Рязанская губерния, Скопин

Тема в разделе "Россия", создана пользователем Шушуня, 1 ноя 2011.

  1. Offline

    Шушуня умница-раскрасавица

    Регистрация:
    27 янв 2011
    Сообщения:
    1.185
    Спасибо SB:
    599
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Рязанской губернии
    gerb.jpg

    Город Скопин, Рязанской области, в письменных источниках (платежных книгах города Ряжска по Пехлецкому стану) впервые упоминается в 1597 году - это и принято теперь за формальную дату основания города. Однако, в "Списке Русских городов дальних и ближних", который датируется историком В.Н. Тихомировым как созданный между 1387-1392 годами, среди городов Рязанской Земли.
    Южная часть территории района лежит в местности, известной в XII веке как Половецкое Поле. Город Скопин был заложен как укрепленный форпост перед Степью для обороны от нашествий кочевников и как опорная крепость, "острожок". В свое время он входил в состав Ряжско-Рановской засеки, которая тянулась далее вплоть до г. Шацка и составляла в длину более 300 км.
    По исследованиям местных краеведов А. Ф. Крылова и В. Н. Егорова, земля Скопинская тесно связана со славной датой отечественной истории. По преданиям, именно здесь проходил путь войска князя Дмитрия Донского, возвращавшегося с Куликовского сражения, в монастыре, получившем позднее название Дмириево-Ряжского его войско останавливалось на несколько дней отдохнуть, здесь же хоронили умерших от ран Московских ратников, а на могиле, как гласит предание, князь-победитель посадил сосну. В этом же монастыре долгие века хранился посох богатыря Пересвета, местные жители верили, что посох обладает чудодейственной целительной силой от зубной боли. Лишь в 60-х годах 20 века посох был предан Рязанскому историко-краеведческому музею.
    Для охраны русских рубежей в окрестности города Скопина переселялись стрельцы, что отразилось в названиях близлежащих сел: Стрелецкая Дубрава, Стрелецкое и др. Многочисленным в Скопинском районе еще и в XIX веке было сословие однодворцев, - потомков военного сословия порубежников, основным занятием которых была защита границы Руси.
    В годы Отечественной войны 1812 года в Скопинском уезде был создан третий пеший казачий полк (2400 человек) и ополчение (655 человек). Возглавлял ополчение уездный предводитель дворян Михаил Лихарев и подпоручик Воинов. В составе Рязанского ополчения скопинцы прошли всю Европу.
    Здесь же, в Скопине была создана и первая в Российской истории финансовая пирамида – банк купца Ивана Гавриловича Рыкова, кстати, когда он лопнул, в судебном слушании участвовал молодой журналист Антон Павлович Чехов, оставивший подробные записки о ходе процесса.
    Не менее славной страницей в истории Скопина стал и 20 век, особенно период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. 26518 скопинцев и жителей района (практически каждый взрослый мужчина) воевали на фронтах Великой Отечественной.
    Подлинный патриотизм и интернационализм проявил в борьбе с врагом Федор Полетаев. Летом 1942 г. в боях на среднем Дону он попал в плен. Был в фашистских лагерях Польши, Югославии, Италии. В 1944 г. вместе с двумя военнопленными совершил побег из лагеря и присоединился к итальянским партизанам. Сражаясь под именем Федора Поетана, являет пример мужества и отваги. В отряде партизан его называли русским богатырем, «Гарибальди нашей эпохи». 2 февраля 1945 г. во время одной из карательных операций фашистов у поселка Канталупе разгорелся ожесточенный бой. Партизаны оказывали упорное сопротивление, но силы были неравными. Тогда Полетаев поднялся во весь рост и, стреляя на ходу из автомата, бросился вперед, вызывая огонь на себя. Ошеломленные каратели остановились, но этого было достаточно, чтобы партизаны, вдохновленные подвигом русского богатыря, ринулись в атаку. Враг был изгнан. В этом бою, спасая жизнь своим товарищам, погиб Ф.А. Полетаев. Герой был похоронен со всеми почестями на кладбище в местечке Рокетта, позже его прах был торжественно перенесен на генуэзское кладбище «Стальено».
    16 марта 1947 г. Ф. Полетаев был удостоен высшей награды Италии – Золотой медали «За воинскую доблесть» и медали Гарибальди – Национальный Герой Италии.
    Долгое время Ф. Полетаев оставался неизвестным героем, т.к. его фамилия была искажена партизанским писарем и записана на «итальянский манер» - «Поетан». Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 26 декабря 1962 г. посмертно.
    Скопин – родина и еще одного героя двух народов – маршала Советского Союза Сергея Семеновича Бирюзова, Героя Советского Союза и Народного героя Югославии.
    14 тысяч скопинцев остались на полях сражений. 29 скопинцев стали Героями Советского Союза (в том числе женщина-летчик А.Ф. Акимова – уроженка с. Петрушино Скопинского района), 6 Скопинцев стали полными кавалерами ордена Славы.
    Скопин гордится и своими творческими личностями, оставившими заметный вклад в Отечественном искусстве. Это С. Г. Струмилин - видный советский экономист, статистик, историк, социолог; композитор Анатолий Новиков, автор знаменитой «Смуглянки»; это режиссер Иван Лукинский, поставивший художественные фильмы «Чук и Гек», «Иван Бровкин», «Деревенский детектив» и многие другие.
    Скопинцы очень гордятся своей историей, своей землей, своим творческим наследием.

