Пластика с сюжетом Никита Бесогон

Тема в разделе "Металлопластика", создана пользователем jagd, 11 фев 2012.

  1. Offline

    Остап Бендер «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    17 апр 2010
    Сообщения:
    2.108
    Спасибо SB:
    5.906
    Отзывы:
    251
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск - город-герой!
  2. Offline

    алабама Завсегдатай SB

    Регистрация:
    5 май 2013
    Сообщения:
    327
    Спасибо SB:
    474
    Отзывы:
    17
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Иваново
    Во стащил сюда. Чуток обработал.

    9449122.jpg 9502373.jpg
     
  3. Offline

    pyzh1968 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    20 фев 2016
    Сообщения:
    465
    Спасибо SB:
    948
    Отзывы:
    29
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Бобруйск
    Интересы:
    военная история,реставрация
    Доброго Всем всего.Есть вот такие Бесогоны:

    113-05 017.jpg 113-05 018.jpg 113-05 019.jpg 113-05 014.jpg 113-05 015.jpg 113-05 016.jpg
    113-05 011.jpg 113-05 012.jpg
    Оба креста были обижены пополам плугом или лопатой.Нижнего образка у меня уже нет .
     
    Последние данные обновления репутации:
    Юниор: 1 пункт (За пополнение темы!) 17 июл 2016
  4. Offline

    Питер Завсегдатай SB

    Регистрация:
    15 дек 2015
    Сообщения:
    1.049
    Спасибо SB:
    8.896
    Отзывы:
    471
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Санкт-Петербург, РФ
    Интересы:
    военная история, коллекционирование
    Типичный тверской крестик с Никитой-бесогоном на лицевой стороне. На оборотной стороне должно быть изображение Архангела Михаила - покровителя тверских князей. Как известно, после завоевания Твери Московским княжеством такие изображения на тверских крестиках стали уничтожать, стирать всеми способами. Но в этом случае сильно перестарались - тыльная сторона креста стерта прямо до сквозных дыр. (наверное, стирали на точильном круге).
    тверской крест оборотная сторона.jpg тверской крест лицевая .jpg
     
  5. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.373
    Спасибо SB:
    121.947
    Отзывы:
    1.953
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Питер, я ещё раз выскажу своё мнение. Сия легенда красива, но не имеет кроме образа версии ни каких документальных подтверждений.
     
  6. Offline

    Kite Команда форума

    Регистрация:
    2 дек 2011
    Сообщения:
    789
    Спасибо SB:
    1.526
    Отзывы:
    36
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Россия
    Это как раз не мнение, а имеющийся на данный момент факт.
    Как бы не правдоподобно звучала та или иная гипотеза, без веских доказательств она на всегда ею и останется.
     
    Дождевой Земляк и Wolf09 нравится это.
  7. Offline

    pyzh1968 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    20 фев 2016
    Сообщения:
    465
    Спасибо SB:
    948
    Отзывы:
    29
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Бобруйск
    Интересы:
    военная история,реставрация
    Как то не совсем понятно - когда именно срезали обратку...Если при изготовлении,то намного проще было изменить форму для отливки;если при ношении,тоже мало вероятно - крест вешался на шею человеку при крещении,был освящен в церкви и никаким изменениям не подлежал...
    Мне лично видится на данном фото преливок либо просто с дефектом литья,либо упортый подмастерьем,по пьяне или по неопытности.
     
