Голенкины, Некрасовы, Лебедевы

Тема в разделе "Смоленская губерния", создана пользователем Серж 2010, 8 ноя 2017.

  1. Offline

    Серж 2010 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 май 2010
    Сообщения:
    484
    Спасибо SB:
    724
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Moldova, Republic Of
    Из:
    Кишинёв
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Серж 2010 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 май 2010
    Сообщения:
    484
    Спасибо SB:
    724
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Moldova, Republic Of
    Из:
    Кишинёв
    Голенкины, отзовитесь.
    Сообщения объединены, 8 ноя 2017, время первого редактирования 8 ноя 2017
    Успенская церковь села Деребуж последнее место службы священника Ивана Евграфовича Голенкина. Родился он в 1878 году в семье священника села Черепово Рославльского уезда Евграфа Голенкина (? – 08.01.1890г.)

    В 1909 году Иван Евграфович исполнял должность псаломщика в селе Луги Рославльского уезда. После революции стал священником. У Ивана Евграфовича и его жены Ольги Алексеевны было трое сыновей и дочь.

    В 1937 году 3 сентября он был арестован. Содержался под стражей в тюрьме города Рославля. Это была его не первая судимость. В 1927 году он был осуждён по статье 61 ЗУК Починковским народным судом на 1 год исправительно-трудовых работ, отбыл. 5 октября 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Западной области приговорён по статьям 58-7,58-8,58-10,58-11 УК РСФСР к высшей мере наказания -расстрелу. 18.10.1937 приговор приведён в исполнение.

    Жена с дочкой проживали в селе Деребуже, а старший сын работал на шахте в Донбассе.

    А несколько годами ранее репрессии коснулись и семью его брата Владимира Голенкина священника села Савеево Ельнинского уезда. 05.03 1930 года Рославльским окротделом РО ОГПУ он был арестован и уже 24 марта осуждён по статье 58 п.10, 58 п11 тройкой при ПП ОГПУ Западной области к 10 годам концлагерей. Для отбывания наказания 10 апреля 1930 года направлен в город Котлас.

    А 9 июля 1932 года была арестована и Марина Петровна – жена Владимира по тем же статьям. Постановлением тройки ПП ОГПУ Западной области от 1.09.1932 года осуждена к 3 годам ссылки в Северный край. Марина была отправлена в город Архангельск, в распоряжение ПП ОГПУ Северного края.

    Как сложилась дальнейшая судьба этих семей пока не известно…
    Сообщения объединены, 8 ноя 2017
    Марина Петровна Берёзкина родилась 17 июля, а крещена была 20 июля 1886 года в церкви села Хариново Рославльского уезда. Её отец, Пётр Панкратьевич - протоиерей этого села, сын диакона с. Ивкино родился в 1844году. Мать Евдокия Романовна Глебова дочь священника этого же села, умершего в 1871 году, родилась в 1853 году. Семья Петра Панкратьевича была большая и Марина была 12 ребёнком. В восприемники взяты достойные люди: помещик сельца Летошники Памфамир Михайлович Потрисов и сестра Евдокии Романовны – Елизавета, жена капитана Афанасия Андреевича Цурикова.

    По достижении возраста Марину отдали на учёбу в Могилёвское женское, духовного ведомства училище, по окончании которого в октябре 1902 году была определена учительницей Харинского земского училища.

    В 1909 году в церкви села Харинова Марина венчалась с Владимиром Евграфовичем Голенкиным 1883 года рождения. Учился в сельской школе. В 1899 году закончил Рославльское духовное училище. В 1905 году Владимир закончил Смоленскую духовную семинарию. Выпускником 1905 года, также значится брат Марины – Алексей. После семинарии Владимир был определён учителем Творожковского земского училища, а ко дню венчания был в должности учителя-заведывающего Тюнинским двухклассным Министерским училищем. Поручителями были: по жениху – и.д. псаломщика села Луги Иван Евграфович Голенкин, родной брат Владимира и учитель Тюнинского Министерского училища Демьян Семёнович Хомяков; по невесте – смотритель Вяземского духовного училища Панкратий Панкратьевич Берёзкин(родной брат Петра Панкратьевича) и Духовщинского уезда села Залесье священник Николай Васильевич Лебедев( муж сестры Марины-Натальи).

    Отец Владимира и его старшего брата Ивана(1878г.р.) священник села Черепово Рославльского уезда Евграф Голенкин(? – 08.01.1890г.)

    В 1910 году у Марины и Владимира родилась дочка Мария.

    В 1911 году Владимир священник села Савеево Рославльсгого уезда.

    В 1912 году от разрыва сердца умер Пётр Панкратьевич Берёзкин.

    В 1913 году родился Сергей.

    В 1915 году родился сын Капитон. (Константин)

    В 1918(7) году Александр.

    В 1922 году Борис. В Книге «Солдаты Победы», Смоленской области в которую вошли имена всех смолян, вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны с Победой живыми, значится и Борис - 06.1941 г. - 07.1941 г., 336 СП, рядовой. Умер 10.06.2005

    В 1925(6) году родилась дочь Валентина.

    А дальше события стали складываться очень трагически. 05.03 1930 года Рославльским окротделом РО ОГПУ был арестован Владимир Евграфович и уже 24 марта осуждён по статье 58 п.10, 58 п11 тройкой при ПП ОГПУ Западной области к 10 годам концлагерей. Для отбывания наказания 10 апреля 1930 года направлен в город Котлас.

    Но гонения начались гораздо раньше. На момент ареста был уже осуждён за невыполнение хлебозаготовок. Народным судом 5 го участка по статье 61 УК осуждён на 6 месяцев принудительных работ при совхозе ДЗ с 31 января 1930 года.

    А 9 июля 1932 года была арестована и Марина Петровна по тем же статьям. Постановлением тройки ПП ОГПУ Западной области от 1.09.1932 года осуждена к 3 годам ссылки в Северный край. Марина была отправлена в город Архангельск, в распоряжение ПП ОГПУ Северного края. Освобождена из ссылки 02.12.1933 года условно-досрочно на поруки родственников. Архивное дело № 11051 на Марину Петровну уничтожено в 1956 году по истечении срока хранения.
    Сообщения объединены, 8 ноя 2017
    DSC08322.JPG
    Сообщения объединены, 8 ноя 2017
    Памфамир Михайлович Потресов покоится на Вознесенском кладбище города. Это эпитафия с памятника на его могиле:
    «Здесъ погребенъ
    Памфамиръ Михайловичъ
    Потресовъ
    Умеръ 1901 г. 22 iюля»
    На обороте:
    «Упокой Господи
    душу
    раба Твоего» (фото рославльского краеведа С. К)
    Сообщения объединены, 8 ноя 2017
    Возможно теми родственниками взявшие на поруки Марину (Мария в некоторых док) семья Евгения Некрасова жившая в Смоленске по адресу улица Горького 47.
     
    Ellenna и Любовь Н. нравится это.
  4. Offline

    Серж 2010 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 май 2010
    Сообщения:
    484
    Спасибо SB:
    724
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Moldova, Republic Of
    Из:
    Кишинёв
    Некрасовы.
    Выходцы из Сычёвского уезда. Пётр Некрасов из села Воскресенского. Служил псаломщиком. Воскресенское  Сычовского.jpg
    Сообщения объединены, 20 ноя 2017, время первого редактирования 20 ноя 2017
    Вот только что то название села не читается как Воскресенское. P11-l12 Воскресенское Сычёвка уезд.jpg
    Сообщения объединены, 20 ноя 2017
    Днепровское  уже.jpg
    Сообщения объединены, 20 ноя 2017
    Некрасовы схема.jpg
    Сообщения объединены, 20 ноя 2017
    В некрологе Алексея Петровича Некрасова как возможные родственники указаны: Иоанн Белкин из с Середы, Василий Овсянников из Серафимовской ц Сычёвки, Алексей Афанасьев из Воскресенского и Капутовский Василий из Покровского.
    На форуме уже попадались эти фамилии. Может кто то прояснит что то о них?
    Сообщения объединены, 20 ноя 2017
    Днепровское спутник.png
    Сообщения объединены, 20 ноя 2017
    Можно ли считать обозначение кладбища, как бывшее расположение церкви?
     
