Адам Олеарий...17 век интересен вид храмов и кладбищ того времени особенно интересен именно этот тип храма,теперь насколько знаю не встречающийся и видим, что могли представлять собой первые колокольни
К. Васильев. Марийская деревня, 1969 К. Васильев. Часовня, 1971 http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post148735879/
http://www.zemstii.ru/remesla/06/06.html насколько всё же архаичнее выглядят такие кладбища, сразу понятно, что этой традиции больше тысячи лет... Усть-Цильма http://roizman.livejournal.com/967617.html
интересная темка..сам родился в сибири в глухой тайге..помню еще староверов..но смутно..за столом первый начинал кушать глава семьи..кусок мяса тож он делил..и еще запомнилось-когда делали пельмени-то ежли кто раскатал неровный кружок-то бабка била по лбу иль по рукам скалкой!!! мож чуть не в тему-нотож своего рода обычай!!!
принято считать, что мы не знаем как хоронили наши языческие предки, как узнать? рецепт прост - желание, поиск, логика 1:_sbb "В Олонецком крае много таких могил. Олончанин ,живущий далеко от церкви, привозит покойника на кладбище, хоронит его, достаёт из кладбищенской часовни общественное кадило, раскуривает принесённый ладан , кадит им могилу, шепчет единственную известную ему молитву "Господи помилуй"! И в сознании,что исполнил по отношению к покойнику свой последний нравственный долг, уходит домой, оставив на могиле горшок с тлеющими углями из кадила..." что тут из христианского,что из дохристианского наследия каждый решит для себя сам thumbup
А ведь церковь допускает при невозможности присутствия священника совершать обряд крещения и отпевания любому крещёному, хотя бы немного знающему молитвы.
Письмо игумена Елизаровской пустыни Памфила псковскому наместнику(16 век): «Мало не весь город возмятется, и в селах взбесятся, в бубны и сопели и гудением струнным и всякими неподобными играми сотониньскими, плесканием и плясанием, женам же и девам накивание и устам их неприятен клич, всескверные песни бесовъския и хрептом их хвиляния, и ногам скакания и топтания. Ту же есть мужем и отроком великое падение, на женское и девичье шатание и блудное им воззрение. Також есть и женам мужатым беззаконное осквернение ту же и девам растление» "Стоглав": «О Иване дне (…) сходятся мужи, жены и девицы на ночное плещование и на безчинный говор и на скакание, и бывает отроком осквернение и девам растление... и егда ночь мимо ходит, отходят к реце с великием кричанием и умываются водою, и егда начнут заутреню звонити, тогда отходят в домы своя и падают аки мертвы, от великого клокотания». За рекой горят огни, Погорают мох и пни. Ой, купало, ой, купало, Погорают мох и пни. Плачет леший у сосны — Жалко летошней весны. Ой, купало, ой, купало, Жалко летошней весны. А у наших у ворот Пляшет девок корогод. Ой, купало, ой, купало, Пляшет девок корогод. Кому радость, кому грех, А нам радость, а нам смех. Ой, купало, ой, купало, А нам радость, а нам смех. С.Есенин Матушка в купальницу по лесу ходила, Босая с подтыками по росе бродила. Травы ворожбиные ноги ей кололи, Плакала родимая в купырях от боли. Не дознамо печени судорга схватила, Охнула кормилица, тут и породила. Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали. Вырос я до зрелости, внук купальской ночи, Сутемень колдовная счастье мне пророчит… С.Есенин
