Война стала строго позиционной. Мы и немцы закопались в землю, оградившись несколькими рядами колючей проволоки. Зная, что около Залесья стоит наш обоз 1-го разряда, я решил идти пешком по шпалам. Шел я очень быстро. Денщик мой остался при вещах и должен был дождаться поезда. Через три часа я уже пришел к месту расположения нашего запасного баталиона. Запасные баталионы появились в полках, как нововведение, продиктованное опытом войны. Цель запасных баталионов при полках - доучить или вернее переучить заново пополнения, прибывавшие в полк. Еще с середины 15-го года в действующие полки стали присылаться такие пополнения, которые совершенно были не подготовлены для ведения какого-бы то ни было боя и даже не умевшие заряжать винтовок. Многие полки, в том числе и наш, боролись с этим злом домашними средствами, а именно: к, приходившему пополнению откомандировывалось 2-3 офицера с соответствующим количеством унтер-офицеров или даже старых солдат и где-нибудь за передовой линией, верстах в 4-5 его сколачивали и обучали всем необходимым премудростям. Нигде, ни в какой казарме, ни в каком полку в мирное время не шло таким быстрым темпом обучение, как здесь. Тут молодому солдату не нужно было фантазировать и представлять себе какие-то окопы, проволочные заграждения, атаку невидимых укреплений и т. п. Здесь все было под рукой. Нужно было показать атаку укрепленной позиции - это производилось наглядно на наших тыловых укреплениях. Нужно было научить строить окопы - была и в этом обильная практика каждую ночь. Нужно было научить обращаться с ручными гранатами - и гранат было достаточно. Их бросали. Солдаты могли убеждаться в их действии, так как редкий урок проходил без, так называемых, несчастных случаев. Обучение стрельбе, службе дозоров, секретов, часовых было попутно и через месяц такого обучения солдат знал все самое необходимое для ведения сложного современного боя. Набрасывание мата на проволочные заграждения. У металлической сетки для резки наэлектризованной проволоки.
После стабилизации фронта для подвоза и снабжения войск, обе стороны приступили к строительству фронтовых,рокадных железных дорог. Возле Крево железнодорожными строительными ротами ландвера (Landwehr-Eisenbahn-Baukompanien); была построена станция. Выполняя задание по её бомбардировке, был сбит бомбардировщик «Илья Муромец». Эта станция находилась на построенной германцами, рокадной линии соединяющая между собой довоенные, ширококолейные дороги: Либава - Роменскую и Бологое - Седлецкую. Правда, данные о её маршруте рознятся. Однозначно, она начиналась в Солах тогда разъезд №12, а далее через Жупраны, Уденятту, шла на Крево. Однако западнее, возле Борун к станции Богданов, возможно, проходила ещё одна узкоколейка. Существует версия, что изначально это две независимые узкоколейки, соединялись под Крево. От Крево узкоколейка шла через Новосёлки к Подберези и затем по насыпи разобранной довоенной ширококолейной дороги шла к Войганам(Мостище). Где у моста через речку Гольшанку, германцы устроили перегрузочную станцию с широкой на узкою колею. От этой станции на юг через Букатово к деревне Бакшты уходила 25 километровоя узкоколейка. Эта узкоколейка обслуживаемоя ротами узкоколейных военно-полевых железных дорог (Feldbahn-Betriebskompanien/Betriebsabteilungen), представляла из себя путь с шириной колеи 600 мм на площадкесечением в виде равнобедренной призмы высотой 5 см и шириной 2,9 м. По бокам выкапывались водосливные канавы. Поверх насыпалась балластная призма высотой 30 см. Верхнее строение пути укладывалась с собраных решёток 3-х типов модулей. Для «прямых» и «кривых» участков пути а также «стрелочных переводов». Каждый модуль был 4 типоразмеров. Чаще всего встречались модули с рельсами длиной 5 м весом от 7 до 20 кг на погонный метр (S7, S10, S12 и т.д. до S20) и с 7 стальными шпалами. Типы скреплений применялись такие же, как и на железных дорогах нормальной колеи. Переходные кривые не предусматривались в связи с малыми скоростями движения. Передвигавшиеся с максимальная скорость до 20 км/ч, паровозы обслуживались в паровозном депо на разъезде №12 в Солах Локомотивы. На полевых узкоколейках применялись 4 типа паровозов и один тип тепловоза. Наиболее распространенным локомотивом (2500 экз.) был так называемый Brigadelok – паровоз-танк, массово выпускавшийся фирмами Хеншель, Борзиг и Маффай . Технические данные локомотива: сцепной вес 13 т., длина по буферам 5986 мм, ширина 1840мм, высота 2550 мм, база 2260 мм, диаметр колеса 600 мм, диаметр цилиндра/ход поршня 240мм, площадь нагрева 18 м2, площадь пароперегревателя 0,42 м2, давление 15 кг/м2, мощность 75 л.с., тяга 2075 кг, парораспределительный механизм Стефенсона, запас воды 1,1 м3, угля 300 кг. Вагоны. В качестве товарного вагона использовался универсальный полувагон Brigadewagen (см. фото) тарой от 2135 кг до 2394 кг и грузоподъемностью 5000 кг В инвентаре военно-полевых жд были также и пассажирские вагоны. На их базе были созданы госпитальные вагоны Технические данные пассажирского вагона: длина 7386 мм, ширина 1900 мм, тара 4200 кг, 22 сидячих места. Технические данные госпитального вагона: длина 7386 мм, ширина 1900 мм, тара 5250 кг, 8 раненых.
