Село Татево Бельского уезда Смоленской губернии было знаменито в XIX веке сельской школой С.А.Рачинского. Ныне село относится к Оленинскому району Тверской области, и поэтому история его как-то ускользает от смоленских краеведов. Открывая эту тему интереснейшей публикацией из западнодвинской районной газеты "Авангард" (Тверская обл., г.Западная Двина), предлагаю дополнять ее всем интересным найденным материалом о селе и о школе. ОБРАЗЦОВАЯ ШКОЛА В ИМЕНИИ С. А. РАЧИНСКОГО В различных периодических изданиях, поднимающих вопрос русского национального воспитания, упоминается имя Сергея Александровича РАЧИНСКОГО, внесшего большой вклад в теорию и практику русского воспитания и образования, в историю русской культуры. С. А. Рачинский родился 2 (14) мая 1833 г. в селе Татеве Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский район), в старинной дворянской семье Рачинских-Баратынских. Кроме Сергея Александровича в семье были еще три брата и две сестры. В доме царила атмосфера добра и внимания, ценилось всякое проявление таланта, поощрялось трудолюбие. В 1844 г. семья переехала в университетский город Дерпт (ныне Тарту в Эстонии), чтобы дети имели возможность подготовиться к поступлению в Московский университет. В 1849 г. Рачинский поступил на медицинский факультет университета, в дальнейшем перешел на естественный факультет и блестяще его окончил. К этому времени он прекрасно владел как родным, русским, так и немецким, английским, французским, греческим, латинским и старославянским языками. После сдачи магистерского экзамена С. А. Рачинский служил около двух лет в архиве Министерства иностранных дел. Но в 1856 г. он уезжает за границу, где энциклопедические знания, многообразие интересов и дарований молодого ученого притягивали к нему самых разных людей. За время путешествия по Бельгии, Швейцарии, Италии, Франции, изучая вопросы народного образования, Сергей Александрович приходит к выводу, что наступило время возрождения педагогики, время смелых опытов в воспитании. В 1859 г. Рачинский защищает магистерскую диссертацию, в 1866 г. – докторскую. А в 60-е гг. ХIХ века в России начались репрессии против молодых профессоров, и Сергей Александрович принимает решение поселиться в Татеве окончательно, определив себе стезю школьного учителя и целиком отдавшись главному делу своей жизни – созданию народной сельской школы. В 1875 г. он построил новое здание школы, где и учительствовал более 25 лет. Педагог не ограничил свою деятельность одной Татевской школой и все свои силы и средства вкладывал в создание других школ в деревнях и селах Бельского уезда (всего около 30). Сторонник развития женского образования, С. А. Рачинский одним из первых в губернии стал обучать совместно девочек и мальчиков, добился открытия двух школ для крестьянских девочек – Шоптовской и Тарховской. Ни одной земской или министерской школы по Бельскому уезду не было оставлено Рачинским без внимания и материальной помощи. С 1888 по 1897 годы он израсходовал своих средств больше, чем земство, в 13 раз, чем Министерство народного просвещения – в 32,3 раза. Всего на нужды школ С. А. Рачинский внес более 100 тыс. рублей. Сергей Александрович много внимания уделял просветительской деятельности, приветствовал создание сельских бесплатных библиотек и сам посылал книги с этой целью в школы других уездов и губерний. Его беспокоило, что в обществе нет интереса к народной культуре, поэтому он старался спасти от забвения драгоценные «обломки» фольклора, кустарных ремесел. В его тетрадях сохранились сказки, предания, записи родословных. Село Татево в 80-90-е гг. ХIХ в. сделалось культурным и педагогическим центром. Туда приезжали учителя, священники, деятели народного просвещения. Народный педагог и просветитель, Рачинский обучил грамоте несколько поколений крестьян. Он создал сельскую школу, отвечающую интересам народа, «школу благочестия и добрых нравов», школу духовности. Кроме того, свою Татевскую школу он сделал центром борьбы за трезвость. К 1902 г. в «Татевскую книгу трезвости» были вписаны две тысячи крестьян окрестных деревень, давших обет не пить спиртного. Наблюдения за крестьянскими детьми, личный опыт работы в народной школе легли в основу многих статей Сергея Александровича Рачинского, которые затем были собраны в книгу под названием «Сельская школа» (1891 г.), явившуюся итогом его жизни. За эту работу педагог был избран в члены-корреспонденты по отделению русского языка и словесности Петербургской Академии наук. Источник: http://avangard-zdv.narod.ru/arhiv/N38_october1_2010/14.html
«Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» — картина русского художника Н. П. Богданова-Бельского (1868—1945), написанная в 1895 году. Сообщения объединены, 14 2015, время первого редактирования 14 2015 Продолжение. Житель Западной Двины В. В. Маевский в августе 2010 года побывал в Татеве, где своими глазами видел усадьбу Рачинских, точнее то, что от нее осталось. Интерес к истории жизни С. А. Рачинского у него возник неспроста… «Местные жители подтвердили мои догадки о том, что в доме С. А. Рачинского жила моя прабабушка Дуняша (полное имя – Феодосия), - рассказывает Виктор Валерьевич. - Они слышали необычную историю молодой девушки от своих бабушек. Скорее всего, предки Рачинских привезли Дуняшиных предков из Польши в Бельский уезд еще в 17 веке, когда Ян Рачинский получил от Владислава IV там земли. Дети того Рачинского, Даниил и Ян, в 1656 г. поступили в подданство России. Моя мать, родившаяся в бывшем Бельском уезде, я