Красота русских эмалей

Тема в разделе "Бытовая утварь", создана пользователем Wolf09, 24 май 2021.

  1. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.221
    Спасибо SB:
    121.603
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Чернильный прибор с двумя чернильницами, песочницей, стаканчиком для перьев и подсвечниками. Москва (?). Конец XVII-начало XVIII в. / Эрмитаж.

    DHp_hv7Rkss.jpg

    Чернильница настольная с песочницей.
    Период создания: XVII в., вторая половина
    Материал, техника: медный сплав, эмали цветные, литье, эмалирование, монтировка
    Размер: 13×5х6 см.

    _yysDo7oUSE.jpg

    Чернильница настольная с ящичком для песка.
    Период создания: XVII в., вторая половина
    Материал, техника: медь, эмали цветные, литье, пайка.

    TDiN1WNoc2Y.jpg

    Чернильница настольная.
    Период создания: XVII в.
    Материал, техника: медный сплав, эмали цветные, литье, эмалирование
    Размер: 8×7х6,7 см.

    kL2VWddij14.jpg

    Чернильницы разных размеров из музейной экспозиции, 18 век.

    bB2eFFaX0pg.jpg

    Пряслица с эмалями 17-18 века.

    BxfyVuZtGFo.jpg DNGYgZsiXhk.jpg

    Гребень с эмалью, 18 в.

    2aEDtO9wYW4.jpg

    Гребень 19 века.
    Украшен синей эмалью и надписью "Ах Скучно Молодцу, Дай Расщешусь"

    Bc3pzaaoKVk.jpg

    Гребень 18 века с изображением пегасов, два цвета эмали.

    kE7nHFzB5Hc.jpg

    Гребень-бородочес 18 в. Два цвета эмали.
    Чиста и реставрация: Александр Рубашкин

    UZFb1QIiMpo.jpg

    Чернильница подвесная.
    Период создания: XVII в., вторая половина

    6PhZvM8K7ys.jpg

    Чернильница подвесная.
    Период создания: XVII в., вторая половина
    Материал, техника: медный сплав, эмали цветные, литье, эмалирование
    Размер: 6×5х2 см.

    hxF4nY5aqjI.jpg

    Чернильница подвесная.
    Период создания: XVII в., вторая половина
    Материал, техника: медный сплав, эмали цветные, литье, эмалирование
    Размер: 6×5х2 см.

    i5E-yZNpz9c.jpg

    Чернильница с эмалью, 17 в.

    4vaBBJk-D_w.jpg

    Чернильница с эмалью начала 18 века.

    zHA2Z987oBU.jpg

    Чернильницы с эмалями 17-18 вв.

    adsYmMT6J6Q.jpg

    NvL5AUXCU00.jpg

    Чернильница с эмалью. 18 век.

    p-JcsnFDMnU.jpg

    Чернильница 18 в.

    _kqzeyyv08I.jpg

    Чернильницы 17-18 в.

    0uF9a9CGxPc.jpg

    Чернильница подвесная и перница XVIII в.
    Бронза, эмаль, литье, выс. 5 см.; шир. 5 см.; дл. пенала 15 см

    PZLObUfiv2g.jpg

    Чернильница четырехугольная с припаянным к ней пиалом.
    Россия, XVII в.

    l8fAu2QaGag.jpg

    Штамп-колесико для переплетных работ, шильце и ременные пряжки 17 века
    Из экспозиции ГИМ.

    OjC1I7Qa4RE.jpg

    Трутница 18 века найдена в Карелии

    Z4iAaDTG86w.jpg

    Трутница 18 века, украшенная эмалями.

    7arIw1PVoT8.jpg

    Кропило. г. Великий Устюг. ХVII в.
    Медь, литьё, эмаль по скани, скань. 18,5 х 2,6 х 2,6 см.
    Кропило — приспособление для разбрызгивания святой воды во время богослужения, разновидность церковной утвари.

    dUwcmfH23bY.jpg
    Ременные пряжки с эмалями, 17 в.

    eRJOi2Mf_6E.jpg

    52upDtrfkzY.jpg

    tJG2-uZS_no.jpg

    Поясная пряжка с эмалями, 17 в.

