д.Аржаники Гагаринский район Смоленская область

Тема в разделе "Гагаринский район", создана пользователем Wolf09, 12 июн 2021.

  1. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.403
    Спасибо SB:
    122.125
    Отзывы:
    1.962
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Аржаники — деревня в Гагаринском районе Смоленской области России.
    Входит в состав Кармановского сельского поселения. По состоянию на 2020 год постоянное население 1 человек.
    Расположена в северо-восточной части области в 38 км к северо-востоку от Гагарина, в 23 км западнее автодороги Р90 Тверь — Уваровка, на берегу реки Яуза.
    В 22 км севернее деревни расположена железнодорожная станция Обовражье на линии Москва — Ржев.

    Аржаники нанесены на карту Московской Провинции инженер-майора Горихвостова 1774 года.
    На этой карте Аржаники обозначены как Арженики. Таким образом, получается, что в соответствии со словарем Брокгауза и Ефрона, название деревни означает "Подорожник" https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/6171/Арженик
    По другим источникам аржаника - это тимофеевка (В. А. Потто "О степных походах", 1873).
    Также арженики - это хлеб, испечённый из ржаной муки.

    Аржаники1871.jpg

    http://arzhaniki.ru/viewtopic.php?f=7&t=8

    Бой за деревню Аржаники. Константин Самохин

    1070191-3f33c6fe6fe42cbc0947c1904f9866c4.jpg
    Самохин Константин Михайлович

    Родился 14 марта 1915 года в селе Бударино области Войска Донского (ныне — Волгоградской области).
    Выпускник Киевского танкового училища. Член ВЛКСМ с 1928 года, вступил в ВКП(б) в 1933 году.
    Участник Советско-финской войны. 31 января 1940 года получил тяжёлое ранение. Был награждён медалью «За боевые заслуги» (20 мая 1940).
    Начал войну у самой границы в городе Станиславов в 15-й танковой дивизии, также как и Дмитрий Лавриненко. Воевал на БТ-7.
    С сентября по октябрь 1941 года командир роты 2-го танкового батальона 4-й отдельной танковой бригады.
    Отличился в боях под Мценском, а потом и на Волоколамском направлении.
    С октября 1941 года — командир 2-го танкового батальона.

    13 ноября 1941 года в бою за деревни Скирманово и Козлово (Истринский район Московской области) его экипаж Т-34-76 уничтожил 6 танков, 3 противотанковых орудия, 2 миномёта, полевое орудие, 4 пулемётных гнезда, 10 дзотов и до роты солдат противника.
    Экипаж К. М. Самохина находился в бою 20 часов. Пять раз его экипаж выходил на исходную позицию, пополнялись боеприпасами и снова возвращались в бой.
    В этом бою К. М. Самохин получил тяжёлую контузию. За этот эпизод был представлен командованием 1-й гвардейской танковой бригады к званию Героя Советского Союза, однако был награждён только орденом Ленина (27 декабря 1941).

    В начале декабря 1941 года, сдерживая наступление немецких войск, 1-я гвардейская танковая бригада и 8-я гвардейская стрелковая дивизия отошли на новый рубеж обороны Крюково — Каменка — Горетовка, с которого 6 декабря началось контрнаступление под Москвой. Левее занимала оборону 18-я ополченческая стрелковая дивизия, сформированная из ополченцев города Москвы. Немцы начали мощное наступление, особенно на участке 18-й стрелковой дивизии, пытаясь выйти в тыл 8-й гвардейской стрелковой дивизии и 1-й гвардейской танковой бригады. Бросив в атаку против 18-й стрелковой дивизии большое количество танков, мотопехоты, противник занял населённые пункты Шеметково и Надовражино. Обеспечивая поддержку атаки частей 18-й стрелковой дивизии, группа К. М. Самохина из 7 Т-34 внезапно обрушилась на позиции противника в Надовражино. Экипаж К. М. Самохина уничтожил 5 танков, 6 самоходных орудий, 50 мотоциклов и до 100 солдат и офицеров. Подошедшие из Турова и Дедова немецкие танки намеревались контратаковать, но К. М. Самохин вовремя ускользнул из подготовляемого кольца, и немецкие танкисты, потеряв ориентировку, долго и интенсивно обстреливали друг друга: «Вот тут-то мой Самохин и показал им, что такое военная хитрость — артистический манёвр!.. Они лупят друг друга, а Самохин добавляет, а Самохин — добавляет — то одному, то другому!..» Группа К. М. Самохина вернулась на свой сборный пункт без потерь.

