Вожейко Василий Исидорович. Поиск места захоронения (Литва)

Тема в разделе "Поиск солдат ВОВ", создана пользователем Ирина Ерёменко, 9 сен 2020.

  1. Offline

    Ирина Ерёменко Новобранец

    Регистрация:
    9 сен 2020
    Сообщения:
    9
    Спасибо SB:
    11
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Благовещенск
    Интересы:
    Поиск захоронения погибшего в 1945
    Здравствуйте! Помогите пожалуйста советом или делом. Я разыскиваю место захоронения своего деда Вожейко Василия Исидоровича, 26.02.1917 г.р., он воевал в личном составе колонны паровозов особого назначения номер 46 МПС, награжден орденом Ленина, погиб (согласно архивным документам) 16.02.1945 на станции Вербалис Мариямпольского уезда ЛИТВЫ и похоронен там же. Помогите пожалуйста найти место его захоронения или подскажите в какую сторону искать.

    20200518_130818.jpg
     
    Последнее редактирование модератором: 9 сен 2020
    Татьяна**А, Seregas1979, fidji и ещё 1-му нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.975
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Он мог быть похоронен или на местном кладбище Вирбалис или на Братском захоронении в г.Кибартай, куда переносили останки

    https://www.prussia39.ru/sight/index.php?sid=2029

    С сайта etoretro.ru

    5932A6B8-8D30-4205-9E66-AE60AD44B5C6.jpeg
     
    Последнее редактирование: 9 сен 2020
    Татьяна**А нравится это.
  4. Offline

    Ирина Ерёменко Новобранец

    Регистрация:
    9 сен 2020
    Сообщения:
    9
    Спасибо SB:
    11
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Благовещенск
    Интересы:
    Поиск захоронения погибшего в 1945
    Здравствуйте! Спасибо за отклик.В доступных в интернете списках захоронений в указанных населенных пунктах его нет. По рассказам прабабушки у деда отдельная могила, но может быть был перезахоронен или место утрачено.
     
  5. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.975
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
  6. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.975
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    в доступных списках есть одно важное уточнение - цифра неизвестных, перезахороненных в г.Кибартай. Он может быть в их числе
    А документы о его гибели сохранились?
     
    Татьяна**А нравится это.
  7. Offline

    Ирина Ерёменко Новобранец

    Регистрация:
    9 сен 2020
    Сообщения:
    9
    Спасибо SB:
    11
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Благовещенск
    Интересы:
    Поиск захоронения погибшего в 1945
    Есть архивная справка из архивов МПС ДВЖД о его гибели 16.02.1945 г. на станции Вербалис Мариямпольского уезда Литвы. И отметка, что последнюю зарплату получил в феврале 1945г. Это всё, что имеется.
     
  8. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.975
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Тогда связывайтесь с товарищами по ссылке выше. И напишите, пожалуйста, что ответят. Погибшие на станции Вирбалис/ Вержболово не увековечены
     
  9. Offline

    Ирина Ерёменко Новобранец

    Регистрация:
    9 сен 2020
    Сообщения:
    9
    Спасибо SB:
    11
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Благовещенск
    Интересы:
    Поиск захоронения погибшего в 1945
    Спасибо за отклик, попробуем найти, если могила сохранилась. О результатах напишу. Благодарю вас.
     
  10. Offline

    Лабрусь Завсегдатай SB

    Регистрация:
    26 янв 2015
    Сообщения:
    715
    Спасибо SB:
    1.639
    Отзывы:
    84
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Татьяна
    Интересы:
    поиск
    В каком звании был Вожейко В.И.? Могли исказить фамилию (да и звание тоже)

