В выходной день, 30 мая 2021 года, сбылась моя мечта - мы на лодке поехали в самую дальнюю точку архипелага Императрицы Евгении. Архипелаг представляет из себя вытянутую с севера на юг группу островов южнее Владивостока. Всего в архипелаге 20 островов, официально обитаемы только о.Русский , о.Попова и о.Рейнеке, они же самые большие в архипелаге. Самый дальний от г.Владивостока о.Желтухина и есть цель нашего путешествия. За этим островом закрепилось название "Расстрельный", т.к. много лет он является полигоном ТОФа (Тихоокеанского Флота). В 60-70 г.г. на остров завезли много устаревшей бронетехники, в качестве мишеней, Т-34-85, СУ-100 и т.п. Это просто мечта! Увидеть в живую настоящие образцы легендарной военной техники. Хотя, по слухам, почти весь металл тайком вывезли предприимчивые людишки) Но мы верим в лучшее, с такого далека не так то просто танки вывезти) Ну вот, 08-00 утра, машина забита полностью, лодкой, всяким скарбом и нас четверо: я, сосед Костя (заядлый рыбак и по совместительству мой друг), его 10-летний сын, и моя жена за рулём (очень недовольная что пришлось в выходной вставать в 7 утра) Пришлось пожертвовать её выходным т.к. машину на острове Русский не хочется на весь день оставлять) Тем более что в этот день в городе проходил какой-то марафон и мост на о.Русский будет закрыт с 15-00 по 19-00, поэтому мы решили выйти в море с о.Русский, с самой дальней, по возможности, бухты. А вернемся сразу в город, куда точно ещё не определились, на Эгершельд или на Патрокл. Ниже привожу карту где отмечен наш путь. Белым - дорога на машине, синяя стрелка - наше возвращение с с б.Воевода в б.Рында, красным - наш путь по воде до о.Желтухина. С двумя остановками на о.Рикорда. Едем через мост на о.Русский: Слева корпуса ДВФУ, справа медицинский центр ДВФУ. Слева поворот к местной полиции, а далее, здание с красными полосками, академия МЧС (это по простому) официальное название "Дальневосточная пожарно-спасательная Академия МЧС России - филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России". Асфальтовая дорога заканчивается, поворачиваем на грунтовку. В конце асфальта видим, обычную для этого места, картину. Улетевшая в лес машина) Дело в том, что по ночам молодые любители скорости приезжают погонять именно на о.Русский. Дорога хорошая, много прямых участков, нет населения(людей перебегающих дорогу) и н7ет гаишников (один наряд на весь остров) В общем, есть возможность выжать из своей любимой все положенные лошадиные силы... Но не все успевают затормозить в конце асфальта и влетают в сопку. Бывает со смертельным исходом. Но, похоже это не тот случай. Хозяин авто предусмотрительно снял номера и оставил пару друзей охранять машину. Дальше грунтовка Заезжаем в п.Экипажный: 6-дм (125 мм) пушка Кане на морском лафете. Историческая "изюминка" п.Экипажный) Правда, ранее, в качестве оградки стояли настоящие 6-дм снаряды, видимо похищенные местными металлоискателями. А вообще, видно, за памятником ухаживают что очень радует. Почти сразу после п.Экипажный на берегу б.Новик находится пороховой погреб №13 Владивостокской крепости, одна из исторических достопримечательностей о.Русский. Но мы его просто проезжаем. https://fortressvl.ru/fortress/porokhovoy-pogreb-13/ Бухта Новик: На побережье Новика, как и в СССР, стоят воинские части: И какие то рыбацкие причалы) Заезжаем в п.Подножье, самый большой населенный пункт на о.Русский: Над посёлком гордо реет красное знамя) На окраине п.Подножье расположен Свято-Серафимовский мужской монастырь. Официально, единственный на Дальнем Востоке островной монастырь.https://ru.wikipedia.org/wiki/Свято-Серафимовский_монастырь_(остров_Русский) Лет 15 назад, когда не было моста и все горожане добирались на остров на пароме, он выглядел совсем по другому. Не было заборов и кондиционеров) Остановка б.Рында, конечная, дальше никакой общественный транспорт не ходит. Мы проезжаем мимо, т.к. планировали доехать до б.Воевода. Приближаемся к б.