    Ellenna, Любовь Н. и PaulZibert нравится это.
  5. Offline

    АЕБ Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 июл 2009
    Сообщения:
    1.995
    Спасибо SB:
    2.690
    Отзывы:
    77
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Сычевка
    Интересы:
    История
    Координаты церкви - 55гр 39м 29,14с СШ и 33гр 54м 46,76с ВД
     
  6. Offline

    Серж 2010 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 май 2010
    Сообщения:
    484
    Спасибо SB:
    724
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Moldova, Republic Of
    Из:
    Кишинёв
    55гр 39м 29,14с СШ и 33гр 54м 46,76с ВД.JPG
    Сообщения объединены, 21 ноя 2017, время первого редактирования 21 ноя 2017
    Что то не попадаю по этим координатам в нужное место, нужно северо восточнее
     
  7. Offline

    АЕБ Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 июл 2009
    Сообщения:
    1.995
    Спасибо SB:
    2.690
    Отзывы:
    77
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Сычевка
    Интересы:
    История
    N-36-20-B.jpg
     
    Серж 2010 нравится это.
  8. Offline

    Серж 2010 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 май 2010
    Сообщения:
    484
    Спасибо SB:
    724
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Moldova, Republic Of
    Из:
    Кишинёв
    АЕБ, спасибо, знатная подсказка. Получается в центре.
     
  9. Offline

    Комановский Завсегдатай SB

    Регистрация:
    31 дек 2012
    Сообщения:
    1.321
    Спасибо SB:
    4.974
    Отзывы:
    182
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Имя:
    Николай
    Интересы:
    Воопсче и в частности
    В монастырщинском районе это соседний с вашим хиславичиским черепово проживали голенкины Владимир Тарасович 20х годов рождения
     
  10. Offline

    Серж 2010 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 май 2010
    Сообщения:
    484
    Спасибо SB:
    724
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Moldova, Republic Of
    Из:
    Кишинёв
    Спасибо за данные. Но не известный. Может кто то откликнется.
     
  11. Offline

    АЕБ Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 июл 2009
    Сообщения:
    1.995
    Спасибо SB:
    2.690
    Отзывы:
    77
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Сычевка
    Интересы:
    История
    Священнослужители Голенкины из Сычевского уезда :
    с.Покровское - 1913. Псаломщик Петр Голенкин.
    с.Хотьково - 1884 - 1887. Псаломщик Петр Голенкин (Ильенков).
    с.Короваево-Подгородное - До 1892. Псаломщик Дионисий Иоаннович Голенкин (умер тот же год).
    с.Рождественское (Бельский уезд) - 1864 - Псаломщик Иоанн Голенкин.
    Священнослужители Ершовы из Сычевского уезда :
    с.Архангельское - 1800 - 1811. Дьякон Яков Гаврилович Ершов.
    с.Соколино - 1822. Священник Яков Гаврилович Ершов.
    с.Волочек - 1800 – 1810. Дьячок Стефан Иванович Ершов.
    с.Короваево-Подгородное - До 1879. Дьякон Николай Ершов (умер в 1889г.).
    - 1879 - 1881. Дьякон Павел Николаевич Ершов.
    - С 1917. Священник Павел Ершов.
    с.Тесово - 1884 - 1894. Псаломщик Лавр Ершов.
    с.Милюково - 1905 - 1937. Священник Александр Павлович Ершов (расстрелян в 1937г.)
    Священнослужители Афанасьевы из Сычевского уезда :
    г.Сычевка (Вознесенский собор) - 1911. Священник Петр Афанасьев
    с.Соколино - 1886-1891 священник Георгий Афанасьев
    с.Мольгино - 1824-1830 диакон Илья Афанасьев
    с.Песочня - 1910-1911 псаломщик Иустин Афанасьев
    с.Тесово - 1914-1937 священник Алексей Петрович Афанасьев (расстрелян)
     
    Ellenna и Любовь Н. нравится это.
  12. Offline

    Оливарес Фельдфебель

    Регистрация:
    14 апр 2016
    Сообщения:
    53
    Спасибо SB:
    66
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    история Смоленской области
    Среди родственников моей жены есть Голенковы. Если не ошибаюсь, они родом откуда-то из-под Рославля.
     
  13. Offline

    Серж 2010 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 май 2010
    Сообщения:
    484
    Спасибо SB:
    724
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Moldova, Republic Of
    Из:
    Кишинёв
    АЕБ спасибо за подборку. Похоже Ершовы тоже в родственниках, с Афанасьевыми пока не ясно. Но видимо тоже
    Сообщения объединены, 23 ноя 2017, время первого редактирования 23 ноя 2017
    Оливарес.
    Евгрвф Голенкин из Черепово. Его сын Владимир служил учителем в Творожковском училище, затем в Тюнино, в 1911 году определён на священническое место в село Савеево Жена Марина (Мария) из Харинова Р.у. Его брат Иван жена Ольга.
    Владимир был репресирован, жена тоже.
     
  14. Offline

    Серж 2010 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 май 2010
    Сообщения:
    484
    Спасибо SB:
    724
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Moldova, Republic Of
    Из:
    Кишинёв
    Смоленский вестник № 126 от 25 октября 1889 года, среда.Местная хроника.

    Освящение церкви. Нам пишут: Вот уже девятый год тому назад, как в тёплом отделении храма села Лугов Рославльского уезда устроен южный предел, который по каким- то обстоятельствам, хотя к освящению его все давно было готово, но до сих пор был не освящен; наконец то 19-го сего сентября благодаря стараниям и заботливости настоятеля церкви с. Лугов, священника о. Клавдия Кулюкина, освящение этого предельного храма совершено в честь Смоленской Божией Матери Одигитрии. Прихожане церкви с. Лугов с величайшею радостью явились в свой храм на это торжество и от души благодарили о. Клавдия за это святое и великое дело. Кроме прихожан, в церковь собралось много народа и из других мест, как с целью посмотреть на редкое торжество, так и для того, чтобы поклониться чудотворной иконе св. Николая.


    Смоленский вестник № 133 от 10 ноября 1889 года, пятница.Село Луги (Рославльского уезда). Луговской храм.

    Надолго останется памятным 19-е октября 1889 г. для луговских прихожан. Сего числа совершено полное освящение придельного теплого храма у нас в честь Смоленской Божией Матери— Одигитрии.
    Освящение, по чиноположению, совершил, с разрешения местного Епископа Рославльский благочинный, протоиерей А. Щукин с местным настоятелем, священником К. Кулюкиным и соседним села Аселья священником С. Залесским. Были заблаговременно приглашены к освящению местный благочинный и еще один из соседних священников, но их что- то удержало дома...

    Странна судьба этого Луговского придела за последние 8 лет. До 1881 г. этот придельный храм имел только один престол с южной стороны, — был однопрестольным в честь именно Смоленской Божией Матери Одигитрии. В 1881 г. Луговский церковный староста, с разрешения бывшего епископа Иосифа, устроил в пределе два новые иконостаса—один, вместо бывшего, к южной стороне, а другой—к левой северной стороне—в честь Покрова Пресвятой Богородице. Таким образом, луговской придельный храм с 1881 г. стал двух- престольным. Удивительно то, что при перестройке южного алтаря, снятый лишь для исправления престол, на котором с самого построения теплого храма, возносилась бескровная жертва, в течение 8 лет не был освящен, хотя к его освящению и было приготовлено все необходимое, а в левом северном, вновь устроенном алтаре, престол освящен еще в 1881 г. Какая же тому причина? —Для постороннего это непонятно, —но лишь только стоит познакомиться поближе с луговскими порядками—все будет ясно. Церковные старосты по тем или другим обстоятельствам их жизни в приходе, люди влиятельные, часто делают все так, как им хочется, не сообразуясь с желаниями прихода и причта. Дело вот в чем. Луговскому старосте, благодаря влиянию и силе в деревенской глуши, удалось похоронить свою близкую родственницу в новом Покровском алтаре, между престолом и царскими вратами, как показывает и мраморная плита (памятник) на полу в том именно месте алтаря, с надписью—что здесь, под сим камнем, погребена такая-то, так что слова на этом памятнике: «мир праху твоему» последние лишь только что выступили за царские врата, на солею… Вот в этом-то приделе Покровском и престол был освящен еще в 1881 г. и служба в зимнее время совершалась до самого 19 октября 1889 г., —а правый алтарь, перестроенный старостой, с своим престолом был забыт—стоял освященным, как сказано, 8 лет, что на молящихся производило тяжелое впечатление. Представьте, два смежные иконостаса: один освящен, а другой нет; пред одними иконами, как уже освященными можно ставить свечи, молиться и лобызать таковые, а пред другими направо—нельзя ни того, ни другого, ни третьего: иконы не освящены. Смущала сильно луговских прихожан—и смущает женская могила в алтаре, у самого престола, если не под самым престолом отчасти... Почему? зачем? —вот вопросы, рождавшиеся у всякого, видящего эту странную, скажем «недолжную», могилу. Луговские прихожане, заявляли об этом и просили удалить могилу из алтаря, но просьба не была до сих пор удовлетворена. Нельзя пройти молчанием и того, что действительно, тягостное чувство приходится испытывать и священнику, совершающему служение на престоле, устроенном так сказать у ног покойницы. Все это, конечно, известно старосте, но священник силою обстоятельств вынужден был служить в приделе именно на этом престоле, так как староста не торопился, а может быть и имел мало желания, чтобы в скором времени был освящен правый алтарь. Нужно при этом заметить, что староста с своими приходскими священниками почему- то постоянно не ладит и до последнего времени в Лугах священники менялись то и дело, не успев привыкнуть к месту служения и бросая только что заведенное хозяйство. Слышно, что и теперешний священник, поступивший в с..Луги года полтора тому назад, едва- ли удержится здесь долго и будет переведен в другое место...


