150-200 гр волшебного порошка на большое ведро воды. Отмеряю-отсыпаю стопками по 50 гр. Если чистить в больших емкостях большие железки - это не значит, что нужно пропорционально увеличивать количество кислоты и шизгарить её по пол-кило. Кислота работает по моим наблюдениям и в малых количествах. Кстати свойства свои и после цикла одной чистки не теряет особо. 4) Погружение металла лучше полное, чтобы обойтись без переворачиваний, чтобы не поиметь "ватерлинию" на кромке воды и видимую разницу в поочередной очисте разных частей. 5) Не нужно думать, что смело на 12-24 часа можно оставлять кислотиться металл! Лучше проверять почаще степень интенсивности работы кислоты. Особенно если речь идет о сохранении и вытягивании родной краски, надписей и т.д. Всё самое лучшее происходит в первые 3-4 часа и это видно - жижа становится прозрачнее и на металл выпадает желтый осадок, реакция значит идёт полным ходом. 6) В процессе работы кислоты (В ПЕРЧАТКАХ) можно немного ей помогать губками и мягкими щетками. 7) Когда кажется что кислота достаточно очистила - значит не кажется! пора доставать, а не еще чуть-чуть Главная опасность - кислота сядет в металл, особенно в каверны так, что эту желтизну вывести из металла очень сложно. Да, спалить краску и линии краски тоже легко. Родная краска меняет свой цвет, иногда превращаясь в свой призрак. 8) После того как достали объект, лучше сразу погрузить полностью в другую емкость с водой. Промывать проточной водой это немного не то - не вся кислота во всяких полостях контактирует с водой и тормозится реакция. 9) Нейтрализация кислоты сразу после промывки водой - щелочью, хозяйственное мыло, для верности раствор мыла (в идеале), замачивание всего предмета погружением в щелочь. Опять щетки и губки. Затем полная и долгая сушка. 10) Консервация очищенного и подготовка к размещению в витрине. Решение выбрал простое - лак для волос, просто хороший объем женского лака в балонах под давлением, желательно без особого запаха и не липкого после высыхания. Это только подбором и тестом разных лаков, не дорогих, естественно. 11) Высушенная хорошо вещь лачится со всех сторон, равномерно, стараясь не перебарщивать и не делать белесых волн-подтёков. Итоговое размещение очищенных экспонатов и несколько лет в витринах показывают, что лак не исчезает, не тускнеет и сохраняет контрастирование фактуры предмета. Выводы делаю такие, что вся эта е... процесс ... стоит тех предметов, где реально вытянуть слой краски и надписи. Однако, я честно чистил и чернину откровенную, и консервировал также лаком, чтобы в витрины одинаково готовить абсолютно всё. Кожа и дерево по-разному умные умелые люди обрабатывают. В основном всё вокруг глицерина, лаков и растворов разных мастей, даже клеевых. Лаки меньше требуют ухода, но на дереве и коже так себе держатся. Глицерин и прочее такое требуют подновления и притягивают пыль. Я за глицерин для кожи и лак для остального. В настоящих больших музеях по уму обрабатываю (наверное) с какой-то периодичностью экспонаты витрин специальными средствами. В моем случае я, конечно же, упростил. Понятно, что есть много методов мягкой и жесткой чистки, способов консервации и т.д. Может быть для музеев кто-то подскажет ещё эффективные и относительно доступные и простые? Не претендую на правильность, это просто про свой опыт. На паре примеров очистки и размещения: до замачивания замачивание в воде до кислочения в щавелевой ванне изволим купаться В витрину "Оборона Москвы" нужно было подготовить одну из трех СШ-36, лежавших у меня с незапамятных времен. Пришло их время, и время экспериментов. Нужна была самая смотрибельная, со звездой и в краске. На всех трех были звезды, да и краска: на двух трафаретная звезда с тонкими линиями и серпом и молотом, и на третьей - жирненькая такая звезда. Купание первого образца, ну и так далее Купание следующего До кучи еще и СШ-40 в первый эксперимент попал после щавелки В итоге была выбрана для витрины каска с жирненькой звездой, вот так заняла она своё место в итоге: Остальные две в обменном фонде музея Еще на примере подготовки одного экспоната - СН. Последовательность та же: вымачивание в воде, купание в щавелке, полоскание и нейтрализация кислоты мылом, сушка и покрытие лаком, затем - в витрину. Этот нагрудник в витрине о Сталинграде После пары суток вымачивания в водичке 12 часов купания в щавелевой кислоте Ну и итоговое в витрине Одним словом, кислота творит чудеса, даже, казалось бы, на самых безнадежно ржавых предметах! Ну, и про смешной, да не очень-то момент кислочения. Очень важно, где это делать и когда. Во-первых, нужно тёплое время года. Можно конечно и в квартире....ну такое себе. Я полоскал и чистил на общественном открытом балконе многоэтажки. И всё бы ничего, да вот печаль, недосмотрел как-то и лопнуло ведро с кислотно-ржавой водой... жара, лето, а на открытом общественном былконе стандартные отверстия-стоки под воду, и сток наружу на стенки и балконы жижа через стоки залила все стенки фасадов балконов угадил я весь свой подъезд. Она вообще ничем не очищалась, невозможно, въелась наглухо и на жаре высохло Что-ж. Пришлось брать валики, ручки длинные, кисти, вёдра краски, и все залитые фасады балконов красить, свешиваясь наружу... Сам сломал, сам исправил. Правда со стен под кирпич ничем так и не вывелось и не оттёрлось Ну и пол балкона, залитый ржой и кислотой, грунтовал и красил Это так, история про то, что с кислотой и ржавчиной надо внимательнее. И еще лучше совсем на природе чистить, на даче, например. Такая вот подготовка экспонатов для музея. А было их за три года почищено на этом балконе множество.
