История российского паровоза

Тема в разделе "Железная дорога", создана пользователем Wolf09, 3 июн 2015.

  1. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.369
    Спасибо SB:
    121.924
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Жители села Никольского встречают первый поезд из Владивостока.
    1893 год

    3rapkwswtxeqcmvulx.jpg
     
    Duplik, Анна Гл и PaulZibert нравится это.
  2. Offline

    Анна Гл Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 май 2018
    Сообщения:
    737
    Спасибо SB:
    1.499
    Отзывы:
    50
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Санкт-Петербург
    Интересы:
    генеалогия
    Агит-паровоз начала 1920-х (из семейного архива О.В. Прейса, публикуется впервые):

    Parovoz.jpg
     
    Duplik и Wolf09 нравится это.
  3. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.369
    Спасибо SB:
    121.924
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    паровоз.jpg

    паровоз 2.jpg
     
    Duplik и Анна Гл нравится это.
  4. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.369
    Спасибо SB:
    121.924
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Локомотив поезда С-240 делегатов II конгресса Коминтерна и бригада, обслуживавшая его.
    Не ранее 17 июля 1920 г. Не позднее 7 августа 1920 г.

    x2Ax-5bXnQZW3bTe247NwglbsKC7Ue2hEvc5NglEIyRawG5PfxsyHrnxe7djnEHf.jpg
     
    O.l.e.g, Duplik и Анна Гл нравится это.
  5. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.369
    Спасибо SB:
    121.924
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    post-426165-1564943875-2668.jpg
     
    Duplik и Анна Гл нравится это.
  6. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.369
    Спасибо SB:
    121.924
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Паровоз У-127 в Центральном музее В. И. Ленина с надписью "От беспартийных коммунистам"
    1960-е гг.

    Безымянный.jpg

    Безымянный.jpg
     
    O.l.e.g и Duplik нравится это.
  7. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.369
    Спасибо SB:
    121.924
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Шайхет Аркадий Самойлович
    Смычка ТУРКСИБа. Поезд идет сквозь прорытую гору
    1930 г.

    Безымянный.jpg

    Шайхет Аркадий Самойлович
    ТУРКСИБ. Пересечение первым поездом стыка. Поют «Интернационал»
    28.04.1930

    Безымянный.jpg
     
    O.l.e.g, Duplik и Анна Гл нравится это.
  8. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.369
    Спасибо SB:
    121.924
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Паровозное путешествие по цене электрички.
    Из Бологое в Осташков и обратно


    Белый снег и чёрный дым. А вместе с ними - приятные ностальгичные зелёные вагоны с жестяными маршрутными досками, которые исчезли под натиском корпоративного РЖД-стайла. Занятно, что это, вроде бы, обычный пригородный поезд за 284 рубля.
    Но тут тебе и дед Мороз и стильные билетики и получасовая экскурсия по музею заповедной Бологое-Полоцкой магистрали в Куженкино, и информационные буклетики.

    1.jpg

    Начинается наше путешествие в городе Бологое. Том самом, что где-то "между Ленинградом и Москвою".
    Количество паровозов на квадратный метр (действующих и не только) здесь зашкаливает.

    1.jpg

    В Бологое легко приехать из обеих столиц, т.к. куча поездов в любое время суток. С одной стороны.
    С другой - либо дорогими "сапсанами", либо ночным поездом с высаживанием здесь ранним холодным утром.
    В общем, гарантированно не выспитесь, стандартное время хода - 4-5 часов. Как вариант - приезжать заранее вечером и ночевать где-то в гостинице.
    Мы же попали на дополнительные тормозные поезда, которые ползли по 6 часов.

    1.jpg

    Паровоз ходит каждую субботу. Но в новогодние праздники назначили несколько дополнительных рейсов, в т.ч. и в Рождество 7 января.
    Говорят, что 4-го и 5-го был полный аншлаг.

    1.jpg

    Ну ладно, перекусили в дешёвой деповской столовой (что находится на главном проспекте за памятником-паровозом) и пошли в кассу за билетами.
    Там вместе с стандартным чеком нам выдают вот такие картонные билетики с дырочками. "Октябрьская ж.д." в дореволюционной орфографии - зачёт!

    0.jpg

    В 9.25 под свисток паровоза поезд отправляется. Даже не знаю что больше радует - факт паровоза или старый добрый зелёный цвет вагонов.
    ез этого набившего оскомину красно-серого РЖД-шного "брендбука". Ну и жестяная доска, которых так не хватает теперь.
    И эмблемка Бологое-Полоцкой ж.д.

    1.jpg

    Вот что больше всего потрясает. Вроде обычный пригородный поезд, ну пусть и с паровозом.
    Но только отправляемся, выходит начальник поезда Ивчин Евгений Андреевич и начинает рассказывать историю строительства Бологое-Полоцкой ж.д.
    Как появилась, почему, какие места.

