пос.Владимирский Тупик, Холм-Жирковский р-н Смоленской обл.

Тема в разделе "Холм-Жирковский район", создана пользователем Любовь Н., 23 дек 2020.

  1. Offline

    Любовь Н. тверская смолянка

    Регистрация:
    15 дек 2014
    Сообщения:
    4.808
    Спасибо SB:
    11.639
    Отзывы:
    330
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Тверь-Смоленск
    Интересы:
    генеалогия
    Поселок Владимирский Тупик на границе Холм-Жирковского и Бельского районов имеет свою интересную историю, хотя возник он не в старину глубокую, а примерно в 1920-е — 1930-е годы. Население окрестных деревень перебиралось в поселок Тупик ближе к железной дороге, по которой стали вагонами отправлять строевой лес, и сотни бывших крестьян получили там работу на лесопильнях, на лесозаготовках.

    Лесные угодья богатые, хотя и болота вокруг, покосы хорошие — коров, овец и коз держали там всегда, да и сейчас можно увидеть. Вдоль поселка идешь как вдоль большой деревни, только по шпалам или по деревянным настилам. Была я там много раз. Прабабушка моя там похоронена, в Тупике, и не только она одна, из родни.

    В 1970-е годы поселок процветал, многолюдный был, много работало украинцев. Заработки хорошие. Молодежи весело.
    А впечатлений сколько! Эстакады с медленно ползущими бревнами — как в кинофильме "Девчата". А запахи какие насыщенные, — смолы, мазута, тупиковского вкусного хлеба из пекарни! Помнятся до сих пор.

    О судьбе одноколейной железной дороги Дурово- Вл.Тупик и о тупиковской узкоколейке рассказывают отличные видеофильмы, ч.1 и ч.2.





    Надеюсь, тут появятся фотографии, запечатлевшие жизнь Владимирского Тупика в те годы, когда жизнь там била ключом.
    Про военную историю Тупика вспомним, о нынешнем дне расскажем :) :p0305::t1402::ns5:
     
    Последнее редактирование: 23 дек 2020
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    WA066 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    4 авг 2019
    Сообщения:
    271
    Спасибо SB:
    366
    Отзывы:
    8
    Страна:
    European Union
    Из:
    planet Earth
    Интересы:
    история
    Тупиковские "узыканты"
    Почему такое мудрёное слово? А это местный юмор.
    Узыкантами называли работников УЖД и лесозаготовителей,производное от уз-узкоколейка и музыка....для них музыкой была сама работа.....музыка колёс мотовоза на стыках и музыка бензопилы.....да и сама жизнь в то время была спокойная и безмятежная,как самая лучшая музыка!

    Автор темы,справедливо подметил о сезонных работниках из Украины и я добавлю и из Молдавии. А общежитие для сезонных работников в Тупике,местные окрестили "Вашингтон".....
    Сколько я в своё время не старался узнать этимологию этого микротопонима,но так конкретно и не смог. Самая распространённая версия- потому что свобода и демократия царила в тех стенах,поэтому и назвали в честь столицы США)))))
    Вообще народ в посёлке имел своё особое чувство юмора!
    Сообщения объединены, 23 дек 2020
    Тупик современный, панорамное фото с дрона :
    Сообщения объединены, 24 дек 2020
    https://maps.app.goo.gl/wH3sVR3D2LiqeMTaA
    Сообщения объединены, 24 дек 2020
    Дополнение к фото,у двух крайних слева,кофты,или куртки(как вам будет угодно) вельветовые,обязательно с молнией на 1/3!
    Это в 50-60х был шик! Кстати,чем то перекликается с современными веяниями!

    Нет бы поберечь такую роскошь,но люди и на рабору так ходили как на праздник.
    и эта фотография,не рисовка на камеру,а самые обыденные будни. Я знаю немного больше о истории этой фото.
     