    Тихая провинция...
     
    Последние данные обновления репутации:
    Владислав: 1 пункт (Татьяна, спасибо тебе за доброту и искренность. Спасибо за тему!) 26 авг 2014
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.971
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Татьян, а можно фотографии города выложить? Были несколько лет назад на экскурсии, нас на глиняный завод завозили, а город практически не видели
     
  4. Offline

    PaulZibert Администратор Команда форума

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    20.404
    Спасибо SB:
    27.480
    Отзывы:
    789
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Порѣчье
    Интересы:
    Поиск
    Герб.

    [​IMG]
     
    bodik нравится это.
  5. Offline

    Шушуня умница-раскрасавица

    Регистрация:
    27 янв 2011
    Сообщения:
    1.185
    Спасибо SB:
    599
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Рязанской губернии
    Цитата(Юлиа @ 01 Ноября 2011, 18:51)
    Татьян, а можно фотографии города выложить? Были несколько лет назад на экскурсии, нас на глиняный завод завозили, а город практически не видели



    [​IMG]

    Дмитриево-Ряжский монастырь. К сожалению - это новодел на старом месте.

    kazanskaya_cerkov_na_ryazhskoi.jpg

    obshii_vid_yugozapad.jpg

    pokrovskaya_cerkov.jpg
     
    Мастеровой, Wolf09, МИШУК и 6 другим нравится это.
  6. Offline

    PaulZibert Администратор Команда форума

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    20.404
    Спасибо SB:
    27.480
    Отзывы:
    789
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Порѣчье
    Интересы:
    Поиск
    Удобнее использовать сервис - savepic.ru или foto.radikal.ru

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    Ludkin, Юниор и Владислав нравится это.
  7. Offline

    Шушуня умница-раскрасавица

    Регистрация:
    27 янв 2011
    Сообщения:
    1.185
    Спасибо SB:
    599
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Рязанской губернии
    На одном из старых фото есть дом, в котором я живу. Ему больше 150 лет. Лет 10 тому назад при очередном ремонте докопалась до первого слоя обоев на стенах. Жаль оторвать от стены не было возможности, да и сохранились лишь обрывки старых газет. Так я два дня не ремонтировала, а читала. ))) И про попа Гапона (еще до Кровавого воскресенья), и про каретные мастерские и модные корсеты....

    Цитата(Юлиа @ 01 Ноября 2011, 18:51)
    Татьян, а можно фотографии города выложить? Были несколько лет назад на экскурсии, нас на глиняный завод завозили, а город практически не видели


    Керамику в очередной раз перепродали... ( Даже не знаю, сохранится ли промысел.

