Декабристы смоляне

Тема в разделе "Общий раздел", создана пользователем Jagher, 11 янв 2010.

  1. Offline

    Jagher Завсегдатай SB

    Регистрация:
    24 июн 2008
    Сообщения:
    266
    Спасибо SB:
    152
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Интересы:
    Rock'n'roll
    Писал как- то работу,решил выложить, может будет интересно, для кругозора. Не историк, не судите строго!

    Жизнь Смоленской губернии XIX-века.

    Накануне выступления декабристов – выдающихся революционных деятелей освободительного движения России – на территории Смоленского края находилось свыше пяти тысяч помещичьих имений, в которых числилось свыше 750 тысяч крепостных крестьян. Это был один из самых крепостнических районов российской империи, занимавший по числу дворянских поместий и проценту угнетённых крестьян одно из первых мест в стране.
    Вследствие некоторых исторических особенностей развития края, на Смоленщине, пожалуй, с большей резкостью, чем в каком-либо другом районе империи проявлялись черты кризиса крепостной экономики. Развитие капитализма, возрастающая потребность помещиков в деньгах привели к безмерной эксплуатации рабочей силы, крестьянское хозяйство оказалось в полнейшем упадке и разорении. Обычным явлением в крае стали неурожаи и массовые голодовки. За крестьянами числились гигантские недоимки. В обострении кризиса крепостной экономики не маловажную роль сыграла Отечественная война 1812 года. Общие убытки от нашествия Наполеона достигли 75 миллионов рублей – 38 процентов убытков всей страны. Французская армия сожгла, разорила и разграбила почти все города, многие смоленские поместья и деревни.
    Произвол помещиков по отношению к крестьянам бросался на каждом шагу. Нельзя забывать, что в губернии было абсолютное большинство владельцев мелких имений, составлявших три четверти общего числа помещиков губернии. Они особенно изощрялись в поднятии доходности своих хозяйств трудом крестьян.
    Смоленский край, таким образом, был яркой иллюстрацией того, что крепостнический строй отжил, что он задерживает национальное развитие страны, что его пора уничтожить.
    В силу всех указанных обстоятельств крестьянское движение в крае отличалось прогрессивным нарастанием и принимало всё более широкий размах. В период с 1812 по 1822 годы наблюдались многочисленные восстания в разных уголках Смоленщины. Всё это помогает понять, почему дворянские революционеры на первый период своего движения рассматривали наш край как одну из важнейших баз для своей деятельности. Прекрасные люди, настоящие патриоты своей Родины, которым не безразлична судьба её народа, родились на этой земле. Каховский, Якушкин, Повало-Швейковский, Глинка, Кюхельбекер, Пассек и многие другие декабристы внесли гигантский вклад в движение за новую жизнь.
    Почти все из этих людей состояли в разных революционных обществах, союзах (Северное и Южное общества, союз Спасения или Благоденствия в Санкт-Петербурге), что ещё больше повышало их активность и рвение. Декабристы тратили гигантские средства и энергию на благотворительность, помощь нуждающимся. Якушкин, экспериментируя над собственным хозяйством, стремился найти пути решения проблемы освобождения крестьян, чтобы затем указать эти пути хотя бы всем окрестным дворянам, а при возможности и правительству. С той же целью – показать пример заботы о крестьянах другим дворянам – Пассек и Якушкин открыли в своих имениях школы для обучения детей. Каховский и Повало-Швейковский не раз помогали голодающим деревням.
    Помимо общественной деятельности многие декабристы, такие как Кюхельбеккер, были выдающимися литераторами. Они писали прекрасные стихи и прозу, чаще всего вольнолюбивую, были лично знакомы с Пушкиным и другими гениями русской классической литературы. Этим и объясняется выбор темы моего реферата «Декабристы на Смоленщине».
    На Смоленщине находилось порядка 580 человек, принадлежавших к декабристским обществам. Они все, безусловно, были замечательными людьми, но судьба их сложилась по-разному, иногда даже трагически…


    П.Г. Каховский.
    Ранние годы.


    [​IMG]

