Авторский фильм "Католические костелы Смоленщины"

Тема в разделе "От истоков по XVII век", создана пользователем afanatos, 21 апр 2018.

  1. Offline

    afanatos Завсегдатай SB

    Регистрация:
    4 дек 2016
    Сообщения:
    306
    Спасибо SB:
    762
    Отзывы:
    42
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Вязьма
    Интересы:
    Военные карты
    Фильм об истории римско-католических костелов и греко-католических церквей в Смоленской области. представлены старые фото, схемы. Попытка обобщения этого малоизученного материала, полного "белых пятен". Некоторые фото, используемые для описания греко-католических церквей, костелов, и часовен. являются заимствованными, и использованы для создания их образа, также представлены реальные фото тех местностей, где находились эти обьекты.

     
    Ellenna, fardibaka, PaulZibert и ещё 1-му нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    fardibaka Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 апр 2016
    Сообщения:
    153
    Спасибо SB:
    182
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ростов-на-Дону
    Имя:
    Елена
    Интересы:
    собираю информацию о своих предках
    Добрый день! С удовольствием посмотрела Ваш фильм, снятый с большой любовью к Смоленщине... Я очень хочу Вас попросить помочь мне разобраться в костелах моих предков. Я начала работу по восстановлению генеалогических данных о них, сопрягая с географией и историей...Эти науки никогда мне не давались...Но мне очень хочется понять то, чем жили мои прародственники. Вот, я начала ....и запуталась. Мне помогали умные люди.И я благодарна им за это...Но что-то до конца и окончательно не склеилось... Помогите разобраться хотя бы сначала со Студенцом... Вопрос стал, какой из 2-х студенцов мой...где он находится ныне, что осталось на месте, связанным с моими родственниками...Конечно, и информация любая о них очень интересна. Я сейчас скину все доводы и информацию, полученную от форумчан и из музеев, куда я обращалась

    Начну с седьмого колена…

    1. Иван Васильевич Гуревич-Малаховский (?-18.09.1805), дворянин Мстиславского Воеводства. Священник Студенецкой церкви. Грамота на Священничество к Сцюденецкой Церкви 1765 г

    Мстиславское воеводство — в 15661772 годах административно-территориальная единица Великого княжества Литовского (с 1569 входившего в состав Речи Посполитой). В территорию Мстиславского княжества входили земли не только нынешнего Мстиславского района, но и Чериковского и Чаусского районов с городами Радомлем и Рясно. В 1772 году Мстиславль отошёл к России и стал провинциальным городом, а с 1777 года — уездным городом Могилевской губернии.

    Административное деление Великого княжества Литовского (1413—1795)
    Воеводства
    Виленское (1413—1795) • Трокское (1413—1795) • Киевское (1471—1569) • Полоцкое (1504—1793) • Новогрудское (1507—1795) • Витебское (1508—1793)
    Смоленское (1508—1667) Подляшское (1513—1569) • Брацлавское (1566—1569) • Волынское (1566—1569) • Берестейское (1566—1795) Минское (1566—1793)Мстиславское (1566—1772)Ливонское (совместно с Польшей, 1667—1772) • Браславское (1793—1795) • Гродненское (1793—1795) • Жемайтское (1793—1795) • Мерецкое (1793—1


    «Иоанн Васильев сын Малаховский 37ми лет, жена его Дария Григорьева дочь 34 лет, у них сыновья Григорий 15, Василий 11 и Алексей»
    XVIII век. Студенец – бывшее военное поселение Полоцкого пехотного полка. Располагалось оно в то время вокруг родника со студёной кристально чистой ключевой водой, который сохранился до наших дней и носит название Старый Студенец. По всей вероятности, родник и дал название нынешнему селу. Родник был огорожен срубом. Жители относились к нему с особым почтением. Ежегодно в день Святого Феодосия к кринице совершался крестный ход..

    В 1762 – 1772 гг. на возвышенном берегу речки располагалась усадьба помещика. В его имение входили деревянный господский дом, костёл, купальня, выложенная кирпичом, плотина, через которую проходила дорога Шумячи – Мстиславль, подземный тайный выход длиной около 70 м, много пахотной земли, выпасов, леса.