    [​IMG]

    Кстати, на первом фото - бывшее реальное училище, сегодня это школа № 1. В ней учился Владислав Сурков. Да. Тот самый. :ph34r:

    http://www.skopin.net/gallery/C21/ вот тут есть фото, а то что-то у меня сегодня ничего не получается.
     
  8. Offline

    PaulZibert Администратор Команда форума

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    20.404
    Спасибо SB:
    27.480
    Отзывы:
    789
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Порѣчье
    Интересы:
    Поиск
  9. Offline

    Шушуня умница-раскрасавица

    Регистрация:
    27 янв 2011
    Сообщения:
    1.185
    Спасибо SB:
    599
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Рязанской губернии
    67c7d0c4cc09.jpg

    Это моя улица. Только сто лет назад. У самой церкви, справа - мой дом! Только церкви больше нет. Вместо нее - перекресток двух дорог! :(
     
    Мастеровой, Wolf09, МИШУК и 6 другим нравится это.
  10. Offline

    Lescha Фельдфебель

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    61
    Спасибо SB:
    143
    Отзывы:
    15
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Мск-Пронск
    Интересы:
    Пластика, пчёлки, жизнь в деревне.
    То то я смотрю место знакомое, а церкви вроде там нет сейчас. Жалко, много чего просто сломали не думая :angry:
     
    Wolf09 нравится это.
  11. Offline

    Шушуня умница-раскрасавица

    Регистрация:
    27 янв 2011
    Сообщения:
    1.185
    Спасибо SB:
    599
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Рязанской губернии
    Да, к сожалению. Такие церкви были красивые, и крепкие, неделями взрывали, а то, что построили на их месте - разваливается на глазах. Впрочем, как везде!
     
    Мастеровой, Wolf09 и Юниор нравится это.
  12. Offline

    Шушуня умница-раскрасавица

    Регистрация:
    27 янв 2011
    Сообщения:
    1.185
    Спасибо SB:
    599
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Рязанской губернии
  13. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.971
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Надеюсь, что Татьяна не будет возражать, если я дополню тему парой фотографий по г.Скопин

    На территории керамического завода
    Скопин0.jpg

    Немного истории (спасибо инету:) ):
    Годом рождения Скопинского гончарного промысла считается 1640-й. В этом году в переписи населения появилось первое имя Скопинского гончара - Демка Киреев, сын Бердников.
    Скопинский гончарный промысел развивался, как и многие другие в России, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за его пределами, производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных.
    "Ничего равного этим произведениям русского народного искусства мы не видим среди скульптурных, посудных изделий других народов", - так оценивал изделия Скопинских мастеров конца XIX - начало XX веков один из крупнейших русских искусствоведов А. Салтыков.
    Спрос на декоративные изделия поощрял мастеров делать их на продажу. Фантазийные фигуры возили на праздничные базары в Москву, Рязань, Липецк, а также в города южной России и на Украину. Их охотно покупали любители "экзотики" народного искусства, коллекционеры, иностранцы.
    Достаточно быстро Скопин приобрел невиданную популярность. Изделиями скопинских гончаров стали пополняться крупнейшие музеи России. Благодаря этому, современный посетитель Московского Исторического, Петербургских - Русского, Этнографии, Рязанских - Художественного и Историко-архитектурного музея-заповедника может ознакомиться с прекрасными коллекциями скопинских работ конца XIX - начала XX века.
    В 1902 и 1913 годах скопинские изделия экспонировались на кустарных выставках и были неоднократно отмечены наградами. В 1900 году они были представлены на выставке в Париже.

    Изделия мастеров из музея керамики на заводе
    Скопин1.jpg Скопин2.jpg Скопин3.jpg
    Производство. Всегда было любопытно, как горшки обжигают:)
    Скопин4.jpg Скопин6.jpg Скопин5.jpg
    Мастер-класс по лепке
    Скопин7.jpg
    И что из этого получилось:)))
    Скопин8.jpg

    и пара фотографий города Скопин в 2007г.

