д. Спас-Углы, Духовщинский район, Смоленская обл.

Тема в разделе "Духовщинский район", создана пользователем Smolyanka, 21 фев 2021.

  1. Offline

    Smolyanka Приказный

    Регистрация:
    10 апр 2020
    Сообщения:
    21
    Спасибо SB:
    51
    Отзывы:
    4
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ярцево
    Интересы:
    Духовщинский р-н/уезд
    Добрый вечер!
    На просторах форума я видела пост, в котором приводилась информация о селе Спас-Углы и его церквях из книги Рафаила Ивочкина.
    Из д. Спас-Углы исходит одна из моих родовых веток.
    Ценной информации у меня нет, поделюсь тем, что есть. Хочется чтобы эта ветка была.
     
    Овинцы, Юлиа и Kozlov1984 нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Smolyanka Приказный

    Регистрация:
    10 апр 2020
    Сообщения:
    21
    Спасибо SB:
    51
    Отзывы:
    4
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ярцево
    Интересы:
    Духовщинский р-н/уезд
    Деревня Спас-Углы расположена на берегу реки Веленя, по левую сторону от автодороги Духовщина — Шиловичи, в 15 км. к северо-востоку от г. Духовщина, в 10 км. восточнее автодороги Р136 Смоленск-Нелидово, в северной части Смоленской области.
    Географические координаты: 55º 19ʹ 34ʹʹ северной широты, 32º 29ʹ 09ʹʹ восточной долготы.
    Площадь: 2,32 км²
    Почтовый индекс: 216221
    1773 г. Генеральная карта Смоленской губернии, Я.Ф. Шмидт. — копия.jpg
    1787 г. Карта части Смоленского наместничества.jpg
    ИЗ ИСТОРИИ СЕЛА
    До образования Духовщинского уезда, в XVII в., село принадлежало Богородскому (Буйгородскому) стану. В источниках упоминается под названием Углы.
    Предположительно после появления в Углах церкви село получило второе название — Спас(о)-Углы.
    *Авторское примечание: в устных упоминаниях родственников (из разных веток) часто фигурировало место под названием "Куты" ("до войны жили в Кутах"), территориально его обозначали через дорогу от Спас-Углов. Кут по белорусски - угол. Но на картах я не встречала такого названия.
    Сообщения объединены, 21 фев 2021, время первого редактирования 21 фев 2021

    Село Спас-Углы до 1924 года относилось к Зимицкой волости Духовщинского уезда Смоленской губернии, вплоть до её упразднения в связи с проводимым укрупнением волостей.
    В советское время к 1941 году деревня была центром одноименного сельсовета, к которому, помимо д. Спас-Углы, относились так же деревни: Уколово, Титово, Медведево, Комарово, Бурьково, Вольное Бурьково, П. Бурьково, Клепики, Горенки, Кобылино, Вымец.
    В годы Великой Отечественной войны деревня была оккупирована гитлеровскими войсками в июле 1941 года, освобождена в сентябре 1943 года. В деревне имеется мемориал памяти погибших односельчан.





    Спас-Угловские храмы.
    церкви на карте.jpg

    В 1720 году на берегу реки Велени вотчинник Яков Корсаков построил деревянную церковь во славу Преображения Господня. Храм не имел колокольни, его территорию опоясывала деревянная ограда.

    В 1780 году в селе на средства коллежского асессора Стефана Яковлевича Римского-Корсакова была выстроена каменная церковь, которую освятили в честь Рождества Христова. Церковь была двухэтажной: на первом этаже был храм во славу Рождества Божьей Матери, на втором этаже располагался главный алтарь. Здесь также находился придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

    Желая возродить Преображенскую церковь, давшую основание и название селу, жена Стефана Яковлечича, Клеопатра Михайловна, в 1791 г. построила деревянный храм во славу Преображения. Впоследствии эта церковь была обращена в кладбищенскую, приписную к каменному храму.

    В XIX в. приход села Спас-Углы входил в состав 4-го благочиннического округа Духовщинского уезда. В 1866 году благодаря пожертвованию Константина Викентьевича Равинского вокруг главной церкви появилась красивая каменная ограда. Казенные крестьяне пожертвовали 395 рублей на возобновление иконостасов. Несколько трехлетий должность церковного старосты исполнял крестьянин Кузьма Кондратьевич Кажатов. В 1879 г. он получил Благословенную грамоту, выдаваемую Святейшим Синодом за «ревностную и полезную службу».

    С 1890 г. при Рождественском храме действовало приходское попечительство. Главной задачей члены приходского совета считали реставрацию ветхой деревянной Преображенской церкви. Для этого на общем собрании попечительства было принято решение об отчислении с каждого крестьянского надела по 1 рублю. Кроме того, председатель попечительства И.Ф. Павлов пожертвовал леса и кирпича. По благословению епископа Никанора, 8 апреля 1894 г. началась перестройка храма. Во время реставрационных работ здание пришлось разобрать и вновь собрать на новом фундаменте, заменив сгнившие бревна. Вместо гонтовой кровли была установлена железная крыша. Шпиль колокольни и главы церкви также покрыли листовым железом. Все здание снаружи было обшито тесом. Ремонтные работы продолжались до 1897 г. Приходскому попечительству удалось не только отреставрировать храм, но и привести в порядок прилегавшую к нему территорию. При этом члены попечительства постановили не хоронить умерших ближе 3-х саженей от церкви. В 1898-1899 гг. работы по возобновлению Преображенского храма были завершены. Он был освящен 20 июля 1899 г. Общее собрание прихожан постановило просить епархиального архиерея передать через обер-прокурора Святейшего Синода «к стопам Его Величества» выражение верноподданнических чувств. «Прихожане в ознаменование Священного Коронования Их Императорских Величеств, возобновили кладбищенскую церковь и в память Императоров Александра II и Александра III соорудили икону святого благоверного князя Александра Невского».