помню, удивлялась, почему ее в деревне все звали «полячкой», но ни она, ни я в то время не знали, что ее бабушку привезли из Польши. Кстати, моя бабушка, дочь Дуняши Феона Васильевна, окончила двухклассную Шоптовскую школу и образцовое женское училище в селе Тархово. Кроме того, хотелось бы добавить, что в школе Рачинского учился выдающийся художник Н. П. Богданов-Бельский, создавший впоследствии художественную летопись школы. Мне известно, что бабушка жила в дер. Зайцево, в полукилометре от дер. Шитики, где родился художник». Подробный рассказ В. В. Маевского о жизни, а, главное, необычном происхождении Феоны Васильевны Кольцовой читайте ниже. БЛАГОРОДНАЯ ФЕОНА «В доме Феоны Васильевны висел портрет в позолоченной раме. На нем был изображен пожилой человек в длинной белой рубахе, босиком. Картиной бабушка очень дорожила, но как и когда она попала к ней в дом, узнать не удавалось. Когда дети интересовались, кто это, Феона Васильевна, усмехнувшись, коротко отвечала: «Это ваш дедушка!». Уже позже моя мать выяснила, что на портрете изображен Л. Н. Толстой. Надо сказать, что сколько дети (а позднее и я) ни уговаривали Феону Васильевну рассказать им о ее родителях, в ответ она только печально молчала, и тайна ее рождения так и осталась нераскрытой. С. А. Рачинский, в доме которого и жила моя прабабушка (мать Феоны) Дуняша, был дружен со Львом Николаевичем Толстым. Они оба долгое время жили в Москве и гостили друг у друга. С переездом Рачинского в Татево дружба их не закончилась. В архивах есть телеграмма Толстого, датированная 1881 годом, в которой тот сообщает другу, что собирается заехать к нему в гости. При каких обстоятельствах произошла встреча Дуняши, как ласково до сих пор называют ее местные жители, со Львом Николаевичем, и была ли она вообще, теперь, по прошествии стольких лет, узнать невозможно. Однако упорное нежелание бабушки рассказать детям о ее родителях, а также некоторые факты из жизни Дуняши свидетельствуют о том, что встреча эта, скорее всего, произошла. Так, старожилы утверждают, что Дуняшу спустя какое-то время отправили в д. Федоровское, где на свет появилась моя бабушка Феона. После ее рождения прабабушку выдали замуж за учителя Василия Кольцова, а позднее она умерла при очередных родах. Феоне на тот момент исполнилось три года. Самое странное во всей этой истории происходило дальше: Василий Кольцов, сопровождавший Рачинских в качестве переводчика в их поездках за границу, сразу же бросил маленькую Феону и уехал навсегда из имения Рачинского. Поступок, мягко говоря, неожиданный по отношению к родной дочери, если она действительно была ему родной…. Кроме того, до конца своей жизни (а умер он в 1913 г.) он ни разу не навестил Феону, хотя и занимался обучением дворянских детей в том же Бельском уезде. С. А. Рачинский, не имевший своей семьи, передал девочку на воспитание своему другу – помещику И. А. Романовскому в имение Зайцево, располагавшееся на р. Лучесе километрах в 20-ти от Татева. Своих детей у них не было, и они воспитывали приемную дочь как родную. Пришло время выдавать Феону замуж. Но бесприданницу, пусть даже и благородного происхождения, выдать за дворянина было невозможно, а потому она стала женой кучера помещика Романовского А. У. Уварова, ласково называвшего свою молодую жену Фиолиной. Однако приданое невесте дали хорошее: хутор с флигелем и 50 га земли. Моя мать Екатерина Андреевна и ее сестра Наталья вспоминали, что обстановка внутри дома была шикарной: дорогая мебель, столы и стулья с резными ножками, шкафы, полные одежды, сундуки с материей, стены увешаны картинами в позолоченных рамах (кстати, среди них был тот самый портрет, на котором изображен Л. Н. Толстой). Вся эта роскошь, к сожалению, улетучилась благодаря «заботе» моего дедушки, любившего крепко выпить… Из воспоминаний моей мамы знаю, что во времена колхозов, когда Феона Васильевна выходила на работу, работники над ней посмеивались: что она, выросшая в барском доме, умеет делать? А умела она, кстати, отлично готовить, поэтому ее приглашали в качестве повара на все колхозные праздники. Всего у моей бабушки было семеро детей. Ее сын Николай Андреевич Уваров руководил строительством Нелидовского лесокомбината, также под его руководством в 1932 г. в Западной Двине возвели парк культуры и отдыха, считавшийся в то время одним из лучших в стране. А с 1941 г. он работал начальником Главлесснаба при Совнаркоме СССР, снабжавшего строительными материалами Красную Армию. Умерла Феона Васильевна 11 апреля 1957 г. и похоронена в Западной Двине на братском кладбище. Такова легенда о моей бабушке. 25 августа 2010 г. я побывал в музеях пос. Оленино и села Татева, где мне подарили заинтересовавшую меня литературу. Там я сфотографировался рядом с теперь уже превратившимся в руины домом выдающегося учителя, где волею судьбы довелось жить моим прабабушке и бабушке». Со слов В. В. Маевского записала Елена ТИХОНОВА На снимках: В. В. Маевский возле руин усадьбы Тот самый портрет Л. Н. Толстого (И. E. Репин, 1901 г.) Феона Васильевна со своим мужем А. У. Уваровым Сообщения объединены, 14 2015 Примечание: конечно, это легенда, но интересная история... Меня только удивило, почему внук Феоны считает, что полное имя для Дуняши - Федосья (должно быть Евдокия, отсюда также уменьшительное Дуся; а Федосья -это Феня (мой дед вспоминал, что "кликали также Федоска"), и Феона — не Федосья, это разные имена, хотя тоже могли называть Феней (имя Феона видела в метрических книгах и даже на могильном памятнике недавно).
