Каменная однопрестольная церковь в селе Клетки была построена в 1856 году. Престол освящен во имя Святой Живоначальной Троицы. Троицкий храм построен женой коллежского секретаря Екатериной Федоровной Ильиной.
Государственный архив Смоленской области. Фонд 1544. Опись 1. Ед. хр. 1338. Опросные листы о церковных и монастырских архивах. 1924 год.
КЛЕТКИ, деревня (село) Клетковский с/совет: Клетки, Дуденки, Клестово, Константиново, Фоминское, участки Фоминские, Федоровское, Раслово, Гришино, Ст. Ляды, Н-Ляды, Корначи, Барсуки, Н. Веселое. Расположение С 1861г. по 1927г. – Дуденская волость Дорогобужский уезд С 1929г. по 1939г. – входила в состав Клетковского с/с Всходского р-на, Смоленской области С 1939г. по 1954г. – входила в состав Клетковского с/с Семлевского района Смоленской области С 1954г. по 1960г. – входила в состав Хмельниковского с/с Семлевского района Смоленской области С 1960г. по 1961г. - входила в состав Клетковского с/с Всходского р-на, Смоленской области С 1961г. по 1962г. - входила в состав Мытишинского с/с Угранского р-на, Смоленской области С 1965г. по 2010г. – в составе Мытишинского с/с Угранского района Смоленской области Топонимика Памятники, памятные места Каменная однопрестольная церковь в селе Клетки была построена в 1856 году. Престол освящен во имя Святой Живоначальной Троицы. Троицкий храм построен женой коллежского секретаря Екатериной Федоровной Ильиной. Иерей - Бородкин Стефан – в списке пострадавших за веру от 15 августа 1919г. Дьякон – Трофимов Яков История ХVII век ХVIII век ХIХ век В 1860г. в селе Клетки Ильиной Екатерине Федоровне принадлежало 15 дворовых крестьян м.п. В 1895г. были устроены отделения уездного земского сельскохозяйственного склада и при с. Клетки Дуденской волости, «причем продавцам было назначено вознаграждение в размере 5% со стоимости продаваемых предметов и 10% со стоимости кос». Главными предметами продажи были одноконные крестьянские плуги, клеверные семена, косы, железо для кустарей, а с 1897г. широким спросом стали пользоваться также и балки. ХХ век Период 1941-1943г. "Аня Соболева из дер. Клетки Семлевского района: "Узнав о том, что население деревни помогало партизанам, немцы согнали всех мужчин от 15 до 65 лет в один дом, продержали там три дня, не давая ни есть ни пить, а после избили палками, многих до смерти. Однако самое страшное еще только ждало жителей деревни. Перед своим отступлением в 1943 г. немцы сожгли Клетки. " Собрали всех жителей этой деревни. Загнали в один большой дом. Там были и женщины, и дети разного возраста. В этом самом страшном мучении были мои родные. Бабушка шестидесяти лет, две тети и трое детей. Когда их загнали, то взяли забили кругом окна, двери, все щели. И дом подожгли. А немецкие автоматчики залегли вокруг этого дома. Когда дом загорелся и начал гореть внутри, то там и случилось целое бешенство. Слышался крик и вопли плачущих. Все рвались вон, но нельзя было вырваться. Моя бабушка на руках с ребенком выбежала на крыльцо, и фашистские подлецы застрелили ее здесь. А одна женщина, когда уходила из дома, то она взяла с собой шелку несколько метров и обвязалась кругом. И этим путем она смогла вылезти в одну щель и уйти, но по ней стреляли, но она осталась жива и эту историю рассказывала", с болью вспоминает девушка." Источник: https://lektsii.org/6-98430.html Репрессированы: - Трофимов Федор Яковлевич. Родился в 1893 г., с. Клетки Дорогобужского уезда Смоленской губ.; русский; сын дьякона. образование высшее (Киевский коммерческий институт, Духовная семинария); б/п; главный бухгалтер на строительстве Сталинской водопроводной станции (вольнонаемный). Проживал: Смоленская обл., г. Вязьма, ул. Комсомольская, д. 87.. Арестован 28 января 1938 г. 4 декабря 1929 г. Вяземским окротделом ОГПУ Западной обл. Приговорен: тройкой при УНКВД по Московской обл. 2 февраля 1938 г., обв.: 58 - 10, 11: контрреволюционной агитации среди сотрудников и в том, что был в прошлом активным меньшевиком. Приговор: расстрел. Расстрелян 5 февраля 1938 г. Место захоронения - место захоронения - Московская обл., Бутово. Реабилитирован 21 июня 1957 г. Президиум Мосгорсуда - Бородкин Стефан, иерей – в списке пострадавших за веру от 15 августа 1919г. В «Кратком описании церквей Смоленской епархии» (Смоленск. 