    Скопин9.jpg Скопин10.jpg
     
    Мастеровой, Wolf09, МИШУК и 5 другим нравится это.
  14. Offline

    Delaware Завсегдатай SB

    Регистрация:
    3 авг 2010
    Сообщения:
    835
    Спасибо SB:
    817
    Отзывы:
    38
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Рославль
    Интересная тема! :) +
     
    Wolf09 нравится это.
  15. Offline

    Шушуня умница-раскрасавица

    Регистрация:
    27 янв 2011
    Сообщения:
    1.185
    Спасибо SB:
    599
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Рязанской губернии
    Продолжаю рассказ о своей малой родине. Есть у нас в районе село. Секирино. Немного сёл в округе возьмут на себя смелость поспорить с Секириным по величине, самобытности, известности далеко за пределами рязанской земли. Сейчас довольно трудно точно определить возраст села. Одно несомненно. История его возникновения накрепко связана с теми временами, когда Русь, набрав силу, готовилась к решительным битвам с татарским игом. Неоднократно побывали тут летучие монгольские отряды. Неопровержимое доказательство тому - смуглые лица с раскосыми щелочками глаз, что до сих пор нет-нет да и мелькнут среди здешних коренных жителей. )))
    [​IMG]
    [​IMG]
    Попало село и в полосу великого движения русских войск шедших на битву к Куликову полю и с победой возвращавшихся обратно. С этим событием местные жители и связывают историю названия села. По этой версии идя навстречу Мамаю в 1380 году, Дмитрий Донской выслал вперед небольшой отряд, который встретился с передовыми частями татар. Между ними произошла страшная сеча, в которй русские воины посекли татар. От слов «сеча» и «секли» и пошло название села. По двум другим, тоже легендарным версиям, название происходит от «секиры» - боевого топора. В первом случае, якобы здесь перед Куликовской битвой ковались секиры для русского войска. Во втором - секиринский воевода повел своих ратников на Куликово поле к Дмитрию Донскому, вооруженных только секирами.
    Боевой дух секиринцы не утратили и к началу 20 века.
    В июне 1907 года на живописном лугу в селе Секирино Скопинского уезда, в урочище "Вертячка", были расстреляны крестьяне, самовольно посмевшие скосить луга, что испокон веков считали своими. "Секиринским восстанием" мы, скопинцы, называли этот эпизод долгие годы, хотя со стороны крестьян, ни вилы, ни иное оружие в ход пущены не были. Ничем не ответили хлебопашцы на залпы полицейских. Последние годы в ходу другое название описываемых событий - "Луговой бунт".
    Немного истории. Секиринские крестьяне всегда считались вольными, в крепостной зависимости не состояли. Они платили подушный налог государству. А когда в наших местах открыли залежи каменного угля (подмосковный угольный бассейн), именно секиринцы стали первыми шахтерами.
    [​IMG]
    После отмены крепостного права в 1861 году, помещик Лихарев, из соседнего села захватил заливные, "жирные" луга, на которых издавна косили секиринские крестьяне. Помещик луг с помощью элементарной взятки оформил на себя, а потом еще и сдал в аренду все тем же крестьянам. Селяне пытались судиться с помещиком, но... "с сильным не дерись, с богатым не судись".
    [​IMG]
    Четыре десятка лет тяжб, споров, поиска правды - успехом не увенчались. А тут еще и революция 1905-1907 годов, добавила пороха в тлевший конфликт. На местных шахтах в это время бастовали горняки, с которыми секиринцы были тесно связаны, начали возвращаться в село и солдаты с русско-японской войны. Настроение среди селян - бунташное. В начале июня приспело время выгонять скотину на пастбища, собрались крестьяне на сход. Призвали старожила по фамилии Кадушкин (его потомки до сих пор живут в нашей местности), он помнил, где 40 с лишним лет назад проходила межа между землями помещика Лихарева и землями крестьянской общины.