    Последние данные обновления репутации:
    Kozlov1984: -1 Пункт (За постоянные хамские выпады против грамотных, трудолюбивых и отзывчивых людей, флуд в чужих темах, безграмотность и дикий непрофессионализм!) 20 мар 2021
    Последнее редактирование модератором: 15 мар 2021
    Ellenna, Юниор, Зяблик и 2 другим нравится это.
  4. Offline

    WA066 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    4 авг 2019
    Сообщения:
    271
    Спасибо SB:
    366
    Отзывы:
    8
    Страна:
    European Union
    Из:
    planet Earth
    Интересы:
    история
    ж/б плиты на ул.Ленина

    IMG_20191205_173431.jpg

    ....как молоды мы были....... Тупиковская молодёжь 70-
    х

    IMG_20191208_202353.jpg
     
    Последнее редактирование модератором: 27 дек 2020
    Андрей Кот нравится это.
  5. Offline

    Андрей Кот Новобранец

    Регистрация:
    28 сен 2020
    Сообщения:
    3
    Спасибо SB:
    8
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Гагарин
    Интересы:
    История
    Добавьте пожалуйста ещё фото, особенно интересует жд, ужд тематика. Зарание благодарен!
    собираю информацию для второй части видео

     
    Последнее редактирование модератором: 2 фев 2021
    Antonina и Любовь Н. нравится это.
  6. Offline

    WA066 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    4 авг 2019
    Сообщения:
    271
    Спасибо SB:
    366
    Отзывы:
    8
    Страна:
    European Union
    Из:
    planet Earth
    Интересы:
    история
    В начале 70-х г. в качестве пассажирского поезда,использовался венгерский дизель -поезд серии "Д" ,это был трёхвагонный состав ,окрашеный в комбинированный тёмно,и светло зелёный цвет. В середине 70-х г. на смену ему пришёл,усовершенствованный и модернизированный всё тот же венгерский дизель-поезд серии "Д1" который уже состоял из четырёх вагонов и был окрашен в красно-желтый цвет. В то время,т.е. на конец 70-х ,пассажиропоток на маршруте Смоленск-Вл.Тупик был настолько огромен,что в выходные и праздничные дни,приходилось спаривать два дизель-поезда Д1. В качестве грузового локомотива,для перевозки лесоматериалов со ст.Владимирский Тупик в 70-80-х г. использовался локомотив ТЭ3
    Теперь,что касается УЖД:
    Тупиковская УЖД была основана в 1949 году. Она охватывала район лесозаготовок, расположенный к западу от посёлка. В 50-х годах дорога стала строиться на север, параллельно Шапковской УЖД. К 1954 году протяжённость магистрали Тупиковской дороги составляла 13 км, протяжённость веток – 4 км. На узкоколейке эксплуатировались пять мотовозов – 2 газогенераторных МУЗг4 и 3 бензиновых МУЗ4. Вагонный парк состоял из 28 четырёхосных платформ, 18 лесовозных тележек-сцепов производства Онежского завода, 4 крытых вагонов завода «Аммендорф», переоборудованных для перевозки рабочих, и одного плужного снегоочистителя. По данным Леспрома СССР, Тупиковская УЖД выполняла вывозку леса в объёме 90 тыс. м3 древесины в год.

    В 60-х годах старые локомотивы Тупиковской УЖД были заменены дизельными мотовозами МД54-4. В конце 60-х годов на узкоколейку поступил тепловоз ТУ4. Этот локомотив использовался только на магистральных перевозках, но даже для магистрали Тупиковской узкоколейки он был слишком тяжёл и часто сходил с рельс «по уширению колеи». Дело в том, что магистральный путь дороги в то время состоял из рельсов Р11 и Р15. На рельсы Р18 магистраль перевели лишь в 70-х годах. После нескольких лет неудачной эксплуатации ТУ4 был передан Велижскому ЛПХ Смоленсклеса, имевшему более капитальные узкоколейные пути и успешно эксплуатировавшему тепловозы данной серии.
    В конце 70-х годов,на смену устаревшим мотовозам МД54,пришли на смену тепловозы ТУ6А. Для перевозки рабочих -лесозаготовителей ,в летнее время использовалась открытая платформа,имеющая деревянные скамьи и деревянное ограждение,в народе называемая"клетка" Фото к сожалению нет. Также имелись два классных вагона серии "ПВ" и на его базе вагон-столовая.
    Ещё имелась автодрезина,переданная В Тупиковский ЛПХ из Велижского ЛПХ download.jpg download.jpg tupik2003_13.jpg tupik2003_14.jpg Была images.jpg images.jpg
    download.jpg 80968_900.jpg Дизель-поезд_Д-029.jpg download.jpg



