Здравствуйте! Нашелся Импортный Изразец с Буквами. Сопутка монеты до середины 17 века. Мнение есть,что Мстиславской школы работа мастеров...
Во, Дим. Нашла у Владика. Просто глянь. И на следующей странице. http://smolbattle.ru/index.php?threads/Похождения-Волкова.24800/page-3
Дима, поливные зеленые (их еще называют муравленными) изразцы с латинскими буквами - обычная находка для Смоленщины. Местные помещики были ведь выходцами из польской шляхты (за исключением восточных уездов), несколько поколений продолжали говорить и писать по-польски, вплоть до конца 18 века. Предположительно, в центральной части твоего изразца был родовой герб, а буквы обозначают инициалы владельца герба и, возможно, должность. Говорить о том, что они "Мстиславской школы", вряд ли, верно. Подобного типа изразцы были распространены как на Смоленщине, так и в белорусских городах - Кричиве, Витебске, Орше, Минске, Могилеве, Полоцке и других. Я думаю, что абсолютное большинство смоленских изразцов делали на Смоленщине.
Запросто. Изразцы 18 века встречал в деревенских домах довоенной постройки. Ценная они и красивая вещь.
В теплых церквях (т.е. с отоплением, были еще холодные, без отопления), конечно же, были печи. Их старались украсить изразцами. Видел большое разнообразие изразцов (в том числе муравленных и даже с гербом и латинскими буквами) от печей двух смоленских монастырей. Печи были в храмах.
Вижу про печные изразцы тема не продвигается, а ведь наверняка каждому из нас встречался изразец или его фрагмент. Хочу выложить школьную работу моего сына для общего обзора. Проект на тему: «Память всегда жива». Стихи на печных изразцах Когда в снегу завеянной тропой Идёт хромец тяжёлою стопой, Когда окно в плетенье ледяном И календарь на тридцати одном, И сторож тёмной шкурою оброс. Когда глотнул крепчающий мороз Крепчающий настой крутой зимы – Всех стен и всех камней вернее мы. Нас не равнял ваятеля резец, Но ровным жаром дышит изразец. И в новогоднем сумраке седом Единой печью держится весь дом. Благословен отныне и навек Слагатель очага и дровосек. Д.С.Усов. 2 января 1927г. Введение Мой отец, Дмитрий Александрович Володин, в узких кругах Рославля и Смоленской области, известен как коллекционер старинных дореволюционных кирпичей [1]. Да и можно смело заявить, что среди людей увлечённых данной тематикой, мой отец известен на уровне Российской Федерации и соседних государств Белоруссии и Украины, как смоленский коллекционер. Учитывая, что к нему не однократно обращались с предложением обмена или в помощи организации поискового маршрута по Смоленщине из различных городов (от Санкт – Петербурга и до Владивостока). Так же ежегодно к нам заглядывает в гости Алексей Алексеевич Чистяков коллекционер из Белоруссии [2]. В июле 2013 года мой отец впервые совершил выезд в составе рославльского литературно - краеведческого клуба «Библиотечная среда», с этого дня и я стараюсь всюду сопровождать отца, разделяя его увлечения [3]. С годами наша коллекция пополнялась, но с нею пополнялась и другая коллекция – печных изразцов. К сожалению, по своей прочности они горазда уступают кирпичам и найти цельный изразец так же сложно, как найти клад. Но даже маленький фрагмент изразца зачаровывает своей художественной росписью. Данной работой, я хотел бы показать, что даже в маленьком осколке печного изразца хранится память яркого явления русского декоративно – прикладного искусства. В моей работе использованы фотографии с изображениями смоленских изразцов из нашей коллекции. Путеводной звездой моей работы будет бесценная книга авторов Г.Н.Пронина и В.