Смиренное кладбище

Тема в разделе "История Смоленска", создана пользователем Кузьмич, 10 авг 2009.

  1. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.676
    Спасибо SB:
    15.975
    Отзывы:
    434
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    [​IMG]

    похороны в д.Кислово, Дорогобужского уезда (ныне - Угранского района). фотография примерно 20-х годов прошлого века
     
  2. Offline

    Coha Полковникъ

    Регистрация:
    22 июн 2010
    Сообщения:
    142
    Спасибо SB:
    483
    Отзывы:
    26
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Прибытки
    Интересы:
    История Смоленщины, Мещеры.
    Спасибо всем за фото, познакомилась с культурой упокоения умерших моих предков.
     
  3. Offline

    Виднокрай Полковникъ

    Регистрация:
    10 янв 2012
    Сообщения:
    130
    Спасибо SB:
    16
    Отзывы:
    0
    Из:
    за окоёмом...
    фотки и правда потрясающие, кладбища старообрядцев напоминают, вроде где то видел такие

    такие например
    [​IMG]
     
  4. Offline

    eakSm Завсегдатай SB

    Регистрация:
    1 дек 2010
    Сообщения:
    901
    Спасибо SB:
    171
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Год назад принимала участие в похоронах в одной глухой деревеньке Демидовского района -
    поразил один обряд. Когда траурная процессия достигла перекрестка дорог, бабульки ( в основном весьма преклонного возраста) потребовали остановиться. Далее прямо на дороге была разбита стеклянная банка ( взятая из дома покойницы, вроде бы с ее помощью проходило омовение) , затем был подожжен клок сена ( из подушки, он был подготовлен заранее). На этом бабульки не остановились. Дальше надо было по-очереди трижды перешагнуть через "костерок", пока он не потух. Получился этакий хоровод. Признаюсь, поддалась магии действа и поучаствовала, но чувствовала себя дура-дурой. Может потому что не понимала смысла? Потом, я конечно поприставала с распросами. Но ответы были какие то туманные - типа, так всегда было, не нами заведено, чтобы покойника не бояться, чтобы ноги не болели... Толи они сами позабыли, а может и не знали - просто делали так как их предки...
     
  5. Offline

    Виднокрай Полковникъ

    Регистрация:
    10 янв 2012
    Сообщения:
    130
    Спасибо SB:
    16
    Отзывы:
    0
    Из:
    за окоёмом...
    большое спасибо, именно так и выявляются остатки древнего мировоззрения, благодаря этой случайности и Вам, мы теперь тоже фактически стали свидетелями этого

    всё таки если будет возможность ещё раз распросить, увидеть, сфоткать и т.п.пожалуйста зафиксируйте для потомков.
    если не секрет, как название деревушки? если секрет, ничего страшного)))


    п.с. ещё помню на Картоведе человек с ником Reff сообщил мне, что часовни на Смоленщине каплицами зовут, интересно и то, что некоторые кладбища расположены прям на языческих могильниках, то есть там есть курганы, значит почитание и не прекращалось, он мне даже фотку сбрасывал, но я её потерял, если есть у кого похожие примеры,прошу выложить фотки.

    как известно погребальная обрядность - сфера с наиболее архаичными элементами, собственно даже на современных кладбищах могилы делают с холмиком, это именно продолжение курганной обрядности


    вопрос к автору темы,Кузьмичу, так как тема несколько заглохла, может расширим её до погребальных обычаев славян ценральной России, а не только Смоленщины?
    люди, делитесь тем,что знаете)
     
  6. Offline

    eakSm Завсегдатай SB

    Регистрация:
    1 дек 2010
    Сообщения:
    901
    Спасибо SB:
    171
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Секрета нет - деревня называется Низы, на реке Ельша, почти на границе с Тверской областью.
    Еще одна традиция - в обязательном порядке перед выносом гроба ставится перед домом небольшой накрытый столик с блинами, конфетами, вином. Поминальная трапеза должна содержать кроме всего прочего ( блины, кутья и т.д.) - кашу ( обычно гречневую) и кисель
    ( если по-правильному - не тот который наливается, а овсяный - который режут :) После киселя уже не пьют, это знак, что пора уходить. Самое интересное, что даже пьянчужки придерживатся этой традиции.