Воевода, она уже проглядывается сквозь лес) Вот она, бухта Мелководная (чтоб не запутать не местного объясню; б.Воевода большая, включает в себя две "маленькие" бухты Мелководная и Круглая) Но Костя эту бухту "забраковал", т.к. для мотора она очень мелкая и нам пришлось возвращаться назад, в б.Рында.И вот, мы прибыли в б.Рында: Быстро разгружаем машину: Подключаем к аккумулятору насос и накачиваем лодку: Пока лодка накачивалась, Костя сделал напиток "по-рыбацки", чтоб не приняли за рекламу алкоголизма, самые непотребные слова на этикетке зачернил) Сразу сняли пробу. Так положено, перед выходом в море, по старой морской традиции) Ну всё. Лодка готова. Спущена на воду и загружена. На удивление, почти полная. Оказалось очень много вещей, бензин, вода, продукты, рыбацкие принадлежности, якорь, спасательные жилеты и ещё много всяких мелочей) Отходим от берега на вёслах, для мотора ещё мелко, машем на прощание жене, которая возвращается в город, наверняка проклиная меня, всю эту суету, и испорченный выходной)
Выходя из бухты заметил, несмотря на прохладную погоду (до пляжного сезона у нас ещё далеко), судя по припаркованным машинам многие пляжные домики уже заняты отдыхающими. Тут же в бухте плавают "плавучие бани", весьма распространенный бизнес в многочисленных островных бухтах. В большинстве эти бани представляют из себя парную на понтонах. Люди парятся и прямо из парной прыгают в море. Бани отличаются наличием или отсутствием "комнаты отдыха", и способом доставки. Т.е. есть бани на которые отдыхающих доставляют катером, а есть бани на которые клиентов "загружают" на берегу, а затем буксиром выводят в море. Тут, похоже бани "стационарные", т.е. на них отдыхающих привозят а они постоянно барражируют в бухте. Всё! Мотор заведён, и мы помчались в открытый океан! Мыс Михайловского на выходе с б.Рында На "торце" мыса Михайловского видно ДОТ №205, "Бурный", каменно-бутовой, двухамбразурный, постройки 1940 года, островного сектора береговой обороны (ОСБО) морской базы Владивосток. Появляется мыс Половцева, открывающий бухту Филипповского. На мысе виден береговой противодесантный капонир №13 (455) Владивостокской крепости, постройки 1912 года. Внезапно, (по Приморски), погода ухудшилась. Небо затянуло тучами, стало пасмурно, на море поднялась зыбь, издалека стал наплывать морской туман... В такой обстановке, мы пересекли устье пролива Старка между островами Русский и Попова. На фото трудно увидеть сам пролив. Ну как получилось) Пролив Старка до 1901 г. именовался 15-футовым, затем назван в честь адмирала Оскара Викторовича Старка, бывшего коменданта Порт-Артура (до РЯВ), а затем командующего Флотом Тихого Океана. https://ru.wikipedia.org/wiki/Старк,_Оскар_Викторович Левая стрелка это остров Русский а правая о.Попова, между ними и проходит пролив Старка. Пройдя пролив Старка, на северном побережье о.Попова, видим двухамбразурный ДОТ№211 постройки 1941 г., класса защиты близкий к М-3. Идя далее вдоль острова, подъезжаем к ДОТу который широко известен в узких кругах любителей фортификации. Это трехамбразурный ДОТ №210 на м.Низкий, класса защиты М-3, постройки 1941 г. В 2004 году, этот ДОТ даже попал на обложку польского фортификационного журнала. В живую этот ДОТ увидел впервые, поэтому объехали его со всех сторон и сделал побольше фото. Жаль, но видно, он всё больше уходит в море и, наверное, нашим потомкам для осмотра будет уже недоступен. Если только дайверам)
