Хомутов Иван Васильевич - родной брат моего отца. Его отец, мой дед, начал его искать ещё в 1947 году. Вот ответ из военкомата, которым он призывался Упомянутая в ответе справка Ответ Новодугинского РВК. Выписка из книги потерь Удивило, что изначально машинописным текстом написано: "Можно считать (почему?!) пропавшими без вести в 1941 году". Затем вставлена печать "пропал без вести XII-42" и, наконец, двойка исправлена на тройку, как в школьной тетради. Последнее исправление внесено в 1948 году. На основании чего? В 2008 году дополнительно к приведённым документам, я нашёл ещё запись в книге потерь Тверской области, которая ничего нового не добавляет. Только год призыва там стоит 1941. Ошибка несущественная и понятная. Оператор привык писать "1941". Написал им по электронной почте письмо с просьбой сообщить дополнительные сведения, если это возможно. Ответили, что никаких дополнительных сведений у них нет. В то время пропадали без вести десятками тысяч, и затея моя безнадёжная. Дополнительно могу сообщить, что, со слов бабушки и деда, он учился во Львове "на командира бронепоезда". Фотография Ивана в курсантской форме у них была. Я её видел. Вот все факты. Очень прошу вас, гиганты поиска, подсказать, где ещё можно поискать информацию. Буду вам очень благодарен.
Решила начать со Львова и бронепоезда http://militera.lib.ru/tw/drogovoz1/03.html http://militera.lib.ru/h/efimev_manzhosov_sidorov/02.html Я бы, наверное, написала запрос в СПб - вдруг изменения в датах пропажи без вести связаны с ранениями?
Татьяна, материалы сайта я начал читать задолго до регистрации. Я знаю, скольким людям Вы реально помогли. Откровенно говоря, восхищаюсь Вашими способностями в поиске. Но, я сам виноват, что не всё ещё рассказал. Мой отец - кадровый военный. Воевал пилотом бомбардировщика на Халхин-Голе, в финскую войну и в Великую Отечественную. И не только дед искал сына, но и отец искал брата. После демобилизации в 1953 году он достаточно времени работал в военкомате. И сослуживцы в приватной беседе ему сказали, что, вероятнее всего, его брат пропал в первые дни войны (Львов бомбили 22-го июня). А потом пришла команда, что катастрофические потери 41-го года нужно расписать по другим годам. И оттуда эти исправления. Однако, надежда не умирает. Поэтому я создал эту тему. Ну а вдруг... что-то... когда-то... да и промелькнёт...
Seregas1979, как Вы отыскали этот шедевр? Год рождения указан неверно, место призыва - неверно, дата выбытия - 1940 (ещё до войны!) Тренировались чиновники, что ли? Верно указано только имя матери - Хомутова Мария.
Такой команды не было. Кстати потери погибшими в последующие годы войны бывали и гораздо выше, чем в 41-ом. Даты же в списках РВК условны. Ставились даты и самими работниками военкоматов, как 1940 год, так и затем уже в управлении по учету потерь (называлось по разному в разные годы). Самым распространенным было дата последнего известия + три месяца, для оккупированной территории - время освобождения территории + три месяца. На деле все это варьировалось. На одного человека могли быть разные документы с разными датами, но окончательной датой пропажи без вести являлась дата в извещении.
Иван, со слов отца, предположение о команде высказали сами работники военкомата, после того, как по своим служебным каналам не смогли найти документы, в соответствии с которыми вносились изменения в книгу потерь. А извещения вообще никакого не было.
Если бронепоезд, то вот это надо смотреть. 10-я дивизия войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. дивизия сформирована в декабре 1939 года приказом НКВД СССР № 001392 от 14.11.1939 «Об организации девятой и десятой дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений» во исполнения Постановления Совета Народных Комиссаров № ??? от 12.11.1939 «О формировании двух дополнительных дивизий войск НКВД по охране железнодорожных сооружений Союза ССР», командир дивизии полковник Могилянцев Иван Сергеевич, дислокация, оргштатная структура дивизии: Управление, штаб дивизии – г. Львов 66-й полк – г. Львов 75-й полк – г. Стрый 77-й полк – г. Станислав Приказом НКВД СССР № 001302 от 15.10.1940 «Об организации частей войск НКВД для охраны железнодорожных сооружений в Эстонской, Латвийской и Литовской ССР» в состав дивизии включен 64-й полк 9-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений. По состоянию на 01 июня 1941 года численность дивизии – 6524 военнослужащих, на 22 июня 1941 года командир дивизии полковник Могилянцев Иван Сергеевич, зам. командира дивизии по политчасти бригадный комиссар Левашов Лев Николаевич, начальник штаба дивизии полковник Денисов Павел Андреевич, дислокация, оргштатная структура дивизии: управление, штаб дивизии, политотдел – г. Львов, ул. Махнацкого 14/16 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 64 полк – г. Ковель, командир полка капитан Трудолюбов Василий Иванович, начальник штаба полка капитан Бунченко; Управление, штаб полка, политчасть полка – г. Ковель 1 батальон: штаб – г. Ровно 1 рота – г. Ровно 2 рота – ж.