    -5Egx7jk6ZY.jpg

    DdAQiRKGXTI.jpg

    Русские поясные пряжки 17 века.
    Работы по расчиcтке производил Александр Рубашкин

    wnEb0gAwwRM.jpg

    Красота русских эмалей 17-18 вв.
    Расчистка и реставрация Александр Рубашкин

    tXpG9qx0vg4.jpg

    Чарка XVII века
    Материал, техника: Медный сплав, эмали цветные, литье, пайка, эмалирование
    Размер: 2,5 х 7 х 3 см.
    Место хранения: Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
    Описание: сосуд полусферической формы на низком кольцевом поддоне, с фигурной ручкой-пелюстью. Тулово разделено на четыре доли и украшено эмалевыми цветами крина с завитками и треугольными зубчиками. Мишень и ручка украшены цветными эмалями.

    yeFa35ICC30.jpg

    Чарка, конец XVII века
    Место изготовления: Сольвычегодск
    Материал: Серебро, скань, расписная эмаль
    Размеры: 9,7 × 7,2 × 2,2
    Место хранения: русский музей
    Описание: Пост. в 1917 из собрания М. П. Боткина

    XKrCIc4WlCM.jpg

    Чарка XVII века
    Материал, техника: медный сплав, эмали цветные, литье, гравировка, пайка, эмалирование
    Размер: 3 х 6 х 3 см.
    Место хранения: Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник
    Описание: Тулово в виде полусферической чаши на высоком поддоне с фигурной ручкой.
    Тулово украшено поясом гравированного орнамента; на внешней и внутренней стороне стенок , на мишени и на ручке эмалевый орнамент.

    xOdMBwyQRUc.jpg

    Чаша конца XVII века
    Материалы: Серебро, скань, расписная эмаль
    Размеры: Высота — 4; Диаметр — 15,5 см
    Место изготовления: Сольвычегодск.

    7hz1SBTesmM.jpg

    Серебряная сольвычегодская тарелка 17 века, расписные эмали.

    cs_vKAZSMec.jpg

    Чаша и корчик,17-й век
    Сольвычегодск.

    7pdeswLzJIs.jpg

    Серебряная тарелка с расписной эмалью.
    Россия, Сольвычегодск, 17 в.

    C6hCBQSsnPs.jpg

    Русская серебряная тарелка с расписной эмалью, 17 век.

    1tMad9Ua1L4.jpg

    Сольвычегодский корчик 17 века.

    SijQfg8sw90.jpg

    Серебряный стакан с сольвычегодскими эмалями, 17 в.

    9jy40fHcHkk.jpg

    Стакан из Великого Устюга
    конец XVII в.

    GeShf3uPy34.jpg

    Братина18 века в интерьере
    Место производства: Россия, Урал
    Материал: латунь, чеканка, разноцветная эмаль, Высота 12 см

    7pVpm0esDeg.jpg

    Поднос 18 века.
    Материал: медно-бронзовый сплав, 4 цвета эмали
    Место производства: Россия, Урал

    xtQ9Ohcg3Q0.jpg

    Ларец 17 века. Великий Устюг.
    Размер 27.5 × 29.4 × 28 см

    geQADmlUq5g.jpg

    Ларец и чернильный прибор 17 века.
    Эмаль, Сольвычегодск.

    qdIBLAvzLgE.jpg

    Ларец серебряный, золоченый, украшенный расписной эмалью.
    Сольвычегодск. Конец 17 века.

    GInRtzZDYn4.jpg

    Ларчик. 17 в. Сольвычегодск.
    Серебро, расписные эмали.

    KC_GUe9n8UE.jpg

    Ладаница. XVIII в.
    Великий Устюг.

    rp_4WLAXZfU.jpg

    Эмалевые обоймицы от рукояти ножа 18 века.

    N24oeJNxais.jpg

    D2uYQSNY8S0.jpg

    Ножи 18 век.

    r8xsCJYFeaE.jpg

    Imb8Uubgz0Y.jpg

    x1GHZ9Y6j-4.jpg

    QXxg1eBO6lM.jpg

    Vr1Bm6txr28.jpg

    Столовые приборы,17-й век,
    фото 1 сольвычегодские, фото 2 великоустюжские.

    BwS600dF2w8.jpg

    Столовые приборы с рукоятками, декорированными сольвычегодскими эмалями, 17 век.

    hUg23WvyDJQ.jpg

    Напрестольный крест 18 века, Великий Устюг.
    Медный сплав, скань, эмаль, золочение.
    Экспозиция Музея Рублева.

    nDaSF3-1GIM.jpg

    Натюрморт от Александр Рубашкин

    NbVKSZv1JNc.jpg

    Находка Вячеслав Луценко
    "Свадебный" перстень с изображением пары - женщины и мужчины.
    Два цвета эмали, 18 век.

    DH1xC6rQZl4.jpg RmBDVLqs_jo.jpg

    aPgk6vMNAiU.jpg

    Русские серьги с расписной эмалью 17 века.

    Nmu0flL52iQ.jpg

    wasg-SeAEFA.jpg

    dkWxJJbDhNc.jpg

    Русские серьги 17 века.
    Серебро, 4 цвета эмали, речной жемчуг.

    em_PVgzpzLU.jpg

    Флакон и подвески-ароматницы.
    Сольвычегодск. Конец XVII в.
    Русская эмаль XII- начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа.

