Хочу продолжить рублику заброшенных объектов. В этой теме речь пойдёт о церквях, храмах и всё что связано с ними..) Надеюсь Вам будет интересно) Если у кого то есть фото + информация по данному строению(год строительства, название, район местонахождения и всего чего знаете...) скидывайте сюда, попробуем собрать немного оставшейся истории на фото... _____________________________________________ Частенько когда еду на коп попадаются разрушенные церкви, храмы и прочие постройки, но попадаются и те которые ещё хранят свою историю, когда находишься рядом с такими "объектами" не вкладывается в голову как можно было такую красоту построить, а тем более и забыть... Ну что же начну... Церковь Троицы Живоначальной, Смоленская обл., Вяземский р-н., с. Федяево Год постройки: 1795 и 1825 Архитектурный стиль: Классицизм. Координаты: 55.29632, 34.298953 Стоит на высоком открытом месте над долиной небольшой речки. Крупное здание в формах классицизма, построенное в 1795 г. на средства М.М. Грибоедова, хорошо обозримо со всех сторон на несколько километров. Кирпичные стены оштукатурены и побелены, карнизы и капители белокаменные. Крестово-купольный храм с крупным пятиглавием имеет в центре каждого фасада четырехколонные тосканские портики с высокими фронтонами. Западный фасад узкой трапезной выделен заглубленным тосканским портиком между двумя трехъярусными колокольнями. Нижние ярусы вписаны в объем храма; два верхние в плане квадратные; завершения - вогнутые четырехгранные колпаки с коротким шпилем под крупным яблоком креста. Размаху композиции соответствует крупный масштаб основных декоративных форм и строгость их применения. Широкий центральный барабан прорезан 12 арочными окнами, барабаны угловых глав - четырехгранники со срезанными углами и полукруглыми окнами в гранях. Отзвуки барокко ощутимы в обработке углов, в завершении наличников на трапезной, в вогнутом фризе по центральному барабану. Метопы во фризах портиков выглядят как филенки. Тройные капли под триглифами включены в тягу под фризом. Фасадный декор колоколен плоскостной и несколько измельченный. Внутри храма угловые помещения отделены от продольного нефа глухими стенами, восточные угловые ячейки изолированы от алтаря - в них, видимо, размещались приделы. Церковь Воскрешения Лазаря в Корохоткино Смоленского района Смоленской области. Кирпичная однопрестольная церковь с декором в стиле барокко, построенная в 1772. Вероятно, первоначально была близка к храмам смоленского барокко и представляла собой двусветный четверик с малым восьмериком, с пятигранным алтарём и трапезной. Массивная колокольня пристроена в кон. XIX - нач. ХХ вв. Закрыта в 1931, венчания сломаны. В настоящее время заброшена, своды рухнули. Продолжение следует...)
Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь. Смоленская обл., Вяземский р-н., г. Вязьма, ул. 3 Интернационала, д. 15 Проезд угол ул. Декабристов и ул. 3 Интернационала. Год постройки: 1805 Координаты: 55.212562, 34.276086 Выстроена из кирпича в 1805 г. по заказу местного помещика И.И. Барышникова его крепостными зодчими Д. Поляковым и Я. Ждановым. Западный притвор сооружен, судя по стрельчатой форме его арок, в середине 19 в. Здание прежде окружала кирпичная ограда. По сторонам ворот на ее восточной части стояли одноэтажные сторожки. В архитектуре преобладают приемы классицизма. Широкая и низкая трапезная противопоставлена высокому объему основного ядра храма. Его двусветный четверик с широким барабаном увенчан яйцеобразным куполом с круглым световым фонарем. Отзвуки барокко видны и в пятигранной форме алтаря, и в обработке углов, выступающих из-за пилястр северного и южного портиков. По основным осям барабана прорезаны полукруглые окна. Между ними в стену заглублены квадратные ниши. В духе классицизма декорированы стены трапезной (руст, замковые камни перемычек). Прежде ее завершали пять широко расставленных крупных и низких глав. Внутри широкая четырехстолпная трапезная с приделами в восточных углах контрастирует с цельным пространством храма. Алтарное помещение внутри скруглено (без соответствия внешней гранености). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Смоленская обл., Хиславичский р-н., с. Черепово Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки: 1824 Храм стоит на ровном открытом месте у края села, недалеко от дороги Смоленск - Хиславичи. Это крупное здание господствует в пейзаже, будучи видимым за несколько километров. Церковь выстроена на средства помещика З.Я. Малышева. Освящен храм в честь Покрова Божией Матери. Покровская церковь села Черепово - самый сложный памятник зрелого классицизма в Смоленской области. Несмотря на то, что здание частично руинировано, оно поражает своими величием и красотой. В объемной композиции доминирует обширная ярусная ротонда храма (диаметр более 22 м, высота около 30 м). Монументальное и грандиозное сооружение с многоярусным построением и выразительным силуэтом оттеняется невысокой колокольней и низким переходом к ротонде. Покровский храм закрыт 29 июля 1940 года. Хорошо известная всем жителям Вязьмы церковь Владимирской иконы Божией Матери, построенная между 1770 и 1776 гг. Архитектурный стиль: Барокко Адрес:Смоленская обл., Вяземский р-н, г. Вязьма, ул. Докучаева. Координаты:55.203932, 34.264829
Церкви Петра и Павла, Екатерининская в неплохом, "законсервированном" состоянии, а вот Церковь Троицы Живоначальной умирает на глазах, еще пару десятилетей и не останется кроме фундамента и горы кирпичей ничего. Очень жаль. Может кто то слышал по дальнейшей судьбе этого шедевра русской архитектуры?
Да в интернете ничего не нашёл насчёт дальнейший судьбы... Скорее всего это всё превратиться в руины....
Немного из истории церкви в Федяево и самого села (когда-то писал об этом статью). Место расположения села весьма древнее; вблизи располагалось городище X-XIII веков, исследованное археологической экспедицией под руководством И.В.Сергиной. Еще в середине прошлого века здесь местами прослеживались следы земляного вала. Место является археологическим памятником. С 30-40-х годов XVII века Федяево входило в состав владений Андрея Михайловича Грибоедова. С 1774 года сельцом Федяево владеет Михаил Михайлович Грибоедов, который в том же году построил здесь деревянную домовую церковь, освященную в том же году епископом Смоленским и Догоробужским Парфением во имя Святого Архистратига Михаила. В 1795 году на средства владельца села - надворного советника Михаила Михайловича Грибоедова, вместо «пришедшей в негодность по ветхости своей» деревянной церкви, была построена каменная Троицкая церковь с двумя колокольнями на том же месте. Любопытна история названия вновь выстроенной церкви. Первоначально предполагалось устроить в церкви три престола: Архистратига Михаила – главный, Великомученика Георгия Победоносца – северный и Святого Николая Чудотворца – южный. Однако, при освящении первых двух престолов в 1831 году, главный престол был освящен во имя Святой Троицы. Другой же престол вместо Георгия Победоносца, был освящен во имя Ефрема Сирина. Идею переименовать престолы приписывают действительному статскому советнику Ефрему Иосифовичу Мухину, который заканчивал обустройство храма. В XIX веке приход церкви составлял около 1300 прихожан. В 1880 году старанием крестьянина деревни Потапова Евсевием Тимофеевым и с разрешения епископа Смоленского Иосифа, в церкви был устроен четвертый придел, освященный 13 января того же года во имя иконы Божией Матери Скоропослушницы. Этот теплый придел был устроен в трапезном отделении. В середине XIX века, после смерти М.