    Петр Григорьевич Каховский родился в 1797 году в небогатой помещичьей семье в Смоленском уезде, Смоленской губернии.
    Есть основания предполагать, что провел первые годы своей жизни в поместье родителей в деревне Старинка.
    Мать его – из помещичьего рода Повало-Швейковских, тоже живших на Смоленщине. Из этого рода происходил и будущий декабрист Иван Семёнович Повало-Швейковский.
    Отец Петра Григорьевича – помещик Каховский имел (по данным его дела о дворянстве) владел в уезде поместьем, из вновь заселенного села Преображенского, деревни Заболотье и села Устье, расположенного у Днепра и реки Сомино. Это было небольшое имение, состояло всего из 21 двора. Но за Каховским числились и долги, поместье находилось в упадке, разорялось.
    Когда умерли родители декабриста – сведений нет. Известно лишь, что после их смерти Петру и его брату Никанору в наследство досталось село Тифеневское с 30 крепостными, которое потом перешло в наследство уже его сыновьям. О его брате известно немного, но из показаний следственной комиссии 1826 года, по делу о декабристской деятельности, мы знаем следующее: « Родной брат его, отставной капитан-лейтенант Никанор Каховский, проживает Велижского повета в имении генеральши Марковой (на которой он женился) и находится в болезненном положении, хотя имеет во владении своём иное имение…». Вот всё, что известно о происхождении, имущественном положении и ближайших родственниках Петра Григорьевича Каховского.
    На следствии Каховский показывал, что он учился в Москве, в университетском пансионе. В это же время в этом учреждении воспитывались и другие будущие декабристы – Раевский, Крюков, Тургенев. Студенты свободно общались, горячо спорили на разные темы, такие как политика, наука, литература, читали разные книги. Большой популярностью пользовались «Путешествия из Петербурга в Москву» и «Вольность» Радищева.
    В этой идейной атмосфере, в противоположность реакционно-настроенным пансионерам и студентам, в институте всё более выделялась передовая молодежь. Главнейшей темой формировавшихся взглядов передовых кругов учащихся была тема о Родине, её настоящем, прошлом и будущем. Все внимательнее присматривались они к тогдашней действительности, к ней у них зарождалось и разливалось критическое отношение. В их дневниках, переписке, беседах всё чаще идет речь об угнетенном положении крестьян, о преступлениях «власть имущих», о засилиях иностранцев в России, о готовности вести борьбу за лучшее будущее своей Родины.

    Военная служба, формирование передовых взглядов.

    Во время Отечественной войны 1812 года Каховскому было 15 лет. Когда разбойничьи наполеоновские войска захватили Москву, он оставался в городе. В доме, где он жил, поселилось несколько французских офицеров. Известен один интересный факт из жизни Каховского в ту пору. Офицеры после одной из вылазок за добычей принесли несколько банок варенья. Банки нужно было откупорить. За это взялся Каховский, но как-то неосторожно засунул палец в горлышко банки и не мог его высунуть. Французы смеялись и спрашивали, как он освободит свой палец. «А вот как!» – ответил Каховский и, размахнувшись, разбил склянку о голову одного офицера. Французы тут же избили его и выгнали.
    24 марта 1816 года П.Г.Каховский начал службу в армии в качестве юнкера лейб-гвардии Егерского полка. Тогдашний его товарищ – Новицкий, вспоминая, рассказывал, что по просьбе родных Каховского полковник Свечин приютил его у себя в квартире, где тот и жил в скромно меблированной комнате.
    Но служба юнкером в этом полку была непродолжительной. 13 декабря 1816 года Каховский был разжалован в рядовые и сослан в линейные батальоны на Кавказ точно известно, что послужило причиной его ссылки. Но несостоятельными, на мой взгляд, являются утверждения (Щеголева и Штрайх), что Каховский был подвергнут этому наказанию за какую-то «шалость» или же «дерзость». Ведь известно, что на Кавказ правительство ссылало политически неблагонадёжных, так или иначе протестовавших против самодержавного режима. «Тёплой Сибирью» считал Кавказ Александр I. И не просто за шалость был сослан туда Каховский, а за свои вольнолюбивые взгляды, которые разделял в то время будущий декабрист.
    По прибытии к месту ссылки Каховский 7 февраля 1817 года приказом командовавшего дивизией генерал-майора Жемчужникова был определён в 7 егерский полк. В ноябре его опять произвели в юнкеры. 24 апреля 1821 года Пётр Григорьевич, «по высочайшему приказу», в чине поручика, был уволен «от службы за болезнию».
    В формулярном списке отмечено, что Каховский «по-российски, по-немецки, по-французски читать, писать и говорить знает. Истории, географии, физике и арифметики знает». Уже тогда он был одним из образованнейших людей своего времени. На следствии он показал, что занимался более науками политическими. Помимо того, он вращался в кругу офицеров, тоже сосланных царизмом за политическую неблагонадёжность на Кавказ. Это благоприятствовало выработке его революционных воззрений.
    После путешествия по заграничным странам, что заняло около года, Каховский в имение декабриста Пассека, Крашнево. Они были в хороших отношениях, ведь Пассек был женат на двоюродной сестре Каховского. Именно там Петр Григорьевич встретил дочь богатого помещика Салтыкова Софью. Первоначальное знакомство вскоре перелилось в сильное чувство. Они даже приняли решение обручиться, но отец Софьи не дал согласие на брак дочери. Каховский мучительно пережил эту неудачу. Вскоре он покинул Крашнево и уехал к себе в имение. Некоторые историки считают, будто неудача романа послужила причиной вступления Петра Григорьевича в тайное декабристское общество. Нечего и доказывать, что подобного рода «утверждения» являются неправильными, принижающими крупного деятеля декабристского движения. Действительными причинами вступления Каховского в тайное общество и, следовательно, вступления его на путь революционной борьбы – его передовые взгляды, пламенный патриотизм, ненависть к самодержавию и крепостничеству, страстное желание видеть свою Родину свободной.
    Декабристская деятельность Каховского насыщена действием. Он являлся одним из основателей, зачинателей движения в Петербурге, до последних дней жизни состоял в тайных обществах. Но у царя на счёт каховского было другое мнение. Правительство знало, что Петр Григорьевич принимал участие в подготовке восстания на Сенатской площади. Он был схвачен, после многочисленных допросов приговорён к казни через повешенье… Достаточно упомянуть, что Каховский был одним из пяти повешенных на площади отгремевшего восстания, в 1826 году…

