Великий торговый путь из Варяг в греки

Тема в разделе "От истоков по XVII век", создана пользователем Kuzmichev, 15 ноя 2009.

  1. Offline

    Гера Новобранец

    Регистрация:
    1 фев 2010
    Сообщения:
    8
    Спасибо SB:
    0
    Отзывы:
    0
    Из:
    СПб-Мск
    Цитата
    это типичная журналистская "сенсация", чаще всего высосанная из пальца. Берется какой-то хорошо известный факт и опровергается с выдвижением совершенно фантастической версии. Это делается для того, чтобы привлечь внимание читающей публики к автору или изданию.
    В вашем тексте автор чисто механически пытается показать степень судоходности рек. Это лишь один аспект данного вопроса. По судоходности я могу сказать вам следующее. В 10-12 веках полноводность рек и соответственно их судоходность была совсем иной, чем, скажем в веке 17-м или тем более 20-м. В 16 веке произошло серьезное изменение климата, в последущие века полноводность рек уменьшалась, в том числе из-за вырубки лесов.
    Депровские пороги не были препятствием для походов в Византию. Почитайте летописные сообщения. Русские князья ходили к Царьграду не раз. В этих же сообщениях есть информация о торговле Руси с Византией, о купцах из русских земель. Вообщем, доказывать очевидное нет смысла. О пути из "варяги в греки" говорят наши письменные источники, не верить им нет оснований. Точный маршрут этого пути от Смоленска на север - вопрос дискуссионный, тут необходимо отдельное серьезное научное исследование.


    Спасибо Кузьмич, вы меня успокоили. А то я уж сомневаться стал. )))

    Кстати давеча был в Эрмитаже, что в Петербурге. Не поленился зашел там в зал Византии. Там представлено довольно много монет, печатей, посуда, ювелирка. Основная часть коллекции вывезена еще при царе из Стамбула каким-то русско-турецким исследовательким учереждением. Так же большую часть составляют современные находки из Перми (??) Чесно говря не понял почему из Перми, возможно потому что там была Волжская Булгария. Из Смоленской области - не помню, может и есть, но немого. )
    Но в Новгороде тоже находили и византийские и арабские моненеты. А в Новгород иначе как через Смоленскую обл по рекам напрямую не попасть. Так что думаю конечно путь был.
     
  2. Offline

    андерсон Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 май 2008
    Сообщения:
    2.368
    Спасибо SB:
    637
    Отзывы:
    23
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г.Смоленск
    Новгород гораздо младьше Смоленска так как был основан в 862 г. а Смоленск в 863 Г. упоминается как град велик и мног людьми.Так что концы пути надо искать в Швецие и Норвегие.
     
  3. Offline

    Natalja Новобранец

    Регистрация:
    12 мар 2010
    Сообщения:
    5
    Спасибо SB:
    0
    Отзывы:
    0
    Из:
    Смоленск
    между прочим и человеческий фактор в судоходности рек нельзя сбрасывать, в 14-16 веках в вяземских лесах бобров повыбили болотность спала полноводность днепра тоже
     
  4. Offline

    Ярослав «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    19 май 2008
    Сообщения:
    794
    Спасибо SB:
    129
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Цитата(Natalja @ 12 Марта 2010, 21:58)
    между прочим и человеческий фактор в судоходности рек нельзя сбрасывать, в 14-16 веках в вяземских лесах бобров повыбили болотность спала полноводность днепра тоже

    Ужас. "бобров повыбили болотность".... Знаки препинания расставляйте! Читать невозможно.

    А серьёзно! В Эрмитаже даже выставка была про Смоленские находки 9-10 веков. Правда, большая часть была из Гнёздовских курганов.
     