М. Грибоедова, село Федяево приобретает Рибопьер Александр Иванович – владелец Нового Села. Село было не большим. В 1861 году здесь было лишь 6 дворов, в которых проживало 16 мужчин и столько же женщин. Приобретение села и новых земель, видимо, была не единственной целью А.И. Рибопьер, так как, быв человеком изысканных вкусов, он не мог не заметить прекрасных ландшафтных пейзажей вокруг села Федяево, что, возможно, сыграло свою роль. В последующем село Федяево, как и Новое Село переходили по наследству; действительному статскому советнику графу Рибопьер И.А. и его сыну графу Рибопьер Г.И. (1854-1916). В 1910 году, 30 июня в усадьбе случился пожар, от которого пострадал Троицкий храм. Обгорели некоторые оконные рамы и боковая дверь, «взломана железная крыша на храме и колокольнях, обгорели деревянные стропила, повреждены все купола и кресты на них; внутри храма престолы сдвинуты с места, иконостасы во многих местах повреждены». Кроме этого дотла сгорели церковная сторожка.Ко всему прочему, сгорело здание церковно-приходской школы. Храм в течении нескольких месяцев был восстановлен на средства, предоставленные графом Г.И. Рибопьер и 30 ноября 1910 года, в день памяти Апостола Андрея Первозванного, освящен. Храм сумел пережить тяжелое лихолетье Великой Отечественной войны. Еще в самом конце 1940-х годов в нем проходили службы. В 1960-х годах прекрасный храм был окончательно закрыт и осквернен. В 1904 году в селе Федяево родился доктор химических наук, профессор Николай Михайлович Соколов, автор более 150 научных трудов. А спустя 19 лет, в 1923 году, В Федяево родился Мясников Василий Васильевич, впоследствии ставшим Героем Советского Союза (полный кавалер ордена Славы). Не исключено, что в селе Федяево бывал Александр Сергеевич Грибоедов.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери Смоленская обл., Вяземский р-н., г. Вязьма, ул. Докучаева Год постройки 1770 и 1776 В западной части Вязьмы, за пределами старой городской черты, на холме стоит кладбищенский храм, посвященный Владимирской иконе Божией Матери. Храм построен в 1770-1776 годах на средства священника Иоанна Тредиаковского. Храм четырехпрестольный с приделами во имя Святой Великомученицы Екатерины, Святых Апостолов и Святой равноапостольной Марии Магдалины. По одному из приделов в народе храм называют Екатерининским, так же как и кладбище, на котором он стоит. Храм построен в стиле позднего барокко. Во второй половине XIX века стены, пилоны и своды храма были расписаны фресками, фрагменты которых сохранились до наших дней. Однако они все более и более разрушаются, так как, хотя храм и передан в 1992 году церкви, никаких работ по его восстановлению и возобновлению богослужения до настоящего времени не проводилось. Сегодня лишь с трудом можно различить орнаменты и фрагменты композиций - "Тайная вечеря", "Троица", "Преображение", "Распятие". Церковь Успения Пресвятой Богородицы Смоленская обл., Духовщинский р-н., д. Загусинье Кирпичная церковь построена по заказу помещицы Н.А. Глинки в 1785 г. вместо прежнего деревянного храма. Небольшая бесстолбная церковь в формах позднего барокко. Двусветный четверик с высоким сомкнутым сводом (углы срезаны) завершен небольшим световым четвериком. Пониженный пятигранный алтарь и небольшая квадратная трапезная (к ней прежде примыкала колокольня, от которой остался лишь нижний ярус) довершают компактный объем здания. Декор фасадов наряден и изящен. На углах объемов с отступом поставлены пилястры, в завершении - упрощенные антаблементы с раскреповками; в центре каждого фасада карниз четверика слегка изогнут, образуя маленький полукруглый фронтончик. Наличники окон с замками, ушами и серьгами за вершены в нижнем ярусе лучковыми фронтонами, а в верхнем - лучковыми сандриками. Над порталами аналогичной формы окна ложные. Трапезная и алтарь перекрыты полулотковыми сводами.
Шикарная тема! Отличные фото! Чувствуется крепкая рука профессионала! С удовольствием приму участие в теме! Успехов.