    Смоленский вестник № 142 от 1 декабря 1889 года, пятница. Письмо к редактору.

    В местной хронике № 126 и в корреспонденции из села Лугов Вами помещенной в № 133 было сообщение об освящении церкви села Лугов Рославльского уезда с не совсем верными и точными сведениями, а потому для восстановления истины я, как церковный староста, изложу всю суть дела. Храм наш по своему благолепию как снаружи, так равно и внутри может быть почитаем одною из лучших церквей епархии, выстроенный родным дедом моей жены генералом Васильчиковым. Внутри храм, как холодный, так и теплый, росписан святыми картинами из жизни Спасителя и Св. Николая Чудотворца. Во всю церковь сделаны хоры. Церковь разделена аркой на холодную и теплую. В холодной имеется главный придел во имя Николая Чудотворца, а другой во имя мученицы Софии. Главный иконостас храма вновь реставрирован, вновь высеребрен, образа все переписаны на золотом чеканном фоне. Придел весь вновь сделан. Этот придел бывший епископ Смоленский Иосиф лично освятил. В храме имеется семь паникадил, 2 пары металлических хоругвей и несколько пар обыкновенных и весьма богатая ризница, не считая той, которую священник сжег без ведома церковного старосты. Затем в теплом храме 2 великолепных придела из коих один уже освящен во имя Покрова пресвятой Богородицы в 1881 году командированным для сего от бывшего преосвященного Иосифа архимандритом Иннокентием и о. Никандром Ивановым. В этом торжестве участвовало 12 священнодействующих лиц, не считая дьяконов и церковно-служителей. Сам же владыка по болезни не мог пожаловать в Луги, чтобы лично освятить придел, о чем письменно выразил мне соболезнование, что не может, приехать и благодарил меня за попечение о благолепии храма.

    Затем в августе 1882 г. преосвященный Нестор, при обзоре епархии пожаловал в с. Луги; к этому времени мною все было приготовлено для освящения придела, так как владыка был на столько милостив, что еще до поездки по епархии изъявил согласие лично освятить этот придел, но когда, пожаловав в церковь, осмотрел все подробности, то нашел все в великолепном и отличном порядке, а в неосвященном приделе изволил сказать: «все нахожу прекрасным и через чур роскошным, а потому трех освященных приделов вашей церкви, при одном священнике, нахожу весьма достаточным для службы, поэтому освящать четвертый придел нет пока надобности. Пока вы живы, все будет хорошо, а потом будет накладно.» На этом дело об освящении и кончилось, а потому теперь ясно видны те причины, по каким восьмой год придел не был освящен. Значит выражение корреспондента «по каким- то обстоятельствам, хотя к освящению все было готово, до сих пор был не освящен» есть слова или человека не знающего истинного положения дела, или желающего из -за каких либо неблаговидных целей затемнить то положение дела какое есть в действительности. При церкви имеется кладбище, вновь устроенная пятиглавая часовня, с прекрасной отделкой, вокруг всего кладбища огромная ограда из дубовых столбов и с резным балясником. На св. колодце устроена огромная каменная часовня с 9-ю главами,

    крытыми белым английским железом, с роскошною внутри отделкой, потолок росписан, сделаны вокруг иконостасы, над колодцем сень, самый резервуар отлит из чугуна в 200 пуд. На всё вышесказанное затрачено из моих личных средств более 10 тысяч рублей, не считая ежегодных расходов на устройство благолепия в церкви, чтобы, дать возможность богомольцам иметь удобство и тем расположить их в молитве. Приходящие богомольцы между прочим помещались в особом доме, специально для них выстроенном который теперь имеет быть обращен в двуклассную церковно-приходскую школу.

    Церковный с. Лугов староста Ник. Мих. Суходольский.
    (Окончание будет).


    Смоленский вестник № 143 от 3 декабря 1889 года, воскресенье. Письмо к редактору. (окончание)

    Все эти сведения не стал бы сообщать, если бы мне не пришлось коснуться вопиющего факта тех же корреспонденций: «наконец то 19 окт., благодаря стараниям и заботливости настоятеля церкви с. Лугов свящ. о. Клавдия Кулюкина, освящен этот придел храма в честь Смол. Божией Матери Одигитрии». Спрашивается: в чём же были старания и заботы священника Кулюкина, когда сам же корреспондент говорит, что все было раньше готово и устроено для освящения? Далее— «прихожане церкви с. Лугов с величайшею радостью явились в свой храм на это торжество и от души благодарили о. Клавдия за это славное и великое дело». Между прочим дело на самом деле было так: Когда свящ. Кулюкин объявил в церкви, что придел будет освящаться 19 октября, а я в это время был в кратковременной отлучке заграницею, то крестьяне тут же в церкви заявили священнику, что они не желали бы чтобы придел освещался в моё отсутствие, зная хорошо моё всегдашнее попечение и старание о храме и что устройство этих двух приделов было сделано на мои собственные средства. Тогда священник сказал, это не ваше дело». Это ли обстоятельство или другое было причиною, но на освящение собралось лишь несколько десятков человек обоего пола; в простой воскресный день народу даже бывало гораздо более, чем было на освящении. Были посланы к помещикам всех соседних волостей повестки, но никто из приглашённых не явился, а некоторые даже сделали на этих повестках письменное заявление, что не хотят думать, чтобы в отсутствии церковного старосты был освящен придел. Затем были посланы тем же о. Кулюкиным приглашения к местному благочинному и соседним священникам, но никто не приехал кроме одного священника с. Аселья, недавно туда назначенного. Не мне судить этот факт равнодушия к приглашению о. Кулюкина и брать на себя угадывать причину, обращаю лишь внимание, что при освящении первого придела во имя Пркрова Пресвятой Богородицы ни тёплая ни холодная церковь не могли вместить в себя всех прибывших помолиться. Затем скажу откровенно, что мне лично больно и обидно, что на меня хлопотавшего лично, не считая сил и средств, не было о. Кулюкиным обращено внимания и он, воспользовавшись кратковременным моим отсутствием заграницу, освятил придел во имя Б. М. Одигитрии, тогда как, по желанию прихожан, а равно и моему, этот придел предполагали освятить во имя св. Александра Невского, в память счастливого для России дня 17 октября 1888 г. Священник это знал и икона св. Александра Невского на золот. чекан. фоне помещена на 1-м углу иконостаса. Придел же во имя Одигитр. Б. М. весьма неудобен при Луговской церкви, ибо во 1-х Богородичный придел уже имеется, во 2-х с 17 июля по 10 августа ежегодно Луговская чтимая икона св. Николая с причтом находятся в Рословле и в 3-х это самое рабочее время. Предоставляю теперь всякому судить—имел ли основание священник Кулюкин торопиться освящением в мое отсутствие, устроенного мною,придала во имя св. Александра невского в память чудного спасения Обожаемого Монарха и Его драгоценной семьи.

    В заключении последней корреспонденции говорится о том, что прихожане смущаются, имея под церковью могилу дочери храмоздателя. Это чистейшая ложь и полнейший вымысел, так как об этом восходило прошение не многих а одного лишь прихожанина Андр. Кузьмина, действующего по настоянию подпольного недоброжелателя. Прошение и было в рассмотрении Епархиального начальства и

    Св. Синода и в нем было отказано. Прошение же со 348 подписей было подано о том, что прихожане не находят в существовании могилы в храме ничего неудобного, а напротив дочь храмоздателя заслуживает того, чтобы быть здесь погребённою. Притом придел воздвигнут после погребения покойной- так как принято воздвигать церкви над могилами. В конце же корр. автор её совсем изолгался, утверждая, что «староста почему то не ладит с своими священниками и они то и дело переходят отсюда».