    Kzu6mKK5xPw.jpg
     
    Последние данные обновления репутации:
    PaulZibert: 1 пункт (Спасибо за тему!) 24 май 2021
    Себастьян Перейро: 1 пункт (Спасибо за материал !!!) 28 окт 2023
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    palexa1 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    27 авг 2020
    Сообщения:
    218
    Спасибо SB:
    743
    Отзывы:
    22
    Страна:
    Lithuania
    Из:
    Kaunas
    Интересы:
    нумизматика
    Спасибо!! Отличная тема!
     
    Юниор, WildWind и Wolf09 нравится это.
  4. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.221
    Спасибо SB:
    121.603
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Поморское литье: Неповторимые краски русской эмали из Выговской обители

    vygovsk.jpg
    Образцы выговской христианской металлопластики XVIII - XIX вв.

    Необъятные, богатырские просторы севера европейской территории нашей Родины, неизменно дарят радость общения с многообразным народным искусством, среди которого достойны восхищения произведения мелкой литейной пластики, украшенные эмалью.

    vygovsk-000.jpg
    Изображение Выговской обители (фрагмент настенного листа «Родословное древо Андрея и Семена Денисовых», начало XIX века)

    Распространение литейной продукции охватывало громадную территорию Русского Севера, в которую входит теперешняя Карелия, север Архангельской области и Республика Коми.
    В 1695 году беглецы из новгородских приделов основали старообрядческий монастырь в бассейне реки Выг, бывшей Олонецкой губернии, среди нехоженой тайги и болот.

    vygovsk-06.jpg
    Дом большака в Выговской пустыни.

    Вскоре в монастыре возникло литейное производство.

    «...понеже пустынножители прияша обычай... кресты медные лити с древних образцы...» — дошло до нас послание одного из основателей пустыни.
    «...новгородец посадский человек Василий Евстратов... льет медные створы в лицах образов с племянником своим...» — писал очевидец.
    Свидетельство его дает повод полагать, что мастера работали небольшими артелями, в которых не было разделения труда; замысел художника находил естественное продолжение в мастерстве литейщика.
    Выговские мастера любили изображать святых, почитаемых в новгородских землях. Здесь Парасквва Пятница, Флор и Лавр, Георгий и Никола Чудотворец.
    Часто для этого использовали излюбленную композиционную схему времен расцвета новгородского искусства; располагали персонажи стоящими в ряд, наделяя их чертами, взятыми из народной жизни.
    Выговского мастера мало смущали пропорциональные несоответствия в фигурах персонажей. Его святые — это люди, взятые из реальной жизни, на внешний облик которых наложил отпечаток физический труд.
    Они коренасты, угловаты, но всегда простодушны и искренни.
    Расцвет литейного производства приходится на тот период, когда настоятелем монастыря стал Андрей Денисов (1716—1730), получивший прекрасное по тем временам образование.

    vygovsk-0511.jpg
    Крупный трехстворчатый складень, Выговск, XIX в.

    vygovsk-0522.jpg vygovsk-0533.jpg

    vygovsk-0544.jpg

    Много путешествуя по России по делам пустыни, он завязывает деловые отношения с купечеством, промышленным людом, влиятельными особами в Москве и Петербурге, изучает произведения национального русского искусства. Благодаря поездкам А. Денисова выговские литейщики были ознакомлены с новейшими направлениями русского искусства того времени.
    Выговские художники теперь значительно больше внимания уделяют изображению фигур, их пропорциям, прорисовке лиц, разработке складок одежды.
    Тогда же выговские мастера начинают «наводить финифть». Техника нанесения эмали на поверхность изделия была самой разнообразной: наводка эмали по типу перегородчатой, где роль перегородок выполнял тонкий растительный или геометрический мотив, нанесение белых и цветных точек по одноименному фону, вплавление одного цвета в другой без резко обозначенной границы и т. п. В работе с эмалью выговские мастера достигли подлинной виртуозности.

    vygovsk-0333.jpg

    vygovsk-044.jpg


    К середине XVIII века выговские мастера достигают высочайших профессиональных навыков; изделия их к этому времени приобретают не только художественное, но и техническое совершенство.
    Литье отличается тонкой отливкой, прекрасной формовкой, тщательной отделкой. Это было время расцвета так называемого поморского литья, просуществовавшего до середины ХIХ века.

    vygovsk-02-11.jpg
    Складень «Девятифигурный Деисус», XIX век.

    vygovsk-02-22.jpg vygovsk-02-33.jpg

    Искусство «мастеровых людей медников», согретое душевным теплом и мудрым прикосновением чутких рук‚ — наше достояние, частица духовной жизни современного человека, еще одно свидетельство извечного стремления нашего народа к добру и красоте.