    В 1810 году императором Александром I было принято решение земли села Студенец использовать для организации военного поселения 2-го батальона Полоцкого мушкетерского полка. Коренные жители из деревни были переселены в Новороссийский край. В 8 км от села Студенец находился штаб воинской части. К штабу вёл большак, обсаженный с двух сторон берёзами, возраст которых подтверждал версию о том, что посажены они были во времена Екатерины.

    В 30-е годы военные поселения были переименованы в округа пахотных солдат..

    В "списке обитаемых мест ... 1856 года" записано: "село Студенец при рч.Будянке и 3 колодцах входило в состав церкви Покрова Святой Богородицы с.Загустино и принадлежало Округу Пахотных Солдат".

    Костёл был переоборудован в православный храм - Церковь Архангела Михаила. Костёл, благодаря стараниям полковника Сомова, возглавлявшего штаб военного поселения Полоцкого пехотного полка, был переоборудован в православную церковь: удалён шпиль и поставлен купол с колоколами. Вблизи церкви в начале 19 века стоял большой дом священника.

     У нас есть в одном месте подсказка: Стюденецкая парафиальная церковь. /Климовичский повет/. в этой ситуации похоже, что это Студенец Кастюковический р-н, т.е. там где есть каплица, а церковь сожгли. И вот еще в одном месте: Иоанн Васильев сын Малаховский был священником Климовицкого уезда при Стюденицкой Церкви . Т.е. будем склоняться к варианту 1

    УНИАТСКАЯ ЦЕРКОВЬ соединение православной и католич. церкви на основе унии при главенстве католической, но с сохранением значит. части православных обрядов.




    2. Григорий Иванович Гуревич-Малаховский (27.05.1777 Стюденецкая ц -1834)

    Братья - Василий Иванович (01.01.1773-?), Алексей Иванович(14.03.1782-?)

    Жена - Маргарыта с Козловских (ок.1783 – после 1834)

    «был Капиляном при Антоновском костеле, о том годичныя ведомости удостоверяют в 1819-23 и 1825 гг.», шестая часть дворянской родословной книги Могилевской губернии

    В 1604 году Антоновка была в составе Хотетовской православной церкви Горбовичского воеводства Могилевской экономии. В 1785 деревня года перешла к Чаусскому повету и состояла из 11 дворов и 141 жителя. В 1869 году деревней владел П .И. Таманский. В 1897 году Антоновка вошла в состав Чаусской волости Чаусского повета Могилевской губернии, имея 19 дворов и 160 жителей. В 1909 году в Антоновке была открыта школа грамотности, преобразованная в 1912 году в земскую. ??????

    в 1839 году там был Римско-католическая каплица.

    капеллан — это священник при часовне, домашей церкви, а в нашей ситуации мы видим, что в Антоновке была каплица, значит, правильно, поэтому и капеллан. С другой стороны, там написано, что кому-то присвоили сан священника Антоновской церкви. Короче не понятно, и пока не придумала, где еще посмотреть можно.


    Антоновском костел –Учитывая, что все церкви/костелы в этих документах названы в первую очередь по месту локализации, то предположила бы, что Антоновский костел (вероятнее, бывший костел, а на начало XIX века уже греко-униатская церковь), то искала бы по названию нселённого пункта. Тем более, что у Вас же есть выписки:

    Чериковский Римско-Католический костел.

    «1801 года Декабря 6 дня Николай, сын законных супругов Григория и Малгоржаты с деревни Антоновки [Малаховских], окрещен и миропомазан ксендзом Малаховским Капелляном Антоновским.»

    Вдова дворянка Маргарита с фамилии Козловских Малаховская, 51 г., жена покойного Григория Иванова Малаховского. Жительство имеет Чериковского Уезда в сельце Антоновке на земле, признанной помещиками Беляцкими сыну вдовы ныне уже покойному Иосифу Малаховскому.

    Резонно искать Антоновку Чериковского уезда.

    Например: Специальная карта Западной России Шуберта (1826-1840 гг.). Есть две соседствующие Антоновки (вероятно, сельцо и деревня) в Чериковском уезде, территориально - недалеко от Студенца.


    На л.62 написано, что капеллан Антоновского костела с 1819 года, но ксендзы римско-католических костелов соблюдали целибат, поэтому вероятнее, что это была греко-униатская церковь». А при этом у Григория и Маргариты куча детей 1801-1821 гг.р., в том числе и 1819, 1821 гг.р. — что невозможно для римско-католического ксендза/капеллана.