Описание праздника Ярилы, совершавшегося в сер. XVIII в. перед Петровым днем (29 июня) в Воронеже, оставил свт. Тихон Задонский. Праздник проходил на площади за старыми воротами. Туда сходились одетые в лучшие платья городские и окрестные сельские жители. Главным на празднике был «юноша в бумажном колпаке, украшенном бубенцами, лентами и цветами, с набеленным и нарумяненным лицом, изображавший собой Ярилу». После его появления начинались пляски и игры, продолжавшиеся вокруг костров, горевших на возвышенном месте. иногда всю ночь Нередко эти гуляния, называемые ярилками или ярильным днем, носили «разнузданный» характер, а молодые девицы приходили на них «поневеститься». «В небольшой статье, увидевшей свет в конце XIX в., Н. М. Мендельсон сообщил о гулянье молодежи в Петровское заговенье [48]; гулянье называлось “справлять ярилки” и имело “разнузданный характер” в Дединове (Зарайский уезд Рязанской губернии) ярилки продолжали праздновать в конце XIX в. после воскресенья перед Петровским постом в роще, на холме, именуемом Ярилина плешь. Участники праздника (участие семейным было запрещено) приплывали на челнах. Затем возжигали костер, пели песни “с причинкой”, т. е. неприличные, после чего начинались разнузданные оргии, заканчивавшиеся только к утру. На вопрос, кто же такой этот Ярила, которого так почитают, отвечали (если перевести ответ на дозволенный язык): “Он, Ярила, любовь очень одобрял” [49]. Сообщалось также, что двадцатью–тридцатью годами ранее оргии были еще разнузданнее. Эти сведения сыграли важную роль в доказательстве архаичности образа Ярилы» (Кутенков, 2004, с. 112–113). Ярило как миф известен, кроме Белоруссии, в Тверской, Костромской, Владимирской, Нижегородской, Рязанской, Тамбовской и Воронежской губерниях. Кроме того, от имени Ярила произошли многочисленные названия местностей и в других губерниях: Яриловичи в Тихвинском и Валдайском уездах, также в Черниговской губернии, Ярилово поле в Костроме, Ярилова роща под Кинешмою, Ерилово в Дорогобужском уезде, Ярилов овраг в Переяславль-Залесском уезде, Ярилова долина около Владимира…» (Фаминцын, 1884). Быстро же стареет солнце (с середины апреля по июнь), если Ярило его олицетворяет! Конечно же, он – бог совершенно иных Сил, и мощь их не небесная и не солярная, а земная или даже подземная. И даже способ захоронения Ярило (разрывание на части или закапывание) – это возвращение ярой силы обратно Земле до будущих времен. Так же у Фаминцына: «Еще в весьма недавнее время в некоторых из вышепоименованных мест совершался ежегодно обряд погребения Ярила. В Костроме в этот день народ собирался на площадь после обедни. Из среды толпы избирался старик, одевали его в лохмотья и давали ему в руки гроб с чучелом – Ярилою, представлявшим мужчину с его естественными принадлежностями. После того начиналось шествие из города в поле. Женщины в это время завываниями и причитаниями выражали скорбь и отчаяние; мужчины пели песни и плясали; дети бегали взад и вперед. В поле вырывали палками могилу и гроб, заключавший в себе Ярила, закапывали в землю, с плачем и воплем. Игрище оканчивалось плясками и играми. Всесвятское заговенье (и гулянье) и по уничтожении описанного обряда сохранило название Ярило. Подобный же обряд совершался еще в начале нынешнего столетия в Калязинском уезде (Тверской губ.) под старой сосной, куда и впоследствии, когда обряд уже исчез, народ собирался по привычке, для гуляния. В Галиче (Костромск. губ.) в начале нынешнего столетия напаивали какого-нибудь старика, шутили над ним и забавлялись, как над представителем Ярила. Его водили на луг, где устраивались хороводы и игры. Каждая молодица или девушка, принимавшая участие в хороводе, предварительно кланялась “Яриле” в пояс…» (Фаминцын, 1884).