    Литературное увлечение: альманах «Полярная звезда».

    Как мы знаем сейчас, Каховский не писал воспоминаний, книг или наблюдений. Но он очень плотно работал над журналом «Полярная звезда», выпускавшемся декабристами под общей редакцией Рылеева. Журнал был на нелегальном положении – в нём декабристы открыто выражали неприязнь к царю, печатались запрещённые произведения. Журнал этот издавался в Лондоне, но имел большую популярность и хождение в России. Каховский печатал там свои статьи, посвящённые жизни Петербурга, положению крестьян и на многие другие темы, которые были злободневными для передовой молодёжи. Его вольнолюбивые статьи во многом послужили поводом для смертельного приговора в 1826году. Также известно о переписке Каховского со многими видными людьми, но, хотя эти письма представляют собой явный пример способностей Каховского в написании статей, очерков, обращений, это уже нельзя считать литературным увлечением.


    И.Д. Якушкин.
    Детство и образование.


    [​IMG]


    Одним из самых выдающихся представителей декабристского движения, жизнь которого особенно тесно связана со Смоленским краем, был Иван Дмитриевич Якушкин.
    Род Якушкиных имеет довольно древнюю историю. Он вёл свое исчисление с первой четверти XV века, когда один из отдалённых предков декабристов – Федор Ян Ольгович Якушевский переселился из Польши в Великое княжество Московское. С этого времени родовым гнездом Якушкиных становится сельцо Жуково, Вяземского уезда, Смоленской губернии.
    В этом старинном родовом гнезде, в небольшом господском деревянном доме, окруженном скромным фруктовым садом, в семье титулярного советника 28 декабря 1793 года родился будущий декабрист Иван Якушкин.
    Отца Иван Дмитриевич лишился очень рано. Всё воспитание легло на плечи отзывчивой и заботливой матери, Прасковьи Филагриевны, урождённой Станкевич, которая, по оценке хорошо знавшего её человека, была «добрейшей женщиной».
    Всё хозяйство Жукова перешло в руки дяди-опекуна Семёна Андреевича Якушкина, по достоинству названного в своих «записках»
    Родственником Якушкиных В.И. Лыкошкиным «известным аферистом». Это был весьма предприимчивый делец, каких среди людей его класса было немало, шедший для достижения цели на любые махинации, как бы грязны они ни были.
    Вскоре после смерти отца хозяйство Якушкиных стало приходить в упадок и разорение, вызвавшее некоторый период скитания семьи по родственникам. Сначала Якушкины переехали в Крзулино к Лыкошкиным, живших в 15 километрах от Жуково, затем переехали в орловское имение дяди-опекуна, но, не ужившись, видимо, с дядей, снова вернулись обратно, в родное имение.
    В семье Лыкошкиных Якушкины прожили три с лишним года, и нашли себе много новых искренних и верных друзей. По свидетельству Лыкошкина, родственники «жили и учились, как одной семьёй. Четыре года прошли в самой полной гармонии».
    Через Лыкошкиных Якушкин ещё в детские годы завязал дружеские отношение с С.А. Грибоедовым. Они часто встречались в поместье деда Грибоедова – Хмелите.
    Своё первое образование Якушкин получил в Жукове, от учителей и гувернантов, нанятых его матерью. Но мысли и убеждения, решившие судьбу будущего декабриста, он получил, по мнению новых исследователей, именно в той благоприятной среде, создавшейся в селе Козулино у Лыкошкиных.
    Якушкин рос здоровым, крепким, жизнерадостным мальчиком, с «каким-то избытком жизни» и «необузданной пылкостью нрава», по его собственному выражению. Он был вдумчив, серьезен, скромен, откровенен и прям. Ему были чужды самовлюблённость и тщеславие, ложь и лицемерие.
    В 1808 году Иван Дмитриевич отправляется в Москву для прохождения университетского курса. Три года он обучался на факультете словесности Московского университета. Он относился к числу первых дворянских детей, попавших под сени университетов. Нельзя не подчеркнуть, что образ жизни Якушкина в Москве резко отличался от образа жизни других студентов-дворян. Он жил в скромных комнатах профессора словесности Мерзлякова и не знал ни гувернёров, ни штата прислуги, ни каких-либо особых удобств, говорящих о его принадлежности к аристократической молодёжи. Тут, разумеется, сказывается бедность и характер воспитания.