д.ст. Сарны 3 рота – ж.д.ст. Киверцы 2 батальон: штаб – г. Ковель 4 рота – г. Ковель, помощник командира роты техник-интендант 2 ранга Зайченко Иван Иванович 5 рота – г. Владимир - Волынский 6 рота – ж.д.ст. Болонь Резервная рота – г. Ковель Полковая школа – Млынск Бронепоезд № 64 – ж.д. ст. Сарны, командир лейтенант Саркисьянц Н.И. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- 66 полк – г. Львов, командир полка майор Румянцев Евгений Федоссевич, начальник штаба полка майор Бурцев; Управление, штаб полка, политчасть – г. Львов, площадь Святого Духа, 1 1 батальон – начальник штаба Виктор Серебряков штаб – г. Перемышль, 1 рота – г. Перемышль 2 рота – ж.д.ст. Хыров 3 рота – ж.д.ст. Самбор 2 батальон – командир майор Раевский штаб – ж.д.ст. Самбор 4 рота – ж.д.ст. Явора 5 рота – ж.д.ст. Турка резервная рота – г. Львов полковая школа – ж.д.ст. Самбор бронепоезд № 66 – ж.д. ст. Львов, командир майор Паньков Михаил Владимирович ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 75 полк – командир полка майор Никифоров Андриян Федорович(погиб), зам. командира полка по политической части ст. политрук Замерянский, начальник штаба полка капитан Дудин(пропал без вести). Управление, штаб полка, политчасть – г. Стрый 1 батальон – г. Тарнополь 1 рота – г. Тарнополь 2 рота – ж.д.ст. Ходоров 3 рота – г. Стрый 2 батальон – г. Старый Сколе 4 рота – г. Старый Сколе, командир ст. лейтенант Самченко Алексей Яковлевич 5 рота – г. Старый Славско, командир ст. лейтенант Костаненко(тоннель – 154,2 км) резервная рота – г. Стрый, командир капитан Петров (Иван Петрович?) полковая школа – г. Стрый бронепоезд № 75 – г. Стрый командир ст. лейтенант Мешков, начальник штаба лейтенант Лебединский Леонид Герасимович --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 77 полк – г. Станислав Управление, штаб полка, политчасть – г. Станислав 1 батальон – ж.д.ст. Чертков 1 рота – ж.д.ст. Чертков 5 рота – ж.д.ст. Черновицы 6 рота – ж.д.ст. Залещики 2 батальон – г. Старый Сколе 2 рота – ж.д.ст. Делытынь 4 рота – ж.д.ст. Ворохта резервная рота – г. Станислав полковая школа – ж.д. ст. Бучач бронепоезд № 77 – ж.д.ст. Станислав, командир ст. лейтенант Турганов, зам командира по политчасти политрук Лысенко Василий Семенович ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- В 17.40 часов 21 июня 1941 года дивизия получила директиву начальника Главного управления войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности №24/6860 о привидении в боевую готовность частей и гарнизонов дивизии. По состоянию на 20 июля 1941 года численность дивизии – около 1000 военнослужащих, 4 – 76 мм арторудий(54. стр. 243). В начале августа 1941 года 64-й полк дивизии передан в оперативное подчинение 4 дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. 07 августа 1941 года дивизия в составе 66-го, 75-го и 77-го полков в р-не с. Подвысокое под Уманью погибла при прорыве из окружения. С 22 июня 1941 года дивизия входила в состав Действующей Красной Армии. Боевая, оперативно-служебная деятельность дивизии: Дивизия на территории Западной Украины, Северной Буковины выполняла задачи по охране объектов Львовской ж.д. и Ковельской ж.д., автодорожных объектов(216 железнодорожных и 46 шоссейных объектов)(70. стр.39), части и подразделения дивизии привлекались для ликвидации разведывательно-диверсионных групп немецкой, румынской и венгерской разведки, принимали участие в вооруженной борьбе с националистическими антисоветскими подпольными вооруженными отрядами, подразделения и гарнизоны дивизии расположенные на участках Государственной границы СССР с Польшей оккупированной Германией, с Чехословакией оккупированной Венгрией оказывали содействие пограничным отрядам НКВД в охране государственной границы. С началом Великой Отечественной войны в 4.00 часов 22 июня 1941 года подразделения и гарнизоны полков дивизии дислоцированные в районе Государственной границы СССР совместно с пограничниками отражали наступление гитлеровских войск. Дивизия в период Великой Отечественной войны на территории Западной Украины выполняла задачи по охране Львовской и Ковельской ж.