Не реализованные планы по организации судоходства на малых реках Смоленской области

Тема в разделе "Смоленский район", создана пользователем afanatos, 1 фев 2020.

  1. Offline

    afanatos Завсегдатай SB

    Регистрация:
    4 дек 2016
    Сообщения:
    306
    Спасибо SB:
    762
    Отзывы:
    42
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Вязьма
    Интересы:
    Военные карты
    Не реализованные планы по организации судоходства на малых

    реках Смоленской области в послевоенное время.



    Когда мы говорим о судоходстве на реках Смоленской области в советское время, конечно вспоминаем такие крупные реки, как Днепр и Западная Двина. Это основные водные магистрали области. Но в области много других рек, менее протяженных и полноводных, но все же пригодных для судоходства. О таких реках и поговорим.

    В годы Великой Отечественной войны начался новый этап развития судоходства в Смоленске. Город после освобождения остро нуждался в относительно недорогом и грузоподьемном транспорте для связи его с близлежащими населенными пунктами. Распоряжение СНК СССР от 15 мая 1944 года № 10610-р обязало Смоленский облисполком « установить задание по строительству мелкотоннажного флота на 1944 год для колхозов приречных районов, а также для предприятий местной промышленности с учетом постройки в 1944 году буксирных газоходов и речных барж...» По решению облисполкома от 27 мая 1944 года № 1160 образовано Управление по освоению и эксплуатации малых рек.

    В список малых рек Смоленской области, на которых предполагалось речное судоходство с продолжительностью навигации в 180 дней ( в период с 15 апреля по 15 ноября), были включены: Межа (левый приток Западной Двины) от устья до перевалочного пункта Борки на железной дороге Земцы-Ломоносово (37 км); Жиздра (левый приток Оки) от границ Тульской области до впадения в нее реки Вытебеть (58 км); Угра от границ Тульской области до Юхнова (100 км); Вопь от устья до Балыкинских месторождений каменного угля выше Ярцево (40 км); Шаня от устья на р.Угра до Кондрова (20 км). (Часть Калужской области тогда входило в состав Смоленщины).

    Облисполком решением от 29 марта 1945 года № 693 утвердил речные эксплуатационные участки: Демидовский- на реке Каспля, протяженностью в 100 км, начиная от райцентра Каспля и до г.Сураж в Беллоруссии, с четырьмя пристанями; Ярцевский на реке Вопь, протяженностью 50 км, от Балыкино до Соловьева перевоза, с двумя пристанями; Гжатский- на реке Гжать, протяженностью 50 км, от г.Гжать до устья реки Яузы, с двумя пристанями; Знаменский- на реке Угре, протяженностью 100 км, от Всходов до границы Калужской области, с четырьмя пристанями.

    Однако этим планам не дано было осуществиться, просто не хватало средств на их реализацию. В отчете Управления по освоению и эксплуатации малых рек за 1945 год отмечалось : «Полная невозможность создания предприятия для осуществления постройки самоходного флота в условиях разоренной немцами Смоленской области понудило управление пойти по пути выявления бездействующих катеров....»

    Представить только, если бы эти планы реализовались, то во многих местах Смоленщины наш взор радовали бегущие по волнам катера и теплоходики... Хотя, их бы ждала печальная участь угасания судоходства на таких «гигантах» Смоленской области, как Днепр и Западная Двина...

    Использован материал из журнала «Край Смоленский» № 1, 2019 .

    На фото: реки, не ставшие судоходными- Угра, Гжать, Вопь.




    [​IMG]
     
    Оливарес, Don Rumata, Alex67012 и 2 другим нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    afanatos Завсегдатай SB

    Регистрация:
    4 дек 2016
    Сообщения:
    306
    Спасибо SB:
    762
    Отзывы:
    42
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Вязьма
    Интересы:
    Военные карты
    Добавляю видео к теме:

     
    Дождевой Земляк нравится это.

Поделиться этой страницей