    Самым главным поминальным днем считается родительская Троицкая суббота. В этот день на кладбище ходят с охапками "мая". "Май" - это просто зеленые ветки ( береза, рябина и т.д), которые втыкаются прямо в могилы.

    Что касается каплиц - бабушка всегда называла капличкой и никак иначе, святой колодец, что по дороге на Рибшево.
     
  7. Offline

    Виднокрай Полковникъ

    Регистрация:
    10 янв 2012
    Сообщения:
    130
    Спасибо SB:
    16
    Отзывы:
    0
    Из:
    за окоёмом...
    про Троицкую Родительскую и берёзовые веточки подтверждаю, мой дед каждый год так делает в Волоколамске, он единственный из людей которых я знаю ещё придерживается традиции даже на садовом участке под Волоколамском всё веточками украшать, все ходят ,удивляются, я теперь пытаюсь там внедрить этот обряд в массы, среди друзей))

    ещё интересно, хоть и не в тему, тризнить по белорусски - видеть сны, у Богдановича прочитал


    ещё

    "у гроба в обряде есть и другое, не менее важное символическое значение "транспорта" – прежде всего, водного транспорта "ладьи". Если позднейшая форма гроба утратила свое сходство с ладьей, то эту форму повторяет полесский прихором – дубовая колода в форме лодки величиной с гроб, возлагающаяся на могилу. Из двух традиций перемещения гроба из дома на кладбище: нести (на холсте, на полотенцах) и везти (санями или телегой), более архаичной представляется первая. Сам же гроб, кроме того, дублирует ложе и одежду покойного (деревянный кафтан –"гроб")...
     
  8. Offline

    Пчелка Завсегдатай SB

    Регистрация:
    11 дек 2009
    Сообщения:
    2.170
    Спасибо SB:
    3.531
    Отзывы:
    146
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Смоленск
    Добавлю фотку в тему. Отпевание в Тихвинской церкви на Тихвинском кладбище. 1935 год.
    Интересна подпись на обратной стороне фотографии. Оказывается существовал и СТИЛЬ в подписании подобного снимка, в частности "НОВЫЙ СТИЛЬ". Особо впечатляет фраза: " личность твоя весело лежащая во гробе".... Да уж, веселье...

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  9. Offline

    eakSm Завсегдатай SB

    Регистрация:
    1 дек 2010
    Сообщения:
    901
    Спасибо SB:
    171
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Лариса, какое интересное фото. Тихвинской церкви давно нет, а здесь можно посмотеть кусочек интерьера.
    ИМХО, думаю, что новый стиль относится к дате, видимо писал верующий человек.
     
  10. Offline

    Сом Селитр Рамилович

    Регистрация:
    28 ноя 2009
    Сообщения:
    2.784
    Спасибо SB:
    2.739
    Отзывы:
    74
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Табор
    Имя:
    Селитр
    Интересы:
    Коммунизм
    Тихвинская эт что у завода Калинина нынче?
     
  11. Offline

    Пчелка Завсегдатай SB

    Регистрация:
    11 дек 2009
    Сообщения:
    2.170
    Спасибо SB:
    3.531
    Отзывы:
    146
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Смоленск
    Цитата(eakSm @ 12 Февраля 2012, 9:52)
    Лариса, какое интересное фото. Тихвинской церкви давно нет, а здесь можно посмотеть кусочек интерьера.
    ИМХО, думаю, что новый стиль относится к дате, видимо писал верующий человек.



    Лена, да фото интересное. Тем более, что эти люди для меня не безлики: хоронят дядю моего дедушки(он тоже есть на фото), да и другие лица мне знакомы. А подписывал родной брат моего деда - он стоит второй слева. Сказать, что был очень верующим, я бы не рискнула. Скорее залихватский, любящий гульнуть и даже в карты проиграл лошадь ( это было до 20-х годов), ну и т.д. Ну, а перед войной работал шофером в училище (стрелково-пулеметном, кажется так называлось), возил начальника училища Горшенина. С училищем эвакуировался в Сарапул, а потом фронт. Жизнь прожил долгую и вполне счастливую.
    Кстати, и маму мою крестили в Тихвинской церкви.


