Здравствуйте! Высветилась тема. Это очень круто! Я сам студент из Подольска, занимаюсь организацией музея в школе родной, решил, что лучше чем накоп держать дома, пусть на него хоть посмотрят.
Добрый вечер! Именно так, пришло понимание, что пора доставать из под кровати и запускать на воспитание, правильно попробовав оформить Сообщения объединены, 24 2025, время первого редактирования 24 2025 ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПРО ЭКСПОНАТЫ ВИТРИНЫ О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА ИЛИ О ТОМ, КАК ПОБОЛЬШЕ СКАЗАТЬ В ВИТРИНЕ ОБ ЭКСПОНАТАХ К сожалению есть такие экспонаты, которые содержат в себе намного больше информации, и всю её невозможно показать в рамках витрины при статичном рассмотрении через стекло. Например, на обороте этого свидетельства указано место захоронения Сергея Шубникова. Это сложно показать в рамках такой плотной витрины с двух сторон: либо размещать копию оборота, либо размещать на боковом стекле. В случае с этим документом пришлось "пожертвовать" оборотом. Покажу здесь: В случае с односторонним "глухим" размещением этой открытки, полную подпись оборота можно заявить в этикетаже. Вот и "невидимая" зрителю подпись, о которой идет речь: В случае с тетрадью ленинградского школьника пришлось выбрать один демонстрационный разворот, но ведь информации в тетради много! Здесь в этикетаже возможно только перечисление через запятую "крупными мазками" содержания. Чуть подробнее о тетради: При размещении открыток из блокадного Ленинграда само собой разумеется, что текст - самое важное. Но, ведь всегда хочется в целом сложить представление об экспонате, в данном случае - об открытках того времени, на которых писали. Картинки оборотов открыток из Ленинграда от родителей дочери, скрытые от зрителей витрины: А вот письмо солдата размещено на боковой прозрачной стороне витрины и читается с двух сторон. Вложено в прозрачный держатель. Этикетаж при этом дублируется с обеих сторон. Крепление держателя и этикетажа - прозрачный скотч 3М. Самое интересное, что письмо было сложено треугольником. У меня полное впечатление, что я первый за много десятков лет после войны разворачивал его. Ощущение сродни раскручиванию и прочтению медальона. Голос прошлого, живая история в руках. Зафиксировал процесс раскрытия письма А вот два письма Степана Илясова с кораблей домой я решил разместить "глухо" на заднике витрины под прижимными стёклами. Разместить с двух сторон читаемыми - очень много места и мне так кажется, что никто не будет вникать в сложный почерк при просмотре витрины. Я не давал полной расшифровки писем: - слишком много места требуется даже для расшифровки текста двух писем. - письма больше о личном, на мой взгляд можно опустить в контексте Блокады. - я не смог дешифровать и прочитать их целиком, очень сложный почерк. Выложу здесь, может у кого получится. С борта "Свирепого" с борта "Ленинграда" В случае с журналами и газетами как экспонатами - они содержат много информации о рассматриваемых событиях. Она всегда интересна к прочтению но... периодика ценится меньше всего, к прочтению в витрине пригодна только конкретными разворотами, либо страницей или обложкой. Приходиться выбирать, хотя там всегда очень много интересного. Срез времени, отпечаток момента. Есть интереснейшие приметы того времени. Так здесь - о ВОССТАНОВЛЕНИИ прежних наименований! Ознакомьтесь Попадаются для экспонирования издания, подписанные авторами. Обычно в экспозиции это ценно тем, что есть "отпечаток" современника событий. Демонстрируется подписями авторов в тематических витринах. Встречаются и такие интересные вещи. Оригиналы снимков, сделанные в то же время и в тех же местах (обычно теми же авторами), что и снимки, получившие бОльшую известность. Это некие вариации, дубли, пробы, но от этого они только интереснее для изучения. К сожалению, не всё помещается в одну витрину и оставшееся хранится в пока еще небольших фондах музея. Например, по блокадному Ленинграду не поместился эстрадный сборник издания военного времени, который использовался фронтовой и тыловой самодеятельностью. И к нему тематически подходящий оригинал фотоснимка: фронтовая концертная бригада артистов театра ленинградского областного совета профсоюзов (ныне "Театр на Литейном") перед отправкой на фронт, Ленинград, 1941 год. Еще один фотоснимок, оригинал, тоже не поместился в витрину про Ленинград: продажа книг возле углового входа в "Дом книги" на Невском проспекте, апрель 1943 года, фотограф: В.Тарасевич Еще не влез в витрину этот журнал "Крокодил" за февраль 1942 года Это было лирическое отступление про сложность выбора и попытках впихнуть невпихуемое в одну отдельную ограниченную витрину, а также о способах показать в экспозиции максимум. Сообщения объединены, 24 2025 ИЗ ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ ВИТРИНЫ "БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД" Шёл 2023 год... Как и всегда в начале каждой витрины - план. Схема. В итоге многое поменялось, но нужно понимать, чем наполняем и как размещаем экспонаты. Помимо годичного поиска экспонатов, около трёх месяцев заняла сама подготовка этикетажа и работа над каждой единицей. Это - самая объемная витрина в музее по количеству этикетажа и оригиналам документов на бумажных носителях... Примерная рекогносцировка по размерам витрины относительно всего размещаемого, в моем случае это кафель кухни 40х40 см для ориентира Изготовление держателя для бескозырки, ранее описывал подробнее все этапы Пустая витрина со складом на полике экспонатов и моделей перед монтажем Выкладка в размерное соответствие всего богачества перед размещением на задник витрины, ранее в теме тоже об этом писал, про рамку условной витрины для масштаба Ваш покорный слева и справа - мастер и моделист Антон Макаров, его руками изготовлены все модели и диорамы музея. Монтаж витрины о Ленинграде занял у нас 2-е суток. Эту фотографию мы решили повторить наглядно в экспозиции над витириной: Прежде всего надпись "Бомбоубежище" Мои поиски по радиоточке (тарелке) привели меня к решению, которое предлагают коллеги из Ленинграда. Ни в коем случае не реклама, а как подсказка для музеев всех уровней, коллекционеров, реконструкторов и любителей истории. Было найдено мной на просторах Авито. Современная копия Радио-тарелки с подключением МР3 с оригинальными записями композиций и сводок с фронта. Это может пригодиться и реконструкторам и всем, кто хочет создать атмосферу 1940-х годов. 