Возле о.Попова начинаем встречать рыбаков, подальше от города можно безопасно заниматься запрещенным рыболовством) На этом катере ловят рыбу троллингом. Проезжаем о.Попова и плывём к появившемуся о.Рейнеке На продуваем всеми ветрами мысу, кто-то захотел построить домик. Судя по забитым сваям и запасу шлакоблоков, человек настроен решительно) Эта сторона острова необитаема, даже рыбаки перестали встречаться, побережье выглядит мрачно и неприветливо) После Рейнеке появляется таинственный остров Рикорда, окутанный туманами. Но, при подходе, он не такой страшный) Тем более тут живут люди, хотя официально он необитаем) Эти люди занимаются разведением разных морепродуктов, и у них наша первая остановка. При выходе на берег нас встретила милая собака, которая не побоялась зайти в воду. Оказалось что это как бы и не собака, а собака-лиса) В общем, история такова: Пару-тройку лет назад к этим поселенцам из леса пришла искусанная клещами и всякими тварями сучка и родила это создание (потом почему то умерла) Т.к. неизвестных собак на острове вроде нет, все решили что она понесла от лиса, их на острове много. В принципе, такое возможно, лис у нас на островах очень много, а откуда взялась эта самая собака-мама? В общем, история мутная, по повадкам действительно напоминает лису, а местные говорят что она в лесу охотится как лиса, давит мышей. Побольше пофотал это создание, может кто определит так оно или нет) На острове куча соблазнов-морских деликатесов, вот живые гребешки и устрицы пускают пузыри в воде, это они так дышат) Полное ведро живого гребешка, при нас, достали из воды: Прямо с этого ведра нам почистили гребешка. Сырой(парной) гребешок это надо попробовать каждому... Нам к нему дали соевый соус и немного васаби, было очень вкусно. Предлагали более экзотические продукты вроде свежей икры, вытащенной из ещё живых морских ежей, но мы очканули пробовать эту весчь, хотя знаем что она очень полезная) Сообщения объединены, 4 июн 2021 Убил почти день на этот отчёт) Пошёл спать, продолжение следует) Сообщения объединены, 4 июн 2021 Продолжаю) Покинув гостеприимных поселенцев, наетые до отвала сырым гребешком, переезжаем в соседнюю бухту о.Рикорда, где расположен "Домик Художника". Историю про этот домик слышал, но вижу его впервые. По легенде, его построил художник из Владивостока и перевёз сюда свою больную возлюбленную, которой нужен был чистый морской воздух (уж не знаю чем она болела)). Тут они и жили, писали картины, вдвоём в тиши и уединении пока она не умерла. Художник, после этого, куда то уехал. С тех пор, домик заброшен, никто в нём не живёт. На входной двери старая, почерневшая от морского климата, фанерка с надписью: "Домик принадлежит Союзу художников г.Владивосток". Внутри разруха. Покидаем "Домик Художника" и продолжаем путь. Южная оконечность о.Рикорда, туман сгущается. Туман стал настолько густым что мы стали подумывать не вернуться ли обратно? В этой молочной каше между островами легко потеряться, а быть вынесенными в открытое море на такой лодочке нам совсем не улыбалось) Бурно посовещавшись в лодке, посреди воды, двумя голосами против одного, решили не возвращаться, т.к. заехали уже далеко, идти от острова к острову, не теряя визуальный контакт хоть с одним. Вдобавок, сын Кости подключил свой девайс и мы заимели что-то типо локатора) Удаляемся в туман от о.Рикорда, немного жутко) Если честно, в море очень страшно, когда вокруг туман и не видно никакой земли. Но мы хорохорились друг перед другом и виду не показывали) Наконец, в тумане появляется остров Кротова, названный в честь погибшего в 1833 году в Баренцевом море, лейтенанта Василия Кротова. Остров расположен южнее о.Рикорда и отделён от него довольно широким проливом, который мы пересекли в кромешном тумане. Далее острова расположены относительно кучно и мы, повеселев, продолжаем путь. Тем более что большая часть уже пройдена и до нашей цели о.Желтухина остаются считанные мили) Далее, в тумане, появляется о.Сергеева https://ru.wikipedia.org/wiki/Сергеева_(остров,_Приморский_край) Наш путь лежит мимо о.Кротова и о.Сергеева, на юг. Ещё дальше виден о.Моисеева, https://ru.wikipedia.org/wiki/Остров_Моисеева Немного поворачиваем и проходим между о.Сергеева и о.Моисеева И вот вдали появляется из тумана, узнаваемая по фотографиям, пляжная полоса о.Желтухина! Мы доехали! Когда подошли к острову туман над пляжем рассеялся, выглянуло солнце, как будто остров встречал гостей) Пляж галечный а вода изумительной чистоты и прозрачности. Продолжение следует)