Сообщения объединены, 5 2015, время первого редактирования 5 2015 Дважды бывала в Татеве. Прекрасное место! Особенная аура! Жаль, что ничего почти не осталось! Хотя почему же ничего? Реставрируется храм, уцелело и по-прежнему используется по назначению здание школы, которую построил С.А. Рачинский. И даже еще целы два дома вековой давности и барский пруд, остатки парка с вековыми деревьями. А немного поодоль есть благоустроенный родник с вкуснейшей и чистейшей водой. Рядом с храмом - могильные плиты. Одна принадлежит Варваре Абрамовне Рачинской (в девичестве Боратынской - родной сестре поэта Евгения Боратынского) - матери С.А. Рачинского. Один дом с флигелем - дом управляющего имением еще в приличном состоянии. Последнее время там размещался музей, созданный Валентиной Николаевной, местной учительницей, краеведом - энтузиастом. Слышала, что в него забрались грабители и все более-менее ценное увезли. Очень жаль! Советую, кто не бывал в Татеве - обязательно посетите этот замечательный уголок Тверской области! Особенно красиво там поздней весною и летом.
Генерал вермахта Мартин Гилберт на лошади в лагере (waldlager) около Татьево в июле и августе 1942 года
ничего не меняется в Татево ((( парк забросили, школу когда делали не достроили, родник тоже подзабыли теперь все в Талицу катаются )) а еще дом блоггеров открыли в Татево,из ценных и редких деревьев осталась только несколько лиственниц, а на фото показаны 2 липы на повороте от озера к барской усадьбе а это не парк ))
липы есть,да вот открыли другой родник он ближе к поселку и всего )) кстати зря вы обошли Талицу стороной
Талица это в сторону Татево, там деревня Пустошка и влево если едешь из Оленино .Так же есть Молодой Туд что тоже очень красиво, про Новоселки молчу, туда трудно добраться но места красоты неописуемой, кстати есть ли дорога на Комары что граничат со Смоленской областью это через Шайтановщину насколько я помню.
Да нет, летом (если нет дождей) и зимою проезжаем на легковом авто. Сообщения объединены, 1 2015, время первого редактирования 1 2015 По Бельскому району дорогая грунтовая, хорошая. А после Комаров (за мостом) начинается Смоленская область и 7 км - ОЧЕНЬ плохая. Хотя проезжая летом, если без дождей. Колеи огромные наделаны лесовозами.
мда прям как у нас 4 км между холм жирковским и новодугинским раонами вроде и дорога но ехать можно максимум 10-20 км в час )) ничейная дорога и никому не нужная а ездить хотят все )))
Я бы пешком пошла летом из Комаров до Владимирского, но боюсь, там в лесу медведей и волков полно. А колеи сделаны лесовозами. Ежедневно там лесовозы курсируют. В прошлом году, осенью, мне повезло там с оказией проехать на газике, водитель просто виртуоз — не завалились набок. И расстояние от Комаров до Тупика 9 км.
Наш губернатор года два назад договорился со смоленским о ремонте этих 7 км. Да власть в Смоленске поменялась... Сообщения объединены, 4 2015, время первого редактирования 4 2015 Насколько удобнее стало бы всем. Посудите: напрямую до Вязьмы около 70 км. а в окружную - 220.До Х. Жирковского 40, а в окружную - 260. Насколько легче было бы общаться! Ведь мы все исторически - смоляне!
И когда только царь всея Руси ВВП бояр (братков) Тверских и Смоленских рассудит ??? Не в нашей жизни....... И на смену ему придет царь всея Руси Димон Ааронович Мендель (то бишь Медведев) и когда он тоже сможет рассудить бояр (братков) Тверских или Смоленских ??? Не в нашей жизни.... Вывод : не в боярах (братках) дело, а в наших головах!!!