3 года эксплуатации тарелки в музее показали её полную функциональность и способность воссоздать атмосферу для музея, или для блокадной квартиры, или тылового / фронтового быта и т.д. Тестируем купленную тарелку на даче. Были разные вариации, под Ленинград выбрал шильду 1931 г. Подготовка работы "Дорога Жизни". Оргстекло, которому было далее уготовано стать льдом Ладоги Ключевой момент этой работы - проваливание полуторки под лёд. Куски разломившегося под грузовиком льда - отдельная композиция в работе. Момент композиции и подвиге водителей, передвигавшихся с открытыми дверями, готовых в любой момент покинуть машину при уходе под лёд Попытка воспроизвести передвижение машин по талой воде по льду, есть такая фотография в архивах - машины идут по льду, в колеях стоит вода Дополнительно приобрели книгу о Дороге Жизни, альтернативное издание, чтобы изучить со всех сторон эту тему. Вывод: лучше нашего "классического" восприятия Блокады и Дороги Жизни нет ничего! Именно НАШУ ментальную память, исторический код НАШЕГО восприятия Блокады и преступлений против Нашего народа, против наших будущих Детей и Внуков, мы постарались воспроизвести в этой витрине. Именно это нам нужно передать нашим детям и сформировать их ментальный код, продолжить Наш код. Слишком много жертв принес наш народ, чтобы забыть это... В работе использовались малоизвестные и современные репродукции по Блокадному Ленинграду. Это - собирательный образ того, как ждал осажденный город эти машины и грузы, как каждая затонувшая и разбомбленная фашистами машина влияла на жизнь голодного осажденного города, ожидающих и эвакуируемых детей и женщин ... "Марат" готовится занять своё место в витрине ленинградской обороны. Изначально задумывали показать бомбардировку "Марата" немецкой авиацией. В итоге отказались от идеи атакующих самолетов - выглядит для витрины неудачно и громоздко. Подготовка макета о сохранении исторических ценностей и Подвиге работников культуры: Изготовление вручную В ходе командировок в Ленинград я много раз проходил ногами ключевые места Памяти о блокаде: следы бомбардировки Исаакия на колоннах, объявления об опасности обстрелов на конкретной стороне улицы и т.д. Пока не удалось воспроизвести в масштабах витрины (кроме фото). Дело будущего. Изучал для витрины экспозиции музея Победы на Поклонной горе, для поиска идей и информации Об ограблении нашей Родины Поиски идей и информации в музее Вооруженных сил РФ Не всё в полном объеме удалось включить в витрину. Также изучил и такие альтернативные мнения. Вывод один - мы воспринимаем Блокаду по-своему, наше мнение - это наша Память, которую нельзя предать. При размещении нормы-хлеба в витрине хотели с Антоном сделать руку с отсылкой к этой фотографии Итог признан нами неудачным, это не самая лучшая концепция - с рукой и нормой хлеба. Очень многое упустил. До сих пор сожалею, что не успел приобрести работу А.Алланэ с радиотарелкой и комнатой- обстановка Блокады. Её выкупили коллекционеры до меня. Не удалось выкупить вовремя оригиналы карточек на хлеб из Ленинграда, потом не нашел нигде, пришлось печатать в эту витрину копии. В связи с перегруженностью витрины подлинниками, много копийных фотоматериалов не удалось разместить, но они были отобраны На этом всё по теме витрины о Блокаде. Глубоко убеждён, что если хотя бы по одному человеку из класса в школе (53 класса в школе) воспримут эту информацию и смогут передать её дальше - это уже Победа и залог сохранения нашего ментального кода, нашего восприятия значимости Победы и цены, которую мы за неё заплатили...
ВИТРИНА "СТАЛИНГРАД" Эта витрина - собирательный образ тех событий, которые происходили в 1942 году. Для раскрытия темы невозможно было не обратиться к преступлениям нацистов на советской земле, к их наглой и лживой агитации, здесь в витрине очень бегло, но всё же об этом сказано. В самые тяжелые дни отступлений нашей армии выходит приказ "Ни шагу назад!", оригиналу которого нашлось место в витрине. Вспомним и о том, что неустанно трудились и совершали свой подвиг на производствах для обеспечения фронта оружием и всем необходимым женщины и дети, заменившие ушедших мужчин. Именно они ковали в тылу будущую Победу днём и ночью. Говоря в витрине о Сталинграде нужно было попробовать донести в экспозиции составляющие этой большой битвы: интенсивность боёв, самоотверженность защитников, бои в условиях города и работа штурмовых отрядов и снайперов. И, конечно же, о разгроме врага, окружении и поражении армии Паульса - смертельном ударе для Германии. Это - пленные. Это - мёртвые немецко-фашистские поработители, пришедшие завоёвывать нашу Родину... кресты, кресты над их могилами и оставшиеся навсегда на чужой земле захватчики и их военное имущество. Не всё получилось в этой витрине. Слабое место: реальных экспонатов из Сталинграда - одна румынская каска. Остальное я постарался тематически вписать в эту тему. Здесь у меня надежда на волгоградских коллег-поисковиков, возможно они поправят неточности витрины, подскажут или направят на путь поиска дополнительных сталинградских экспонатов. Особое спасибо Андрею Никулину, Юрию Борзову и коллеге-поисковику Алексею, который специализируется на стальных нагрудниках СН. В целом такая вот витрина получилась.
Низкий поклон от меня всем, кто занимается этим важнейшим делом! Таким музеем можно гордится!!!! Спасибо вам!!!!
ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ВИТРИНЫ ПРО СТАЛИНГРАД Немного из того, как, что и почему делалось, что не вошло в витрину. Первичный план, как говориться "из песни слов не выкинешь". Многое было сделано иначе, но само распределение по витрине в целом было определено заранее. Творческий беспорядок на полике витрины, готовящейся к монтажу. Сначала экспонаты загружаются и копятся так. Первые примерки по объему в масштабе. Примерка-прикидка "тяжелых" экспонатов для поиска крепежа. Стальной нагрудник требовал крепкого поддерживающего крепежа, способного держать вес. Использованы два легких прочных крепежных алюминиевых крюка из ОБИ. Оттуда же крепления, на которых лежит ППШ, который тоже достаточно тяжелый. Плюс он должен был лежать на расстоянии в центральном объеме витрины. Для ППШ оптимально подошли... мебельные ножки, легкие и крепкие, с 4-мя точками крепления к заднику витрины. Если кому-то пригодится. Есть разные размеры и цвета, которые можно подобрать под конкретный экспонат для размещения и в цветовой гамме, максимально сочетающейся с витриной и экспонатом (наименее выделяющийся). Также крюки разнообразных цветов и размеров. Нагрудник держат второй год стабильно. Про очистку щавелкой подробно писал в теме ранее, не буду повторяться. Этот нагрудник для Сталинграда удалось почистить и проявить краску. После изготовления табличек подписей, раскладка в размерную рамку перед монтажем. Бесцеремонное использование детского труда для очистки витрины перед этапом "монтаж". Также детский труд использовался для подготовки монтажа этикетажа, большой кропотливый операционный процесс. Для наглядной демонстрации СН была выбрана фигура советского солдата. Более того, это некий собирательный образ сражавшихся за Сталинград, рядом - кирпичные кладки городских построек. И да, на фронте велика была ценность перекура между боями при наличии махорки. Непедагогично, конечно, но нельзя было и это не показать как есть. К вопросу о держателях и хренении особых неформатных документов. Здесь сейчас о Приказе 227, который не подошел ни под один стандартный размер готовых наклонных полок с прижимными стёклами для документов. Пришлось изготавливать отдельно держатель под этот конкретный документ, требующий особого хранения. Для освещения темы окруженных, проигравших и мертвых немцев был использован архив Юрия Ивановича Борзова, светлая ему память. Это те немцы, кого он вместе с Эндр находил многие годы. При размещении двухсторонних документов всегда сомнения, какой же стороной интереснее положить к зрителю? Даже в прозрачных держателях на боковом стекле одна сторона всегда читается лучше. Далее - немецкие агитационные листовки из витрины Сталинград с двух сторон. Интересный материал. Для подготовки витрины требовалось изучить экспозиции хотя бы центральных музеев. Зал в Музее Вооруженных Сил, посвященный Сталинграду. Экспозиция не новая, помню её еще ребенком, но лаконично и объемно, актуальности не теряет. Много информации для витрины пересмотрел, кое-что взял. Собственно здесь родилась идея раздела в витрине Сталинград о снайперах и прицела ПУ в витрину. Есть в музее ВС РФ и заслуженная диорама о Сталинграде. В принципе, любая диорама по этой теме - много кирпича, железа и пожаров... Ранее вспоминал в первой витрине по Бресту о размещенной в этом музее композиции "Земля Сталинграда". Была идея повторить данную композицию, и даже "земля" уже была отобрана заранее, точнее ее железное наполнение. Но от этой идеи отказались. Во-первых, земля не настоящая сталинградская (к настоящей у нас нет доступа, да и есть сомнение, что можно с Волги из мест боёв сейчас найти и привезти такую насыщенную железом землю для композиции). Интересно, настоящая ли земля Сталинграда в музее ВС РФ? Во-вторых, в витрине "Вторжение" у нас действительно земля из Брестской крепости, и повторяться композиционно смысла уже не было. Музей Победы на Поклонной горе. Раздел "Сталинград". Здесь подсмотрел идею с броней СН. И на Поклонке тоже про снайперов. В живой экспозиции на Поклонке подсмотрел идею производства ППШ женщинами и подростками: Также в красногорском филиале музея Победы (музей антифашистов) на базе лагеря военнопленных, куда и приехали в итоге окруженные и сдавшиеся в Сталинграде Паульс и Ко, изучил посвященную этому часть. Для витрины музея было подготовлено в хороших копиях очень много интересного агитационного материала. Того, которым закидывали окруженных и того, который уже после разгрома под Сталинградом засылали на их позиции. Однако, ничего из этого в витрину не попало. Показалось, что это слишком непонятно: очень много бумаги и на немецком языке. Вот интересная листовка. Но в оригинале газеты размещена та же фотография, поэтому во избежание дублирования в витрине пришлось и от этой листовки отказаться. Кое-какие экспонаты вызывали у меня вопросы перед размещением в витрину, перепроверял, что этот магазин действительно от МГ Хотел разместить вот такую катушку Но она у меня с более современным проводом, оригинальный провод того времени на катушку не нашел, а размещать в витрину пустую показалось не очень... Была идея за ППШ разместить либо плакат (копию), либо приложить около разворот из умной книги по ППШ. Отказался, ибо и то и другое - послевоенное. Нашел интересный плакат про румынско-немецкую дружбу. Но он тоже в итоге не влез в витрину. То же самое - очень много интересных материалов про снайперов, разнообразные памятки. Слишком перегружают экспозицию, к сожалению... Не включил многое отобранное из немецкой хроники по битве за Сталинград. Как пример: Из наших известных фотографий по Сталинграду можно было бы вообще собрать отдельную экспозицию! "Стоять насмерть! За Волгой для нас земли нет!" Такая вот объемная подготовительная работа по одной отдельной витрине.
ВИТРИНА "ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ" Когда я начинал подготовку этой витрины... у меня не было ничего из тематических экспонатов, хоть сколько-то связанных с партизанами. Дома в семейном архиве хранится удостоверение белорусского партизана моего прадеда, и его послевоенный значок, это всё... Казалось, что тема, с точки зрения подборки материала и экспонатов, слишком сложная... но, мы помним, кто ищет - тот всегда найдет! Огромную помощь в формировании экспозиции оказал Александр Эдуардович Крылов, внук одного из активных организаторов и руководителей смоленского партизанского подполья Фёдора Ивановича Крылова. Папа Александра, Эдуард Фёдорович Крылов, в юном возрасте также успел поработать в партизанском подполье. Александр Эдуардович передал для музея уникальные экспонаты и документы, принадлежавшие дедушке и папе, а также подробно познакомил с историей семьи и воспоминаниями очевидцев событий. При подготовке витрины по теме партизан в годы Великой Отечественной войны невозможно было не рассказать о деяниях немцев на оккупированной территории, о деятельности партизанских отрядов, диверсиях и партизанском быте, участии детей в борьбе с врагом в его тылу. Здесь скан обратной, невидимой стороны \ \ Такая вот получилась партизанская витрина. В тематическом порядке витрина Партизаны размещена после Сталинграда, но перед Курской дугой, помятуя о той роли, которую сыграли партизаны в операции "Концерт" в подготовительном периоде Курско-Орловского сражения.