    В приходе села Спас-Углы почиталась Ченстоховская икона Божьей Матери. В ризнице Рождественского храма хранились две католические иконы, выделявшиеся своим исполнением и древностью.

    В 1924 г. церковный совет Христорождественской церкви был зарегистрирован в Смолоблисполкоме. Настоятелем и это время являлся священник Дмитрий Стефанович Марков. Кроме него в церкви служили священник В.Я. Кулагин и дьякон Г. Сейгиамов.

    В январе 1935 г. Спас-Угловский сельский совет принял решение о закрытии Рождественского храма. 23 января комиссия осмотрела церковь и пришла к выводу, что «здание церкви ветхо и угрожает несчастными случаями». Комиссия также собрала подписи у окрестного населения (249 человек), высказавшегося за ликвидацию храма. Кроме того, на сторону власти стали некоторые члены церковной двадцатки, подписавшиеся за закрытие. Они от лица всего прихода отказались ремонтировать здание и содержать его в надлежащем порядке. И сельский совет, и члены двадцатки постановили: «Решение о закрытии церкви подтвердить. Просить Запоблисполком об утверждении настоящего постановления». 13 февраля верующие направили в областную Комиссию по вопросам культов заявление, в котором разъясняли сложившуюся ситуацию и раскрывали незаконные действия сельсовета и членов двадцатки. Прихожане просили оставить в их распоряжении каменный храм, а деревянную церковь использовать как часовню для отпевания покойников. Община считала, что этим будет соблюден закон и в их распоряжении останется одно молитвенное здание и одна часовня, а не два храма — каменный и деревянный, на что указывали лица, желавшие ликвидации церкви. Документы о закрытии Рождественского храма были переданы в облисполком. Однако верующие, желая добиться справедливости, написали жалобу Председателю Президиума Центрального Исполнительного Комитета М.И. Калинину. Ниже приведен фрагмент этого документа. «В январе месяце 1935 г. сельский совет постановил закрыть каменную церковь. Товарищ Чуркин запретил проводить службу в каменной церкви, так как у нас имеется 2-й ветхий кладбищенский храм, который служит за каплицу для отпевания усопших. Председатель Чуркин неоднократно пытался заставить двадцатку подписаться закрыть каменный храм, но таковая отказалась. Тогда Чуркин сам организовал новую двадцатку из неверующих. Не ожидая областного постановления, т. Чуркин с директором школы Ивановым 8 апреля сообщил новой двадцатке о закрытии церкви. 9 апреля сего года Иванов сообщил гражданам, чтобы таковые приходили и забирали церковные иконы и вещи ввиду закрытия храма. На 10 апреля пришел народ, Чуркин отомкнул церковь, и по разрешению его безбожники стали ломать иконостасы, разбили престолы, выкидывали вон иконы, женщины уносили их по домам. Т. Чуркин наложил печать и замкнул церковь своим замком. Мы, верующие, просим вашего распоряжения привлечь к ответственности за незаконные действия, наш молитвенный дом оставить верующим».

    Рассмотрев документы, облисполком 13 мая 1935 г. принял решение закрыть Рождественскую церковь. Верующие вновь опротестовали это решение, направив вторично жалобу во ВЦИК. Вопрос рассматривался до конца 1935 г. 20 декабря 1935 г. Президиум ВЦИК постановил: «Постановление Президиума Западного облисполкома утвердить, церковь закрыть». В «Книге учета церквей по Смоленской области» указана иная дата ликвидации Рождественского храма — 1937 г. Возможно, что все же эта церковь еще оставалась действующей до указанной даты. После окончательного закрытия в здании храма располагался межколхозный клуб. Преображенская церковь была закрыта в 1938 г. и, как ветхая, снесена. Рождественский храм до наших дней не сохранился.

    (ИСТ. - Рафаил (Ивочкин), иеромонах. Духовщинская земля: православные храмы. – Смоленск, 2009. С. 130-135).

    * Прим. На существующем и ныне кладбище деревни можно увидеть фрагменты фундамента Преображенской церкви.

    Сообщения объединены, 21 фев 2021
    Спас-Угловская школа

    В 1881 г. в деревне была открыта школа (училище). По ходатайству крестьян Спас-Угловского Общества училище было принято в ведение Земства, при этом крестьяне принимали на себя обязательство по внесению денежных средств на содержание школы. Необходимость такого шага определялась отсутствием контроля за целевым использованием собираемых для нужд школы денежных средств. С 1882 г. и в последующие годы Земством выделялись денежные средства на постройку нового помещения для училища (27, 28). Однако год за годом отмечался высокий рост недоимок по крестьянским училищным сборам (29), (30), (31), (33), (34), к 1891 году объём недоимок Спас-Угловской школы - один из крупнейших в Зимицкой волости. Председателем Управы Н. Н. Потемкиным так же отмечалось, что крестьяне так же не исполняли своих обязательств по доставке дров, ремонту помещения, и к 1891 году на Земском собрании был поднят вопрос о закрытии школы, однако было принято решение провести работу по взысканию недоимок и разъяснению крестьянам необходимости образования. (35). В 1895 г. было обнаружено, что недоимка включала в себя ошибочно начисляемый училищный сбор в пользу Шиловичской и Зимицкой школ, отменённый ранее в связи с открытием собственной школы в Спас-Углах.

    К 1894 году здание школы пришло в негодность. (37) Были выделены средства на строительство нового здания (39).

    Поначалу число обучающихся в школе было небольшим, в основном — мальчики (так, в 1895 г. у в школе проходило обучение 54 человека, все — м. п. (39), в 1896 г. - 48 человек, из которых только 2 девочки (40)). При этом полностью заканчивали курс от 1 до 6 человек (32), (35), (40), к концу XX в. - до 12 человек. В Докладе XXXIII очередному Духовщинскому Земскому собранию члена училищного совета Константина Ипполитовича Ровинского отмечается, что успеваемость учащихся от года к году улучшалась: в 1896-97 учебном году они демонстрировали осознанные знания по Закону Божию, хорошо показали себя в чтении, каллиграфии и арифметике, удовлетворительно — в грамоте. (41). Константин Ипполитович высоко оценивал успехи учащихся и в 1898 году (42).