    Военная служба, вступление в «тайное» общество.

    В 1811 году для Якушкина началась военная служба в лейб-гвардейском Семеновском полку. С этим полком он, в чине подпрапорщика, вступил в Отечественную войну и проделал с ним все компании 1812-1813-1814 гг. как свидетельствует его формуляр, Якушкин участвовал в Бородинской битве, в сражениях под Тарутино и Малоярославцем, в крупном сражении при Люцене в Саксонии и, наконец, в «битве народов» под Лейпцигом. Со своим полком дошёл до Парижа. О доблести Ивана Дмитриевича говорят его знаки отличия и медали. За Бородинское сражение он был награждён орденом Святого Георгия. Также он имел и другие русские и прусские ордена.
    Эта война ещё больше убедила Якушкина в правоте своих взглядов на тогдашнее устройство страны, на крепостной произвол и вопиющую несправедливость, царившую повсюду. Его характер, совесть и патриотизм прошли серьёзную проверку в бою.
    Якушкин был одним из инициаторов создания «Союза спасения», принимал активное участие в общественной деятельности декабристов в Петербурге. За свои революционные взгляды и поступки был сослан в Сибирь, на военное поселение. В 1856 году он был амнистирован, но переезд в Москву, к сыну, только подорвал его силы. Гонения за его прошлое не прекращались. Разлука с друзьями, вынужденное бездействие и суровые условия жизни быстро сделали своё дело – Якушкин, выдающийся сын отечества, его истинный патриот, скончался от болезни в Москве, в 1857 году 24 августа. Это стало настоящей трагедией для всех 24 декабристов, доживших до этого дня…



    Литературные изыскания Якушкина. «Записки».
    О литературной деятельности Ивана Дмитриевича Якушкина известно не очень много. Все свои жизненные силы он посвятил делу декабристов, что сильно отразилось на его сочинениях. Он уделял литературе наверняка не так много времени, сколько хотел. Несмотря на это, даже те немногие, но дорогие для общества свидетельства его творчества, представляют большой интерес как для рядового читателя, так и для историка.
    До наших дней сохранились черновики статьи, которую Якушкин собирался опубликовать в одном из столичных журналов (в каком точно не известно) в 1814 году. Статья была написана в Париже, уже по окончании войны. В ней Якушкин чётко выражает своё мнение относительно революции проведённой Наполеоном, и послужившей началом его правления. Он пишет о своём несогласии с тем, что Наполеон, а не законный король Франции Людовик, стоял у трона. По мнению Якушкина император, даже в вынужденной эмиграции, остаётся на своём посту. «Возвращение французского короля в свою столицу» - так он в своём черновике обозначил главный тезис статьи. Очень жаль, но до нас не дошли другие свидетельства увлечения Якушкина публицистикой. А они несомненно были. Такой деятельный человек и гражданин как Якушкин не мог оставаться в стороне от событий в стране, он наверняка готовил и иные публикации.
    Пожалуй, только одно серьёзное и объёмное литературное произведение Якушкина не только дошло до наших дней в целости, но и даже в своё время нашло себе широкий круг читателей – это его знаменитые «Записки». Об их важности и тогдашней актуальности можно судить хотя бы потому, что именно с «Записок» Пестель решил открыть серию книг посвящённых воспоминаниям декабристов. Жанр этого произведения определить довольно трудно: их можно рассматривать и как мемуары или воспоминания, и как подобие дневника, в который вносятся заметки о повседневной жизни, и как собрание независимых друг от друга рассказов. Важно одно - в них Якушкин одним из первых открыто заявил о неправильности крепостного устройства страны, о вопиющей несправедливости царившей повсюду. «Записки» составлялись Якушкиным на протяжении всей его жизни. в своём имении, в Петербурге, в Москве, в ссылке на поселении в Сибири – он повсюду замечал разные факты, случаи и происшествия, записывал их, всегда добавляя своё мнение или комментарии. Это произведение, несмотря на время написания, чрезвычайно легко для чтения, оно захватывает читателя абсолютной открытостью неопровержимых фактов. Вот отрывок одной из самых ранних частей «Записок»: «из Франции в 14-м году мы возвращались морем в Россию. Первая гвардейская дивизия была высажена у Ораниенбаума и слушала благодарственный молебен… Во время молебствия полиция нещадно била народ, пытавшийся приблизится к выстроенному войску. Это произвело на нас первое неблагоприятное впечатление по возвращении в Отечество». Якушкин выражает отчаяние от вынужденного бездействия – ведь ни он, ни другие декабристы тогда не могли противостоять власти царя. Большое внимание в последующих записках Якушкин будет уделять рабскому положению крестьян, угнетённых крепостным режимом. Безусловно, «Записки» И.П. Якушкина занимают почётное место в литературе декабристов. Они позволили людям размышлять на новые темы, поменяли их взгляды на тогдашнюю Россию.
    Якушкин был очень активным человеком - писал проекты для декабристских обществ, вёл многочисленные переписки, основал школу для крестьянских детей и сам составлял для неё учебники, но всё это литературной деятельностью назвать трудно. К сожалению «Записки» сейчас практически единственный памятник Якушкину-писателю.

