Не реализованные железнодорожные проекты на территории Смоленской области. О проекте железной дороги Ленинград-Смоленск я уже говорил ранее. Кроме этой железной дороги существовал еще один, не менее интересный проект по строительству ширококолейной железной дороги Волоколамск-Сычевка-Белый-Велиж-Витебск. Эта дорога была не только в планах, но и на картах: на Схеме Западной железной дороги и в Атласе железных дорог СССР за 1943 год, правда она обозначалась, как строящаяся. Итак, какова предыстория этой железной дороги, что было реализовано, а что и нет? В1942 Сталин принял решение о строительстве железных дорог, параллельных существующим. Одной из них должна была стать линия Волоколамск-Сычевка-Белый-Велиж-Витебск, для постройки которой предполагалось использовать инфраструктуру уже существовавшей узкоколейной железной дороги Волоколамск—лесозаготовки в Смоленской области ( район д.Петушки Гагаринского района). В 1918 году узкоколейная линия уже работала, начинаясь, скорее всего, в Волоколамске, и заканчиваясь где-то на лесопилках Смоленской области, где-то у Петушков (ныне Гагаринский район). Тогда же были построены каменные опоры мостов с деревянными настилами через более-менее полноводные речки, деревянные мосты через ручьи, насыпи и выемки.Сколько всего сохранилось инженерных сооружений дороги пока неизвестно. По крайней мере, можно обнаружить три каменных моста разной степени сохранности: быки от моста через реку Руза (после разлива 1975 года – Верхнерузское водохранилище) у деревни Сутоки Шаховского района, основу моста через ручей у несуществующей в настоящее время деревни Баранцово Гагаринского района и полностью сохранившийся каменный мост-трубу через ручей у села Бухолово Шаховского района; в районе деревни Андреевское Шаховского района сохранилась водосточная труба. В ходе весеннего наступления наших войск в 1943 году, скорей всего и понадобилась новая железная дорога широкой колеи. Дальше следы этой железной дороги ...теряются и они остаются только на карте, и то, как строящаяся дорога. Скорей всего, не было возможности с наступлением наших войск построить эту не простую дорогу через множество водоемов, а после войны перед страной встали другие насущные проблемы... В заключении хотелось бы добавить, что недостроенные остовы мостов сохранились до настоящего времени не только на территории Московской области, но и нашей Смоленской. В районе г.Сычевка сохранились опоры моста через р.Вазуза. На фото: 1 и 2 опоры мостов на р.Вазуза в районе Сычевки 3. опоры моста на Рузском водохранилище. 4. Атлас железных дорог СССР.
Сталин принял решение о строительстве ж\д в военное время в 1942г. и она не была построена??? Звучит как из области "невероятное", хотя.... Если вы посмотрите карты РККА за 1939г., то на них вы увидите, что узкоколейная дорога уже пересекает весь Сычевский район и ведет в район Бочарово к торфоразработкам. Судя по карте строительство велось большими кусками и с большой долей уверенности можно сказать, что до войны она в районе была построена. С началом войны в Сычевском районе эту узкоколейку разобрали и из шпал были построены доты на оборонительной линии в районе Сычевки. В 1942г. немцы восстановили эту узкоколейку и даже были построены небольшие ответвления от нее. Если посмотреть космоснимки, то по ним достаточно хорошо видна вся насыпь этой узкоколейки (во всяком случае от Сычевки до Московской области, а дальше просто сам не смотрел). Опоры-"быки" этой узкоколейки так же сохранились у д.Попцово через р.Касня Сычевский р-н. От Сычевки до д.Субботники по бывшей насыпи узкоколейки теперь проходит дорога.
Ж/д между Волоколамском и Сычевкой проектировалась и строилась явно ранее 1942г. Мне в сети как-то попадалась информация о каком-то репрессированном начальнике строительства этого участка в 1937-39гг. По рассказам моего отца, около Сычевки к 1941г оставалась насыпь недостроенной дороги, по которой немцы проложили свою узкоколейку. После войны ее разобрали. На картах Московской области начала 1990-х часто изображался кусок дороги от Волоколамска символом "разобранные ж/д".