За последнее время-это самая лучшая тема.Сколько кропотливого труда в подборе экспонатов,в компоновке!Всё по уму,очень чётко... Верно сказано :"дорогу осилит идущий!"
ИЗ ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ ПАРТИЗАНСКОЙ ВИТРИНЫ При работе со сложными темами, в которых долго подбирается информация и экспонаты, сначала изучаем все доступные экспозиции, в центральных музеях по партизанам негусто, тема сама по себе везде не якорная, "боковая"... Сам по себе план витрины был скорее не схемой рисунком, а списком того, что должно быть размещено. Многое решали по месту, как разбить экспонаты на блоки внутри витрины. Первичная раскладка в условной прикидке размеров Подготовка и распечатка этикетажа - два месяца работы Распределение по блокам Первые прикидки в масштабе на горизонте Подбор держателей и полок под каждый экспонат После трёх примерок и подходов всё готово к монтажу Пригодилась модель Опеля Блитц, которую я школьником делал лет 30 назад Переработка модели мастером и доводка до витринного состояния Фигуру охраняющего груз немца напечатали на 3d принтере Тема грузовых немецких колонн мне близка, так как мой прадед Филипп бежал из плена, будучи водителем на немецком грузовике, и попал в партизанский отряд. Подробно об этом мой дед Валентин Филиппович в своих воспоминаниях написал, выделил в тексте: Интереснейший документ оказался напечатан на обороте сводки СовИнформбюро. Думаю, что сама сводка поэтому и сохранилась до наших дней. Скорее всего, ввиду дефицита бумаги, на чистом обороте свежей сводки от 17 августа на печатной машинке 22 августа 1942 года был напечатан гражданский документ в тылу: Исполком Высоковского райсовета пишет всем председателям сельсоветов. Уникальное свидетельство жизни колхозов в военном тылу: о недосборе урожая, саботаже в работе, пьянстве, уклонении от службы и перепродаже хлеба.... Удалось найти военное издание из братской БССР. Разворот в витрине показать не удалось, только обложки с двух сторон в прозрачном держателе. Издание "Спутник партизана" претерпевало множество изданий и переработок в военный период. В целом - это полезнейшая книга выживания и использования как вооружений, так и всех возможных подручных средств. Удивляет, насколько быстро коллектив авторов подстраивался под новые условия и вносил изменения в книгу, вплоть до новых образцов немецкого вооружения. Не буду выкладывать многие развороты этого Спутника, чтобы не перегружать, но само издание заслуживает отдельной темы. Для витрины был выбран разворот о подрыве поездов, тематически - под макет подрыва партизанами немецкого эшелона. Под это фото также делали макет Уникальная фотография из партизанского архива Ф.И.Крылова Подпись с оборота в копии положил на держателе перед оригиналом Но эта фотография не единственная, которую сделал в тот день фотограф Г.Лотовкин. В архиве у А.Э.Крылова хранится также отдельная фотография Твардовского. Немаловажна фотография молодежного партизанского отряда. Все эти ребята вскоре погибли. Трофейные фотографии, отобранные партизанами у пленного немца. Не все фотографии вошли в экспозицию партизанской витрины. Часть из них хранится в архиве у А.Э.Крылова. Очень много не поместилось, но было отобрано для витрины как наглядное и интересное, плакат Невошедшие в витрину фотографии (копии), предпочтение отдавалось размещению оригиналов: Под тему машинок для стрижки В тему радиостанций Ну и отдельного рассказа требует подготовка нагладного макета о подрыве партизанами немецкого состава... Автор и его творение, примерка в витрину. Размещали макет на металлические углы под 90 градусов с креплением саморезами.
Стояла задача создать макет подрыва немецкого эшелона советскими партизанами, в качестве стандартного масштаба был выбран 1: 35 1. Изучение по оригиналу фото местности с немецким эшелоном. 2. Изучение по оригиналу фото взорванного моста, чтобы воссоздать в миниатюре. 3. Схематическое изображение создаваемой диорамы, за идею был взят момент крушения паровоза на взорванном мосту. 4. Изучение по архивным фото момента крушения паровоза в момент свободного падения (это необходимо для естественного движения техники в момент падания). 5. Так же архивное фото с паровозом BR 52, которое помогло создавать диораму. 6. Был куплен немецкий паровоз BR 52 в масштабе 1: 35 от фирмы Trumpeter. 7. Детали набора с паровозом. 8. Начало сборки паровоза (рама, поршневая система). 9. Установка бойлера и кабины машиниста. 10. Проработка внутренней части кабины (котёл, вентиля и прочее убранство). 11. Установка колёсных пар и стрелок. 12. Сборка жд полотна под диораму. 13. Примерка паровоза на жд путь, для дальнейшего планирования диорамы. 14. Покраска паровоза, главной техникой был метод «прешейдинг» чтобы создать светомодуляцию у модели (данный метод оживляет модель). 15. В качестве фигурок были найдены и куплены редкие фигурки партизан, которые будут использованы в диораме. Фигурки изготовлены из литьевой смолы. 16. Примерка фигурок с жд полотном. 17. Масштаб человека по сравнению с паровозом. 18. Завершение покраски паровоза. Укладывание масляного фильтра для создания натурального эффекта старения. Нанесение декалей. 19. Начало сборки моста из настоящего дерева, технология для данного строения существовала в реальной жизни. 20. Далее из пеноплекса формируется основание диорамы, всё друг к другу подгоняется, устанавливается мост. 21. Укладка ландшафта земли при помощи гипса и ткани. 22. Формирование естественной растительности (трава, кусты, деревья, опавшая листва), а так же примерка самодельной танковой платформы. 23. Грунтовка самодельной танковой платформы. 24. Обклеивание деревом верхней части, нанесение декалей и состаривание. 25. Создание естественного взрыва и дыма из трубы паровоза про помощи ваты. 26. Для создания бурной речной воды был выбран метод изготовления при помощи полиуретанового герметика. 27. Установка. Танка на платформу, за основу был взят танк тигр II, но у данной модели были широкие гусеницы, которые необходимо было обрезать (танки транспортировали с узкими гусеницами). Камуфляж танка был взят реальный с мест боёв на Курской дуге. 28. Так как диорама была очень длинной, то пришла идея сделать ещё кусок платформы с немецкой пушкой Pak 40. 29. Покраска и установка пушки на платформу, укладывание мешков с песком по краям для антуража. 30. Покраска стенок работы в чёрный матовый цвет. 31. Установка работы в витрину.