    В 1875 году я был избран в церковные старосты при бывшем протоиерее Гр. Чижове с которым был в самых лучших дружественных отношениях, чего свящ. тот вполне заслуживал. Признательность же и уважение мое к священнику Чижову выражалась в следующем: в день 50 летн. юбилея его служения в священ. сане мною было исходатайствовано разрешение его торжественно отпразновать. В этот день о.Чижову мною от себя лично и от прихода были поднесены иконы в серебряных окладах. В 78 году испросил Св. Синод преподнести наперстный крест с драгоценными украшениями, который и был предподнесён. Когда умерла его жена,- я принимал в нем самое тёплое участие; оставшись один старик не мог служить и подал заштат, прося за свой дом внести 500 рублей, что я и сделал оставив ему жить в доме до смерти. На место его по моему ходатайству назначен о. Влад. Юденич, с которым так же я находился в самых лучших отношениях. Через 3 года, к несчастию, о. Юденич заболел и эта болезнь послужила поводом к переходу его. После Юденича был переведен сюда из с. Колкович свящ. Ил. Медведков. Этот священник ес самого поступления в приход так приковал к себе и заставил любить и уважать, что не было ни одного кто-бы не почетал его за доброту, доступность и проч. Его служение было для нас отрадно, его проповеди размягчали самую черствую душу в теперь его вспоминает приход и только по недоразумению между городским Рославльским духовенством и причтом он был переведён в с. Новоселки. Я лично ездил от себя и от прихожан к Владыке, с просьбою об оставления его у нас. Владыка на просьбы не согласился. При отъезде о. Медведкову, поднесли икону Спасителя в окладе, прося не забывать нас в своих молитвах. Из вышеизложенного следует, что я, староста, находился со всеми прежними священниками в прекрасных отношениях и если теперешний священник о. Кулюкин со мною не ладить и думает переходить в другой приход, то этому виною не я, а скорее личный характер о. Кулюкина. Он до прибытия в с. Луги уже переменил два места; почему это случилось—я не вхожу в рассмотрение, потому что желаю быть на этот счет скромным…

    Церк. с. Лугов староста Н. М. Суходольский.

    Смоленский вестник № 27 от 9 марта 1890 года, пятница. Письмо на «Письмо к редактору».

    В №№ 142 и 143 «Смол. Вестн.» за прошлый год было помещено: «Письмо к редактору», за подписью церк. старосты с. Лугов г.Суходольского, которому редакция, для восстановления истины, дала возможность высказаться о селе Лугах: о храме, деятельности самого г. Суходольского, как церк. старосты, и о моей личности.—Позвольте теперь и мне, тоже для восстановления истины, также вполне высказаться о том же; пусть читающая публика выслушает обе стороны и беспристрастно судит о «пресловутых» Лугах и о их делах.—

    Луговской храм, правда, по деревне благолепен, особенно сравнительно с беднейшими деревянными храмами сел, окружающих Луги. Дивного тут ровно ничего нет если взять во внимание церк. доходы в Лугах от чтимой иконы Св. Николая, которая одна дает Церкви 1000 руб. ежегодно; но построен храм не Васильчиковым, а местным Протоиереем Чижовым. Ведомость о Луговской церкви и летопись в одно говорят о построении Луговского храма: «Построена (церковь) 1847 г., вместо бывшей ветхой деревянной, ревностным старанием приходского протоиерея Чижова, с помощью (только лишь) действ. стат. советн. и кавалера Н. М. Васильчикова и др. доброхотных дателей». Значит, г. Васильчиков был лишь «благотворитель» храма, а не храмоздатель, что не одно и тоже: ведь, все мы, православные, в известной мере благотворители,—ибо все мы, по возможности, жертвуем на храмы, и тем помогаем им благоукрашаться.

    Что Луговской храмъ устраивался на доброхотные даяния многих, а не одного г. В., видно из 4-х книжек, выданных из Смол. д. консистории в 1855, 1858, 1859 и в 1861 г. г., «для испрашивания доброхотного подаяния» на устройство и yкрашение Луговского храма. За старания по храмозданию Еп. начальством и было разрешено прот. Чижову устроить заживо место для его погребения именно в храме, где прот. Чижов действительно и погребен (Указ Смол. д.консистории, № 5076, от 26 июня 1872 г.).—Иконостас настоящего храма реставрирован и самый храм росписан свящ. картинами на церковные суммы. На все—это затрачено в 1875, 1876 и в 1877 г. г.—1640 руб., как видно из книг расхода по церкви за те же | годы. Паникадила и др. вещи были приобретаемы, в свое время, тоже на церковные деньги. (См. приходо-расходн. книги Луговской церкви с 1875 по 1889-й г.)— Ризница Луговской церкви самая обыкновенная. Ни один церковный документ не говорит за ценность и богатство Луговской ризницы.—

    Никакой ризницы в Лугах не сожжено, сожжена нынче весной кое- какая цер. ветхость из прежних очень старых облачений, которые даром валялись в пыли. Об этом Луговской причт дал подробные объяснения Его Преосвященству. В освящении Покровского придела в 1881 г. участвовало не 12 священнодействующих лиц, а только четыре, архим. Иннокентий, местный (бывший) благочинный свящ. Полубинский, свящ. (ныне прот.) Н. Иванов и приходской прот. Чижов. Так записано в Луговской церк. летописи за 1881 г. Следовательно, торжество освящения Покровского придела, при всем старании о том г. С.; превосходило подобное же торжество в Лугах 19 октября сего 1889 г., только одним лицом из священнодействующих иереев г.С. верно перепутал освящение Софийского придела в 1878 г. с освящением Покровского. Тогда, в 1878 г., действительно было довольно священников, но и опять не 12, а 10 и 11-ый сам епископ Иосиф. Имена всех 10 священников записаны в церковной летописи за 1878 г. Собралось тогда духовенства так много потому, что в Лугах была назначена Владыкой ревизия соседнему сельскому духовенству. Значит, так тогда случилось по распоряжению Епископа— и только,—а не по приглашению г. С., который, как староста, лишь воспользовался, для освящения Софийского придела, благоприятными обстоятельствами — Далее: не был освящен переустроенный придел Одигитрии до 19-го мунувшего октября по тому, что г. С. того, видимо, не желал, а потому и путал дело: то хотел освящения; то не хотел. Какие

    именно были причины к не—освящению, в течении 8 лет, придела Одигитрии, точно объяснено в корреспонденции—

    «Село Луги (Росл. у.)», помещенной в 133 № Смоленского Вестника за сей год.( Письмо писано 1889 года.)—

    О редкостях в Лугах не приходится говорить: таковых здесь нет. Часовня на кладбище очень обыкновенная деревянная — восьмерик с прежнего деревянного храма—выкрашенный—и только. Таких часовень много по селам. — На св. колодце, правда, часовня каменная,— но далеко не огромная; все лишь пока чистенько и благовидно; так и должно быть, потому что на эту часовню затрачено не мало, — всего 4223 р.; большего эта часовня и не стоит. В книге расхода указаны все мелочи по устройству этой часовни и за все заплачено церк. деньгами. Так и вообще по церкви: все поделки, за время прохождения г. С. своей старостинской должности с 1875 г., производимы были на церк.деньги, которых прошо за это время чрез руки г. С. 22 тысячи, если даже не более; а принято мною, при поступлении в с. Луги в 1888 г., лишь 53 р. 36 к. из сбереженных г. С. от поступившей сказанной огромной суммы. Спрашивается теперь, на что именно употребил г. С. своих более 10 т. р. если все по церкви и по устройству каменной часовни производилось на церк. суммы и таковых за исключением 53 р. 36 к , решительно не осталось в церкви к моему поступлению?! Странно! Еще более странности в том, что г. С., не пожалевший, по его словам, более 10 т. р. на украшение луговского храма и каменной часовни, пожалел несколько тысяч кирпичей на сказанную каменную часовню и взял за неё из церк. сумм по 8 р за 1000,— всего 656 р., как видно из книги расхода по устройству часовни, хотя у г. С. собственный кирпичный завод имеется... Мог бы похвалиться г. С. своими пожертвованиями на храм тогда, если-бы он украсил бедный, малодоходный храм, — а луговской храм сам себя украшал и украшает; прот. Чижов и весь каменный храм построил, да и то, вероятно, не хвалился... Средним числом луговская церковь имеет ежегодно дохода до 1500 р.

    Специально предназначенного помещения в Лугах для богомольцев не было и нет. В самом селе, на земле г. С., действительно находится помещение, состоящее из двух хат, соединенных между собой теплыми сенями, — но это помещение было устроено г. С. просто для его приезда в Луги, не больше, вместо бывшего его дома в Лугах, хотя и на др. месте. Потом предназначалось это помещение для докторского пункта в Лугах,—далее для министерской образцовой школы; то и другое не осуществилось в Лугах. Если, таким образом, и заходили в сказанные хаты какие-либо богомольцы 9 го мая или 16 июля, то это потому, почему и вообще у нас помещаются богомольцы во всех и крестьянских хатах, куда только пустят их: иначе негде деваться богомольцам в Лугах. Правда, что уже второй год, как эти хаты г. С. предназначаются для двухклассной церковно-приходской школы. Но когда это осуществится—Бог весть...

    Настоятель церкви села Лугов, Священник Клавдий Михайлович Кулюкин. (Продолжение будет).