  8. Offline

    Питер Завсегдатай SB

    Регистрация:
    15 дек 2015
    Сообщения:
    1.049
    Спасибо SB:
    8.896
    Отзывы:
    471
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Санкт-Петербург, РФ
    Интересы:
    военная история, коллекционирование
    Я помню, Вы категорически отрицали эту версию. Хотя у Вас нет никакой другой, объясняющей массовое стирание изображений Архангела Михаила на обратной стороне тверских крестов. И у никого ее нет.
    Тогда как именно эта версия вполне убедительна, она основана на всей истории Тверского княжества и подтверждается переменами в тверской иконографии этого времени. Я в ней ничуть не сомневаюсь, потому потратился даже на покупку как целых, так и стертых тверских крестов.
    Как бы проголосовал своей кровной денгой)).
    Вообще если подумать - как мог верующий христианин уничтожить изображение Архангела Михаила? Это же святотатство. Зачем, почему?
    Это же самый почитаемый архангел, глава всего святаго воинства, небесный страж Рая, посланник Всевышнего! Только под давлением и из-за страха за себя. Ничего подобного с тельниками больше не было.
    Единственная аналогия - это когда в эпоху Сталина затирали в книгах-учебниках фотографии выдающихся личностей, объявленных врагами народа.
    КРЕСТИК тверской спилен.jpg
    Сообщения объединены, 22 июл 2016, время первого редактирования 22 июл 2016
    Кстати говоря, такой известный своими книгами автор А.Н. Спасенных поддерживает эту версию:
    «Очевидно в конце правления Ивана III возрождается и литье крестов с изображением архангела Михаила. Бывшее в опале, после падения Твери в 1485 году, изображение ее покровителя какое то время даже стачивалось с тверских крестиков. .. Популярность крестов с архангелом Михаилом среди воинства обеспечила бытование этих типов на протяжении всего XVI века и добрую половину века XVII».
    (А.Н. Спасенных. Нательные килевидные кресты XV - XVI вв.)

    Это тот самый автор, который написал про очень редкий для крестиков сюжет Никиты-бесогона верхом на осле. Чем не авторитет?
    Митрополит Московский Алексий и события 1554 года (история одного креста)
    Сообщения объединены, 22 июл 2016
    Из истории тверской иконографии:
    В древнерусском искусстве очень большое значение имел образец. Изображение на иконе было не только предметом религиозного поклонения, но и способом выражения политических идеалов и устремлений. Каким святым отдается предпочтение, какие образцы выбирают иконописцы, получая благословение церковной и светской власти, даже то, какой способ обработки иконной доски они выбирают, — все имело значение, все было необъявленным в слове способом выражения исторических и политических симпатий через художественные предпочтения. Так было и в средневековой Твери, особенно остро в силу ее долгого противостояния с Москвой.
    Древнейшая тверская икона, отразившая драматизм истории II половины XIV в., — «Архангел Михаил».Обращение к этому образу знаменательно. Архангел Михаил был покровителем тверского княжеского дома, и многие тверские князья носили имя Михаил. Изображение Архангела Михаила украшало местные княжеские печати. Икона поражает своей экспрессией. Могучая фигура архангела с большими раскрытыми крыльями как бы движется на зрителя, выступая со светлого фона. Рука сжимает грозно поднятый меч. Силуэт фигуры обрисовывает напряженная рвущаяся линия, очерчивающая границы пятен светлого фона и темной фигуры. Выразителен грозный взгляд близко посаженных глаз. Это мститель, карающий воин, помощник в сражении.
    Культурная ситуация в Твери после ее разгрома Москвой в союзе с татарской ратью полностью изменилась, тверская иконопись перешла на византийские сюжеты. В XV веке стилистика тверских икон и работы московской школы сближаются.
     
  9. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.373
    Спасибо SB:
    121.947
    Отзывы:
    1.953
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Точно сказать по какой причине спиливали-нельзя. Ибо споры велись и ведутся ......И все перечисленные версии,имеют право на жизнь.
    А такая загадка чем может объясняться???
    Спилено: Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого


    IMG_2222.JPG IMG_2224.JPG IMG_2225.JPG IMG_2226.JPG
     
  10. Offline

    Питер Завсегдатай SB

    Регистрация:
    15 дек 2015
    Сообщения:
    1.049
    Спасибо SB:
    8.896
    Отзывы:
    471
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Санкт-Петербург, РФ
    Интересы:
    военная история, коллекционирование
    Здесь мы видим только единичный случай - кем, в какое время и зачем - всё неизвестно. Может, кто-то разуверился в Боге или просто хулиганил.
    Тверские кресты - это массовое явление большого территориального масштаба, вызванное вполне определенными и хорошо известными историческими причинами.
    Сообщения объединены, 22 июл 2016, время первого редактирования 22 июл 2016
    Когда я порылся в сети, то увидел, что вопрос с тверскими крестиками за последние годы поднимался и обсуждался в разной степени на всех известных форумах:
    kulturologia.ru, rd, reviewdetector.ru, mednyobraz.ru.
    Наш форум, выходит, тоже отдал дань этой дискуссионной теме.
     
