Железнодорожники. Наступление Красной Армии зимой 1941/42 года показало не только сильные, но и слабые места железнодорожных войск. Прежде всего дала о себе знать двойственность подчинения. На фронте наши войска подчинялись органам ВОСО, которые фактически отвечали за восстановление дорог. А обеспечивал железнодорожные войска материалами, техникой и инструментом НКПС. И нужно сказать, обеспечивал некомплектно и в недостаточном количестве. Сказывались трудности, которые переживала страна и ее промышленность. Поэтому наши части были слабо оснащены техникой и транспортными средствами. Боевая обстановка не терпела двойственности в руководстве. Организационные неурядицы привели к разрыву между темпами наступления полевых войск и восстановления рельсовой колеи. Железнодорожные части восстанавливали в сутки 2,5–4 километра пути, а полевые войска наступали в несколько раз быстрее. Некоторые стрелковые соединения оторвались от железных дорог на 120–150 километров. Для ликвидации причин, мешавших нормальной боевой деятельности наших войск, и установления единого централизованного руководства железнодорожными частями ГКО 3 января принял решение, которым руководство всеми работами по восстановлению железных дорог возлагалось на НКПС. Все железнодорожные войска, подчиненные НКО, передавались НКПС с одновременным оперативным подчинением их военным советам соответствующих фронтов. Постановлением ГКО предусматривалось также увеличение численности наших войск и спецформирований НКПС. В составе НКПС создавалось Главное управление военно-восстановительных работ (ГУВВР) со штабом железнодорожных войск и политическим отделом. Одновременно было образовано несколько специальных органов, которые должны обеспечивать восстановительные работы проектной документацией, лесоматериалами и конструкциями. Первым начальником ГУВВР назначен был Народный комиссар путей сообщения. Но ввиду того, что у наркома [118] и без того дел полно, он эти функции передал своему заместителю по капитальному строительству И. Д. Гоцеридзе без освобождения его от своих прежних обязанностей. Не под силу оказалось такое совмещение и Гоцеридзе. Тогда на должность начальника ГУВВР был назначен опытный кадровый железнодорожник, участник гражданской войны генерал-майор технических войск В. А. Головко. В мирные годы он командовал учебным мостовым полком, был начальником мостового факультета Военно-транспортной академии, а затем возглавлял военные строительные организации Дальнего Востока. Начальником штаба ГУВВР был назначен заместитель командира особого корпуса железнодорожных войск полковник Ф. Н. Доронин. Для руководства железнодорожными частями в составе ГУВВР создавалось управление железнодорожных войск со своим штабом. Формировались эти органы в основном из руководящих кадров особого корпуса и восстановительного отдела управления ВОСО Красной Армии. Управление железнодорожных войск возглавил командир особого корпуса генерал-майор технических войск Н. А. Просвиров, военным комиссаром — бригадный комиссар С. Н. Беляев. Первым заместителем начальника управления железнодорожных войск назначили генерал-майора технических войск А. Е. Крюкова, начальником штаба — полковника П. В. Михайлова. Политический отдел железнодорожных войск возглавил бригадный комиссар В. Ф. Федоров. Постановлением ГКО была определена и структура ГУВВР. В своей основе она копировала структуру НКПС. Главк состоял из восстановительных управлений: мостов, пути и сооружений, связи, тяговых устройств и материально-технического снабжения. На должности начальников этих управлений были приглашены видные руководящие работники транспорта. Один из опытных мостовиков Н. А. Холин возглавил управление по восстановлению мостов. Н. Н. Соколов встал у руководства управлением пути и сооружений. Б. И. Левину поручена была организация планово-экономического дела, А. В. Кондрашеву — материально-техническое снабжение. Постановлением ГКО определялись права и обязанности ГУВВР. Первоочередной задачей была подготовка материальной базы для восстановления пути и мостов. Основные усилия железнодорожных войск и спецформирований [119] предлагалось сосредоточить в данный момент на восстановлении решающих направлений: Москва — Бологое, Тихвин — Ленинград, Ожерелье — Узловая — Елец — Воронеж, Тула — Курск, Москва — Можайск, Елец — Орел. В составе фронтов были созданы управления военно-восстановительных и заградительных работ фронта (УВВР), которые копировали структуру ГУВВР. Начальник УВВР командовал железнодорожными войсками и спецформированиями НКПС в границах фронта. В оперативном отношении он подчинялся командующему фронтом, а по специальным вопросам — начальнику ГУВВР. Вначале создано было три УВВР: на Ленинградском, Юго-Западном и Западном фронтах. В январе меня освободили от должности командира 5-й бригады и назначили заместителем начальника УВВР-3 и начальником железнодорожных войск Юго-Западного фронта. В состав УВВР Юго-Западного фронта вошли четыре бригады — 5, 13, 19 и 27-я. Кабанов Павел Алексеевич Стальные перегоны http://militera.lib.ru/memo/russian/kabanov_pa/04.html http://militera.lib.ru/h/zheleznodorozhnye_voyska_rossii/23.html - целая глава посвященная технической разведке