Церковь Казанской иконы Божией Матери Смоленская обл., Смоленский р-н., с. Каспля Церковь Казанской иконы Божией Матери. Возведение храма в честь Казанской иконы Божией Матери началось 2 октября 1905 года. Здание строилось по проекту епархиального архитектора Е.Ф.Лыщинского. Все черновые работы – доставка кирпича, леса и других материалов – производились бесплатно в течение всех 9 лет строительства. Камень для фундамента, стоивший 23000 рублей, был подарен прихожанами –каменщиками. На постройку церкви 500 рублей пожертвовал император Николай II, сделал вклад и протоиерей Иоанн Кронштадтский. К 1914 г. храм был окончен. Новая церковь расположилась на берегу реки, за много верст можно было видеть блеск её золотых крестов. Прекрасно был выполнен калужским живописцем П.С.Балашовым иконостас, стоивший 5500 рублей. Стены церкви украшали иконы, подаренные в Касплю из Поречского собора. В 1938 г. храм был закрыт, здание использовалось под клуб, звуковое кино и радиоузел. 1990г. Храм передан верующим для восстановления и дальнейшего использования... Известная многим колокольня на Гурьевском кладбище Знаменская церковь с приделом Гурия, Самона и Авива, частью которой являлась колокольня, была построена более 200 лет назад и была практически полностью уничтожена во время Великой Отечественной, а её изначальный облик увековечился на одном из дореволюционных фотоснимков.
Смоленская обл., Демидовский р-н, д. Гласково Церковь Ахтырской иконы Божией Матери, построена в 1787 году. Церковь Воздвижения Креста Господне. Смоленская обл., Смоленский р-н., с. Аполье. Год постройки: 1753 Координаты: 55.05571, 31.87236 Церковь Воздвижения - яркий памятник развитого барокко. Основной объем церкви - двусветный восьмерик, вытянутый по линии север-юг. Крутой восьмилотковый свод завершен граненым световым барабаном, на котором стоял глухой восьмеричок главы. Оригинальный план имела апсида: от восточной стены храма отходили, сближаясь к востоку, грани, отделенные внешними полуколонками от полукружия алтаря. Барочным постройкам Смоленска сер. 18 в. близки рамочные наличники с гребнями, прихотливые порталы, полуглавия с кольцами в центре. Ряд декоративных элементов заимствован из русского зодчества 17 в. (например, киоты с очельем). Зальный характер высокого интерьера подчеркнут двумя ярусами широких световых проемов с большими откосами. Штукатурные карнизы и обрамления окон относятся ко 2-й пол. 19 в. Церковь теплая построена не как здание культового назначения в 1880 г., после пристройки к его западной части нового объема той же величины и возведения с северной стороны притвора здесь устроили теплый храм. Кирпичные стены оштукатурены. Квадратное в плане одноэтажное здание под четырехскатной кровлей украшено барочными наличниками упрощенной формы. О культовой функции постройки напоминает только притвор с фронтоном и с элементами русского стиля в его фасадах: вертикальные ряды ширинок по краям фасада и килевидные архивольты в обрамлениях проемов.
Смоленская обл., Новодугинский р-н, пос. Высокое. Бывшее поместье Шереметьевых. Красоту церкви Тихвинской иконы Божьей Матери 1867 года постройки, зданий конного завода и птичника стоит увидеть каждому.
Что же у нас за Государство то такое, что собственная история разваливается на куски и всем плевать?!!.. Где же это в мире такое есть, чтобы Храмы 200-300 летние бросались на произвол судьбы??!... Нет дамыигоспода, я реально в шоке, это очень не правильно... Не понятно мне, когда это нашу нацию перемкнуло и мы стали забывать о душе и потеряли совесть... "Известная многим колокольня на Гурьевском кладбище"Эту колокольню вместе с кладбищем видел в одном из фильмов про В.О.В., сейчас не припомню название, но точно видел! ""Смоленская обл., Новодугинский р-н, пос. Высокое. Бывшее поместье Шереметьевых. Красоту церкви Тихвинской иконы Божьей Матери 1867 года постройки, зданий конного завода и птичника стоит увидеть каждому."Церковь Тихвинской иконы - божественна не только в прямом смысле, но и во всех остальных!!!!...На первой фотке выглядит величественно! Несмотря на разруху... Обязательно туда съёзжу этим летом! зызы: Автору - большое спасибо за тему! Обещаю дополнить её.