    1.jpg

    Почему Бологое-Полоцкая? Почему именно ей такое внимание? Линия строилась в начале XX века, причём на французские деньги.
    Имела, в первую очередь, стратегическое, а не экономическое значение. Всё шло к 1-й мировой войне, и французы заранее проспонсировали строительство ветки в России, по которой будет удобно подвозить к линии фронта боеприпасы. Движение открылось в 1907 году.
    Линия протянулась от Бологого аж до Седлеца - сейчас это захолустный польский город Седльце недалеко от Варшавы.

    1.jpg

    Тем не менее, начало XX века - не самое раннее время железнодорожного строительства. Много на тот момент было уже по всей Российской империи построено.
    Даже Транссиб и тот уже действовал! Почему же именно Бологое-Полоцкая считается исторической и заповедной?
    Наверное потому, что она прошла по глухим лесам-полям, потому что здесь никогда не было интенсивного движения и соответствующей модернизации всего.
    Потому она и сохранилась, во-многом, в первозданном виде. Особое внимание привлекает архитектура вокзалов и сопутствующих зданий.

    1.jpg

    Вскоре на сцену выходит.. Дед Мороз. С мешком подарков. Сначала заставляет детей читать стихи и петь песни, а затем и взрослых.
    Нам хотелось подарков, тоже спели по песенке.

    1.jpg

    На станции Куженкино получасовая стоянка.

    1.jpg

    За это время можно посетить музей и послушать бесплатную экскурсию!

    1.jpg

    Много ли вы знаете маршрутов электричек, в стоимость проезда в которых такое включено?

    1.jpg

    Музей в Куженкино маленький, но вполне себе познавательный. Реставраторы попытались сохранить все детали интерьера.
    Хорошо хоть стало доходить до руководства РЖД насколько всё это ценно.

    1.jpg

    Историческое рОсписанiе.

    1.jpg

    Экскурсоводша показывает всякие прибамбасы, которыми пользовались дежурные и стрелочники чтобы движением по железной дороге управлять.

    1.jpg

    Жезловый аппарат. Раньше такие применяли повсеместно, да и сейчас они сохранились.
    Дежурный даёт машинисту жезл, тот едет с жезлом по перегону и должен отдать его на следующей станции.
    Схема собирается только с чётным количеством жезлов, поэтому два жезла вынуть не получится.
    Особенно было феерично если поезд не останавливался на станции - машинист должен был притормозить, а дежурный разбежаться, чтобы передать ему жезл.
    Участок от Кувшиново до Соблаго, если верить вики, до сих пор работает по такой схеме.

    1.jpg

    В Куженкино сохранился целый комплекс исторических зданий. Водонапорная башня, казармы, керосиновый ангар, багажное отделение.
    Всё это можно осмотреть.

    1.jpg

    Стрелка с флюгаркой. Тут она, почему-то в виде музейного экспоната, но точно известно, что полно таких используется не только на этой заповедной ветке, но и, например, на магистрали "Москва - Рига". У нас на даче в Жижице только такие и были, не знаю как сейчас.

    1.jpg

    Едем дальше. Станция Баталино. Построена в том же стиле. Такое же здание у станции Фирово.
    Действительно, линия - разнесённый на несколько сот км памятник архитектуры.

    1.jpg

    Увы, не всё так радужно. Многие станции снесены и здесь, несмотря на заповедный статус.
    Так несколько лет назад исчезло историческое здание вокзала Горовастица и веерное депо в Торопце.
    Под угрозой находится здание вокзала Бологое-Полоцкое.

    1.jpg

    Абсурд, конечно, но таковы реалии. Спасибо активистам, что борятся за спасение уникальной архитектуры.

    1.jpg

    Ветка становится всё более и более глухой. Она и раньше была довольно малолюдной - всё больше леса да болота вокруг.
    Но сейчас немногочисленные посёлки и деревни вымирают, люди из-за отсутствия работы уезжают.
    В Горовастице было 48 жилых домов, сейчас осталось - 2 (ещё несколько имеют сезонный статус).
    В райцентре Фирово, где жило 3 тысячи человек, осталось около 2.
    Закрываются заводы, охотохозяйства, больницы, работы нет, делать нечего. Большинство станций давно не действует.

    1.jpg

    В самом Бологом жизнь даёт только железная дорога, благо это крупный узел; все остальные заводы-комбинаты развалены.
    Жительница села Святое что около Чёрного Дора, долго ругалась на то, как предприятия закрываются одно за другим.
    Пока только леспромхозы действуют, за их счёт только и живут районы.

