Ну да, это и необычно. В 99,9% случаев на листиках с оборотной стороны стандартный текст молитвы. Но есть у меня несколько вариаций. Сообщения объединены, 25 апр 2016, время первого редактирования 25 апр 2016 Интересно также обратить внимание на надписи-титлы – они разные IНЦI или ЦС IХ НIКА. Как известно, первым центром производства листиков стало Поморье - Выговская обитель, где в первой четверти 18 века было налажено массовое литье этих женских крестов. Выработанные здесь типы нательных крестов стали образцами для старообрядческих мастерских всей России, поскольку работы выговских мастеров всегда отличали высокое качество и изящество. «Наиболее тесное общение с поморцами поддерживала федосеевская община старообрядцев, имевшая значительный вес в Москве. В 1771 г., во время моровой язвы власти разрешили московским федосеевцам устроить возле села Преображенского часовню и кладбище якобы для организации чумного карантина. На самом же деле здесь была открыта богадельня, и местность вокруг кладбища начали заселять староверы. С этого момента на основе теоретического и практического опыта поморских мастеров начинается производство старообрядческого литья в Москве. На совместном соборе поморцев и федосеевцев, проходившем в Петербурге в 1791 г., было достигнуто соглашение по спорному вопросу о надписи на кресте. Федосеевцы отказались от написания титлы «IНЦI», за которую ратовали доселе, и вернулись к более древней надписи «ЦС IХ НIКА». С этого момента нательные кресты поморских образцов начали изготавливать и в Москве. Таким образом, нижней границей появления описываемых категорий крестов в Центральной России можно считать последнее десятилетие 18 в. Это подтверждает и статистика. Опрос поисковиков-краеведов показал, что случаи находок «листиков» и «поздних прямоконечных» крестов на поселениях, прекративших существование до 1790-х гг., единичны. Они легко объясняются либо поздними потерями, либо редкими выговскими экземплярами. В то же время на поселениях, исчезнувших до середины 19 в., количество таких крестов составляет 50% и более. И это не удивительно: к тому времени московские «медные заведения» уже играли ведущую роль в изготовлении христианской пластики, снабжая «поморским» литьем московского производства всю Россию».
Дополню : Выговская пустынь, Выговское общежительство, этот знаменитый на всю Россию старообрядческий монастырь. С 1694 году и на протяжении 18 и первой четверти 19 веков являлось экономическим, культурным и духовным центром старообрядцев-беспоповцев. Выгорецкое общежительство – известнейший старообрядческий монастырь на реке Выг в Повенецком уезде Олонецкой губернии, мощный духовно-культурный и хозяйственный центр беспоповцев на Русском Севере, основанный в 1694 году и разоренный властями в 1854 году. Выгореция наладила широкую хлебную торговлю, производство кожи, леса, полотна. Выговской пустыни принадлежало 27 скитов и 12 пашенных дворов, здесь были свои книгописные и иконописные мастерские, беспоповские школы и училища, богатейшая библиотека; сложилась своя литературная школа. Было налажено производство медного литья (икон, складней и крестов), книг, сформировался неповторимый иконописный стиль – "поморский пошиб". При этом выговская иконопись наименее изучена из всего богатого творческого наследия Первые Мастера Выговской пустыни были родом из разных мест – Архангельска, Каргополя, Ярославских земель. Мастера подражали иконам Соловецкого письма, позднее – Строгановского. Некоторые наблюдения и выводы о характерных признаках выговской ( даниловской) школы были сделаны еще историком церковного раскола и археографом В.Г.Дружининым. Выговское литьё и иконы оказали большое влияние на формирование иконописных традиций старообрядческих центров Ветки и Стародубья, Поволжья и Урала. Да и само значение культуры Выговской пустыни трудно переоценить – не зря она получила почетное название "старообрядческий Иерусалим" , на протяжении почти полутора веков являясь духовным и культурным оплотом старообрядчества, символом жизнестойкости и несгибаемости той части русского общества, которая не приняла реформ патриарха Никона. В XIX веке Выг становится более сухим и графичным.