По партизанскому движению в южном Подмосковье. В завершение 20 века познакомился с бывшим руководителем партизанского движения Московской области . Неразговорчив по теме , в Чеховском районе , тогда Лопасненском , в западных лесных массивах п. Рогово были заложены запасы продовольствия . После немецкой оккупации запасы оказались разграблены.. В местном музее паспорт выдан девушке посылали её через наши позиции в районе Дмитровка армейская разведка якобы через немецкую линия оборона Тетеринки и шла она на Тарутино .
В завершении темы о партизанском движении хотелось бы разместить очерк о герое нашей музейной партизанской витрины - Фёдоре Ивановиче Крылове. Материал подготовил внук Фёдора Ивановича - Александр Эдуардович Крылов. В дополнение к материалам витрины добавлю по тексту сохранившиеся у Александра Эдуардовича от дедушки и папы документы, фотографии и письма, которые физически не поместились в пространство витрины. "ОРЛЁНОК, ОРЛЁНОК... В 1921 году Фёдор Крылов 16-летним «орлёнком» вступил в ряды РКСМ, стал бойцом ЧОН, участвовал в продразвёрстках. Отправившись однажды зимой к взбунтовавшимся против изъятия продовольственных «излишков» крестьянам одного из уездов, был мужиками стащен с лошади и разоружён (у него отняли Маузер) и пешком по снежному бездорожью в одном полушубке отправлен обратно. Наверное, мог бы стрелять, но стрелять в свой народ дед не стал. По рассказам отца, очень резко выступил он тогда на уездном партактиве, раскритиковав карательно-принудительную политику по изъятию излишков продовольствия, проводимую в отношении трудового крестьянства. Главный упор, считал дед, нужно делать на разъяснительную работу – для повышения уровня классовой сознательности крестьян. За подобное в то время можно было и самому отправиться в лучшем случае в ссылку, но вместо этого деда назначили секретарём волостного комитета комсомола и отправили в глубинку вести ту самую разъяснительную работу, за которую он ратовал. Так начался путь Фёдора Ивановича как блестящего пропагандиста. Как отмечали все, кто знал его, Крылов Ф.И. никогда не придерживался административно-командных методов руководства. Разговаривал всегда спокойно, с мягкой, добросердечной улыбкой на лице. Он обладал удивительной способностью убеждать и вести за собой людей, что особенно пригодилось ему в годы войны. С 1926 г. Крылов Ф.И. – член ВКП(б), секретарь сельской партячейки. С 1926 по 1936 гг. – инструктор и член бюро Гжатского уездного комитета комсомола, председатель сельпо, замдиректора МТС по политчасти Каширского района Московской области, директор областных курсов пропагандистов в Красном бору. Супруга Фёдора Ивановича Крылова – Прасковья, была одной из 12-ти дочерей в семье Акулины Панкратьевны и Василия Макаровых, из которых выжили шестеро (Нюра, Дуня, Лина, Прасковья, – а ещё о двоих воспоминаний не сохранилось). Помимо моего отца, Эдуарда Фёдоровича Крылова, родившегося в 1928 году (во время войны – вестового Западного штаба партизанского движения, а с 1944 г. – фотокорреспондента газеты «Рабочий путь»), в браке с Прасковьей Васильевной у Федора Ивановича Крылова родился еще один сын – Евгений, умерший от менингита уже после войны, и дочь Татьяна (в замужестве – Горбачева), впоследствии диктор Курганского телевидения. Документы Э.Ф.Крылова: С 1936 г. Федор Иванович Крылов учится в аграрном институте Красной Профессуры в Москве; с отличием заканчивает Первую Московскую Высшую Коммунистическую сельскохозяйственную школу, ВПШ при ЦК ВКП(б). Дед вспоминал – и рассказывал об этом впоследствии отцу, что в пору проживания в общежитии для партработников – слушателей института Красной профессуры, каждую ночь под окнами раздавалось рычание мотора «Чёрного ворона», по полу стучали подкованные каблуки сапог, и слышался громкий стук в дверь какой-то из соседних комнат. Утром двери оказывались опечатанными, а жильцы – бесследно пропавшими. Было действительно страшно, вспоминал дед, ночами никто не спал, всё время ждали, что вот-вот постучат и в твою дверь. Вскоре комната, которую занимал дед, осталась последней в длинном общежитском коридоре, куда не наведались ночные гости. По счастью, учёба его к тому времени закончилась. Сам же институт вскоре был прикрыт «как рассадник контрреволюции», а его директор - Николай Бухарин, как известно, расстрелян. Вернувшись домой, в Смоленск, Фёдор Иванович узнал, что после его отъезда на учёбу в Москву, по его душу в Красный бор также приезжали сотрудники НКВД. Однако посылать за ним в столицу почему-то не стали. Ко времени же возвращения в руководстве этой зловещей структуры уже произошли очередные изменения, кого-то там арестовали, кого-то расстреляли, и людям в фуражках с синими околышами самим стало уже не до поисков деда. С 1939 г. Фёдор Иванович назначен на должность секретаря Смоленского обкома ВКП(б) по вопросам пропаганды и агитации. БОЕВОЙ КОМИССАР После знаменитого совещания актива работников Смоленского обкома ВКП(б) 6 июля 1941 года в помещении бомбоубежища, оборудованного прямо в крепостном валу у Громовой башни, на котором было принято историческое решение о подготовке к развертыванию партизанского движения на временно оккупированной врагом территории Смоленской области, Ф.И. Крылов по поручению командования Западного фронта руководил деятельностью истребительных отрядов и организацией задержания немецко-фашистских войск в Ильинском районе путём устройства завалов дорог, взрывов мостов и т.д. Под Вязьмой сам едва не попал в окружение - выходил по дороге, оставив машину, в колонне беженцев. После встречи с передовым отрядом немецких мотоциклистов, которые, гогоча, стояли на гребне холма над дорогой с бредущей по ней колонной, дальше к своим пробирался через леса и болота. По словам отца, деду тогда даже пришлось отстреливаться от идущих по пятам фашистов из пистолета «Вальтер», пока в обойме не остался всего один патрон. Его дед приберёг, чтобы не сдаваться врагу живым… Каким-то чудом ему и нескольким товарищам тогда всё же удалось проваться назад за линию фронта. Как рассказывал отцу сам Федор Иванович, при схожих обстоятельствах погиб секретарь смоленского обкома ВКП(б) Г.