1898 г. Вып. 1. С. 259): священник села Клетки Дорогобужского уезда Стефан Андреевич Бородкин, 28 лет, окончил духовную семинарию в 1892 г., священник с 1896 г. Погибшие уроженцы д.Клетки в период советско-финской войны: - Баношкин Иван Савельевич, 1914г.р. РСФСР. Смоленская обл. Всходский р-н. д.Клетки. Призван Всходским РВК. Красноармеец. погиб в бою 04.02.1940г Погибшие мирные жители в д.Клетки в период Великой Отечественной войны: - Логунов Николай, житель д.Клетки Клетковского с/с, председатель колхоза. Расстрелян немцами в 1942г. за связь с партизанами. - Радченков, житель д.Клетки Клетковского с/с. Расстрелян полицаями в ноябре 1942г. за связь с партизанами. - Сиваков, житель д.Клетки Клетковского с/с, учитель. Расстрелян немцами в 1942г. за связь с партизанами. Его труп извлечен из д.Семлево Поляновского с/с. Знаменитые люди Воспоминания Деревня Клетки - живописное местечко нашего района. Она расположена на возвышенности, которую огибает полукольцо небольшой речки. До Октябрьской революции нынешняя территория деревни и земли, расположенные южнее, принадлежали попу. Восточнее Клеток находилась усадьба помещика Маслова, владевшего 1500 десятинами земельных угодий. Между Клетками и помещичьей землей находилось озеро. Красивое и величавое, оно было радостью для помещика и горем для крестьян. Большой доход получал Маслов от мельницы, установленной на этом озере, но эти же озерные воды заливали часть земель крестьян деревни Федоровское. Неоднократные ходатайства крестьян об уменьшении уровня воды в озере всегда наталкивались на стену равнодушия государственных чиновников. На север от Клеток был расположен лесопильный завод, где клетковские крестьяне за ничтожные гроши работали на помещика по 10—14 часов в сутки: валили, пилили и доставляли лес на своих лошаденках в Вязьму и другие места. Тяжело жилось крестьянам. Чтобы содержать свои семьи, они вынуждены были уходить на сезонные заработки. В 1914 году помещик Маслов продал всю свою землю крестьянам, приехавшим из Могилевской, Гомельской и Витебской областей. На этой земле крестьяне и основали хутор Клетки. До Октябрьской революции здесь не было больницы и школы. Лечили знахари, учил поп. И только Октябрь принес клетковским крестьянам настоящее освобождение от власти помещиков. Наступил 1930 год. Шла большая работа по коллективизации сельского хозяйства. Некоторые клетковские крестьяне, в основном бедняки, встретили ее безоговорочно, зажиточные - в штыки. Первыми подали заявления в колхоз Петр Хотенков, Ефрем Петухов, Тимофей Щербаков, Емельян Севбишев, Андрей Капитонов и другие. И в марте 1930 года здесь был организован колхоз. Первые же годы после коллективизации подтвердили жизненную силу колхозов. Они окрепли, увеличили посевную площадь и поголовье скота, возросло материальное благосостояние колхозников, их культурный уровень. И в 1939 году Клетки уже превращаются из маленького хутора в большую деревню, где находится сельсовет, медпункт, контора сельпо, пекарня, магазин, изба-читальня, библиотека. И. Бакутин, дер. Федоровское, записано в1967г. Упоминание в литературе Соколов-Микитов И.