  5. Offline

    Славентий «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    25 ноя 2009
    Сообщения:
    1.347
    Спасибо SB:
    3.337
    Отзывы:
    54
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Имя:
    Вячеслав
    Интересы:
    Краеведение, Сталинское время
    Цитата(Natalja @ 12 Марта 2010, 21:58)
    между прочим и человеческий фактор в судоходности рек нельзя сбрасывать, в 14-16 веках в вяземских лесах бобров повыбили болотность спала полноводность днепра тоже

    Да из-за болот и татары не могли к Смоленску подойти, прошел один отряд и тот у Долгомостья был разбит
     
  6. Offline

    blasst Полковникъ

    Регистрация:
    3 фев 2012
    Сообщения:
    131
    Спасибо SB:
    24
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Belarus
    Из:
    )
    Интересы:
    ...................
    интересно было прочесть,
     
  7. Offline

    Кузьмич Демобилизованный Команда форума

    Регистрация:
    29 апр 2008
    Сообщения:
    4.538
    Спасибо SB:
    1.203
    Отзывы:
    25
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Дальний кордон
    Интересы:
    История Смоленщины
    Бой у Долгомостья с татарами - это легенда, связанная с житием Меркурия Смоленского. И сам Меркурий - фигура мифическая, и приход татар под Долгомостье - тоже из области мифов. Само житие Меркурия было записано в 16 веке московскими монахами-книжниками после захвата Смоленска московскими войсками в 1514 году. Для Москвы было важно присоединить древний русский город не только силой оружия, но и идейно. Отсюда в житии почитаемого смолянами святого Меркурия появился общий враг древнерусских княжеств - татары. Летописи ничего о приближении татар к Смоленску в первой половине 13 века не сообщают.
     
  8. Offline

    Береза-9 Завсегдатай SB

    Регистрация:
    9 июл 2011
    Сообщения:
    6.979
    Спасибо SB:
    11.539
    Отзывы:
    261
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Имя:
    Александр
    Интересы:
    Дайвинг, коп
    Меркулий мужчина видимо былинный. Но населенный пункт Татарск все же имеется. Интересна этимология названия... Прочел всю тему и как то все волоки указанные сильно замысловатыми показались (по 20 -50 и даже по 120 верст) грузы таскали. А вариант Двина (Сураж) - Каспля (Понизовье) - Рутавечь (Переволочье) и там всего 5-7 верст и Березянка (Рудня) - Ну вот мы и в Днепре!
     
  9. Offline

    Makss Завсегдатай SB

    Регистрация:
    27 май 2009
    Сообщения:
    2.063
    Спасибо SB:
    222
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Цитата(Береза-9 @ 05 Февраля 2012, 10:53)
    Но населенный пункт Татарск все же имеется. Интересна этимология названия...



    ТАТАРСК – поселок в Монастырщинском районе. В ХVI в. – местечко Татарская слобода. Поселение возникло на месте пограничного форпоста Речи Посполитой, населенного крымскими татарами, находившимися на ее службе. В среде его владельцев долго был заметен польский акцент. В 1783-84 гг. селом владели кавалер польских орденов Белого Орла и святого Станислава граф А.Л. Палей, камергер двора польского К.Ф.Комар и др. В Т. было тогда 16 крестьянских дворов с населением 94 человека, еврейская школа, 3 лавки; раз в год собиралась двухнедельная ярмарка.

    Г.Т. Рябков

    Из энциклопедии смоленской области
     
  10. Offline

    Фартовый Завсегдатай SB

    Регистрация:
    16 сен 2010
    Сообщения:
    396
    Спасибо SB:
    61
    Отзывы:
    1
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Рига/Рославль
    Может не в тему- рассуждая о своих находках римских монет- наткнулся на интересный сайт, думаю все стало на свои места-http://annales.info/rus/small/smoltorg.htm Очень познавательно
     
  11. Offline

    VladV Завсегдатай SB

    Регистрация:
    8 ноя 2010
    Сообщения:
    1.004
    Спасибо SB:
    1.387
    Отзывы:
    98
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Владимир
    Имя:
    Александр
    Интересы:
    Нумизматика, МД поиск
  12. Offline

    Неведомка Фельдфебель

    Регистрация:
    29 ноя 2012
    Сообщения:
    34
    Спасибо SB:
    1
    Отзывы:
    0
    Из:
    Невоград
    Не надо только забывать про Торопец. Который был вторым городом, возникшим в Смоленской земле после самого Смоленска. Он располагается на притоке Двины Торопе и на небольшом расстоянии от Верхневолжских озёр. Предполагаю, что основной выход на Волгу должен был быть там. В верховьях же Днепра и на Вазузе никаких древних городов не было.