И.Пайтеров, чья могила ныне находится в Лопатинском саду в Смоленске, друг семьи Крыловых, которого Федор Иванович упоминает в письмах жене из партизанского штаба. Наткнувшись при выходе из окружения на фашистский патруль, он открыто вышел навстречу гитлеровцам, отвлекая на себя внимание карателей от подвод с ранеными партизанами, и громко назвал себя: «Я – секретарь обкома Пайтеров!» После чего был расстрелян на месте полицаями. Но партизаны успели расстредоточиться и увести подводы в лес. История, правда, сохранила другую версию гибели партизанского комиссара, согласно которой он пал в бою у деревни Крушинники Дорогобужского района. Уже после Фёдор Иванович назначается руководителем группы работников обкома ВКП(б), работавших при западном штабе партизанского движения для организации и проведения политико-массовой работы среди партизан и населения во временно оккупированных врагом районах области. С 10 ноября 1942 г. по 23 июня 1943 г. является первым секретарём "Сельского" (Андреевского) подпольного окружного комитета ВКП(б), включавшего Бельский, Ярцевский, Сафоновский, Вяземский, Сычёвский, Кармановский, Гжатский и другие районы области, занятые врагом. Подпольная кличка - "Кузьма". В картотеках гестапо значился в числе лиц, подлежащих немедленной ликвидации. С 23 июня 1943 г. по 27 сентября 1943 г. назначен начальником 3-го отдела (специальной информации) Западного штаба партизанского движения. Примечательна сделанная им в те дни запись в рабочей тетради: «Изучить приемы и методы вражеской пропаганды для организации контрпропаганды». На основе фотографий, снятых непосредственно в партизанских отрядах фотокором газеты «Рабочий путь» - органа Смоленского обкома ВКП(б), и учителем моего отца – Григорием Лотовкиным, трофейных фотоснимков с изображением горящих деревень, сводок Совинформбюро и выступлений товарища Сталина лично самим Ф.И.Крыловым подготавливаются материалы для публикаций в печати, в том числе в газете «Известия», выпусков Боевых листков Западного фронта и листовок для населения оккупированных районов. Не случайно и темой кандидатской диссертации моего отца в будущем станет «Роль партийной печати в организации партизанской борьбы в тылу врага». А его научным руководителем будет известный к тому времени ученый-историк, бывший героический комиссар партизанского полка имени Сергея Лазо Андрей Федорович Юденков. Фёдор Иванович - один из активных организаторов партизанского подполья в южных (после гибели Пайтерова) и западных районах Смоленской области, участвовал в создании подпольных партийных комитетов. С 16 февраля по 16 апреля 1942 г. постоянно находился в тылу врага (у партизан Андреевского, Бельского, Холм-Жирковского, Сафоновского, Ярцевского, Издешковского районов), выезжал в штабы партизанских отрядов и бригад. Был непосредственно связан с партизанским полком имени Сергея Лазо (командир – В.В.Казубский), особым партизанским полком "Тринадцать" из соединения "Дедушка" (его командир С.В.Гришин был другом семьи Крыловых) и 5-й Ворговской партизанской бригадой. Не раз опасность буквально шла за ним по пятам. Так, возчик, который вез его из деревни Красный Холм к партизанам Кармановского района, как выяснилось впоследствии, оказался предателем. Прибыв в один из отрядов, Федор Иванович оказался свидетелем и участником довольно неприятного и печального инцидента. Двое партизан разжились где-то бутылью самогона, напились, а на требования командира сдать оружие и отправиться под арест, укрылись в землянке, матерясь и угрожая открыть стрельбу. Выслушав доклад командира и комиссара отряда, мимо окруживших поляну партизан, Крылов решительно направился прямо ко входу в землянку. Через какое-то время наружу с опущенными головами выползли сами виновники происшествия. Крылов вышел следом с двумя закинутыми за плечо винтовками. Партизанский трибунал был скор и беспощаден – оба разгильдяя по его приговору были расстреляны перед строем бывших товарищей… Друзьями и боевыми товарищами Крылова в ту суровую пору были многие фронтовые корреспонденты-смоляне. В июле 1943 г. в Кондрово приезжал известный советский поэт и публицист Александр Твардовский. Вместе с Николаем Рыленковым и поэтом Дмитрием Осиным они были частыми гостями в Западном штабе партизанского движения и черпали информацию для своих публикаций. С поэтом Николаем Рыленковым Федор Иванович вел дружескую переписку и в послевоенные годы. 2 письма Фёдору Крылову от поэта Николая Рыленкова, 1945 год: 25 февраля 1945 года. 28 сентября 1945 года. Боевой путь партизанского комиссара Крылова Родина отметила многими орденами и медалями, в том числе орденом Красного Знамени, медалью "Партизану Великой Отечественной войны". ПОЛКОВНИК ГОСБЕЗОПАСНОСТИ После войны семья Крыловых перебралась жить в Ростов-на-Дону, куда Федор Иванович получил назначение по партийной линии. В 1950-ом году Центральный Комитет партии направляет его на работу в Курганский обком ВКП(б) в качестве секретаря обкома. Федор Иванович сразу же активно включился в бурную жизнь зауральских трудовых коллективов. Область только что была создана, на ее территории работало немало эвакуированных из центральной части России заводов. После смерти Сталина попали под амнистию и вышли на свободу сотни закоренелых преступников, которые, быстро освоившись в новой обстановке, резко ухудшили криминогенную обстановку в стране. Милиции нужны были новые, опытные кадры. И Центральный Комитет КПСС принимает решение об укреплении органов внутренних дел, о наведении порядка в стране. В феврале 1956 года по решению Курганского обкома партии Федор Иванович Крылов назначен начальником Управления внутренних дел Курганского облисполкома. С присущей ему энергией принялся Крылов за новое, доселе неведомое ему дело. Отец вспоминал, что Федор Иванович настолько умело организовал работу оперативных подразделений вверенного ему управления, что освобождавшиеся по амнистии уголовники едва успевали оказаться на свободе и взяться за старое, как буквально тут же задерживались с поличным и водворялись обратно на нары. Нелегкая послереволюционная юность и тяготы военного лихолетья не могли не сказаться на здоровье деда. Поэтому в 1959 году он был вынужден оставить службу в органах внутренних дел. Но предаваться праздности было не в его привычке. После выхода на пенсию Ф.