д., войскового тыла 6А и 12А, принимала участие в вооруженной борьбе с националистическими антисоветскими подпольными вооруженными отрядами, с разведывательно-диверсионными группами противника. В восточных районах Украины дивизия в составе 6 и 12 армии принимала участие в оборонительных боях на передовой линии фронта. В первые дни Великой Отечественной В первые часы войны на многих участках Львовской и Ковельской железных дорог вступили в бой с фашистами бронепоезда НКВД. Сохранились лишь немногие документы тех первых дней войны. Но и по коротким строчкам боевых донесений удается проследить героический подвиг экипажей броневых крепостей. В составе 10-й дивизии НКВД бронепоезд № 66 сражался на участке Перемышль — Львов. В бою под Перемышлём, поддерживая части 99-й стрелковой дивизии, экипаж бронепоезда рассеял мотострелковый батальон гитлеровцев. В ходе жестоких схваток бронепоезд № 66 под командованием майора Н. Панькова отошел к Киеву и позднее участвовал в обороне города-воина на Днепре. На станции Марковцы под Станиславом (ныне Ивано-Франковск) встретил войну экипаж бронепоезда 77-го полка НКВД. Бронепоездом командовал бесстрашный офицер, старший лейтенант И. Д. Турганов. Ранее он участвовал в борьбе с басмачами, был тяжело ранен, награжден орденом Красного Знамени, после длительного лечения возвратился в строй. Бронепоезд 77-го полка, построенный в 1933 году в Брянске, имел на вооружении четыре короткоствольных 76-миллиметровых орудия и 12 станковых пулеметов «максим». 29 июня бронепоезд нес боевое дежурство на участке Хрыплин — Коломыя, создавая возможность эвакуировать эшелоны на станцию Тернополь. Рано утром 30 июня старший лейтенант И. Д. Турганов получил приказ задержать моторизованные вражеские части. Но как? Помогла находчивость. Команда подрывников доставила на мост через реку Быстрицу (у станции Хрыплин) вагон с авиабомбами. Артиллеристы бронепоезда с некоторого расстояния открыли по нему огонь. Огромный взрыв потряс окрестности. Когда рассеялся дым, бойцы бронепоезда увидели, что фермы моста беспорядочно сгрудились над водами горной реки. В первых приграничных боях особенно отличились бойцы второй бронеплощадки, которой командовал лейтенант И. М. Бобриков, служивший на этом бронепоезде с 1939 года. В результате умелых действий экипажа бронепоезда части 13-го стрелкового корпуса 12-й армии, оторвавшись от противника, заняли новые боевые рубежи… 5 июля 1941 года бронепоезд № 77 прибыл в Гусятин и поддерживал части 77-го полка. Шли ожесточенные бои с фашистами, прорвавшимися сюда со стороны Тернополя. Немецкая авиация разбомбила железнодорожный мост через реку Збруч, отрезав путь эшелонам и бронепоездам 75-го и 77-го полков НКВД. Немецкая пехота, высадившаяся десантом на левом берегу Збруча и поддержанная танками, повела наступление на Гусятин. На станции Копычинцы поврежденный бронепоезд 75-го полка НКВД был взорван, и бронепоезд № 77 вступил в единоборство с танками противника. Умело маневрируя, он обрушил на врага свою огневую мощь. «В районе станции Выгнанка фашисты потеряли пять танков, более десяти получили повреждения и не могли двигаться», — вспоминает секретарь совета ветеранов 10-й дивизии НКВД Е. В. Серебряков. 7 июля бронепоезд старшего лейтенанта И. Д. Турганова, оставшись без прикрытия стрелковых частей, вступил в бой. Орудия бронепоезда послали на врага сотни снарядов. Противник минометным огнем разрушил железнодорожное полотно. Бронепоезд маневрировал на участке длиной 150–200 метров. Через каждые тридцать минут фашисты обрушивали на него артиллерийский огонь и бомбовые удары. Почти десять часов длился этот неравный бой. Лишь поздно вечером, израсходовав последний боевой комплект, экипаж бронепоезда взорвал паровоз и бронеплощадки. 27 августа 1941 года И. Д. Турганов с группой бойцов перешел линию фронта и попал в расположение наших частей. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Поддерживая части 87-й стрелковой дивизии на участке Дарница — Борисполь, с боями отступали и бронепоезда № 31, 34 и 66 внутренних войск НКВД. Утром 20 сентября 1941 года фашистские танки прорвались к Борисполю и рассекли главные силы 37-й армии. Но бронепоездной группе удалось прорваться через реку Трубеж к станции Березань. Здесь в большом лесном массиве между реками Трубеж и Супой сражались окруженные части под общим командованием начальника штаба 37-й армии генерала К. П. Доброседова. О последних боевых операциях киевских крепостей на колесах поведал инженер 31-го мостового батальона В. С. Кардаш: — 31-й батальон вместе с мостопоездом и пятью бронепоездами отступал по незанятой врагом линии Дарница — Гребенка. Бронепоездами командовал майор Н. Паньков, командир бронепоезда № 66 НКВД. У артиллеристов почти не осталось снарядов. Действовало лишь по одному орудию, установленному на бронеплощадках. Фашисты то и дело бомбили колонну. Дважды вручную приходилось поднимать