Личный состав 20-й зенитной батареи защитников Москвы. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=32771016
http://photo.rgakfd.ru/photo/316424 Авторы съемки Пикман И. Номер единицы хранения 96714 Аннотация Лейтенант Т. Окунев обучает свою сестру Асю стрельбе из пулемёта. Дата съемки 1943
Янов Н.А. Видлицкая десантная операция. Десантники-корректировщики: А.И. Ручкин, Н.П. Гуськов, А.И. Киреев, ст. лейтенанты Н.П. Даниленко и П.И. Зайченко. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33255725 Янов Н.А. Видлицкая десантная операция. Плацдарм, захваченный десантниками. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33255719 Янов Н.А. Видлицкая десантная операция. Прием в члены партии Н.Е. Дементьева. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33255714 Янов Н.А. Видлицкая десантная операция. Ст. инструктор ПУБалта майор В.И. Савенков беседует с раненым бойцом. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33255675 Янов Н.А. Видлицкая десантная операция. Отделение ПТР направляется на новую огневую позицию. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33255573 Веринчук Н.Ф. Отличные разведчики-североморцы подразделения капитана Инзарцева https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33255337 Веринчук Н.Ф. Разведчики - североморцы ведут бой в тылу врага. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33255303 https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33255282 Разведчики - североморцы https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33255255 Глацинов К.И. - кок. По боевому расписанию выполняет работу подающего снаряды. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33255112 https://vk.com/feed?z=photo-124384811_457251246/album-124384811_233801517/rev
Фотохроника ТАСС N А-49011, фото Д.Чернова Население села Пришня Крапивенского уезда Тульской области, освобожденное от немецко-фашистских захватчиков, встречает советских кавалеристов. село Пришня. декабрь 1941 г. 63-летний колхозник села Пришня Крапивенского района Тульской области Матвей Александрович Воронин беседует с бойцами Советской Армии село Пришня. декабрь 1941 г. Фотохроника ТАСС N 743, фото Б.Фишмана. Население возвращается в освобожденное от фашистов село Ясная Поляна декабрь 1941 г. Взятие Берлина. Группа советских летчиков и пехотинцев с американскими солдатами. Тагильцев Владимир Михайлович - 2-й ряд 3-й справа (со снимка 1945 г.)
3-й Украинский фронт Офицер разведки полка капитан И. Уткин ставит боевую задачу старшему сержанту Кондракову И.
Начальник фоторазведывательной службы, заместитель начальника РУ ВВС Батьковский Г.Д. и заместитель начальника службы Макаров Ю.Г. https://goskatalog.ru/portal/?museumIds=2615&imageExists=true#/collections?id=3919657 Фотография привлекла какой то депрессией явственно читаемой на лицах Как оказалось - основания для этого были. Спойлер: Советская разведывательная авиация в начальный период войны Советская разведывательная авиация в начальный период войны В изданном в июне 1941 года проекте Полевого устава Красной Армии воздушной разведке придавалось большое значение. В частности, в нём подчёркивалось: «Авиация - одно из основных средств разведки, наблюдения за полем боя и связи». Поскольку главной задачей ВВС считалось «содействие успеху наземных войск в бою и операции», а воевать Красная Армия планировала наступательно, роль своевременного сбора и обработки информации о противнике ещё более возрастала. В соответствии с этими декларированными целями теоретически и должна была строиться организационная структура разведывательных авиачастей, осуществляться подготовка экипажей и совершенствоваться средства ведения воздушной разведки. Но, как это нередко у нас случалось, реальное положение вещей существенно отличалось от желаемого в худшую сторону. По состоянию на 22 июня 1941 г ВВС военных округов европейской части СССР имели в своём составе