    Пошумели, решили скосить спорные луга, а сено развезти по домам. Причем, тех, кто боялся выходить на покос - гнали угрозами.
    Хронология событий:
    12.06.1907г. - сход решает скосить луга в урочище "Вертячка".
    13.06.1907г. - в селе ударили в наббат, по этому сигналу крестьяне двинулись на покос. К вечеру скосили 12 десятин.
    14.06.1907г. - на покос вышло 1000 человек. Скошено еще 13 десятин.
    14.06.1907г. вечер - 30-40 крестьян, наиболее активных, раскопали, стоявшую в урочище мельницу зятя Лихарева - помещика Усова, на которой за покос с них драли втридорога. Мельница стояла на общинной земле и арендной платы Усов не платил.
    15.06. 1907г. с конным отрядом полицейских прибыл Скопинский исправник Глинский и пристав Свиридов. Крестьяне вышли на луг в количестве примерно 1000 человек, среди них женщины, все вооружены кольями, вилами, но оружия так и не применили. Был отдан приказ стрелять. На месте были застрелены 4 человека, 8 ранены, из них 5 умерли к вечеру. Фамилии погибших в ходе бунта крестьян: Разуваев, Борискин, Гаврюшин, Черноусиков, Лагуткин, Липатов, Никиткин, Карпеев, Самохин.
    Очевидцы, пастухи Степан Ермаков и Василий Миронов вспоминали (и на суде выступали свидетелями), что потом, раненым и умиравшим мужикам, полицейские лили водку в рот, чтобы представить дело пьяным бунтом. Секиринский церковный староста, Иона, вновь ударил в наббат, и замолчать ситуацию с расстрелом не удалось - о произошедшей беде узнали все окрестности.
    [​IMG]
    Тут же в селе начались аресты. Арестовывали тех, у кого обнаруживали свежескошенное сено. Хорошая "улика" в июне, в селе, где в каждом дворе корова, лошадь, да не одна. Взято под стражу было 23 человека, которых Глинский намеревался подвести под административную высылку в Сибирь. Случались и типично "Рассейские" казусы. Один их застрельщиков бунта, Терентий Детков, щедро напоил и угостил пришедших его арестовывать полицейских, а они у него сено искать не стали. 400 копен сена конфисковали у крестьян. Секиринская община сложилась, для защиты арестованных выписали из Москвы адвоката. Надо отметить, что у секиринцев деньги всегда водились. Село считалось богатым. Сами секиринцы до сих пор в окрестностях слывут жадинами. Эту их черту прекрасно иллюстрирует то, что в селе дома построены впритиску друг к другу - иной раз курица застевает.
    [​IMG]
    Это для того, чтобы сосед землю между домами не использовал. ) А еще, случались там смертельные драки из-за межи между огородами, а за тамошними невестами, еще и лет 20 назад обязательно давали в приданное 2 машины навоза. Один мой знакомый, горожанин, между прочим, в 1990-м году сокрушался перед свадьбой: "Куда я это г...о дену?!":)
    Но к делу.
    Более года длилось следствие. Суд состоялся 5 сентября 1908 года. И тут, случилось непредвиденное. Крестьяне были оправданы, мало того, луга по постановлению суда им были возвращены. Такая вот восторжествовала справедливость, оплаченная жизнями девяти простых мужиков. Местные помещики, опасаясь волны подобных бунтов писали жалобы на мягкий приговор. А в дни, когда луговой бунт громко именовался крестьянским восстанием, были написаны эти строки С. Смирновым:
    Ой, Секирино, Секирино!
    Ты село мое Рязанское,
    Сколько жертв тобою видано
    В дни восстания крестьянского.