    Смоленский вестник № 36 от 30 марта 1890 года, пятница. Письмо на «Письмо к редактору»[1]. (Окончание)

    Заботы и старания мои по освящению придала Одигитрии состояли в том, что храм, стоявший более 8 лет неосвященным, наконец освящен 19 октября 1889 г... Не легко было устранить те препятствия, которые тормозили дело освящения храма Одигитрии более 8 лет.

    Прихожане луговские радовались освящению прежнего их храма и благодарили как о. Щукина, освещавшего храм, так и меня за содействие тому. «Слава тебе, Господи! говорили они после освящения. О господине-же Суходольском ни прежде, ни в день освящения храма и разговора не было у прихожан со мною. Напрасно г. С. много думает о себе... А потому и навязываемае мне г. Сухрдольским слова: «это не ваше дело», сказанные мною будто бы прихожанам вполне отвергаю.

    Народу при освящении 19 октября было довольно, не смотря на будний день, особенно если взять во внимание осеннюю слякоть и бездорожье. Повестки об освящении были посланы Луговским волостным правлением в соседние волости, по моей просьбе; кроме самой г-жи Суходольской, никому из помещиков Луговское правление не посылало повесток. Если некоторые из помещиков, вероятно, родственников г. Суходольского, узнав об освящении храма в Лугах 19 октября, и не верили тому, то это и не удивительно. На Луги в последние лет 14 привыкли все Рославльские, даже и духовенство, смотреть по чему-то так: г. Суходольский здесь—всё, а причт и прихожане—ничто. В данном случае вышло на оборот,— вот и диво.—Если, быть может, при освящении Покровского придела в 1881 г. и было более молящихся, чем 19 минувшего октября, то это, вероятно, потому, что тогда было хорошее весеннее (май месяц) время, и внешняя сторона, была так блестяща, как: пускание вблизи самого храма, фейерверков, пушечная пальба и др., ненужне и недолжные затеи г. С. в праздник, когда храм Луговской, пропитанный керосином и порохом, походил скорее на фабрику или завод какой, чем на дом молитвы. А 19 минувшего октября лишь молились, а не глазели на пустые затеи, оскорбляющие святость места. Таким образом, 19 октября было полное духовное торжество,особенно если взять во внимание и два поучения, произнесенные на освящении.—Если бы известно было мне и моим прихожанам, что придел Одигитрии предназначается г. Суходольским к переименованию в честь св. кн. Александра Невского, в память 17 октября 1888 года, то нечего было и скрывать от меня г. С. дня освящения южного придела. В том-то и дело, что г. С. не объяснял мне никогда своих намерений— освятить придел Одигитрии в честь св. кн. Александра Невского; в первый раз узнал я о том из Смоленского Вестника лишь 5 сего декабря. А он, г. С., должен бы был о своих намерениях, касающихся того приходского храма, которого я настоятель, заявить мне так как г. С.—Луговской и прихожанин и староста церковный. Прихожанам-же своим я весь годъ, с 17 октября 1888 года, внушал чем—либо ознаменовать в Луговском приходе 17 октября. Странно, г. С. за целый год не мог высказаться—какие у него намерения, как прихожанина и церк. старосты, касательно ознаменования 17 октября. Почему-же другие мои прихожане—крестьяне, по моему предложению, пришли, наконец, к благому результату и ознаменовали день 17 октября устройством «неугасимой» лампады пред иконой св. кн. Александра Невского и не опустительным хождением во все воскресные и праздничные дни в храм, по крайней мере, по одному человеку с двора, для молитвы за Царя и всю Его Августейшую Семью? Мало этого, крестьяне хотели в самом селе закрыть, по крайней мере, лет на шесть питейное заведение, - но кабак не одних Луговцев—прихожан, но и г. Суходольского, пользующегося , с него 300 р. аренды и никак нежелающего расстаться с этим заведением. И вот простолюдины—нищие и оборванцы—жертвовали и арендой с кабака—около 200 р. на долю крестьян. Далее— где—же целый год был г. С. с своими благими намерениями, о которых он заявил лишь 8 декабря сего года, касательно 17 окт.?! И были ли сделаны какие ниб. приготовления к переименованию придела Одигитрии на придел св. кн. Александра Невского? Никаких: местная икона -храмовая, на своем месте. Одигитрии имени икона,—св. антиминс прежний, данный еще епископом Антонием в храме с. Лугов—именно Одигитриевский.—Тогда как в этот день ведь г. С поднял весь шум о том и шум после освящения храма Одигитрии 19 октября. Тут что-нибудь да не так. —

    Да прихожане смущались и смущаются женской могилой во св. алтаре, даже частью под св. престолом. Г. С., видно, намеренно говорит что теща его, «якобы дочь храмоздателя», схоронена «под церковью»,—да не точно. Погребена она «во св. алтаре между св. престолом и царскими вратами,—

    частью находится и под престолом». Если, как сказано, г. Васильчиков не храмоздатель, то и теща г. Суходольского—не дочь хромоздателя... Прошение об удалении «незаконной» женской могилы из св. алтаря Покровского храма было не от одного лица, а от многих прихожан, как свидетельствует о том бывший по этому делу следователем г. Рославля прот. о. Щукин... А не угодно-ли г. Суходольскому прочитать следующее из Указа Свят. Синода от 12-го апреля 1833 г., за № 2580—(Церк. Ведомости № 49—1889 г.):... «погребение прочих лиц (кроме протоиереев и иереев) при церквах, (а не в храме, тем более не, в алтаре, тем более не под престолом) в селениях допускать сколько можно реже и не иначе, как по особому разрешению епархиального архиерея и по самым уважительным причинам, как-то в благодарность создавшему храм своим иждивением и обеспечившему содержание причта и при том имевшему житие благозаконное и кончину непостыдную». А между тем Луговской храмоздатель прот. Чижов погребен в средней части храма, а Луговская барыня (не больше!) во св. алтаре, частью под престолом, частью между престолом и царскими вратами!... Отсюда и устроенные алтари в теплом приделе не больше— как надмогильные памятники по теще г. Суходольского,—и еще вопрос—на чей счет эти алтари устроены: на счет-ли покойницы или на счёт г. Суходольского…

    Не стал бы я говорить о прошлом— печальном в Лугах, если бы г. С. Не придумывал ложных причин к неосвящению придела Одигитрии и к переименованию (будто бы!) его в храм св. кн. Александра Невского. По необходимости приходится всё выяснять...

    Что г. C.неладитссвоими священниками—это факт. Никогда г. С. не был не только «в самых лучших дружественных отношениях с своими священниками», но даже и в сносных, почему священники в Лугах и меняются за все время старостинской должности. Больных своих иеpeев добрые прихожане и церк. старосты лечат и заботятся всеми мерами о восстановлении их здоровья, потраченного на дело паствы, а не судятся с ними, не выгоняют их из села, как то проделал г. Суходольский с о. Юденичем... О. Ю. не настолько был болен, чтобы не мог служить, такт как, по выходе из Лугов, он сей час— же получил штатное место священника.—Об о. Медведкове замечу одно: этот иерей, как о том сам говорил мне, не хотел от г. Суходольского и хлеба-соли в напутствие принять (и не принял)... Если о. М. взял икону, то это, конечно, потому, что от св. лика отказаться было просто неудобно...

    Настоятель церкви села Лугов, священник, Клавдий Михайлович Кулюкин. 14 дек. 1889 г.


    Смоленский вестник № 56 от 18 мая 1890 года, пятница.

    — Нам пишут из Рославлъского уезда. 9-го мая в с. Лугах состоялась первая весенняя ярмарка. Стечение народа было громадное — более пяти тысяч человек. Богомольцы приходили поклониться чудотворной иконе Святителя Николая из разных местностей Рославльского уезда, Рославля, Ельнинского уезда, Брянского, Климовического и Жиздринского. Но торговля шла довольно вяло. Наши сельские ярмарки, устраиваемые по сёлам в престольные праздники, с каждым годом приходят в совершенный упадок и существуют лишь в силу установившейся традиции. Сами торговцы сознают это и мало-мальски солидный продавец не ездит уже на эти ярмарки. Сюда собираются лишь бараночники, пряничники, калашницы и т. под. рославльская и рогнединская мелкота. Торговля в балаганах почти не бывает. В последние годы наши мужики стали не очень падки на разные гнилые ситцы и платки, помещающиеся обыкновенно, в этих балаганах. Значительно лучше торгуют коробейники разными книжками и картинами суздальского изделия, так как каждый мужик считает своим долгом купить для потехи ребят картинку «как мыши кота хоронят», «кот в сапогах» и т. под. «Фортунка» приобрела права гражданства на всех наших сельских ярмарках и обделывает свои дела в двух экземплярах, т.е. цены на выигрыши бывают по 5 коп. и по 25 коп.; каждый мужик непременно попытает счастья на фортунке, проиграет пятаков шесть, плюнет и пойдет в блйжайший кабачек.



