Рудня и Руднянский район

Тема в разделе "Руднянский район", создана пользователем ИРИНА, 12 янв 2012.

  1. Offline

    ИРИНА Завсегдатай SB

    Регистрация:
    10 мар 2010
    Сообщения:
    984
    Спасибо SB:
    245
    Отзывы:
    4
    Из:
    г.Смоленск
    Давно собиралась открыть эту тему, но что - то все руки не доходили :) Руднянский район родина моих предков и интересно все, что связано с этими местами. Буду очень благодарна всем, кто дополнит эту тему интерсными материалами, фотографиями и т.д.

    Начну с общих данных.

    [​IMG]


    РУДНЯНСКИЙ РАЙОН (муниципальное образование “Руднянский район”), расположен в западной части Смоленской области, вдоль границы с Республикой Беларусь. На территории Руднянского района (в 2 км к западу от д. Цегельня Любавичского административно-территориального сельского округа) находится самая западная точка Смоленской области (координаты 54° 48 с. ш. и 30° 46 в. д.). В пределах Смоленской области имеет общие границы с Велижским, Демидовским, Смоленским и Краснинским территорильно-административными районами.

    Руднянский район образован в 1929 г. на территория бывших Оршанского и Смоленского уездов. Площадь 2111,4 кв. км. Население 31,3 тыс. чел., в т. ч. 15,2 тыс. – городское (1998 г.). Средняя плотность населения – 14,8 чел. на 1 кв. км. Центр – г. Рудня. На территории района находится 2 городских поселения (г. Рудня и рабочий посёлок Голынки); 231 сельский населенный пункт (в т. ч. 16 – без постоянного населения), объединенные в 18 сельских территориально-административных округа (1998 г.). Средняя людность сельских поселений – 75,2 чел. Крупнейшие сельские населенные пункты (чел., 1998 г.): пос. Понизовье – 1146, д. Чистик – 945, д. Березино – 870.


    Нынешний центр Руднянского района, расположенный в пограничной с Белоруссией полосе, не всегда входил в состав Смоленского края: одно время это было торговое местечко Могилевской губ., затем волостное село Витебской губ.

    В названии города Рудни, как справедливо отмечает Б.А. Махотин в своей книге "К живым истокам Смоленщины в географических названиях", нашел отражение тот период в истории Смоленщины, когда на ее территории значительного развития достигло рудное дело - выплавка железа из местной болотной руды. Руднями назывались места, где происходила переработка такой руды. Это название перешло потом многим смоленским селениям. Слово РУДНЯ, а также его синоним РУДНИЦА попали в смоленскую деловую письменность во второй половине ХVII в. Московские дьяки и подьячие вели переписку со смоленскими воеводами об открытии на территории Смоленщины "железных заводов" (в древнерусском языке подобные заводы назывались словами ДОМНИЦА, ДОМНЯ). Их смоленские корреспонденты именовали "железные заводы" только РУДЯМИ или РУДНИЦАМИ, а рабочих – РУДНИКАМИ. Эти слова не вошли в общерусский литературный язык, сохранившись как местные, диалектные наименования. "И нам бы, холопем твоим, велеть в Смоленске и в Смоленском уезде и в пригородах сыскать рудников и велеть в Смоленском уезде на речке Олше, где сыскана железная руда, завесть рудню и всякие рудницкие снасти и заводы, и делать неоплошно с великим радением из тои руды железо" – 1670 г. (Журнал "Историк марксист", 19З5. – № 1.).

    В смоленский диалект слово РУДНЯ вошло из старопольского языка. Не исключено в данном случае и посредство старобелорусского языка, в который РУДНЯ могло попасть раньше, чем в смоленский диалект

    Е.Н. Борисова


    "...В названии города Рудни нашел отражение тот период в истории Смоленщины, когда на ее территории значительного развития достигло рудное дело - выплавка железа из местной болотной руды. Руднями назывались места, где происходила переработка такой руды. Смысловое значение их названия раскрывается в связи с древнерусским словом руда - "кровь". Кровь и руда имеют сходство по цвету. Рудный означает "красный, красноватый". В местных говорах Смоленщины рудый-то же, что и рыжий.

    Не одно столетие прошло с тех пор, как перестала плавиться болотная руда в специальных печах - рудницах. Исчезли и рудни, как места, где сосредоточивалось рудное хозяйство с его различными службами. Но память о них осталась в названиях более двух десятков селений, среди которых на первом месте стоит город Рудня.

    До того как стать городом (1926 г.), Рудня на протяжении долгого времени была небольшим селением, упоминаемым еще в 1363 году под именем Родня (Родено). Значительно позже она считалась торговым местечком Могилевской, а затем волостным селом Витебской губерний. 30 июня 1919 года волостное село Рудня вместе с одноименной волостью были присоединены к Смоленской губернии..."

    Борис Махотин
    "К живым истокам".
    Смоленск: Московский рабочий. Смоленское отделение,
    1989 г.

    Первоначально местечко называлось Родня. Под таким названием упоминается поселение в письменных источниках. "Рудня - местечко Могилевской губ. Оршанского уезда. Под именем Родни упоминается в летописях 1363 г., когда завоевал его кн. Андрей Олегович Полотский. В то время она находилась в Смоленском княжестве. Православных церквей 2, в одной из них находится икона Богородицы, явившаяся 1687 г. и известная под именем Руднянской..."

    Географическо - статистический словарь Россиской Империи. С-Пб. 1873 г.
     
    Александр Н. и Юлиа нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    ИРИНА Завсегдатай SB

    Регистрация:
    10 мар 2010
    Сообщения:
    984
    Спасибо SB:
    245
    Отзывы:
    4
    Из:
    г.Смоленск
    По археологическим исследованиям, Рудня возникла раньше, чем упоминалось о ней в летописях. В 30 -ые года были раскопаны остатки укреплений древнего города (9-10 век).

    До середины 14 века Рудня и прилегающие территории входили в состав Смоленского княжества. С падением Смоленска в 1404 г. Рудня оказалась в глубоком тылу польско - литовского государства. После освобождения Смоленска в начале 16 век Рудня стала пограничным городком. По Андрусовскому перемирию 1667 г. Смоленск отошел к России, а Рудня, как и Витебск, попала под власть Польши. Рудня сначала была в составе бабиновичского, а затем Оршанского уезда могилевской губернии общего владения князя И. Огинского, Л. и Ф. Гудковских. В 1783 г. в окрестностях работало два завода - рудни, а в самой Рудне было 60 дворов с населением 326 человек. Упоминается о мельнице с двумя поставами и сукновальня.
    В 1856 г. через Рудню было проложено шоссе Витебск - Смоленск, а через 12 лет пршла ж/д Рига - Орел.
    В справочнике - списке населенных мест Могилевской губернии (1908 г.) "Местечко Рудня, 4 - го стана, Руднянской волости, оршанского уезда, Могилевской губернии- принадлежит тайному советнику Дмитрию Оскаровичу Отто, часть - Руднянскому сельскому обществу. Расположено при речке Березине, на Витебско - Смоленском шоссе, в 1-2 верстах от станции Рудня Риго-Орловской ж/д и в 70 верстах от Орши....былдо 1809 мещан,занимющихся ремеслом и торговлей, 793 крестьян, дворян и чиновников - 7 человек". В Рудне было- мещанское управление, волостное управление во главе со старостой, почтово - телеграфная контора; 6 каменных и 523 деревянных постройки, две православных церкви и три еврейских молитвенных дома, земская больница, 2 церковно - приходских школы, высшее начальное училище (открылось перед ПМВ,готовили учителей чиновников), двухклассное и трехклассное училища (выпускали писарей, счетоводов). В 1919 году Руднянскую, Микулинскую, Любавичскую волости включили в Смоленский уезд. В 1926 г. Рудня стала городом, а в 1929 г. образовался Руднянский район.
    ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


    Наверное две из знаменитых деревень Руднянского района-это Любавичи и Микулино.