    Информация из списков захоронения
    ID 1151239896
    Фамилия Важенко
    Воинское звание капитан
    Страна захоронения Литовская Республика
    Регион захоронения Вилкавишкский р-н
    Место захоронения г. Кибартай, ул. Миндаугог, кладбище советских воинов

    https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=1151239896


    http://www.pkariai.lt/kapines/kybartai/
     
    Татьяна**А, fidji и Юлиа нравится это.
  11. Offline

    Татьяна**А ZаVсегдатай_SB Команда форума

    Регистрация:
    6 июн 2014
    Сообщения:
    6.332
    Спасибо SB:
    11.500
    Отзывы:
    297
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нск
    Имя:
    Татьяна
    Интересы:
    Поиск Юриспруденция
    Сохраню:
    Вожейко Василий Сидорович
    Орден Ленина Наградной документ
    Наименование награды: Орден Ленина
    Приказ подразделения
    №: 605/281 от: 24.07.1942
    Издан: Президиум ВС СССР
    Информация об архиве -
    Архив: ГАРФ
    Фонд ист. информации: Р7523
    Опись ист. информации: 4
    Дело ист. информации: 89
    https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie1560756737
    Сообщения объединены, 10 сен 2020, время первого редактирования 10 сен 2020
    Брат?
    Вожейко Владимир Исидорович
    Орден Отечественной войны II степени
    https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_yubileinaya_kartoteka1511065798
    Сообщения объединены, 10 сен 2020
    Архивы дорог и аппарата управления
    Список фондов
    Название Крайние даты фонда
    Колонна паровозов особого резерва № 46 НКПС (фонд № 65)
    Документы по личному составу 1943 — 1945
    https://archive.rzd.ru/archive-fund...r_id=5784&refererLayerId=5784&storage_id=3816
     
  12. Offline

    Ирина Ерёменко Новобранец

    Регистрация:
    9 сен 2020
    Сообщения:
    9
    Спасибо SB:
    11
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Благовещенск
    Интересы:
    Поиск захоронения погибшего в 1945
    Спасибо за отклик, но у Вожейко Василия Исидоровича не было звания, не было номера части и призыва из комиссариата. Он не был военным по факту, его не призывали на службу, так как он работал машинистом паровоза в депо Хабаровск-2 с 1938 года, там же на работе получил Орден Ленина-первым провел состав паровоза по тоннелю под Амуром (самому протяженному в СССР в те годы), а в 1943 его откомандировали в колонну паровозов 46 МПС и он продолжал работать машинистом без званий и части военной. Поэтому его нет в архивах военных, только в Архивах РЖД, я нашла весь его путь, заканчивается справкой, что погиб и похоронен 16.02.1945 на ст.Вербалис Литва. Всё. Как искать дальше, если его нет в обычных списках -не знаю.
    Сообщения объединены, 10 сен 2020, время первого редактирования 10 сен 2020
    Благодарю вас за отклик. Про Орден Ленина я тоже нашла все документы и наградные листы и приказы. Он его получил на гражданке еще в Хабаровске в 1942 году за то, что первым провел состав паровозов по тоннелю под Амуром (3600 м).
    По Владимиру Исидоровичу-да, это брат!
    Сообщения объединены, 10 сен 2020
    20200701_145410.jpg 20200701_145533.jpg В подтверждение тому, что Вожейко В.И. находился в Литве и вероятно погиб и захоронен там же, в нашей семье бережно хранятся открытки ни Литовском языке с Новым 1945 годом, которые Вожейко В.И. отправлял домой на Дальний Восток.
    Также из воспоминаний его матери Вожейко Василисы Афанасьевны - ей показывали фото с могилой ее сына в Прибалтике, могила была отдельная, не братская. Но, конечно, как ее найти спустя столько лет-загадка.
    Сообщения объединены, 10 сен 2020
    Screenshot_20200910-232433_Gallery.jpg Screenshot_20200910-232433_Gallery.jpg
     