    1070193-31b2eccbc62e57def8390534d05cb658.jpg
    Самохин Константин Михайлович (слева)

    Генерал-майор М. Е. Катуков отмечал в своей статье «Искусство побеждать врага», опубликованной в «Комсомольской правде» 21 июня 1942 года:

    Большую роль в войне играет учёт психологических факторов. Важно уловить момент, когда в сознании противника наметится моральный надлом. 2—3 декабря в бою в районе Бакеево был отмечен, на первый взгляд, малозначительный эпизод: 3 наших танка пошли в контратаку, немцы обратились в паническое бегство. Надо учесть, что это было в период, когда немцы ещё наступали. Мы проанализировали этот эпизод. Были возможны три варианта: либо немцы шли на провокацию, заманивая нас в ловушку, либо на этом участке находилось нестойкое вражеское подразделение, либо, наконец, немцы стали выдыхаться. Послали к пункту В. группу в 8 танков под командованием лихого танкиста Самохина, немцы дрались вяло, допуская грубые тактические ошибки. Стало окончательно ясно, что в рядах противника, в связи с затяжной операцией, возникло замешательство.

    В декабре лейтенанту К. М. Самохину было присвоено звание гвардии старший лейтенант, а в конце февраля 1942 года — гвардии капитан.

    https://smolbattle.ru/threads/Танкисты-РККА.54155/page-32

    23 февраля 1942 года в деревне Аржаники произошел бой, в котором погиб один из первых танковых асов Красной армии – Константин Самохин.
    Поисковая группа «Рейд» на протяжении нескольких лет ведет сбор информации об этом бое и судьбе лейтенанта Самохина.

    Samohin.jpg

    В 00:30 боевая группа, в которую входили танки, ворвалась в северную часть деревни по санному пути.
    В течение часа северная часть деревни была зачищена от немцев, при этом многие дома загорелись. На юге деревни немцы удерживали большую часть домов, для их ликвидации в нашу группу прибыл танк Константина Самохина, который проехал через всю деревню, стреляя на ходу. Наша пехота ввиду сильного огневого сопротивления немцев смогла достичь только середины деревни, и Самохин на танке вернулся на исходные позиции, где горели дома, и танк был виден. Немцы смогли выкатить полевую гаубицу калибра 105 мм на деревенскую улицу и тремя выстрелами, один из которых был кумулятивный, подбили танк, и скорее всего, убили всех, кто в нём находился. После этого они открыли огонь по северной стороне деревни, там, где находились позиции нашей боевой группы. Наши части под утро были вынуждены оставить позиции в деревне и отступить на опушку леса восточнее Аржаники, где был создан наш опорный пункт.