    В 1909 году было отремонтировано основное здание школы и возведена пристройка. (45)

    В 1914 году в школе преподавали учительницы Еленева Евдокия Михайловна и Ионова Александра Ивановна. (46)


    Спас-Угловская библиотека

    3 августа 1895 г. Преосвященным Гурием Епископом Смоленским были утверждены правила Спас-Угловской церковно-приходской бесплатной народной библиотеки. Она была открыта 8 января 1896 года на средства Спас-Угловского Приходского Попечительства в церковной сторожке при храме, заведовал ею священник деревни, о. Дмитрий Марков. Попечительством были выделены деньги на покупку книг в размере 25 руб, отмечался большой читательский спрос, особенно на книги по религиозно-нравственного, исторического, беллетристического содержания, а так же книги сельскому хозяйству. По праздничным и воскресным дням в библиотеке отец Дмитрий проводил чтения и беседы с прихожанами на религиозно-нравственные темы. (4) В 1896 г. Председатель Спас-Угловского Приходского попечительства просит уездное и губернское земства оказать помощь Спас-Угловской приходской бесплатной народной читальне. (40) (41)

    Гласный С.Ф. Забелло: « Если бы читальня была открыта на юге уезда, я бы поверил, что она хорошо действует, но в такой глуши как Спас-Углы едва ли в неё является потребность; не увлечение ли это Приходского попечительства? Мы все знаем, какая дичь в том краю». Гласный от крестьян Орлов: «Если не дать ничего народу, то дичь останется дичью, в народе читают; в селе Пречистом крестьяне берут весьма охотно книги из открытой там читальни; зачем же дичь оставлять дичью, тем более нужно помочь». В итоге для этой цели было ассигновано 25 руб. (40), столько же выделено губернским земством. В 1897 году ассигновано 25 рублей, 1898 г. - 10 руб., так же книжный фонд был пополнен Московским Комитетом грамотности, учебным Отделением Святейшего Синода. (43)

    В начале XX в. чительней пользовались 86 читателей, она имела в распоряжении 250 книг, в основном религиозно-нравственной направленности. Библиотека стала содержаться на средства крестьян и общества Попечительства о народной трезвости, в связи с чем пополнение книжного фонда стало возможно лишь благодаря случайным пожертвованиям. (43) Её функционирование приостановилось. К концу первого десятилетия XX в. сильно сократилось количество читателей и количество книг, имеющихся в распоряжении библиотеки. К 1914 г. количество книг возросло до 530. (46)

    изображение_2021-02-21_222041.png изображение_2021-02-21_223259.png русло.jpg


    Сообщения объединены, 21 фев 2021
    Персоналии


    Ровинский Константин Ипполитович (1862 - 1942)
    Сообщения объединены, 21 фев 2021

    Ровинский_Константин_Ипполитович-1.jpg
    Ровинский Константин Ипполитович 2.jpg
    Константин Ипполитович Ровинский родился в июне 1862 года в имении Спасско-Руцкое при селе Спас-Углы Духовщинского уезда Смоленской губернии. Ровинские – из древнего дворянского рода польского происхождения, в XVII веке принявшего русское подданство и Православие. Отец К.И. Ровинского, Ипполит Викентьевич, был статским советником, управляющим Смоленским отделением государственного дворянского земельного банка. (47) Его двоюродный дядя — известный юрист, историк искусства, собиратель русских народных картинок и орнаментов – Дмитрий Александрович Ровинский. (48)
    В 1882 году Константин Ровинский окончил Смоленскую гимназию; в 1886 – курс юридических наук Императорского Санкт-Петербургского университета со степенью кандидата права.
    В 1887 г. он отбывал воинскую повинность вольоноопределяющимся, затем вышел в отставку в чине старшего унтер-офицера запаса. Далее К. И. Ровинский служил чиновником в государственных ведомствах, сделав успешную карьеру и получив высокий чин действительного статского советника.
    С 1898 года Константин Ипполитович жил в Санкт-Петербурге, где работал начальником отделения, а затем ревизором в департаменте окладных сборов Министерства Финансов. Он живо интересовался вопросами поднятия крестьянского хозяйства - самоуправлением, аграрной реформой; проявил себя прогрессивным общественным деятелем, писал книги, публиковал статьи в серьёзных периодических изданиях.

    В 1889 году Константин Ипполитович женился на Юлии Павловне Глебовой, также дворянского происхождения. В 1910 году Ровинские из-за лёгочной болезни сына переезжают из Петербурга в Курляндскую губернию; с началом Первой Мировой войны подведомственные Константину Ипполитовичу учреждения эвакуируют в Тулу, а затем в Орёл, где К.И. Ровинский продолжает служить на государственной службе и при советской власти.

    С 1917 года его подвергают различным репрессиям из-за социального происхождения: Константин Ипполитович побывал и в заключении, и в концентрационном лагере; приговаривали его и к расстрелу, но чудом он был спасён от смерти. В 1919 году после длительных мытарств К.И. Ровинский с женою оказались в Москве, с 1920 г. стали духовными чадами св. прав. Алексия.

    Отец Алексий благословил Константина Ипполитовича стать священником при Иверской общине сестёр милосердия Российского общества Красного Креста, где К.И. Ровинский работал счетоводом. В 1921 году Константин Ипполитович в возрасте 59 лет был рукоположен во иерейский чин по благословению Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси. Служил он заштатным священником в церкви Иверской иконы Божией Матери вплоть до ее закрытия в декабре 1922 года.

    С 1923 года отец Константин перешёл служить, также заштатно, в маросейский храм к отцу Алексию, где мог совершать Божественную литургию несколько раз в неделю и работать законоучителем. Обладая даром слова, он прекрасно проповедовал, его приглашали во многие храмы Москвы. Остались его воспоминания о св. праведном Алексии. Сохранились записи бесед о. Константина - сначала в самиздате, а затем неоднократно издававшиеся отдельной книгой под названием «Беседы старого священника со своими духовными детьми».