площадки, сошедшие с рельсов. Четверо суток пробивались с боями железнодорожники и бойцы бронепоездов. Фашистские самолеты разбрасывали листовки, в которых предлагали советским воинам сдаваться в плен. В один из дней, воспользовавшись задержкой при восстановлении пути, гитлеровцы окружили нас. Но железнодорожники, подпустив врага на близкое расстояние, открыли огонь, а затем пошли в штыковую атаку… В районе Яготина гитлеровцы взорвали мост через реку Супой. Бронепоезд киевских железнодорожников «Литер А» оказался отрезанным у станции Переяславская. Израсходовав последние боеприпасы, экипаж взорвал материальную часть бронепоезда. Прорываясь из окружения, на берегу Супоя железнодорожники приняли неравный бой с фашистами. Подняв бойцов в атаку, погиб отважный командир бронепоезда «Литер А» Степан Петрович Голованев. 27 сентября 1941 года в районе станции Ромодан бронепоезда № 31, 34 и 66 израсходовали последние боеприпасы и были взорваны. ___________________________________________________________ 66 Бронепоезд НКВД Учебный БЕПо . Дислоцировался в Львове. Действовал в районе Львов - Перемышль. Под Перемышлем поддерживал 99 СД. Отступил в район Киева где и погиб на "кладбище бронепоездов" на станции Ромодан. Нет данных по составу этого БеПО... Обращаю внимание - УЧЕБНЫЙ БеПо. 66!!! Львов!!! Донесение по 10 див. ж. д. 66 полк войск НКВД. Все признаны пропавшими без вести только с "Не позднее 21.03.1942". https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=9778050 Весь этот список пробил бы по ОБД, вдруг где-то кто-то всплывет. Говорил неоднократно, искал родного брата деда, в ОБД тогда инфы не было, как и ОБД самой. Все проверял методом тыка, ездил по Украине точно также. С самого начала рыл по 206 сд т.к. потери (пропал б/в) ноябрь 43-го( ноябрь 43 = месяцу освобождения села от немцев + 2 месяца). Вышел на данную дивизию ошибочно. Октябрь-ноябрь 43-го - это форсирование Днепра южнее Киева. И в селе на обелиске нашел его фамилию, имя и отчество. Только это не 206 сд ноября 43-го, а 99 сд августа 41-го(скорее всего 8 августа). В данной дивизии служило много народа призванного из района и села проживания деда. Кстати, данная дивизия поддерживалась бронепоездами, о чем есть в статье выше. Мир тесен. Как говорю, тонкий мир. На поиск у меня ушло более двух лет. Здесь тоже, надо вяло сесть и все пробивать, используя всякие варианты. Плохо то, что практический поиск с выездом по Украине сейчас невозможен. Но воспоминания родственников о бронепоезде, Львове, обучение на командира (скорее всего мл.командира) бронепоезда подтверждаются наличием учебного БеПо именно во Львове.
По Бронепоезду. Есть книга: Андрей Кайнадан "Бронепоезда 41-го. Юго-Западное направление". Ее поискать и почитать. По искомому. Если он учился на мл.командира команды БеПо во Львове в том же 66 полку НКВД на БеПо 66, то это не значит, что мог и служить на нем остаться. Данный БеПо мог готовить спецов для БеПо всей дивизии, т.е. и для 75-го, и 77-го. Хомутов призван 13.10.1940. До весны мог находиться в 66-м БеПо, а в мае мог остаться как на 66-м, так и отправлен на 75 или 77-й. Еще хочу обратить внимание, что в 10-й дивизии НКВД было три полка, в каждом по одному бронепоезду. Задача была сначала только одна, охрана ЖД, потом все пошло не так. БеПо брошены в бои, потом , так понял, полки остались без бронепоездов т.к. их рвали на части. Полки попали в окружение и были разбиты, Бронепоезда выполняли задачи в отрыве от своих полков и так же были уничтожены, но в разное время и в разных местах. Что хотел сказать? Нельзя жестко привязывать места гибели личного состава батальонов полков к местам гибели БеПо. Сообщения объединены, 19 июн 2015, время первого редактирования 19 июн 2015 Теперь немного отвлечемся. Я как-то тупо в ОБД набирал РВК Новодугинский, а потом подумал, чего я туплю. Ведь призыв был не с Новодугинского РВК, а с Новоторжского, и ответы приходили в 47-м из Новоторжского. И оказалось, что из Новоторжского РВК в 1940 году призывался КАРАСЕВ Петр Михайлович 1921 г.р. Служил: Западная Украина, Дорогобычская область, город Сколе,п/ящ 1, в/часть НКВД. http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=62082384 А теперь смотрим выше, где дислоцировались части 10 див. НКВД. СКОЛЕ. 75 полк. 2 батальон – г. Старый Сколе. (Так понимаю, только штаб и 4 рота). 4 рота – г. Старый Сколе, командир ст. лейтенант Самченко Алексей Яковлевич 77 полк. 2 батальон – г. Старый Сколе (понимаю, что только штаб батальона, роты стояли в других местах). Выходит, что призванный из этого же военкомата, примерно в то же время, проходил службу в штабах 2-х батальонов 75 или 77 полков, или в 4 роте 2 батальона 75 полка.
