Посмотерите, пожалуйста по тексту, заглавная К или П? Кончателся на ий, как мне кажется... http://days.pravoslavie.ru/abc/7_212.html http://days.pravoslavie.ru/abc/7_207.html
Встретилось в пра-пра... имя Соломонида. Не подскажите ли, каково было уменьшительное имя? Не Солоха?
С этим именем какая-то путаница. В святцах нет такого имени, есть имя Соломония, день памяти 1 августа, в честь мученицы Соломонии Маккавей. Но имя Солоха вроде бы как пишут - является формой другого имени - Соломия, которого тоже нет в святцах. Но в современном православном календаре оно есть, как написано - в честь Святой Саломиии мироносицы, которая "присутствовала при распятии и погребении Спасителя и была в числе мироносиц, которые рано утром приходили к гробу, чтобы помазать тело Господа, узнали от Ангела о воскресении Спасителя и после явления Христа Марии Магдалине прежде других удостоились видеть воскресшего Господа (Мф.28:8-10; Мк.16:1, сл.)." А про имя Соломонида пишут, что: "8 января На второй день после Рождества Христова в церквах торжественно служат «Собор Пресвятой Богородицы». В святцах этого дня упомянуты также святые Ефимий, Константин, Еварест... Но имени Соломониды нет. Однако в прежние времена в русских селах и деревнях, славя в этот день Божью Матерь, женщины поминали в молитвах бабушку Соломониду. Церковь эту бабку не признавала, а народ чтил. В канонических Евангелиях о ней тоже нет ни слова. А в апокрифическом, не признанном церковью «Протоевангелии Иакова», или «Истории Иакова о рождении Марии», приводится рассказ Иосифа о том, как в пути, когда он с сыновьями от первого брака и юной беременной Марией бежал из Вифлеема, чтобы укрыться от объявленной государственной переписи населения, у нее случились предродовые схватки. Иосиф, оставив Марию с сыновьями в первой попавшейся пастушьей пещере, «пошел искать повивальную бабку»... «И увидел я женщину, спускающуюся с горы, которая сказала мне: человек, куда ты идешь? Я отвечал: ищу повивальную бабку». Далее в Протоевангелии говорится: «И бабка повивальная пошла вместе с ним. И встали они у пещеры, и облако сияющее появилось в пещере. И сказала бабка: душа моя возвеличена, глаза мои увидели чудо, ибо родилось спасение Израилю». Так безымянная бабка приняла на свои руки родившегося у Марии младенца Иисуса. По имени она названа лишь в «Синаксаре», сборнике древнееврейских преданий и поучений. В день Соломониды роженицы и бабки-повитухи, во время богослужения в церкви, собирались перед иконой Божьей Матери, которая называется «Блаженное чрево». Отслужив молебен перед этой иконой, роженицы приглашали повивальных бабок «на кашу», которую специально заваривали с утра для угощения. В иных местах крестьянки в день Соломониды ходили к только что разрешившимся роженицам с пирогами и другими гостинцами." И дальше начинается путаница. Например у Костомарова в "Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях" написано: "Довольно было любимцу государя приобрести царскую немилость, чтобы все друзья и приятели, прежде низко кланявшиеся ему, не только прекратили с ним знакомство, но не хотели с ним говорить и даже наносили ему оскорбления. Так, заточенную в монастырь великую княгиню Соломониду оскорбляли не только словами, но и побоями." А в современном православном календаре например здесь эту же княгиню называют и Соломонидой, и Соломонией - "Преподобная София (в миру Соломония) Суздальская Преподобная София, в миру Соломония, великая княгиня, была дочерью боярина Юрия Констаниновича Сабурова. В 1505 году на нее пал выбор наследника престола, будущего великого князя Василия Иоанновича. Брак их не был счастливым, так как Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника, великий князь Василий Иоаннович решил жениться вторично (на Елене Глинской) и 25 ноября 1525 г. велел постричь Соломонию в монахини. Насильно постриженная с именем София, Соломония была сослана под стражу в Суздальский Покровский монастырь, где подвигами изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу. Князь Курбский называет блаженную княгиню «преподобною мученицею». В рукописных святцах она именуется как «Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница». При царе Феодоре Иоанновиче ее чтили как святую. Царица Ирина Феодоровна посылала в Суздаль «на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, бархатный покров с изображением Спасителя и святых». Патриарх Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов. Преподобная София преставилась к Богу в 1542 году. В описании Суздаля ключарь Анания приводит несколько случаев чудесных исцелений при гробнице преподобной Софии. Вот уже 4 разных исторических персонажа, которые носили имена Соломония, Соломия, Соломонида, которых называли и так, и так... А в Википедии например вообще все эти имена пишут как формы одного имени - Саломея-повитуха (греч. Σαλωμη; Соломонида, Соломония) — упоминаемая в христианских апокрифах повивальная бабка, присутствовавшая при рождении Иисуса Христа. В итоге раз такая чехарда, то я думаю что 100% Соломониду могли называть Солохой. Но все равно нужны другие подтверждения, кроме предположений. Вот для прикола несколько заметок из переписной книги, которую сейчас читаю, к вопросу о том насколько можно верить написанному: ...Аниско, а в приправочных книгах написан Дениско... ...Потапко, а в приправочных книгах написан Осташко... ...Мишка, а в приправочных книгах написан Гришка... ...Михайлов, а в приправочных книгах написан Васильев... ...Ларка, а в приправочных книгах написан Левка... ...Стенка, а в приправочных книгах Сенка... ...Никишка Иванов, а в приправочных книгах написан Миронов... ...Во дворе Мартынко Якимов, а в приправочных книгах написан Исаев... ...Во дворе бобыль Матюшка, а в приправочных книгах написан Тимошка Якимов... и даже такое: ......да в приправочных книгах написано: Во дворе Пашка да Ганка Алексеевы, у Ганки сын Демидко, а по скаске старосты и выборных старожилов что-де у них в той деревне того двора и тех крестьян нет и не бывало... ...а по скаске старожилов Сергушки Ильина с товарищи что у них племянника Васки Алексеева и сына ево Васки ж не было... Как-то так)
Никита, спасибо за такой обстоятельный ответ. По Смоленской области встречается только Соломонида, кстати, довольно распространенное в 18 веке. Солоха - чисто украинский вариант, по-видимому в русских деревнях так Соломонид не звали. Сообщения объединены, 3 Mars 2020, время первого редактирования 3 Mars 2020 А Саломея ни разу по Смоленску не встречала.