    Татьяна**А, fidji и PaulZibert нравится это.
  13. Offline

    Шмяк Консерватор и ретроград

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    1.095
    Спасибо SB:
    320
    Отзывы:
    9
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Нужно обращаться в Литву по месту предполагаемого нахождения могилы. Судя по тому, что искомый - гражданский, он должен проходить по архивам горисполкома, искать их, отдел, который занимался погребением.
    Вторая линия - если он умер от болезни, это или госпиталь военный или гражданская больница. Я лично более думаю, что гражданская больница местная. Потому что умерших в госпиталях в братских могилах хоронили, а здесь есть инфа, что могила индивидуальная. Вот по этой ниточке идти чеерез местных, литовских краеведов устанавливать, где в феврале 1945г. хоронили местных гражданских умерших. По собственному опыту, это территория какого гражданского кладбища будет. В настоящее время, возможно, этот участок запущен, могила обезличена, а может и вообще под застройку ушел, что и представляется основной трудностью. Прибалтика все-таки к Европе поближе, а там кладбища берегут и ухаживают, не то, что у нас. Так что, вполне вероятно, могила сохранилась, но обезличена.
    Поэтому нужно на местных выходить. Через краеведов и т.д. установить, где хоронили гражданских в феврале 1945г, а потом уже попытаться по архивам горисполкома, отдела, который занимался погребением,кладбищами попытаться установить могилу. В конечном счете будет номер участка и номер могилы, а далее уже на местности надо искать...примерно так.
    И, вместе с тем, проверить версию о том, что умер в военном госпитале. А для этого сделать запрос в Военно-медицинский архив, с указанием всех деталей. Если повезет, ответ будет с указанием номера госпиталя и могилы (братской, более вероятно)
     
    fidji и Татьяна**А нравится это.
  14. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.975
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Выше ТС было рекомендовано связаться с ветеранами дипломатической службы МИД.
    Возможно, они быстрее смогут помочь в поисках. Вопрос ещё в том, что имена погибших на этой станции нигде не увековечены. А это нужно сделать

     
    Татьяна**А нравится это.
  15. Offline

    Лабрусь Завсегдатай SB

    Регистрация:
    26 янв 2015
    Сообщения:
    715
    Спасибо SB:
    1.639
    Отзывы:
    84
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Татьяна
    Интересы:
    поиск
    Конечно, изначально он был захоронен в отдельной могиле и если она не утрачена, то наверняка Вожейко был перезахоронен в бр. м. г. Кибартай, как и бойцы Красной Армиии, т.ж. захороненные в Вирбалисе.

    Документ, уточняющий потери
    ID 81692926
    Тип донесения Альбомы, фото захоронений
    Название источника информации литовская сср

    альбомов и фото здесь нет, но есть данные о перезахоронениях.

    https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=81692926&p=1(внешняя ссылка)

    https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=81692926&p=35

    00000036.jpg
     
    fidji, Татьяна**А, Юлиа и ещё 1-му нравится это.
  16. Offline

    Татьяна**А ZаVсегдатай_SB Команда форума

    Регистрация:
    6 июн 2014
    Сообщения:
    6.332
    Спасибо SB:
    11.500
    Отзывы:
    297
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нск
    Имя:
    Татьяна
    Интересы:
    Поиск Юриспруденция
    Полагаю, что это самое верное направление поиска

    Добавлю карту
    http://www.prussia39.ru/memory/map_em_34.php?fgid=5811
    http://www.prussia39.ru/memory/map_em_34.php?fgid=4808
    Сообщения объединены, 11 сен 2020, время первого редактирования 11 сен 2020
    Кибартай.jpg
    Страна захоронения Литовская Республика
    Регион захоронения Вилкавишкский р-н
    Номер захоронения в ВМЦ З370-56-04
    Место захоронения г. Кибартай, ул. Миндаугог, кладбище советских воинов
    Вид захоронения захоронение советских воинов
    Состояние захоронения удовлетворительное
    Захоронено всего 2289
    Захоронено известных 2025
    Захоронено неизвестных 264
    Кто шефствует над захоронением Самоуправление Вилкавишкского р-на
    https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=1151239668&p=1
    Сообщения объединены, 11 сен 2020
    Важенко.jpg
    http://www.pkariai.lt/kapines/kybartai/
    Вильнюсское военно - историческое объединение “Забытые солдаты”
    Моб: + 370 699 34127
    Эл. почта: pkariai.lt@gmail.com
    Сообщения объединены, 11 сен 2020
    По решению Государственного Комитета Обороны НКПС организовал на прифронтовых и тыловых дорогах 35 колонн паровозов особого резерва НКПС (ОРКП) с общим количеством 750 паровозов.