...На юго-западе Украины дислоцировались мотоброневагоны и бронепоезда полков 4-й дивизии НКВД по охране железных дорог, командовал которой полковник Мажирин. В приграничной полосе, в окрестностях Львова патрулировали железные дороги бронепоезда 10-й дивизии полковника Могилянцева. [289] На востоке Украины, на железнодорожных линиях Донбасса, действовали роты мотоброневагонов 5-й дивизии НКВД. В первых же боях под Перемышлем участвовал бронепоезд № 66 майора Н. Панькова из 10-й дивизии НКВД. Здесь частям Красной Армии удалось добиться небольшого успеха и даже продвинуться на запад. Но вскоре, возникшая угроза окружения, заставила уходить к Киеву. Командам бронепоездов пришлось исправлять многие предвоенные просчеты военно-политического руководства. Готовясь к великому освободительному походу в Европу, советское командование отдало приказ о разминировании приграничной полосы и мостов в этой зоне. Немецкие войска воспользовались этим подарком и спокойно продвигались на восток. А советским командирам пришлось срочно искать способы остановить их. При приближении частей Вермахта к Коломые, командир бронепоезда № 77 войск НКВД старший лейтенант И. Турганов получил приказ взорвать мост через реку Быстрицу. Выкатив на мост вагон с авиабомбами, команда бронепоезда открыла по нему артиллерийский огонь. В результате взрыва мост был уничтожен. Успешные действия бронепоезда позволили частям 13-го стрелкового корпуса 12-й армии избежать на этот раз окружения. [290] Но вскоре Фортуна отвернулась от команды бронепоезда № 77. Восточнее Тернополя, уже захваченного немецкими войсками, в начале июля 1941 года шли тяжелые бои. Участвовали в них и два бронепоезда из состава войск НКВД — № 75 и 77. Немецкая авиация разбомбила железнодорожный мост через реку Збруч, отрезав путь к отступлению многочисленным эшелонам, скопившимся в районе Гусятина, и бронепоездам. Немецкие танки, переправившиеся на левый берег Збруча, вышли к железной дороге. Началась артиллерийская дуэль между ними и командами бронепоездов. Первым вышел из строя бронепоезд № 75. Изрешеченный танковыми снарядами, он был взорван командой на станции Копычинцы. Второй бронепоезд еще два дня вел бои в окружении. Из-за повреждения железнодорожного полотна, состав мог маневрировать на участке длиной всего 150 метров. Израсходовав весь боезапас, команда бронепоезда взорвала паровоз и бронеплощадки. Ситуация на Юго-Западном фронте для советских войск с каждым днем ухудшалась. Немецкие войска 7 июля захватили Бердичев, вышли к Житомиру. В результате этого прорыва 1 -и танковой группы возникла угроза захвата Киева и окружения 6-й и 12-й армий ЮЗФ юго-западнее Киева. Гитлер потребовал от командования группы армий «Юг» уничтожить как можно более крупные силы противника западнее Днепра, чтобы лишить его возможности ведения организованных операций крупными массами войск восточнее Днепра. Генерал Гальдер записал 9 июля 1941 года в своем дневнике: «Категорический приказ — направить танковую группу от Белой Церкви не на юго-восток, а на Умань с целью окружения группировки противника, действующей против группы армий «Юг». Следует попытаться нанести стремительный удар по Киеву, однако, если город не удастся захватить внезапно, то не следует ввязываться в затяжные бои и без пользы рисковать танковыми дивизиями». Интересна еще одна запись в его дневнике : «Фюрер... высказал крайнюю озабоченность тем, что танковые [291] дивизии будут направлены на Киев и понесут бесполезные потери (в Киеве 35% населения — евреи; мосты нам все равно не удается захватить).» Выполняя указание Гитлера, дивизии 1-й танковой группы повернули на юг, на время, приостановив наступление на Киев. Этот поворот немецких войск создал реальную угрозу окружения двух советских армий. Пытаясь ликвидировать возникшую опасность, в район Бердичева и Белой Церкви были брошены все имевшиеся в распоряжении командования Юго-Западного фронта танковые дивизии. Но, несмотря на все усилия, катастрофы избежать не удалось. Совместными усилиями войска 1-й танковой группы, 11 -и и 17-й армий Вермахта в начале августа окружили в районе Умани основные силы двух армий Юго-Западного фронта. Из кольца окружения вырвались немногие. После ликвидации уманского котла центр тяжести в боевых действиях на Украине вновь сместился в район Клева. В обороне столицы Украины участвовали и бронепоезда. Помимо отошедших к городу бронированных составов НКВД, уцелевших в приграничных боях, импровизированные бронепоезда начали строить на киевском паровозоремонтном заводе. Вспомнив опыт гражданской войны, уже 7 июля в боевой строй ввели первый бронепоезд, построенный в военных условиях на Киевском паровозовагоноремонтном заводе. Вооружен он был четырьмя орудиями и 48 пулеметами. Вплоть до сентябрьской катастрофы и потери Киева, бронепоезд использовался при обороне города. За ним, через две недели, последовал второй бронепоезд, сразу же отправившийся на фронт. В августе к ним присоединился, построенный в депо станции Дарница, бронепоезд «Дарницкий партизан». Упорное нежелание Сталина отводить войска Юго-Западного фронта из Киева, стремление любой ценой удержать город в условиях маневренной войны, не могло закончиться добром. Представления времен гражданской войны и обороны Царицына, составлявшие весь боевой [292] опыт Верховного Главнокомандующего, отстали от новой эпохи развития военного дела лет на двадцать. Лозунг «Ни шагу назад!» часто ставил обороняющиеся войска в безвыходное положение, если противник прорывал оборону на соседних участках фронта. Попали в такое положение и