    Сом, да Тихвинское кладбище находится рядом с заводом Калинина на Витебском шоссе.
     
  12. Offline

    Ввз Полковникъ

    Регистрация:
    18 апр 2010
    Сообщения:
    103
    Спасибо SB:
    19
    Отзывы:
    0
    Из:
    Смоленск
    Мне кажется, что это стихотворение Ивана Саввича Никитина очень созвучно данной теме. По крайней мере, на те вопросы, которые он задавал себе (Иль все за гробом забывает?) он получил ответ 150 лет тому назад! Вот только он, как и все ушедшие в мир иной никогда не расскажут о том, что же там...?! Утечки информации пока нет! Вечная им всем память!


    КЛАДБИЩЕ

    Как часто я с глубокой думой
    Вокруг могил один брожу
    И на курганы их гляжу
    С тоской тяжелой и угрюмой.
    Как больно мне, когда, порой,
    Могильщик, грубою рукой
    Гроб новый в землю опуская,
    Стоит с оскабленным лицом
    Над безответным мертвецом,
    Святыню смерти оскорбляя.
    Или когда в траве густой,
    Остаток жалкий разрушенья,
    Вдруг череп я найду сухой,
    Престол ума и вдохновенья,
    Лишенный чести погребенья.
    И поражен, и недвижим,
    Сомненья холодом облитый,
    Я мыслю, скорбию томим,
    Над жертвой тления забытой:
    Кто вас в сон вечный погрузил,
    Земли неведомые гости,
    И ваши брошенные кости
    С живою плотью разлучил?
    Как ваше вечное молчанье
    Нам безошибочно понять:
    Ничтожества ль оно печать,
    Или печать существованья?
    В какой загадочной стране,
    Невидимой и неизвестной,
    Здесь кости положив одне,
    Витает дух ваш бестелесный?
    Чем занят он в миру ином?
    Что он, бесстрасный, созерцает?
    И помнит ли он о земном,
    Иль все за гробом забывает?
    Быть может, небом окружен,
    Жилец божественного света,
    Как на песчинку смотрит он
    На нашу бедную планету;
    Иль, может быть, сложив с себя
    Свои телесные оковы,
    Без них другого бытия
    Не отыскал он в мире новом.
    Быть может, все, чем мы живем,
    Чем ум и сердце утешаем,
    Земле как жертву отдаем
    И в ней одной похороняем...
    Нет! прочь бесплодное сомненье!
    Я верю истине святой-
    Святым глаголам откровенья
    О нашей жизни неземной.
    И сладко мне в часы страданья
    Припоминать порой в тиши
    Загробное существованье
    Неумирающей души.

    1852
     
  13. Offline

    Трошкин Завсегдатай SB

    Регистрация:
    14 апр 2009
    Сообщения:
    4.464
    Спасибо SB:
    469
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    +
    Интересы:
    +
    Цитата(eakSm @ 11 Января 2012, 12:41)
    Год назад принимала участие в похоронах в одной глухой деревеньке Демидовского района -
    поразил один обряд. Когда траурная процессия достигла перекрестка дорог, бабульки ( в основном весьма преклонного возраста) потребовали остановиться. Далее прямо на дороге была разбита стеклянная банка ( взятая из дома покойницы, вроде бы с ее помощью проходило омовение) , затем был подожжен клок сена ( из подушки, он был подготовлен заранее). На этом бабульки не остановились. Дальше надо было по-очереди трижды перешагнуть через "костерок", пока он не потух. Получился этакий хоровод. Признаюсь, поддалась магии действа и поучаствовала, но чувствовала себя дура-дурой. Может потому что не понимала смысла? Потом, я конечно поприставала с распросами. Но ответы были какие то туманные - типа, так всегда было, не нами заведено, чтобы покойника не бояться, чтобы ноги не болели... Толи они сами позабыли, а может и не знали - просто делали так как их предки...