    Ф.Н. Глинка.
    Первые годы жизни.


    [​IMG]


    Виднейшим деятелем первого этапа декабристского движения являлся Фёдор Николаевич Глинка, жизненный путь которого был типичным для передовых людей его поколения и его класса.
    Ф.Н. Глинка родился 20 июня 1786 года в селе Сутоках, Духовщинского уезда, в семье отставного капитана, помещика средней руки. В детстве Глинка рос слабым и хилым ребёнком, перенёсшим очень много различных сильных и слабых болезней. Его постоянно терзали то сыпи, то чирии, то кровотечения из носу, то глазные болезни. Тем не менее, он позже легко переносил тяжелые военные походы, которым часто сопутствовали бессонные ночи, изнурительные марши, голод и холод. «…Было одно лекарство для всего, - писал Глинка, - это чудесный сон, заменявший слабый аппетит и восстанавливавший силы».
    Воспитан Глинка был в кадетском корпусе, а не в тёплом родовом гнезде. О родителях известно довольно мало, но всё же интересен тот факт, что мать его Анна Яковлевна – прямой выходец из рода Каховских.

    Учёба в кадетском корпусе, вступление в армию, служба.

    Тринадцати лет глинка поступил в кадетский корпус, в котором проявил большие успехи во всех преподаваемых науках. Особое пристрастие он проявил к литературе и поэзии. В 1803 году, по окончании этого учебного заведения, он был направлен прапорщиком в Апшеронский пехотный полк, являвшейся для него замечательной практической школой военной службы. Первое боевое крещение он получил в войне против Наполеона 1805-1806 годах. Будучи адъютантом генерала Милорадовича, командовавшим в то время бригадой, он провёл всю упомянутую компанию и принимал непосредственное участие в Аустерлицкой битве. Вследствие слабого состояния здоровья в 1806 году Глинка вышел в отставку и поселился у себя в Сутоках. Вновь начавшаяся война с Наполеоном в 1807 году застала его именно там. Где он был избран сотенным начальником Смоленского ополчения.
    В июне 1812 года на земли России вторглась полумиллионная армия Наполеона. Через полтора месяца французские войска оказались под древними стенами Смоленска. «Ужели, думал я, - писал Глинка в те дни, - и древняя слава России угаснет в бурях… Нет! Восстал дух русской земли. Он спал богатырским сном и восстал в могуществе своём»
    Вступив в ряды регулярной армии в самом начале войны, Глинка прошёл с ней весь славный боевой путь. Он был активным участником крупнейших сражений на родной земле и в Европе, за что был награждён русскими и иностранными орденами, золотой саблей, выдававшейся за особый героизм и преданность Отечеству. Со своим родным апшеронским полком он дошёл до Парижа.
    Заграничные походы с армией послужили важным этапом в формировании гражданского самосознания и политических взглядов множества молодых людей, и Глинки в том числе. Вернувшиеся из походов, прошедшие весь огонь войны, видившие беспримерный героизм народа передовые люди были в своих взглядах на жизнь на голову выше остальных. Они просто не могли жить как все в такой, обременённой крепостничеством и неразумным правлением, стране.

    Гражданская позиция Глинки.