    Вообще Нестор, например, пишет о волоке из Днепра сразу в Ловать. Т.е. все предполагаемые переходы в притоки Днепра, из них в левые притоки Двины, потом в саму Двину, потом в её левые притоки, потом в притоки Ловати, кажется были домыслены позднее. По-крайней мере я не видел из какого источника это взято. Поэтому я сомневаюсь в правильности попыток выискивать наибольшие сближения мельчайших речек соседних бассейнов, предполагая что по ним перетаскивали корабли. Даже если реки и были в те времена полноводней, то не в разы и такая сильная привязка предполагаемых путей к воде мне кажется надуманной.

    Для того чтобы разобраться в этом вопросе можно обратиться к теме русских путей в осваиваемой Сибири в 17-18 веках. Да, где можно там предпочитали идти по воде и даже по очень мелкой, используя при этом подпруживание парусами и т.п. Но они не всегда шли по воде, были сухопутные участки. При мне встречались случаи, когда эти сухопутные участки тоже назывались волоками, хотя никаких судов по ним никогда не волочили. Это была просто сухопутная дорога, связывавшая два водных участка.
     
    VladV нравится это.
  13. Offline

    андерсон Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 май 2008
    Сообщения:
    2.368
    Спасибо SB:
    637
    Отзывы:
    23
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г.Смоленск
    Основные волоки из за которых и появилось сначало Гнездово а затем Смоленск это касплянские волоки : первый из р.Каспли по р.Жереспея в о.Пениснарь и оттуда в р. Колоднянка, второй из озера Каспля по р Клец в р . Ольшанка . Именно этими двумя волоками и обусловлено появление древнего Смоленска. Выше были волока по из р Аржать в р. Вопь но этот путь был гораздо длиннее и менее удобен из за наличия больших болот в верховье Аржати. Татарск же появился из за проживания там польских татар а не из за ордынских татар.
     
  14. Offline

    RAUS Мордулятор

    Регистрация:
    24 ноя 2010
    Сообщения:
    2.647
    Спасибо SB:
    1.672
    Отзывы:
    35
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленские леса
    Интересы:
    Разнообразные
    В Сычёвском р-не есть нас. пункт с названием Татаринка.
     
  15. Offline

    NEMO Завсегдатай SB

    Регистрация:
    21 янв 2010
    Сообщения:
    2.350
    Спасибо SB:
    16.473
    Отзывы:
    564
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    69
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История
    Лет шесть назад скопировал с интернета. Сейчас нашёл.

    Из Варяг в Греки / Евгений БОГДАНОВ


    Любой торговый маршрут по понятным причинам призван связать регионы прямой линией. Однако реальности физической и экономической географии видоизменяют прямую линию, адаптируя её к конкретным местным условиям. Вдоль такого, теперь уже явно не прямого, пути, как правило, активизируется экономическая жизнь, развиваются дороги, средства передвижения и складское хозяйство, промышленность и сектор услуг.

    Города могут возникать при прохождении через них торгового маршрута, как в сказке, на пустом месте в считанные годы. Ещё к большим результатам приводит пересечение торговых путей. Расположение города на торговых путях и особенно на их пересечении поднимает его благосостояние, стимулирует развитие розничной торговли, рынка услуг и местной промышленности. Уход маршрута в сторону или его исчезновение может превратить богатые и процветающие города в захиревшие и малоперспективные, отбросить их до состояния посёлков и деревушек и даже превратить в забытые всеми руины.