семь разведывательных авиаполков и одну отдельную дальнюю разведывательную авиаэскадрилью. В частях насчитывалось 269 разведывательных самолётов. Правда, только 13% пилотов могли летать в сложных метеоусловиях и лишь 3% - ночью. Кроме того, в четырёх «зауральских» округах имелись ещё три авиаполка и отдельная эскадрилья, предназначавшиеся для ведения разведки. Эти части располагали 185 самолётами (СБ, Р-5 и P-Z) и 163 экипажами. Для сравнения: немцы располагали 219 дальними и 562 ближними разведчиками. Устаревший разведчик Р-5 Среди самолётов, состоявших на вооружении отечественных разведполков, относительно современными могли считаться только Як-2 и Як-4. Принятые на вооружение за год до начала войны Яки обладали сравнительно неплохой скоростью и имели малые размеры, что способствовало скрытности действий. Однако эти машины отличались низкой надёжностью ряда агрегатов и слабым оборонительным вооружением (всего один пулемёт ШКАС на верхней турели у штурмана и ещё один неподвижный ШКАС в носу фюзеляжа). Тихоходные СБ, не говоря уж о совсем древних Р-5 и P-Z, с первых дней боёв оказались непригодными для ведения разведки днём, особенно при ясной погоде, поскольку они немедленно уничтожались истребителями противника. Стоит отметить, что лишь небольшая часть имевшихся самолётов-разведчиков была оборудована фотоаппаратами, так как основные надежды возлагались на визуальное обнаружение объектов противника. В первые месяцы войны фототехника использовалась только в одном вылете советского разведывательного самолёта из десяти. Далеко не все отечественные разведчики были оснащены радиостанциями, в ряде случаев написанные от руки донесения приходилось сбрасывать в районе штаба в специальных кассетах с вымпелами. Из-за многочисленных технических проблем массовый выпуск Як-2 был прекращен. Качество подготовки экипажей в разведывательных частях накануне войны руководством оценивалось как «явно невысокое». Нередко в аттестации пилота-разведчика можно было прочесть: «Из-за плохой техники пилотирования и слабой общеобразовательной подготовки использовать в бомбардировочной или истребительной авиации не представляется возможным. Подлежит переводу в разведывательную авиацию». Конечно, не все без исключения пилоты развед. авиации являлись посредственностями, но факт остается фактом - качественный состав её был хуже, чем в среднем по ВВС. Устаревшая материальная часть в совокупности с неудовлетворительной подготовкой личного состава привели к тому, что разведывательная авиация в первые недели войны понесла тяжёлые потери и уже к середине июля - началу августа оказалась небоеспособной. Почти все самолёты-разведчики СБ 2М-100 были потеряны в течение полутора-двух месяцев после начала боевых действий. Советский СБ 2М-100 (модель) Нередко интерпретация результатов разведывательных полётов оказывалась весьма далёкой от действительности. Так, 2 июля группировка противника в районе Стефанешты оценивалась в 9-10 дивизий с 900-960 танками, на самом же деле там было всего 5 дивизий, 5 бригад и лишь 60 танков! Командование Южного фронта, опираясь на эту информацию, приняло решение об отводе войск, хотя реальная угроза отсутствовала. Как отмечалось позднее в аналитических материалах штаба Южфронта, «разведка не проясняла, а искажала реальную обстановку». 316-й рап утратил боеспособность уже через полтора месяца после начала войны. Правда, информация, полученная его экипажами, оказалась в высшей степени полезной и послужила основой для организации первого в годы войны массированного удара по аэродромам базирования вражеской авиации Городище, Узин, Фурсы. По оптимистическим оценкам советского командования, противник лишился тогда нескольких десятков бомбардировщиков. Применялись Яки и для нанесения ударов по наступающим колоннам вермахта, но без заметного успеха. Впрочем, случались у советской авиаразведки и успехи. На счету у капитана А.В. Акатова числилось в июне 1941 уже 15 вылетов на разведку. В ходе одного из них Акатову и штурману А.Е. Глыне удалось вскрыть направление главного удара 2-й танковой группы немцев на Пружаны и далее на Барановичи. Впоследствии капитан Акатов возглавил 320-ю отдельную разведэскадрилью. «Потери разведывательной авиации снизили качество её боевой работы и привели к тому, что штабы корпусов, армий и фронтов остались без разведывательных средств», -констатировал командующий ВВС КА генерал-лейтенант П.