Е. Соболь «Смоленские изразцы XVI – XIX веков [4]. Русское изразцовое искусство – одна из замечательных отраслей народного творчества. Изразцовые декоры, выполненные из отдельных изразцов или многоизразцовых клейм и фризов, создавали яркие цветовые акценты на фасадах храмов и светских зданий, придавали им живописность, праздничность и нарядность. Наглядный примерздания бывшего офицерского собрания на пересечении улиц Маяковского и Коммунистической в городе Смоленске. В настоящее время известен, как дом Петра Андреевича Будникова, который основал в 1877 году собственное керамическое производство - изразцово-кафельный завод в Смоленске [5]. Сохранившийся изразцовый декор дома Будникова представляет большой художественный интерес как памятник декоративно-прикладного искусства. Во внешнем убранстве фасадов широко применены поливные многоцветные изразцы разных размеров и форм. Окна тоже различаются: на первом этаже имеют лучковые перемычки, на втором представляют собой большие арочные окна, а на третьем увенчиваются щипцовым верхом. В декоре стилизованы древнерусские формы: поребрик, ширинки, кокошники, наборные полуколонки с кубовидными капителями, балясины, изразцы (фото №1). 1. Общий вид здания бывшего офицерского собрания (дом П.А. Будникова). Смоленск. Фото 2014 г. Изразцовые печи играли большую роль в украшениях интерьеров храмов, трапезных палат, парадных царских, княжеских и боярских теремов, а позднее, в XVIII-XIX веках, и в жилых помещениях горожан и зажиточных сельских жителей (фото №2). Стиль, материалы и сложность узоров зависели не только от богатства заказчика, но и от его вкуса. Люди понимали, что это один из тех факторов, из которых складывалась общая эстетика помещения. Фото №2 Изразцовая печь из историко-архитектурного комплекса "Теремок". Флёново. Смоленский район. Фото 2014 г. Предмет исследования: печные изразцы. Цель моей работы: сохранить историко – культурное наследие наших предков. Задачи исследования: изучить историю возникновения и развития изразцового производства на Смоленщине. Методы исследования: анализ, наблюдения, сбор информации с разных источников. Актуальность: мы стараемся окружить себя максимальным комфортом, обустраивая свои помещения, порой варварски уничтожая изразцовые печи из – за ненадобности. Что такое изразец Собственно изразец – глиняная обожженная плитка с румпой (фото №3) для крепления в стене или печи – известен в России с XVI века. В отличии от кафельной плитки изразец имеет более сложную форму за счёт румпы, которая в печном изразце служит элементом крепления. На румпе имеются отверстия для крепёжной проволоки. На печке изразцы вяжутся, то есть соединяются между собой проволокой или специальными креплениями. Такая связь изразца надёжно удерживает форму внешнего корпуса печи независимо от процессов происходящих на внутреннем контуре изразцовой печи. Ранние изразцы имели квадратные лицевые пластины размером около 20х20 см, окаймленные широкими рельефными рамками. Такие изразцы назывались широкорамочными. Большие размеры лицевых пластин дали им еще и второе название – изразцы «большой руки». Толщина пластин этих изразцов была близка к 1 см. Лицевые поверхности красных широкорамочных изразцов богато орнаментировались. Высота рельефа изображений колебалась в пределах 0,3-0,8 см и, как правило, была несколько ниже высоты рельефа контурной рамки.В это же время вырабатывались изразцы «малой руки», с квадратной лицевой пластиной размером около 14х14 см и широкой контурной рамкой. Для выкладки горизонтальных рядов печной облицовки выделывались поясовые изразцы прямоугольной формы (фото №4). Они имели высоту около 10 см, коробчатые румпы и широкие рамки по длинным сторонам изразца.В горизонтальные и вертикальные швы между изразцами закладывались перемычки (фото №5). Они имели полукруглую форму с рельефным рисунком и на тыльной стороне румпу в виде гребня. Верх печей обычно завершался рядом «городков» фигурной формы с узкой контурной рамкой и разнообразными рельефными изображениями (фото №6). Из этих основных пяти типов изразцов складывался печной набор, необходимый для облицовки одной печи (фото №7). Фото №3 Изразец – глиняная обожженная плитка с румпой. Фото №4 Поясновый глазурованный рельефный печной изразец с четырьмя рельефными выступами (с двумя полными и с двумя неполными по краям изразца выступами). Середина – вторая половина XVIII века. Размер 20,0 х 7,0 см. Красная глина. Зелёная глазурь. Фото №5 Изразцы – перемычки. Середина