    По возвращении в столицу Глинка начал вести весьма активный образ жизни. Он посещал лекции виднейших профессоров Петербурга Куницына, Галича, Германа. Дружеские беседы с революционно настроенными сверстниками так же заполняли его досуг. Помимо того Федор Николаевич являлся членом масонской ложи «Избранного Михаила». Узнав о существовании тайного общества декабристов, он тут же решился на вступление в него. Глинка стал тесно знаком с Муравьевым, Трубецким.
    Существует любопытная записка Глинки, дающая описание планам действия его будучи декабристом. Вот её содержание: «Порицать:1) Аракчеева и Долгорукова;2) военные поселения;3) рабство и палки;4) леность вельмож;5) слепую доверенность к правителям канцелярии (Геттун и Анненский);6) жестокость и неосмотрительность уголовной палаты;7) крайнюю небрежность полиции при первоначальных следствиях; желать открытых судов». По своим политическим взглядам Глинка принадлежал к первому умеренному крылу декабристов. Его мечтой была конституционная монархия. Но после распада «Союза благоденствия» он перестал принимать активное участие в деятельности декабристов, хотя был в курсе всего происходящего. Глинка открыто выказывал своё неприятие к готовящемуся восстанию. Но в 1826 году был схвачен и посажен в Петропавловскую крепость. После допросов в Верховной следственной комиссии, Федор Николаевич был отставлен от военной службы и сослан в Петрозаводск, под тайный надзор полиции. После этого он поживал ещё в четырёх разных губерниях. Его жизненные позиции обратились к славянофильству, а декабризм остался далеко позади.
    Умер Федор Николаевич Глинка в Твери, в 1880 году, в возрасте 94 лет.

    Литературная деятельность: стихи и проза о войне, свободе,революции.

    В жизни Глинки очень большое место занимает его литературное творчество. Свой путь на этом поприще он начал ещё до формирования гражданского романтизма декабристов и тяготел к нему до начала 20-х годов. В духе своего революционного, поворотного времени Глинку привлекала героика, не чужд он был и к гражданским порывам. Однако он почти всю жизнь сохранял в себе влияния классицизма и сентиментализма. Самое раннее и самое известное его произведение – «Письма русского офицера», начатые в 1808 году. Хотя Глинке в тот момент было всего двадцать лет, он уже успел повоевать, повидать зарубежные страны и их порядки. Свой опыт и наблюдения Федор Николаевич попытался изложить в этой древней, но всё ещё ёмкой структуре путешествия. С одной стороны, Глинка увидел многое и смог сложить широкую мозаичную картину тогдашней русской и зарубежной действительности. Но с другой стороны «путешествующий» отнюдь не по своей воле офицер не может остановиться на одном месте, чтобы вникнуть в суть подчас «злободневных» явлений. Он вынужден скользить взглядом по поверхности изображения, даже не ставя перед собой задачу добраться до корня событий, порядков, обстоятельств, лиц, характеров. В этом и заключается основной минус этого литературного стиля.
    Описание стран и местечек мелькает, как в калейдоскопе, одна за другой. Пол Европы и России оказываются под пером писателя. Глинка храбро сражался, и с такой же храбростью брался за объяснение вопросов, над которыми бились выдающееся умы того времени. Проблемы лингвистики, демографии, социологии, вопросы тактики и стратегии, предложения о реорганизации военного дела – вот круг его описаний и размышлений. Так, мимоходом. Ф. Глинка осмеливается дать «краткое замечание о тактике французов», в котором отзывается об их умении вести войны.
    Во время плавания по Волге Глинка присматривался к быту и условиям жизни крестьян. В отличие от Радищева он не заметил сцен надругательства над крестьянами и их нищеты. Простые и чистые нравы, здравый смысл, довольство своей жизнью, крепкие семьи и браки по любви – вот что обнаруживает Глинка в приволжских селениях. Тут видна не только развёрнутая полемика – разумеется, скрытая: автор реабилитирован, но его книга оставалась под запретом ещё несколько десятилетий! – с Радищевым, но явственно выраженный руссоизм. Глинка рассуждает о падении нравов и прочих издержках современного ему общества. Отсюда был один шаг до славянофильства, самобытничества, и Глинка впоследствии его сделал. Книга пропитана патриотизмом. Глинка пишет: «Мой друг! Настают времена Минина и Пожарского! Везде гремит оружие, везде движутся люди! Дух народный после двухсотлетнего сна пробуждается, чуя угрозу военную». Эти строки служат прекрасным примером тому настрою и порывам, на которых написаны «Письма русского офицера».
    Известны и другие труды глинки на литературном поприще. В 1871 году он написал отзыв на статью о К.Ф. Рылееве, опубликованную в одном из еженедельных изданий. «Статья о Рылееве так меня заинтересовала, что я, хоть кое-как и как попало, спешу набросать несколько мыслей об этом человеке» - так он начал свой отзыв. Глинка перекликает краткую автобиографию знаменитого поэта с историей их дружбы. Также им писаны ряд небольших рассказов – собственная биография, о Пушкине и разные бытовые темы.
    Как поэт Глинка впервые заявил о себе в 1812 году «Военной песней, написанной во время приближения неприятеля к Смоленской губернии». По своей стилистике она близка к героическим одам. Чёткая логика сочетается в ней с возвышенными чувствами: с одной стороны – мы, с другой – противник. Вслед за этим было писано ещё несколько стихотворений на военную тематику и «Песнь узника», посвященная чувствам декабристов в ссылках, послужившая поводом для его ареста и следствия.
    Глинкой создано много произведений на высокие темы: патриотические, религиозные, философские, исторические. В то же время он автор многочисленных лирических произведений. Темы этих стихотворений – природа, тоска и грусть, раннее увядание, неудовлетворённость жизнью. Характерен для них мотив противопоставления скромного, но истинного счастья блеску губительной славы, роскоши. С этим связано противопоставление свободной жизни – жизни в неволе, среди вельмож.
    Пусть земные полубоги
    В недрах славы и честей
    Громоздя седее чертоги,
    Будут в них рабы страстей!
    Для чего мне дом огромный?
    Дайте мне шалаш укромный
    Из соломы и ветвей,
    Дайте дружбу и свободу –
    Стану петь, хвалить природу,
    Как на воле соловей!
    Обличительные выпады здесь несколько нейтрализуются провозглашением скромного, «карамзинского» идеала в виде «шалаша укромного из соломы и ветвей».
    Во время своей ссылки на Карельском полуострове, он занимается этнографией. Глинка в своей литературе уделяет значительное внимание карело-финскому фольклору. Он переводит первые руны финского эпоса «Калевала», изучает местные обычаи. Он пишет поэмы «Дева карельских лесов» и «Карелия». Обе они были достаточно высоко оценены А.С. Пушкиным.
    В своём творчестве Глинка никогда не скрывал своего пристрастия к русскому классицизму: «Поэзия моя, если так можно назвать мои псалмы, возгласы и тому подобное, не по нынешнему веку: она жестка и темна, не посыпана тем сахаром, который льстит современному вкусу».
    Творчество Глинки любили и любят не только в России. Его стихотворение «Ура» (1854), написанное по поводу Крымской войны, было переведено на немецкий, французский, английский, польский, молдавский, сербский, китайский языки.
    Федор Николаевич Глинка в литературе зарекомендовал себя как хороший поэт и писатель. Его до последних лет жизни воспринимали как «поэта-воина» эпохи наполеоновских войн и как «великодушного гражданина» эпохи декабризма. Произведения Глинки полны светлых чувств, мыслей и идей, они ясно отражают картину того времени, и именно поэтому люди читают его до сих пор.

