Увидел когда то в "Искателях" такую вот интересную икону до 18 века святой изображался с головой пса http://neopravoslavie.narod.ru/foto/ikona-hristofora.htm Вот интересно, по идее должна существовать пластика с таким сюжетом, может попадалась кому нибудь? P.S.: Кого то он мне напоминает, может Анубиса
Любопытный факт.Как то и не задумывался раньше. Мне признаться тоже не встречалась подобная пластика. Хотя на Руси,она скорее всего была ведь св.Христофор почитался прежде всего,как защитник от всевозможных болезьний, моров и эпидемий. Вполне возможно,что если не полная,то по крайней мере крайняя ограниченность таких иконок может объяснятся иконоборчеством времен Петра l. Когда Синод объявил о запрещении использования образов «противных естеству, истории и истине». Есть исследование на эту тему Э.А.Снигирёвой Образ святого Христофора.Предания и действительность.Изд. Проблемы формирования и изучения музейной коллекции Государственного музея истории религии. Л., 1990. Под указ вероятно попал и св.Христофор с песьей головой. Местные епископы не могли не подчинится указу Синода и по всей видимости образки попросту изымались,а производство было запрещено.
Ну это понятно, а вот на пример на "бесогоне" тоже тогда запретили изображать беса (вместо беса стали изображать человека), но тем не менее попадаются "оригинальные" артефакты. И, опять же, масса пластики со всеми святыми, кроме этого. Потеряшки должны же быть.
Цитата(zepd @ 13 Января 2013, 20:16) Ну это понятно, а вот на пример на "бесогоне" тоже тогда запретили изображать беса (вместо беса стали изображать человека), но тем не менее попадаются "оригинальные" артефакты. И, опять же, масса пластики со всеми святыми, кроме этого. Потеряшки должны же быть. Теоретически должны быть. К примеру на местах старообрядческих поселений. Но с другой стороны,на сколько знаю,на Руси образ св.Христофора до XVl в. не имел широкого распространения. То есть пластики ранее этой даты,вообще может и не быть.
ПОКА НАШЕЛ ТОЛЬКО ВОТ ТАКУЮ ИКОНУ Святые Христофор и Георий поражают змей. Терракота. Виника. Македония. 6-7 вв
Основная масса средневековой металлопластики датируется 15-17вв., т.е. вполне вписывается в представленный Вами период. Опять же, до реформы Никона, все были старообрядцами.
Удивительные иконы (по ссылке) , из ряда вон выходящие. Как-то с язычеством переплетаются, можно сказать. Прямо, Египет какой-то!
Цитата(zepd @ 13 Января 2013, 22:06) Основная масса средневековой металлопластики датируется 15-17вв., т.е. вполне вписывается в представленный Вами период. Опять же, до реформы Никона, все были старообрядцами. Я имею в виду,что некое местное производство и соответственно массовое обращение могло сохранится с кон.XVll нач.XVlll вв лишь на территориях старообрядческих общин. Если вообще их отсутствие связанно с этими событиями.
Кстати да, интересное примечание насчёт территориальности, основная масса этих икон находится на севере (Ярославль-Ростов Великий-Архангельская обл.). Возможно там было развито старообрядчество ещё долго после реформы, хотя бы из за удалённости. Хотя старообрядцы и у нас до сих пор сохранились, на брянщине и общины ещё есть.