  11. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.373
    Спасибо SB:
    121.947
    Отзывы:
    1.953
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Но далее предположений (пусть логических) не ушли.
     
  12. Offline

    zzylev Фельдфебель

    Регистрация:
    16 мар 2014
    Сообщения:
    31
    Спасибо SB:
    35
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Belarus
    Из:
    ##########
    Интересы:
    исторический поиск
    Вот полюбуйтесь R10

    бесогон ув..jpg
     
    Последнее редактирование модератором: 19 окт 2016
    j.silver, STEH, Металлоломщик и 5 другим нравится это.
  13. Offline

    Дудук Полковникъ

    Регистрация:
    27 окт 2015
    Сообщения:
    122
    Спасибо SB:
    183
    Отзывы:
    6
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    история, поиск
    мнений много, поставьте себя на место человека ВЕРУЮЩЕГО в истину, как можно стереть(испортить) крест, иконку, мое мнение - что то испортилось, исправили как могли, перелили, обработали напильником, все что угодно, НО, это не богохульство
     
    Андрей Бутерман и Wolf09 нравится это.
  14. Offline

    igornk Фельдфебель

    Регистрация:
    6 июл 2010
    Сообщения:
    34
    Спасибо SB:
    46
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Томск
  15. Offline

    WildWind Вечный Индеец

    Регистрация:
    10 июл 2011
    Сообщения:
    4.673
    Спасибо SB:
    14.487
    Отзывы:
    488
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Прерии
    Интересы:
    нумизматика
    вот у меня постоянно возникает вопрос:
    почему в этом сюжете бес так на зайца похож?
    пошто Никитка животинку тиранит?)
     
  16. Offline

    redflag рядовой запаса

    Регистрация:
    7 мар 2010
    Сообщения:
    6.969
    Спасибо SB:
    15.651
    Отзывы:
    528
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Belarus
    Святой Никита, получивший в народе прозвище Бесогон, сын царя Максимиана. Был подвергнут отцом немыслимым пыткам за то, что стал христианином, а затем на три года заточен в темницу. Здесь Святому явился бес в ангельском обличии и попытался обольстить Его. Но Никита, помолившись, схватил беса за волосы, наступил ему на шею и побил своими цепями. Когда царь снова вызвал Его на допрос, Никита за руку привёл беса с собой и показал отцу того, кто над ним властвует. А чтобы отец уверовал во Христа, Никита воскресил двух давно умерших супругов. Но ничто не подействовало на Максимиана. И тогда весь город с царицею восстали против него. В этот день Никита крестил восемнадцать тысяч четыреста человек и вскоре упокоился в Боге.
     
    j.silver, Dolphin и Комановский нравится это.
  17. Offline

    igornk Фельдфебель

    Регистрация:
    6 июл 2010
    Сообщения:
    34
    Спасибо SB:
    46
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Томск
    Ну, как-то не очень красиво святого мученика за веру Никиткой называть.....
     
  18. Offline

    Tataren67 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    24 июн 2015
    Сообщения:
    922
    Спасибо SB:
    4.515
    Отзывы:
    202
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Интересы:
    поиск предметов раннего СССР,ХО.
    Добрый вечер. А вот мой бесогон. Найден летом 2016.
    CAM01276.jpg CAM01279.jpg
    Да был неуклюж, снизу зацепил. Печалька.
     