    Автор: А. Прокофьев

    Источник: https://kulturologia.ru/blogs/160518/38967/


    ИЗДЕЛИЯ СОЛЬВЫЧЕГОДСКИХ МАСТЕРОВ

    В Древней Руси широкое распространение получили украшения из эмали. Техника их изготовления была заимствована из Византии.
    На Руси эмали называли еще финифтью (от греческого слова «фингитис»).
    Самое первое упоминание о русской финифти встречается в Ипатьевской летописи
    (1175). Эмалями украшали предметы церковного обихода, серебряные и золотые
    ювелирные изделия, головные уборы, царские регалии, металлическую посуду,
    оружие, предметы быта.

    Эмаль – это прочное стеклообразноепокрытие, которое наносится на металлический предмет и закрепляется обжигом.
    Она может быть окрашена в разные цвета окислами металлов. Молочно-белый цвет, например, получается при добавке к расплаву стекла окиси цинка, а желтый – окиси железа. Окись меди окрашивает эмаль в бирюзовый и зеленый цвета, магнезия – в лиловый, золото и свинец дают богатую гамму оттенков красного.
    Серый, стальной и черный цвета получают, используя в качестве добавки иридий.
    Существовали различные способы нанесения эмали на металлическое изделия, но наибольшее
    распространение на Севере получило изготовление перегородчатых и живописных эмалей.
    Техника создания перегородчатой эмали такова. По контуру рисунка на изделии выкладывают тонкие металлические пластины или ленты, поставленные на
    ребро. Получаются закрытые со всех сторон ячейки, которые мастер заполняет эмалями разных цветов. Затем изделие обжигают. Получается узор яркой мозаичной раскраски.
    У этого узора цвет звучный, чистый, без оттенков. Глубиной цвета и блеском эмаль может поспорить с драгоценными камнями.
    В середине XVII в. появилась новая техника финифти – живописная.
    Сводилась она к тому, что эмалевые изделия перед обжигом расписывали особыми огнестойкими красками.
    Наиболее заметных успехов в этой технике добились сольвычегодские мастера. Живописные эмали Сольвычегодска в древних описях и документах получили название эмалей «усольского дела». (В XV–начале XVI в. город назывался Усольском – по реке Усолке, впадающей в Вычегду.) Вместо дорогостоящих серебра и золота мастера использовали медь, что значительно удешевило изделия и позволило расширить их ассортимент.
    Такие предметы охотно раскупались людьми разных сословий.

    1.jpg 2.jpg

    На Севере изготовлением перегородчатых эмалей славились мастера Вологды, Великого Устюга, Сольвычегодска.
    Характерными для их работ цветами были синий, голубой, желтый, зеленый.

    Еще в XVI веке Сольвычегодск –крупный торговый узел Московского государства, стоящий на торговом пути из Архангельска в Сибирь, где, благодаря большому количеству торговых людей быстро возник спрос на продукцию художественных ремесел. Купцы Строгановы организовали в Сольвычегодске мастерские, в которых работали первоклассные живописцы, серебряники и прочие. Искусство ювелиров Сольвычегодска было хорошо известно в Москве – усольских мастеров вызывали для работ в Московском Кремле и соборах Москвы. Развитию художественных ремесел в вотчинах Строгановых способствовали не только вкладываемые в это дело денежные средства, но и то, что Строгановы вели разработку рудников на Урале, где добывали олово, медь, свинец, железо и другие металлы.

    Квалифицированных работников Строгановы выписывали из других городов (Москвы,
    Ярославля) и государств (Германии, Голландии и др.)
    Для сольвычегодских изделий конца XVI века характерен орнамент из трав с широкими, плавно вьющимися стеблями синей эмали, с фигурными листьями голубой и зеленой эмали в сканных обрамлениях. Эти приемы часто встречались в убранстве предметов церковного обихода.

    В последней четверти XVII века сольвычегодские эмальеры и мастера других городов стали применять роспись по эмали. Усольские эмали безошибочно можно отделить от изделий других русских художественных центров конца XVII века.

    Белый фон покрывает почти всю поверхность изделия, на фон особым приемом тонкой штриховки, напоминающей гравюру на дереве, наносят росписью крупные цветы тюльпана, ромашки, василька, подсолнуха в желтых, красных, синих и розово-лиловых тонах с прожилками черной эмали.
    В растительных узорах сольвычегодских мастеров доминируют цветы тюльпанов разных форм и расцветок – этот цветок был в моде в декоративном искусстве России и Европы XVII века.