Современники начала XX века, посетившие эту церковь, отзывались о ней с восхищением и восторгом. Двухэтажный, прекрасно украшенный, с богатой, великолепной отделкой храм, построенный в 1871 году в имении графа А.Д. Шереметьева в селе Высокое, не мог не вызывать превосходных чувств. Храм стоит на самом высоком месте усадьбы у крутого берега реки Вазузы. Проект церкви, как и всего усадебного ансамбля, был сделан известным архитектором Н.Л. Бенуа. Кирпичное здание пятиглавого храма с белокаменными деталями представляет собой образец русского стиля: к четверику храма с двумя рядами кокошников примыкает трапезная, а за ней трехъярусная колокольня. Некоторые архитектурные решения храма заимствованы из русского зодчества XVII века. До недавнего времени в храме сохранились фрагменты масляной росписи. Роспись стекол окон по рисункам Н.Л. Бенуа была изготовлена в Мюнхене на заводе «Русского живописца Сверчкова». Богатые иконостасы работы Г. Хоравского, а напрестольная сень - Г. Серебрякова. На колокольне были башенные часы, которые играли мелодию молитвы, переложенную М.А. Балакиревым для колоколов. По данным смоленского историка И.И. Орловского, в этом храме находилась икона, бывшая у главнокомандующего русской армией в Полтавском сражении генерал-фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметьева (1652 - 1719 г.г.), особо чтимая не только прихожанами церкви, но и всеми православными России. Церковь в селе Высоком – непревзойденный памятник русского стиля. За верную службу отечеству 6 мая 1897 года настоятель высоковского храма протоиерей Иоанн Богоявленский, Высочайшим Указам Государя Императора был награжден орденом Святой Анны 2-ой степени. В 1888 году в селе была открыта церковно-приходская школа, которая в 1895 году была преобразована в 2-х классную. Школа размещалась в каменном 2-х этажном здании (в 1952 году был достроен третий этаж), принадлежащем графу А.Д. Шереметьеву. Он же платил жалование законоучителю – 120 рублей, учителю – дьякону – 120 рублей, псаломщику – 240 рублей. Кроме того, графом выделялись средства для приобретения учебников и книг для внеклассного чтения. Расходы на отопление и освещение школы так же оплачивал владелец села. В 1896\1897 учебном году в школе обучалось 110 мальчиков и 55 девочек. При школе имелся ночлежный приют. В 1901 году Священный Синод отметил учителя высоковской школы, наградив его Библией. В начале XX века в селе Высокое была богадельня, больница, почтово-телеграфное отделение, водопровод, а так же гордость графа - пожарная дружина. Все это содержалось на средства графа А.Д.Шереметьева. А еще читайте М.А.Булгакова "Записки юного врача", в том числе "Роковые яйца" - и найдете много о Высоком, где Булгаков бывал много раз.
В РНБ (Питер) хранятся порядка 12 рисунков, планов и чертежей строений, которые построил Бенуа в с.Высокое. Особенно поразил своей красотой рисунок церкви, который сделал Бенуа в цвете. Так поразил своей оригинальность домик сторожа у ворот при въезде в имение (не сохранился). Хранитель фонда Бенуа в РНБ за 1 копию (без разницы - скан, фото и т.д.) запрашивает 3 000 руб.
Да такая практика есть - брать деньги. А за что? Ведь фонды архивов, библиотек, музеев (если не частных) - достояние всех граждан, а не каких-то организаций.