    [​IMG]
     
    Мастеровой, Wolf09, МИШУК и 6 другим нравится это.
  16. Offline

    Eugene670 Приказный

    Регистрация:
    15 ноя 2011
    Сообщения:
    23
    Спасибо SB:
    7
    Отзывы:
    0
    Из:
    Смоленск
    Город этот мне неизвестен, но история следующая меня задела, с чем решил всех познакомить.

    До революции в деревне Самойлиха Егорьевского уезда Рязанской губернии купец Смирнов держал свой промысел, имел несколько мельниц, маслобойню и склад, куда свозили продукты и изделия местного производства. До сих пор этот склад тоскливо стоит почти у самой дороги рядом с высохшим прудом. Кажется, он и не открывался с тех самых пор, когда купец Смирнов бежал в спешке от революции вместе со всем своим семейством и скарбом. Но, оказывается, часть нажитого добра купец спрятал в родовом поместье.

    По словам очевидцев, все, что можно увезти, купец с домочадцами затолкали в скрипучий, устеленный соломой да накрытый старыми тряпками воз. Бежали, как и многие другие, холодной промозглой ночью в полную неизвестность. Удалось ли им переправиться за кордон, никто не знает. С тех пор о Смирновых в деревне никто не слышал.

    Двухэтажный купеческий дом, обильно украшенный незатейливыми резными мотивами, с просторной светлой террасой и некогда цветущим палисадником какое-то время стоял заброшенным. Местная детвора сначала с опаской, потом без стеснения бегала по двору, в старом вишневом саду играла в прятки, а крестьяне вытаскивали по ночам все, что плохо лежало. В итоге решено было разобрать дом да свезти в соседнее Середниково, где позднее выстроили из него сельский клуб. Остался от дома сарай, вишневый сад да высокий, из добротного кирпича, фундамент, на котором в скором времени построили для нуждающихся колхозников новый дом.

    ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ В РУССКИХ СЕЛЕНЬЯХ

    Поселился в этом доме Иван Ратников с женой да маленькой дочкой Нюркой. Жили впроголодь, из скотины – коза да десяток кур. Ни свет ни заря уходила мать на работу в колхоз, отец на весь день плотничать уезжал, другой раз даже дома не ночевал. Оставалась Нюшка одна в доме. Дом хоть и новый, а все вокруг какое-то не свое, чужое, словно и в новом доме дух старых хозяев остался. Жила Нюшка с родителями до 18 лет, пока в 1932 году не отправили ее с отрядом молодых активистов на строительство Комсомольска-на-Амуре. Из этой поездки суждено ей было вернуться только после войны (да еще и с маленькой дочкой на руках), когда уже и родителей в живых не было.

    Жила Нюрка без мужика и тащила на себе все тяготы непростой деревенской жизни, по хозяйству сама все делала и на колхозном поле с утра и до вечера спину гнула. Характера была резвого да несгибаемой воли, все у нее в руках спорилось, тяжелого труда не гнушалась и работала всегда на совесть, нередко домой возвращалась затемно.

    СОН

    В один из таких вечеров пришла Нюрка домой, затопила печь, упала на старую пружинистую кровать и долго не могла поднять от усталости голову. Уткнувшись лицом в одеяло, как-то неожиданно провалилась в тревожный сон. Снилось ей, будто сидит она в своем доме, погруженная в темноту сгустившихся сумерек, косой дождь, не переставая, лупит в окно, а от раскатов грома по стенам пробегает мелкая дрожь. Чудится, будто загремела нижняя, входная дверь, а потом по лестнице стал кто-то медленно подниматься вверх. Пугающе заскрипела вторая дверь, и на пороге возник едва различимый в темноте силуэт. Всполохи молнии выхватили из мрака складки старого распахнутого камзола, осветили мрачное лицо с короткой седой бородой. От страха Нюрка потеряла дар речи. Незнакомец приблизился к хозяйке и тихо произнес: «Слушай, что я тебе скажу, и никому про то не рассказывай. Есть за домом в вишневом саду сухое старое дерево, под этим деревом спрятан клад. Женщина ты добрая, работящая, всем вокруг помогаешь, о себе совсем не заботишься, живешь худо, тебе это добро в самый прок будет». После этих слов незнакомец растворился в дверном проеме так же неожиданно, как и появился. От волнения Нюрка проснулась и еще долго не могла понять, то ли сон это, то ли явь. До самого утра слова незнакомца не выходили из ее головы, а с рассветом на всякий случай подошла она к тому самому месту и с любопытством посмотрела на заросшее малиной и мелким кустарником дерево. Странный сон теперь показался каким-то недоразумением.

    УВЕЛИ ИЗ-ПОД НОСА

    Уже назавтра Нюрка с вдохновением рассказывала двум своим лучшим подругам о странном ночном видении. Сидя на лавке и отмахиваясь ветками малины от назойливых комаров, женщины еще долго обсуждали загадочный Нюркин сон, временами спорили, временами громко и весело хохотали.