    Не меньшее влияние оказывают маршруты торговых путей на судьбы и жизнь целых стран, империй и даже цивилизаций. Вспомним Великий Шёлковый путь, Золотой Транссахарский путь, Carrera de Indias - испанский торговый путь в нынешнюю Латинскую Америку, Каучуковый путь по Амазонке, Ковбойский Мясной, Серебряный и Золотые пути в США. Таких примеров - тысячи. Их легко найти в истории каждой страны.

    Торговые пути в истории России выпрямлялись или, наоборот, извивались, стремясь обогнуть препятствие. В любом случае, развитие этих путей оказало громадное влияние на судьбу России.

    В известной книге «Начертание русской .. истории» Г. В. Вернадский писал: «Русский народ - не только народ-пахарь, он также лесопромышленник и скотовод и народ-посредник между разными хозяйственно -природными областями, народ-торговец. Именно вследствие этой торговой роли русского народа в его исторической жизни такое значение имели торговые пути и, прежде всего, - естественные пути, объединяющие лес и степь, то есть великие реки с их притоками - Волга, Днепр, а впоследствии также Обь с Иртышом, Енисей, Лена, Амур и др.». Наши далёкие предки обожествляли воду. В Нестора Летописи говорится о том, что в языческие времена славяне вместо богов почитали реки, озёра, источники. По берегам водоёмов чаще всего располагались древние поселения. Да и никаких дорог в те времена через густые леса не было, потому река часто была единственным путём: летом по воде, зимой - по льду. На реках у речных водоразделах издревле обменивались товарами соседние племена, по рекам шла международная торговля, которая приносила доходы от «гостей дани», «перевоза», «мыта», «продажи» и так далее, взимаемых с иноземных купцов. Реки давали выход к морям. На дальние внешние рынки.

    Один из главных торговых путей проходил по рекам Смоленщины, «...тут был путь из Варяг в Греки. И из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловати, а по Ловати можно выйти в Ильмень, озеро великое, из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, а устье этого озера входит в море Варяжс-, кое». Согласно «Повести временных лет», живущий теперь у всех на слуху путь из варяг в греки проторил апостол Андрей. Он первым поднялся от устья Днепра вверх по течению, а затем продолжил свой путь на север по озерам и рекам нынешней Смоленщины. В конечном итоге очутился он в Новгороде, откуда перебрался в Скандинавию.

    Морского побережья у восточных славян не было, поэтому они «жались» к берегам рек, особенно к берегам Днепра — самой великой реки русской древности. В древней Руси основными путями сообщения и торговыми артериями являлись реки и озера. Их роль становится понятной при рассмотрении карты европейской части страны: бескрайняя равнина, лишь в середине приподнятая Валдайской возвышенностью (иногда ее называют Волжской). Здесь берут начало многие реки, впадающие в Каспийское, Черное, Балтийское и Белое моря. На юго-восток в Каспийское море несет свои воды Волга, на юг — Днепр, к Балтийскому морю — Западная Двина. С Балтийским морем через систему рек и озер связаны Ловать и Мета, впадающие в озеро Ильмень, на север к Белому морю спускается река Сухона, впадающая в Северную Двину. Этими путями наши предки издавна перевозили грузы. В верховьях рек и речек, близко расположенных друг к другу, организовывались специальные «волоки» по перетаскиванию судов и передаче грузов с одной реки на другую. Такие «волоки» существовали через водоразделы между Днепром, Ловатью и Западной Двиной; Днепром и Москвой-рекой; Шексной и Сухоной и т. п.

    С древнейших времен через Приильменье проходил международный Балтийско-Волжский торговый путь, который способствовал формированию у истоков Волхова центра политического взаимодействия местных финно-угорских племен и пришедших сюда в VI—VIII вв. славян.