Узкоколейки с Крево выходили к построенной германцами станции Вайганы. Поскольку с приходом фронта станция Богданов и мосты через Березину были разрушены немцы построили в Вайганах перегрузочную с узкой на широкую колею.Отсюда узкоколейки расходились на разные участки фронта. Рядом находились госпитали и соответственно у деревни Десятники кладбище. Далее узкоколейка проходила через парк Андревонш где в графскай усадьбе разместился штаб дивизии.
Интересный материал.Я б немножко дополнил-бы. Строительство дорог развернулось с весны 1916года и продолжалось до конца противостояния.Как правильно подмечено-создавалась станция перегрузки на узкую колею-на которой в свою очередь делались станции выгрузки или перегрузки на конную тягу.В единую рокадную систему участок между Солами и Войгянами привели только к концу 17года,но следует отметить именно ,что это была сеть-позволявшая доставлять любые грузы в любую точку обороны ,почти до передовых позиций.
Согласно приложению к приказу Особой армии за №320/48 от 1917 г. под названием «Наставление для ударных частей». в 1917 году была разработана инструкция, предусматривавшая создание целых «ударных батальонов» Согласно этому наставлению при каждой пехотной дивизии должен был быть сформирован «ударный батальон» в составе трёх стрелковых рот по 3 взвода каждая и технической команды, состоявшей из 5 отделений.Штурмовые отряды были основной ударной силой в Кревской операции 1917 года. Штурмовой батальон 133 пех. дивизии 1917 год. Сообщения объединены, 5 2017, время первого редактирования 5 2017 Корректировку артиллерийской стрельбы осуществлял воздухоплавательный отряд 323 полка. Расквартированный возле деревень Сивица, Нелидки. Артобстрел велся химическими снарядами.Но германцы были к этому готовы. Провал наступления привёл к массовым братаниям на фронте. Вид на русские позиции с германских окопов.
Спасибо за подробное изложение событий. Мой прадед Лессель Павел Александрович, на момент событий-поручик 247-го пехотного Мариупольского полка, 9 июля 1917 был ранен у м. Крево http://gwar.mil.ru/cartoteka/yalutorovsk/2198372/ http://ria1914.info/index.php?title=Лессель_Павел_Александрович Сообщения объединены, 14 2018, время первого редактирования 14 2018 "К примеру этом бою погиб, захороненый у Михневич, командир штурмовой 6-той роты ,штабс-капитан 2 Сиб. стр, арт, батареи Андрей Павлович Лагутенко. " простите, но на камне выбита фамилия ЛАГУНОВЪ или речь идёт о другом человеке ? http://ria1914.info/index.php?title=Лагунов_Андрей_Павлович
Капитан Лагунов, опечатка в тексте у вас вышла. Кстати, в году так 93-м, примерно , заехал в тот лес посмотреть,вспомнить детство,так сказать, так вот могилка эта сверху по -пояс была разрыта. Тогда ещё я слыхом не слыхивал про "чёрных", только потом дошло.Местные, скорее всего видели што да как, дед мой ещё жил, говорил-родственники приезжали, якобы перезахоронить...В том лесочке несколько кладбищ, 3-4 точно.Рядом с памятником Логунову немецкий постамент с крестом должен быть, русские захоронения по одну сторону, немецкие рядом по другую, размеры могилок только разные.Немецкий крест постоянно лежал на земле, дед говорил мне , что пастухи сбрасывали постоянно(почему?) , раньше по лесам коров пасли, видимо, кто-то периодически ставил на место его. От Новоспасского леса была узкоколейка до д.Сазоны, там вроде как склады какие-то были,(опять же из рассказа деда) возле Глодова были видны когда-то остатки ж/д насыпи,