    Кроме цветов на изделиях нередки изображения птиц и животных, юношей и девушек, многофигурных композиций на темы притч, аллегорические изображения знаков зодиака, времен года и проч. Для обрамления отдельных эмалевых клейм, цветков и проч. усольские мастера применяли сканные жгутики (скань в сольвычегодских изделиях в основном имела служебное значение). Наиболее интересные и сложные сюжетные и орнаментальные изображения встречаются на чашах, поверхность которых давала возможность развернуть большие композиции.
    Дно и край чаши обычно окаймлялись рядом синих эмалевых кружков в сканной оправе или просто толстым сканным золоченым жгутом.

    Снаружи поверхность чаш никогда целиком не заливали эмалью, а украшaли отдельными крупными эмалевыми клеймами в сканных обрамлениях, с яркими живописными изображениями.
    Усольские эмали были настолько хороши по своим художественным качествам, что получили широкое применение в быту царского и патриаршего дворов XVII века.

    111.jpg 222.jpg 333.jpg 444.jpg

    В начале XVIII века эмальерное искусство Сольвычегодска приходит в упадок.
    Это связано с падением экономического значения города.
    Открытие Ирбитской ярмарки, смещение Сибирского торгового пути в Великий Устюг и другие события XVIII века окончательно разорили Сольвычегодск.
    Несмотря на это традиции сольвычегодских эмальеров еще долго сохранялись в городе, хотябольшинство мастеров изготовляли эмали на меди т.к. после распада строгановских мастерских в XVIII веке эмальерам перестали поставлять серебро, и они были вынуждены пользоваться услугами скупщиков, которые снабжали их медью и эмалью, привезенными из Архангельска.

    В 20-40-х гг. XVIII века в Сольвычегодске еще насчитывалось значительное количество опытных эмальеров, которых, как свидетельствуют документы, даже вызывали для работ в Москву, как, например, Яков Григорьевич Попов или Никита Буравкин.
    Во второй четверти XVIII века в Сольвычегодсве все реже встречаются расписные эмалевые изделия – им на смену приходят одноцветные эмали с серебряными накладками.

    В этом случае одноцветная (белая, синяя, зеленая) эмаль накладывается на тонкую листовую красную медь, сплошь покрывая внутри и снаружи медный предмет. Покрытие эмалью и обжиг повторялись несколько раз, пока поверхность предмета не становилась ровной и гладкой.

    На последний, еще не обожженный слой накладывали вытесненные по матрице из тонкого серебряного листа изображения: галантные сценки, фигурки животных и птиц, пейзажи, орнамент. При последнем обжиге предмета накладки вплавлялись в эмаль.

    Для получения более высокого рельeфа использовался прием двойного наложения – в этом случае орнаменты или изображения сначала чеканили на медной пластине, затем покрывали всю поверхность однотонной эмалью, на рельефы накладывали тисненые узоры из фольги или тонкого серебряного листа, а потом уже изделие обжигали.
    Серебряные накладные изображения иногда покрывали сверху слоем цветной прозрачной эмали.

    В 1760-х гг. изделия с серебряными накладками изготовляли Егор Чевыкалов, Петр и Михаил Поповы, Лев Силкин и др.

    Среди прочих изделий Строгоновских мастерских того периода известно производство восьмигранных панагий в обоймицах с перегородчатой эмалью.
    Подобные изделия входили в состав коллекции финифти и эмалей графа Уварова А.С (Каталог собрания древностей курганы-иконы-финифть стр.184-185).
    Так под номерами числятся следующие изделия: «№7 Панагия – Святая Троица, резная из дерева в финифтяном обронном на меди восьмиугольном окладе: по белому фону травы голубая, зелёная и жёлтая; по сторонам не совсем правильного рисунка дробницы, состоящие из репьёв тёмного цвета с жёлтыми крапинами средины, залитой, в подражание драгоценным камням, голубою и зелёною смальтою.
    Выш 1 и 1/8 вершка.

    4784730.jpg

    №8 Панагия – живописное изображение Св. Николая в таком же финифтяном окладе.

    9224573.jpg

    №9 Панагия – литое медное изображение Спаса Милостиваго с двумя Святыми у Его ног, в таком же финифтяном окладе.
    Фон самаго образа покрыт голубою смалтою (видимо так описывается образ Спаса Смоленского)

    s6451923.jpg

    №10 Панагия – живописное изображение Нерукотворного Спаса в медном финифтяном обронном осьмигранном окладе, такого же размера как и предыдущия.
    Травы выведены тёмною и зелёною финифтью по зелёному фону. (Это единственное фото панагии из каталога Уварова)

    s3798326.jpg

    Панагии из собрания Архангельского краеведческого музея, датируемые 18 веком.

