Вопросы по селам

Тема в разделе "Общий раздел", создана пользователем Кузьмич, 5 ноя 2009.

  1. Offline

    Ellenna Завсегдатай SB

    Регистрация:
    10 янв 2009
    Сообщения:
    200
    Спасибо SB:
    232
    Отзывы:
    8
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Калуга
    Интересы:
    Краеведение
    уважаемый Babarin,
    очень заинтересовала Ваша перепись 1710 года. Не могли бы Вы привести в качестве примера по какому-либо из сел, как были переписаны священнослужители.
     
  2. Offline

    АЕБ Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 июл 2009
    Сообщения:
    1.995
    Спасибо SB:
    2.690
    Отзывы:
    77
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Сычевка
    Интересы:
    История
    Цитата(Babarin @ 09 Января 2011, 16:09)
    Цитата(АЕБ @ 09 Января 2011, 15:28)
    А я все мечтаю увидеть карту Смоленской области с границами по станам.
    Вот как воплотить мечту в жизнь?????

    А есть такая?
    и какого времени надо?
    Такой по жизни нет! Но...
    Есть энтузиасты,которую они составляют.Такую видел по Вяземскому уезду на сайте "В среднем течении реки Угра".
    Вот и думаю,может на Смоленщине и есть энтузиасты, которые составили подобную карту всей Смоленской области (в нынешних границах).
    А меня интересует по подобной карте 16 - 17 века....
     
  3. Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.538
    Спасибо SB:
    1.203
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    АЕБ, мне кажется, вы плохо представляете объем работы по такой карте. У нас переписи-то уездов на вторую половину 17 века толком никто не изучал, а ведь для такой карты их нужно все скопировать, набрать, разобраться с привязкой населенных пунктов и пустошей. Этих населенных пунктов и пустошей на вторую половину 17 века было уйма! Привязать их все к местности не представлется возможным, только приблизительно. В принципе карты станов можно сделать, но это огромная работа целого коллектива серьезных исследователей с хорошим финансированием. При нашей жизни такая работа по территории всей губернии не будет выполнена. И не надейтесь. :)
    Я уже не говорю про 16 век. Писцовые книги конца 16 века сохранились лишь по Вяземскому уезду, по всем остальным - нет.
    Вообще же, не совсем понимаю нужду в такой карте. Что она вам даст? К какому стану принадлежал тот или иной населенный пункт можно узнать и без всякой карты, по переписным книгам. Нет проблем.
     
    Пользователь удалён нравится это.
  4. Offline

    ink Новобранец

    Регистрация:
    15 янв 2011
    Сообщения:
    9
    Спасибо SB:
    5
    Отзывы:
    0
    Из:
    Москва
    Добрый день. Уважаемый Кузьмич, очень нужна любая информация по с. Спас-Углы, Духовщинского Уезда, а также если что-то есть по д. Мелехово этого-же прихода.Спасибо.
     
  5. Offline

    Delaware Завсегдатай SB

    Регистрация:
    3 авг 2010
    Сообщения:
    835
    Спасибо SB:
    817
    Отзывы:
    38
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Рославль
    Цитата(Delaware @ 06 Декабря 2010, 19:06)
    Кузьмич, если можно, интересует всё про деревню Сидорки Рославльского уезда.
    С уважением,

    И я подниму свой вопросик :)
     
  6. Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.538
    Спасибо SB:
    1.203
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Цитата(ink @ 15 Января 2011, 21:44)
    Добрый день. Уважаемый Кузьмич, очень нужна любая информация по с. Спас-Углы, Духовщинского Уезда, а также если что-то есть по д. Мелихово этого-же прихода.Спасибо.


    Рафаил (Ивочкин), иеромонах. Духовщинская земля: православные храмы. – Смоленск, 2009. С. 130-135.