    В.К. Кюхельбекер.
    Связь Кюхельбекера со Смоленским краем.
    Его детство, образование в Царскосельском лицее.


    [​IMG]

    Имя Вильгельма Карловича Кюхельбекера широко известно современному читателю. Друг Пушкина, Грибоедов, Рылеева, Кюхельбекер и сам внёс заметный вклад в развитие русской литературы. Он писал стихи и прозу, отличавшуюся особым пафосом, был редактором столичн6ого альманаха «Мнемозина». Он, наконец, был выдающимся деятелем декабристского движения.
    Жизнь Кюхельбекера тесно связана со Смоленским краем, хотя родился он в Петербурге, в семье обрусевшего выходца из Саксонии. Детство провёл в Эстляндском поместье, учился в частном пансионе в Лифляндии, а затем в Царскосельском лицее. Именно в этом знаменитом учебном заведении он обрёл дружбу многих людей, которые в будущем станут декабристами, литераторами, общественными деятелями. Именно там, у Кюхельбекера сложилась дружба с гением русской литературы – А.С. Пушкиным. В лицее, среди сверстников, его часто обидно дразнили за его внешность – Кюхельбекер был высок, худ, имел бледное, вытянутое лицо. Эти постоянные насмешки всегда больно ранили его. Ведь его однокурсники не знали, какой сильный, мужественный дух находится в этом нескладном на вид человеке…
    Как же Вильгельм Карлович относится к когорте декабристов Смоленщины? Ведь он родился и получил образование совсем в других местах. Но есть в Смоленской губернии деревня Закуп. В ней в своё время имела поместье родная сестра Кюхельбекера. Сам он любил это сельцо и подолгу оставался там, отдохнуть от занятий. Столичного шума. Писатель Тынянов даже написал книгу «Кюхельбекер в закупе», в которой описывает времяпрепровождение Вильгельма Карловича в этих местах.

    Общественная деятельность.

    Кюхельбекер рано обнаружил свои передовые общественно-политические взгляды. Он, как и многие декабристы, побывав за границей, понял всю неправильность и опасность существовавшего в России крепостного режима. Приехав в Петербург, он быстро сблизился с Рылеевым, кем и был принят в тайное общество. 14 декабря 1825 года он присутствовал на Сенатской площади и принимал участие в восстании. Кюхельбекер принимал в нём активное участие – призывал солдат перейти на сторону декабристов, стрелял в великого князя Михаила Павловича, пытался организовать полки для контратаки.
    За свои вольнонаправленные взгляды Кюхельбекер будет схвачен в Варшаве, в 1826 году, и отправлен в Петербург. Он был приговорён к каторге, десять лет просидел в одиночном заключении в разных крепостях, а затем был сослан в Сибирь, на поселения. Там его и настигла смерть. Кюхельбекер скончался в 1846 году, так и не вернувшись в близкий сердцу Закуп, не повидав родных.