    [1] Хотя мы не принимаем на себя ответственности за грехи прежней редакции имевшей неосторожность поместить на страницах «Вестн.» письмо г. Суходольского, носившее на себе характера личной полемики с г. Кулюкиным, но в виду того, что г. Суходольский обратился к суду общественного мнения все же путем того органа, которым теперь зяведуем мы, редакция—в видах, так сказать равновесия сторон, не сочла себя в праве отказать г. о. Кулюкину в помещении его письма в нашей газете. Да будет выслушана каждая сторона! Но в тоже время мы считаем своей обязанностью заявить, что впредь никаких писем, выходящих за пределы холодного, объективного изложения фактического материала и носящих на себе характер личной задорной полемики ни от кого принимать не будем. Ред.
     
    Ellenna, vetca, Любовь Н. и ещё 1-му нравится это.
  15. Offline

    Серж 2010 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 май 2010
    Сообщения:
    484
    Спасибо SB:
    724
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Moldova, Republic Of
    Из:
    Кишинёв
    СЕВ 1897 № 23стр.1295,1297 Распоряжения и известия по делам церковно-приходских школ. Список церковно-приходских школ и школ грамоты Смоленской епархии к 1 марта 1897 года, Рославльский уезд.
    Одноклассные церковно-приходские школы.

    Лаховская в с. Лахах, открыта в 1891 году, заведующий – законоучитель священник Михаил Колосов, учительница Мария Голенкина, учащихся 69 человек.
    Двухклассная. Луговская в Лугах, открыта в 1890 году, заведующий – законоучитель священник Николай Лебедев, 2-й законоучитель Николай Марков, учителя: Яков Овсянников и Владимир Медведков, попечитель дворянин Николай Михайлович Суходольский, учащихся 46 человек.
     
    PaulZibert нравится это.
  16. Offline

    Серж 2010 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 май 2010
    Сообщения:
    484
    Спасибо SB:
    724
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Moldova, Republic Of
    Из:
    Кишинёв
    Голенкины.jpg
     
    Последние данные обновления репутации:
    Любовь Н.: 1 пункт (За отличный генеалогический поиск!) 1 май 2019
  17. Offline

    Плотницкая Елена Новобранец

    Регистрация:
    29 мар 2019
    Сообщения:
    1
    Спасибо SB:
    6
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Новочеркасск,Ростовской о
    Интересы:
    поиск Голенкиных, Сорокиных
    Сообщения объединены, 30 мар 2019, время первого редактирования 30 мар 2019
    Спасибо за Ваши поиски. Сегодня я смогла добавить недостающие данные о своей семье Голенкиных. Я для своих детей и внуков пишу летопись. Очень много нашла данных. У нас сохранились фото семьи Голенкина Евграфа и Марфы. Есть фото Ивана и Ольги. Маши, Жени, моего дедушки Мануила до 1937,1941. Тетю Машу Голенкину мои бабушка и мама забрали в Новочеркасск. Где 26.08. 1956 она обрела вечный покой.
     
    vetca, Юлиа, Любовь Н. и 3 другим нравится это.
  18. Offline

    Серж 2010 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 май 2010
    Сообщения:
    484
    Спасибо SB:
    724
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Moldova, Republic Of
    Из:
    Кишинёв
    Вместе искать легче.
     
    vetca, Юлиа и Любовь Н. нравится это.
  19. Offline

    Серж 2010 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 май 2010
    Сообщения:
    484
    Спасибо SB:
    724
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Moldova, Republic Of
    Из:
    Кишинёв
    07.05.2015

    Голенкин Николай Иванович рядовой.
    Из шестнадцати погибших на Безымянной высоте 14 сентября 1943 трое — брянцы.

    Дымилась роща под горою,
    И вместе с ней горел закат.
    Нас оставалось только трое
    Из восемнадцати ребят.
    Как много их, друзей хороших,
    Лежать осталось в темноте -
    У незнакомого поселка,
    На Безымянной высоте...

    После того как поэт Михаил Матусовский и композитор Вениамин Баснер написали эту песню, выяснилось, что из восемнадцати в живых осталось только двое. Их всех называли сибиряками. Но из восемнадцати ребят трое были брянскими — все остались лежать на Безымянной. Один из них - Николай Иванович Голенкин – мой дядя.

    Голенкин Николай Иванович родился в селе Тюнино Рославльского уезда Смоленской губернии в 1904г. В 1918г. их семью сослали на Колыму на золотые прииски. в 20-х годах за доблестный труд реабилитировали и отпустили на родину. После смерти деда Николай пришёл пешком в Бежицу. До войны Николай Иванович работал на Бежицком паровозостроительном заводе. Там вступил в партию. От рядового рабочего до пропагандиста парткома прошел путь. Быть обязательным и ответственным, быть человеком долга для него подразумевалось само собой. Когда война приближалась к Брянску, его назначили ответственным за эвакуацию завода. Николай Иванович отправлял в тыл оборудование, людей, а сам в который раз бежал в военкомат — просился на фронт. Не отпускали. С последним эшелоном уехал в Новосибирск. На «Сибсельмаше» был бригадиром, помощником начальника цеха, парторгом. В июне 1943 г. на собрании обсуждался долгожданный вопрос — о формировании добровольческого отряда для отправки на фронт. Записались все (!) коммунисты. Конечно, и 39-летний Николай Голенкин. Но ему твердо сказали: «О тебе и речи быть не может — ты нужен здесь». Он категорически отказался остаться. Твердость на твердость. Перед ним не устояли — отпустили. А ведь по состоянию здоровья он был не годен к службе в армии.

    До боя на Безымянной они приняли боевое крещение у деревни Козловки 5 сентября 1943 года. Немцы были выброшены из деревни. Однополчанин Владислав Иванович Плотников потом напишет: «Жаркая схватка у Козловки, начавшаяся как боевое крещение вновь прибывшего пополнения, была, в сущности, для них школой мужества, отваги и доблести».

    Но главный и последний для шестнадцати бой был еще впереди.

    На топографических картах Безымянная высота носила название: «Отметка 224,1». Впрочем, это потом ее назвали так — Безымянная. В те дни она являлась очень важным опорным пунктом обороны немецких войск. Ее пологий, длинный и открытый склон был обращен к наступающим. Атаковать по нему крайне трудно. А с гребня высоты местность в сторону расположения противника просматривалась километров на восемь — десять. Понятно, что в случае потери этой высоты немцам не за что было зацепиться и надо откатываться за Десну. Поэтому все вокруг они заминировали, опоясали глубокими траншеями, утыкали пулеметными гнездами, орудиями прямой наводки, «Фердинандами», шестиствольными минометами.

    Мемориал «Безымянная высота». Калужская область, Куйбышевский район, «незнакомый посёлок» — д. Рубеженка. Здесь в ночь с 13 на 14 сентября 1943 г. погибли в неравном бою и похоронены наши земляки-брянцы: Николай Иванович Голенкин, Даниил Алексеевич Денисов и Дмитрий Агеевич Шляхов.

    Вторые сутки шел неутихающий бой, но прорвать оборону бойцам 139-й стрелковой дивизии не удавалось. К тому же стало известно, что в направлении высоты подходят еще несколько немецких подразделений, снятых с других участков. Командир 718-го стрелкового полка Е. Г. Салов предложил комдиву И. К. Кириллову провести отвлекающий маневр: двумя батальонами продолжать атаковать высоту, во что бы то ни стало захватить ее, отвлечь на ее защиту побольше сил противника, а остальным нашим полкам севернее высоты прорвать оборону и перейти в стремительное наступление с выходом на Десну.

    Командир дивизии дал добро. Решено было брать высоту штурмом в ночь на 14 сентября. Острием атаки явится штурмовая группа. Возглавит ее младший лейтенант Евгений Порошин. Ему и поручили подобрать себе семнадцать бойцов. Порошин наверняка понимал, что значит брать высоту штурмом, поэтому не стал приказывать — он захотел взять добровольцев. Добровольцев из добровольцев. Самых надежных.

    Как рассказали потом оставшиеся в живых (двое из восемнадцати!) Герасим Лапин и Константин Власов, первыми поднялись и бросились в немецкие траншеи, Даниил Денисов и Николай Даниленко. Все были вооружены основательно — каждый взял по пятнадцать-шестнадцать гранат и по тысяче патронов.

    С ходу бойцы ворвались во вторую траншею, а потом — на высоту, залегли на большаке, уже на обратном скате. Оставалось дождаться подхода основных сил. Но... Поняв, что советские солдаты ворвались на высоту, гитлеровское командование немедленно бросило против смельчаков все, что можно, и вдобавок резервные подразделения. С правого и левого флангов гитлеровцы начали обходить группу Порошина. Вскоре стало ясно, что фашисты кругом, в том числе и в траншеях, из которых недавно были выбиты.