    1.jpg
    2.jpg

    http://mednolit.ru/forum/4-3909-1
     
    Dolphin, Lescha, Юлиа и 7 другим нравится это.
  5. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.221
    Спасибо SB:
    121.603
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Среди посуд столовых, или питейных, особое место занимал ковш, один из самых древних на Руси сосудов.
    Он был известен уже в Х веке и по своей форме напоминал и ладью, и птицу. Ковши могли быть круглые и овальные, со сферическим дном и плоской ручкой-полкой, большие и малые.
    Золоченные, чеканные, обсыпанные жемчугом, они были предметом гордости и свидетельством богатства своих хозяев.


    83962931_large_1329318526_v8kd3f5u.jpg

    83962933_large_1329318531_nvrvxeio.jpg

    83962752_large_1329318547_hoytgg4q.jpg

    83962932_large_1329318530_6xxbcuji.jpg
    83962935_large_1329318523_9apkjuav.jpg
    Самой изысканной питьевой посудой у русских на протяжении долгих веков считалась чаша.
    Имея округлую форму с расширенными кверху краями, она могла быть украшена рукояткой или намостками, скобами, кольцами.
    Возможно, когда-то чаша означала и питейную меру. Из чаш «пили здоровье» почитаемого человека.
    Отсюда и выражения: «государева чаша», «патриаршая чаша», «боярская чаша» и даже «чаша богородицына».
    83962936_large_1329318546_obprslzg.jpg

    83962938_large_1329318549_cvofljet.jpg

    83962939_large_1329318553_5h3sif6q.jpg

    83962940_large_1329318556_6mxujwuz.jpg

    83962948_large_1329318600_ptd1ed8x.jpg

    83962946_large_1329318591_t2z7r17x.jpg

    83962942_large_1329318559_wlrby5u6.jpg

    К весьма умеренному потреблению хмельных напитков располагали чарки — маленькие сосудцы с выпуклым или плоским дном, порой на ножке, с закругленной ручкой.
    Их на Руси при застолье предпочитали женщины.

    Oskar Freiwirth-Lützow (1862 -1925).jpg

    1318099622_boyarskiy-svadebnyy-pir-v-xvii-veke.-1883-holst-maslo-236h400-sm.jpg

    lf_1143595.jpg

    73_1.jpg


    83962952_large_1329318561_i16sn39t.jpg

    4062945_fullsize.jpg

    562433fa_rus1890grachevsugarbowl.jpg

    8342415_fullsize.jpg

    44d3a542a1e4a043a93fed71fb00b8c7bc81cc86495777.jpg

    6168546_fullsize.jpg

    9044.jpg

    lfeee.jpg

    MakovskiyKE_PocelObry.jpg

    74e0f7a86df8.jpg

    104_1.jpg

    106_1.jpg

    170_1.jpg

    212_1.jpg

    16031_1cfront-1024x1024.jpg
    russian-enamels-02.jpg

    1813923_fullsize.jpg

    2139b3be09364ae176717a931c5.jpg

    washington_craft_show_timofeev_1143840.jpg

    https://www.liveinternet.ru/users/4892480/post422410579/
     
    Dolphin, Юлиа, Lescha и 6 другим нравится это.
  6. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.221
    Спасибо SB:
    121.603
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Ларчик. Сольвычегодск.
    Серебро, эмаль

    Безымянный.jpg

    Чаша. Сольвычегодск.
    Серебро, эмаль

    Безымянный.jpg

    Чаша и Чарка. Сольвычегодск.
    Конец XVII в.

    Безымянный.jpg

    Чашка с росписью по эмали, "усольского дела", работы Строгановских Сольвычегодских мастеров в XYII веке.

    Безымянный.jpg
     
    Dolphin, СерыйЖук, Юниор и 3 другим нравится это.
  7. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.221
    Спасибо SB:
    121.603
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Мастер Овчинников П.
    Солонка с эмалью. Серебро, эмаль. скань
    Кон. XIX - нач. XX вв.

    321853_00000_osn_001.jpg

    Мастер "ЗК".
    Солонка с эмалью. Серебро, эмаль. золочение, скань
    1894 г.

    314424_00000_osn_001.jpg

    Мастер Рукавишников Василий Егорович
    Стопа с эмалью. Серебро, эмаль. золочение, скань
    1895 г.

    314431_00000_osn_001.jpg

    Чернильница 19 в.