    :unsure: материалы любезно предоставлены уважаемым Кузьмичем :rolleyes:
    [​IMG]
    [​IMG]
     
  14. Offline

    eakSm Завсегдатай SB

    Регистрация:
    1 дек 2010
    Сообщения:
    901
    Спасибо SB:
    171
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Спасибо уважаемому Трошкину и уважаемому Кузьмичу ! :)
    Однако, не все древнии традиции растерял наш народ :) .
     
  15. Offline

    Анюта Штабс-ротмистр Команда форума

    Регистрация:
    6 окт 2008
    Сообщения:
    1.376
    Спасибо SB:
    1.091
    Отзывы:
    115
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    В пятницу пришлось столкнуться с организацией похорон. Женщина, всю жизнь прожившая в Краснинском районе строго настрого наказала, что на столе должно быть 12 блюд. Я такое слышала впервые.
     
  16. Offline

    Виднокрай Полковникъ

    Регистрация:
    10 янв 2012
    Сообщения:
    130
    Спасибо SB:
    16
    Отзывы:
    0
    Из:
    за окоёмом...
    просто это число часто употребляется в связи именно с сакральными действиями или преданиями

    из вики -
    "Античная мифологияБоги объединялись в «пантеон» или «двенадцать олимпийских богов», однако состав этих «двенадцати» в разное время определялся по-разному.
    Геракл совершил 12 подвигов

    Ветхий Завет, иудаизмХрам Соломона делился на 12 частей
    12 сыновей Иакова основали 12 колен Израилевых (Быт 49.28)
    Звезда Давида имеет 12 углов
    Еврейская девочка проходит обряд «Бат-мицва» в возрасте двенадцати лет


    Новый завет, христианствоУ Иисуса Христа было 12 учеников, впоследствии все они, за исключением Иуды Искариота, стали апостолами. Вместо Иуды Искариота 12-м апостолом стал Матфий.
    Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов — собор в Кремле (до 1681 — церковь Апостола Филиппа)
    Двунадесятые праздники — 12 важнейших христианских праздников в православии
    В христианской традиции двенадцатая ночь после Рождества — праздник Богоявления
    Двенадцать греческих мастеров участвовали в постройке Успенского собора Киево-Печерской лавры, одного из первых русских монастырей.


    Другие религии и традицииБыло 12 столпов манихейской веры.
    В буддизме процесс перерождения живых существ представлял собой «колесо», образуемое 12 ступенями.
    Когда Аллах послал Мусе откровение ударить по морю посохом, море расступилось, образовав 12 проходов
    Ядро организации иллюминатов — Ареопаг — состояло из 12 человек.
    «Клятва двенадцати» — в соответствии со средневековыми норвежскими законами, с человека могло быть снято обвинение на основании совместной клятвы его и определённого числа людей. В случае самых серьёзных преступлений требовалась «Клятва двенадцати». Произнесение «Клятвы двенадцати» имело место и в Средневековой Руси (см. про Магнус Улафсон в Morkinskinna).
    В германо-скандинавской мифологии, помимо старшего бога Одина, входят 12 богов."

    поэтому неудивительно,что в некоторых местах подаются не 4,8 15, а именно 12 блюд
     
  17. Offline

    Виднокрай Полковникъ

    Регистрация:
    10 янв 2012
    Сообщения:
    130
    Спасибо SB:
    16
    Отзывы:
    0
    Из:
    за окоёмом...
    Цитата(Анюта @ 13 Февраля 2012, 8:52)
    В пятницу пришлось столкнуться с организацией похорон. Женщина, всю жизнь прожившая в Краснинском районе строго настрого наказала, что на столе должно быть 12 блюд. Я такое слышала впервые.



    это из Рыбакова Б.А.
    "Празднование родительской субботы начинается вечером в пятницу, в избах: после ужина семьи хозяйка накрывает стол новой скатертью, ставит еду и приглашает предков. На Дмитров день пекут и готовят 12 блюд из зерен и мяса. Поминовение вновь совершалось на кладбище и тоже завершалось разгулом. " :rolleyes:

    http://paganism.msk.ru/liter/rybakov15.htm
     
  18. Offline

    Пчелка Завсегдатай SB

    Регистрация:
    11 дек 2009
    Сообщения:
    2.170
    Спасибо SB:
    3.531
    Отзывы:
    146
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Смоленск
    Хочу продолжить эту грустную тему.