Продолжаю. Pfeffer, сразу хочу разочаровать, интересного на острове оказалось мало (кроме природы). Слухи подтвердились, танки и прочую бронетехнику металлисты вывезли почти полностью. Побережье острова изрыто воронками: Некоторые воронки уже заросли: Попадаются воронки с следами горения, на дне воронок зола, видимо, какие то термитные или зажигательные снаряды. Подальше от береговой черты, в лесу обнаружил очень большую воронку, уже превратившуюся в озеро. Судя по диаметру сомнительно что это могла сделать ствольная морская артиллерия, более похоже на авиабомбу. Всякие штуки на пляже: Большое количество разбросанных по острову мишеней (грудных, ростовых, групповых) и пустых цинков, говорит о том что остров, в качестве полигона используют не только корабли но и морская пехота. А это остатки мишеней для корабельной артиллерии: В общем, оставили Костю на "базе" готовить обед, а вдвоём отправились исследовать остров) Пройдя до южной конечности бухты уперлись в непроходимые и красивые скалы: Возвращаясь назад увидели двух парней, один выделывал кульбиты на моторка в море, второй снимал его с берега. На другой стороне бухты немного интереснее. Недалеко от берега лежат гусеницы танков или САУ которые вывезли металлисты. Некоторые траки отдыхающие использовали для очага) Далее обнаружили заднюю бронеплиту Т-34 или СУ-100, или что то подобное) Похоже что привинченная к плите конструкция была прикреплена ещё "при жизни" танка. Интересно что это могло быть? Какой то двигатель на деревянной раме, иероглифы вроде китайские Далее нашли прибившийся к берегу буй с корейскими иероглифами. Немного подальше от берега: В общем, мы убедились в том, что всю технику попилили и вывезли, остались только крошки) Еще несколько фото острова и бежим на обед) Пока мы гуляли Костя приготовил великолепный обед из консервов) Перекусив и немного отдохнув, забираем свой мусор, прихватив ещё с пляжа, сколько могли, и отправляемся в обратный путь. Он намного длиннее чем сюда, потому что пойдём до самого города. Решили, таки, высаживаться в б.Патрокл. И запланированных остановок на обратном пути больше. На карте добавил наш обратный путь жёлтым цветом.. Продолжение следует)
Отличный репортаж.Недумаю ,что мои доходы,и наличие времени позволят посмотреть на эти места в живую в обозримом будущем.Очень интересно.
Продолжаю) На обратном пути возле о.Рикорда более оживленно. Время, после полудня, народ с города подтянулся) Отдыхающие на каменистом пляже разместились возле постройки напоминающей Сборное пулемётное сооружение (СПС), но подходить, рассматривать, не стали, нет времени. Причалили возле памятной таблички, про которую утром забыли) Следующая остановка у наших знакомых поселенцах острова, которые утром кормили нас гребешком, что бы купить свежего гребешка домой. Они как раз чистили очередной деликатес - трепанга, и угостили нас "пятиминуткой" из трепанга. "Пятиминутка" делается просто: Сырой, потрошенный трепанг, обдаётся кипятком, затем режется на кусочки и заливается соевым соусам. "Пятиминутка" готова! Можно ещё добавлять какие ни будь специи, например, нам в "пятиминутку" островитяне выдавили пару головок свежего чеснока, что дополнительно придало блюду пикантной остринки) Впервые увидел Асцидию пурпурную, которую из-за характерного цвета и формы, называют "морским помидором") В данном случае, её высушивают, чтобы затем делать на ней лечебные настойки. Окончательно покинув гостеприимный о.Рикорда направляемся к о.Попова, он уже появился на горизонте. Вернее, появился полуостров Ликандера, расположенный на о.Попова) На подходе к п-ву Ликандера, скала - кекур с названием "Штаны": На полуострове расположена одна из четырёх зон Дальневосточного морского заповедника ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Дальневосточный_морской_заповедник ), но незаметно, по быстрому, полуостров посетить можно) Я планировал высадится у ДОТА №217 и пешком осмотреть группу ДОТов в б.