    29 октября 1929 г. отец Константин был арестован вместе со сщмч. Сергием Мечевым, иеромонахом Саввой (Чиркиным) и мирянами – членами маросейской общины, по групповому делу «Духовные дети о. Сергия Мечева». Тогда отцу Константину было уже 67 лет. До конца своих дней он пробыл в ссылке. Сначала Ровинские жили во Владимире, а после смерти жены в марте 1941 года 79-летний старец, лишённый властями возможности проживать в крупных городах и Подмосковье, переехал в г. Таруса Калужской области. Там он и скончался вскоре после начала Великой Отечественной войны: в воспоминаниях его праправнучки Ирины Алексеевой, опубликованных в последнем издании «Бесед старого священника» в 2015 году, днём кончины указано 5 сентября 1942 года. Место захоронения не известно. (47)


    Иоан Семенович Ляшкевич (1809—1893)

    Отец Иоанн родился в семье дьякона села Чамово Ельнинского уезда 21 июля 1809 г. После обучения в Смоленской духовной семинарии, в феврале 1834 г., он был рукоположен епископом Тимофеем в сан священника к церкви села Спас-Углы. Прослужив на действительной службе 43 года, отец Иоанн вышел за штат, уступив место своему зятю. Но и находясь на покое, священник не только не оставил пастырских трудов, а напротив, расширил их. Он помогал зятю и соседям-священникам в случае болезни последних, охотно выполняя требы. За 17 лет нахождения за штатом ему пришлось изъездить много окрестных сел. За это отец Иоанн пользовался непритворным уважением и любовью. В глаза и за глаза его все называли дедушкой. Прихожан отец Иоанн знал всех по имени. Это не удивительно, ведь за годы служения он почти всех из них крестил, венчал, помнил их дедов и прадедов. Всякий крестьянин, завидя священника, ехавшего на требу, с уважением кланялся ему, уступая дорогу. Епархиальное начальство не оставило трудов Ляшкевича без награды. Он имел камилавку, наперсный крест на Владимирской ленте, а в 1884 г., когда исполнилось 50 лет служения отца Иоанна в священном сане, по благословению архиерея ему подарили икону Спасителя в серебряном окладе и приветственный адрес на пергаменте с золотым тиснением.

    Несмотря на оказываемые ему знаки внимания, священника отличала скромность. Даже подготовку к юбилею пришлось скрыть от отца Иоанна, так как он непременно отклонил бы праздник. Кроме скромности, отличительными чертами Ляшкевича были миролюбие и аккуратность. «За всю долгую свою службу /о. Иоанн/ ни с кем не имел ссоры, особенно не любил он ссор в причте и оказал в этом случае благотворное влияние на все окружное духовенство, как духовник его. Как пример его аккуратности, можно указать на следующий факт. После его смерти осталась у него ряса, которую ему подарил тесть, когда он рукополагался в священника. Ряса старинного синего сукна, конечно, поношена, но чистенька и прилична. Носить 60 лет одну одежду и сберечь ее, на это способны только старики».

    Последние годы жизни отец Иоанн попеременно жил у своих сыновей-священников, двоих зятьев-священников и внуков — тоже священников. Приезд одного из старейших священнослужителей епархии на тот или иной приход становился праздником как для духовенства, так и для прихожан.
    «Везде он был радостный и желанный гость, и другие завидовали тому, у кого дедушка лишнее прогостит. Особенно в памяти останутся посещения отца Иоанна в храмовые праздники. После обедни, когда соберутся соседи — священники, дедушка, обыкновенно, восседая на почетном месте, любил порассказать из старины, очевидцем которой он был. Он помнил, например, преосвященных Иоасафа (при котором учился), Иосифа. Вспоминал он и старую семинарию, бывшие тогда строгости и всегда с любовью вспоминал своих профессоров. Добродушно, бывало, посмеивается над нами — молодежью, когда мы затруднялись перевести какую-либо им сказанную латинскую фразу, а последних у него был большой запас. Пожалеет и поласкает правнуков и, благословив всех, отъезжает с миром», — вспоминал внук отца Иоанна священник Михаил Кулагин.

    Умер священник Иоанн Семенович Ляшкевич 16 октября 1893 г. в селе Пречистом Духовщинского уезда, в доме зятя. Кончина отца Иоанна была христианской. «Предсмертная болезнь была непродолжительна и неожиданна: 11-го октября после полудня с ним случился паралич. Целый следующий день он был без сознания; окружающие боялись, что он так и умрет, без сознания. Но Господь не попустил умереть своему престарелому служителю без покаяния и напутствования Св. Тайнами. 13 октября он пришел в сознание, и первым его словом было, чтобы сейчас же послали за его духовником, отцом благочинным Кулагиным, которого он особенно любил, и чтобы приготовили священническое облачение, давно приобретенное им на случай смерти. На другой день рано прибыл отец благочинный, собрались и ближайшие родные. Над отцом Иоанном было совершено таинство елеосвящения, по совершении которого отец благочинный исповедал его и приобщил Св. Тайн. С полным сознанием и со слезами на глазах воспринял эти таинства отец Иоанн. После этого он благословил всех окружавших его иконой и успокоился. Последние дни он почти не разговаривал и тихо молился Богу. 16 октября в 2 часа ночи, сотворив крестное знамение, отец Иоанн тихо отошел в новый мир». Погребение почитаемого старца было совершено 19 октября в селе Пречистом, при «громадном стечении народа» из окрестных приходов, где его знали и любили. На руках сыновей и близких родственников гроб был опущен в могилу за алтарем местного храма. «Мир праху твоему, добрый пастырь, столь долго и достойно послуживший!».