при крике у детей, непременно на заре, приносят ребёнка к ворожее. Та берёт его на руки, делает крстноё знамение и до трёх раз говорит на зарю: "Заря Марья, заря Дарья, заря Марианна, возьми крик с младенца денной, полуденный, часовой, полчасовой, унеси ты в тёмны леса, в круты горы".(Керенский у.Пенз.губ.) Попов Г.И. Русская народно-бытовая медицина. 1903. (по материалам Этн.бюро князя В.Н.Тенишева) " несомненно,многие из заговоров, заключающие в себе обращение к небу, светилам, заре, грому, ветрам и т.п., первоначально были молитвами к стихийным божествам. В эпоху христианства эти древнейшие воззвания были подновлены вставками имён Спасителя, Божией Матери, апостолов и разных угодников. Многие заговоры были до такой степени переделаны сообразно с новым вероучение, что вошли в состав требников 15-17 столетий под именем молитв"(Афанасьев.Т 1)
А.ВЕТУХОВ - ЗАГОВОРЫ, ЗАКЛИНАНИЯ, ОБЕРЕГИ. 1907. djvu http://narod.ru/disk/58986459001.138b0bb1d...D0%98.djvu.html
Уникальные кресты с казацкого кладбища в Одесской области. 17 век. присмотритесь к свастике на кресте как руки протянул
Кузьмина О.В. Церковь и политическая борьба в Новгороде 14-15 век "Обычай писать на церковных стенах настолько широко был распространен в древней Руси, что нашел отражение в юридических документах. В ведении церковного суда наряду с другими преступлениями находились и такие: «крест посекают, или на стенах режут» . Однако осуждение этого обычая официальной церковной властью не мешало прихожанам и самим священнослужителям постоянно нарушать запрет. Такие надписи процарапаны на стенах многих памятников новгородской архитектуры, в том числе на стенах храма святой Софии ...." "От принятия христианства и до конца XV в. в Новгороде происходил процесс религиозного творчества, охватывающий все сферы жизни общества. Об этом свидетельствуют письменные, изобразительные и археологические источники. Именно в этом заключается разгадка мировоззрения русского средневекового горожанина XIV-XV вв. – не жесткое противостояние «язычник-христианин», не двоеверие как тщательно сохраняемое язычество под личиной христианства, но единая стройная система миропонимания, в которой сливались воедино древние языческие представления и не противоречащие им христианские понятия. Отвергались в христианстве лишь те его предписания, которые слишком уж «обесцвечивали» жизнь, лишали ее природной естественности и радости. Процесс религиозного творчества происходил после принятия христианства по всей Руси, но именно в Новгороде он приобрел особую широту и размах. Богатая и, по сравнению с другими княжествами, спокойная жизнь (Новгород избежал разорительных войн XIII в., город ни разу не был взят штурмом, ни разу не был ограблен до конца XV в.) способствовала развитию культуры во всех ее направлениях, в том числе и в религиозном творчестве. Мировоззрение средневековых новгородцев вмещало в себя древние языческие представления о мироздании и адаптированное к местным реалиям православие. Основой этого мировоззрения была твердая убежденность в богоизбранности Новгородской земли. Эту убежденность неизменно поддерживала новгородская церковь. Идея божественной избранности Новгорода нашла свое отражение во всей его культуре и была зафиксирована в летописях. Представляется, что языческое и христианское миропонимание постепенно сливались в культуре Новгорода, и к XV в. религиозное творчество достигло расцвета, породив яркую и самобытную религию. Лишь насильственное включение Новгорода в единое Московское государство прервало этот процесс. Прекращение обычая выборности владыки и жесткие действия в стиле западной инквизиции московского ставленника - архиепископа Геннадия нанесли первый удар по религиозной свободе Новгорода. В XVI в. появились жесткие церковные каноны, устанавливающие единые для всех православных русских земель нормы - в иконописи, церковных службах, таинствах и даже в семейной жизни. Создание единого государства с развитым аппаратом принуждения фактически исключило возможность дальнейшего религиозного творчества по всей Руси, в том числе и в Новгороде..." http://narod.ru/disk/59161092001.a5b990d5f...6%20%C3%90.html