войска, защищавшие Киев, после того, как танковые дивизии Гудериана и Клейста встретились в районе Ромны — Лохвица, замкнув кольцо окружения вокруг трех армий Юго-Западного фронта. Оказались в котле и все бронепоезда фронта. Если у других частей еще сохранялись шансы на прорыв из окружения, то у бронепоездов их не осталось. Все железные дороги были перерезаны прорвавшимися немецкими войсками. Только после осознания всей безысходности ситуации под Киевом, Ставка Верховного Главнокомандования отдала приказ об отходе войск 37-й армии. Эта армия, кстати, долгие годы в советских исторических исследованиях не имела командующего. Упоминались другие командиры и комиссары, а командующий словно под землю провалился. И только немногие знали, что армией командовал бывший командир 4-го механизированного корпуса и будущий герой битвы под Москвой генерал А. Власов. Его имя надолго исчезло из советской истории, упоминаясь лишь в контексте предательства. Последними из Киева уходили подразделения 4-й дивизии НКВД. Бронепоезд под'командованием С.П. Голованева своим огнем прикрывал саперов, взрывавших мосты через Днепр. Все три железнодорожных моста, соединявшие берега Днепра, взлетели на воздух. На железнодорожной линии Дарница — Борисполь отход 87-й стрелковой дивизии прикрывали три бронепоезда из состава внутренних войск НКВД — № 31, № 34, № 66. Рядом отходили на восток и два бронепоезда киевской постройки. Ситуация для них ухудшалась с каждым часом. Утром 20 сентября немецкие танки рассекли основные силы 37-й армии и прорвались к Борисполю. Бронепоезда успели вырваться из под удара танков, и отошли к станции Березань. Немецкая авиация ежедневно наносила удары по прячущимся в лесах советским бронепоездам, командам которых [293] приходилось постоянно восстанавливать разрушенный путь. Однако в районе Яготина уничтоженный бомбардировщиками мост через реку Супой преградил путь бронепоезду «Литер А». У станции Переяславская его команда приняла свой последний бой. После того, как закончились боеприпасы, экипаж подорвал бронепоезд, пытаясь налегке вырваться из окружения. Через неделю тяжелых боев во вражеском кольце, в районе станции Ромодан, командами были взорваны три бронепоезда войск НКВД — № 31, № 34 и № 66 — закончились снаряды и патроны, отступать было некуда, всюду немецкие войска. Немного ранее, в начале сентября в районе станции Макошино, на берегу реки Десна, немецкими танками были отрезаны от основных сил два бронепоезда 6-го отдельного дивизиона бронепоездов. После этого, за бронепоезда взялись пикирующие бомбардировщики и артиллерия. Маневрировать составы не могли, поэтому время жизни бронепоездов зависело только от точности немецких летчиков и артиллеристов. Через несколько часов, на рельсах догорали развороченные бронепаровозы и бронеплощадки, еще недавно бывшие бронепоездами войск НКВД № 46 и № 50. В живых осталось всего четырнадцать человек из их команд. http://militera.lib.ru/tw/drogovoz1/03.html
Фамилия Петров Имя Николай Отчество Иванович Дата рождения/Возраст __.__.1921 Место рождения Калининская обл., Новоторжский р-н, Печенский с/с, д. Аннино Дата и место призыва 05.10.1940 Новоторжский РВК, Калининская обл., Новоторжский р-н Воинское звание красноармеец Причина выбытия пропал без вести http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=57228585 Последнее письмо от 14.06.1941 из СТРЫЯ!!! А это 75 полк 10 дивизии НКВД. Сообщения объединены, 19 июн 2015, время первого редактирования 19 июн 2015 Фамилия Фролов Имя Сергей Отчество Иванович Дата рождения/Возраст __.__.1921 Место рождения Калининская обл., Новоторжский р-н, Б.-Вишенский с/с, д. Б. Вишенье Дата и место призыва 04.10.1940 Новоторжский РВК, Калининская обл., Новоторжский р-н Последнее место службы п/я 1 Внимание!Смотрим выше, у нас уже попадался п/я 1. КАРАСЕВ Петр Михайлович 1921 г.р. Служил: Западная Украина, Дорогобычская область, город Сколе,п/ящ 1, в/часть НКВД. Воинское звание красноармеец Причина выбытия пропал без вести Фамилия Христинов Имя Павел Отчество Петрович Дата рождения/Возраст __.__.1920 Место рождения Калининская обл., Новоторжский р-н, Б.-Вишенский с/с, д. Отрубище Дата и место призыва 04.10.1940 Новоторжский РВК, Калининская обл., Новоторжский р-н Последнее место службы п/я 5/1 Воинское звание красноармеец Причина выбытия пропал без вести Место службы посмотрите внимательно, Стрый и какая-то Ст.Соковск. Скорее всего это Старый Сколе. Опять призыв октября 40-го по этому военкомату выводит нас на места дислокации частей 10 див.НКВД. ---------------------------------------------------------------- Хочу вот что добавить от себя. 1. В этот районе, Западной Украине, не засветились более призывники из Новоторжского РВК призыва ни 39-го, ни 41-го годов. 2. Из данного РВК призвано несколько человек в октябре 40 года и почти все ( да все и есть) по данным послевоенного подворового обхода числятся пропавшими без вести и служившими в населенных пунктах, которые являлись местами дислокации именно 10 дивизии НКВД по охране железной дороги. 3. Призыв 4-5 человек из только одного района одной области - это много. Потому, что если не брать все районы области, а только 5-6 из них и призвать по 4-5 человек из каждого, то получим команду в 30 человек. Думаю, что именно так и было. По плану развертывания 10 дивизии задание нарезали по нескольким областям. Можно конечно, для чистоты эксперимента пролопатить всю Смоленскую область призыва октября 1940 года и посмотреть, где еще всплывут (по каким района) призывники попавшие на службу в места дислокации данной дивизии.