    Алексей Семенович Розов (1830 (1831) — не ранее 1898), в 1856 г. рукоположен во диакона епископом Смоленским и Дорогобужским Тимофеем (Кетлеровым). Место службы: Смоленская и Дорогобужская епархия, Смоленская губ., Духовщинский уезд, с. Спас-Углы, диакон. 21 января 1901 года уволен за штат по прошению. (49), (50)

    Андрей Алексеевич Розов (?), сын дьякона Алексея Семеновича Розова. С 23 апреля 1901 г. служил в с. Спас-Углы, диакон. В феврале 1907 — член комиссии епархиального съезда. С 05 февраля 1913 года до 21 января 1916 года — запасной священник 4-го благочиннического округа Духовщиноского уезда (на вакансии диакона с. Спас-Углы). (49), (50), (51).


    Составлено по источникам:
    27. Журнал очередного Духовщинского уездного Земского собрания, 1881 г., стр. 35-39, стр. 100.
    28. Журналы Духовщинских уездных Земских собраний 1882 г. , // Смоленск, Типо-литография А.И. Елишева и Ко, 1882 г., стр. 54-56, стр. 203.
    29. Журналы заседаний очередного Духовщинского уездного Земского собрания, 1884 г. , стр. 27-28.
    30. Журналы XXI очередного Духовщинского уездного Земского собрания, 1885-1886 г. //Смоленск, Типо-литография А.И. Елишева и Ко, 1882 г., стр. 188.
    31. Журналы Духовщинского уездного Земского собрания, 1887-1888 г. //Смоленск, Типо-литография А.И. Елишева, 1888 г., стр. 185, стр. 213, стр. 235.
    32. Журналы Духовщинского уездного Земского собрания за 1888 г. //Смоленск, Типо-литография А.И. Елишева, 1889 г., стр. 66.
    33. Журналы очередного Духовщинского уездного Земского собрания за 1889 г. //Смоленск, Типо-литография А.И. Елишева, 1890 г., стр. 64, стр. 155.
    34. Журналы заседаний Духовщинского уездного Земского собрания за 1890 г. //Смоленск, Типо-литография Е.П. Поздняковой, 1891 г., стр. 101.
    35. Журналы XVII очередного Духовщинского уездного Земского собрания за 1891 г., стр. 132, 135, 140, 336-337, 395.
    36. Журналы XVIII очередного Духовщинского уездного Земского собрания за 1892 г., стр. 43, 404-405, 465-467.
    37. Журналы XXIX очередного Духовщинского уездного Земского собрания за 1893 г., // Велиж, Типография Х.И. Офина, 1894 г., стр. 309-310.
    38. Журналы XXX очередного Духовщинского уездного Земского собрания за 1894 г., // г. Поречье, Типография П. Д. Зайцева, 1895 г., стр. 401-402, 404.
    39. Журналы XXXI очередного Духовщинского уездного Земского собрания за 1895 г., // г. Смоленск, Типо-литография нас. Гусарова, 1896 г. стр. 185, 211, 223, 321, 395, 462, 472, 475, 482.
    40. Журналы XXXII очередного Духовщинского уездного Земского собрания за 1896 г., // г. Смоленск, Типо-литография инж.-мех. С. Гуревич, 1897 г., стр. 24-25, 249, 261-262, 281-283.
    41. Журналы XXXIII очередного Духовщинского уездного Земского собрания за 1897 г., // г. Смоленск, Типо-литография инж.-мех. С. Гуревич, 1898г., стр. 17-18, 162-163, 173-174.
    42. Журналы XXXIV очередного Духовщинского уездного Земского собрания за 1898 г., // г. Смоленск, Типо-литография инж. С. Гуревич, 1899 г., стр. 70-71, 106, 269.
    43. Журналы XXXVIII очередного Духовщинского уездного Земского собрания за 1902 г., // г. Смоленск, Типо-литография инж. С. Гуревич, 1903 г., стр. 223, 227-228.
    44. Журналы XXXIX очередного Духовщинского уездного Земского собрания за 1903 г., // г. Духовщина, Типография Я. Н. Подземского, 1904 г., стр. 641-642.
    45. Журналы 45-го очередного Духовщинского уездного Земского собрания за 1909 г. // Духовщина, 1910 г., стр. 263-264.
    46. Журналы очередного Духовщинского уездного Земского собрания за 1914 г., //, стр. 116-117, 142.
    47. http://www.klenniki.ru/mechev-obchin/mechevskay-kliriki/105-prot-rovinskiy
    48. Журналы 36 Духовщинского очередного Уездного Земского собрания за 1900 и 1901 г.// г. Духовщина, типография Я. Н. Подземского, 1901 г., стр. 430.
    49. Краткое описание церквей Смоленской епархии. сост. свящ. Александр Санковский. Вып. 1. Смоленск, 1898., стр. 313
    50. Смоленские епархиальные ведомости, январь 1901 г., стр. 76-77
    51. Смоленские епархиальные ведомости, № 3, 1-15 февраля 1913 г, стр. 77, 84.
     
    Последние данные обновления репутации:
    Kozlov1984: 1 пункт (За наполнение форума интересными материалами.) 22 фев 2021
    NEMO: 1 пункт (За информацию +1!) 28 авг 2022
    Последнее редактирование модератором: 22 фев 2021
    Овинцы, NEMO, Любовь Н. и 4 другим нравится это.
  4. Offline

    Smolyanka Приказный

    Регистрация:
    10 апр 2020
    Сообщения:
    21
    Спасибо SB:
    51
    Отзывы:
    4
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ярцево
    Интересы:
    Духовщинский р-н/уезд
    УРОЖЕНЦЫ Д. СПАС-УГЛЫ - УЧАСТНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
    Список составлен по данным сайта Память народа.

    Ануфриев Максим Михайлович, __.__.1902 г.р. Интентдант 2 ранга. В/ч 112 сп 10 гв. сд.

    Ануфриев Николай Михайлович, __.__.1910 г.р. Член ВКП (б), русский, образование 7 кл. Гражданская специальность: почтовый работник. Жена — Ануфриева Анна Михеевна. Призван Красноперекопским РВК Ярославской области 22.06.1941 г., старшина, сержант. В/ч 213 азсп 37 А.