XVIII века. В верхних углах фрагменты полихромных гладких расписных печных изразцов – перемычек. Красная глина. Местами сохранены элементы белой эмали с росписью. Фото №6 Глазурованные изразец – городок XIX века фигурной формы с узкой контурной рамкой и разнообразными рельефными изображениями. Фото №7 Набор изразцов из изразцовой печи разобранной последними владельцами дома по улице Софьи Перовской, Рославль, История изразцового искусства в Смоленской губернии Изразцы как искусство появились в нашем регионе на рубеже XVI-XVII веков, когда Смоленск принадлежал Речи Посполитой. Именно польско-литовские мастера и дали начало украшению печей изразцами на нашей земле. До них у нас не было мастеров этого дела. Но я хочу отметить, что это не умаляет достоинства России, напротив — взаимопроникновение разных культур, обмен опытом и традициями в искусстве очень важны для каждого народа». Сейчас уже можно говорить о том, что смоленская изразцовая школа отличается от всех остальных центров производства изразцов, будь то Москва, Ярославль или Новый Иерусалим. Главная особенность — именно западное влияние, что проявляется в используемых технологиях, орнаментике, встречающейся католической символике [6]. В первой трети XVII века, после включения Смоленска в состав Речи Посполитой, в городе началось массовое производство «коробчатых» печных изразцов. Подавляющее большинство изразцов XVII века выполнено в технике «муравления» - покрытие монохромной зелёной глазурью. Излюбленным мотивом растительного орнамента, в особенности для раппортных четырёхчастных композиций изразцового орнаментального декора печи было изображение васильков, в том числе в виде цветков в вазе. Встречаются и экземпляры с сочетанием растительного и геометрического орнаментов или букет в вазе, помещенный в двойную фигурную рамку (фото №8). Для облицовки печей XVII – XVIII веков использовались два вида изразцов – терракотовые (не глазурованные) и глазурованные («муравленые»). Муравленые изразцы продолжали выделываться и в первые годы XVIII века, но они потеряли выразительность изображений, сочность рельефа и вскоре были вытеснены новыми расписными изразцами петровского времени. В XVIII - XIX под термином «муравленые» подразумевают уже всякую глазурь и эмаль. И всё более широкое распространение получили рельефные полихромные изразцы. К концу XVII – началу XVIII веков исчезает обрамляющая лицевую пластинку рамка. То есть изразцы становятся безрамочными, хотя узор на них в Смоленске продолжает ещё оставаться рельефным вплоть до середины XVIII столетия (фото №8). Использование безрамочных изразцов позволяло выполнять изразцовое убранство зеркала печи по принципу «коврового» орнамента, когда целостный орнаментальный мотив – например, цветок, - составлялся из нескольких (чаще четырёх) состыкованных вплотную друг к другу изразцов. Все смоленские изразцы – как терракотовые (фото №9), так и поливные (глазурованные) сформованы из красножгущейся глины. В первой четверти XVIII века в русском изразцовом искусстве появились большие новшества: начали изготавливать гладкие живописные изразцы.Первые гладкие расписные изразцы, несмотря на иноземное влияние, особенно в сюжетах, остаются все же русскими изделиями. Здесь мы вновь наблюдаем уже известное нам явление, когда русские мастера, заимствуя иноземную технику как более совершенную, не отходили от установившихся традиций своего искусства и оставались художниками своей родины.