    Торговый путь «Из варяг в греки» (другое название -«ВВП Великий водный путь»-) - это основная артерия славянских народов, которая, связывая север с югом, перекрещивалась на Смоленщине с дорогами, ведущими с запада на восток. Новгород и Киев, возвысившиеся во второй половине IX века, вместе контролировали этот великий речной путь из Скандинавии через Финский залив Балтийского (Варяжского) моря и Неву по Ладожскому озеру (озеру Нево) и далее: Волхов - Ильмень-озеро -р. Ловать - волоки до притоков Днепра, а уж потом по Днепру в Чёрное море, в Византию.

    Распространение собственного влияния на новые земли с последующим возможным освоением этих земель посредством налаживания торговых путей — вот глубинная суть пути «из варяг в греки». Прежде всего, этот путь был мирным, купеческим, но, чтобы проложить его, приходилось вступать в какие-то военные действия. ...В 862 году для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен Старой Руси был приглашен скандинавский князь Рюрик с дружиной. С Рюрика началась важная деятельность наших князей - построение городов, сосредоточение народонаселения. Рюрик оставил Ладогу, пришел к Ильменю, срубил город над Волховом, прозвал его Новгородом и сел тут княжить. Предание говорит, что много людей перебежало из Новгорода в Киев: здесь, на южном конце великого водного пути из Варяг в Греки, образовалось другое варяго-русское владение. Варягам был давно известен водный путь из Балтийского моря в Черное. Но до сих пор варяги являлись на этом пути только в виде малочисленных дружин, искавших мелкой случайной добычи, без мысли и без средств основать прочное владение в землях, лежащих по восточному пути. Киев в то время был сборным местом для варягов, собиравшихся в Черное море. Владение, основанное варяжскими выходцами в Киеве, не могло иметь надлежащей прочности, ибо основано было шайкою искателей приключений, которые не имели в виду основать какой-нибудь прочный порядок вещей среди племен, живших по великому водному пути. Это могли сделать только северные князья, имевшие для того достаточную материальную силу и привязанные правительственными отношениями к племенам, их призвавшим. Так было положено начало династии, управлявшей всеми русскими землями более семи с половиной веков.

    В 869 году умер Рюрик. Если он сделал шаг вперед на юг по восточному пути, перейдя из Ладоги в Новгород, то преемник его двинулся гораздо далее и дошел до конца пути. Три года, по счету летописца, пробыл Олег в Новгороде до выступления в поход на юг; потом он двинулся по водному восточному пути, собравши войско из варягов и из всех подвластных ему племен - чуди, славян (ильменских), мери, веси, кривичей.

    Князь северного владения выступает в поход, но это не вождь одной варяжской шайки, дружины - в его руках силы всех северных племен; он идет по обычному варяжскому пути, но идет не с целью грабежа, не для того только, чтобы пробраться в Византию; пользуясь своею силою, он подчиняет себе все встречающиеся ему на пути племена, закрепляет себе навсегда все находящиеся на нем места и города, его поход представляет распространение одного владения на счет других, владения сильного на счет слабейших. Сила северного князя основывается на его правительственных отношениях к северным племенам, соединившимся и призвавшим власть, — отсюда видна вся важность тех отношений, которые утвердились на севере между варяжскими князьями и призвавшими племенами.

    Воинственная Русь ощутила влияние Константинополя, и в 988 князь Владимир женился на Анне, сестре Византийского императора, крестился, обратил всю Русь в христианство и начал усиливать Киев, центр своей власти. Быстро пустив корни в Новгороде, византийская церковь и монахи начали большую культурную кампанию не только на Руси, но и в северных лесах и на западном побережье Балтики. В начале X столетия походы князя Игоря и его воеводы Олега из Новгорода на юг и позволили устояться торговому пути «из варяг в греки», что ускорило объединение восточных славян в единое государство, известное как Киевская Русь. Основные христианские понятия греческо-русского происхождения, укоренившиеся на восточном побережье Балтики, свидетельствуют о раннем влиянии с востока. Хоть структура церкви пришла позже с запада, само христианское учение достигло Балтийских краев с востока.