    Баранков Пётр Петрович, _._.1924 г.р. Награждён Орденом Отечественной войны II степени (№85 от 06.04.1985 г./Министр обороны СССР).

    Борщевский Николай Дмитриевич, __.__.1920 г.р., рядовой, беспартийный. Призван Духовщинским РВК. Считается пропавшим без вести с июля 1941 г, выбывшим с 1943 г.

    Газимов Николай Семенович, __.__.1918 г.р., грузин, беспартийный, образование — 8 кл. Гражданская специальность: бухгалтер. Военно-учётная специальность: 134 (зенитчик?), шофер. Военное звание: сержант. Призван Духовщинским РВК 06.03.1939 г. В/ч 81 сп 25 сапбр; 13 уч. тп.

    Глебов Василий Кузьмич, __.__.1920 г.р. (возможно, в Уколове), беспартийный. Призван Вятско-Полянским РВК г. Кировской области, рядовой, стрелок. Погиб 20 марта 1943 г. в бою за д. Светлый Луч. Похоронен: д. Светлый Луч, Васильевский р-н Курской области.

    Зарецкий Андрей Григорьевич, _._.1908 г.р. Мл. Сержант, 966 АП 383 сд 18 а. Призван Духовщинским РВК. Пропал без вести 22.07.1942 г. Место выбытия — г. Ростов-на-Дону.

    Зубрицкий Семён Тимофеевич, __.__.1895 г.р., беспартийный. Призван Заднепровский РВК, Смоленская обл., г. Смоленск, рядовой, повар. Последнее место службы: 4 шисбр РГК. Погиб при артобстреле противника 22.08.1943 г. Смоленская обл., Духовщинский р-н, Понизовский с/с, д. Рытвино, севернее, 1500 м. Место захоронения: г. Духовщина, пл. им. Г.А. Потемкина, братская могила 1. Жена — Зубрицкая Елизавета Петровна.

    Иванов Василий Иванович, _._.1900 г.р., беспартийный. Призван Духовщинским РВК в 1941 г., рядовой. Жена — Иванова Евдокия Васильевна. Пропал без вести в декабре 1943 г.

    Иванов Пётр Терентьевич, _._.1922 г.р. Награждён Орденом Отечественной войны II степени (№75 от 06.04.1985 г./Министр обороны СССР).

    Ковалёва Евгения Фоминична, __.__.1923 г.р. Призвана 11.06.1942 г. Выборгским РВК, Ленинградская обл., г. Ленинград, Выборгский р-н. В/ч: 12 оучтп, ПРБ 36 ЗСД, 36 зсрб. Демобилизована 24.07.1945 г. Награждена Орденом Отечественной войны II степени (№80 от 06.04.1985 г./Министр обороны СССР).

    Ладнова Любовь Глебовна, _._.1922 г.р. Награждена Орденом Отечественной войны II степени (№82 от 06.04.1985 г./Министр обороны СССР).

    Макарова Анна Александровна, 04.11.1921 г.р. Призвана Павловским РВК Горьковской обл., поступила на службу 01.07.1942 г. Воинское звание: лейтенант мед. службы. В/ч 20 сд ОПА, 279 омедсб 318 сд. Окончила службу 30.10.1945 г.

    Марков Василий Иванович, 01.08.1911 г.р., беспартийный. призван Агинским РВК Красноярского края 23.10.1941 г., ст. лейтенант; капитан. И.о. помощника начальника развед. отдела 60 сд. В/ч: 60 СД; 3 рабб; 1283 сп 60 сд; 55 осбр; 1283 сп 69 сд. Имел лёгкое ранение в 1941 г., лёгкое ранение и контузию в 1943 г. Награждён: Орден «Красное Знамя»; Орден Александра Невского, медалью «За отвагу» и «За оборону Сталинграда». Убит в бою 19.01.1945 г. Жена — Маркова Анна Ивановна. Похоронен: Польша, Модлинское воеводство, д. Полесье Старое.

    Марков Николай Васильевич, рядовой, 508 СП. Погиб в бою 02.08.1944 г. Похоронен: Польша, Сувалковская обл., д. Франциск.

    Матвеев Василий Семенович, 30.12.1919 г.р., призван Духовщинским РВК 28.11.1939 г., сержант. В/ч: 185 азсп; 3 рабб; 215 азсп 28 А. Награждён Орденом Отечественной войны II степени (№89 от 06.04.1985 г./Министр обороны СССР).

    Минаева Анна Александровна, __.__.1921 г.р., военфельдшер, 59 осбр; госпиталь 1743.

    Минаев Григорий Ильич, __.__.1920 г.р., русский, член ВКП (б). Призван Духовщинским РВК 19.05.1940 г., ст. лейтенант медслужбы, военфельдшер. В/ч: 174 отд. минп; 55 оморсбр; 5 тяж. мпомп 2 БелФ; 27 лтб прибво; ЭГ 2014; ОК СУ ЛенФ; Ленинградский ВПП. Ранен 25.01.1942 г. (Сев-зап. фр.), 13.04.1943 г. (Ленфронт). Награждён Орденом Красной Звезды II степени (№849 от 30.07.1945 г./ВС 2 Белорусского фронта): в момент выполнения боевых заданий подразделениями по форсированию р. Одер тов. Минаев находился на месте работ. В ночь на 19. 04. 1945 г. снайперским огнём было ранено два человека, которые находились на плотах. Невзирая на начавшийся миномётный и пулемётный огонь с противоположного берега, тов. Минаев на лодке добрался до раненых, и, оказав им помощь, своевременно эвакуировал в госпиталь. При наводке понтонного моста шрапнелью ранило трех бойцов, невзирая на продолжающийся обстрел, тов. Минаев на мосту оказал им помощь и сразу же эвакуировал в госпиталь. В этот день им была оказана мед. помощь свыше 20 бойцам и сержантам.