Пограничная, включая полукапонир №01. Но не получилось, успел дойти только до ДОТа№216, затем пришлось вернуться. Стал усиливаться ветер, а это для нашей лодочки очень опасно, поэтому, Костя решил перестраховаться, и продолжать путь без осмотра оставшихся ДОТов. Приложил карту ДОТов в б.Пограничная на о.Попова. Стрелочками обозначен наш путь по воде (жёлтым) и по берегу (красным), т.е осмотрели только два ДОТа(216 и 217) Двухамбразурный, каменно-бутовой ДОТ№217, постройки 1941 г.: Почти бегом перебегаем перешеек полуострова чтоб попасть в б.Пограничная) Трехамбразурный, бетонный ДОТ№216, постройки 1941 г., расположен почти в центре б.Пограничная: Вход в ДОТ забетонирован, что бы избежать его превращения в отхожее место) Пляж бухты Пограничная: На самом перешейке полуострова расположены предупредительные таблички: Дороги острова: Бежим быстрее к лодке, ветер усиливается, Костя торопит по телефону. Продолжение следует)
Продолжаю) Следуя далее, вдоль о.Попова, огибаем мыс Андреева. С южной стороны мыса расположен двухамбразурный , каменно-бутовой ДОТ №217-а, постройки 1941 г. А с северной стороны мыса находится почти такой же ДОТ №214-а. Тоже двухамбразурный, каменно-бутовой, постройки 1941 г. Далее, на берегу бухты Западной появляется посёлок Попова, над ним гора, догадайтесь как называется? Правильно! Это гора Попова))) На горе расположен (если приглядеться, можно разглядеть)) КНП береговой батареи №901. http://fortvl.ru/all/batarei/29-batareya-beregovaya-901.html В посёлке находится заброшенный рыбзавод и частный отель-клуб "Звезда", что то типа базы отдыха. На территории отеля бетонный, трехамбразурный ДОТ№61 "Заноза", класса М-2, постройки 1934 г. Тыльная часть ДОТа засыпана полностью вместе с лестницей и сквозником. Ранее, до постройки отеля, тыльная сторона выглядела так (фото утащено)): http://kfss.ru/content/doty-ostrovnogo-sbo-opopova Делаю ещё несколько фотографий посёлка и бухты и продолжаем путь. На выходе из б.Западная, в её северной части, виден двухамбразурный, каменно-бутовой ДОТ №214 постройки 1941 г. Однотипный с уже виденными на м.Андреева ДОТами №217-а и №214-а. Не могу удержаться, проходя мимо, ещё раз фотографирую колоритный ДОТ №210 у м.Низкий) Подошли ко входу в бухту Алексеева и обнаружили что вход в неё запрещён. Мы знали что в бухте какой то объект Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН (https://www.poi.dvo.ru/ru/about/contacts), но не ожидали что так всё серьёзно) Вот так эта станция выглядит издалека: В общем, немного поспорив, решили не наглеть, да и время поджимало. Поэтому не получилось осмотреть, расположенный в глубине бухты, трехамбразурный, бетонный ДОТ №62 "Аховая", постройки 1934 г. В настоящее время используется как фундамент здания. За не имением своих, фото пришлось стащить) http://wikimapia.org/25730177/ru/ДОТ-№-62-«Аховая» Покинув о.Попова, второй раз пересекаем пролив Старка и приближаемся к о.Русский. А точнее к полуострову Кондратенко, на котором, почти в самой дальней от города точке острова, возле б.Боярин, находится "Резиденция Губернатора Приморского края", так написано на картах. Хотя все местные знают что это Дальневосточная Государственная резиденция. Но все называют это "Домиком Путина", т.к. именно сюда он прилетает на вертолёте (нормальной дороги туда нет) отдыхать, когда находится в Приморье или проездом. Там же президент проводит переговоры и встречи которые не афишируются. Известно что комплекс зданий включает в себя: дом приёмов, гостевой коттедж, главный дом(?) и физкультурно-оздоровительный комплекс. В общем, место секретное, доступа туда нет, ближайшее побережье обнесено оградой, в нескольких метрах от берега, чтоб в зарослях, не очень было заметно. Рыбаки в эту бухточку не заходят и все выглядит нежилым, ни одного человека не видно, хотя заметно чисто выметенный асфальт и вылизанный пляж. Немного жутковато(вдруг снайперы шмальнут)) и мы максимально быстро удаляемся подальше от этого места. Недалеко от "резиденции" подходим к двухамбразурному бетонному ДОТу №203, постройки 1940 г., расположенному с южной стороны м.Средний. Выйти на берег не рискнули, присутствуют предупредительные таблички: Продолжение следует)