Смотрите, та же дата, 10 НКВД, но призван другим РВК: Фамилия Судаков Имя Борис Отчество Михайлович Дата рождения/Возраст __.__.1920 Место рождения Саратовская обл., Ворошиловский р-н, д. Мергичевка Дата и место призыва 04.10.1940 Ворошиловский РВК, Саратовская обл., Ворошиловский р-н Последнее место службы п/я 10 НКВД Воинское звание красноармеец Причина выбытия пропал без вести Дата выбытия 07.06.1941 Название источника информации ЦАМО Номер фонда источника информации 58 Номер описи источника информации 18004 Номер дела источника информации 202 Сообщения объединены, 19 июн 2015, время первого редактирования 19 июн 2015 Интересная приписка рядом с датой выбытия в документе
Да, скорее оттуда же и Судаков. Блин, мы так можем списки составлять. Но все дело в том, что многого может и не быть в ОБД Мемориал. Это надо искать архивы НКВД по бронепоездам и таким дивизиям, где они хранятся. Интересно выйти на автора книги, он же где-то на сайтах бывает, поговорить с ним, он более в теме, где и что искать. Ну чтоб не жевать пережеванное.
Андрей Кайнаран ? Сообщения объединены, 19 июн 2015, время первого редактирования 19 июн 2015 Всем доброго времени суток. Ну вот, пожалуй, и пришло время публичного анонса данной книги. Ее название вынесено в заголовок данной темы: Бронепоезда 41-го. Юго-западное направление. Над этой книгой я работал два года, в этом мне помогали многие люди, и вот вчера началась собственно верстка книги. До начала верстки я не считал правильным анонсировать книгу на форуме, хотя все же планы о ней публично уже озвучивались. Формат книги, да и стиль ее оформления, будет таким же, как и в нашей первой книге о КиУРе. Пока еще сложно подсчитать сколько в итоге будет в книге страниц после завершения верстки. Текст без графики потянул на 160 страниц, считая вместе с приложениями. Изображений на данный момент чуть более 200. Предварительный макет обложки вместе с "корешком" вот такой... Автор макета обложки, и всех чертежей, которые будут в книге, Дмитрий Раш (на Relicfinder'e- Rush). Содержание книги следующее: От автора. Глава 1. Наличие бронепоездов в Киевском особом военном округе на 22 июня 1941 года. Глава 2. Конструкция и вооружение штатных бронепоездов в 1941 году. 2.1. Компоновка составов бронепоездов. 2.2. Конструкция и вооружение. 2.3. Конструкция и вооружение трофейных польских бронепоездов. 2.4. База бронепоезда. Глава 3. Начало Великой Отечественной войны. Действия бронепоездов с 22 июня по 9 июля 1941 года. Глава 4. Постройка мобилизационных бронепоездов на предприятиях города Киева. 4.1. Бронепоезда мобилизационной постройки и их конструкция. 4.2. Вооружение мобилизационных бронепоездов. Глава 5. Действия бронепоездов с 10 по 31 июля 1941 года. Глава 6. Действия бронепоездов с 1 по 21 августа 1941 года. Глава 7. Действия бронепоездов с 22 августа по 17 сентября 1941 года. Глава 8. Действия бронепоездов с 17 по 25 сентября 1941 года. Оставление города Киева и бои за прорыв из окружения. Глава 9. Действия других бронепоездов мобилизационной постройки на Юго-Западном направлении в 1941 году. 9.1. Организация постройки мобилизационных бронепоездов. 9.2. Создание и боевые действия мобилизационных бронепоездов. Заключение Приложения: Приложение 1. Устав - Боевое применение бронепоездов - 1931 проект. Приложение 2. Биографические справки. Приложение 3. Списки личного состава киевских бронепоездов. Приложение 4. Список работников ППРЗ на бронепоезде «Маршал Буденный». Приложение 5. О командире бронепоезда. Приложение 6. Использованные источники и литература. В книге будет рассказано о боевых действиях, практически день за днем, следующих бронепоездов: - БЕПО из состава 1-го ОДБП: №15, №17 и №31. - БЕПО из состава 4-й и 10-й дивизий войск НКВД по охране железнодорожных сооружений: №55, №56, №56А, №57, №66, №75 и №77. - БЕПО построенные в городе Киеве: "Литер А", "Литер Б" и "Литер В". - БЕПО из состава 6-го ОДБП, отошедшие на территорию УССР: №46, №50, №51 и №52. - БЕПО мобилизационной постройки (не в Киеве): "Маршал Буденный", №2 "Никита Хрущев", №3, №4 "Ильичевец", №5, №6 "За Родину!", №7, №8 "Имени Изюмских рабочих", №9 "Дзержинец", №10 "За Родину!", №11 "За Родину!". - Еще некоторые другие БЕПО эпизодически. В сумме около 30 бронепоездов. Да, так много их воевало от Ковеля и Равы Русской, до Курска и Ростова-на-Дону. В книге не затронуты бронепоезда, принимавшие участие в обороне Одессы и Крыма, т.е. южное направление. Любые вопросы по книге Вы можете задавать мне в этой теме, или же посредством личных сообщений и на почту akai@ua.fm С уважением. Кайнаран Андрей. https://reibert.info/threads/kniga-bronepoezda-41-go-jugo-zapadnoe-napravlenie.310818/
Скорее всего это Старый Сколе. Владимир, спасибо Вам и Татьяне. Вы задали мне ещё одно направление поиска. А Ст., скорее всего означает не старый, а станция. Пороюсь по форумам. Спасибо !!!