    Каждую колонну возглавляли начальник и комиссар (позднее заместитель по политчасти). На эти должности назначались, как правило, руководители служб, отделений, партийные работники. Колонна состояла из рот (по пять паровозов в каждой). Команда, обслуживавшая паровоз, составляла взвод, оторый возглавлял старший машинист. Весь личный состав колонн перевели на военное положение. Бойцам и командирам присвоили воинские звания, выдали оружие, военную форму. Они находились на довольствии в воинских частях. При обслуживании прифронтовых дорог колонны автоматически поступали в подчинение командования фронтов и армий.

    ....
    На Воронежский фронт была направлена паровозная колонна № 46, сформированная на Дальневосточной дороге. Наши войска вели здесь тяжелые бои с фашистскими полчищами. Все прилегающие к фронту железнодорожные линии — арена боевых действий. Редкий рейс проходил без обстрела поезда из орудий, налета авиации. Уже в первые дни от взрывов бомб выведены из строя два паровоза, разбиты несколько теплушек. Погиб машинист Михайлов, потом — еще 9 человек. Выпущенный из рук реверс, сигнальный фонарь, гаечный ключ тотчас подхватывали товарищи, и эшелон двигался к фронту. За время действия колонны было убито и ранено 186 человек из ее состава. Разбито много паровозов и теплушек. Но не было случая, чтобы хотя бы один состав не доставили по назначению. Боевой путь ОРКП № 46 отмечен многими славными делами. За стойкость и мужество при выполнении воинских перевозок удостоены орденов и медалей Советского Союза Н. Миронов, Д. Рогов, М. Карпов, Я. Бородашов, В. Тимошук, А. Косяк, П. Стельмаченко и многие другие....
    ...
    В боях за освобождение Харькова, Днепропетровска, в Белоруссии, Прибалтике особо отличились колонны № 7 (начальник колонны И. А. Усатый), № 8 (А. С. Чарквиани), № 16 (Н. А. Яковлев), № 25 (Н. Д. Охромий), № 27 (В. Н. Костюковский), № 44 (В. Я. Попов), № 46 (П. С. Стельмаченко).
    https://litresp.ru/chitat/ru/К/konarev-n-s/zheleznodorozhniki-v-velikoj-otechestvennoj-vojne-19411945/11

    Проходят десятилетия, сменяются поколения, но Великая Победа остается главным подвигом нашего народа, символом доблести и примером мужества ради светлого будущего. День Победы – это настоящий народный праздник, ведь все жители страны вложили свою лепту в общее дело. Усилия рядовых и маршалов, мужчин, женщин и детей, ученых и рабочих приближали заветный день окончания войны.
    В книге "Память сильнее времени" собраны настоящие истории и бесценные воспоминания ветеранов в годы войны. Их героизм дает надежду на светлое будущее, объединяет, делает нас сильнее. На сайте представлены отдельные воспоминания ветеранов, полная версия книги доступна для скачивания в формате pdf

    Аршанский Семен Ильич
    Белов Александр Михайлович
    Забара Яков Яковлевич
    Манаков Демьян Яковлевич
    Рудак Тимофей Игнатьевич
    Стельмаченко Петр Севастьянович
    Харенко Нина Николаевна
    На 117-й странице - про Вожейко В.:
    Моим заместителем был назначен
    Мишустин А.П., позже – Вожейко В.С. – машинисты Хабаровского паровозного депо.
    https://dvzd.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=4226&layer_id=3290&id=2161