    Наседкин Алексей Трофимович, 26.03.1922 г.р. Поступил на службу 13 июля 1941 г., Ярцевский РВК, сержант. В/ч 269 иап; 25 зиап.

    Наседкин Иван Трофимович, __.__.1925 (1926) г.р., русский, беспартийный, рабочий. Образование 7 кл. С 1941 по 1944 находился на оккупированной территории. Призван 06.07.1944 Холопеничский РВК, Белорусская ССР, рядовой. В/ч 63 сд; штаб 5 а, 202 зсп; 152 УР. Жена Наседкина Агриппина Юльевна. Убит 26.01.1945 г., Восточная Пруссия, Кёнигсбергский округ, Велау р-н, г. дв. Раздан. Место захоронения: п. Дружба, Калининградская обл., Правдинский р-н.

    Наседкин Макар Григорьевич, 1898 г.р., родители: Наседкины Григорий и Екатерина Степановна. Женат, двое детей. Беспартийный. Призван Духовщинским РВК в июле 1941 г. Пропал без вести в декабре 1943 г.

    Наседкин Филипп Григорьевич, 1893 г.р., родители: Наседкины Григорий и Екатерина Степановна. Беспартийный. Призван Духовщинским РВК в июле 1941 г. Пропал без вести в ноябре 1943 г.

    Наседкин Константин Иванович, __.__.1902 г.р., беспартийный, гражданское образование: 2 кл. Женат. Призван 15 сентября 1941 г., рядовой; сержант. Умер от ран 19 марта 1945 г., место захоронения х. Стуру - Яунамуйжа, Аутский р-н, Латвия.

    Наседкин Нестер Исаевич, __.__.1916 г. р, Родители: Наседкины Исай и Акулина Ивановна. Образование общее: 4 класса; военное: армейские курсы младших лейтенантов 48 ар. Партийная принадлежность: член ВЛКСМ? В браке не состоял, детей не было. Призван на службу: Духовщинским РВК, Смоленской области __.__.1941 г.; Мироновским РВК Киевской области 16 марта 1943 г. Воинское звание: мл. лейтенант (присвоено 16 марта 1943 г., приказом 48 армии, № приказа 0201), командир взвода 7 гвардейского танкового корпуса. В/ч: 75 гв. обс 1 гв.див. (выбыл 18 июня 1942); 48 А, 73 сд 10 зсбр 48 А; 27 оучп; 7 ТК 3 ТА. Убит в бою 08 мая 1943 г. Место захоронения: с. Великий Букрин Мироновский р-н Киевская обл., Украина. Фамилия на мемориальной доске указана с ошибкой: «Наседин».

    Новиков Никита Фёдорович, __.__.1906 г.р., русский, беспартийный. Призван Духовщинским РВК 22 июня 1941 г., рядовой, стрелок. В/ч 298 сп 180 сд 2 БелФ. Попал в плен в Минске в 1941 г., провёл в нём 37 мес., освобождён. В наступательном бою под г. Данциг 24 февраля 1945 г. был тяжело ранен осколком мины в правый плечевой сустав, потерял руку. Инвалид Великой Отечественной войны II гр. Жена — Новикова Прасковья Ефремовна. Награждён медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (09.05.1945); Орденом Красной Звезды II степени (30.05.1951).

    Новиков Пётр Прохорович, __.__.1918 г.р., русский, беспартийный. Призван Духовщинским РВК 19(20).08.1944 г., рядовой, заряж. мин. бат. 120 мм. В/ч: 17 сд; 1314 сп 27 сд 38 А 3 БелФ. Награждён медалью «За отвагу»: в наступательном бою в районе д. Цепелево Макуевского уезда Варшавского воеводства, он засёк 4 пулемётные точки противника, которые, благодаря точным данным, были подавлены и тем самым была дана возможность нашей пехоте продвигаться вперёд. В районе города Вормдитт — Восточная Пруссия по приказанию командира батареи, выбирая местность для наблюдательного пункта, на него напало три немецких солдата, тов. Новиков в перестрелке уничтожил их. Убит 27.05.1945 г. Похоронен: Восточная Пруссия, г. Толькемит. Мать — Новикова Ульяна Фёдоровна.

    Никифоров Иван Никифорович, __.__.1905 г.р., член ВКП (б), красноармеец, телефонист 186 ГАП. призван Духовщинским РВК. В/ч: 84 гв сд. Погиб 07.08.1943 г. , Орловская обл., Хотынецкий р-н, д. Булганово (Булгаково), западнее, 700 м. , овраг. Жена — Никифорова Пелагея Михайловна.

    Павлов Алексей Лукьянович, __.__.1923 г.р., русский, беспартийный, образование: 7 классов. Рядовой, стрелок. Призван Новосибирским РВК __.07.1941 г. (со слов), Лозовским РВК, Казахстан, 11.03.1942 г. Курсант Алма-Атинского пехотного училища. Выбыл 1.11.1942 г. в госпиталь 4173. Считается пропавшим без вести с 1945 г. Мать — Павлова Мария Алексеевна.

    Павлов Николай Степанович, __.__.1914 г.р.. Призван Духовщинским РВК в 1941 г. старшина. Награждён медалью «За отвагу» (1943 г., 1945 г.), «За боевые заслуги» (1945 г.).

    Петров Андрей Хатеевич (Фатеевич?), _._.1924 г.р. Награждён Орденом Отечественной войны I степени (№18 от 21.02.1987 г./Министр обороны СССР).

    Петров Михаил Андронович, В/ч 190 сп п/п 11 в/ч 300. Считается пропавшим без вести с 19 августа 1942 г.

    Петров Сергей Фатеевич, __.__.1915 г.р., Призван Зиминским РВК, Иркутская обл. В/ч. 1183 сп; 356 сд., рядовой, стрелок. Погиб 19.05.1943 г. в обороне в р-не пос. Романовка, Тульская обл., Белевский р-н. Жена — Петрова Ксения Захаровна.