    Любавичи.

    ЛЮБАВИЧИ – деревня, входит в состав Любавичского сельского поселения Руднянского района. Раньше была средняя школа, интернат, Дом культуры, библиотека, пункт комбината бытового обслуживания, детский сад, магазины, кафе-столовая, молочный завод. Центральная усадьба ТОО "Флеровское". Сейчас уже ничего там не осталось :(.....Только потрясающая природа.....Успенская церковь (интересный факт, во время войны в стену попал снаряд....так он там до сегодняшнего времени торчит из стены), гостевой дом евреев - хасидов.

    [​IMG]

    Древнейшее поселение, расположено в бассейне р. Днепр, в 15 км на юго-запад от г. Рудни при р. М.Березина. В прошлом – форпост. В древности здесь жили кривичи-белорусы. Высота Любавичей над уровнем моря 198 метров 795 миллиметров по стенному реперу №41 на фундаменте церкви. В статистическом описании Могилевской губернии за 1784 год Любавичи помещены в числе местечек.



    До 1654 г. – в составе Речи Посполитой. Принадлежало князьям Любомирским (Стефану, Владиславу, Евгению и Ивану Любомирским, и за освобождение от крепостной зависимости крестьяне местечка Любавичи вместе с крестьянами деревень Голяшовка, Дятлово, Лизуново должны были заплатить Владиславу Евгеньевичу Любомирскому 44913 рублей 32 копейки. («Могилевские губернские ведомости», за 1867 г. № 51. C. 497).)
    и было центром Любавичской волости Оршанского уезда Могилевской губернии. С возвращением Смоленщины Российскому государству земля и крестьяне остались в руках тех же феодалов, если они перешли на русскую службу, или были пожалованы русским боярам и помещикам из числа ратных людей.

    Крестьяне деревни Любавичи жаловались царю Алексею Михайловичу, что "начальные люди" его армии забрали у них скот и хлеб, пожгли дома, схватили и отправили в свои владения в глубь страны их жен и детей и что сами они скитаются по лесам, погибают от голода и холода; ждали защиты, а их заставили "острог и всякие крепости сделать, всякие панские хлеба сжать, да в скирды положить". Крестьяне восстали, против них были посланы войска.

    В статистическом описании Могилевской губернии (1784 г.) Любавичи – местечко Бабиновичского (с 1857 г. Оршанского) уезда Могилевской губернии, 2,5 тысяч жителей, в том числе более 1,5 тысяч евреев.



    Профессор ленинградского пединститута им. А.И. Герцена Г.М. Дейч, основываясь на исторических данных, отмечал, что при въезде в Любавичи с северо-запада (Заречье) у самой дороги стояла часовня. На юго-востоке от нее была площадь размером 300 х 200 метров, на которой располагался дом князей Любомирских. Рядом с ним находился театр. Южнее господского дома, на берегу речки Худицы, находилась солодяжная.

    Основная часть местечка раскинулась за рекой Березиной, там находилась и деревянная церковь со звонницей – церковь Николы Чудотворца (Никольская).

    В местечке была и деревянная церковь, а при ней монастырь Покрова Святой Богородицы, каменное здание которого было расположено в южной части Любавичей. Теперь здесь находятся больница и Дом культуры. В центре местечка стояла соборная (главная) церковь Успения Святой Богородицы (Успенская церковь), построенная в первой половине ХVII века (около 1633 года). Это была униатская церковь. В Любавичах было также униатское кладбище, сейчас на его месте зерносушильный комплекс.

    Через церковную унию православная церковь должна была признать главенствующую роль Папы Римского и догмы католической церкви.

    Церковная уния (союз) православной и католической церкви впервые была провозглашена в 1439 году на Флорентийском соборе, но не была признана русской церковью, сохранившей свою самостоятельность.

    На территории Речи Посполитой была осуществлена так называемая Брестская Уния 1596 года. Православная церковь Украины и Белоруссии, находившиеся под господством польских феодалов, тоже должна была признать главенство Папы Римского. Эта Уния потерпела полную неудачу в результате активного сопротивления украинского и белорусского народов (Энциклопедический словарь. - Т.3. - С. 777).

    6 августа 1724 года император Петр I отправил польскому королю грамоту, в которой писал: «Шляхтич Залусский Кухмистр в княжестве Литовском превратил в унию две церкви в городе Любавичи, одна – Никольская, другая – Успенская». («Могилевские губернские ведомости» 1846 г., № 31, С. 622).

    По указу Екатерины II униатские церкви были перестроены в православные, чтобы придать зданию вид креста, пристроили баковки. Это было во 2-й половине ХVIII века.

    В Любавичах ежегодно проводились две ярмарки: 29 июня – Петропавловская, а с 6 января по 6 февраля – Крещенская. Они были признаны лучшими в Могилевской губернии.

    В 1812 году здесь две недели стоял со своим корпусом французский генерал Груши. В Любавичах была квартира пристава четвертого стана. (Основной журнал Министерства внутренних дел, 1859 г. Т. 35, отдел 5. С. 22).

    В 1856 году в Любавичах насчитывалось 809 душ мужского пола и 876 женского, в том числе православного вероисповедания – 308 мужчин и 326 женщин, римско-католического – 1 человек, иудейского – 500 мужчин, 550 – женщин.
    В местечке было каменных домов – 1, деревянных – 246; две православные церкви (каменная и деревянная), 5 деревянных молитвенных школ-синагог. («Могилевские губернские ведомости» за 1856 г. № 49. C. 929).

    В 1860 году в Любавичах насчитывалось каменных домов – 1, деревянных – 312, православных церквей – 2, еврейских молитвенных домов – 3. Из 2516 душ обоего пола населения 978 были евреи.


    В 1870 году Менделем Песькиным в местечке была основана кожевенная фабрика, на которой вырабатывали 800 изделий, с годовым доходом 425 рублей. В 1881 году появилась аптека наследного провизора Календо. (Описание Могилевской губернии. Книга 2. С. 149). В Любавичской волости находилось довольно много железистых источников.

    В 1880 году в местечке было 375 дворов с населением 2398 человек (Описание Могилевской губернии. Книга 1. С. 195; книга 2. С. 424).

    В 1898 году 16 июня в 2 часа дня при сильном ветре загорелся дом мещанина Михеля Мейтина. Пожаром было уничтожено 32 крестьянских дома, 20 домов евреев, 10 овинов, 3 бани, 9 сараев. Причина пожара – неисправность дымохода. (Могилевские губернские ведомости. 1898. № 51, C. 205).

    C 1864 года начала работать церковно-приходская школа, с 1897 года открылась народная библиотека, с февраля 1900 года устраивались народные чтения в помещении чайной. («Могилевские губернские ведомости». 1900, № 15, C. 78).

    В декабре 1929 года в Любавичах был организован колхоз «Красная Армия».