Ф. Жигарев в конце июля. Чтобы хоть как-то поправить положение, он приказал командующим ВВС фронтов и армий «выделить из состава боевой авиации подразделения в 3-6 самолётов специально для ведения воздушной разведки» с экипажами, имевшими высокую штурманскую подготовку. Машины предлагалось срочно оснастить фотооборудованием, об обнаружении прорвавшегося противника разрешалось передавать открытым текстом без использования кодовых таблиц. Однако принятые меры запоздали, да и найти мастеров воздушной разведки в среде лётчиков-истребителей и бомбардировщиков оказалось непросто. Начальник аэрофото-службы ВВС КА полковник Баньковский, оценивая уровень подготовки экипажей в начальный период войны, докладывал: «Из боевого опыта установлено, что лётный состав разведывательных частей не умеет производить разведку. Танковые колонны путают с мотомеханизированными, а иногда и с артиллерийскими, и наоборот. Лётный состав не знает демаскирующих признаков военной техники...» https://historical-fact.livejournal.com/138967.html С появлением достаточного количества фотоаппаратуры, и с целью облегчения методики поиска, стали проводится маршрутные съемки. Когда самолет летит длительное время на одной высоте и производит съемки площадей. А затем специалисты на земле просматривают фотографии и ищут противника на фотографии. Непременным условием были равномерное движение с постоянной скоростью на заданной высоте. Нападение противника не было уважительной причиной для схода с маршрута
Ночной бой под Юхновом https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=36977292 Советские солдаты беседуют с сельскими жителями https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=36977288
Это один из этапов развития мотоциклетных шлемов на пути к их современному виду. Тем не менее, до сих пор продолжают выпускать т.н. защитные щитки различного назначения и различных свойств, например, сейчас заговорили о защитных экранах от новой волны ковида. Вообще же, чего только мотоциклисты на себя не надевали. Например вот эти, нередко встречающиеся на старых фото, очки, изготавливались из стекла, толщиной 3-4 мм. В своей основе они предназначались для защиты глаз на производстве. Но в детстве видел в таких и мотоциклистов. Сейчас невозможно сказать - щиток на Гансе изначально предназначался для мотоциклистов или для работы на токарном станке. А может и какой-нибудь рукодельник согнул кусок органического стекла сам. Последний раз такое я видел в окрестностях НИИ ВВС, там в хозяйстве было много мотоциклов с коляской. А солдатикам в таких щитках за их рулем было приказано брать на дороге любого военного. Подобрали и нас как-то. Память об этой поездке навсегда осталась в моем сердце. Дело было зимой и морозец 10-20º. Так ощущение было, что тебя везут и при этом в лицо льют кипяток. С напором. Поэтому в некоторых случаях очками не обойтись. По внешнему виду щитки напоминали добротный самопал
https://goskatalog.ru/portal/?museumIds=2615&imageExists=true#/collections?id=5046752 Фотография. Кужман С.Е., председатель колхоза "Ударник второй пятилетки", вручает самолёт фронтовому экипажу дивизии Родимцева А.И. Сюжет поразил своей несуразностью. Самолет у командира стрелковой дивизии - это все равно, что бронекатер на балансе у ИПТАПа - только геморой и никакой возможности боевого применения Для самолета нужны летчики, наземные техники, нужны аэродромы и батальоны аэродромного обслуживания, нужны начальники и врачи дающие и фиксирующие разрешения и запрещения на вылет, нужен узел связи авиационной сети связи и прикрытие зенитное и истребительное при полете, подвоз ГСМ. И, главное, куда командиру дивизии летать? В полки дивизии - тогда там нужны аэродромы (и их расчистка от снега) на расстоянии 2-3 км от передовой (иначе проще подъехать на машине). И не командиру дивизии тоже - проблемы с самолетом не зависят от того кто на нем летает или что он возит. Или бомбить? Если самолет был в бомбардировочном варианте. Передний край противника в полосе дивизии удобнее штурмовать, а не бомбить. А решать более крупные задачи единственным самолетом не получается. В общем усомнился я. И зря. http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/311610#mode/inspect/page/1/zoom/4 https://myslide.ru/documents_7/4fed41ac973d1b9ec841f39f1d0cd8d0/img11.jpg О самолете https://avia.pro/blog/yak-6?ysclid=l64buzxl55950603009 Завершился процесс как положено Авиационные страницы журнала "Огонёк" -- 1943 год (stsokol.ru) Председатель колхоза «Ударник второй пятилетки», Чкаловской области, тов. Кужман передал гвардейскому экипажу купленный на свои личные сбережения боевой самолёт. После приёмки самолёта лётчики побывали в гостях у тов. Кужмана (снимок слева).