Интересно узнать как попали староверы на смоленскую землю. Какой след они оставили о себе? Как они жили в условиях гонения со стороны власти?
Старообрядчество на Смоленской земле имеет большую историю. Раскольники тут жили постоянно. Среди лидеров раскола, близких сподвижников того же протопопа Аваакума были и смоляне. Материалы есть. Будем развивать тему.
На работе случайно узнал о том, что один из сотрудников, родом с Дона, из семьи староверов. Крестится двумя перстами, а когда увидит, что другие делают это тремя перстами, в шутку называет нас "щепоточниками" и "татарами". Не дай Бог попросить у него кружечку, чтобы воды или чаю попить... Видя его бурную реакцию на это, некоторые для развлечения специально просят
Вопрос "как попали староверы на смоленскую землю", а с чего вы взяли что они как то сюда "попали", они тут родились ведь по сути любой православный до реформы Никона - "старовер"
В Сычёвке имеется старообрядческая церковь, причем действующая. Когда к нам на Вахту приезжали телевизиощики на Вахту снимать фильм про поисковиков и про операцию Марс, заодно сняли небольшой репортаж об этой церкви и про батюшку из этой церкви.
Мои предки КУЧЕРОВЫ - старообрядцы, пришли на Смоленщину, в Сычевский уезд, из Брянщины. Видимо, их что-то там не устроило, раз они перебрались на новое место, видимо, здесь на новом месте к старообрядцам относились лучше.
В Сычёвском районе староверы до сих пор живут и нашего брата сразу ментам палят, сам не попадал, но слышал от других, криминала как бы нет, но коп испорчен, если конкретно то район села Бехтеево,места там интересные, но вот такая заморочка.
О староверах на Смоленщине не слышал, а вот других сектантов завались. Возможно то, что в Сычевке, секта тоже, а не классическое старообрядство, поскольку из Центральной России староверы массово уходили в малонаселенные районы азиатской части и, если честно, сомневаюсь что староверы могли сохраниться у нас без вырождения или трансформации. Символ веры надо у них спрашивать, он же вроде один для всех православных и принят еще до раскола, так и проверить.
Старообрядцы на Смоленщине появились в 1788 году.Привожу фрагмент документа : Святейшему Правительствующему Синоду П О Д Н О Ш Е Н И Е 24 апреля 1788 года подношение синодального члена преосвященного Парфения Епископа Смоленского о оказавшихся в Сычевской округе в селах : Писково, Архангельское, Борисоглебское бродягах раскольничих попов. Которые в тех селах крестьян ххххххх, треба исправлять. Вот такое донесение впервые было отправлено в Синод.
Мои предки из староверов. Как говорят родные (путано, правда) наши предки это братья Маньков, Лысов, Тужилов и Потеряев? были сосланы из столицы за веру (староверы). Они основали свои поместья или деревни, или села ....не знаю. Самые ближайшие родственники сейчас живут в Ершичском районе. Может кто обладает информацией и может что-то сказать больше? Родные, которых помню я: Фроловы, Ребекины, Горбачевы и Петраковы
Уже шерстили... Нет ничего. Поэтому, я с надеждой к смоленским краеведам. Может кто, что-нибудь знает....
Пока самое старое упоминание о староверах в Смоленщине встретил такое : "Появились в 1765 году в Сычевском уезде (в то время он входил в состав Вяземского уезда) в Жорновской дворцовой волости прихода церкви села Архангельского в пяти деревнях в количестве 47 душ мужского пола и 41 женского пола". Более подробно об этом и о дальнейшем их расселении можно прочитать в "Смоленских епархиальных ведомостях" за 1880 год № 16 стр.426-434 в статье благочинного Сычевского уезда священника села Ильинского Иакова Брянцева. Есть интересная статья священника Николая Соколова о возникновении и распространении раскольников-староверов в Смоленской губернии в жупнале "Смоленские епархиальные ведомости" за 1888 год в нескольких номерах.Вот некоторые извлечения из статьи : «Раскол возник в 1667 году, потому что тогда на Собор вызвали 3-х человек принадлежащих Смоленской епархии……Первые раскольники появились в 1745 году в Гжатском уезде, а в 1753 году уже возникло первое большое и сложное дело в Смоленской епархии о раскольниках – купцах Гжатской пристани..».Более подробно об этом можно прочитать в следующих номерах СЕВ за 1888 год : №6 стр.260-278; №9-10 стр.375-388; №11 стр.422-438; №13 стр.539-549; №15 стр.630-637; №16 стр.687-691; №17 стр.728-743; №18 стр.769-781.
