Данное село принадлежало Вяземскому уезду, с последней трети XIX в. — Бельскому, в XX в.-Холм-Жирковскому. Ахтырка (Пигулино) на современном атласе автомобильных дорог.
Храм в честь Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы заложили в 1812 году на небольшом пригорке, на левом берегу речки Лужня. Его приделы построены в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов и Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. По главному престолу и село Пигулино часто называли Ахтыркой. Ахтырка (Пигулино) на военно-топографической карте XIX в. (трехверстовке Шуберта)
Иеромонах Даниил (Сычев) ПИГУЛИНО (Ахтырка) В начале XIX века Лыкошины владели усадьбой в селе Пигулино (Ахтырка) в Бельском уезде (ныне Холм-Жирковском районе). Первое письменное упоминание о деревне Пигулино относится к 1779 году, когда ею владела Мария Петровна, вдова подпоручика Алексея Михайловича Коротнева. Усадебного дома на господской земле не было. В 1805 году Титулярный советник Богдан Михайлович Лыкошин подавал прошение в Священный Синод, с просьбой о строительстве в селе Пигулино каменного храма. Разрешение было получено, но в связи с нашествием французов, строительство приостановили. Храм в честь Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы заложили в 1812 году на небольшом пригорке, на левом берегу речки Лужня. Его приделы построены в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов и Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. По главному престолу и село Пигулино часто называли Ахтыркой. Долгое время служба проводилась в приделах храма освященных в 1819 году, при епископе Смоленском и Дорогобужском Иосафе (Сретенском). В 1851 году завершили и освятили Ахтырский престол, на средства нового владельца усадьбы, капитана Дмитрия Ивановича Микулина, при епископе Смоленском и Дорогобужском Тимофее (Вещезерове). Из Москвы привезли и установили иконостас, выполненный живописцем, членом Академии Х удожеств Мягковым. Еще в конце XIX века в ризнице храма хранились облачение и утварь, пожертвованные семьями Лыкошиных, Нахимовых, Микулиных. В 1901 году прихожане Ахтырского храма пожертвовали в церковь колокол весом 103 пуда 4 фунта (около 1851 кг.; не сохранился), стоимостью 1650 рублей и металлические вызолоченные хоругви, стоимостью 130 рублей. В 1910 году, как и ныне, к югу от храма размещались деревянные дома священника и сторожа. (4) В документах Вяземской уездной милиции за 1924 сохранилась опись Пигулинской церкви составленная в 1919 году настоятелем протоиереем Михаилом Смирновым. В храме хранились: три серебряных вызолоченных чаши для причащения; две серебряных дарохранительницы; три больших Евангелия в переплетах с металлическими украшениями; три больших металлических напрестольных креста; шесть хоругвей; двадцать восемь подсвечников; пятьдесят восемь икон, некоторые в металлических окладах; шестнадцать священнических и шесть диаконских облачений; более двухсот книг богослужебного и духовного содержания; пять колоколов. До середины 1990 годов в храме находилась чтимая Ахтырская икона Пресвятой Богородицы. (5) На местном кладбище к западу от храма, на правом берегу речки Лужня, Лыкошиными в первой половине XIX века поставлена небольшая каменная часовня-усыпальница, сохранившаяся до нашего времени. В середине XIX века в селе Пигулино было 35 дворов, в которых проживали 129 мужчин и 138 женщин. Последним владельцем усадьбы был отставной ротмистр Алексей Николаевич Тугаринов, начальник 4 участка земства Вяземского уезда. В 1924 году в бывшем усадебном деревянном доме разместили народный театр и почту. Впоследствии он пришел в запустение, и его разобрали. Богдан Михайлович Лыкошин проявлял большую заботу и о достойном образовании детей из окрестных сел и деревень. В середине ноября 1820 года он решил устроить в Пигулино приходское училище для детей духовного звания, так как знал, какие проблемы возникали в их воспитании. Он обратился с прошением к епископу Смоленскому и Дорогобужскому Иосафу (Сретенскому), в котором излагал, что он, как богатый и одинокий человек, может пожертвовать для открываемого училища полторы десятины земли около храма и новый «деревянный обширный дом, который снабжен был мебелью и всеми кухонными и столовыми принадлежностями и украшен десятью большими стенными картинами нравственного и религиозного содержания». Богдан Михайлович брал на себя содержание, до конца своей жизни, восьми бедных воспитанников. Давал для училища топливо и назначал «для услуги трех крепостных человек: одного для приготовления пищи, другого для отправления собственно служительской должности и третьего, как человека знакомого с фельдшерским искусством, для ухода за больными». В декабре 1820 года епископ Иоасаф направил ходатайство в Священный Синод «об открытии на прописанных условиях приходского училища в селе Ахтырке и о принятии его в число штатных училищ». В феврале 1821 года такое разрешение было получено. 