Продолжаю, и заканчиваю) Последний пост. На северной стороне м.Средний уже нет никаких угрожающих табличек (от "резиденции" уже далековато)), поэтому причаливаем и осматриваем каменно-бутовый ДОТ №227, постройки 1941 г. Занимательно, пляж возле ДОТа усыпан пустыми устричными раковинами. Может волнами сюда их выбрасывает? А может тут отдыхали любители этих моллюсков) Далее, идя вдоль о.Русский, видим, на южной стороне м.Камень, двухамбразурный, каменно-бутовый ДОТ№230, 1941 года постройки. На следующем мысе видно отдыхающих. Хотя, по ночам, ещё прохладно, эти любители природы и уединения установили палатку, в которой вероятно будут ночевать. Я им завидую) Наконец появляется остров Уши! Несмотря на свои размеры, официально, это остров. https://ru.wikipedia.org/wiki/Уши_(остров) За островом Уши уже виден город, вход в пролив Босфор Восточный и в б.Новик на о.Русский. Вот так выглядит вход в пролив Босфор Восточный с моря: Корабли на рейде Уссурийского залива: Заходим в пролив, вдали, видна ниточка моста, соединяющего материк и о.Русский: В проливе суета, катера, корабли, лодки.... все создают волну, и ветер в проливе сильный... В общем, проход через пролив, был самым тяжким... На входе в пролив проходим Токаревский маяк, одну из достопримечательностей г.Владивостока https://ru.wikipedia.org/wiki/Маяк_Токаревского: А вот так из пролива, выглядит вход в б. Золотой Рог, и в центр города) Несмотря на усталость, подходим к ОРПК №03 на две 76-мм горные пушки, на колесном лафете. Единственный полукапонир, который успели осмотреть. Полукапонир расположен на о.Елена и простреливает пролив Босфор Восточный. Как и большинство объектов прибрежной обороны, постепенно "скатывается" в море... Китайский паром посреди пролива: Подходим к мосту на о.Русский, справа виден посёлок Поспелово на о.Русский: Проходим под мостом на о.Русский. Много раз по нему ездил, мост как мост, но снизу, с воды, это просто монстр) Кстати, одновременно с нами, под мостом проходил кораблик высотой в 7-этажей... (это для масштаба)) Пролив заканчивается, после моста заворачиваем в лево, заходим в бухту Патрокл https://ru.wikipedia.org/wiki/Патрокл_(бухта) Вдоль бухты постройки которые у нас зовутся морскими гаражами. Обычно, это двухэтажное строение. В нижнем "гараже" хранится лодка, оттуда выходят аппарели в море. Верхний этаж - жилой отсек. Там может быть что угодно, всё зависит от финансовых возможностей владельца. К примеру, у моих знакомых там сауна))) Чтоб было понятнее, прикладываю карту как мы заходили в бухту (красная стрелка)) Справа виден секретный полуостров Басаргина, на котором расположен какой то секретный институт (военный) На полуострове расположена батарея №313 Владивостокской крепости (http://ru.esosedi.org/RU/PRI/1000162726/batareya_n313/#lat=43064048&lng=131964880&z=16&mt=1&v=1) Институт, вроде, биологический, но военный..., секретный... Доступа нет. Есть товарищ работающий в охране это места, полуостров осмотрели, батарею, маяк и прибрежные сооружения.. Но институт нет. Там другая охрана, другой режим.. Непонятно, чем там они занимаются. Дело к вечеру, солнце закатывается за горизонт, не могу не сфотать солнечную дорожку.... Вот появляется пляжная полоса бухты Патрокл) Притыкаемся к берегу, начинаем разгружать лодку) Официально, пляж закрыт. Его переделывают в "зону отдыха" администрация города. По факту - забрали у людей ещё один пляж свободного доступа. Но, пока нет заборов, люди едут сюда просто отдохнуть на берегу моря) Ну вот. Как то так...))) Уставшие, мокрые и замерзшие.... Но офигенно довольные..... согреваемся горячим кофё из термоса..... Ждём машину...... От холода у всех сели батарейки в телефонах, и в фотоаппарате) Но мы довольны. Дальше дорогу до дома фотографировать не мог, слишком устал...)))
По опыту работы в ЦНИИМаше, чем большей никому не нужной хернёй занимается институт, тем выше секретность. Это абсолютно серьёзно.