    Военные и гражданские железнодорожники региона оказали действенную помощь, отправив на фронт 46-ю Особого резерва железнодорожную колонну НКПС под руководством П. С. Стельмаченко. Она формировалась на ст. Хабаровск-II и насчитывала 35 паровозов, 45 теплушек и более 40 бригад по 30 чел. Колонна оперативно обеспечивала переброску войск и санитарных поездов на большие расстояния — от Запорожья до Кёнигсберга. На фронтовых дорогах коллектив потерял 22 чел. погибшими (в т. ч. стахановец В. Вожейко), 118 чел. получили ранения. Колонна закончила свою деятельность на дорогах Маньчжурии [11, с. 95 — 97]
    стр. 41
    http://www.riatr.ru/2010/2/036-046.pdf
     
    fidji и Лабрусь нравится это.
  17. Offline

    Лабрусь Завсегдатай SB

    Регистрация:
    26 янв 2015
    Сообщения:
    715
    Спасибо SB:
    1.639
    Отзывы:
    84
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Татьяна
    Интересы:
    поиск
    По поводу звания - "4 сентября 1943 года Президиум Верховного Совета СССР издает Указ «О введении персональных званий и новых знаков различия для личного состава железнодорожного транспорта».
    Устанавливались персональные звания: для высшего начальствующего состава – генерал-директор путей сообщения, вице-генерал-директор путей сообщения 1 и 2-го ранга, генерал-директор движения, тяги, пути и строительства, связи и административной службы – все 1, 2, 3 ранга. Для старшего состава соответствующих служб: директор-полковник, директор-подполковник, инженер-майор (например, инженер – майор связи); для среднего начальствующего состава соответствующих служб: инженер-капитан, инженер-лейтенант; для младшего начальствующего состава соответствующих служб: техник 1, 2 , 3 ранга, старший бригадный, бригадный. Всех железнодорожников, которым не присвоено персональное звание, именовали работниками железнодорожного транспорта." - http://safe-rgs.ru/1896-zheleznodorozhniki-v-gody-voyny-personalnye-zvaniya.html

    У Вожейко вполне могло быть звание инженер-капитан. Хотя по наградному на 1942 г. он был машинистом паровозного депо, вполне к 45-му году мог быть в звании капитана, тогда очень быстро продвигались в званиях.
    Вы не знаете, он был членом партии? Может, стоит запросить РГАСПИ — в регистрационной карточке будут все сведения о продвижении по службе, а в учётной ещё и фото.
     
    Татьяна**А, Юлиа и fidji нравится это.
  18. Offline

    Татьяна**А ZаVсегдатай_SB Команда форума

    Регистрация:
    6 июн 2014
    Сообщения:
    6.332
    Спасибо SB:
    11.500
    Отзывы:
    297
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нск
    Имя:
    Татьяна
    Интересы:
    Поиск Юриспруденция
    ИЗО ДНЯ В ДЕНЬ МНОЖИТЬ УСПЕХИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ!

    Вести с трудового фронта
    ....
    Подведены итоги социалистического соревнования предприятий Дальневосточной дороги за июль. Первые места присуждены: Облучьевскому отделению движения, станция Комсомольск, Комсомольскому отделению паровозного хозяйства, депо ИН, Облучьевскому вагонному участку, седьмой дистанции пути, Хабаровской дистанции связи.
    Лучшими паровозами на дороге признаны: паровоз старшего машиниста депо Ин тов. Муратова и паровоз старшего машиниста депо Хабаровск-2 тов. Вожейко. Лучшим цехом на дороге признан подъемочный цех депо Ин.

    Десятки вагонов сверх государственного плана отремонтировали в июле вагонники Дальневосточной магистрали.
    ...
    http://pnu.edu.ru/ru/museum/multime...wspapers-war-years/pacific-star/toz-19420806/
    Сообщения объединены, 11 сен 2020, время первого редактирования 11 сен 2020
    Вожейко.jpg
    (звание неизвестно) Вожейко (Важенко) Василий Исидорович (Сидорович) (26.02.1917-16.02.1945)
    Место рождения или адрес места жительства:Хабаровский край, Амурская обл., ст. Архара; Хабаровский край, г. Хабаровск
    Последнее место службы:паровозная колонна особого резерва № 46 Народный комиссариат путей сообщения СССР
    Должность (специальность):заместитель начальника паровозной колонны, машинист-инструктор
    Причина выбытия:умер от болезни
    Первичное захоронение (место выбытия):
    Литва, Вержболово (Вирбалис), станция - Кибартай (к БМ Кибартай)
    Архивные источники о прохождении службы, выбытии и увековечении памяти:
    www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=1151239896
    Наградные документы:
    podvignaroda.ru/?id=1560756737

    Документов о выбытии не обнаружено. Данные внесены на основании информации родственников. Фрагмент архивной справки.
    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24.07.1942 года "за образцовое выполнение заданий Правительства и военного командования по перевозкам и проявленное при этом мужество" Вожейко Василий Исидорович награжден орденом Ленина.
    Предположительно увековечен как капитан Важенко.

