Здравствуйте! Можете ли Вы, пожалуйста, рассказать что нибудь о иконе? Это своего рода семейная реликвия, ее спасли от сожжения после революции мои предки. Находилась она в церкви села Прокшино, что в Вологодской области. И мне было бы интересно узнать о ней больше. В частности о том, как ее хранить. От времени доски рассохлись, сейчас на иконе две большие трещины. Они замазаны воском, причем когда и кто это сделал я не знаю. Ее размер 820x560. Хранилась в домашних условиях.
Икона интересная. По многим признаком. Ну прежде всего само письмо. Лик Спасителя выражает не страдание, а торжество победы. Умиротворение. И Богородица абсолютно спокойна, смотрит перед собой, поправляя одеяние. Честно говоря такой иконописи видеть не приходилось. Предположу , что местечковое изготовление. А нет ли на обороте какого либо клейма, знака или подписи? Она составная из трёх досок , стянутых между собой. Не смотря на домашнее хранение убереч её от времени не возможно. Дело в том, что необходим определённый микроклимат, т.е постоянная температура, влажность, даже свет, солнечные лучи не желательны. Краски очень свеже выглядят. Ничего делать не надо. Можно протереть Без нажима,мягкой тряпочкой. Что касается трещин и воска, коли она так дорога вам, проконсультируйтесь с реставратором. Чтобы дать дельный совет по этому вопросу необходимо её в руках подержать. Сообщения объединены, 14 мар 2020, время первого редактирования 14 мар 2020 На всякий случай по сюжету. Распятие Христово с предстоящими. Слева Богоматерь справа Апостол Иоанн. За крестом сзади белые стены Ирусалима. Внизу череп с костями Адама.
Здравствуйте! Спасибо за ответ. Я не далеко не специалист, но меня всегда удивлял возраст Иоанна, изображенного на иконе. По понятным причинам. Как только представится возможность попробую найти специалиста. Я еще раз изучу оборот на предмет клейма, но когда я делал фото мне ничего не удалось обнаружить. Это должна быть некая зарубка, или отпечаток? Также интересно то, что в некоторых местах видно краску на изображении. В частности на теле Христа, слева и сверху от креста. И я очень сомневаюсь что кто-либо из моих родственников мог их оставить. Сообщения объединены, 14 мар 2020 А под местечковым изготовлением Вы подразумеваете, что икона могла быть создана в одном из областных центров? Череповце, к примеру. Или Вологде.
Уж извините, но ваша икона писана каким-то даже не учеником, а вообще человеком не имеющим отношения к живописи. В какой церкви это могли повесить не могу представить. Художественная ценность - величина отрицательная Художник был такой же
Спасибо за ответ. А по каким признакам Вы оцениваете художественную ценность? Должны же быть какие-либо формальные признаки. Много общего с представленным Вами изображением я не вижу. Не думаю, что для этого нужно быть экспертом.
Возьмите любой альбом с репродукциями икон, ну или просто зайдите в ближайшую церковь и попробуйте найти там хоть что-то похожее по качеству письма Пропорции фигур, лица - ну это просто кошмар.
Разве художественная ценность заключается только в пропорциях? А что Вы подразумеваете под качеством письма? Поймите меня правильно, я не настаиваю на какой либо ценности. Она меня не интересует. И не пытаюсь выставить "народную песню за симфонию" Мне вообще было более интересно узнать о возможной дате написания и возможной истории написания. То есть услышать не отношение, а описание.
Это икона не каноническая, написать её могли где угодно и кто угодно, причем это было тогда очень распространенно особенно по деревнях. Что касается церкви - она вполне могла там быть, в то время это не было ничем таким. Сам имею подобную и не одну.
Ну вот тогда и нужно исходить из церковных канонов. Каноны менялись 15-16 век - один канон, 18-19 - другой, современная (19-20) - третий. Ваша ни в один не вписывается (поэтому не может быть написана в церковной мастерской, ну или возможно, кто-то крайне неумело реставрировал). Насчет качества - посмотрите, где находится локоть у Христа на правой руке? Ну и лица, на рисунке ребёнка такие лица простительны, но на иконе...
Вот то что икона не соответствует канонам уже интересная информация. Как и предположение, что она написана в деревне человеком, не имеющим отношения к мастерским. Просто я искренне не понимаю критерии простительности/непростительности чего-либо. Как и моральной оценки. Или критериев ужасно/прекрасно. Но большое спасибо за ответы.
Апостол Иоанн чаще всего изображается в виде умудрённого опытом старца со святым писанием в руках. По сюжету вашей иконы - это Иоанн, но письмо странное на самом деле. Иконописцев прежде благословляют, их труды проходят жесткую цензуру Местечковое - это когда производят что либо в конкретном месте и за пределы этих мест продукт практически не уходит. То есть реализация производится в районе производства. Бывает трудно атрибутировать, нет описания в каталогах. Вот для примера крест Сообщения объединены, 14 мар 2020, время первого редактирования 14 мар 2020 Изображение Апостола Иоанна. Но это в большей степени исключение
Очень интересно, спасибо. Никогда не думал, что подобное местное изготовление имело место. Причем была спасена только эта икона, остальные чисто физически не могли быть вывезены. И человек, что вывозил икону, из всех имеющихся в том храме, выбрал именно эту. Немало при этом рискуя. После чего долгие годы прятал ее на чердаке, отказываясь продавать. Интересно, как выглядели в таком случае остальные и сколько их было. Забавный факт, но молодого Иоанна я видел только на картине "Иоанн Креститель" да Винчи. Но в том случае традиция совсем иная, конечно. Принято было писать с натуры, насколько я знаю.
Почитал немного о сюжете, нашел множество примеров изображения молодого Иоанна в сюжете распятия, как в народном, так и в каноничном исполнении. Но только в рамках сюжета. Сообщения объединены, 15 мар 2020, время первого редактирования 15 мар 2020 Вэкнос, Самому смешно, когда читал статьи наткнулся на ту, где по ошибке утверждалось, что в сюжете присутствует Иоанн Креститель, что меня и удивило. Но я поверил. А изображен же Иоанн Богослов.
Ну естественно. Иоанн Креститель или Иоанн Предтече никогда не был апостолом. Я же в первом посте написал Апостол Иоанн
Да, от этого и вдовойне смешно. Я как-то пропустил Ваши слова. Икону кстати изучил, отметок не увидел. Скорее всего обращусь к специалисту для устраниения трещин. Его мнение о иконе прикреплю как только получу.
Лучше всего протирать тряпочкой с небольшим количеством растительного масла. Тогда заиграют все краски, но не много -вредно. Доска старая сделана топором - видно. Из истории иконы допускаю наличие второго слоя - иконы. В Петрозаводске довольно приличный краеведческий музей - сходите к ним на консультацию. Удачи
Ни в коем случае не применяйте масло. Уважаемый sever вы инфу из пальца высасываете? Иногда лучше промолчать, чем чушь пороть. Какой второй слой? Вы ещё предположите, что доска Андрея Рублева замалёванная для вывоза на Афон.
я же сказал немного, когда находиш икону первый раз всегда грязь чистишь тяпочкой с одсолнечным маслом - все краски идны