С. «На теплой земле: Повести и рассказы» «Ехал он однажды с родным дядькою Иваном Осиповым в Клетки, в народный суд. В селе Мутишине ... Пощелкивая кнутовищем по пыльным солдатским сапогам, рядом с повозкой идет ямщик, дорогобужский мещанин. Вернулся с ...» Федин К. «Маленькие романы, повести, рассказы» «Дайте Дорогобуж!.. Это что? Дорогобуж?.. Не слышу!.. Не слы-шу! Буда?.. Клетки?.. Это Клетки?.. Дайте Буду!.. Дорогобуж?.. Буда?.. Клетки?.. Он совсем закашлялся, повесил трубку, упал на скамью. Отдышавшись, он махнул ...» Фомичев В.Т. «Слепая память» «Довелось не так уж давно целый месяц провести в отчей Смоленской области, а последнюю треть этого срока — в исчезающей деревеньке Дуденки, в которой всего оставалось пять жителей, причем—один работоспособный. Бывало, на моей еще памяти, один мужицкий угол насчитывал в два раза больше едоков. С неистовой скоростью губит себя наша родина, если учесть, что речь идет о краях, расположенных всего в трехстах километрах от Москвы! Через нитяную речушку Серебрянку — такой же населенный пункт Клетки, правда, полностью обезлюдевший, хотя от непригляда покосившиеся и лишенные крыш, стекол, дверей дома стоят в живописнейшем окружении природы. Жил, да глядя на мерзкое запустение, тужил. О большем же горе ничего не предполагал, не ведал, а узнал — мороз по коже пошел. Оказывается, всего в километре с небольшим нацистские живоглоты предали огню деревню Борьбу с 287-ю ее мирными жителями. Отчаянные крики испускавших дух своими ушами слышала доживавшая в Дуденках последние дни родившаяся тут же и никуда не уезжавшая тетя Маруся.» Шагай вперед, комсомольское племя: сборник материалов, Смоленское книжное изд-во, 1963 «По окончании губсовпартшколы в 1925 году я отказалась от предложенной мне работы в самой губсовпартшколе и лоехала работать женорганизатором в Дуденковскую волость Дорогобужского уезда. Поселилась в селе Клетки» Население 2000г. – нет жителей
2000г. – нет жителей. А еще совсем недавно здесь была пилорама, сырзавод, кузница, школа, магазин, медпункт, библиотека, отделение почты, сберкасса, клуб, в котором через день показывали фильмы. Немного раньше церковь. Всё работало. Сколько же мы потеряли.
Свёл информацию о священниках церкви во имя Святой Живоначальной Троицы в Клетках 1. Михаилъ Ждановъ. Примерно 1869 - 1897 2. Пётр Красев. 1890-е 3. Стефанъ Бородкин. 1890-е Погиб в ноябре 1918 в г. Поречье Священник Александр Зыков был убит в ходе подавления восстания населения против советской власти, которое проходило по всей Смоленской губернии в ноябре 1918 г. 12–13 ноября, во время восстания в Поречье, и в последующие дни, когда здесь проходили карательные акции по отношению к восставшим, жители города, как писал благочинный городских церквей протоиерей П. Березкин, «переживали кошмарные дни. Погибли в это время и священники Успенской церкви: о. Николай Каменцев и о. Стефан Бородкин и Пятницкой — о. Александр Зыков» (Рапорт Поречского градского благочинного). Родственница священника Александра Зыкова В. А. Антипцева сообщает, что «по воспоминаниям и рассказам Юрия, внука Александра Аполлоновича: "В 1918 году в Поречье вспыхнул белогвардейский мятеж. За тетей Олей ухаживал белогвардейский офицер, мятеж был жестоко подавлен чекистами. Этот офицер спрятался в церкви, у дедушки [о. Александра Зыкова] (Пятницкая церковь). Кто-то донес, его там нашли, расстреляли, а дедушке саблей отрубили голову"» (Антипцева В.А. История одного рода. Вязьма, 2013. С. 99) - https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/990/ 4. Розов Иван Алексеевич. 1900 - 11.01.1912 https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/4186/ 5. Романов Леонид Иванович. 