    В ХIХ веке Любавичи стали религиозным центром, давшим название целому течению в иудаизме – рациональный хасидизм или Хабат. До сих пор во всем мире его именуют любавичским. Принципы хасидизма развил Шнеур Залман бен Барух. Его сын Доб Бир сделал Любавичи центром хасидизма. Здесь были три молитвенных школы, и хасиды получали прекрасное образование. В Любавичах находилась огромная библиотека (многие тысячи томов, сотни рукописей), часть которой в период 1-й мировой войны была переправлена в Москву и передана Румянцевскому музею, ныне Государственная Публичная библиотека РФ. В настоящее время на старом еврейском кладбище установлена часовня.

    В Любавичах было 2 церкви: одна каменная, одна деревянная. С середины ХVIII века сохранилась церковь Успения Богоматери, перестроенная из униатской в православную. Боковые нефы старого храма были расширены и в них устроены приделы, но трехнефная базилика с 2 башнями на западном фасаде мало похожа на православную церковь. Прямоугольный объем главного нефа, включавший в себя алтарное помещение, возвышается над объемами боковых нефов с их небольшими апсидами. В западный фасад включены и 2 высокие башни, между которыми расположен фронтон, завершающий фасадную поверхность главного нефа. Успенская церковь в Любавичах выделяется особым динамизмом архитектурных масс и криволинейностью форм.

    [​IMG]
    http://www.radzima.org/ru/foto-albom/4442....id_gallery=1824

    [​IMG]

    [​IMG]

    http://sobory.ru/photo/?photo=111030


    В годы Великой Отечественной войны в окрестностях Любавичи находилась партизанская база, а в самих Любавичах размещался партизанский гарнизон. В Любавичах расстрелы мирных жителей проводились с первых дней оккупации. 4 ноября 1941 г. расстреляно 483 еврея. Многие жители были расстреляны за связь с партизанами. Односельчанам, погибшим в годы войны, установлены в селе памятники.

    10 ноября 2011 г. на месте раастрела был открыт мемориал.


    Лит.: Россия: Полн. географическое описание нашего Отечества.– Т.IХ. – СПб, 1905. – С.387; Рябков Г.Т. Смоленский край в период феодализма. – Смоленск, 1987; Стерхова Л.П. До Нью-Йорка – Любавичи были центром хасидизма // Край Смоленский,1991. – № 2 (октябрь).

    http://shtetle.co.il/Shtetls/lubavichi/lubavichi.html

    http://shtetle.co.il/Shtetls/lubavichi/lubavichi_land.html
     
    afanatos и Юлиа нравится это.
  4. Offline

    ИРИНА Завсегдатай SB

    Регистрация:
    10 мар 2010
    Сообщения:
    984
    Спасибо SB:
    245
    Отзывы:
    4
    Из:
    г.Смоленск
    Списки церквей (приходов) по Оршанскому уезду по состоянию на 1857 г из Списка населенных мест Могилевской губ. по уездам, приходам, еврейским обществам со сведениями об их расположении и народонаселении. (если кого то интересуют деревни и нас. пункты входящие в тот или иной приход, в конце списка привожу сслыку на книгу). Из - за разного качества, некторые нас. пункты не смогла прочитать, в названиях в которых сомневаюсь, поставила знак ?. Качество листов разное, но многие можно прочитать. Так же в указанных списках есть указание о количестве прихожан, расположение деревень, относит. географическихобъектов (например: при р. Березине, при безимянном колодце и т.д.). В некоторых хорошо читаются данные о священнослужителях прихода.

    с. Крапивна - ц. Рождества Богородицы (стр. 311)
    с. Бабиничи - ц. Усыпения (стр. 313)
    с. Свято....(?) - ц. Вознесенская (стр.314)
    с. Росасна - ц. Георгиевкая (стр. 316)
    м.Дубровка Зад. Слобода - ц. Борисоглебская (стр. 317)
    м. Дубровна - ц. Преображенская (318)
    с. Красная Слобода (Дурная Слобода) - ц. Николаевская (стр. 319)
    с. Малое Савино - ц. Благовещенская (стр. 320)
    м. Добромысль - ц. Покровская (стр. 321)
    м. Романово - ц. Богородицкая (стр. 322)
    с. Новая Трухиня - ц. Николаевская (стр. 324)
    м. Дубровна - ц. Николаевская (стр. 326)
    с. Мордашевичи - ц. Георгиевская (стр. 328)
    м. Любавичи - ц. Успенская (стр. 330) и ц. Николаевская (стр. 334)
    с. Шалево (?) - ц. Петрапавловская (стр. 332)
    м. Микулино - ц. Троицкая (стр. 336)
    м. Лиозно - ц. Вознесенская (стр.338)
    с. Гусино- ц. Ильинская (стр. 340)
    с. Герасим....? - ц. Богоявленская (стр. 342)
    с. Ильма (?) - ц. Ал. Невского (стр. 344)
    с. Елисеевка (алисеевка) -ц. Преображенская (стр. 345)
    с. Погляи - ц. Дмитриевская (стр. 347)
    м. Рудня - ц. Духовская (стр. 349), ц. Благовещенская (стр.351)
    с. Лешно (?) - ц. Покровская (стр. 352)
    с. Нов. Бель - ц. Успенская (стр. 354)
    с. Бель Покровская (Картышевская) - ц. Покровская (стр. 356)
    с. Бабино - ц. Предтеченская (стр. 358)
    с. Орт....(?) - ц. Святотроицкая (стр. 360)
    с. Соловьи- ц. Святотроицкая (стр. 363)
    с. Рагозино ц.Петропавловская (стр. 365)
    с. Грат(ж)но - стр. 366
    м. Мг...(?) - ц.Святопокровская (стр. 368)
    с. Серокоротня - стр. 370
    с. Юшково - ц. Святопокровская (стр. 372)

    м. Горки Казимировская сотня - ц. Вознесенскя (стр. 374)

    м. Горки Горки сотня - ц. Упенская (стр. 375)
    м. Горки Зар. сотня - стр. 376
    с. шишево - ц. Николаевская (стр. 377)
    с. Сава - стр. 379
    с. Шарипы - ц. Успенская (стр. 378)
    с. Ланинка ц.Покровская (стр. 381)
    с. Чирино - ц. Воскресенская (стр. 382)
    с. Михалинево - ц. Духовская (стр. 383)
    с. Литвиново - ц. Петропавловская (стр. 385)
    с. Холбни ц. Николаевская (стр. 386)
    с. Хомино - ц. Вознесенская (стр. 387)
    м. Ляды - ц. Духовская (стр.389) ц. Покровская (стр. 390)
    м. Баево - ц. Вознесенская (стр. 391)
    с. Городец - ц. Успенскя (стр.392)
    с. Кисели - ц. Успенская (стр. 394)
    с. Заштатный город Бабиновичи - ц. Святодуховская (стр.395)
    с. Погощаны (?) - стр. 397
    с. Добрино - ц. Успенская, стр. 400
    http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=34660
     
    afanatos нравится это.
  5. Offline

    eakSm Завсегдатай SB

    Регистрация:
    1 дек 2010
    Сообщения:
    901
    Спасибо SB:
    171
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Немного о сельском хозяйстве Руднянского района :)
    Фото из гос.архива кинофотодокументов

    Комбайнеры во время уборки урожая пшеницы на полях колхоза "Вперед к социализму"., 1939 год
    fce9c7e78708.jpg

    Руководители передового колхоза им. Ленина демонстрируют жеребца по кличке Неман, выращенного в колхозе, председателям колхозов Руднянского района, 1951.
    ce30aff51c54.jpg

    Пчеловод колхоза "ОСОАВИАХИМ" Руднянского района за подготовкой ульев к искусственному роению, 28.06.1949
    35e07808ea44.jpg

    Механизированная посадка картофеля в поле колхоза имени Сталина Руднянского района, 1949.
    0e9a651559bf.jpg
     
    Последнее редактирование модератором: 12 янв 2019
    Lapa и afanatos нравится это.
  6. Offline

    ИРИНА Завсегдатай SB

    Регистрация:
    10 мар 2010
    Сообщения:
    984
    Спасибо SB:
    245
    Отзывы:
    4
    Из:
    г.Смоленск

    Интересно, что Руднянский район является и сейчас одним из с/х районов области....видимо соседство сказывается :)

    Зимой 1929 года организовался колхоз «Вперед к социализму». Местом его создания выбрали д.Шеровичи, так как деревня располагалась на холме, рядом с шоссе.