    13011.jpg
     
    Юлиа, Lescha, SIG48 и ещё 1-му нравится это.
  8. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.221
    Спасибо SB:
    121.603
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Безымянный.jpg Безымянный.jpg Безымянный.jpg Безымянный.jpg Безымянный.jpg Безымянный.jpg Безымянный.jpg Безымянный.jpg Безымянный.jpg Безымянный.jpg Безымянный.jpg Безымянный.jpg 3660627.jpg
     
    Dolphin, Юлиа, Lescha и 5 другим нравится это.
  9. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.221
    Спасибо SB:
    121.603
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Государственный Эрмитаж
    Дарохранительница в виде пятиглавой часовни с рельефными изображениями Христа с декоративными деталями разноцветной эмали
    XIX в.

    Безымянный.jpg

    Государственный Эрмитаж
    Складень с изображением Николая Чудотворца
    XIX в.

    126144605.jpg

    Икона на эмали (дробница). Святитель Димитрий Ростовский
    XIX в.

    Безымянный.jpg
     
    Юлиа, WildWind и Юниор нравится это.
  10. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.221
    Спасибо SB:
    121.603
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Безымянный.jpg

    Безымянный.jpg

    Безымянный.jpg

    Мастер Чулков Василий Николаев

    Безымянный.jpg Безымянный.jpg
    Безымянный.jpg Безымянный.jpg
     
    Юлиа, kotov, РСФСР и 2 другим нравится это.
  11. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.221
    Спасибо SB:
    121.603
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Футляр для карандаша с эмалью.
    серебро, эмаль. перегородчатая эмаль
    серебро 875°, эмаль. золочение, скань

    329594_00000_osn_001.jpg

    Шкатулка с эмалью. На крышке надпись: "Август 1914 г."
    серебро, эмаль. золочение, скань
    серебро 875°, эмаль. золочение, скань

    314415_00000_osn_001.jpg

    серебро, эмаль. золочение, скань
    Посл. четв. XIX в.

    111.jpg 222.jpg
     
    Dolphin, Юлиа, РСФСР и 3 другим нравится это.
  12. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.221
    Спасибо SB:
    121.603
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Солонка с эмалью
    серебро, эмаль, скань, горячая эмаль
    Вторая половина XIX века

    3719771.jpg

    Шкатулка из меди, декорирована растительным узором с разноцветной эмалью по скани
    Медь, эмаль, скань
    XIX в.

    1247113388.jpg
     
    Юлиа, Lescha, PaulZibert и 3 другим нравится это.
  13. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.221
    Спасибо SB:
    121.603
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Ковчег - складень с иконой "Богоматерь Умиление". Мастерские Московского Кремля.
    Дерево, темпера, золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, чеканка, резьба, эмаль.
    Первая треть XVII в.

    362956_00116_osn_001.jpg

    Солонка серебряная с цветной эмалью по сканому орнаменту.
    Мастерская Д.Н. Никитина.
    1899-1917 гг.
    На дне солонки 2 клейма: в прямоугольнике "Д.Н." - клеймо владельца мастерской и клеймо Московского пробирного управления с инициалом управляющего округа Ивана Сереевича Лебёдкина, назначенного в 1899 г. (в овале цифра "84", женская голова в кокошнике, буквы "И.Л.")

    Безымянный.jpg

    Чаша. Сольвычегодск, конец XVII в.
    Серебро. Расписная эмаль, скань, золочение.

    Безымянный.jpg

    Монетница серебряная с эмалью
    1899-1908 гг.
    На основании цилиндра для двадцатикопеечных монет - проба «84», клеймо пробирной инспекции (голова женщины в кокошнике, повернута влево) и именное клеймо: «АД».

    3969778.jpg

    Шкатулка с инкрустированной эмалью крышкой и выгравированной надписью "Милому Васе Дамаеву в день бенефиса от любящего Сергея Зимина. Опера "Долина" 23.2.1912

    Безымянный.jpg
     
    Юлиа, Lescha, Юниор и 2 другим нравится это.
  14. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.221
    Спасибо SB:
    121.603
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
     
    Юлиа и Юниор нравится это.
  15. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.221
    Спасибо SB:
    121.603
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Пороховница: фрагмент. Вторая половина XVIII века

    x2Ax-5bXnQZW3bTe247Nwk3iIfURRC9Fool-9Pl4lyTn8Rzk0-S2FVJwqjKqE5c_.jpg
     
    Юлиа, Юниор и STEH нравится это.
  16. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.221
    Спасибо SB:
    121.603
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Ножи 1 половины 17 века. Мастерские Кремля. Музей Кремля
    Золото, алмаз, эмаль.

    WgEeF2rD96c.jpg
     
    Юлиа нравится это.
  17. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.221
    Спасибо SB:
    121.603
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    rPBQwvilhkw.jpg K3To_vTYT-k.jpg Q8jCAo6Y13g.jpg AjgnRH5KzQ4.jpg
     
    Dolphin, Юлиа, Lescha и 2 другим нравится это.
  18. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.221
    Спасибо SB:
    121.603
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Государственный Эрмитаж
    Коробочка с 2-мя крышками-кресало, подвижная часть овальная, с широкой выступающей железной полосой, сплошь заполнена растительным орнаментом из скани с цветной финифтью
    XIX в.