    Несколько лет назад одна наша знакомая попросила моих мужчин помочь ей поменять памятник на могиле ее предков на Тихвинском кладбище. У них стоял памятник много-много лет, а на нем была прикреплена табличка с информацией о ее родственниках. Памятник был явно старинный купеческий. Что скрывала табличка никого не интересовало. И вот мой муж, когда этот тяжеленный памятник сняли, решил табличку демонтировать. Под табличкой оказалась вполне читаемая надпись на самом памятнике. Вечером он мне пересказал, о чем она гласила. А на на следующий день я примчалась туда с фотоаппаратом.
    Надпись, конечно, не очень примечательна сама по себе. Но меня отчего-то тронула до глубины души. Какой была эта молодая женщина-купеческая жена, которой было отмерено всего-то 28 лет жизни? Что послужило причиной ее смерти? Теперь уж не узнать, наверное.
    Интересно, а может есть какие-то переписи смоленского купечества на 1840-е годы? Вот бы узнать что-то об этой семье?

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  19. Offline

    eakSm Завсегдатай SB

    Регистрация:
    1 дек 2010
    Сообщения:
    901
    Спасибо SB:
    171
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Лариса, буду иметь ввиду, вдруг попадется информация.

    Еще немного про Тихвинское

    " ...за Троицей начиналась "русальная" неделя, во время которой (в четверг) праздновали "семик" (семик — седьмой четверг после Пасхи, в Смоленске его отмечали после Троицы). В Смоленске "семик" проходил весьма широко. Этот праздник был необычен своим сочетанием языческого веселья и обрядов и христианской панихиды. Проводился он всегда на Тихвинском кладбище. Это древнее кладбище по соседству с Лысой горой служило для погребения самоубийц, утопленников, умерших некрещеных детей, т. е. всех тех, кто умер без покаяния и крещения. Правда, после того, как Тихвинский храм в 1909 г. стал приходским, а не кладбищенским, кладбище перешло в разряд общегородских и стало служить для похорон всех прихожан. Но традиция хоронить на нем всех умерших преждевременной смертью осталась. На Тихвинское кладбище в "семик" приходило не только огромное количество горожан, но и много крестьян. Крестьяне приходили пораньше, многие приносили холсты, нитки, яйца и т. п. для продажи горожанам. В Тихвинской церкви они заказывали поминовение усопшим. Горожане, имевшие родственников, похороненных на кладбище, при наличии денег приглашали священника на могилу отслужить панихиду Затем на могиле поминали умерших. Не имевшие денег просто поминали. В это время рядом с кладбищем, в березовой роще, играла музыка, шла торговля, молодежь водила хороводы, гадала, здесь же жарили яичницу, пекли блины, т. е. шло русальное действо. Но празднуя, все ждали вечера. Считалось, что на "русальной" неделе души всех умерших без крещения и покаяния бродят по земле, и только после молитвы в "семик" они уйдут опять под землю. Вечером на Тихвинском кладбище начиналась общая панихида. Все стояли у могил, держа зажженные свечи и молились. Звучал голос священника, мерно и тихо звонили колокола. В полной темноте только свечи освещали кладбище. После панихиды все тихо расходились по домам…"
    Взято отсюда http://oldsmolensk.narod.ru/text.htm
     
  20. Offline

    Пчелка Завсегдатай SB

    Регистрация:
    11 дек 2009
    Сообщения:
    2.170
    Спасибо SB:
    3.531
    Отзывы:
    146
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Смоленск
    eakSm Да, Леночка, если что-то попадется, пожалуйста, пишите. Очень интересно что-то узнать.
    А за выдержку о Тихвинском кладбище, спасибо. Если не ошибаюсь, это из "Смоленского этнографического альбома" Ф.Э.Модестова I том?

    С уважением!
     

Поделиться этой страницей