    Есть легенда о названии деревни :)
    ".....Гусары проезжали около нашей деревни. Один остановился у колодца лошадь попоить. Девушка в ту пору воду брала. И так она была красива, что гусар глаз не мог от нее оторвать.
    Любезничать с ней стал.
    Уехал догонять своих. Девушка вернулась к своему дому, а подружки к ней: "0 чем он с тобой так долго разговаривал?".
    - Он сказал: "У тебя шерые очи! А что это за шерые, я и понять не могла!".
    Вот и пошло - шерые да шерые. Гусар, видать, белорус был: шерые - значит серые. Потом и деревню стали называть Шеровичи..."
    (записано Кошелевым Я.Р.)

    А это пример разорения во времена раскулачивания
    Письмо, направленное в редакцию газеты «Вперед к социализму» Руднянского района Западной области и попавшее затем в Запобком ВКП (б).

    Уничтожают середняка.
    «Раскулачивание, уничтожение кулака, как класса не везде поняли, но везде понимают, используют к сведению личных счетов, к уничтожению середняка. Примером этому служит горький опыт раскулачивания в Руднянском районе, Смоленского округа.
    12 февраля. Морозная ночь. Идет спешная работа, формируется комиссия по раскулачиванию и уничтожению кулака. Кандидат ВКП (б) Ж. Ив., комсомольцы К. Н., Д. Ал., два беспартийных Ф. А. и П. В.
    Две подводы, три винтовки и комиссия направилась в ход. Объехав два-три кулака, сделав тщательные обыски, забрав ценности: деньги, облигации, самовары и т.д. комиссия направилась к середняку-инвалиду д. Заготино Максимцеву Никифору, имеющему 7 десятин земли, 8 едоков, 3 коровы, 1 лошадь, платящему 28 руб. 47 коп. с-х налога, не применявшему наемный труд.
    Громко стучит калитка, Дребезжат окна. Все перепуганы. Согнав всех в угол, поставив у дверей караул, сделали тщательный обыск, перебрали все, все от ценностей до тряпочки, забрав 110 рублей денег, облигации и т.д.. Инвалид Максимцев перепуган, начал удирать, «авторитетная комиссия» пустила в ход оружие, открыла стрельбу, при перестрелке чуть не убили Максимцева Н.
    Нагрузив подводы ценностями, без всякой описи сгрузили в колхозе. Имущество разбазаривается, не ведется учета.
    В Шеровичском сельсовете возмущение. Теперь чтобы загладить эту ошибку политическую (и я считаю только политическую) загладить среди верхушек руководителей колхоза есть мнения: обложить его индивидуально, а это подождать можно и ничего никакого изъяна не будет. Шеровичский сельсовет молодой сельсовет поставили в сторону распоряжаются, раскулачивают без согласования с сельсоветом.
    Как ни странно, что руководит этими погромами кулаков (раскулачивание необходимо, но не формально) куда попадают и середняки член ВКП (б) Р.
    Горький опыт, безобразный опыт требующий общественного внимания руднянский опыт нужно учесть всей советской общественности, партийным и советским органам, учиться…. дабы не повторять таких грубых ошибок против уничтожения середняка.
    Руднянские головотяпы должны стать перед судом масс».
    п/о Рудня, колхоз «Вперед к социализму». Мих. Я., 14.02.30 г.

    Тройкой по раскулачиванию по состоянию на март 1930 года в Руднянском районе вынесено решение о выселении 372 хозяйств. В списке против 155 фамилий имеются отметки об утверждении к выселению, или о том, что люди уже выселены. Двое из списка арестованы, один – «на Соловках», 56 находятся в розыске. Сотни людей осуждены на различные сроки за противодействие вступлению в колхозы и сселению из хуторов в деревни. Постановление бюро Запобкома ВКП (б) «О выселении кулачества из пределов области» детализировало порядок высылки. Выселяемым разрешалось взять с собой продовольствие из расчета на два месяца, что составляло примерно 16 кг. муки на человека. Также разрешалось взять с собой необходимые предметы домашнего обихода: одежду, инвентарь (топоры, пилы, лопаты, другой плотницкий инструмент общим весом не более 25 – 30 пудов на хозяйство). Выдавались и деньги, не более 500 рублей на семью.
    https://sites.google.com/site/rodnyemesta/d...vna-v-30-e-gody

    Любопытная статья
    Шеровичи.jpg
    https://sites.google.com/site/rodnyemesta/_...7&width=993

    Раскулачивание не прошло и мимо моих предков. По семейной легенде отец деда раскулачивал отца бабушки....После войны дед и бабушка поженились :)
     
    Последнее редактирование модератором: 12 янв 2019
    afanatos нравится это.
  7. Offline

    ИРИНА Завсегдатай SB

    Регистрация:
    10 мар 2010
    Сообщения:
    984
    Спасибо SB:
    245
    Отзывы:
    4
    Из:
    г.Смоленск
    Производства в границах нынешего Руднянского района, в 1882 г. (Опыт описания Могилевской губернии)

    Кожевенные
    - м. Микулино, влад. Резин Залман, 300работников, 1 мастер. Открыт с 1876 г.;
    - м. Рудня, влад. Застенкен Мовш, 300 работников, 1 мастер. Открыт в 1880 г.
    - м. Рудня, влад. Шляхтор Израил, 350 работников, 1 мастер. Открыт в 1879 г.
    - м.Рудня, влад. Песькин Мендень, 800 работников, 1 мастер. Открыт в 1870 г.

    Лесопромышленность
    ф. Заольша, влад Хорощ Артур, помещик, 2 работника, 1 мастер. Открыт в 1866 г.

    Маслобойня
    м. Рудня, влад. Шагалов Нахим, 1875 г.

    Скорняжный промысел
    д.Сеньки (Руд. волость), м. Рудня, м. Любавичи, д. Хамионики, д. Марьино, д. Ольховка, д. Чурилово (Микулинская волость)

    Шорный промысел: м. Любавичи, с. Елисеевка (Руднянская волость), д. Бобылево (Руд. волость), д. Коренцы (Микулин. волость)

    Валенный промысел: д. Дубровка (Любав. волость)

    портняжный промысел: м. Любавичи, д. Климятино (Любав. в), д.Зубаки (Любавич. вол.), д. Кеново (Любавич. волость), д. Изубри (Любавич. волость); м. Микулино,д. Коробаны, д. Велки, д. Симионки, д. Морвино, д. Чурилово, д. Лоси, д. Тимощенки, д. Пучики, д. Ермолы, д. Заозерье, д. Бель, д. Крутели

    сапожный промысел: м. Любавичи, м. Рудня, д. Ржево, д. Борисенки, м. Микулино

    изготовление деревянной посуды: д. Кисели, д. Голятово, д. Драголи, д. Пезолы;

    тележный промысел: м. Рудня, д. Дворище, д. Переволочье, д. Хамионки, д. Узвалье, д. Лоси; д. Кеново, д. Кисели, д. Быстровка, д. Стародубовка, д. Дульки, д. Избище, д. Волково, д. Драголы, д. Пезолы.