    Полипенков (Пелипенков, Политенко) Павел Федосеевич (Федотович), __.__.1909 г.р., беспартийный. Призван Духовщинским РВК __.__.1941 г., рядовой, стрелок. Убит в бою 25.12.1941 г. Украинская ССР, Харьковская обл., Волчанский р-н, с. Шевченково-1. Жена — Пелипенкова (Политенко) Матрёна Герасимовна.

    Степанов Владимир Иванович, 14.09.1926 г.р., русский, беспартийный. Призван Холопеничским РВК, Белорусская ССР, Минская обл. в июне 1944 г., рядовой (стрелок), ст. лейтенант, капитан. В/ч 169 гв. сп 1 гв. сд 11 гв. А 3 Бел. фр.; 1 Московско-Минская сд. Награждён Орденом Славы III степени (№4/н от 08.02.1945 г./ 1 ГВ ксд 11 гв. А 3 Белорусского фронта): 31.01.1945 г. в бою за Гросс Коршау (на подступах к Кёнигсбергу) вынес с поля боя тяжелораненого командира взвода, тем самым спас ему жизнь. Награждён медалью «За взятие Кёнигсберга» (09.06.1645); медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (09.05.1945); медалью «За боевые заслуги» (26.10.1955)

    Тимофеев Федот Пименович, _._.1914 г.р. Награждён Орденом Отечественной войны II степени (№176 от 06.11.1985 г./Министр обороны СССР).

    Юрков Иван Петрович, _._.1915 г.р. Награждён Орденом Отечественной войны I степени (№177 от 06.11.1985 г./Министр обороны СССР).

    Степанов Владимир Иванович.jpg
     
    Последние данные обновления репутации:
    PaulZibert: 1 пункт (За изыскания!) 5 май 2021
    Последнее редактирование модератором: 5 май 2021
    NEMO, Юлиа, Наташа СМ и ещё 1-му нравится это.
  5. Offline

    Smolyanka Приказный

    Регистрация:
    10 апр 2020
    Сообщения:
    21
    Спасибо SB:
    51
    Отзывы:
    4
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ярцево
    Интересы:
    Духовщинский р-н/уезд
    Сегодня день памяти жертв политических репрессий.
    Репрессированные уроженцы д. Спас-Углы:


    Быков Антон Фёдорович, 1888 г.р., уроженец д. Спас-Углы. Арестован ПП ОГПУ Западной области 12 октября 1929 г., осуждён 18 января 1930 г. по ст. 58.10. ПП ОГПУ Западной области, 3 года концлагерей, выселение — Мурманская обл.

    Кулагин Василий Яковлевич, 1865 г.р., уроженец д. Спас-Углы, священник Спас-Угловской церкви. Русский, беспартийный. Профессия:/место работы: священник с. Савенки Тумановского р-на. Арестован Тумановским РО УНКВД 01 ноября 1937 г., осуждён 21 ноября 1937 г. по ст. 58.10. тройкой УНКВД Смоленской области, ВМН. Расстрелян 09 декабря 1937 г. Реабилитирован 14 апреля 1989 г. прокуратурой Смоленской области.

    Ладнова Улита Кононовна, 1880 г.р., русская, беспартийная, уроженка д. Спас-Углы. Единоличница. Арестована Духовщинским РО НКВД Смоленской области 15 октября 1939 г., осуждена 29 марта 1940 г. Судебной коллегией по уголовным делам Смоленского областного суда по ст. 58-10, ч.1. на 8 лет лишения свободы с поражением в правах сроком на три года. Реабилитирована 21 декабря 1992 г. Прокуратурой Смоленской области.

    Марков Дмитрий Степанович (Стефанович), 1874 г.р, уроженец д. Спас-Углы, русский, беспартийный, священник и настоятель Спас-Угловской церкви. Арестован 28 марта 1930 г. ПП ОГПУ Западной области, осуждён коллегией ОГПУ Западной области 08 июля 1930 г. по статье 58-10, 11, приговор — 3 г. лишения свободы. Реабилитирован 05 июля 1989 г. Прокуратурой Смоленской области.

    Марков Василий Дмитриевич, 1896 г.р, уроженец д. Спас-Углы. русский, беспартийный. Проживал в г. Сычевка. Профессия:/место работы: бухгалтер. Арестован Вяземским РО УНКВД 06 декабря 1937 г., осуждён 27 января 1938 г. по ст. 58-6, 10, 11. НКВД и прокурором СССР, ВМН. Расстрелян 13 февраля 1938г.

    Светлов Александр Никитович, 1924 г. р., русский, уроженец д. Спас-Углы. Профессия:/место работы: 18 кав. полк 24 кав. див., красноармеец. Арестован ОО НКВД 24 КД 9 ноября 1942 г., осуждён 22 ноября 1942 г. по ст. 58.10 ч.2. Военным трибуналом 47 СД, 8 лет концлагерей. Реабилитирован 14 августа 2002 г. Военной прокуратурой МВО.

    Шпаковский Иван Геронимович (Герасимович?), 1901 г. р., русский, беспартийный, уроженец и житель д. Спас-Углы (по др. данным — д. Одинцово). Профессия:/место работы: мельница села, механик. Арестован ОО ПП ОГПУ Западной области 11 февраля 1930 г., осуждён 9 апреля 1930 г. по ст. 58.10. тройкой ОО ПП ОГПУ Западной области, 8 лет концлагерей. Реабилитирован 30 июня 1989 г.

    Вансович-Шпаковская Ядвига Сегизмундовна, 1901 г.р., полячка, беспартийная, уроженка Спас-Угловского с/с. Место работы: бюро переводов Западного управления связи, контролёр. Арестована Гжатским РО УНКВД 28 сентября 1937 г., осуждена Особым Совещанием НКВД СССР 14 декабря 1937 г. по ст. 58-6, приговор — 10 лет ИТЛ. Реабилитирована 21 ноября 1955 г. Военным трибуналом Московского ВО.
     
    Овинцы, NEMO, STEH и 2 другим нравится это.

Поделиться этой страницей