    Спас-Углы

    До образования Духовщинского уезда село принадлежало Богородни кому стану Руцкой Дворцовой-Духовской волости. В источниках упоминается под названием Углы.
    В 1720 г. на берегу реки Ведены вотчинник Яков Корсаков построил деревянную церковь во славу Преображения Господня. Храм не имел колокольни, его территорию опоясывала деревянная ограда.
    Можно предположить, что после появления в Углах церкви село получило второе название — Спас-Углы.
    Каменный храм был выстроен в селе на средства коллежского асессора Стефана Яковлевича Римского-Корсакова. Новую церковь освятили в честь Рождества Христова. Церковь была двухэтажной, главный алтарь располагался на втором этаже. Здесь также находился придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы. На первом этаже был храм во славу Рождества Божьей Матери. Это произошло в 1780 г.
    Желая возродить Преображенскую церковь, давшую основание и название селу, жена С.Я. Римского-Корсакова, Клеопатра Михайловна, в 1791 г. построила деревянный храм во славу Преображения. Впоследствии эта церковь была обращена в кладбищенскую, приписную к каменному храму.
    В XIX в. приход села Спас-Углы входил в состав 4-го благочиннического округа Духовщинского уезда.
    Красивая каменная ограда вокруг главной церкви появилась благодаря пожертвованию Константина Равинского в 1866 г. Тогда же казенные крестьяне пожертвовали 395 рублей на возобновление иконостасов.
    Несколько трехлетий должность церковного старосты исполнял крестьянин Кузьма Кондратьевич Кажатов. В 1879 г. он получил Благословенную грамоту, выдаваемую Святейшим Синодом за «ревностную и полезную службу».
    С 1890 г. при Рождественском храме действовало приходское попечительство. Его деятельность осуществлялась по трем направлениям. Главной задачей члены приходского совета считали реставрацию ветхой деревянной Преображенской церкви. Для этого на общем собрании попечительства было принято решение об отчислении с каждого крестьянского надела по 1 рублю. Кроме того, председатель попечительства И.Ф. Павлов пожертвовал леса и кирпича. По благословению епископа Никанора, 8 апреля 1894 г. началась перестройка храма. Во время реставрационных работ здание пришлось разобрать и вновь собрать на новом фундаменте, заменив сгнившие бревна. Вместо гонтовой кровли была установлена железная крыша. Шпиль колокольни и главы церкви также покрыли листовым железом. Все здание снаружи было обшито тесом.
    Ремонтные работы продолжались до 1897 г. Приходскому попечительству удалось не только отреставрировать храм, но и привести в порядок прилегавшую к нему территорию. При этом члены попечительства постановили не хоронить умерших ближе 3-х саженей от церкви.
    В 1898-1899 гг. работы по возобновлению Преображенского храма были завершены. Он был освящен 20 июля 1899 г. Общее собрание прихожан постановило просить епархиального архиерея передать через обер-прокурора Святейшего Синода «к стопам Его Величества» выражение верноподданнических чувств. «Прихожане в ознаменование Священного Коронования Их Императорских Величеств, возобновили кладбищенскую церковь и в память Императоров Александра II и Александра III соорудили икону святого благоверного князя Александра Невского».
    Не менее важным направлением в деятельности попечительства его председатель считал просвещение народа. Для этого с разрешения епископа Гурия в помещении церковной сторожки с 1896 г. действовала бесплатная народная библиотека. На ее содержание губернское и уездное земства выделили пособие в 50 рублей. Крестьяне охотно пользовались книгами, которые выдавал священник Дмитрий Марков. По праздничным и воскресным дням в библиотеке отец Дмитрий проводил чтения и беседы с прихожанами на религиозно-нравственные темы.
    По инициативе настоятеля священника Иакова Кулагина попечительство в 1895 г. открыло в деревне Афанасове школу грамотности. В 1895-1896 гг. в ней обучалось 36 мальчиков. В 1898 г. из учеников был организован хор под управлением псаломщика Петра Маркова.