Велес, Волос (др.-рус. Велесъ, Волосъ) — божество в древнерусском языческом пантеоне, «скотий бог», покровитель сказителей и поэзии. на памятнике "Тысячелетие Руси" Согласно теории «основного мифа» — одно из центральных божеств в славянской мифологии, Змей-антагонист Громовержца Перуна. Л. Нидерле, А. Л. Погодин, В. Й. Мансикка, М. Фасмер и Л. С. Клейн отделяют Велеса от Волоса. Этимология имени Велес точно не выяснена. М. Фасмер предполагал связь Велес с велий (великий) по той же модели, что белесый ← белый. герб Волосово "....и Волосу, скотьему Богу..." 15 век. икона Веле...точнее Власия)
Объекты звёздного неба – особый класс объектов, определяющим свойством которых является обусловленность земным восприятием. Будучи геометрической проекцией космических объектов на небе, объекты звёздного неба двумерны, набор физических характеристик, позволяющих отличать их друг от друга, весьма невелик: для звёзд и планет – яркость, особенность движения, в какой-то степени – цвет; для созвездия – конфигурация, положение на небе, особенности движения. Практическая важность объектов звёздного неба для человека,а отсюда – необходимость их разграничения повлекла за собой потребность в собственных наименованиях каждого из них. М.Э.Рут Русская народная астрономия Народные названия Млечный путь – Диких гусей дорога (Смол.) Батыева дорога (Тамб.,Тул.) Коромысла (Владим.) Плеяды – Висожары (Смол., Орл., Тамб.,Тул.,Кур.,Калуж.) Валасажар (зап.Брян.) Стожары (Калуж.,Ряз.,Сарат.) Уточка (Арханг.) Большая медведица – Стожарье (Смол.) Арба (Дон) Вискожары (Калуж.,Ряз.) Звездожар, Семизвёздье (Калуж.) Ковш (Рязан.,Костром.) Колесница (Орл.) Лось (Арханг.,Волог.,Ильмень,Вят.,Новгород.,Тамб..Ярославс.) Название Медведица является вторичным, сравни поговорку «Сожар-колесница не медведица, а на охоту манит» Ермолов А. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах,поговорках и приметах. С.310 Созвездие Ориона – Аршинница (Волог.) Гнёздышко (Арханг.) Девичьи Зори (Тульск.) Петров крест (Новгород.,Рязанск) Малая Медведица – Вышезар, Стожарье, Пассажир (Смол.) Сохатый (Алтай) Лось,Кичига (Арханг.) Названия не повоторяющиеся в названиях известных созвездий – Водонос (Калуж) Гроб (Смол) Змея (Арханг.) Метла (Новосиб.,Смол. «звёзды врассыпную были на той стороне, метла звали») Шестерня (Смол.) Венера – Зарянка (Смол.,Псковс.,Эст.) Блинница (Псков.) Зарница (повсеместно) Вольчья Звезда (Арх) Вечерница (Томс) Вечерняя заря (Орл.,Вятс., Чигирь (Крым) Полярная звезда – Кол-звезда (Семипалт.) Полночная звезда (Волог.) Прикол-звезда( Урал) Зарница (Арханг., Сиб.) Марс – Зарница вечерняя (Вятс.) Сириус – Зорица thumbup
Окончание жатвы в народных обрядах жителей Ветковского района ”Хадзі, Іллюшачка, палуднаваць!..” Жывеш не вечна, чалавек,— Перажыві ж у момант век! Каждый раз вспоминаются эти слова из стихотворения Максима Богдановича, когда смотришь на поля, на которых недавно красавалась рожь. Сейчас на них — полоски соломы, оставшиеся после обмолота, или рулоны на стерне, так похожие на часовых. Освещённая солнцем солома приобретает неповторимый цвет золота. Сжатая рожь напоминает о недолговечности жизни и, вместе с тем, о её постоянном круговороте. Люди издавна задумывались над тайнами природы. Что сделать, чтобы ржаной колос (хлеб, так необходимый человеку) взрастал снова и снова? Да, надо сделать нечто символическое — не просто собрать урожай, а выполнить действия, необходимые для того, чтобы земля плодоносила всегда. ”На табе, зямелька, грошы, каб ураджай быў харошы!” — с такими словами женщины в деревне Столбун закапывают монетки в земле в день Важэння і Пахавання Стралы, наивно (а может, и нет) думая договориться с землёй. Женщины в этой деревне в старину, в конце жатвы, делали из ржи крестик — символическое солнце, которое хранили у икон целый год. http://www.vetka.by/2012/08/okonchanie-zha...ovskogo-rajona/