Ага, в 17-м веке тоже встречал. Вот например, в Сычевке жила, 1660-е годы, писали и Саломанида, и уменьшительно - Саломанитка. А насчет Солохи - я тоже не встречал, просто видимо неправильно понял ваш первый вопрос. Мне показалось, что вы нашли где-то Солоху, и хотите понять могло ли это имя быть уменьшительным от Соломанида. А у вас интерес видимо чисто теоретический был, ОК.
вот еще вопросик; в последней строке имя я прочитала, как Прокл Игнатьевич? или еще есть варианты? Сообщения объединены, 3 Mars 2020, время первого редактирования 3 Mars 2020 а что -Саломонитка - звучит, вкусное такое, от слова "сало")))
Думаю что он был Аврам (Абрам). Там надстрочную букву "В" или "Б" плохо видно. Посмотрите на других листах, писал ли писарь аналогичным образом выносные буквы "В" или "Б" в других словах. P.S. Вы сегодня в другой теме выкладывали фотки микрофильмов из ф. 145, оп. 1. д. 50. Если это из того же дела, и тот же писарь - то смотрите, как раз он любил баловаться именно такими надстрочными выносными буквами "В". Тогда 200% это Аврам. Просто титло над буквой "В" писарь плавно соединил с мачтой следующей буквы "Р", поэтому чудно выглядит.
Неожиданно! Да. вы правы, конечно, Аврам! Спасибо за уточнение. Сообщения объединены, 4 Mars 2020, время первого редактирования 3 Mars 2020 Еще два заковыристых имечка- в первом случае читаю - Ульян?А во втором - вообще нет вариантов. Кто бы это мог быть?
Имя "Юда" (с ударением на последнем слоге) я слышала еще и в 1960-х годах в Холм-Жирковском районе Смоленщины. В деревне дедушки моего был пастух Юда, самое яркое воспоминание — как я пятилетняя отдала ему игрушечную сковородку за то, чтоб он не уводил мою тетку, насовсем, как он сказал, стоя у порога в длинном до пят мокром дождевике, с кнутом, смотанным на кнутовище. Зашел согреться, пригнав стадо, выпить чаю. Может быть, ударение и прижилось в народе потому, что не хотели называть человека Иудой. А вот вам и Юда-Иуда (дочь его Ирина Иудина), и Соломия на листе метрич.книги села Лаптева Ржевского уезда в 1846 году. Но в метриках почти всегда пишется Соломонида.
Святой апостол Иуда, из числа 12-ти учеников Христовых, происходил из рода царя Давида и Соломона, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены. По Вознесении Господа Иисуса Христа апостол Иуда отправился с проповедью Евангелия. Он распространял веру во Христа сначала в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем – в странах Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, пришел в город Эдессу. Здесь он завершил то, что не было закончено его предшественником, апостолом из числа 70-ти, Фаддеем. Сохранилось известие, что святой апостол Иуда ходил с проповедью в Персию и оттуда написал на греческом языке свое соборное послание, в кратких словах которого заключено много глубоких истин. Оно содержит догматическое учение о Святой Троице, о воплощении Господа Иисуса Христа, о различии Ангелов добрых и злых, о будущем Страшном Суде. В нравственном отношении апостол убеждает верующих беречь себя от плотской нечистоты, быть исправными в своих должностях, молитве, вере и любви, заблудших обращать на путь спасения, охранять себя от учений еретиков. Апостол Иуда учит, что недостаточно только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, свойственные христианскому учению. Святой апостол Иуда мученически скончался около 80-го года в Армении, в городе Арате, где он был распят на кресте и пронзен стрелами.
Если брать в расчёт произведение Платонова( именно там это имя становится известным широкому кругу) ,то тогда наверное Ефим,хотя наверное перекликается и с Иезус.....в этом смысле тогда всё ж ближе Иуда
Крестили-то в церквях не по именам литературных героев, а по святцам, по именам святых. Олег, это Ефим!!! Так мне престарелый дядька объяснял, в родне был предок Юхван, Юшка. Я в этой теме и искала объяснение странному имени (см стр.6 темы). И ведь он был Юхван в Книге памяти, спроста, записан! А в принципе, и Юдишку могли Юшкой звать. А вот Гурия вряд ли, так думаю