    Говоря об истории Рождественского храма, необходимо упомянуть о служившем в нем на протяжении 60 лет священнике Иоанне Семеновиче Ляшкевиче (1809—1893). Отец Иоанн родился в семье дьякона села Чамово Ельнинского уезда 21 июля 1809 г. После обучения в Смоленской духовной семинарии, в феврале 1834 г., он был рукоположен епископом Тимофеем в сан священника к церкви села Спас-Углы. Прослужив на действительной службе 43 года, отец Иоанн вышел за штат, уступив место своему зятю. Но и находясь на покое, священник не только не оставил пастырских трудов, а напротив, расширил их. Он помогал зятю и соседям-священникам в случае болезни последних, охотно выполняя требы. За 17 лет нахождения за штатом ему пришлось изъездить много окрестных сел. За это отец Иоанн пользовался непритворным уважением и любовью. В глаза и за глаза его все называли дедушкой. Прихожан отец Иоанн знал всех по имени. Это не удивительно, ведь за годы служения он почти всех из них крестил, венчал, помнил их дедов и прадедов. Всякий крестьянин, завидя священника, ехавшего на требу, с уважением кланялся ему, уступая дорогу.
    Епархиальное начальство не оставило трудов Ляшкевича без награды. Он имел камилавку, наперсный крест на Владимирской ленте, а в 1884 г., когда исполнилось 50 лет служения отца Иоанна в священном сане, по благословению архиерея ему подарили икону Спасителя в серебряном окладе и приветственный адрес на пергаменте с золотым тиснением. Несмотря на оказываемые ему знаки внимания, священника отличала скромность. Даже подготовку к юбилею пришлось скрыть от отца Иоанна, так как он непременно отклонил бы праздник.
    Кроме скромности, отличительными чертами Ляшкевича были миролюбие и аккуратность.
    «За всю долгую свою службу /о. Иоанн/ ни с кем не имел ссоры, особенно не любил он ссор в причте и оказал в этом случае благотворное влияние на все окружное духовенство, как духовник его. Как пример его аккуратности, можно указать на следующий факт. После его смерти осталась у него ряса, которую ему подарил тесть, когда он рукополагался в священника. Ряса старинного синего сукна, конечно, поношена, но чистенька и прилична. Носить 60 лет одну одежду и сберечь ее, на это способны только старики».
    Последние годы жизни отец Иоанн попеременно жил у своих сыновей-священников, двоих зятьев-священников и внуков — тоже священников. Приезд одного из старейших священнослужителей епархии на тот или иной приход становился праздником как для духовенства, так и для прихожан.
    «Везде он был радостный и желанный гость, и другие завидовали тому, у кого дедушка лишнее прогостит. Особенно в памяти останутся посещения отца Иоанна в храмовые праздники. После обедни, когда соберутся соседи — священники, дедушка, обыкновенно, восседая на почетном месте, любил порассказать из старины, очевидцем которой он был. Он помнил, например, преосвященных Иоасафа (при котором учился), Иосифа. Вспоминал он и старую семинарию, бывшие тогда строгости и всегда с любовью вспоминал своих профессоров. Добродушно, бывало, посмеивается над нами — молодежью, когда мы затруднялись перевести какую-либо им сказанную латинскую фразу, а последних у него был большой запас. Пожалеет и поласкает правнуков и, благословив всех, отъезжает с миром», — вспоминал внук отца Иоанна священник Михаил Кулагин.
    Умер священник Иоанн Семенович Ляшкевич 16 октября 1893 г. в селе Пречистом Духовщинского уезда, в доме зятя. Кончина отца Иоанна была христианской.
    «Предсмертная болезнь была непродолжительна и неожиданна: 11-го октября после полудня с ним случился паралич. Целый следующий день он был без сознания; окружающие боялись, что он так и умрет, без сознания. Но Господь не попустил умереть своему престарелому служителю без покаяния и напутствования Св. Тайнами. 13 октября он пришел в сознание, и первым его словом было, чтобы сейчас же послали за его духовником, отцом благочинным Кулагиным, которого он особенно любил, и чтобы приготовили священническое облачение, давно приобретенное им на случай смерти. На другой день рано прибыл отец благочинный, собрались и ближайшие родные. Над отцом Иоанном было совершено таинство елеосвящения, по совершении которого отец благочинный исповедал его и приобщил Св. Тайн. С полным сознанием и со слезами на глазах воспринял эти таинства отец Иоанн. После этого он благословил всех окружавших его иконой и успокоился. Последние дни он почти не разговаривал и тихо молился Богу. 16 октября в 2 часа ночи, сотворив крестное знамение, отец Иоанн тихо отошел в новый мир».