И.Крылов преподавал в Курганском пединституте, собирал материалы для так и ненаписанных им книг о смоленском подполье и гражданской войне в Зауралье. Уже незадолго до смерти 6 июля 1962 года из Москвы пришло сообщение о присвоении бывшему партизанскому комиссару звания генерал-майора госбезопасности. Но пошить генеральскую форму он так и не успел, скончавшись от почечно-каменной болезни. Имя Фёдора Ивановича Крылова неоднократно упоминалось в книгах о борьбе советских партизан против оккупантов: «Уходили в поход партизаны», «Исполнение долга», «Партийное подполье», «Война народная», «Очерки истории Смоленской организации КПСС». В музеях Великой Отечественной войны города-героя Смоленска и Управления МВД России по Курганской области Ф.И.Крылову посвящены части экспозиций".
Товарищи, вчера, 24 апреля 2025 года завершили монтаж последней витрины и всей экспозиции музея в целом. С этим связана столь длительная пауза в публикациях витрин. Общий вид. Вечером сняли первое пробное видео в готовом музее. По случаю Эндр передал в ранее описанную витрину про Красногорск в раздел лагеря для военнопленных новый экспонат - немецкую пилотку с пленного. Я полон решимости осилить поэтапное описание каждой витрины, насколько позволит время, которого нет.
ВИТРИНА О ТАНКАХ И КУРСКОМ СРАЖЕНИИ Следующей по смыслу и в логике построения витрин музея идёт 1943 год. Тематически витрина в целом про бронетанковые войска, а ключевое событие - курско-орловское танковое сражение. Получилось найти реальные экспонаты из-под Курска. Интересно решили показать тему Курской дуги в моделях на найденном там же ленивце Т-34, использовав и землю с полей сражений. Уникален конспект из учебки 1943 года будущего командира танка Т-34. В витрине хотелось бы дать побольше экспонатов, но, к сожалению, не всё про танки и бронетехнику влезает в данный ограниченный объем. Из того, что не очень - мало документов, почти нет оригиналов фотографий, экспонатов тоже не густо. Заявленная тема "бронетанковые" раскрыта явно не полностью. Нужны идеи и дополнительные экспонаты. Это та витрина, над наполнением которой нужно будет еще работать и работать. Выражаю огромную благодарность Николаю Пресинскому - любителю истории, знатоку техники, коллекционеру и поисковику, оказавшему поистине неоценимую помощь в деле становления этой витрины, как и многих других! Такая вот танковая витрина.
Ох уж эти майские насыщенные праздники, но пора возобновить рассказ о подготовке музея и витрины про танки. Про концепцию символической дуги на ленивце т-34 или как не надо портить экспонаты... Изначально дуга на лнивце из Курска задумывалась горизональной, причём многоярусной, чтобы показать на плоскости сверху танковый бой, а также артиллерию и пехоту на разных нишах-этажак. Для того, чтобы осуществить задумку, нужно было распилить ленивец напополам, затем положить одну половину на другую спилами к заднику витрины, соответственно изгибами к зрителю... получалось три уровня для размещения макета боя под прохоровкой. Рабочие зарисовки той бредовой идеи Была даже несбыточная фантазия закрепить части в середине пространства витрины Ленивец из-под Прохоровки Оттуда же из Курской обл приехал диск от колеса то ли ЗИС-3, то ли полуторки, башмаки от Ханамага Главное, что не нужно повторять - это портить экспонаты. Слева и справа от планируемого "пирога" из двух половинок ленивца предполагали как доп плоскости для макета положить две распиленные половинки колесного диска от ЗИС / ГАЗ Диск-то распилили, но он просто сразу развалился... Но самое интересное началось с распилом ленивца... Ни один инструмент, более того, ни одна контора, специализирующаяся на металле и его распиле... не смогли распилить ленивец... от слова совсем, никак, ничем. Не знаю, что там за марка стали и как её делали, но взять нереально. Отсюда родилась другая конепция макета - дуги КАК ЕСТЬ. Сверху на ленивце решили показать танковый встречный бой с отсылкой к известной композиции на памятнике. Изготовление основы макета дуги для размещения на ленивце и самой композиции. Она помещалась на ленивец непосредственно в музейной витрине. Транспортировка Ничего более тяжелого на четвертый этаж по лестнице мы еще не поднимали. ступенька за ступенькой. Антон Макаров и помощники первая примерка ваш покорный готовится к монтажу дети изучают матчасть Идея Т-34 изначально быда на постаменте Рабочий набросок Затем решили делать модель со всеми деталями и в разрезе! Чтобы можно было заглянуть туда в процессе изготовления мелочей Максимально приблизили, под римунки из конспекта будущего танкового командира Т-34, размещенного в витрине Некоторые идеи подсмотрел в старших музеях. Та же 34-ка в Центральном музее Вооруженных сил, но без разреза Интересная базовая информация оттуда же Наверняка заметили, что центральная тема фона за макетом встречного танкового боя дуги взята с диорамы из музея Победы на Поклонной горе Изучали первоисточник раза три Осталось очень многое за пределами витрины, чем-то вдохновлялись, кокие-то фотографии, картины и сюжеты не вошли, хотя очень хотелось Сын осматривает финально смонтированную витрину. Монтаж занял несколько долгих дней и ночей.