    колесный промысел: д. Макаровка, д. Драглы, д. Пезолы, д. Дворище, д. Сухари, д. Дементьево, д. Живодеры.

    столярый промысел: м. Любавичи, д. Шилово, д.Слободище, д. дубровка, д. Цырьи, д. Стрелки, д. Кеново, д. Бородино, д. Зарчино, заст. Ситовский; м. Рудня, Кисловка, д. бобылево, д. Ржево, д. Елисеевка, м. Микулино, д. Картошевичи, д. Марвино, д. Ольховка, д. Чурилово, д. Н. жобна, д. дементьево, Тимошенки

    бондарный промысел: д. Избище, д. Мозги, д. Заольша, д. Кисели, д. Зуи, д. Каслонки, Каужки, Пауки, Сковородки, Мервино,Дементеево

    гончарный промысел: д. Обрубы, д. Осенцы,д. Луково, д. Игнатовка, д. Чухны, д. безмозги, д. Петроково, д. Ляхи, д. Касионки

    обделка камня: д. Сидоренки, д. Марвино

    кузнечный промысел: м. Любавичи, ус. Касино, д. кеново, м. рудня, д. Игнатовка, д. Елисеевка, д. Юрцевичи, д. Бол. Плоское, д. Костинки, д. Холмочек, м. Микулино, Нов. Жобна, д. Шапки

    Рыбным промыслом на оз. Рутовеч, Глыбай,Едрица, Витрино, Девино, Купелище занималась артель из крестьян м. Микулино и д. Чурилово.
     
    afanatos и Pavelsim нравится это.
  8. Offline

    ИРИНА Завсегдатай SB

    Регистрация:
    10 мар 2010
    Сообщения:
    984
    Спасибо SB:
    245
    Отзывы:
    4
    Из:
    г.Смоленск
    Цитата(ИРИНА @ 12 Января 2012, 16:56)
    Первоначально местечко называлось Родня. Под таким названием упоминается поселение в письменных источниках. "Рудня - местечко Могилевской губ. Оршанского уезда. Под именем Родни упоминается в летописях 1363 г., когда завоевал его кн. Андрей Олегович Полотский. В то время она находилась в Смоленском княжестве. Православных церквей 2, в одной из них находится икона Богородицы, явившаяся 1687 г. и известная под именем Руднянской..."

    Географическо - статистический словарь Россиской Империи. С-Пб. 1873 г.


    Чудотворная Рудненская икона Божией Матери была явлена в 1687 году в местечке Рудня Могилевской епархии. В 1689 году местным иереем отцом Василием она была перенесена в Киево-Печерский женский монастырь. С 1712 года образ Пресвятой Богородицы пребывал в Киевском Флоровском монастыре на Подоле после его объединения с Киево-Печерской обителью. В 1920-х годах прошлого столетия чудотворный образ, помещенный в прекрасную ризу, украшенную бриллиантами, исчез; по всей видимости, он был украден из храма. Но сейчас в Вознесенском соборе можно приложиться к списку с чудотворного образа.
    Известно довольно много почитаемых списков чудотворной Рудненской иконы Божией Матери. Среди них – древняя, написанная на холсте икона, пребывавшая в храме Покрова Пресвятой Богородицы в заштатном городке Алешках Харьковской области. Предание гласит о том, что принесена она была в Харьковские пределы около 1612 года неким священником Петром Андреевым, который пришел из Подольского края, спасаясь от гонений униатов.

    Были известны еще другие списки с Рудненской иконы Божией Матери – в селе Лубны Лубенского уезда Полтавской губернии; в селе Олишевка Козелецкого уезда Черниговской губернии, в некоторых селах Ровенщины, Гродненщины и Витебщины.

    Самым известным списком считается образ Пресвятой Богородицы, который находится в московском храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. По преданию крестьяне села Крылатское, идя на сенокос, в траве у родника нашли образ Матери Божией. Образ был помещен в часовне, специально для него построенной на роднике. Образ Рудненской Божией Матери имелся также в храме. Вскоре после закрытия храма в 1936 году, образ из часовни был расколот и сожжен одной жительницей села. Из храма иконы также сжигали на площади перед храмом. Эта и некоторые другие жительницы, помрачённые духом, шили из священных облачений юбки и ходили в них по селу. Женщина, сжегшая икону Рудненской Божией Матери, окончила свою жизнь трагично. Во время налета немецкой авиации на завод за Москвой-рекой одна бомба случайно попала в село, именно в дом к этой женщине, где она находилась с дочерью. Обе от взрыва погибли, а больше в селе от налетов авиации никто не пострадал. Несколько икон разобрали благочестивые прихожане по своим домам и спасли от гибели.

    Находящаяся сейчас в храме древняя икона Рудненской Богоматери является домашней иконой жительницы Крылатского Параскевы Ивановны Мухиной. Ей писали эту икону на заказ, ещё в начале века. Сама Параскева Ивановна умерла ещё до войны. Ее дочь Варвара сохранила эту икону, и после смерти Варвары (около 1984 года) икона перешла к её крестнице Лидии Ильиничне Груздевой. В 1987 году икону реставрировали, а в 1990 году Лидия Ильинична передала ее в храм Рождества Пресвятой Богородицы. С момента закрытия храма в 1936 году с этой иконой ездили по храмам Москвы в праздник Рудненской иконы Божией Матери, заказывали вскладчину всем селом Всенощное бдение и литургию. Служили молебен с акафистом, а воду с молебна везли на источник и выливали в колодец, освящая его.

    http://www.cirota.ru/forum/message.php?id=3599686
    http://pravicon.com/icon-285



    [​IMG]


    [​IMG]
    Рудненская икона нач. XVIIIв. Эрмитаж. Надпись на иконе - стихотворение св. Димитрия Ростовского, написанное по случаю обретения чудотворной Рудненской иконы Богоматери: "Идеже творяшеся железо от блата, Тамо Дева вселися, дражайшая злата, Да людем жестокие нравы умягчает И железные к Богу сердца обращает"

    [​IMG]
    Храм Рудненской Иконы Можией Матери с.Началово Астраханско-Енотаевская Епархия написана в 2009 году (иконостас)


    В самой Рудне старых церквей не осталось.
    Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Рудне

    [​IMG]
    http://temples.ru/show_picture.php?PictureID=68743
     
    afanatos нравится это.
  9. Offline

    Виления Фельдфебель

    Регистрация:
    11 янв 2009
    Сообщения:
    63
    Спасибо SB:
    18
    Отзывы:
    2
    Из:
    Смоленск
    eakSm, ИРИНА, скажите, пожалуйста, не попадались вам какие-нибудь сведения о колхозе им. Калинина Рокотянского сельсовета Руднянского района (1929-1955)?
     
  10. Offline

    ИРИНА Завсегдатай SB

    Регистрация:
    10 мар 2010
    Сообщения:
    984
    Спасибо SB:
    245
    Отзывы:
    4
    Из:
    г.Смоленск
    Нет Виления, пока, к сожалению не попадалось....Может есть смысл обратиться в руднянский архив?
     
  11. Offline

    Виления Фельдфебель

    Регистрация:
    11 янв 2009
    Сообщения:
    63
    Спасибо SB:
    18
    Отзывы:
    2
    Из:
    Смоленск
    Цитата(ИРИНА @ 26 Января 2012, 3:16)
    Нет Виления, пока, к сожалению не попадалось....Может есть смысл обратиться в руднянский архив?