В 1913-1915 годах был разработан проект железнодорожной линии Смоленск – Юрьев (Тарту, Эстония) протяжённостью 521 версту (с ветвями – 536 вёрст) через Поречье, Велиж, Новосокольники, Новоржев, Остров, Берёзки (5 вёрст от Пскова). Автором проекта являлся инженер Л.Штукерберг, концессия на строительство и эксплуатацию проектируемой железной дороги была выдана в 1914 году акционерному обществу Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, проект расширения которой был утверждён на заседании Совета Министров Российской империи. В 1915 году инженер В.Образцов составил проект переустройства Смоленского узла, связанный с намеченным строительством железной дороги Смоленск – Юрьев. Схема узла усложнялась: к имеющимся двум вокзалам, трём пассажирским паркам, четырём паровозным депо, трём товарным и трём сортировочным станциям, трём линиям водоснабжения добавлялось депо, пассажирский парк, по одной товарной и сортировочной станции, линии водоснабжения. Проектируемая железнодорожная магистраль предназначалась для сокращения пробега грузов и порожних вагонов между Смоленском – с одной стороны, а также Псковом и Санкт-Петербургом – с другой, но главное – между центральными губерниями Российской империи и Прибалтийскими портами (в первую очередь – с Ревелем, - современным городом Таллин, столицей Эстонии) в целом. На участке между Смоленском и Новосокольниками наиболее крупной водной преградой являлась река Западная Двина, которую и предполагалось пересечь в районе Велижа; предполагалось также пересечение малых рек Каспля, Ловать и др. в их верхнем течении. Что касается района Белого, здесь предполагалось строительство, - а на некоторых участках оно уже началось, - железной дороги Петроград (Санкт-Петербург) – Орёл через Новгород, Демянск, Микино, Вязьму, Сухиничи, Болхов. Концессию на данную линию получило также акционерное общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Через сам город Белый трасса проектируемой магистрали не проходила, но предполагалась подъездная железнодорожная ветвь от города к проектируемой на предполагаемой магистрали станции Микино. Для снабжения углём железнодорожных линий Санкт-Петербург – Орёл и Смоленск – Юрьев предусматривалось сооружение магистрали, - тоже в первую очередь, - Орёл – Лиман, которая была в сфере интересов акционерного общества Северо-Донецкой железной дороги. В 1916 году на правительственном уровне был утверждён перспективный план железнодорожного строительства, который предусматривал сооружение линии Смоленск – Юрьев в первую очередь (в 1917-1922 годах), - не дожидаясь «победоносного» окончания «Второй Отечественной» (Первой Мировой) войны. Однако революция в России, военное поражение Российской республики в противостоянии с Германской империей и Австро-Венгрией, а затем – и с вновь созданной Польской Республикой, унизительные условия Брест-Литовского и Рижского мира (способствовал получению независимости Эстонии от России) поставили крест на реализации проекта данной железной дороги. На направлении Санкт-Петербург – Новгород – Вязьма – Орёл был готов к открытию участок Санкт-Петербург – Новгород. Хотя следует заметить, что в 1919 году ещё рассматривалась возможность строительства железных дорог Смоленск – Псков (для создания кратчайшего выхода на Петроград, 390 вёрст), Псков – Юрьев (для создания нового выхода на Ревель, 120 вёрст), Шимск – Смоленск, Белый – Брянск – Белгород с веткой на Курск, Белый – Торопа (100 вёрст), а также Москва – Витебск – Вильно (780 вёрст). Вносились коррективы в план переустройства узла в городе Смоленск, - железные дороги в Российской республике тогда были национализированы.