Здравствуйте! Нашли моего деда Монетова Степана Алексеевича, 1918 года рождения, который служил 22 июня 1941 года в 66 полку 10 дивизии НКВД во Львовском выступе. Что примечательно останки деда нашли под Киевом в месте где в сентябре 1941 года была попытка прорыва из окружения и выхода из Киевского Котла. То есть оказывается не вся 10 дивизия была уничтожена в котле под Уманью, по меньшей мере мой дед добрался до наших в Киеве и принял участие в обороне Киева и попытке выхода из окружения. Вот что стало мне известно благодаря поисковикам АППО "Днепр-Украина". (Отдельное спасибо Атаманчуку Игорю Анатольевичу, который сообщил мне о судьбе моего деда.): Здравствуйте! Вас беспокоит из Киева заместитель руководителя АППО "Днепр-Украина" Атаманчук Игорь Анатольевич. Дело в том, что 31.07.2017 года, при проведении археологических поисковых работ в районе перекрёстка автодорог Борисполь-Переяслав Хмельницкий и Любарцы-Старое в Бориспольском районе Киевской области (географические координаты по GoogleMaps 50.191353; 31.131989), были обнаружены останки, пропавшего без вести при попытке выхода из окружения (Киевский котёл) в сентябре 1941 года, рядового 66 полка 10 дивизии НКВД Монетова Степана Алексеевича, 1918 года рождения, призваного Тогучинским РВК 22.11.1939 г., уроженца с. Куд-Ключ Тогучинского р-на Новосибирской области. Личность погибшего военнослужащего РККА была установлена по обнаруженному при останках ЛОЗу (личному опознавательному знаку). В архивных документах послевоенного времени указаны: «Жена Букатова Евгения Петровна, Вассинский с/с» и «Брат Монетов Николай Алексеевич, г. Тогучин, ул. Лермонтова, № 36». Если Вы имеете родственное отношение к рядовому Монетову С. А. 1918 г. р., пожалуйста, откликнитесь и свяжитесь со мной. Я сообщу Вам более полную информацию о Вашем родственнике. С уважением, Заместитель руководителя АППО «Днепр-Украина». Атаманчук Игорь Анатольевич. Здравствуйте, Евгений Алексеевич! Наконец-то Вы нашлись! Я Вам направлял розыскной запрос ещё в конце сентября. Но, по какой-то причине, насколько я понял, Вы его не получили. Так же я пытался направить такой же запрос на его Родину- администрацию г. Тогучин. Но опять-таки неудача с доставкой писем. Не знаю как это объяснить кроме, как военно-политической ситуацией между нашими странами. Мы уже отчаялись в своих поисках. В итоге Ваш дед был торжественно, с отданием церковных и воинских почестей, перезахоронен 04.11.2017 г. на мемориале защитникам Киева у Свято-Покровского храма в с. Гатное Киево-Святошинского р-на Киевской области вместе с 57 солдатами и офицерами РККА имена 12 из которых были установлены. Среди них и Ваш дед. Это, практически, южная окраина Киева, рядом с трассой Киев- Одесса, первая линия обороны Киева. Но обнаружен он был в Бориспольском районе- географические координаты я Вам указал. Погиб он при попытке выхода из окружения- "Киевского котла". Рядом с ним в одной воронке были найдены останки командира 23 мотострелковой дивизии особых войск НКВД, полковника Лукьяненко Георгия Ивановича. Ваш дед был идентифицирован по смертному медальону, находившемуся при останках. Фото медальона и церемонию перезахоронения см. ниже. С удовольствием встретим Вас в гости, если пожелаете посетить могилу деда. Мы торжественно вручим Вам планшетку с личными вещами Вашего деда. Там же будет и медальон. С нашей стороны обеспечиваем встречу, проживание, питание, транспорт. С удовольствием отвечу на все ваши вопросы. До связи.http://podrobnosti.ua/2208649-den-o...shih-soldat-perezahoronili-v-sele-gatnoe.html http://kievvlast.com.ua/news/do-pos...perezahoronili-geroev-zashhitnikov-kievshhiny https://usionline.com/2017/11/04/v-zhdi-menya-ukraina-ozhivut-istorii-voennyh-let/ фотография Монетова Степана Алексеевича 66 полк 10 дивизии НКВД июнь 1940 года На всякий случай моя почта: Oktav72@mail.ru Монетов Евгений Алексеевич
Oktav, большое спасибо за Вашу реплику в теме! У меня только и осталась надежда на случай, подобный Вашему. Остальное, что смог, отработал. Ни-че-го!