    Перейдя волок и достигнув Днепра, Олег утверждается в земле днепровских кривичей, закрепляет себе их город Смоленск, сажает здесь своего мужа (не одного, но с дружиною, достаточною для удержания за собой нового владения). Из Смоленска Олег пошел вниз по Днепру, пришел в землю северян, взял город Любеч и прикрепил его к своему владению, посадив и здесь мужа своего. Наконец, Олег достиг Киева, где тогда княжили Аскольд и Дир...

    Смоленская область - регион равнинный. Почти целиком она расположена на Смоленско-Московской возвышенности, на западе Восточно-Европейской равнины. В центре и на востоке преобладают возвышенности, расчлененные глубоко врезанными речными долинами. Средняя высота поверхности - около 220 метров над уровнем моря. Возвышенности пересечены множеством рек и небольших речек (общее число последних - 1149). 60 % территории омывается реками Днепровской системы (Днепр, берущий истоки в Сычёвском районе, его притоки Сож и Десна), 25 % - бассейном Волги (Угра, Вазуза), 15 % - бассейном Западной Двины. Именно в районе Смоленска для полного формирования нового пути нужно было перебраться с Ловати на Днепр, что на днепровских порогах достигалось «волоковыми путями». Далее западным берегом Черного моря доходили до столицы Византии Константинополя.

    Этот путь стал стержнем, главной торговой дорогой, «красной улицей» восточных славян. Вся жизнь восточнославянского общества была сконцентрирована вокруг этого торгового пути. Новый «великий водный путь из варяг в греки» давал славянам, образовавшим русское государство, средства и исход для их хозяйственной работы и служил источником торговых выгод и культуры, -определилось основное, севе-ро-южное направление в развитии русской государственной жизни. Водная линия Нева - Днепр стала осью русской истории.

    Так Смоленск, основанный на речном пути из Северной Европы к столице Византийской империи - «второму Риму» Царьграду (Константинополю), стал важным форпостом Древней Руси. Этот путь связывает между собой бассейны внутренних морей Атлантического океана. Экономическое и торговое лидерство Европы объясняют наличием четырех внутренних (средиземных) морей: Средиземного, Чёрного, Балтийского и Каспийского. В Царьграде пересекались крупнейшие морские и сухопутные торговые пути тех времён Запад - Восток (Великий Шёлковый путь) и Север - Юг (Балтика - Чёрное море — Средиземноморье). Наличие транзитной торговли выступило мощным катализатором развития Древнерусского государства и его городов. В стародавние времена смоленские земли лесом были покрыты практически сплошь. Рубить лесные просеки для дорог, наводить гати в болотистых местах, строить мосты через реки и овраги - мыслимо ли это толком сделать в дремучем лесу, да еще и за ограниченное время? Тогда торговый люд и напористые варяги и предпочли водный вариант дороги.

    Надобно отметить, что «смоленская часть» великого торгового пути не была единой. Специалисты считают, что в древности из Днепра в Западную Двину можно было пройти четырьмя-шестью водными путями с обязательным использованием Касплянского озера и реки Каспля.

    Период расцвета Смоленского княжества приходится на XII век. В это время начинается монументальное строительство, возводятся храмы, которые становятся гордостью русского зодчества. Смоленское княжество насчитывает 46 городов, 39 из них имеют укрепления.

    Целый век Смоленская земля процветала. Но в 1230 году страшный мор опустошил ее. Вслед за этим последовало нашествие Батыя на Русь, агрессия Литвы... Монголы, дойдя до стен Смоленска, не смогли разорить его, но все же город платил им дань с 1274 по 1339 годы. Именно с завоевания Древней Руси монголами значение пути «из варяг в греки» начало существенно снижаться.