Наш формат не позволяет выкладывать долгие и нудные документы и книги, так как читать всё равно никто не будет... НО, что касается вышеописанной танковой витрины невозможно не показать чуть подробнее конспект по т-34 и два издания, размещенные в этой витрине. Все они примечательны и могут быть интересны для изучения, в минимуме фотографий: Конспект из учебки будущего командира танка. Написан в Магнитогорске на занятиях летом-осенью 1943 года гвардии капитаном Петровым, подробно, аккуратно, иллюстрированно. Ничего про действия товарища Петрова на войне, исходя из конспекта и записей, найти не смог. Как понимаете, Петровых на войне было чрезвычайно много и как его найти в ОБД, не представляю. Сразу возникла ассоциация с молодым командиром танка Т-34 Смирновым со знаменитой фотографии. Сколько таких Петровых и Смирновых сражалось и горело в танках! Конспект подробнейший, написан, исходя из дат, быстро, ускоренные курсы были. Привожу самые интересные развороты: Рассмотрена система немецкой обороны Интересное издание о танках 1931 года. Интересно тем, что по нему так или иначе учили мат. часть до войны. При этом сведения и техника стремительно старели, и это наглядный пример того, какая пропасть между рассмотренной техникой 1931 г и использовавшейся всего через 10 лет в начале войны... Ведь "Виккерс" и был нашим Т-26, который устарел к 1941 году. А вот и третье издание из витрины. Примечательно тем, что написано и отпечатано в 1944 году во время войны. Удивляет, что так быстро и так качественно в военных условиях смогли подготовить и издать... Кто же этим занимался, у кого было время на это? неужели сами участники? Чуть дальше подметил интересную особенность... А вот и дарственная надпись и вклеенная телеграмма Внимательно изучил наградные Якимовича Михаила Викторовича и Дорошкевича Якова Степановича. Первый - командующий, под конец войны заслуживший даже орден А.Невского. Был еще в середине войны по состоянию здоровья переведен в тыловое подразделение обеспечения. Второй - изначально курсант, писарь, адъютант. Судьба их так или иначе свела в первой половине войны, а в 1944 году второй прислал первому книгу о действиях мехкорпуса, отношение к которому первого я так усановить и не смог. Предположительно мех.корпус был придан 85 с.п. Но, перечитав эти наградные, вернусь к своим мыслям о том, кто же писал во время боевых действий книги и дарил их друг другу... вспоминая Шумилина и Никулина - тыловики. Пока Петровы и Смирновы горели в танках, в тылу шла совсемидругая жизнь с книгами и проч. Не знаю, может быть я не прав, просто ассоциация.
ПОБЕДНЫЙ ЭШЕЛОН Эта работа была задумана одновременно как: - отражение неоценимого вклада советских железнодорожников в Победу: в эвакуацию населения и предприятий, в доставку грузов фронту и населению; - символический состав из вагонов нескольких родов войск, пехоты (теплушка), санитарный (медики), танкисты и артиллеристы, мчащийся над витринами с 1941-42 гг. навстречу общей Победе (слева-направа). Визуально состав объединяет пространство музея. Автор многомесячной работы Антон Макаров. Подробнее о подготовке состава выложу далее. Далее о заложенных идеях, и технике подготовки.
Подготовка военного победного эшелона в масштабе 1:6 заняла у мастера Антона Макарова много месяцев. Кропотливейший труд, требовавший для начала всестороннего изучения мат части: На постаментах смотрели и вживую, я в Воронеже Антон в Ленобласти Изучили музей на Рижском вокзале, где были интересующие нас в масштабе модели Далее - проектирование отдельные детали отпечатаны в 3Д Остальное выпилено и вырезано вручную, иногда из неожиданных подручных средств Отпечатанные запчасти Прикидка масштаба, первичная примерка по витрине относительно масштаба Основа паровоза, выпилета Антоном с двигателем и возможностью движения колес. От идеи работы поезда отказались ввиду его огромного размера, никаких поворотов рельс в масштабах музея не поместить. И даже вмонтирован свет, в сам паровоз и в пару вагонов От этой идеи тоже пришлось пока воздержать, греется под нагрузкой Мастер заершил локомотив, дальше тендер, вагоны и техника, очень многое впереди... Идея с вагонами была комплексной - собирательный образ. Теплушка - это солдаты едут на фронт т возвращаются с победой, это эвакуация людей. Смотрели по фотографиям, также была ассоциация с кадрами из фильма "Офицеры". Начало постройки вагона-теплушки Всё вручную, деревянная работа На угадали с масштабом колес, переделывали и меняли колёсные пары на большего размера. Постройка санитарного вагона Идея была тоже из фильма "Офицеры", показать внутри в разрезе момент, где главная героиня читает списки умерших в поезде от ран и находит сына-танкиста.... Технически оказалось слишком сложно, чтобы показать на модели, расположенной над витринами. Как и солдат, которые едут в теплушке... подготовка танка для открытой платформы Подготовка огромного полотна для всего состава, которое проложено над витринами Рельсы отпечатаны, остальное - дерево Крепление для полотна из ОБИ. Первоначально рассчитывали на эти. Подходят, но сиольно приметные В итоге старые добрые мебельные ножки Транспортировка длинного полотна, разбито на секции Доставлено в музей последние тонкие настройки Автор и его многомесячное творение Пробные подключения и примерка без полотна Ваш покорный после монтажа полотна, история не одного дня Огромное спасибо и безграничное уважение за фантастический труд Антону Макарову