    Литературный талант Кюхельбекера: сентиментализм и свободолюбие в стихах.

    Крупный литературный талант Кюхельбекера не только не смог раскрыться в полной мере, но уже при жизни поэта подвергся замалчиванию. Из забвения его творчество было извлечено усилиями российских литературоведов.
    Кюхельбекер был одним из немногих «не военных» поэтов дворянской молодёжи. Он не служил в армии, не ходил в военные походы, не участвовал в ополчении. Как поэт Вильгельм Карлович сложился в общении с Пушкиным, он много читал в лицейскую пору, многое повидал, перечувствовал и осмыслил.
    Оригинальность поэзии Кюхельбекера проявилась в сочетании романтики с архаикой: пусть она бывала подчас тяжеловесной, но её всегда отличали гражданская значимость и глубина мысли. Романтики были убеждены в том, что главная задача искусства – самовыражению человека. Эту заповедь Кюхельбекер небезуспешно пытался сплавить с заповедью просветителей: искусство должно воспитывать, учить, возвышать человека как существо общественное.
    В ранних его произведениях прослеживался символизм, подражание античным образам. Так, в «Осени» (1816) чеканный осенний пейзаж напоминает автору о б осени чувств, об оскудении души, о приближении старости. В «Вакхической песне» (1815-1817) воспета, как положено, молодость с вином и пышным цветением души, а в «Кофе» (написано тогда же) вино отвергнуто и не с ним, а с кофе «увязаны» мудрость и радость жизни. В «Элегии» (1817) поэт заклинает: «Цвет моей жизни, не вянь!», стихотворение полно грусти о прошедшем, в нём мало надежд на будущее. В «Призраке» (1818) всё земное отвергнуто, ибо всё – обманчиво: блаженство, любовь, надежда. В 1820 Кюхельбекер пишет стихотворение «Жизнь», в котором с могучей силой дал может не самое мелодичное, но самое точное и лаконичное описание судьбы своих современников с романтической настроенностью:
    Юноша с свежей душой выступает на поприще жизни,
    Полный пылающих дум, дерзостный в гордых мечтах;
    С миром бороться готов и сразить и судьбу и печали!
    Но, безмолвные, ждут скука и время его;
    Сушат сердце, хладят его ум и вяжут паренье.
    Со временем у Кюхельбекера – при его наивной, почти прямолинейной честности и искренности чувств – дружба неизбежно должна была превратиться прямо-таки в культ. Типичная черта романтического мировосприятия получила в его поэзии необычайно яркое выражения. Дружбу он возносил над всем: принудительностью связей в родственных отношениях, на службе, в обществе… Только влечение родственных душ и единомышленников – и никакого принуждения – так он понимал дружбу.
    Его творчество после 1825 года иссякло не сразу. Поэт долго и мучительно сопротивлялся иссушающей силе ссыльного существования. Он ещё написал поэмы «Юрий и Ксения» и «Агасфер», пять драм, десятки небольших стихотворений. Талант угасал: ещё были глубокие мысли, но не было сил для их поэтического воплощения в стихах.
    Потеря ещё одного прекрасного, самобытного, и, безусловно, одарённого ума невосполнима. Творческая судьба Кюхельбекера вызывает сочувствие и сожаление.


    Литература.

    1) В.Н. Аношкина, С.М. Петров, Б.Т. Удодов. История русской литературы XIX в. (1800-1830 годы). Издательство «Просвещение», 1989г.
    2)С.И. Машинский. Писатели-декабристы в воспоминаниях современников (2 тома). Издательство «Художественная литература», 1980г.
    3)Н.Г. Охотин. Поэты-декабристы. Издательство «Художественная
    литература», 1986г.
    4)Декабристы-смоляне. Политическая информация 1969г. №11.
    5)Смоляне и движение декабристов. Политическая информация1989 г. №23.
    6)В.С. Орлов, В.Г. Вержбицкий. Декабристы смоляне. Смоленское областное государственное издательство, 1951г.
    7)Д.И. Будаев, М.Н. Левитин. Неизвестное об известных. Издательство
    «Маджента», 2003г.
    8)Дерзкие Каховские. Рабочий путь 2004 г. 15 октября.
    9)Поэты Смоленской земли. Антология. Выпуск I (конец XVIII – начало XIX в.).
    Составители Л.В. Павлова, М.Л. Рогацкина. Смоленск, СГПУ, 1997г.
    10) Поэзия декабристов. (Вступительная статья, подготовка тезисов и примечания Б. Метлаха.) Ленинград, Советский писатель, 1950г.
     
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     

Поделиться этой страницей