    Изучая имеющиеся свидетельства и факты, ученые спорят и до сих пор приходят к противоречивым заключениям. Одни объявляют, что путь «из варяг в греки» просто выдуман, другие утверждают, что такой путь существовал до IX-X веков, после чего передвигаться по чужой территории в результате феодальной раздробленности Руси стало небезопасно. Как бы там ни было, обнаруженные по берегам рек древние стоянки, могильники, жальники, монетные клады подтверждают версию о наличии оживленного водного пути, соединяющего устье Днепра с Русским Севером. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что на озере Каспля располагалось древнее укрепленное поселение. Установленный возраст Касплянского городища - IX-X века нашей эры, позволил ученым предположить, что эта крепость какое-то время выполняла оборонительные функции на пути «из варяг в греки». Уже в IX веке смоленская земля превратилась в крупнейший центр славяно норманнских контактов, что подтверждают археологические находки.

    Несколько-научных экспеди ций в 1960-1980 гг. вели раскопки близ села Городище на берегу озера Ржавец, что расположено на территории национального парка «Смоленское Поозерье». Именно здесь, по мнению учёных, возвышался Вержавск (Ржавеск) - один из самых известных и загадочных городов Смоленщины, бывший центром волости Вержавлян Великих. Эта волость была са мым крупным скоплением поселений Смоленского княжества после Смоленска, она приносила князю смоленскому треть всех собираемых им по датей.

    Первое упоминание о Вер-жавске было в Уставной грамоте Смоленского князя Ростис-тава Мстиславовича (1150 г.) Этот город к 30-м годам XII века возглавлял самые экономически развитые территории. Мест ное население, кроме земледелия, занималось перевозкой то варов и торговало на водораз деле. Переброска грузов по речным путям была тщательно продумана и организована Вержавск представлял собой один из «водяных замков» на торговом пути.

    Главными водными артериями на пути из варяг в греки с Двины на Днепр были реки Каспля и Гобза, один из путей шел мимо Вержавска по Гобзе на Царевич, Вопь и Днепр. Вер-: жавск долгое время играл важ- i нейшую роль. За проезд, пере- i таскивание судов и товаров, за; охрану имущества вержавляне I взимали с проезжих купцов значительную плату. С угасани-1 ем торгового пути Вержавск ут-1 ратил своё экономическое значение.

    ...Время меняет облик мест-" ности до неузнаваемости. От некогда могущественного Вержавска осталось только городище, представляющее интерес исключительно для узких специалистов. При взгляде на Кас-плю, которая в жаркое лето теперь превращается в мелкую заурядную речушку, трудно вообразить, что когда-то она была водной магистралью, по которой двигались караваны груженых судов. А ведь относительно недавно, всего лишь пару сотен лет назад из смоленских городов Поречье по реке Каспля и Белый по реке Обша ещё отправляли в Ригу суда грузоподъемностью до 10 тысяч пудов! Везли хлеб, лен, пеньку, конопляное масло. Водный путь от Поречья до Риги в ту пору составлял всего четырнадцать дней, и смоленские товары через Ригу шли далеко за границу. Каждую весну только из Поречья в путь на север отправлялось до тысячи судов. Дело было весьма прибыльным, несмотря на то, что сами барки-струги назад не возвращались, а по прибытии в конечный пункт шли на слом. В 1723 году в Поречье при слиянии рек Каспля и Гобза (это определило название города) была открыта специальная пристань, предназначенная для обслуживания перевозок в Ригу. Теперь этой пристани, конечно же, нет, да и сам старинный город Поречье в советское время был переименован в Демидов в честь одного из местных революционеров-большевиков.

    Временами спортивные и исторические клубы проводят специальные акции, посвященные бывшему великому водному пути из варяг в греки, но все эти мероприятия теперь уже носят лишь рекламно-развлека-тельный характер, хотя и с некоторым оттенком патриотизма.

    SIC TRANSIT GLORIA MUNDI - ТАК ПРОХОДИТ ЗЕМНАЯ j СЛАВА...
    Сообщения объединены, 7 окт 2015, время первого редактирования 7 окт 2015
    Вот ещё ссылка, кому интересно: http://review3d.ru/tajny-zemli-russ...ryag-v-greki-tysyacheletnyaya-zagadka-istorii
     

Поделиться этой страницей