    Спасибо, ИРИНА, именно этим сейчас и занимаюсь: пытаюсь правильно сформулировать, чего конкретно я хочу :), кое-что они мне присылали. Но если Вам случайно что-нибудь попадется, дайте знать, пожалуйста :)
     
  12. Offline

    ИРИНА Завсегдатай SB

    Регистрация:
    10 мар 2010
    Сообщения:
    984
    Спасибо SB:
    245
    Отзывы:
    4
    Из:
    г.Смоленск
    Цитата(Виления @ 26 Января 2012, 14:44)
    Спасибо, ИРИНА, именно этим сейчас и занимаюсь: пытаюсь правильно сформулировать, чего конкретно я хочу :), кое-что они мне присылали. Но если Вам случайно что-нибудь попадется, дайте знать, пожалуйста :)


    Хорошо Виления, если попадется, дам Вам знать :)
     
  13. Offline

    eakSm Завсегдатай SB

    Регистрация:
    1 дек 2010
    Сообщения:
    901
    Спасибо SB:
    171
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Ирин, попалась немецкая фотка, подписанная - школа в Рудне
    1f9608dac56c.jpg
     
    Последнее редактирование модератором: 12 янв 2019
    RedisKo_Sun и Курильщик нравится это.
  14. Offline

    ИРИНА Завсегдатай SB

    Регистрация:
    10 мар 2010
    Сообщения:
    984
    Спасибо SB:
    245
    Отзывы:
    4
    Из:
    г.Смоленск
    Лена, спасибо. Попробую узнать, сохранилось ли это здание.
     
  15. Offline

    Береза-9 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 июл 2011
    Сообщения:
    6.962
    Спасибо SB:
    11.500
    Отзывы:
    259
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Имя:
    Александр
    Интересы:
    Дайвинг, коп

    А эта школа в Смоленской Рудне или еще в какой? Я встречал несколько военных фотографий , подписаны " госпиталь в Рудне" но в какой Рудне ... Это Смоленск у нас один.... Да же Питербургов несколько, не говоря уже про Рудню.... Их бедных... Жуть скоко
     
  16. Offline

    eakSm Завсегдатай SB

    Регистрация:
    1 дек 2010
    Сообщения:
    901
    Спасибо SB:
    171
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск

    Да, немцы , мягко говоря, не точно подписывали свои фото.
    В смоленской Рудне в 1940 году была построена трехэтажная школа - этот факт прочитала намедни в " Рабочем пути" за 1940 г
     
  17. Offline

    ФРАНКИНШТЕЙН Завсегдатай

    Регистрация:
    12 окт 2009
    Сообщения:
    723
    Спасибо SB:
    3.580
    Отзывы:
    226
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Где-то рядом
    Интересы:
    1812

    нет у нас такого здания :rolleyes:
     
    Последнее редактирование модератором: 12 янв 2019
  18. Offline

    Викторович Приказный

    Регистрация:
    18 мар 2012
    Сообщения:
    25
    Спасибо SB:
    18
    Отзывы:
    0
    Из:
    Печора
    О ЛЮБАВИЧАХ

    В первых постах этой темы, уважаемая ИРИНА, разместила находящуюся в интернете в свободном доступе информацию об истории местечка Любавичи, в том числе и рисунок местечка, датированный 1898 годом. Мне бы хотелось на основе этого рисунка и информации размещенной в данной теме несколько обобщить сведения о местечке.
    Для внесения полной ясности, о чем идет речь, думаю уместно поместить здесь и фрагмент карты 1920-х годов.

    17d0d67a7d34.jpg
    Рисунок 1898 г.

    N_36_38.jpg
    Карта 1923-1926 г.г.


    На рисунке в нижней части изображен мост через р. Березину, дорога ведет в м. Рудню (т.е. север находится в низу рисунка, соответственно юг – вверху, запад - справа, восток - слева). На карте же север, как и положено, находится вверху.

    ФАКТ № 1
    Посреди местечка расположена большая базарная площадь, на которой разместились лавки. От базарной площади тянутся три длинные улицы. Одна из них, названная Ьром (здесь видимо ошибка в названии улицы произошла в следствии перевода текста на русский язык какой-то программой), выходит на дорогу в Добромысль. Вторая – Шилова – ведет в Рудню, а третья, Хохловка, расположена на пути в Рососно.
    («Мемуары любавичского ребе» (рабби И.-И.Шнеерсона), Издание «КЕОТ», Бруклин, 1973 г.)

    На рисунке первая улица показана в нижней части слева на право. На карте эта улица идет на д. Березину (далее в м. Добромысль и в Витебск).
    Вторая улица, Шилова, через р. Березину по мосту в нижней части рисунка. На карте - через д. Слободище и далее на Рудню.
    Третья улица Хохловка на рисунке не видна (должна располагаться в левом верхнем углу). На карте – вниз от церкви на д. Лисикты, далее д. Волково и м. Рассосна. Первая и третья улицы составляют часть старой дороги Витебск – Любавичи – Рассосна – Шклов.

    ФАКТ № 2
    На севере местечка протекает большая река, а на западе у кладбища – малая речка.
    Большая река – Березина – берет начало в деревне того же имени, а имя свое деревня получила от берез, растущих в лесу вокруг деревни. Малая речка названа «Речкой надгробного камня», потому что она берет начало от одного из старых памятников на старом кладбище. Буквы на памятнике давно уже стерлись, так что нельзя было установить чья могила под ним. Из поколения в поколение передавалось не пользоваться водой этой речки для питья и купанья.
    («Мемуары любавичского ребе» (рабби И.-И.Шнеерсона), Издание «КЕОТ», Бруклин, 1973 г.)


    С большой рекой всё понятно, мост в нижней части рисунка как раз через Березину. А вот малой речки на рисунке не видно. Зато в верхнем правом углу виден дом с черной крышей, который сдается мне и являлся резиденцией Любавичского ребе. Там же должно располагаться и еврейское кладбище. На карте этот ручей виден, он протекает через местечко.

    ФАКТ № 3
    Профессор ленинградского пединститута им. А.И. Герцена Г.М. Дейч, основываясь на исторических данных, отмечал, что при въезде в Любавичи с северо-запада (Заречье) у самой дороги стояла часовня. На юго-востоке от нее была площадь размером 300 х 200 метров, на которой располагался дом князей Любомирских. Рядом с ним находился театр. Южнее господского дома, на берегу речки Худицы, находилась солодяжная.

    На рисунке этого не видно. На карте это место можно представить. Только вот ни какой речушки, даже ручья рядом не видно.
    Любопытно, что профессор Г.М. Дейч, по национальности еврей, начал заниматься историей Любавичских хасидов только после общения с Любавичским ребе Менахемом - Менделем Шнеерсоном в 1977 году: «В разговоре ребе спросил меня не знаю ли я, и не могу ли навести справки о судьбе документов по истории хасидского движения в России. По возвращении в Ленинград мне удалось разыскать следы многих документов по этой теме, но все мои попытки получить их для просмотра закончились неудачей. Меня уверяли, что все они находятся на спецхране и потому исследователям не выдаются. В 1989 году я переехал в США на постоянное место жительства и одно время работал в журнале "Алеф", который издается религиозной культурно-просветительской организацией ХАМА близкой к Любавическим хасидам. Узнав от меня о моей беседе с ребе Шнеерсоном и об архивных документах, редакция "Алефа" предложила субсидировать мою поездку в Ленинград и расходы на копирование документов по истории хасидизма. Дело было в 1991 году, когда в России уже успели произойти известные события и доступ к архивным материалам значительно расширился. Я принял предложение редакции с двумя условиями: все скопированные мною документы должны быть переданы в библиотеку или архив ХАБАД; одну копию документов я снимаю для себя и имею право использовать их по своему усмотрению, в частности, для своих исследований и публикаций. Двухмесячная поездка в Ленинград оказалась очень успешной… Часть этих материалов была мною использована при написании брошюры "Любавич - центр хасидов ХАБАД. Документальные очерки”, вышедшей в Нью-Йорке в 1994 году тиражом 100 экземпляров».