В конце 19 века каждый год в "Смоленских епархиальных ведомостях печатался" отчет по расколу в Смоленской епархии,где указывались населенные пункты каждого уезда,которые были подвержены расколу. Так что берите любой номер и там найдете интересующую Вас информацию.
AEB, я имел в виду сегодняшний день. есть ли список, перечень и т.д. Кстати, друзья, лучше не употреблять в общении с верующими, к какой бы религии они ни принадлежали, это нехорошее слово "секта". Оно, так уж получилось в нашей истории, оскорбляет людей и привносит ненужное напряжение в отношения между людьми. Есть вполне нормальные и законом употребляемые слова "религиозные группы, объединения, организации".
На сегодняшний день в печати нигде не встречал. Проще спросить например в Сычевской староверческой церкви,думаю такая же должна быть и в Гжатске,как исконном центре строверчества на Смоленской земле.
В Гжатском уезде старообрядцы жили например в деревне Ащепково. По крайней мере когда я искал хоть что-то о родственниках из Смоленской губ. случайно наткнулся на ссылку ,Деятели рев.движения в России,Смирнов Лукьян Игнатьевич род. д.Ащепково Смоленской губ. купец,старообрядец.
Мои предки по отцовской линии из д.Прибытки Сычёвского района (в 2-х км от Вязовки), а ещё ранее - из х. Пустошь Липки. Встречается также название этой же деревни Прибытки как д. Холмец. Как объяснила мне двоюродная тётя из этой деревни, рядом протекал ручей Холмец, он делил деревню на 2 части :Холмец и Прибытки. Потом д.Холмец исчезла. Старообрядческая церковь была не в Сычёвке (туда перенесена в 1996г.), а д. Малые Липки. Сохранился документ (имеется в Вяземском филиале ГАСО) за 1804г. - прошение староверов царю - разрешить им построить церковь в г. Сычёвка. Тот отправил письмо в Синод, Синод поручил проверить Смоленской епархии. Проверку проводили по-дворово - действительно ли подписывали данные лица это письмо-прошение? Очень интересный документ, особенно, ответ Синоду. Около д. Большие Липки находилось старообрядческое кладбище. Там покоится мой прадед Герасимов Зиновей Герасимович. Деревня Прибытки имеется на карте 1780г. Старообрядцами в д. Прибытки и д. Вязовка были фамилии: Герасимовы, Карповы, Павловы, Захаровы, Зиновьевы, Кузьмины, Петровы, Смирновы и др. В Прибытках старообрядцы были - "беспоповцы", т.е. такое направление в старообрядчестве, которое не признавало никаких компромиссов. Если "поповцы" допускали переход попов из никоновского православия в старообрядческое, лояльно относилось к государственным мероприятиям, например, к обязательному ведению метрических книг в общине, то "беспоповцы" отвергали ведение метрик, не принимали попов из других направлений и всех других называли "антихристами", не принимали советскую власть. В 30-х годах в Прибытках проведена коллективизация, был образован колхоз "Заря социализма", позднее - совхоз"Никитский". После войны колхоз возглавил сын старообрядца-"беспоповца" Зиновея Герасимова - Дмитрий Зиновьев, который, умирая, попросил похоронить его по старообрядческим обычаям. Интересный факт, что для совершения ряда обрядов на дому приглашали из общины женщину - жительницу д. Прибытки, которая выполняла роль попа. Старообрядцы из д. Прибытки, Вязовки, Жуковки, Аржауховки, Погореловки похоронены на кладбищах у д. Жуковки, Большие Липки, г.Сычёвки. Сейчас деревень: Прибытки, Вязовка, Жуковка, Аржауховка, Погорелова, Кривцово, Новая и ряда др. - уже нет. В этих местах охотятся егеря.