    1.jpg

    Хоть ведёт поезд паровоз, сам же вагон изнутри вполне обычный и современный. Только постоянные свистки и запах угля выдают того, кто нас тянет.
    Ход довольно плавный, не знаю как у них это получается.

    1.jpg

    Ну и ещё постоянно облака пара за окном.

    1.jpg

    Мыло в туалете матёрое, конечно.

    1.jpg

    Поезд "Бологое - Осташков" - это часть маршрута "Бологое - Великие Луки".
    Ездил тут, кстати, 3 года назад, тогда ходил РА-2.

    1.jpg

    Теперь же ходят обычные вагоны. До Осташкова с паровозом, далее до Великих Лук - с обычным тепловозом.
    Обратно - также. Как раз в Осташкове происходит скрещение (а не в Пено, как раньше), и локомотивы обмениваются вагонами.
    В обычные дни всё тянется одним тепловозом. А по понедельникам и средам вообще поезд следует только до Осташкова.
    При этом сами вагоны все равно идут до Великих Лук и от них, но никого не берут. Даже рабочих.

    1.jpg

    Маршрут уже стал довольно популярным у туристов. Видите выше на фото с экскурсии сколько на ней человек?
    Людей, которые специально приехали сюда из Москвы или Питера, чтобы на этом паровозе прокатиться.
    Но местных, которые регулярно этим поездом пользуются, тоже довольно много. Ездишь ты из села в райцентр за покупками, а тебя везёт паровоз, прикольно же!
    Интересно, как они это воспринимают? Экскурсию, лекцию и т.д.

    1.jpg

    МТППК специально наняло начальника на этот двухвагонный пригородный поезд. Обычно тут обходится проводницами.
    У Ивана Андреевича задача, в основном, просветительская - рассказать про железную дорогу, про историю, порекомендовать посетить музей и раздать буклетики.
    А так работает Иван Андреевич преподавателем ОБЖ в железнодорожном колледже в Бологом.

    1.jpg

    Сам паровоз, конечно, великолепен. Я думал, что будет какой-нибудь старый чёрный закоптелый, но нет.
    Специально под регулярный маршрут запустили отреставрированный в 2017 на Тихорецком заводе паровоз серии Су (сормовский).
    Произведён он, кстати, в Горьком на заводе Красное Сормово, в 1948 году. Одна из самых последних и передовых моделей.

    1.jpg

    Известно, что паровозная бригада состоит из трёх человек.
    Помимо машиниста и помощника - это ещё и кочегар, который отвечает за бесперебойное обеспечение топки паровоза углём.
    Вообще, управлять паровозом, это реально искусство. В котором требуется слаженная работа троих человек.

    1.jpg

    До Осташкова от Бологого паровозный поезд идёт 3,5 часа. Это несколько дольше, чем в обычные дни, но незначительно.
    В самом Осташкове у вас есть 2 часа погулять, после чего паровоз отчаливает обратно.

    1.jpg

    Мы хотели погулять по Осташкову подольше, и, чтобы попасть домой в тот же день вечером, уехать в Торжок или Тверь на автобусе.
    Однако в кассе выяснили, что билеты все на день вперёд раскуплены. И если мы не сядем на паровоз обратно, то рискуем остаться в Осташкове на ночь.
    Ну не больно то и хотелось этими автобусами пользоваться. А паровоз - он же такой хороший!

    1.jpg

    На обратном пути - тоже краткий экскурс в историю от Ивана Андреевича и подарки от дедушки Мороза за стихи и песенки!

    1.jpg

    Однако экскурсии по музею уже нет. Равно как и получасовой стоянки в Куженкино.
    Вместо неё - 10-минутная стоянка в Фирово.

    1.jpg

    Напоследок, снова сказочные переводы от rzd. Сколько над ними не прикалывайся, они никогда не перестанут нас ими радовать.

    1.jpg

    С новым годом вас и Рождеством. Попутных паровозов вам в новом 2019 году! А так, приезжайте сюда если ещё не ездили.

    1.jpg

    https://zen.yandex.ru/media/georg/p...-ostashkov-i-obratno-5c34c09271a4ff00abd21ecd
     
    Последние данные обновления репутации:
    Анна Гл: 1 пункт 20 фев 2020
    Duplik: 1 пункт (+) 27 фев 2020
    O.l.e.g, Григорич, PaulZibert и 3 другим нравится это.
  9. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.369
    Спасибо SB:
    121.924
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Уссурийск. 1900-1910 гг.
    Служащие станции у входа в паровозное депо

    jb1i1apt0zlm4al4o8.jpg
     
    PaulZibert, Duplik и Анна Гл нравится это.
  10. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.369
    Спасибо SB:
    121.924
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    2-й выпуск паровозных машинистов Омской технической школы 1935-1938 гг.