    Много фото по Тупиковской УЖД тут : http://infojd.ru/25/tupik2003.html
     
  7. Offline

    Себастьян Перейро Приму в дар пуги гирьки с узорами.Обломы амулетов.

    Регистрация:
    11 май 2009
    Сообщения:
    3.607
    Спасибо SB:
    3.754
    Отзывы:
    180
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    ГГС
    Интересы:
    Старина
    В родных местах и солнце ярче светит
    27.05.2021

    Прошлое и настоящее поселка Владимирский Тупик
    У каждого человека есть Родина. Для меня и моих родителей — это поселок Владимирский Тупик. Небольшой, уютный уголок, где есть немало удивительного и прекрасного. Здесь течет спокойная жизнь, полная трудов, тревог, но вместе с тем яркая, наполненная бескорыстным, теплым, искренним отношением к делу, к людям.

    История возникновения поселка
    В нашей школе создан музейный уголок, есть в нем и архивные материалы. Одним из первых жителей был Сергей Григорьевич Иванов, бывший мастер леса. Из его воспоминаний узнала, что до 1918 года на месте нынешнего посёлка был почти сплошной лес и немного лугов по долине ручья. На картах на этом месте значилась деревня Дубки. Первые временные домики здесь были построены зажиточными крестьянами Холмовской волости. На лето сюда пригоняли скот на откорм, заготавливали сено. Первым поселенцем в 1920 году стал Андрей Васильевич Бухарев. Его дом появился на нынешней улице Мира. Рядом с ним поселились семьи Курдовых, Желтяковых, Лебедевых, Цуриковых.

    Жители работали на лесозаготовках. Железной дороги тогда ещё не было. Возили заготовленный лес на лошадях на станцию Никитинка. В 1923 году начали прорубать просеку для железной дороги от деревни Владимирское до Владимирского Тупика. В 1924 году сюда прошёл первый рабочий поезд.

    В 1929 году на станцию активно начинают переселяться крестьяне из ближних хуторов и деревень: Данькино, Моржово, Баёнки, Переходня, Сидоры, Селютино и других. Возникают лесопромысловые хозяйства: Комаровское (организатор Вакулов), Шапковское (организатор Орлов) и мелкие промысловые кустарные производства, а в деревне Сидоры — артель инвалидов. Делали они грабли, косовища, дуги, колодки, бочки, клещи для хомутов.

    В 30-е годы рост населения в посёлке связан с годами коллективизации в нашем крае. Создаётся организация республиканского значения «Союзсовхоз-снаб». Появился свой собственный обоз: 40 лошадей, 2 машины. Рабочие заготавливали древесину, подвозили лес к линии и отгружали к месту назначения — чаще всего в город Ярцево на ткацкую фабрику. На заготовке леса работало около 200 человек — заключенные из Вадинской колонии.

    В 1936 году в соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 2 июня, создается Андреевский лесхоз с площадью 26,2 тыс. га. В состав его были включены леса местного значения. В 1939 году площадь Андреевского лесхоза уже составляла 42, 5 тыс. га. До Великой Отечественной войны директором лесхоза был Василий Васильевич Бессарабов. В годы войны его вместе с женой арестовали фашисты. Издевались, и он умер от пыток. Бессарабов похоронен в братской могиле в деревне Владимирское.