    Выходит, что вышеизложенные факты о Любавичах взяты из этой брошюры. А историей Любавичей до Дейча никто не занимался, да и не занимается. Изучал же он документы только с конца XVIII века, с момента присоединения белорусских земель к России.

    ФАКТ № 4
    В центре местечка стояла соборная (главная) церковь Успения Святой Богородицы (Успенская церковь), построенная в первой половине ХVII века (около 1633 года). Это была униатская церковь.

    На рисунке она показана в середине местечка, выше территории базарной площади, окруженной по периметру зданиями лавок и складов. Только почему-то у церкви нет баковок, которые должны быть расположены с фасада здания. Ведь вход в церковь располагается почти на против базара.


    ФАКТ № 5
    Основная часть местечка раскинулась за рекой Березиной, там находилась и деревянная церковь со звонницей – церковь Николы Чудотворца (Никольская).

    В местечке была и деревянная церковь (со звонницей – церковь Николы Чудотворца (Никольская)), а при ней монастырь Покрова Святой Богородицы, каменное здание которого было расположено в южной части Любавичей.

    Сей факт представляется мне довольно интересным. Почему церковь находится в одном месте, а монастырь в другом? Как правило, в православных монастырях (на их территории) были свои церкви. Как человек не местный, я в чем-то могу ошибаться. Но попробую представить свои соображения. Надеюсь, что в случае моего заблуждения меня поправят, и мы придем, как говаривал один известный человек «к консенсусу».

    На рисунке церковь Николы Чудотворца видна в нижнем правом углу, на спуске к р. Березине. Тоже самое видно и на карте.

    В 1856 году в Любавичах насчитывалось 809 душ мужского пола и 876 женского, в том числе православного вероисповедания – 308 мужчин и 326 женщин, римско-католического – 1 человек, иудейского – 500 мужчин, 550 – женщин.
    В местечке было каменных домов – 1, деревянных – 246; две православные церкви (каменная и деревянная), 5 деревянных молитвенных школ-синагог. («Могилевские губернские ведомости» за 1856 г. № 49. C. 929).

    В 1860 году в Любавичах насчитывалось каменных домов – 1, деревянных – 312, православных церквей – 2, еврейских молитвенных домов – 3. Из 2516 душ обоего пола населения 978 были евреи.



    В верхней части рисунка выше и правее церкви Успения Святой Богородицы изображено двухэтажное здание. Мне кажется, это и есть здание монастыря. До 1941 года в нём располагалось правление волости, а затем сельсовета. Во время войны второй этаж был поврежден.

    На 1856 год в местечке одно каменное здание. И одна каменная церковь - Успения Святой Богородицы. Церковь бывшая униатская, построенная в первой половине XVII века, во времена Речи Посполитой.
    Теперь интересный факт.
    «Донской казачий В.Т. Денисова 7-го полк.

    Хроника полка.

    1806 г. Сформирован в Войске Донской и 1 декабря выступил в поход в Пруссию Донской казачий генерал-майора В.Т. Денисова 7-го полк.

    Полковой командир.

    Генерал-майор Василий Тимофеевич Денисов 7-й – командир полка с 1 декабря 1806 г. по октябрь 1814 г.

    Участие в походах и делах против неприятеля.

    Отечественная война 1812 г. и заграничный поход 1813 – 1814 гг.

    1812 г. При открытии военных действий полк присоединился к отряду генерал-майора И.С. Дорохова и участвовал в боях: 18 июня – при м. Большие Солешники; 19 июня – при м. Ольшаны; 20 июня – при переправе через р. Березину; 24 июня – при д. Шевице и м. Камень. В конце июня полк присоединился к казачьему корпусу генерала от кавалерии М.И. Платова и сражался: 2 июля – при м. Романове; 15 июля – при м. Копысе; 19 июля – при м. Рудне, 27 июля – при д. Молево Болото, 4 августа – при м. Любавичах; 6 августа – при г. Смоленске; с 9 по 24 августа в арьергардных боях при отступлении от Смоленска к Бородину. Во время Бородинского сражения действовал в составе казачьего корпуса генерала от кавалерии М.И. Платова на правом фланге армии. Затем участвовал в арьергардных боях: 27 и 28 августа – при г. Можайске; 29 августа – при с. с. Крымском (с. Татарке); 30 августа переведён в отряд генерал-адъютанта барона Ф.Ф. Винцингероде, в составе которого участвовал 31 августа в бою при г. Звенигороде, затем в сентябре – октябре прикрывал Ярославскую дорогу. Командующим полком в это время был войсковой старшина Г.П. Победнов. Штаб полка находился в д. Тарасовке. В середине октября присоединился к казачьему корпусу генерала от кавалерии М.И. Платова, в составе которого преследовал отступавшего неприятеля до российской границы, участвовал в боях: 22 октября – при г. Вязьме; 4 и 6 ноября – при г. Смоленске; 8 ноября – при деревнях Дубровне и Гончарах; 9 ноября – при Любавицком базилиановском1 монастыре; 21 ноября – при м. Молодечне; 28 ноября – при г. Вильно; 2 декабря – при г. Ковно; 31 декабря – при г. Мариенвердере.

    (Калинин Сергей Евгеньевич. Донское казачье войско в 1812-1814 гг.)

    _________
    1Базилиане или василиане, греко-униатский монашеский орден св. Василия Великого, возник в XVII в. в Польше вследствие преобразования православных монастырей по рим. католическому образцу.
    Словарь Брокгауз и Ефрон, 1907-1909

    И ещё один документ.
    "Дело о переводе иеромонаха И.Шавровского из Любавичского в Березовецкий монастырь под надзор за дерзость и попытку перейти в католичество. Р., 24.09—04.12.1835, д.1567, 7л."
    (Архив униацкого митрополита. Документы из истории церкви Беларуси XV-XIX веков в фонде «Канцелярия митрополита греко-униацких церквей в России. Часть II (1701-1839г.г.)».


    Из всего вышеизложенного можно сделать следующее предположение. Монастырь был построен в одно время с униатской церквью в первой половине XVII века (примерно в 1633 году). И примерно до 1820 –х годов был базилиановским. Позже, когда униатство в западных губерниях было упразднено, было решено создать в нем православный монастырь. По всей видимости, монастырь был заштатным, т.е. не финансировался из государственной казны.
    На то, что в Любавичах был униатский монастырь, указывает и
    ФАКТ № 6
    В Любавичах было также униатское кладбище.

    В Любавичах исконно проживали православные и евреи. А униатами по всей видимости и были монахи монастыря.
     