    Николай Голенкин получил пулю в левую руку, а после смены позиции был тяжело ранен в живот.

    Диски почти опустели.

    — Перезарядить бы, — прохрипел Константин Власов.

    Потом Власов расскажет, как после этих его слов истекающий кровью Николай Голенкин встал во весь рост и, держа автомат правой рукой, пошатываясь, страшный и грозный в своем гневе, пошел на гитлеровцев, непрерывно поливая их автоматными очередями. Так прошел он, уверял Власов, метров пятнадцать, а может, и двадцать. В книге «Солдаты песни» этот подвиг описан так: «Дрогнули фашисты перед невиданным мужеством не богатырского на вид рядового советского солдата, идущего на смерть и бессмертие. Огненные нити вражеских трассирующих пуль скрестились у Голенкина на груди. Изрешеченный пулями, он сделал еще шаг вперед и, словно споткнувшись, упал среди врагов, сраженный, но не сломленный...»

    Утром 14 сентября 139-я стрелковая дивизия все же прорвала эту оборону немцев. На высоте 224,1 среди множества вражеских трупов лежали шестнадцать коммунистов-добровольцев. В книге боевой истории дивизии появилась новая запись: «...Даже умирая, наши герои делали шаг вперед. Все они лежали головой на запад. Смерть была бессильна прервать их могучее движение...»

    Николай Иванович посмертно был награждён орденом Красной звезды.

    Я горжусь подвигом своего дяди и думаю, что он не мог поступить по-другому – так воспитывали его в семье офицера царской армии Голенкина Ивана Трофимовича – служить Отечеству верой и правдой до последнего вздоха.



    upload_2020-5-30_9-49-23.png
    Сообщения объединены, 30 май 2020, время первого редактирования 30 май 2020
    СВ 1892 № 137 22 11 вск.

    — Сегодня, в 2 часа дня, в помещении женского Городского училища состоится народное чтение с туманными картинами; во время антрактов пел хор женского городского училища под управлением П. И. Голенкина.


    СВ 1909 № 208 22 09 вт С. Черепово, Рославльск. у.

    (Приходские дела).

    На происходившем, у нас 8 сентября собрании уполномоченных от крестьян наблюдалась некоторая рознь между духовенством и прихожанами.


    СВ 1909 № 254 17 11 вт В обществе мещан. На состоявшемся 15 ноября собрании мещанского схода участвовало 46 членов.

    Мещанину Галенкину постановлено выдать приговор на исходатайствование пособия от казны.


    СВ 1912 № 23 11 02 Д. Шаниха, хотьковской волости сычёвского уезда.

    (Дикие нравы).

    В последних числах января в нашей деревне, разыгрался следующий случай: к местной учительнице М. П. Голенкиной (школа помещается у околицы деревни Шанихи), по случаю дня её ангела приехал в гости: племянник N. и его товарищ из Сычевки.


    СВ 1912 № 137 19 06 вт. Гореново, Рославсльского уезда (Деревенские дела).

    Троицын день и день св. Духа престольный праздник у гореновцев. В эти два дня в селе происходит ярмарка, на которую собирается не мало крестьян из соседних деревень.



    СВ 1913 № 13 16 01 ср № 14 17 01 чтв. В архивной комиссии.

    14-го января состоялось экстренное общее собрание членов учёной архивной комиссии, под председательством господина вице-председателя В.Ю.Фере

    Представителями для поднесения поздравления Государю Императору 21-го февраля с.г. по случаю 300 летия царствования Дома Романовых избраны: В.Л. Озмидов, А.Е. Кубаровский и Н.К. Голенкин.


    СВ 1913 № 14 17 01 чтв. Поправка. В числе трёх представителей, избранных учёной архивной комиссией для принесения поздравлений Государю Императору по случаю 300 летия Дома Романовых, избран не Н.К. Голенкин, а генерал П.К. Голенкин.


    СВ 1913 № 61 16 03 сб Разные известия.

    Награждён орденом св. Анны 3 ст. по статуту: … диакон смоленской Спасо-Преображенской церкви П. Голенкин.


    СВ 1913 № 125 08 06 сб О новом здании археологического института в Москве.

    На закладке института присутствовала кн. М. К. Тенищева, от ученой архивной комиссии Е. Н. Клетнова, ген. Голенкин, городской голова Б. П. Рачинский и прибывшие на съезд слушатели смоленского отделения института. На открытии археологического института присутствовал смоленский губ. предводитель дворянства гофмейстер князь В. М. Урусов.


    СВ 1913 № 128 12 06 ср Переведены: артиллерийских бригад – 1-й штабс – капитан Голенкин – в 34 артил. Бригаду и 34-й штабс – капитан Одинцов – в 1 артил. Бригаду.


    СВ 1913 № 146 04 07 чтв Смоленский уезд (Новый кооператив)

    27 июня в с. Кощине состоялось учредительное собрание членов разрешённоко к открытию кощинского сел.хоз. общества. Затем было приступлено к выборам должностных лиц. Избранными в состав совета оказались: А.А.Иванов, С.С.Кожеко, С.Я.Стефанов, П.М.Семенчук и В.Е.Мазурин. Кандидатами: Е.Р.Селезнёв, И.Т.Руссиян и А.И.Голенкин. …


    СВ 1913 № 155 14 07 вск. С. Гореново Рославльского уезда (Страшный ливень).


    СВ 1913 № 201 10 09 вт В уездном съезде.

    7 сентября в смоленском уездном съеде слушалось очень интересное дело. В доме В. Г. Глинки по Верхне-Пятницкой ул, по контракту проживал отставной генерал майор П. К. Голенкин, платя за квартиру по 40 руб, в месяц. 1-го июля 1913 года кончился срок контракта и ген. Голенкину было объявлено, что с этого времени квартира ему может быть сдана по расчету 55 руб. в месяц.



    СВ 1916 № 102 19 04 вт. Награды.

    Награждены орденами: … орденом св. Станислава 3ст. архивариуса Смоленской казенной палаты А Голенкина.


    СВ 1916 № 253 26 09 пн Духовные дела.

    Вследствие ходатайства епархиального сьезда включить в число членов епархиального комитета: представителей от диаконов и псаломщиков, епархиальным комитетом избраны в число членов диакон Спасской церкви П. Голенкин и Верхн. Георгиевской Ильинский и псаломщики: Нижн. Никол. Санковский и Благовещенской Г. Чистяков.


    СВ 1916 № 314 28 11 пнд. Подарки воинам.

    Смоленский епархиальный комитет помощи жертвам войны ассигновал на приобретение подарков воинам на передовые позиции к предстоящему празднику Рождества Христова 6000 рублей и избрал комиссию по приобретению подарков… диакона Спасской церкви о. П Голенкина.


    СВ 1916 № 328 12 12 пнд. Выбор членов попечительства.

    Именные повестки, к которым прибегла городская управа в борьбе с абсентеизмом, дали прекрасные результаты.

    Приглашались домовладельцы и квартиронаниматели двух районов: 3-яго Георгиевского и 8 го Торгового. По первому из них прибыло вчера в городскую управу, к 12 час. дня—68 чел,, а по второму 75 человек. Выборы по 3 ему Георгиевскому району происходили под председательством В. К. Гаккеля и при секретаре М И. Ковалевой.

    В члены попечительства избраны: Г.г. Б. А. Герн, А. В. Селянинов, С В. Петров, г -жа О. В. Спиридонова, И. 3. Тараканов, А. Н. Филаретов, А. В. Познышев, В. П. Петров, Е. С. Чистяков, П. И. Голенкин. Кандидатами избраны: г.г. В. М. Дубов,

    г-жа М. А. Каверзнева, Н. А Бирюкович, Г. П Коноплев, А. В. Коровашкин, Л. И. Плетнер и Д. Ф. Виноградов.



    СВ 1917 № 229 30 09 сб. Дорогобуж. (Заседание думы).

    В заседании думы 11 сентября произведены были выборы в городской банк на новое четырёхлетие директора, товарища директора и сроком на один год членов ревизионной комиссии и учётно ссудного комитета. Затем, согласно постановления Временного Правительства о временном устройстве местного суда, городской думой избраны два члена мирового суда городского мирового участка и два кандидата к ним. Избранными членами оказались И.И. Лункин и К. Н. Горохов, кандидатами -И. Д. Голенкин и Я. И. Ситников.
    Сообщения объединены, 30 май 2020
    [​IMG] Пустое Подлесье (Пустоподлесье) - Покровская и Никольская церкви

    Никольская церковь была разрушена в советское время, Покровский храм сохранился в руинированном состоянии.


    С. Пустоподлесье (Белейка) — расположено на низком месте, близ границы Тверской губ., в 70 в. от г. Торопца, в 80 в. от г. Белого и в 27 в. от ст. Нелидово Московско-Виндаво-Рыбинск. жел. дор., почтового отделения Иоткина и Иоткинского волостного правления. Блйжайшие села: Поникли в 20, Иоткино в 28, Сопоть в 30 в.