    Кроме того, Л. 58 Перевод.

    Грамота на Священничество Иосифу Григорьеву сыну Малаховскому служащая. 13 июля 1827 года.

    «… Воззвав Божией и Св. Духа помощи по учинении предварительного экзамена о познаниях, способностях к важности таинства Священничества относящихся по обряду Св.Церкви смиренного Иосифа Малаховского прежде в нижней степени Иподиакона, Диакона, а 24 Июня 1827 года в Священники Антоновской приход рукоположил и ему к исправлению всех обязанностей Священническому Сану принадлежащих право и власть доложить письмом дан во имя Святой Тройцы Отца и Сына и Св. Духа. В Струне. 13 Июля 1827 года.» - Это грамота 1827 года на священничество греко-униатская, а не римско-католическая.

    То есть в Антоновке в 18 веке наверное был костел, а в 19 веке это греко-униатская церковь. Небольшая. Резонно предположить, что греко-униатская церковь названа костелом, что иногда встречается в документах

    Что-то в архивах могло сохраниться, но сама церковь наверняка была деревянной (про каменные известно), поэтому именно какой-то картинки, думаю, Вы не найти Небольшая греко-униатская деревянная церковь выглядела примерно так:





    Но в Антоновке была и римско-католическая филиальная каплица Ивандарской РК См. метрическую книгу за 1839 год: ЦГИА СПб. Ф. 2292. Оп. 2. Д. 1. Эл.с. 16.



    В Стюденце был точно костёл, а не каплица, поэтому должно быть крупное село. Но в музее Костюковичского р-на утверждают, что наш Стюдинец -

    по состоянию на 1 января 1886 года в Климовичском уезде имели место быть упомянутые вами населенные пункты.

    В книге «Память. Климовичский район» приведен Список населенных мест. В графе, где упоминается д. Потаповка, указано, что это фольварк в Милославичской волости и принадлежал он Малаховским. Может этот факт вас заинтересует. В настоящее время деревни не существует.

    На данный момент зданий костелов в нашем районе не сохранилось. А в конце 19 века на территории уезда существовал 1 римско- католический приход, а в д. Лазовица римско-католический костел.

    В 1817 году парафия Лазовицкого костела подчинялась Климовичскому деканату Могилевского бискупства и достигала по территории 67 км., насчитывала около 900 прихожан. И это невзирая на то, что поблизости находились костелы в Мстиславле, Костюковичах и Ивандоре. (Кстати Ивандорь в списке населенных мест Климовичского уезда не упоминается). Может Вас, в качестве исторического материала, заинтересует книга «Память. Климовичский район», которую Вы можете приобрести в нашем музее.

    13228.jpg 13229.jpg 13227.jpg Безымянный.png
     
    Последнее редактирование модератором: 20 июл 2020
    PaulZibert нравится это.
  4. Offline

    afanatos Завсегдатай SB

    Регистрация:
    4 дек 2016
    Сообщения:
    306
    Спасибо SB:
    762
    Отзывы:
    42
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Вязьма
    Интересы:
    Военные карты
    Добрый день! Я не историк, даже не краевед, поэтому некоторые мои работы форумчане разносят "в пух и прах", называют "глупым плагиатом", поэтому я не могу считаться авторитетным источником...так дилетантом. Поделюсь с тем, что знаю. В своем видео о костелах Смоленщине, я конечно же, говорил о бывшем костеле в с.Студенец Шумячского района. Да, тут противоречивая информация: в литературе так и бытует мнение, что это был первоначально костел ( часовня-каплица) обращенная в православную церковь, с другой стороны- якобы нет подтверждающих тому документов. Хотя по архитектуре строения он больше похож все-таки на костел, чем на православную церковь. Насчет того, что наши братья беларусы считают касцел своим, то они правы. Село Студенец ранее относилось к Климовичскому уезду Могилевской губернии, то есть это была изначально территория Беларуси. В 1922 году Шумячскую волость Климовичского уезда уже Гомельской губернии передали Смоленской губернии РСФСР, так Шумячи и близлежащая округа стали российскими. Поэтому приход в с.Студенец числится в исторических документах Беларуси. Не знаю, ответил ли я на вопрос. Вы сами произвели большую изыскательскую работу.
     
    PaulZibert, Ellenna и fardibaka нравится это.

Поделиться этой страницей