    Основным источником информации для этого описания служит отчёт командира 3 дивизиона 74 артполка 2 танковой дивизии вермахта. Этот документ был обнаружен и переведён исследователем Сергеем Медведевым в 2016 году. В этом отчёте естественно не указана фамилия командира танка, погибшего в Аржаниках. Только получив в ЦАМО учётно-послужную карточку Самохина, нам удалось выяснить, что он погиб 23 февраля 1942 года, а не 18 февраля, как это указано в ОБД Мемориал.
    В немецком отчёте записано, что после того, как русские отступили, на поле боя осталось 70 погибших бойцов, о том, где они похоронены записей нет. На основании опыта работы поисковой группы «Рейд» в урочище Быково, где был всесторонне исследован бой, произошедший 27.01.1942 можно сделать вывод, что, как правило, после боёв немцы собирали по округе погибших солдат РККА и стаскивали их в воронки, после чего воронки засыпались. Насколько нам известно, в том числе из бесед со старожилами деревни такого рода захоронений в деревне обнаружено не было. Основная сложность в обнаружении останков бойцов заключается в том, что деревня Аржаники активно застраивалась в последние 30 лет, а среди строений, заборов и других следов хозяйственной деятельности обнаружить провал в грунте не удалось.

    В 2008 году поисковый отряд Рейд установил памятный знак в виде лобового листа брони танка Т-34 с информацией о потерях 1-ой гвардейской танковой бригады в феврале 1942 года. В это же время была обследована центральная часть деревни, где Сергей Гуторов показал на своем огороде несколько рваных листов брони от тридцатьчетверки, а на деревенской улице удалось обнаружить место гибели танка.

    В южной части деревни в 70-х годах прошлого века был сооружен обелиск как памятный знак на месте гибели Константина Самохина, о чем на пирамидке была сделана запись.
    Поисковый отряд «Рейд» просит откликнуться всех, кто знает о том, что было на месте братской могилы в Аржаниках до 1970 года.

    В том случае, если до 1970 года это место уже являлось братской могилой, может быть с деревянной пирамидкой, которую соорудили похоронные команды ещё во время войны, то тогда версия о том, что в этой могиле находятся останки Самохина имеет право на существование. Наиболее вероятная версия местонахождения останков Самохина — это засыпанная воронка где-то на границе огородов исторической части деревни Аржаники.

    IMGP4369.jpg

    shema-tankov-1gv.tbr.jpg

    III дивизион 74 артполка КП дивизиона 4.3.1942

    Тема: боевое донесение о прорыве вражеских танков в Аржаники 23.2.1942

    Дивизион направляет в полк прилагаемый отчет:

    Вскоре после полуночи 23.2.42, около 0.10 ч. с передового НП 8-й батареи (лейтенант Шульц), расположенного около южной ж/д насыпи (рядом с отм. 226,2), мне было доложено, что 2 вражеских танка пробились через линию нашей обороны и проследовали в направлении деревни Аржаники. Немедленно по получении этого известия я поднял по тревоге все расчеты, так или иначе задействованные в противотанковой обороне:

    Опорный пункт 8,8 зенитных орудий (северный санный путь).

    Передовой опорный пункт тяжелых полевых гаубиц с 2-см зенитными пушками (юго-восточная окраина).

    Огневые позиции 8 батареи.

    Огневые позиции 9 батареи.

    Вследствие отказа 8,8 см орудий вражеские танки смогли беспрепятственно достичь северного санного пути и северного входа в Аржаники. Около 1.00 ч. первый танк, стреляя из всего бортового вооружения, проехал по деревенской улице до южного выхода и вскоре вернулся обратно на север, к санной дороге.

    Между тем, наши части, расположенные в деревне, согласно приказу заняли свои оборонительные позиции, заранее изученные во время неоднократных учебных тревог; также было донесено, что враг общими силами 6 танков и около 100 человек пехоты, одетой в зимние маскхалаты, находится на северном въезде в деревню. Чтобы выяснить причину непонятного молчания 8,8 см орудий, я послал к ним лейтенанта Хоэнэггера, вооруженного ракетницей (чтобы обеспечить целеуказание в столь тёмную ночь). Как выяснилось позже, он был отрезан танками, но в итоге ему удалось пробиться к своим в северную часть деревни.