    Прохладным туманным утром по сырой росе Нюрка вышла на двор. В воздухе уже висел привкус наступающей осени с ее дождями и слякотью, от чего на душе становилось как-то тоскливо и неуютно. Неожиданно промелькнула мысль все же покопаться в саду, пока не зарядили дожди и не раскисла земля. Взяла Нюрка лопату, вышла в огород и остолбенела. Под заветным деревом чернело пятно с разбросанными вокруг глиняными комьями и следами кирзовых сапог. На самом дне ямы читался отпечатавшийся в земле след от большого, похожего на сундук предмета.

    Мысли, о том, кто это мог сделать, путались в голове. В сознании не укладывалось, что кто-то из людей, знакомых с самого детства, с которыми делила и горе и радость, доверяла самые сокровенные тайны, мог так подло с ней обойтись. Такого предательства от лучших подруг Нюрка не ожидала, и чувства глубокой обиды и разочарования переполняли женщину. Прислонившись к высохшему стволу, она еще долго смотрела на дно ямы, а слезы сами наворачивались на глаза.

    ФОТОГРАФИЯ КУПЦА

    Разумеется, никто в содеянном не сознался. Нюрка и не ждала этого, просто вычеркнула из своей жизни тех, кто многие годы заискивал перед ней, пытался казаться честным и искренним.

    Спустя несколько дней, в глухую сентябрьскую ночь, незнакомец снова явился Нюрке во сне. В этот раз лицо старика казалось ей каким-то знакомым, словно видела его раньше. Он с укоризной посмотрел на нее: «Я ж тебе говорил, глупая, чтоб ты про клад никому не рассказывала, а ты меня не послушала. Такой шанс в жизни только раз человеку дается, а ты его упустила, сама виновата, на том и прощай». После этих слов старик развернулся и ушел. Нюрка было окликнула незнакомца, но он не оглянулся и почти сразу исчез. После пережитого еще долго корила она себя за необдуманный поступок, за душевную простоту и излишнее доверие к людям.

    Позднее довелось Нюрке посетить краеведческий музей, организованный в одном из кабинетов местной поселковой школы. Женщина не спеша осматривала ткацкие станки, прялки, лежавшую на витринах деревенскую утварь. Разглядывая висевшие на стенде дореволюционные фотографии, она испытала шок. Со старого пожелтевшего снимка на нее глядел тот самый старик из сна. Он стоял в жилетке и в старомодном картузе, со своей женой и детьми, рядом с тем самым местом, где сейчас находится ее дом. Это был купец Смирнов. Казалось, и сейчас он смотрел на Нюрку с осуждением, словно так и не простил ей ее глупости.
     
    Мастеровой, Wolf09, Ludkin и 4 другим нравится это.
  17. Offline

    Рок Новобранец

    Регистрация:
    3 ноя 2012
    Сообщения:
    11
    Спасибо SB:
    11
    Отзывы:
    0
    Из:
    Хороший Ваш город. Хотя я уже давно там не был. Доводилось знавать Крылова :) директора музея славный был Дядька.
    Скажите а святые источники у Вас в районе есть, а то сейчас у Вас там на Рязанщине есть такой Федин Виктор он собирает по ним информацию даже книжку издать хочет, вот только в Ваших краях он не знает никого... вроде...
     
    Wolf09, Юниор и Владислав нравится это.
  18. Offline

    Шушуня умница-раскрасавица

    Регистрация:
    27 янв 2011
    Сообщения:
    1.185
    Спасибо SB:
    599
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Рязанской губернии
    Спасибо за отклик. :rolleyes: Святые источники есть, и с каждым годом освящают новые. :rolleyes: Но этот процесс в основном "продавливают" "деловые" уроженцы того или иного населенного пункта. таких источников, которые имели бы очень древнюю историю и являлись бы местом поклонения верующих - не знаю. За исключением Прощеного колодца, но это просто родник, с которым связана легенда еще языческих времен.
    Алексея Федоровича Крылова знала лично и очень хорошо. Последний бескорыстный романтик, посвятивший жизнь городу и его истории!
    Вот его книга, а в книге - я :kisskate2:

    IMG_2976.JPG IMG_2977.JPG
     
    Мастеровой, Wolf09, Ludkin и 4 другим нравится это.
  19. Offline

    Рок Новобранец

    Регистрация:
    3 ноя 2012
    Сообщения:
    11
    Спасибо SB:
    11
    Отзывы:
    0
    Из:
    Здорово.
    А можно услышать легенду об этом колодце, может и фото есть?
     