У меня информация, что в начале ХХ века были проекты железных дорог, Вязьма-Белый-Юрьев-Ревель и Смоленск-Поречье-Велиж-Опочка-ст.Сандары-Валк-Пернов. ни один из них не был реализован. Сообщения объединены, 8 ноя 2020, время первого редактирования 8 ноя 2020 Спасибо! Интересные подробности, не могли бы Вы указать источники, откуда брали информацию!
Общая тенденция такова перед войной и в войну при Сталине планировали много чего , ж\д дорог в том числе, войска двигались таким образом , что затея стройки накрывалась \медным тазом\. В войну местами успевали разбирать не существенные участки в тот момент для фронта и перенаправлять рельсы по текущему моменту. Юг московской две узкоколейки для вывоза леса разобрали, также разобрали участок рельсов на БАМе в р-не Иркутска. Это в войну
1. Островский А. Грандиозный замысел // Гудок, вып. 30.06.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gudok.ru/zdr/169/ ?ID=1378421&archive=43617 2. Новые железные дороги // Южный край, № 11350`10.04.1913. – с. 3. - https://drive.google.com/file/d/18h7dVaI_Dpu9cpcMcH8OwK7nAkKKRthD/view?usp=sharing 3. Созидательные традиции Штукенбергов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://korenev.org/index.php/ru/201...6-28/133-sozidatelnye-traditsii-shtukenbergov. 4. Магид М.Г. О плане железнодорожного строительства в России с точки зрения интересов лесной промышленности и торговли. – Пг., 1916. 5. Труды происходивших 20, 21 и 22 октября 1916 г. заседаний совещания представителей Центрального и областных военно-промышленных комитетов для обсуждения планов железнодорожного строительства на ближайшее пятилетие. – Пг., 1916. 6. Пути сообщения / Война и промышленность (хроника) // Горно-заводское дело, № 30`1916. – с. 13914-13915. 7. Бернацкий Л. Предстоящее развитие сети путей сообщения в России. – М., 1919. – 96 с. Информация в общем доступе скудна, но в российских архивах (в т.ч. в РГИА) есть фонды, соответствующие этому проекту.
Спасибо, интересно. Надо ознакомиться. Я в своих статьях ориентируюсь на наш местный журнал "Край Смоленский", где сноски идут к государственному архиву Смоленской области.
Любой архив по-своему уникален и неисчерпаем. Просто не поднимали фонды разных архивов о ж.д. Смоленск - Юрьев на суд общественности ;-)
Покажите карту РККА 1939 года! У меня только 1941 года.Можно что-то утверждать с уверенностью, если есть документы, архивные данные, "карты" не могут отображать реальную действительность, или небольшую вероятность. О строительстве северной арктическо жд магистрали Сталин тоже принимал решении, умер... и стройка заглохла. Невероятно, но факт. Это жизнь! Сообщения объединены, 28 ноя 2020, время первого редактирования 28 ноя 2020 Предлагаю свое видио о не реализованном железнодорожном проекте Новгород-Смоленск. Идея строительства железной дороги Санкт-Петербург- Смоленск и дальше до Орла, возникла с начала ХХ века. Была построена железная дорога Санкт-Петербург-Новгород. Проект "сузился" до строительства железной дороги Новгород-Смоленск. Как планировалось и шло строительство, смотрите мое видео:
Я говорю только о ж\д Бехтеево - Сычевка - Москва. Можете взять любую спутниковую карту настоящего времени и вы без труда ее найдете. Я смог эту дорогу проследить от Сычевки до границы Московской области, а далее мне уже было не интересно.....
Коллеги, а известно ли кому о проекте строительства в Смоленске подземной железной дороги....то бишь МЕТРО?
Здравствуйте. Спасибо за интересное видео. Я бы вот ещё тему порекомендовал, возможно Вам будет интересно: https://smolbattle.ru/threads/Станция-Сошно.23111/ Насколько знаю - официального демонтажа ветки не начинали, зато есть такое: https://smoldaily.ru/dva-smolyanina-pohitili-tonny-detalej-zheleznodorozhnyh-putej