Первая витрина - ВТОРЖЕНИЕ. 22 июня 1941. Она же - первый опыт в монтировании экспозиции внутри витрины. За пару лет переделывал несколько раз, дополняя и меняя местами экспонаты. Задумка была такова - сжато показать и рассказать о первых месяцах войны, о мобилизации, эвакуации, о подвиге защитников Брестской крепости, о напавших на нас врагах. Огромное спасибо моему коллеге Илье Петухову, который смог посодействовать в получении экспонатов для первой витрины нашего музея из Брестской крепости. - не нашел пограничный красно-зеленый столб, чтобы отметить подвиг пограничников, первыми принявшими на себя удар. - не изготовили пока модель Юнкерса-88 в масштабе 1:32, и не нашли в продаже, дефицит. Поэтому И-16 пока таранит винтом воздух. - как отметил Юниор, немецкий панцер неправильной модификации, 1942 г с длинным стволом. Изготовим правильный с коротким стволом по 1941 г.
Отлично! Из неточностей, что бросилась в глаза - немецкую "четверку" нужно заменить. Представленная модификация - это уже 1942-й год и позже. Нужно представить вот такую...
Спасибо большое! Знаю, пока руки не дошли, работали со старыми моделями из 90-х годов, которые я своими ручками собирал, а сейчас все перекрашивали под витрины. Обязательно заменим на образец по 1941 г
Из истории создания первой витрины про начало войны, подробно описанной ранее. С чего начать сбор экспонатов в витрину? Как готовиться к монтажу и приблизительно распределять материал? Откуда брать идеи для визуального понимания? Как подготовить описание и связать в одной витрине много сюжетов и тем под одним общим названием? Приблизительно с такими вопросами я столкнулся впервые и путь воина подсказал, что нужно писать и рисовать. Писать список тем и предметов, которые должны быть показаны. Рисовать то, как это видится хотя бы в первом приближении. Витрина получалась не сразу и, как первый блин, комом. Потом переделывалась. Как говориться: ничего не понятно, но очень интересно Всё это черновики и просто наброски. Далее сырые раскладки по собранному материалу, в размерах относительно размеров задника витрины, чтобы понять что и куда влезет и как и на каком расстоянии размещать. печать этикетажа и расклейка на пенокартонной основе, до вырезания раскладка на необитом еще вынутом заднике витрины Первая витрина в этом плане была самая непонятная и тяжелая, надо было нащупать общий алгоритм и подход Надо сказать о том, что старался изучать, где можно, опыт коллег из Больших музеев. Подсмотреть, а как там у них??? в этом случае незазорно. Ходил по Центральному музею вооруженных сил РФ (Музей ВС) и музею Победы на Поклонке, у Задорожного, по нескольким побольше и поменьше, возвращался по несколько раз в первые два, фиксировал и искал интересные деталии решения, полезную информацию. Тема Брестской крепости. Очень хотелось в витрине передать хоть немного энергии этой знаменитой картины из Музея ВС Собирательный образ о подвиге пограничников, первыми принявших страшный удар - красно-зеленый поваленный врагом столб. Его-то (часть столба, обрубок, возможно с металлическим гербом СССР, или отдельно герб с погранстолба) и не удалось пока найти для экспозиции этой витрины, о чем писал в начале Так или иначе, в каждом музее эта тема затронута, без неё не получится рассказать о самом начале войны. И, конечно, Брестская крепость, Холмские ворота, именно их и решили повторить в миниатюре Вот так они в масштабе на Поклонной горе и Объемная экспозиция Подвиг народа - в начале как раз об обороне крепости, несколько интересных идей подсмотрели Ну и сами ворота, изучали фотографии Изготовление мастером ворот крепости для витрины усл.