    Погребение почитаемого старца было совершено 19 октября в селе Пречистом, при «громадном стечении народа» из окрестных приходов, где его знали и любили. На руках сыновей и близких родственников гроб был опу-щен в могилу за алтарем местного храма. «Мир праху твоему, добрый пастырь, столь долго и достойно послуживший!».
    В приходе села Спас-Углы почиталась Ченстоховская икона Божьей Матери. В ризнице Рождественского храма хранились две католические иконы, выделявшиеся своим исполнением и древностью.
    В 1924 г. церковный совет Христорождественской церкви был зарегистрирован в Смолоблисполкоме. Настоятелем и это время являлся священник Д.С. Марков. Кроме него в церкви служили священник В.Я. Кулагин и дьякон Г. Сейгиамов.
    В январе 1935 г. Спас-Угловский сельский совет принял решение о закрытии Рождественского храма. 23 января комиссия осмотрела церковь и пришла к выводу, что «здание церкви ветхо и угрожает несчастными случаями». Комиссия также собрала подписи у окрестного населения (249 человек), высказавшегося за ликвидацию храма. Кроме того, на сторону власти стали некоторые члены церковной двадцатки, подписавшиеся за закрытие. Они от лица всего прихода отказались ремонтировать здание и содержать его в надлежащем порядке. И сельский совет, и члены двадцатки постановили: «Решение о закрытии церкви подтвердить. Просить Запоблисполком об утверждении настоящего постановления».
    13 февраля верующие направили в областную Комиссию по вопросам культов заявление, в котором разъясняли сложившуюся ситуацию и раскрывали незаконные действия сельсовета и членов двадцатки. Прихожане просили оставить в их распоряжении каменный храм, а деревянную церковь использовать как часовню для отпевания покойников. Община считала, что этим будет соблюден закон и в их распоряжении останется одно молитвенное здание и одна часовня, а не два храма — каменный и деревянный, на что указывали лица, желавшие ликвидации церкви.
    Документы о закрытии Рождественского храма были переданы в облисполком. Однако верующие, желая добиться справедливости, написали жалобу Председателю Президиума Центрального Исполнительного Комитета М.И. Калинину. Ниже приведен фрагмент этого документа.
    «В январе месяце 1935 г. сельский совет постановил закрыть каменную церковь. Товарищ Чуркин запретил проводить службу в каменной церкви, так как у нас имеется 2-й ветхий кладбищенский храм, который служит за каплицу для отпевания усопших. Председатель Чуркин неоднократно пытался заставить двадцатку подписаться закрыть каменный храм, но таковая отказалась. Тогда Чуркин сам организовал новую двадцатку из неверующих. Не ожидая областного постановления, т. Чуркин с директором школы Ивановым 8 апреля сообщил новой двадцатке о закрытии церкви. 9 апреля сего года Иванов сообщил гражданам, чтобы таковые приходили и забирали церковные иконы и вещи ввиду закрытия храма. На 10 апреля пришел народ, Чуркин отомкнул церковь, и по разрешению его безбожники стали ломать иконостасы, разбили престолы, выкидывали вон иконы, женщины уносили их по домам. Т. Чуркин наложил печать и замкнул церковь своим замком. Мы, верующие, просим вашего распоряжения привлечь к ответственности за незаконные действия, наш молитвенный дом оставить верующим».
    Рассмотрев документы, облисполком 13 мая 1935 г. принял решение закрыть Рождественскую церковь. Верующие вновь опротестовали это решение, направив вторично жалобу во ВЦИК.
    Вопрос рассматривался до конца 1935 г. 20 декабря 1935 г. Президиум ВЦИК постановил:
    «Постановление Президиума Западного облисполкома утвердить, церковь закрыть». В «Книге учета церквей по Смоленской области» указана иная дата ликвидации Рождественского храма — 1937 г. Возможно, что все же эта церковь еще оставалась действующей до указанной даты. После окончательного закрытия в здании храма располагался межколхозный клуб.
    Преображенская церковь была закрыта в 1938 г. и, как ветхая, снесена. Рождественский храм до наших дней не сохранился.