    В годы Великой Отечественной войны
    Из воспоминаний А.Т. Ивановой (Ершовой), проживающей в посёлке Тупик с 1935 года.

    — Горе и несчастье принесла война нашему посёлку. Немцы угоняли в плен молодёжь, жгли дома, а мирные жители прятались в лесах. Было захвачено в плен много наших солдат, участвовавших в боях в 1942 году. Посёлок освободили 13 марта 1943 года. Когда освободили Смоленщину, здесь организовался леспромхоз, стали приезжать новые жители. На лошадях вывозили лес. После войны коллектив леспромхоза работал дружно, весело. Посёлок застраивался очень быстро.

    Послевоенные годы
    В 1945 году в состав Андреевского лесхоза было включено Ивашковское лесничество (позднее Тупиковское, лесничий Иван Михайлович Анисимов), площадью 11500 га. Тупиковская узкоколейная железная дорога была основана в 1949 году. Она охватывала район лесозаготовок, расположенный к западу от посёлка. В 50-х годах дорога стала строиться на север, параллельно Шапковской УЖД. К 1954 году протяжённость магистрали Тупиковской дороги составляла 13 км, протяжённость веток — 4 км. На узкоколейке эксплуатировались пять мотовозов — 2 газогенераторных МУЗ4 и 3 бензиновых МУЗ4. Вагонный парк состоял из 28 четырёхосных платформ, 18 лесовозных тележек-сцепов производства Онежского завода, 4-х крытых вагонов завода «Аммендорф», переоборудованных для перевозки рабочих, и одного плужного снегоочистителя.

    По данным Леспрома СССР, Тупиковская УЖД выполняла вывозку леса в объёме 90 тысяч кубов древесины в год.

    Строительство Шапковской УЖД началось в 1943 году. Строили её военнопленные немцы. В период с 1943 по 1945 год было уложено порядка 8 км пути, начата вывозка леса. Во второй половине 40-х годов протяжённость узкоколейки возросла до 15 км.

    [​IMG]
    До 1969 года в посёлке Владимирский Тупик существовало два леспромхоза — Тупиковский и Шапковский, каждый из которых имел свою изолированную узкоколейную железную дорогу, а также разную принадлежность: Шапковский — Смолоблтопу, а Тупиковский — объединению Смоленсклес Леспрома СССР.

    Сам посёлок Владимирский Тупик, растянувшийся на 2 километра вдоль железнодорожной линии широкой колеи, также неофициально делится на две части. Южная часть, расположенная рядом со станцией широкой колеи и нижним складом Тупиковского ЛПХ, называется в народе — Тупик — 70 км. Северная часть посёлка — Тупик — 72 км. Там находился нижний склад Шапковского ЛПХ — точка примыкания Шапковской УЖД.

    Главной задачей предприятий была заготовка леса и строительного материала для восстановления разрушенного войной хозяйства Смоленщины и других областей.

    Первая школа располагалась в двух небольших домиках, директором школы стал Никифор Николаевич Чуров, затем он работал директором Игоревской средней школы.

    В 50-е годы началось строительство улиц Ленина, Лесной, Железнодорожной. В посёлок на предприятие приезжали «сезонные» рабочие, многие из которых оставались жить постоянно.

    В 50-е годы на смену гужевому транспорту постепенно пришли тракторы, в лесу работали газогенераторные станки, которые приводили в движение электропилы для повала леса.

    К концу 50-х годов были большие изменения в облегчении труда рабочих и повышении производительности труда. На железнодорожном транспорте паровозы сменили мотовозы, более скоростные.

    На вырубленных лесных делянках начали сажать лес. Активизировалась работа лесничеств.

    В 1969 году Шапковский ЛПХ вошёл в состав Тупиковского. В связи с этим на окраине посёлка была построена связка узкоколейных железных дорог. Тем не менее, каждая УЖД работала самостоятельно. У каждой дороги был свой склад, свои локомотивы, свои рабочие. Полное объединение произошло лишь в 80-х годах, когда все локомотивы стали базироваться в депо Тупиковской УЖД, движением обеих дорог стал руководить один диспетчер. С момента объединения двух леспромхозов, Тупиковский становится самым крупным в области.