  19. Offline

    Jerry30 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 окт 2008
    Сообщения:
    592
    Спасибо SB:
    74
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Интересы:
    История Смоленщины
    Цитата(Викторович @ 04 Июля 2012, 1:09)
    1812 г. При открытии военных действий полк присоединился к отряду генерал-майора И.С. Дорохова и участвовал в боях: 18 июня – при м. Большие Солешники; 19 июня – при м. Ольшаны; 20 июня – при переправе через р. Березину; 24 июня – при д. Шевице и м. Камень. В конце июня полк присоединился к казачьему корпусу генерала от кавалерии М.И. Платова и сражался: 2 июля – при м. Романове; 15 июля – при м. Копысе; 19 июля – при м. Рудне, 27 июля – при д. Молево Болото, 4 августа – при м. Любавичах; 6 августа – при г. Смоленске; с 9 по 24 августа в арьергардных боях при отступлении от Смоленска к Бородину. Во время Бородинского сражения действовал в составе казачьего корпуса генерала от кавалерии М.И. Платова на правом фланге армии. Затем участвовал в арьергардных боях: 27 и 28 августа – при г. Можайске; 29 августа – при с. с. Крымском (с. Татарке); 30 августа переведён в отряд генерал-адъютанта барона Ф.Ф. Винцингероде, в составе которого участвовал 31 августа в бою при г. Звенигороде, затем в сентябре – октябре прикрывал Ярославскую дорогу. Командующим полком в это время был войсковой старшина Г.П. Победнов. Штаб полка находился в д. Тарасовке. В середине октября присоединился к казачьему корпусу генерала от кавалерии М.И. Платова, в составе которого преследовал отступавшего неприятеля до российской границы, участвовал в боях: 22 октября – при г. Вязьме; 4 и 6 ноября – при г. Смоленске; 8 ноября – при деревнях Дубровне и Гончарах; 9 ноября – при Любавицком базилиановском1 монастыре; 21 ноября – при м. Молодечне; 28 ноября – при г. Вильно; 2 декабря – при г. Ковно; 31 декабря – при г. Мариенвердере.

    (Калинин Сергей Евгеньевич. Донское казачье войско в 1812-1814 гг.)[/i]
    _________
    1Базилиане или василиане, греко-униатский монашеский орден св. Василия Великого, возник в XVII в. в Польше вследствие преобразования православных монастырей по рим. католическому образцу.
    Словарь Брокгауз и Ефрон, 1907-1909

    И ещё один документ.
    "Дело о переводе иеромонаха И.Шавровского из Любавичского в Березовецкий монастырь под надзор за дерзость и попытку перейти в католичество. Р., 24.09—04.12.1835, д.1567, 7л."
    (Архив униацкого митрополита. Документы из истории церкви Беларуси XV-XIX веков в фонде «Канцелярия митрополита греко-униацких церквей в России. Часть II (1701-1839г.г.)».


    Из всего вышеизложенного можно сделать следующее предположение. Монастырь был построен в одно время с униатской церквью в первой половине XVII века (примерно в 1633 году). И примерно до 1820 –х годов был базилиановским. Позже, когда униатство в западных губерниях было упразднено, было решено создать в нем православный монастырь. По всей видимости, монастырь был заштатным, т.е. не финансировался из государственной казны.
    На то, что в Любавичах был униатский монастырь, указывает и
    ФАКТ № 6
    В Любавичах было также униатское кладбище.

    В Любавичах исконно проживали православные и евреи. А униатами по всей видимости и были монахи монастыря.


    Мне кажется, тут Вы ошибаетесь - это 2 разных места, по тому как отступала французская армия - это линия Красный - Орша, Дубровно сейчас районный центр, т.е. Любавицкий монастырь должен был находится, скорее всего, между Дубровно и Оршей или в окресностях Орши

    Хотя, конечно есть вариант, что 7-й Донской казачий полк ловил Нея по правому берегу Днепра, Ней от Гусино собирался идти на Любавичи, а казаки его отбрасывали обратно к берегам Днепра, возможно была какая-то стычка и в Любавичах, может быть.
     
    Юлиа нравится это.
  20. Offline

    PaulZibert Администратор Команда форума

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    20.404
    Спасибо SB:
    27.480
    Отзывы:
    789
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Порѣчье
    Интересы:
    Поиск
    Викторович, потрясающий краеведческий материал, спасибо !
     
  21. Offline

    Викторович Приказный

    Регистрация:
    18 мар 2012
    Сообщения:
    25
    Спасибо SB:
    18
    Отзывы:
    0
    Из:
    Печора
    Цитата(Jerry30 @ 04 Июля 2012, 13:37)
    Мне кажется, тут Вы ошибаетесь - это 2 разных места, по тому как отступала французская армия - это линия Красный - Орша, Дубровно сейчас районный центр, т.е. Любавицкий монастырь должен был находится, скорее всего, между Дубровно и Оршей или в окресностях Орши

    Хотя, конечно есть вариант, что 7-й Донской казачий полк ловил Нея по правому берегу Днепра, Ней от Гусино собирался идти на Любавичи, а казаки его отбрасывали обратно к берегам Днепра, возможно была какая-то стычка и в Любавичах, может быть.


    Согласен, что факт боя 9 ноября – при Любавицком базилиановском монастыре с привязкой к местечку Любавичи несколько натянут. Нет прямых доказательств.

    Корпус Платова от Смоленска шел правым берегом Днепра «из Катани на Дубровну и Оршу, добивая остатки Неевого корпуса».

    «Главнокомандующий армиями Генерал-Фельдмаршал Князь [Голенищев-]Кутузов-Смоленский представил ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ продолжение журнала военных действий, с 7 по 13 Ноября, следующего содержания:
    …Ноября 14. Генерал Граф Платов от 12 числа [ноября] доносит, что часть неприятельских войск, отдалившаяся от корпуса маршала Нея и имевшая направление к Любавичам в числе 800 человек с офицерами, сдалась военнопленною. Сверх того неприятель столько имеет потери пленными, что он не считает за нужное утруждать донесениями; ибо каждый день не менее 1.000 человек…».
    (Прибавление к «Санкт-Петербургским ведомостям» № 95 от 26 ноября 1812 г.).

    Так, что бой у Любавицкого монастыря 9 ноября вполне возможен.
    Нужно только определиться, где конкретно произошли бои при деревнях Дубровне и Гончарах 8 ноября. Однозначно, можно только сказать, эти бои происходили на правом берегу Днепра. А названия деревень в донесениях того времени могли отличаться от реальных.
    Например:
    «Генерал Граф Платов донес от 7 числа [ноября], что… маршал Ней с остатком своего корпуса следуя к Любавичам, после полудня показался около Гусимова…» (Прибавление к «Санкт-Петербургским ведомостям» № 95 от 26 ноября 1812 г.);
    «…На рассвете 7-го ноября пришел Ней к Гусиному, где уже находились разъезды Платова…» (Описание Отечественной войны в 1812 году. Часть IV).
    В обоих случаях речь идет о селе Гусино (Гусинский православный приход) Хлыстовской волости Оршанского уезда Могилевской губернии (Список населенных мест Могилевской губернии, 1910 г.).
    Согласно это же списка в Хлыстовской волости имелись деревни: Дубровка Гусинского православного прихода и Гончарки Герасименского прав. прихода.
    Населенных пунктов с названием «Любавичи» в Могилевской губернии было всего два: село Любавичи Мстиславского уезда и местечко Любавичи Оршанского уезда.
    Монастырям, как я понимаю, названия в большинстве случаев давали по названиям близлежащих нас. пунктов.

    По поводу проведения боевых действий в 1812 году в районе м. Любавичи попробую прибегнуть к источнику «бабушка сказала». Бабушка рассказывала моему отцу, что в районе деревне N по дороге в Рудню есть большое захоронение французских солдат. К каким боевым действиям, летним или осенним, оно относится мне не известно.
     

Поделиться этой страницей