    P.S. Остальное чуть позже. Delaware, поищу.
     
    Linakula нравится это.
  7. Offline

    ink Новобранец

    Регистрация:
    15 янв 2011
    Сообщения:
    9
    Спасибо SB:
    5
    Отзывы:
    0
    Из:
    Москва
    Цитата(Кузьмич @ 20 Января 2011, 7:32)
    Цитата(ink @ 15 Января 2011, 21:44)
    Добрый день. Уважаемый Кузьмич, очень нужна любая информация по с. Спас-Углы, Духовщинского Уезда, а также если что-то есть по д. Мелехово этого-же прихода.Спасибо.


    Рафаил (Ивочкин), иеромонах. Духовщинская земля: православные храмы. – Смоленск, 2009. С. 130-135.

    Спас-Углы............

    P.S. Остальное чуть позже.
    Добрый день, Кузьмич! Спасибо за информацию! С нетерпением жду продолжения, если не очень обременительно. Может какую литературу посоветуешь. Реально ли найти старые фото церквей в селах или самого села?
     
  8. Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.538
    Спасибо SB:
    1.203
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Немного информации по деревне Мелехово, располагавшейся при речке Вельце, в 8 верстах от Духовщины.
    Это казенная деревня, не помещичья. Теоретически, ее жители должны были жить побогаче помещичьих крестьян, быть поактивнее, повольней. На практике, разница могла быть не очень существенной.
    По 10-й ревизии (1858 г.), в деревне 9 домохозяев, в числе жителей - 51 мужчина, 47 женщин.
    По переписи 1887 года, в Мелехове уже 19 домохозяев, 56 мужчин, 59 женщин.
    Мы видим, что количество жителей почти не возросло, а число домохозяев выросло в два раза. Объяснение этому простое: в смоленской деревне после отмены крепостного права шел интенсивный процесс распада больших семей. От родителей отделялись взрослые сыновья и образовывали самостоятельные дворы со своими наделами земли. Раздел семей был противоречивым явлением. С одной стороны он способствовал развитию личностного начала, с другой - вел к обеднению. Малым семьям труднее было вести хозяйство, чем большим.
    2 семьи было без работников, 9 семей - с одним работником (вот результат раздела семей!), с двумя работниками - 3 семей, с тремя работниками - 5 семей. 2 домохозяина нанимали работников.
    11 семей имели одну избу, 8 семей - две и более.
    16 семей занималось местным промыслом.
    1 семья была без лошади, с одной лошадью - 5 семей, с двумя лошадьми - 4, с тремя и более - 9 семей. В той же пропорции распределялись по дворам и коровы.
    Размер земельного надела на душу - 6,5 десятины. Это средние показатели по уезду.
    В целом, крестьяне жили небогато.
    В 1887 году в Мелехове был всего один грамотный человек - взрослый мужик!
    По данным 1904 года, в Мелехове 24 двора, 140 жителей.
     
  9. Offline

    ink Новобранец

    Регистрация:
    15 янв 2011
    Сообщения:
    9
    Спасибо SB:
    5
    Отзывы:
    0
    Из:
    Москва
    Спасибо, Кузьмич! Бесконечно мучать вопросами будет неприлично. Посоветуй, пожалуйста, где самому можно поискать информацию по интересующим населенным пунктам: с. Спас-Углы, д. Мелехово, Духовщинского уезда, да и весь уезд (район) в целом интересует.
     
  10. Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.538
    Спасибо SB:
    1.203
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Публикаций, обобщающих исторические сведения по сельским населенным пунктам, как правило, нет. Можно найти кое-какие статьи по отдельным селам в периодической печати. Кое-что по селам есть в Смоленской энциклопедии (2-й том), но мало. Короче говоря, посоветовать мне вам нечего. Увы!
     