    [​IMG]
    Повысилась производительность труда, улучшились условия труда, быта, жизни рабочих. Началось строительство жилых домов для рабочих. Руководил объединённым хозяйством Василий Иванович Артюшенков. В лесную промышленность он пришёл в первый послевоенный год, а с 1951 и по 1983 год он — бессменно директор. Всю свою энергию, знания, инициативу Василий Иванович отдавал производству. Участник Великой Отечественной войны, за боевые заслуги награждённый орденом Красной Звезды, в мирное время к нему добавились орден «Знак Почёта», медаль «За доблестный труд».

    70-80 годы
    В посёлках Тупик — 70 км и 72 км строятся детский сад, новые дома для рабочих. Построена новая контора, столовая. Созданы условия для рабочих в лесу. Коллектив ЛПХ успешно выполнил план 4-х лет пятилетки по выпуску товарной продукции. Заготовка леса велась 25 малыми комплексными бригадами. Лесорубы, раскряжёвщики, лесопильщики досрочно выполняли свои планы.

    В леспромхоз поступают машины и оборудование из разных уголков нашей страны. Лес не только заготавливают в 70-80-е годы, но и хорошо восстанавливают во всех лесничествах ЛПХ. Лесопосадочный материал — ель, сосна — выращивали сами — в лесопитомнике.

    1990-2000 годы
    С 1983 года возглавлял леспромхоз Александр Карлович Медведев. В 1987 году руководителем стал Валерий Иванович Белотелов. Продолжилось строительство новых домов для работников леспромхоза. Последней крупной стройкой стало возведение нового здания для школы. Леспромхоз прекратил свое существование в 2007 году. Жизнь посёлка всегда была неразрывно связана с леспромхозом. Многие проблемы решались легко и быстро.

    Наши дни
    Поселок Владимирский Тупик расположен на территории Тупиковского сельского поселения. Численность населения на 1 января 2021 года составляет 562 человека, а еще двадцать лед назад она доходила до полутора тысяч.

    Главным и неизменным достоянием нашего поселка является удивительной красоты природа. Очень красив поселок весной, когда цветут сады, и летом, когда дома односельчан утопают в зелени и цветах. Летним вечером, когда заходит солнце, нельзя не залюбоваться закатом. Солнышко медленно опускается, и яркие краски расплываются по небу, потихоньку начинают загораться звезды.

    Я горжусь своими земляками, горжусь своим поселком — маленькой капелькой великой страны. Об одном думаю с тревогой, чтобы не исчез мой поселок, история которого умещается всего лишь в одно столетие. Так больно и обидно видеть ветшающие дома и полное отсутствие нового строительства. Я не хочу, чтобы на его месте был бурьян. Чтобы не просить прощения у земли, давайте сделаем так, чтобы маленькие поселки, села, деревни жили, грели душу будущему поколению ребятишек так же, как согревает меня, сердца тех людей, кто здесь живет, и кто приезжает сюда «домой», на свою милую малую Родину. Туда, где всё начиналось…

    Елизавета ЕРМАКОВА, Тупиковская средняя школа (руководитель О. И. Киреева)

    Ссылка на источник :
    http://holmvpered.ru/4944-v-rodnyx-mestax-i-solnce-yarche-svetit/
     
    Kozlov1984, Любовь Н., PaulZibert и ещё 1-му нравится это.
  8. Offline

    Клеопатра Приказный

    Регистрация:
    27 окт 2023
    Сообщения:
    17
    Спасибо SB:
    2
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Интересы:
    Поиск
    Здравствуйте ,ищу знакомого моей бабушке Филенков Георгий Демьянович известно что в самом начале 1950 г был на лесо заготовках в д Владимерское Холм-Жирковского района, родом из Тверской области ,скорее всего родился в 20-30 годах далее информации нет
     

Поделиться этой страницей