Война стала строго позиционной. Мы и немцы закопались в землю, оградившись несколькими рядами колючей проволоки. Зная, что около Залесья стоит наш обоз 1-го разряда, я решил идти пешком по шпалам. Шел я очень быстро. Денщик мой остался при вещах и должен был дождаться поезда. Через три часа я уже пришел к месту расположения нашего запасного баталиона. Запасные баталионы появились в полках, как нововведение, продиктованное опытом войны. Цель запасных баталионов при полках - доучить или вернее переучить заново пополнения, прибывавшие в полк. Еще с середины 15-го года в действующие полки стали присылаться такие пополнения, которые совершенно были не подготовлены для ведения какого-бы то ни было боя и даже не умевшие заряжать винтовок. Многие полки, в том числе и наш, боролись с этим злом домашними средствами, а именно: к, приходившему пополнению откомандировывалось 2-3 офицера с соответствующим количеством унтер-офицеров или даже старых солдат и где-нибудь за передовой линией, верстах в 4-5 его сколачивали и обучали всем необходимым премудростям. Нигде, ни в какой казарме, ни в каком полку в мирное время не шло таким быстрым темпом обучение, как здесь. Тут молодому солдату не нужно было фантазировать и представлять себе какие-то окопы, проволочные заграждения, атаку невидимых укреплений и т. п. Здесь все было под рукой. Нужно было показать атаку укрепленной позиции - это производилось наглядно на наших тыловых укреплениях. Нужно было научить строить окопы - была и в этом обильная практика каждую ночь. Нужно было научить обращаться с ручными гранатами - и гранат было достаточно. Их бросали. Солдаты могли убеждаться в их действии, так как редкий урок проходил без, так называемых, несчастных случаев. Обучение стрельбе, службе дозоров, секретов, часовых было попутно и через месяц такого обучения солдат знал все самое необходимое для ведения сложного современного боя. Набрасывание мата на проволочные заграждения. У металлической сетки для резки наэлектризованной проволоки.
После стабилизации фронта для подвоза и снабжения войск, обе стороны приступили к строительству фронтовых,рокадных железных дорог. Возле Крево железнодорожными строительными ротами ландвера (Landwehr-Eisenbahn-Baukompanien); была построена станция. Выполняя задание по её бомбардировке, был сбит бомбардировщик «Илья Муромец». Эта станция находилась на построенной германцами, рокадной линии соединяющая между собой довоенные, ширококолейные дороги: Либава - Роменскую и Бологое - Седлецкую. Правда, данные о её маршруте рознятся. Однозначно, она начиналась в Солах тогда разъезд №12, а далее через Жупраны, Уденятту, шла на Крево. Однако западнее, возле Борун к станции Богданов, возможно, проходила ещё одна узкоколейка. Существует версия, что изначально это две независимые узкоколейки, соединялись под Крево. От Крево узкоколейка шла через Новосёлки к Подберези и затем по насыпи разобранной довоенной ширококолейной дороги шла к Войганам(Мостище). Где у моста через речку Гольшанку, германцы устроили перегрузочную станцию с широкой на узкою колею. От этой станции на юг через Букатово к деревне Бакшты уходила 25 километровоя узкоколейка. Эта узкоколейка обслуживаемоя ротами узкоколейных военно-полевых железных дорог (Feldbahn-Betriebskompanien/Betriebsabteilungen), представляла из себя путь с шириной колеи 600 мм на площадкесечением в виде равнобедренной призмы высотой 5 см и шириной 2,9 м. По бокам выкапывались водосливные канавы. Поверх насыпалась балластная призма высотой 30 см. Верхнее строение пути укладывалась с собраных решёток 3-х типов модулей. Для «прямых» и «кривых» участков пути а также «стрелочных переводов». Каждый модуль был 4 типоразмеров. Чаще всего встречались модули с рельсами длиной 5 м весом от 7 до 20 кг на погонный метр (S7, S10, S12 и т.д. до S20) и с 7 стальными шпалами. Типы скреплений применялись такие же, как и на железных дорогах нормальной колеи. Переходные кривые не предусматривались в связи с малыми скоростями движения. Передвигавшиеся с максимальная скорость до 20 км/ч, паровозы обслуживались в паровозном депо на разъезде №12 в Солах Локомотивы. На полевых узкоколейках применялись 4 типа паровозов и один тип тепловоза. Наиболее распространенным локомотивом (2500 экз.) был так называемый Brigadelok – паровоз-танк, массово выпускавшийся фирмами Хеншель, Борзиг и Маффай . Технические данные локомотива: сцепной вес 13 т., длина по буферам 5986 мм, ширина 1840мм, высота 2550 мм, база 2260 мм, диаметр колеса 600 мм, диаметр цилиндра/ход поршня 240мм, площадь нагрева 18 м2, площадь пароперегревателя 0,42 м2, давление 15 кг/м2, мощность 75 л.с., тяга 2075 кг, парораспределительный механизм Стефенсона, запас воды 1,1 м3, угля 300 кг. Вагоны. В качестве товарного вагона использовался универсальный полувагон Brigadewagen (см. фото) тарой от 2135 кг до 2394 кг и грузоподъемностью 5000 кг В инвентаре военно-полевых жд были также и пассажирские вагоны. На их базе были созданы госпитальные вагоны Технические данные пассажирского вагона: длина 7386 мм, ширина 1900 мм, тара 4200 кг, 22 сидячих места. Технические данные госпитального вагона: длина 7386 мм, ширина 1900 мм, тара 5250 кг, 8 раненых.