  11. Offline

    ink Новобранец

    Регистрация:
    15 янв 2011
    Сообщения:
    9
    Спасибо SB:
    5
    Отзывы:
    0
    Из:
    Москва
    Цитата(Кузьмич @ 27 Февраля 2011, 19:46)
    Публикаций, обобщающих исторические сведения по сельским населенным пунктам, как правило, нет. Можно найти кое-какие статьи по отдельным селам в периодической печати. Кое-что по селам есть в Смоленской энциклопедии (2-й том), но мало. Короче говоря, посоветовать мне вам нечего. Увы!

    Ну что-же, будем искать. Еще раз благодарю за информацию.
     
  12. Offline

    ИРИНА Завсегдатай SB

    Регистрация:
    10 мар 2010
    Сообщения:
    984
    Спасибо SB:
    245
    Отзывы:
    4
    Из:
    г.Смоленск
    Прошу подсказать по д. Подхабино.
    д. Подхабино (Подхобино) Новодугинский район (данные по ОБД, деревня с таким названием проходит только по Новодугинскому району). В инте нашла данные только по д. Подхабино Сычевского района.
    Вопрос: это одна и таже деревня, или разные?

    На карте д. Подхабино нашла севернее Новодугино.
    http://velizh.ru/karta/15.php
    Мое мнение, что одна и таже, но хотелось бы уточнить, чтобы быть уверенной на 100%.

    Основаная тема здесь:
    http://smolbattle.ru/index.php?showtopic=6585&st=0
     
  13. Offline

    Jerry30 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    6 окт 2008
    Сообщения:
    592
    Спасибо SB:
    74
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Интересы:
    История Смоленщины
    Да, д.Подхабино (Маруи, Муруи, Муравьи) - была в составе Сычевского уезда, передана Новодугинскому району. Располагалась на Гжатском почтовом тракте. По ГШ рядом с Сутормино
     
  14. Offline

    ИРИНА Завсегдатай SB

    Регистрация:
    10 мар 2010
    Сообщения:
    984
    Спасибо SB:
    245
    Отзывы:
    4
    Из:
    г.Смоленск
    Jerry30 спасибо большое!
     
  15. Offline

    cheff Поручикъ

    Регистрация:
    11 авг 2009
    Сообщения:
    75
    Спасибо SB:
    5
    Отзывы:
    0
    Из:
    близ Гагарина
    Кузмич помогите информацией по селам спасское и богоявленское сычевского уезда.будет полезна любая информация.
     
  16. Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.538
    Спасибо SB:
    1.203
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Цитата(Delaware @ 15 Января 2011, 22:24)
    Цитата(Delaware @ 06 Декабря 2010, 19:06)
    Кузьмич, если можно, интересует всё про деревню Сидорки Рославльского уезда.
    С уважением,

    И я подниму свой вопросик :)
    Delaware, к сожалению, о Сидорках удалось найти не так много.
    На середину 19 века – это владельческая деревня на Остре, в 4 верстах от Рославля, в ней 13 дворов, 115 жителей. Поместье, куда входила деревня, было небольшим по размерам. Имя владельца неизвестно.
    В конце 19 века землю под Рославлем купил купец Петр Дмитриевич Сафонов. В 1890 году в его имении были земли деревень Сидорки и Кирилы, размер поместья был довольно крупным – 1002 десятины. В Сидорках и Кирилах были устроены усадьбы землевладельца. По списку населенных мест 1904 года, во владельческой усадьбе Сидорки – 3 двора, 3 мужчины и 1 женщина; в деревне Сидорки – 34 двора, 92 мужчины, 99 женщин.

    Добавлено: [mergetime]1301297672[/mergetime]
    На будущее пишите вопросы по деревням в тему про сельские населенные пункты. Данная тема по селам, то есть по тем населенным пунктам, где была церковь.