    Дополнительная информация о воине.
    Вожейко Василий Исидорович

    Вожейко Василий Исидорович родился 26 февраля 1917 г. на станции Архара Амурской области в многодетной семье ремонтного рабочего железной дороги. В Архаре он окончил семилетнюю школу. Потом его отца перевели по ходу строительства железнодорожной ветки на станцию Бурея, а Василий продолжил учебу в городе Свободном, где жил в интернате. Затем семья воссоединилась в Шимановске, где отец Василия продолжал работать на строительстве железной дороги, а Василий, с 1932 по 1934 годы, обучался в школе ФЗУ (Фабрично-заводское ученичество).
    После окончания учебы молодой парень 17-ти лет Василий Вожейко был направлен работать помощником машиниста на станцию Вяземскую Хабаровского края. И уже через два года в 19 лет Василий стал машинистом паровоза в паровозном депо Хабаровск-2.
    Началась война… Работники железной дороги в эти тяжелые для всей страны годы также работали на износ. А 20 июля 1941 года Василию досталось ответственное задание – он должен был провести первый паровозный состав по тоннелю под Амуром. Так, паровоз под управлением двадцатичетырёхлетнего Василия Вожейко, открыл движение по самому длинному на том момент в Советском Союзе и мире по протяженности подводной части тоннелю (3600 м). В первом паровозном составе ехали рабочие, которые строили тоннель под рекой Амур. За это ответственное и почетное задание Василий получил орден Ленина и денежную премию. Тем временем на западе страны шли кровопролитные бои. Уже в первые месяцы войны на железной дороге развернулось движение за проведение тяжеловесных составов по скорости экспрессов. Рабочих рук и времени не хватало. Василий организовал ремонт паровозов и составов силами бригады прямо на путях, без простоя паровоза в депо, без помощи ремонтников, своими силами, что значительно сокращало сроки ремонта и позволяло доставлять важные грузы быстрее. За организацию ремонтов Василий получил стахановскую премию, а 2 августа 1942 года газета «Тихоокеанская звезда» написала о передовой бригаде железнодорожников: «Несколько месяцев назад машинисты-ленинцы, ныне орденоносцы т.Вожейко, Серенков и Чугуев впервые применили корпоративный метод ремонта паровозов. Теперь этот метод стал достоянием многих машинистов ДВЖД и так ремонтируют три четверти всех локомотивов». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24.06.1942 года за образцовое выполнение заданий Правительства и проявленное мужество Василий Исидорович Вожейко был награжден орденом Ленина. В ноябре 1942 года Василий Вожейко был назначен машинистом инструктором в колонну
    паровозов особого назначения НКПС №46, которую направили на Воронежский фронт. Паровозные колонны особого назначения это паровозные составы, которые участвовали в перевозке во фронтовых условиях. Они обеспечивали фронт самым необходимым, при этом обладали высокой маневренностью, оперативностью и буквально жили на колесах.

    Колонна №46 НКПС состояла из 35 паровозов, а Василий управлял составом теплушек, с помощью которых осуществлялась переброска войск и воинских грузов на большие расстояния зачастую под прямым обстрелом с земли и с воздуха. За каждым паровозом следовал вагон, где жили паровозные бригады, которые обслуживали состав, ремонтировали его на ходу. В пути не раз колонны подвергались нападению фашистских самолетов, захватчиков и диверсантов.
    В этой колонне и служил Василий Вожейко до 1945 года, за это время преодолев тысячи километров военных дорог и пережив сотни обстрелов и нападений на линиях фронта. Участвовал в освобождении правобережной Украины, Белоруссии, Крыма, Кёнигсберга, вел свой состав под шквальным огнем врага на Орловско-Курской дуге, в районе Воронежа и Сталинграда. Прислал домой открытку «С Новым 1945 годом!» уже из стран Прибалтики.