Узкоколейки с Крево выходили к построенной германцами станции Вайганы. Поскольку с приходом фронта станция Богданов и мосты через Березину были разрушены немцы построили в Вайганах перегрузочную с узкой на широкую колею.Отсюда узкоколейки расходились на разные участки фронта. Рядом находились госпитали и соответственно у деревни Десятники кладбище. Далее узкоколейка проходила через парк Андревонш где в графскай усадьбе разместился штаб дивизии.
Интересный материал.Я б немножко дополнил-бы. Строительство дорог развернулось с весны 1916года и продолжалось до конца противостояния.Как правильно подмечено-создавалась станция перегрузки на узкую колею-на которой в свою очередь делались станции выгрузки или перегрузки на конную тягу.В единую рокадную систему участок между Солами и Войгянами привели только к концу 17года,но следует отметить именно ,что это была сеть-позволявшая доставлять любые грузы в любую точку обороны ,почти до передовых позиций.
Согласно приложению к приказу Особой армии за №320/48 от 1917 г. под названием «Наставление для ударных частей». в 1917 году была разработана инструкция, предусматривавшая создание целых «ударных батальонов» Согласно этому наставлению при каждой пехотной дивизии должен был быть сформирован «ударный батальон» в составе трёх стрелковых рот по 3 взвода каждая и технической команды, состоявшей из 5 отделений.Штурмовые отряды были основной ударной силой в Кревской операции 1917 года. Штурмовой батальон 133 пех. дивизии 1917 год. Сообщения объединены, Sep 5, 2017, время первого редактирования Sep 5, 2017 Корректировку артиллерийской стрельбы осуществлял воздухоплавательный отряд 323 полка. Расквартированный возле деревень Сивица, Нелидки. Артобстрел велся химическими снарядами.Но германцы были к этому готовы. Провал наступления привёл к массовым братаниям на фронте. Вид на русские позиции с германских окопов.
Спасибо за подробное изложение событий. Мой прадед Лессель Павел Александрович, на момент событий-поручик 247-го пехотного Мариупольского полка, 9 июля 1917 был ранен у м. Крево http://gwar.mil.ru/cartoteka/yalutorovsk/2198372/ http://ria1914.info/index.php?title=Лессель_Павел_Александрович Сообщения объединены, Feb 14, 2018, время первого редактирования Feb 14, 2018 "К примеру этом бою погиб, захороненый у Михневич, командир штурмовой 6-той роты ,штабс-капитан 2 Сиб. стр, арт, батареи Андрей Павлович Лагутенко. " простите, но на камне выбита фамилия ЛАГУНОВЪ или речь идёт о другом человеке ? http://ria1914.info/index.php?title=Лагунов_Андрей_Павлович
Капитан Лагунов, опечатка в тексте у вас вышла. Кстати, в году так 93-м, примерно , заехал в тот лес посмотреть,вспомнить детство,так сказать, так вот могилка эта сверху по -пояс была разрыта. Тогда ещё я слыхом не слыхивал про "чёрных", только потом дошло.Местные, скорее всего видели што да как, дед мой ещё жил, говорил-родственники приезжали, якобы перезахоронить...В том лесочке несколько кладбищ, 3-4 точно.Рядом с памятником Логунову немецкий постамент с крестом должен быть, русские захоронения по одну сторону, немецкие рядом по другую, размеры могилок только разные.Немецкий крест постоянно лежал на земле, дед говорил мне , что пастухи сбрасывали постоянно(почему?) , раньше по лесам коров пасли, видимо, кто-то периодически ставил на место его. От Новоспасского леса была узкоколейка до д.Сазоны, там вроде как склады какие-то были,(опять же из рассказа деда) возле Глодова были видны когда-то остатки ж/д насыпи,