    Село получило свое назване от Николаевской Пустоподлесской пустыни, находившейся на его мсте. Пустынь эта, — как сказано в описи, сделанной строителем её, иером. Феодором Голенкиным, в 1774 г., — "заведена и устроена монахом Иоанном Савельевым в 1702 году августа 20 числа". Как видно из той же описи, в пустыни в 1774 г. было два деревянных, одноглавых, крытых тесом храма: один во имя Свят. Николая Чуд. и другой во имя Покрова Пр. Богородицы; при них была деревянная же, одноглавая, крытая тесом колокольня. Храмы, по преданию, были малой величины. Внутри пустыни, обнесенной деревянной оградой, мерой в 200 саж., были следующие строения: деревянные настоятельские кельи, с тремя жильями; напротив них другие такие же кельи; между теми и другими кельями — сени с одним крыльцом, крытые тесом; старые деревянные кельи, с тремя жильями, крытые дором; хлебня и напротив неё амшаник; между ними — деревянные сени, крытые дором; три деревянных, крытых дором амбара для хлебя; деревянная, крытая дором баня; деревянный скотный двор, крытый соломой. Внутри ограды был также сад из 20 яблонь. Монастырь стоял в лесу. Для воды были выкопаны два колодезя. Вотчинных крестьянских душ за монастырем не было. За ним числились только пустоши, подаренные доброхотными дателями-рейтерами Михаилом Колакуцким, Никитой и Петром Денисьевыми. Пустоши были следующие: Яблоновая, Ивановское, Прудовая, Ковалева, Хмелевка, Деево и проч. На все эти пустоши выданы были крепости. Монашествующих до 1774 г. бывало в пустыни человек по шести и по три. Пустынь управлялась строителями. В грамоте, данной еп. Гедеоном в 1755 г. на строение храма в с. Шестове, сказано: "А по свидетельству Бельскаго уезда Пустоподлесской Николаевской пустыни строителя, иеромонаха Аарона, явилось в предписанном с. Шестове".

    В 1779 г. в 5 верстах от пустыни основано было с. Белейка, и в ней капитаном Иваном Никитиным Денисьевым построена была деревянная церковь во имя Пресв. Богородицы Одигитрии. Около этого же времени Пустоподлесская пустынь, — вероятно, за бедностью и малочисленностью монашествующих, — была упразднена, и Николаевский храм её сделан был кладбищным и приписан к с. Белейке. В 1794 году, как видно из одной ревизской сказки 1795 г., к приписной кладбищной Николаевской церкви посвящен был в священники дьячек Павел Андреев. А вскоре после этого и весь причт с. Белейки переведен был в Пустоподлесье. Церковь же с. Белейки сделана была кладбищной, а затем переделана в часовню. Причтовая земля поступила во владение крестьян с. Белейки, в Пустоподлесье же причт получил землю из казенного участка. Так как в с. Пустоподлесье оба бывшие монастыские храма пришли в ветхость, — то помещицы Пелагия Демьянова Колакуцкая и Пелагия Ивановна Кулешова возбудили ходатайства о разрешении построить вместо ветхих деревянных храмов новые каменные. Первым построен холодный храм во имя Покрова Пр. Богородицы тщанием Пелагии Демьяновой Колакуцкой в 1802 году, вторым — теплый храм во имя св. Николая Чуд. тщанием Пелагии Ивановой Кулешовой в 1819 году. Оба храма с деревянными притворами, крыты железом, с отдельной деревянной колокольней. Вокруг храмов — деревянная ограда с каменными столбами, с южной же стороны — каменная с железной решеткой и тремя железными воротами (на 19 саж.).

    В настоящее время Покровский храм расширен: устроены два каменные придела и такая же колокольня.

    Достопримечательности храма: 1) Чтимая икона Божией Матери Одигитрии из упраздненной Белейкинской церкви. 2) Небольшой крест с частью древа Креста Господня и частицами мощей: Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Василия Великого, св. Спиридона Чуд., св. Евангелиста Марка, св. великом. Пантелеймона, св. муч. Феодора Сикеота, св. Михаила Малеина, Ефрема Сирина, св. Гурия и Варсонофiия, св. муч. Варвары, муч. Марины, муч. Феодосии девицы и св. муч. Анастасии. Крест этот вделан в икону двунадесятых праздников. Причт в 1834 г. состоял из священника, диакона и 2 причетников. В 1915 г. — из священника, диакона и псаломщика.

    В 1915 году прихожан: в селах: Пустоподлесье, Репище, Бабине, Ржаной, Сосноватке, Средней, Березовке, Рябиновке, Старой Деревне, Зажарье, Нетопорове, Завражье, Мильнове, в деревнях: Клевцах, Столбоухе, Ковалеве, Белейке, Лужке, Хмелевке, Ключевой, Казинниках, Марачевке, Карзукине, Ростовой, Ильюшине, Жорновке, Осиновке, Чернушке, Яблоновой, Мухоярове, Семенове, Ниве, Высокой, Завитневе, Колесне, Феодоровском, Селе, Столовой - 448 дворов (1497 мужчин, 1585 женщин).

    Жители отличаются религиозностью; и не всегда посещают храм лишь те, которые живут в 15 — 18 в. В случае несчастья они прибегают к помощи Божией и просят священника помолится в домах или на поле. Молебны по всему приходу совершаются во время Пасхи, в день Покрова и Свят. Николая Чуд. В некоторых деревнях совершаются еще молебствия Божией Матери Одигитрии, Пророку Илии, Преп. Серафиму и в праздники 1-го Спаса (1 августа), Преображения, Спаса Нерукотворнного образа (16 августа), Успения, Балыкинской Божией Матери и Сошествия Св. Духа.
    В приходе три кладбища: 1) при церкви, 2) в с-це Нетопорове и 3) при д. Белейке. На последнем — деревянная часовня.

    По материалам издания Редков Н.Н. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-й. Бельский уезд. - Смоленск, 1915.
     
    PaulZibert, АЕБ, Любовь Н. и 3 другим нравится это.
  20. Offline

    Ellenna Завсегдатай SB

    Регистрация:
    10 янв 2009
    Сообщения:
    200
    Спасибо SB:
    232
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Калуга
    Интересы:
    Краеведение
    Немного о Голенкиных и Некрасовых (прошу прощения, если повторяюсь).

    В Сычевском уезде в с Княжино с 1826 года дьяконом был Петр Алексеевич Голенкин 1797-98 гр. Жена Мария Дмитриевна 1800 гр. Дети Анна 1827 гр, Петр 1830, Василий 1833, Александр 1836. Каким-то (непонятным) образом этот Голенкин / эти Голенкины связан(ы) с моими Чистяковыми. В 1851 году Петр Алексеевич еще был в Княжино дьяконом, а позже отчество Петра не указывается, так что это может быть как он, так и его сын Петр Петрович. Последний раз диакон Петр Голенкин в Княжино упомянут в 1872 году.

    Кстати, в этом же селе (в Княжино) в 1826 году - священник Георгий Иосифов Лебедев 38лет , дети Алдр 22, Иван 11, Василий 9, Григорий 1. Лебедевы тоже постоянно сопровождают моих Чистяковых (мой Чистяков попал в Княжино в 1830 гг, когда женился на Анне Михайловне [Соколовой], а ее предки все из Княжино - отец Михаил Иосифов - дед Иосиф Никифоров. Иосиф Никифоров [Соколов] (1752-1801) показан как сын свка с Княжино.

    Теперь по сычевским Некрасовым.
    в селе Воскресенском в 1853году свштат дчк Петр Семенов Некрасов 26 лет, дчкий сын, жена Параскева Васильева 25, сын Алексей 6, ни с кем не в родстве (в этом же селе тоже мои Чистяковы, но, как говорится, "не в родстве". Но они в родстве с более ранними свками этого села Назаревским и Поповым).
    в селе Ивановском в 1873 году свк Алексей Васильев Некрасов
    в селе Зилово в 1846 году вдова дчха Екатерина Некрасова 66, сын Леонтий 23 (в этом же селе опять мои Чистяковы).
    С уважением,
    ellenna
     
    Котова, PaulZibert и Серж 2010 нравится это.
  21. Offline

    Серж 2010 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 май 2010
    Сообщения:
    484
    Спасибо SB:
    724
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Moldova, Republic Of
    Из:
    Кишинёв
    фото Константин Владимирович Голенкин.jpg Голенкин Константин Владимирович.
    Сообщения объединены, 5 май 2021, время первого редактирования 5 май 2021
    https://d-m-vestnik.livejournal.com/1108010.html Николай Васильевич Чистяков
     

Поделиться этой страницей