    Но, к сожалению в феврале 1945 года незадолго до Победы, погиб под вражеским обстрелом. Волею судьбы Василий Вожейко не дожил до великой победы всего несколько месяцев, ему было 28 лет, жениться Василий не успел. Похоронен он в Прибалтике. Точное место захоронения неизвестно, мы ведём поиск.

    Недавно с семьей Вожейко связался продюсер фильма о подвигах железнодорожников во время Великой Отечественной Войны, который планируют снимать в Санкт-Петербурге. Прототипом героя фильма будет Василий Вожейко – молодой, инициативный парень, вся жизнь которого была связана с железной дорогой и войной.
    https://biblioblag.ru/kraevedenie/amurczyi-na-vojne
    Сообщения объединены, 11 сен 2020
    Думаю, будет интересно почитать:
    https://vgudok.com/light/nepolnyy-r...yhodnogo-mesyaca-reakciya-sotrudnikov-rzhd-na

    https://amarok-man.livejournal.com/2199778.html
     
    fidji, Виктор Юрьевич и PaulZibert нравится это.
  19. Offline

    Лабрусь Завсегдатай SB

    Регистрация:
    26 янв 2015
    Сообщения:
    715
    Спасибо SB:
    1.639
    Отзывы:
    84
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Татьяна
    Интересы:
    поиск
    Немного подретушировала фото.
     

    Вложения:

  20. Offline

    Шмяк Консерватор и ретроград

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    1.095
    Спасибо SB:
    320
    Отзывы:
    9
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    на мой взгляд, Вожейко не мог быть капитаном, для его должности - это слишком высокое звание. Самое главное, думаю в том, что он вообще по учету Минобороны не может проходить, разве что - косвенно, т.е. в списках захороненных или случайно в госпитальном учете, как умерший. А вообще он НКПС - это отдельная губерния со своим хозяйством. К сожалению, неизвестно, когда хотя бы примерно была видена могила...Может быть, хотя бы примерная дата известна? У меня просто вызывает сомнения сам факт перезахоронения.
    Болезнь - здесь не угадаешь, конечно, но, учитывая время года и распространенность, первое что приходит н голову - обморожение. Это тоже, кстати, против капитана, в феврале 1945 офицеры такого звания были хорошо обмундированы. В списках умерших мне, кроме обморожения, попадались туберкулез, болезни сердца и язвы...В любом случае, с высокой вероятностью он должен был оказаться в медучреждении каком-то, гражданском или военном, где концы и должны быть....ТО, что его нет на Мемориале, может свидетельствовать об одном из двух: он умер в гражданском медучреждении либо его еще не обработали (к сожалению, некоторые фонды уничтожались до оцифровки и теперь утрачены совсем)

    P.S В Вирбалисе есть гражданское кладбище, не факт конечно, что оно корнями в 1945г уходит.
     
    Последнее редактирование: 11 сен 2020
  21. Offline

    Лабрусь Завсегдатай SB

    Регистрация:
    26 янв 2015
    Сообщения:
    715
    Спасибо SB:
    1.639
    Отзывы:
    84
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Татьяна
    Интересы:
    поиск
    Шмяк, не известно, лечили ли его в медучреждении или он заболел и умер в дороге и в Вирбалисе был захоронен.
    По поводу звания - трудно сказать, мог или не мог Вожейко быть в чине капитана, но звания у машинистов колонны паровозов № 46 особого резерва НКПС были - https://dvzd.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=4226&layer_id=3290&id=2161

    карпов.png

    А Вожейко всё-таки был заместителем Стельмаченко, начальника колонны, в архивной справке - зам. ОРКЦ - аббревиатура пока расшифровке не поддалась (Особая Резервная Колонна Ц- ? - может, П - паровозов).
     
    Последнее редактирование: 11 сен 2020
    fidji, Татьяна**А и Юлиа нравится это.

Поделиться этой страницей