    1.jpg
     
    Duplik, Анна Гл и PaulZibert нравится это.
  11. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.369
    Спасибо SB:
    121.924
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Коми АССР, станция Микунь
    Группа работников локомотивного депо станции Микунь стоят у паровоза Л-3720.
    1950-е годы

    1.jpg

    Машинист паровоза локомотивного депо станции Микунь сидит в кабинете паровоза Л-2372.
    1950-е годы

    1.jpg

    Красноярский край, г. Минусинск
    1971 г.

    Безымянный.jpg
     
    Duplik, Анна Гл и PaulZibert нравится это.
  12. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.369
    Спасибо SB:
    121.924
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Севастополь. 1977 год.
    Паровоз легендарного бронепоезда "Железняков", принимавшего участие в героической обороне Севастополя в 1941-1942 гг.

    1.jpg

    Севастополь. 1980-1981 гг.
    Паровоз бронепоезда "Железняков"

    1.jpg
     
    Анна Гл нравится это.
  13. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.369
    Спасибо SB:
    121.924
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Первый товарный поезд на территории Новоенисейского лесокомбината.
    1965 год

    1.jpg
     
    Анна Гл нравится это.
  14. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.369
    Спасибо SB:
    121.924
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Национальный музей Удмуртской Республики имени Кузебая Герда
    УАССР. 1950-1960-е гг.
    Поезд узкоколейной железной дороги, груженый лесом, в пути на нижний склад.

    1.jpg
     
    Анна Гл нравится это.
  15. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.369
    Спасибо SB:
    121.924
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Тульская область
    Паровоз ЭХ, который вывез под огнем 73 вагона со станции Ефремов.
    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22346379

    Безымянный.jpg

    Работники паровозного депо Ефремов.
    В первом ряду (слева- направо) 1 Суровцев Тимофей-машинист 2. Сатаров Иван Алексеевич-зам.нач. депо; 3 Андриянов Дмитрий -машинист; 4 Ходяков Василий Федорович-мастер депо; 5 Степанов Дмитрий Петрович-машинист. Во втором ряду 1 Архипов Владимир – пом.машиниста; 2 Петров Александр Константинович-машинист 3 Фомичев Николай Дмитриевич-нач.депо; 4 Архипкин Михаил Михайлович-секретарь парторганизации депо. 5 Михалев Василий-зав. паровозными бригадами.
    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22345363

    Безымянный.jpg

    Работники Ефремовского депо.
    Сфотографированы у входа в контору дежурного по депо в 1 ряду: 1 Рыков Иван Петрович-слесарь; 2 Семлеткин Дмитрий Михайлович-машинист 3 Крючков Михаил-машинист; 4 Живоглазов-телеграфист. Во 2 ряду: 2 Рязанов Алексей-машинист, 3 Степанов Дмитрий Петрович- машинист; 4 Адриянов Борис-машинист; 5 Ханин Алексей-пом.машиниста; 6 Лобанов Петр-рассыльный. В 3ем ряду: 1 Пожидаев- машинист; 3 Лобанов Павел Васильевич- машинист.
    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22344916

    Безымянный.jpg
     
    Анна Гл нравится это.
  16. Offline

    Радист Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 июл 2009
    Сообщения:
    543
    Спасибо SB:
    2.774
    Отзывы:
    138
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    KO64QX
    Фото из личного архива. Смоленская область, 60-е годы прошлого века. По маркам машин ничего сказать не могу, ибо тёмен

    008 Dsc_0080.jpg
    амак87.jpg
     
    Wolf09 и Анна Гл нравится это.
  17. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.369
    Спасибо SB:
    121.924
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Киев. Паровоз ФДп20-578 (ИС20-578)
    1984 год

    js87so82pgkh08ljxr.jpg
     
    Анна Гл нравится это.
  18. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.369
    Спасибо SB:
    121.924
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Фотография из альбома военно-санитарного поезда № 8 Юго-Восточных железных дорог.
    "Общий вид поезда"
    1902 год

    4407.jpg

    Фотография из альбома военно-санитарного поезда № 8 Юго-Восточных железных дорог.
    "Вагон-цейхгаузъ"

    36187.jpg
     
    Анна Гл нравится это.
  19. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.369
    Спасибо SB:
    121.924
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Анна Гл нравится это.
  20. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.369
    Спасибо SB:
    121.924
    Отзывы:
    1.951
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Станция Тверь Николаевской железной дороги.
    1864 г.

    xKcw8pbx1gk.jpg

    Ярославль. Виадук через шоссе Ярославль-Кострома ветви Московско-Ярославско-Архангельской ж.д.
    1900 г.

    ooMNwpGgoj0.jpg
     
    O.l.e.g, PaulZibert и Анна Гл нравится это.

Поделиться этой страницей