    1417735070.jpg
     
    Юлиа и Lescha нравится это.
  19. Offline

    Михаил Беленький Вольноопределяющийся

    Регистрация:
    21 июл 2017
    Сообщения:
    802
    Спасибо SB:
    4.156
    Отзывы:
    66
    Страна:
    Germany
    Из:
    Кобург
    Имя:
    Михаил
    Интересы:
    Фалеристика
    Мой портсигар...

    DSC02923.JPG DSC02924.JPG
     
    brusik, Юлиа, Wolf09 и ещё 1-му нравится это.
  20. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.221
    Спасибо SB:
    121.603
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Якутия. Бердигестяхский краеведческий музей
    Крест нательный. 19 в.

    Безымянный.jpg

    Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
    Браслет металлический с надписью цветной эмалью: "Любя дарю"
    Конец XIX - начало XX вв.

    3732108.jpg

    Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей
    Пряжка медная с эмалью.
    На обороте с помощью заклепок прикреплены две металлические полосы для крепления ремня.
    Слева на обороте вырезана надпись: "сто и iсѡ ген 10" (7118 го генваря 10).
    Начало XVIII век

    3670348.jpg
     
    Dolphin нравится это.
  21. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.221
    Спасибо SB:
    121.603
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Музеи Московского Кремля

    Сегодня познакомимся с мастером-эмальером Юрием Вилимовым Фробосом, который проработал в кремлевских мастерских, в Золотой палате, около 40 лет — с 1669 по 1708 год.
    По происхождению герой сегодняшнего поста, как предполагают исследователи, был курляндцем.
    За долгие годы работы в Золотой палате Юрий Фробос создал множество великолепных предметов. Первое известное произведение — золотая, украшенная эмалью тарель, выполненная в 1675 году для царя Алексея Михайловича. Между прочим, на оборотной стороне произведения мастер оставил свой автограф, а это большая редкость среди предметов живописной эмали XVII века.

    GoRaFFNCDP8.jpg

    Среди других шедевров, созданных Фробосом, которые хранятся в Музеях Московского Кремля, — два оклада на напрестольные Евангелия, созданные в 1678 году, над которыми он трудился вместе с десятком других мастеров, и великолепный золотой складень 1688 года, на торце которого имеется нанесенная канфарением едва заметная надпись Georg Frobos.

    wJkiU5X7ufI.jpg

    Известно, что по-русски Юрий Фробос не писал, в его расписках, хранящихся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), русские слова переданы латинскими буквами.
    Исследователи предполагают, что Юрий Фробос также трудился над окладом иконы «Богоматерь Грузинская», тарелью Алексея Михайловича 1694 года, потиром 1684 года, вложенным царицей Натальей Кирилловной в Калязинский монастырь, Шапкой Алмазной царя Ивана Алексеевича 1687 года и наперсным крестом царя конца XVII века Петра Алексеевича.

    Евангелие напрестольное рукописное в окладе. Мастерские Московского Кремля, рукопись - 1678, оклад - 1678.
    Мастера: Иван Максимов, Зубов Федор Евтифиев, Сергей Васильев, Павел Никитин, Федор Юрьев, Макар Потапов, Максим Иванов, Михаил Васильев, Иона Семидел, Юрий Нырин, Степан Нырин, Христиан Креймер Голиаш, Дмитрий Терентьев, Юрий Вилимов Фробос.
    Размеры - 47,5 х 33,8 см.

    wJkiU5X7ufI.jpg 5dKrPl5Bfws.jpg

    Складень. Мастерские Московского Кремля, 1688.
    Мастер: Юрий Фробос.
    Размеры - 20 х 14,5 х 2,6 см.

    uZRFvQTrjzA.jpg QAXzyZpbiwI.jpg

    Икона «Богоматерь Грузинская».
    Размеры - 43,5х30,3 см.

    vUMu7g-2veQ.jpg

    Тарелка.
    Мастерские Московского Кремля, 1694.
    Диаметр - 15,2 см.

    K9v_Kl1-whI.jpg
    .
    Потир.
    Мастерские Московского Кремля, 1684.
    Высота - 28 см, диаметр - 15 см (чаши).

    cLtFQctvFKM.jpg

    Крест наперсный царя Петра Алексеевича.
    Мастерские Московского Кремля, 1672-1689 гг.
    Высота - 15,6 см, ширина - 10,7 см.

    F2GetMDUrGk.jpg
     
    Боецъ и Dolphin нравится это.

Поделиться этой страницей