  20. Offline

    Шушуня умница-раскрасавица

    Регистрация:
    27 янв 2011
    Сообщения:
    1.185
    Спасибо SB:
    599
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Рязанской губернии
    По легенде, когда-то на месте города был громадный, непроходимый лес, разделенный на две части глубоким оврагом. По одну его сторону рос необыкновенных размеров дуб, на котором жила птица скопа. Вблизи от этого дуба находился вертеп разбойников, известный под именем «Городка». Их предводителем являлся Косог, наводивший панический ужас на окрестных мирных жителей. На расстояние же трех десятков верст с небольшим, около г. Пронска, расположен был еще один вертеп, называвшийся «Чёртовым Городищем», разбойники которого грабили под предводительством Булата, имевшего красавицу дочь Прощёну. Атаманы разбойников были в дружбе и часто пировали вместе после удачных грабежей. Но взаимная любовь между Прощёной и Косогом положили конец привязанности. Булат, несмотря на свою кровожадность, был нежным отцом и не пожелал расстаться со своей дочерью. Между грабителями завязалась борьба, в результате которой возлюбленные восторжествовали: Косог выкрал Прощёну. Но Булат не примирился с свершившимся и решил отомстить. И вот однажды, когда Прощёна сидела со своим мужем около известного уже нам дуба, она заметила тень, подкрадывающегося Булата и, не желая быть убитой отцом, бросилась в овраг. Между атаманами же завязалась смертельная борьба, в результате которой Булат был убит, а Косог смертельно ранен. Разыскавшим его товарищам он едва успел рассказать о случившемся; последние же, прослушав печальную повесть, поспешили на место падения Прощёны и увидели, что здесь стал бить фонтан кристально-чистой воды, получивший, благодаря легенде, название «Прощёнин Колодец».


    Имя Косог, по всей вероятности, происходит от названия древнего племенного союза. Так некогда называли адыгов. В русских летописях есть упоминание о походе в 965 году князя Святослава на косогов и походе в 1022 году на косогов тмутараканского князя Мстислава и его поединка с косожским князем Радедеем. Название «косоги» пытались объяснить по-разному. Э. Х. Панеш объясняет этноним как результат смягчения тюркской основы кош (социальный термин для обозначения большого количества людей, характеризующегося новым способом ведения хозяйства) с адыгейским патрономическим окончанием къо («сын, потомок»). Предполагают также связь названия с этнонимами казахи и казаки.

    Агеева Р. А. КАКОГО МЫ РОДУ-ПЛЕМЕНИ? Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник. М.: Academia, 2000. - С. 375, 376
     
    Мастеровой, Wolf09, Ludkin и 2 другим нравится это.
  21. Offline

    Рок Новобранец

    Регистрация:
    3 ноя 2012
    Сообщения:
    11
    Спасибо SB:
    11
    Отзывы:
    0
    Из:
    Спасибо огромное. Чудесная легенда. В поселке Шилово есть чуть похожая... Жил охотник Паряй и мордовская княжна Парява полюбили они друг друга, но родичи были против их союха, и однажды напали на охотника...и думали что убили, Парява как водиться в речке утопилась которую с тех пор Парой зовут. А охотник оказался живой, дополз до Оки и увидел что против течения плывет икона с образом Богородицы. Поднял он её омыл свои раны в родниках тут бьющих, а для иконы срубил часовню вокруг которой и выросло будующие Шилово. :)
    Татьяна а нельзя про источники прочие чтото сказать хотя бы какие и где есть?
     
    Мастеровой, Wolf09, Seregas1979 и ещё 1-му нравится это.

Поделиться этой страницей