    Село Спасское Спасской волости Сычевского уезда.
    По данным 1774 года, располагалось в Вяземском уезде (тогде еще не был образован Сычевский уезд). Первый известных храм был построен еще в 1600 г. Каменный храм построен в 1833 г. помещицей Анастасией Михайловной Олонкиной (помещики Олонкины - выходцы из гжатских купцов).

    Сведения получены из данного источника:
    Материалы для церковных летописей по Смоленской епархии // Смоленские епархиальные ведомости. 1873. №7. С. 272-273.
    «Села Спасского в Волостях церковь деревянного здания, однопрестольная во имя Преображения Господня. Оная церковь построена в 1600-м году того села приходскими людьми. Около оной церкви ограда деревянная, решетчатая». В 1774 году в церковном причте состояли: 1 священник, 1 диакон и 2 причетника; в приходе находилось 122 двора.

    (На 1873 год) Означенное село находится в Сычевском уезде; упомянутая древняя церковь теперь уже не существует. Современный каменный храм, во имя Преображения Господня, с приделами: во имя Скорбящей Божией Матери и Рождества Пресвятые Богородицы, построен в 1833 году Анастасиею Михайловою Олонкиною.
    При сей церкви имеются еще две приписные: одна во имя Преподобной Мелании, построенная в 1860 году подполковницею Меланиею Петровною Эндогуровою, и другая кладбищенская церковь во имя Святого Лазаря, построенная в том же 1860 г. и тою же г-жою Эндогуровою. Обе эти церкви зданием деревянные.



    Село Богоявленское (Артюхи тож) Богоявленской волости Сычевского уезда.

    ГАСО. Ф. 1544. Оп. 1. Ед. хр. 1338. Опросные листы о церковных и монастырских архивах Духовщинского, Сычевского, Дорогобужского уездов. 1924 год. Л. 31-32.
    Богоявленское (Артюхи тож). Церковь во имя Богоявления (6-го января), деревянная на каменном фундаменте. Церковь воздвигнута в 1853 году местным помещиком С.Г. Ломоносовым.
    Два придела: один в честь Богоявления, а второй – преподобного Сергия Радонежского (25-го сентября). С декабря 1923 года настоятель храма – отец Василий Иванович Мышляев. Церковный староста – А. Максимов.
     
  17. Offline

    АЕБ Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 июл 2009
    Сообщения:
    1.995
    Спасибо SB:
    2.690
    Отзывы:
    77
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Сычевка
    Интересы:
    История
    Для Cheff :
    Добавление к Кузьмичу: Меланья Петровна Эндогурова - это внучка Настасьи Михайловны Олонкиной и с.Спаское она получила в наследство после смерти своей бабушки в 1841 году.Сама она не проживала в селе,а постоянно проживала в имении своего мужа в Калужской губернии.
    Эти сведения пишу по памяти,так как мой комп сломался напрочь.Более подробную инфу по селам Богоявленское и Спасское смогу представить не раньше 10 апреля (предположительный срок ремонта компа).Если такие сроки устраивают,то напишите в личку.
     
  18. Offline

    cheff Поручикъ

    Регистрация:
    11 авг 2009
    Сообщения:
    75
    Спасибо SB:
    5
    Отзывы:
    0
    Из:
    близ Гагарина
    АЕБ Кузмич спасибо вам! по богоявленскому по подробнее можно найти что?
     
  19. Offline

    Леутина Лариса Николаевна Новобранец

    Регистрация:
    5 апр 2011
    Сообщения:
    6
    Спасибо SB:
    3
    Отзывы:
    0
    Из:
    г. Смоленск ул. П. Осипенко 15а
    Разрешите небольшое дополнение. Одной деревни все-же нет. Д. Самозвановка Рославльского уезда. Знаю точно- там родился мой отец. 10 лет назад мы с ним посетили те места-фундамент от дома деда сохранился и яблоневый сад и кладбище, что интересно действующее. Если можно-информацию. Спасибо.
     
  20. Offline

    ИРИНА Завсегдатай SB

    Регистрация:
    10 мар 2010
    Сообщения:
    984
    Спасибо SB:
    245
    Отзывы:
    4
    Из:
    г.Смоленск

Поделиться этой страницей