    Последнее редактирование модератором: 1 фев 2017
  19. Offline

    Kite Команда форума

    Регистрация:
    2 дек 2011
    Сообщения:
    789
    Спасибо SB:
    1.526
    Отзывы:
    36
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Россия
    Изменение оформления рамки на одном типе иконок-привеск с изображением святого Никиты, побивающего беса
    В настоящей статье речь пойдет об одном типе литых медных образков прямоугольной формы, распространенном в XV в. и неоднократно описанном в археологической и искусствоведческой литературе (1). На лицевой образка внутри широкой плоской рамки помещено рельефное изображение святого Никиты в трехчетвертном повороте вправо. Голова окружена нимбом. Никита наклонился над бесом, попирая его левой ногой. В поднятой над головой правой руке он держит цепь из трех звеньев и замахивается ею на беса, которого схватил левой рукой. Облик беса не ясен. Предыдущие исследователи мало внимания уделяли оформлению рамки иконки, вероятно, в связи с тем, что подавляющие число известных на момент издания их работ экземпляров было неудовлетворительного качества. В результате мониторинга сайтов любителей металлодетекции (2) было выявлено тридцать подобных иконок, несколько из которых хорошей сохранности, что позволило прочитать находящиеся на рамке кириллические надписи, которые были выполнены без разделения на слова и содержали ошибки. Углубленные надписи, а также некоторые другие технологические нюансы свидетельствуют о литье подавляющего большинства этих образков в формы, полученные по оттиску с мастер-модели. Весь комплекс после анализа удалось разделить на шесть групп по оформлению рамки. Первая группа включила в себя экземпляры шириной около 23 мм с оглавием, имеющим форму валика на ножке. Один из них, отнесенный к первому варианту, судя по качественной проработке деталей изображения и надписи, следует считать наиболее ранним (рис. 1, 1).
    На рамке помещена надпись: СТRМНКН | Т[...]ОНNѦѤ | ТЬБ(Е)СА | МНЛОСТЬR
    Текст на рамке начертан полууставным шрифтом, характерным для последней четверти XIV – первой четверти XV в. (3), но в наибольшей степени начерки букв (в особенности йотированное Е с низкой косой перекладиной) близки начеркам на изделиях первой половины 1380-х гг. Исходя из выше изложенного, изготовление иконки резонно отнести к второй половине 1370-х – 1380-м гг. Эту датировку косвенно подтверждает оглавие на ножке, характерное для христианской металлопластики второй половины XIV в., но практически исчезающее к концу столетия. Остальные три предмета, вошедшие во второй вариант группы, являются переливками (сглаженные контуры изображения и текста) с вышеупомянутой иконки с последующими доработками (стопа левой ноги Никиты расположена горизонтально, а не под углом; йотированное Е с прямой перекладиной по середине буквы и т.д.). Наиболее вероятная датировка их производства – последняя четверть XIV в.
    На одном экземпляре надпись сохранилась полностью (рис. 1, 2): СТRМНКН | ТЕНZГОНNѦѤ | ТЬБЕСА | МНЛОСТЬR то есть «святый Миките изгоняет беса милостью (Божией (?))». При этом имя Микита написано в звательном падеже.
    Вторую группу составили образки с оглавием, имеющим форму параллелепипеда со скошенными углами, на лицевой стороне которого у большинства экземпляров помещено обронное изображение креста в ромбе. Лишь одно изделие, сохранившее надпись второго варианта первой группы и ширину порядка 23 мм, вошло в первый вариант (рис. 1, 3), который, возможно, является переходным.
    Во второй вариант включены иконки с изображением косого креста на оглавии и надписью: СТЫМНКI | ТIНZГОНNѦК | ТЬБЕЕΔ | МНЛОЕТВЬ (рис. 1, 4), а в третий – с изображением прямого креста на оглавии и надписью: СТЫМНКН | ТЕНZОVНNѦѤ | ТΔБЕСА | МNЛОЕТΔ[-] (рис. 1, 5).
    Ширина образков последних двух вариантов обычно не превышает 22 мм.
    По обронному изображению креста на оглавии их появление резонно датировать первой четвертью XV в.
    Четвертая группа состоит из изделий, надпись на которых деградировала до нечитаемого набора букв, как, например, ТNНМОКIC | ЕНZООНЛК | КОБНО[-] | [-]IМООIЛЯ (рис. 1, 6).
    В пятую группу вошла иконка-привеска, рамка которой декорирована орнаментом «волчий зуб» (рис. 1, 7).
    Пятая группа объединила привески, надписи на которых практически полностью стерты или вовсе отсутствуют, из-за чего отнесение их к какой-либо из групп не представляется возможным.
    Шестая группа представляет собой особую ветвь развития иконок этого типа.
    Если большинство изделий предыдущих групп было получено путем литья в формы, полученные по оттиску имевшегося образца, то есть технологии характерной в основном для литейщиков сельской местности, то мастер-модели образков данной группы претерпели серьезные доработки, что позволяет предполагать их городское изготовление.
    При создании мастер-модели образка, представляющего первый вариант (рис. 1, 8), осуществлялись следующие действия:

    – получение изображение композиции по оттиску привески первой группы или ее мастер-модели, о чем свидетельствует совпадение их метрологических характеристик.
    – увеличение рамка, в результате чего ширина иконки достигла 27 мм.
    – нанесение на рамке не углубленной, а обронной надписи СТRNНКН | ТЕМЛЧНКЪ | НСГННNАЕТЬIБЬ | ЕТЬБЕСА, то есть «святый Никите мученик изгоняет и бьет беса». При этом имя Никита написано в звательном падеже, а буквы Т и Ы, Т и Ь составляют лигатуры. По аналогии с иконками второго и третьего вариантов второй группы появление изделия можно отнести к первой четверти XV в.
    Оба образка второй группы были отлиты с одной местер-модели, которая была изготовлена по оттиску иконки, являвшейся далеко не первой переливкой с оригинала, из- за чего изображение частей тела Никиты стало тонким, изображение беса – бесформенным, окружающий голову святого нимб исчез, а цепь превратилась в предмет, больше напоминающий палку. Поле одного экземпляра заполнено бледно-желтой и белой эмалями (рис. 1, 9), а на поле второго заметны следы доработки под эмаль, возможно, некогда существовавшую, а затем утраченную.
    Надпись на рамке иконки-прототипе, вероятно, была нечитаемой или отсутствовала вовсе, из-за чего мастер дорезал на мастер- модели следующий текст:
    строчная вверху – СВѦТЪН;
    колончатая справа – ННКНТН;
    колончатая слева – БНЕТЬ;
    строчная внизу – БЕСАVТ, то есть «святый Никита бьет беса vт (в темнице?)».
    Применение для создания изделия прототипа-переливки указывает на позднюю датировку появления образков этого варианта, но присутствие эмалей ограничивает верхнюю дату серединой XV в. Исходя из этих соображений, изготовление иконок резонно отнести ко второй четверти – середине XV в. Эта датировка косвенно подтверждается начерками букв надписи, схожими с начерками второй трети этого столетия (4).
    Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что иконки с изображением святого Никиты, побивающего беса, этого типа были очень популярны как среди сельского, так и среди городского населения и на протяжении долгого срока копировалось и дорабатывалось.

    Примечания
    1. Гнутова С.В. Новгородское медное художественное литье (мелкая пластика) XIV–XV вв. // Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XI–XV века. М., 1996. Кат. № 139; Кутасов С.Н., Станюкович А.К. Иконки- привески «Святой Никита, побивающий беса» // Родная старина. М., 2009. № 2. Табл. I, 6; Станюкович А.К. Неизвестные памятники русской металлопластики. Миниатюрные иконки-привески XI–XVI веков. М., 2011. Кат. № 296; Хухарев В.В. К вопросу об изображениях святого мученика Никиты, изгоняющего беса, на крестах и иконках из Твери // Тверской археологический сборник. Тверь, 1994. С. 214–215; Чудновец А.А. Каталог средневековой мелкой пластики. М., 2006. Кат. № 34, 35.
    2. arheolog.by, domongol.org, mednolit.ru, reviewdetector.ru, smolbattle.ru и др.
    3. Медынцева А.А. Эпиграфика. Писала (стили) и церы /// Древняя Русь. Быт и культура / Археология СССР. М., 1997. Табл. 89; Николаева Т.В. Произведения русского прикладного искусства с надписями XV – первой четверти XVI в. / Археология СССР. САИ. Вып. Е1–49. М., 1971. Табл. 81. 4. Николаева Т.В. Произведения русского прикладного искусства с надписями XV – первой четверти XVI в. / Археология СССР. САИ. Вып. Е1–49. М., 1971. Табл. 81.

    В.Е. Коршун

    Рис. 1.jpg
     
  20. Offline

    LIR 75 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    1 мар 2017
    Сообщения:
    1.038
    Спасибо SB:
    13.973
    Отзывы:
    571
    Страна:
    Israel
    Из:
    ссср
    Интересы:
    поиск
    Приветствую .
    Поддержу тему .
    Вот такого посчастливилось найти :

    Никита.jpg
     

Поделиться этой страницей