27.03.1905 - март 1918 https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/12623/#_ftn1 Примечательный факт. 3 марта в храме с. Клетки Дорогобужского уезда отец Леонид был схвачен с применением насилия («чуть не убит») и заключен в городскую тюрьму, за то, что «при передаче церковного имущества прежним церковным старостой новоизбранному в свечном ящике среди картинок-иконок нашлось несколько картин Царской семьи». При дознании выяснилось, что священник к появлению этих картин непричастен (они были выписаны для раздачи народу примерно 6 лет назад и с того времени находились за ящиком, а 3 марта их разобрали богомольцы-дети, у которых и отобрал их один из членов местного исполкома). Через 4 дня священника Леонида Романова освободили, но в тюрьму был заключен староста. После этого отец Леонид просил о переводе его в Омскую епархию[1] ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 563. Л. 354 об., 355 об. 6. Симеон Ильенков. Май 1919 - предположительно 1924 (или позже) Из опросного листка о церковных и монастырских архивах известны следующие сведения о церкви во имя Святой Живоначальной Троицы в Клетках за 1924 год: · Настоятель: Симеон Ильенков; · Настоятельствует: с мая месяца 1919 года; · Имеется ли при церкви архив: Деловая переписка разрознена, потрачена и в безпорядке вследствие вандализма невежественных революционеров 1917 года; · В чьём введении архив находится: Справки по делам и [неразборчиво] в архиве даёт настоятель церкви, юридически архив в распоряжении Савета прихода; · В каком помещении находится архив: В храме, в шкапах [неразборчиво]; · Удобно и безопасно-ли это помещение для хранения архива: Удобно и безопасно; · Церковная (монастырская) летопись, имеется-ли, ведётся-ли, кем, и с какого года: Церковная летопись не велась и не ведётся в настоящее время; · Клировые ведомости, сколько их и за какие годы: Клировые ведомости имеются с 1878 года; · Метрические книги, сколько их и за какие годы: Метрические книги сданы в местный волисполком, сколько и за какие годы сообщить затрудняюсь, [неразборчиво] дело это [неразборчиво] без меня; · Исповедные записи, синодики, сколько их и за какие годы: Исповедные записи имеются с 1878 года; · Брачные обыски, сколько их и за какие годы: Брачные обыски имеются с 1878 по 1917 год; · Кто фактически заведует архивом: настоятель; · Сданы ли метрические в местный волостной исполнительный комитет в отдел регистрации актов гражданского состояния и за какой период. Сколько именно книг сдано и в какой отдел: Сданы в местный исполком и по всей видимости без соблюдения необходимых расписок и переписки по сему делу, т.к. в делах церкви нет акта передачи метрических книг; · В настоящий пункт включаются сведения кои не были предусмотрены предшествующими пунктами, но, по мнению настоятеля имеют существенное значение для характеристики современного положения церковного или монастырского архива, а также улучшения его в будущем: В виду отношения государственной власти к церкви затрудняюсь ответить на сей пункт. Вкратце можно сказать, что улучшение архива в будущем неожидается.
Рискну оставить здесь свой вопрос. Если кто знает, подскажите, было ли в Клетках кладбище? По логике вещей рядом с церковью часто располагался погост, где хоронили в основном священнослужителей, но могли ли там хоронить простых крестьян? Как известно близлежащее кладбище было в Фоминском. Дело в том, что в справке о смерти на моих прапрадеда Казакова Григория Алексеевича от 06.03.1924 и прапрабабку Казакову Татьяну Ефремовну от 14.04.1926 годы соответственно указано место погребения именно с. Клетки. Это опечатка и так писали во всех актовых записях или же всё таки они могли быть похоронены не в Фоминском...
К вопросу о наименовании колхоза в Клетки до войны. К Клетковскому сельсовету относилось несколько колхозов (точным списком пока не располагаю) и скорее всего колхоз который находился непосредственно в Клетках назывался «Борьба». Привожу выдержки статей с упоминание Клеток. Надеюсь не сочтёте за спам. Стоит отметить, что 2 статьи были написаны Логуновым и М. Лугуновым. Логуновы жили в соседних Дудёнках.