Девятнадцатый век не внес ничего нового в историю народного изразцового искусства. Четко прослеживается спад того взлета, который был достигнут в расписных многоцветных изразцах в третьей четверти XVIII века. Сюжеты начинают постепенно упрощаться, тона эмалей теряют прежнюю яркость. В первой четверти XIX века вновь появляются многоцветные изразцы с пояснительными подписями, но они бытуют очень короткое время, уступая место изделиям с упрощенной росписью. Широкое внедрение изразцовых печей в дома зажиточного городского и сельского населения требовало более дешевых изделий, не чуждых вкусам новых потребителей. В своих поздних изделиях мастера-изразечники вновь переходят на одноцветную синюю роспись по белому фону (фото №10). В последней четверти века эта роспись приобретает очень упрощенный характер, а вскоре и совсем пропадает. Фото №8 Стенной глазурованный безрамочный рельефный изразец XVIII века с растительным орнаментом (мотив – «букет в вазе). Фото №9 Стенной терракотовый печной изразец, с двойной рамкой, XVII – XVIII веков. Размер 21,5 х 24,5. Красная глина. Фото №10 Полихромные глазурованные расписные изразцы XVIII – XIX веков. Приобретены в Смоленске 2016 году. Заключение Народные художники на всем протяжении их многовековой деятельности с исключительным мастерством отразили в своем искусстве жизнь, стремления и чаяния своего народа, для которого они творили и частью которого были сами. Все это дает нам право считать изразцовое искусство подлинно народным и глубоко национальным русским искусством. Я не искал истоки русского изразцового искусства, а просто постарался раскрыть искусство декоративно – прикладной керамики на Смоленщине. В заключении хочется отметить изумительное искусство мастеров - изразечников XVII – ХХ веков. Мне хочется, чтобы моя работа придала новый импульсместному собирательству печных изразцов, или научить сохранять изразцовое искусство, не разбивая печи кувалдой, ведь в большинстве случаев мы находим осколки изразцов в куче боя, когда хозяевам не нужна печь в доме. Я надеюсь, что усилится интерес и более рачительное отношение к изразцам со стороны краеведов иценителей исторических раритетов. Примечания: 1. Смолянин коллекционирует кирпичи http://smolgazeta.ru/events/14182-smolyanin-kollekcioniruet-kirpichi.html 2. Самая большая коллекция кирпичей в Беларуси https://fishki.net/1247415-samaja-bolshaja-kollekcija-kirpichej-v-belarusi.html 3. Источник "Рославльская правда":Краеведение. Корсики.12.07.2013 г. Автор: И. Жарынцева. http://ropravda.ru/index.php/kraevedenie/714-korsiki 4. Г.Н.Пронина и В.Е. Соболь «Смоленские изразцы XVI – XIX веков http://www.hamlet.ru/?view=item&id=25711 5. Архитектурное наследие. Дом Будникова в Смоленске https://arch-heritage.livejournal.com/2190704.html 6. Искусство за печкой. Как точечная застройка спасла историю Смоленска http://www.smol.aif.ru/society/history/950401 Вот и всё. Надеюсь вам понравится. PS: Приобрету или возьму в дар изразцы и даже фрагменты печных изразцов найденных на территории Смоленской губернии. Пишите в личку. За ранее спасибо. К мародёрству архитектурных памятников и ценностей в виде печных печей не призываю. С вашего разрешения выложу ещё фото с изразцовыми печами. Алексино, Дорогобужский район.
Хочу отметить и поблагодарить Игоря Александровича Ходченкова за предоставленный ранее им подарок. Смоленск, 17.10.2014 г. Сообщения объединены, 29 мар 2018, время первого редактирования 29 мар 2018
Теракотовые? Начало 17 ВЕКА? Сообщения объединены, 30 мар 2018 в дополнении http://smolbattle.ru/threads/Печь-конца-17-начало-18-века-Муравленые-печные-изразцы.59715/#post-972
Здравствуйте. Сообщения объединены, 30 мар 2018, время первого редактирования 30 мар 2018 Здравствуйте. Минай, спасибо Вам и Вашему сыну за познавательную статью по интересной теме. С удовольствием её прочитал и посмотрел фотографии. С недавних пор сам стал интересоваться изразцами - раньше даже с ,,поля,, не забирал. Сейчас что то покупаю, что то принимаю в дар... Думаю, весной прогуляться по старым местам, где раньше находил но не забирал плитки.... Хотелось бы посмотреть на фото Вашей коллекции, может есть где в сети? И ещё, удивило фото печи в старом доме- изразцы не сняли и почти не побили- жалко будет, если их просто уничтожат. Остап Бендер, по моему мнению, плитка с последних фото Миная может быть как 17, так и 18 века(достаточно тонкая проработка рисунка)- точно сказать только по плитке не получится, нужно смотреть и на качество глины и обжига, а так же ,,сопутку,, . Вам спасибо за создание темы, глядишь, кто нибудь и зайдёт, напишет что то интересное.