    Одновременно с этим я отдал приказ обер-лейтенанту Кнаппу и вахмистру Эггерту во что бы то ни стало и как можно быстрее подтянуть стоящую на южном выезде легкую полевую гаубицу и выставить ее на позицию таким образом, чтобы можно было вести огонь вдоль деревенской улицы, простреливая ее вплоть до северного выхода. После примерно одного часа работы удалось, наконец, выкатить гаубицу с ее прежней позиции и расположить согласно приказанию.

    Между тем, (около 3.00 ч.) враг силами трех танков и около дюжины пехотинцев достиг середины деревни, в то время как остальные 4 танка продолжали стоять на северном санном пути. Таким образом, оборона деревни разделилась на два участка.

    Когда вражеские стрелки, используя огневое прикрытие танков, попытались просочиться в южную часть деревни, они попали в свет горящих домов и собственных осветительных ракет. Поэтому я отдал расчету легкой полевой гаубицы приказ на открытие огня (на ее огневой позиции я находился уже около получаса, после того, как последняя линия связи внутри деревни и с командиром 1 батальона 2 полка была разорвана) – в первую очередь, по танкам, предваряя каждый новый выстрел выкриком-предупреждением, для того, чтобы уменьшить риск собственных потерь.

    После 3 попаданий (2 снаряда с ударным взрывателем и 1 кумулятивный), танк был выведен из боя; дальнейший огонь по вражеским стрелкам на деревенской улице имел отличный результат. Два танка, стоявших чуть позади первого, и недосягаемые для огня гаубицы, начали отход в темноту, таким образом, первая атака врага была отбита.

    Один из этих двух танков осветил огневую позицию 8-й батареи фарой и начал ее обстреливать из пушки и пулеметов. Другой остановился на слегка возвышенной северо-восточной окраине и вел по деревне систематический огонь.

    Левофланговое орудие 8-й батареи открыло огонь по танку, стоящему на северной зимней дороге, ориентируясь на пламя его выстрелов. Этот танк был уничтожен 2 выстрелами. Это орудие сразу же брало под огонь любое движение, распознанное на северной дороге.

    Губительное и моральное воздействие нашего огня заставило противника окончательно отказаться от своего предприятия. Бросив пехоту, танки скрылись в лесу восточнее Аржаников. Обратившиеся же в бегство стрелки попали под губительный фланкирующий огонь пулеметов и винтовок роты Шайнпфлуга (с позиций реактивных минометов), а также под огонь пусковых установок 1 роты 38 саперного батальона (капитан Циммерман).

    Одновременно с бегством противника из деревни я поспешил на передовую огневую позицию тяжелой полевой гаубицы, вблизи которой находился НП 9-й батареи. Отсюда я руководил огнем выдвинутой на прямую наводку гаубицы и огнем армейских зенитчиков который они вели по противнику, отступающему в направлении опушки леса, орудия 9-й батареи вело огонь с закрытой позиции. Выстрелы 9-й батареи, которая вела огонь их трех стволов, ложились кучно, частично поражая цель.

    В 6:30 утра вражескую танковую атаку на Аржаники можно было считать отбитой.

    Потери врага: 3 танка (один из которых был подорван нашим смелым ефрейтором-танкистом, после того, как танк потерял подвижность) и около 70 убитых (в основном поражены артиллерийским огнем).

    Примечания: по итогам этой ночи оборона Аржаников разделена на 2 участка:

    Участок 1 (юг) – командующий – командир размещенного там батальона

    Участок 2 (север) – командующий – командир 1 роты 38 саперного батальона.

    Все противотанковые средства остаются в моем непосредственном подчинении.

    КП полка 6.3.42

    https://pgreid.ru/arzhaniki/

    Репортаж по ТВ о братском захоронении в Аржаниках

     
    Последние данные обновления репутации:
    PaulZibert: 1 пункт (Спасибо за интересную тему!) 15 июн 2021
    PaulZibert, Юлиа, Любовь Н. и ещё 1-му нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     

Поделиться этой страницей