1 октября 1821 года решением Смоленского Семинарского Правления в присутствии ректора Смоленской семинарии архимандрита Сильвестра училище открыли. В делах Семинарского Правления хранился план дома, вместимостью на сорок человек. Кроме классов и помещений для учеников, в нем были предусмотрены комнаты и для учителей. Отдельно находились: кухня, кладовая, сараи, погреб, хозяйственный двор и баня. Смотрителем училища и учителем 2 класса утвердили настоятеля Ахтырского храма иерея Николая Соколова, окончившего Смоленскую семинарию в 1819 году. В 1826 году, за ревностную службу на ниве образования, епископом Смоленским и Дорогобужским Иосифом (Величковским), он возведен в сан протоиерея. Учителем 1 класса назначили второго священника Ахтырского храма Михаила Розова. Окончивший Смоленскую семинарию и рукоположенный в 1821 году, в 1825 году по собственному прошению его перевели в соборный храм города Ельни. На его место в 1825 году вторым священником и учителем назначили выпускника Смоленской семинарии Иоанна Белявского, в 1833 году перемещенного на новое место. В храме и училище его заменил воспитанник Смоленской семинарии Михаил Орлов. В 1830 году при обозрении епархии Ахтырское училище посетил епископ Смоленский и Дорогобужский Иосиф (Величковский). Кроме Богдана Михайловича Лыкошина «усердно пекущегося о состоянии училища» на встрече присутствовали – протоиерей Николай Соколов, смотритель епархиальных училищ и протоиерей Троицкий, ректор Вяземского духовного училища. На публичные испытания (экзамены) Богдан Михайлович часто приглашал помещиков из соседних сел, располагая их к пожертвованиям в пользу бедных учеников. В разные годы число учеников в Ахтырском училище колебалось от 25 до 34 человек. По окончании обучения их переводили в Вяземское уездное училище. В 1836 году распоряжением Комиссии духовных училищ Ахтырское училище обследовали и в 1837 году закрыли. Учащихся перевели в город Вязьму. Туда же перевезли все имущество, библиотеку и архив. В учебном корпусе открыли приходскую школу под руководством протоиерея Николая Соколова. За безупречную пятнадцатилетнюю службу ему благословили пользоваться полтора десятинами бывшей училищной земли. Ахтырское духовное училище оказало большую помощь духовенству в воспитании детей не только Бельского уезда, но и других местностей, прилегающих к нему. К сожалению, переменившиеся обстоятельства жизни попечителя училища, Богдана Михайловича Лыкошина, продажа его имения в конце 1830 годов не дали возможности к более продолжительному существованию этого благодетельного учреждения. (6) Примечания 4. СЕВ (Смоленские епархиальные ведомости). №1. Смоленск, 1901. С. 79. 5. ГАСО, филиал г. Вязьма. Ф.739. Д. 22. Св.3. Л. 39. 1924 г. 6. Очерк истории Смоленской Духовной Семинарии. Смоленск, 1892. С. 249-256. Источник — http://voskres.ru/literature/library/daniil.htm
Основные архивные источники для поиска информации о предках, проживавших в приходе села Ахтырка (Пигулино) (период с серед. 18-го в. до 1917 г.) ГАСО (Смоленск) -6-10-ая ревизии 1811-1858 гг., по фамилиям помещиков. Метрические книги. Печатные. ГАСО ф.48 оп.1 д.1026. Метрические книги о рождении, бракосочетании и смерти церкви Сошествия Святого Духа с. Ахтырка Вяземского (Бельского) уезда за 1820 – 1837 годы Оцифрованные. ГАСО. Метрические книги 1838-1864 гг. ГАТО (Тверь). Метрические книги 1870-1916 гг. Дополнительные источники: брачные обыски 1812-1840 гг., рекрутские списки (сохранились частично за отдельные годы в ГАСО и в ГАТО). Статистические данные Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1917 г. ГАСО ф.Р-653 (см оцифров. описи на сайте ГАСО) Общая информация (по дореволюционным и фондам советского времени) — в изданных ГАСО и ГАТО путеводителях по фондам. Вся полезная информация об архивном поиске здесь— https://smolbattle.ru/forums/Информационная-часть.322/
Помогите разобраться. Интересует д. Петраково Ахтырской волости. очень много владельцев в 19 веке. Даже в 1 год по МК можно увидеть по 2 владельца одной и той де деревни. По РС только Нахимова знаю. но это только половина деревни.
Добрый день! Вы живете в Смоленске. В ГАСО посмотрите оцифрованную МК 1858 года (ф.48 оп.1 д.2504) — там увидите всех владельцев деревни Петраково. Точно так же и в МК за годы других ревизий. МК 1850 года — ф.48 оп.1 д.2250. Более ранние — в МК, указанных выше (не оцифрованных). Будем рады, если поделитесь информацией о помещиках, встреченных в МК по приходу Ахтырки (Пигулина), в данной теме. Удачи!