Добрый день. Есть маленькая подборка клейм из Могилевской губернии Гончаровых, собранное мною по Рославльскому району. Сейчас выложу. 6 клейм из них К Гончоров и Гончаров, А Гончорова и Илья Гончоров. Антон, если вы имеете инфо по династии Гончаровых, то поделитесь её пожалуйста, а то в поисковике практически о них не слово. Добавлю малость и другими клеймами Одним из крупнейших производителей печной керамики в Российской Империи в конце XIX – начале ХХ вв. являлся завод Б.Я.Лисовского в Витебске. Витебский изразцово-майоликовый завод был основан в 1877 г.[1] дворянином Брониславом Яковлевичем Лисовским. Сохранившиеся до сегодняшнего дня корпуса завода находились на улице Кафельной (ныне улица Смоленская, территория воинской части). Число рабочих, занятых на предприятии, быстро росло. Если через семь лет после открытия работало только 12 человек, то в 1908 – уже 78, а в 1913 -118. Предприятие отличалось и высокой по тем временам технической оснащенностью. В 1895 г. здесь работали два конных и газовый двигатели мощностью в четыре лошадиные силы. В 1908 г. уже имелся паровой двигатель мощностью в 85 л.с. В это время предприятие выпускало 75 тысяч печных изразцов в год[2]. Накануне 1-й мировой войны завод принадлежал акционерному обществу с капиталом в 600 тысяч руб. Свои магазины предприятие имело не только в Витебске, но и в Варшаве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Саратове, Казани и Николаеве. Продукция витеблян неоднократно получала медали на различных промышленных выставках. На фирменном банке 1911 г. их изображено семь. Печные изразцы завод выпускал до 1914 г. (далее сведения о предприятии Б.Я.Лисовского отсутствуют). Материал взят: http://www.antique-salon.ru/forum/index.php?showtopic=35773 Была печь 20 лет назад буквально у моих соседей из данной плитки, голубой эмалью. Единственная плитка сохранилась во дворе и то без эмали. На вопрос куда дели, получил душераздирающий ответ: - Ушла боем в ямки перед домом. Как то так ... Одни эмоции. Кстати, Антон, более половины печи сохранилась. Печь разобрали около 5 лет назад у нас в Рославле. Ниже фото упоминалась в работе, как раз из этой печи. Смоленский изразец - наследие Речи Посполитой http://okeramike.ru/news/item/f00/s03/n0000393/index.shtml Представляю 3 вида клеймения Петра Андреевича Будникова Дом Будникова в Смоленске https://yarodom.livejournal.com/1572813.html Кафельные заводы Будниковых. Витебская энциклопедия. http://www.evitebsk.com/wiki/Кафельные_заводы_Будниковых Изразцовые печи П.А.Будникова в главном доме усадьбы Алексино http://pallada-afina.ru/press-czentr/publikaczii/1509-izraztsovye-pechi-v-glavnom-dome-usadby-aleksino
Минай, здравствуйте. Спасибо за фото, коллекция впечатляет! По Гончарову поищу информацию, если что то попадется- сообщу. Пропойск- старое название г. Славгорода, небольшого городка в Могилевской области. Добавлю несколько фото клейма на изразцах: Это изразцовый завод Песельника из г. Копысь, МОГИЛЕВСКОЙ Губ. Крупный центр по изготовлению майолики. Изразцы для печей выпускали в Копысе и в СССР. А еще- там родился Лукашенко А.Г.- тот, который правитель Беларуси на данный момент. Это клеймо завода братьев Лейтнейкеров из Новогрудка. Так же крупный центр по производству изразцов и печных товаров. Это клеймо, я думаю, до 1882 г, Т.к. в 1882 братья со своим товаром участвовали в Московской выставке, после чего на их клейма появились медали с этой выставки. Фото клейма на следующей вкладке. Позже покажу пару новых приобретений- сейчас в стадии небольшой чистки.
Найдены в бое после очередного варварства над изразцовой печи по улице Свердлова, Рославль. Так же два изразца, правда из другого боя.
Да, очень красивая печь была...строители видимо не из ценителей красоты))) Четкое клеймо "Въ Копысь, Ляховича" но изразцу - конец. Еще один. Клеймо, оставленное мохнатым мастером. Не смог пройти мимо. Где-то видел тему по таким клеймам- не нашел. Так что выставлю тут.
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, можно ли этот обломок плитки отнести к печному изразцу? Найден глазами после боронования перепаханного поля. С обратной стороны три буквы "С", "А" и третья непонятна. Размер, примерно 10 на 15 мм. Сопутка - чешуя Михаила Фёдоровича.
Здравствуйте. Мое мнение, это не печной изразец- 100%. (И по форме- нет так называемой коробки, и по материалу- не керамика) Это , возможно плитка для пола.Судя по фото это не глина- что то на основе цемента с песком. Я бы предположил, что это не очень старый осколок, хотя могу ошибиться... Возможно наоборот- очень древний.
Скорее всего для пола. Рядом найдены чешуя, пуло "сирена" , крест "пропеллер" 18 века. Кстати, на том же поле была найдена дарственная табличка А. Г. Лопатину.