масштаб 1:35, вручную каждый кирпич Так как нам прислали из Крепости кирпич, то мы как раз определили, что из такого была внешняя кладка, поэтому он занял место в экспозиции рядом Идея с оплавленными кирпичами казематов, кирпичами, металлом из Крепости тоже была замечена в музее ВС РФ. Спасибо, что директор согласился прислать нам всё это. Идея с надписью для рамки с землей из Крепости - из легендарного артефакта, хранящегося всё в том же музее ВС РФ Кстати, саму идею с землей с мест реальных боёв я хотел использовать в Сталинградской витрине. Причём всё в том же музее такая идея реализована в зале по Сталинграду: Но, так как прислали землю из Брестской крепости, а из Сталинграда, к сожалению, у меня не было реальной почвы с мест боёв, то идею немного переиграл и реальная земля у нас здесь, конечно в более скромном размещении и объеме. Всё так же по крупным музеям встретились общие материалы по первому этапу войны, без которых нельзя было обойтись, но нужно было вместить их в малый объем. У них-то места побольше)) Идея с повесткой на фронт. К сожалению не могу найти нигде оригинал повестки, хотя по идее, их миллионами рассылали призываемым мужчинам. Тиражи не малые... но нет Здесь кое что увидел из фотографий, которые разместил В музее Победы на Поклонке подсмотрел идею размещения центральной темы для витрины. Родина-Мать, ощетинившиеся штыки на заднем плане плаката и игольчатый штык. К этому в витрине еще добавил фото штыковой подготовки по 1941 г. а здесь обращение Сталина о необходимости мобилизации, у меня размещен оригинал на боковой части витрины. Репродуктор уехал в витрину Блокада Ленинграда, точнее - над ней. Из того, что реальовано не в полной мере, не до конца Изначально идея была разместить под потолком модели 1:16 масштабе. Вот, как в музее ВС РФ Нашли чертежи и хотели делать ручками сами все самолеты под потолок, но не сдюжили. Очень объемная работа 1:16 руками. А таких моделей пять штук... Даже 3Д модель для печати смотрели. То там столько смолы надо в 1:16, что это золотой самолет! и нелегкий совсем, а ему висеть надо. Одним словом остановились на масштабе 1:32. Тем более нашелся еще и экспонат - "Иллюстрированная Газета" от июля 1941 года с рисунком тарана И-16 немецкого Ю-88. Решено было повторить отрубание хвоста под потолком! Причем внутри тоже интересно, но всего, к сожалению, в витрине при экспонировании не показать, увы и ах и подель Ю-88 тоже отрисовали и нашли, осталось сделать И-16 сделали. Пока ишак таранит воздух и рубит его и рубит винтом, но он ждет свой юнкерс, как и мы все Еще была дилемма. Атлас Майера - интереснейшее свидетельство времени. А какой картой размещать его в витрину? Была, например, идея открыть на территориальном делении НСДАП (как характеристика времени) и разместить частично оккупантские экспонаты на этой карте: Но всё же в финальной пока версии витрины решил открыть на развороте СССР и использовать для экспозиции немецкую карту Советского Союза, на который фашисты напали вскоре после издания этого атласа. Не поместил в витрину эту картину, а изначально хотел. Она не совсем в формате музейном и витринном, но заставляет задуматься... Не поместилось в витрину пока что и вот такое интересное издание журнала "Пионер" за июль-август 1941 года. Причём в нём есть всё, что представлено отдельно: и обращение И.В.Сталина, и воздушный таран с обрубанием хвоста винтом, и еще интересное. Не знаю как экспонировать. Не разместил в витрине и отобранную ранее фото по московскому метро Также очень хотел разместить это фото, но опасаюсь, что не все посетители музея воспримут... Татьяна Онищенко с дочкой на руках, смертельно раненой осколками немецкой бомбы. Подмосковье Такая вот работа была проведена по первой витрине. По-прежнему остаюсь благодарен за конструктивную критику и подсказки.
Добрый день! Смотря что, если очищенное кислотой, где вытягивал краску - то лаком для волос, в принципе он нейтральный и матовый
Пожалуйста! Лак для волос нужно подобрать наиболее нейтральный, с точки зрения запаха и высыхания, чтобы после он не особо липкий был. Я попадал так, что приходилось смывать и наносить другой. Да, плюс лака для волос относительно автолаков и тд, можно всегда удалить