Ошибаетесь. По данному вопросу специально консультировался у нашего благочинного, настоятеля храма, протоиерея и он ответил, что носить можно. На мой вопрос, нужно ли старый (древний) крестик освятить, он ответил, что не надо, т.к. он уже намолен. А ношение "чужого" креста... Существовала традиция, когда дед перед смертью отдавал крест сыну, внуку и они его носили. Крест мог веками "кочевать" у семейства и носиться не только, как символ, но и как память. Как следствие, находки довольно древних крестиков совсем на "молодых" поселениях.
Вопрос спорный... Если брать во внимание намоленность креста, значит, по этой же причине, нельзя отрицать и наличие той или иной "энергетики" или, другими словами, памяти того человека, который его носил. Могу согласиться с традицией передачи каких либо предметов, в том числе и тельного креста, в родовой ветви, т.е. по наследству, когда следующее поколение является продолжателем дел (и исповедуемой веры!) предыдущего поколения... Но ведь бывают случаи, когда люди кончают жизнь трагически, или, не дай Бог, самоубийством... Решится ли кто то из родственников принять такой крест? А что мы знаем о человеке, который носил найденный нами крестик? И Вы будете носить такой крестик? Хорошо, ... тогда такой вопрос: - Для чего нужно освещать крестик, если он и есть символ ВЕРЫ? Тельный крестик, чаще всего случайная, но лично для меня, очень приятная находка! Крестик не должен валяться на дороге, в пыли, под ногами прохожих! Это древний символ нашей Православной веры... и отношение к нему должно быть достойное!
В том году весной поднял первый свой Ковчежец, у нас он редкость, долго рассматривали)))))), фотка как сравнение с лепестком)))!!!
В какой-то теме, года 2 назад этот вопрос уже обсуждался. Если повторюсь, то извините. Как правило, и это логично, самоубийцы, погибшие трагически, а значит внезапно, крестов не передают. Что касается вопроса "что мы знаем о человеке, носивший найденный крест"? Вы рассматриваете этот вопрос со стороны общечеловеческой, т.е. человек со своими привычками, характером, взглядами и т.п. Но посмотрите на этот вопрос со стороны Церкви, а точнее учения Христова. Все люди - братья, единоверцы (носящие крест) и нет у Христа плохих. Для него не важно - Иванов, Петров или Сидоров, важна душа, отданная Богу, а не антихристу. В лучшем случае - имя, произносимое во здравие или упокой. Нет, лично я не ношу найденные кресты, даже не примеряю, какими бы красивыми они не были. У меня свой крест (так и хочется добавить: "и я его несу", что по сути верно). Но не вижу в ношении найденного креста ничего предосудительного. Почему крестики освящают? Это делается лишь один раз - после изготовления креста, когда крест из мастерской, завода попадает в храм. Для меня тоже крестики очень приятная находка и с вами я полностью согласен - под ногами валяться не должен.
Думаю, что это не совсем верно, что нательные кресты передавались по наследству. Нательный крест надевается на человека после обряда крещения и должен носиться им, т.е. человеком, до скончания дней своих. Так что нательный крест является индивидуальным оберегом и о наследстве здесь не может идти речь. Я тоже находил несколько крестов-лепестков и прямых старообрядческих: Все эти кресты так называемые "старообрядческие", на них не написано "Спаси и Сохрани". Хм. После освящения он является духовным оберегом, а без освящения он будет просто символом, если угодно украшением. Сообщения объединены, 21 июл 2016, время первого редактирования 21 июл 2016 Согласен. Вот стих на эту тему: Нашел ребенок крест и поспешил поднять, Отмыл от грязи и принес домой. Как счастлив был малыш, но недовольна мать — Зачем ты взял с дороги крест чужой! — Он сам меня просил не оставлять его, А если просят, как же отказать? — Ну что за шутки, сын, ну что за озорство, Как он такое мог тебе сказать?! Он протянул ей крестик, вот мамочка, взгляни, Написано на нем «СПАСИ и СОХРАНИ».
Человеку подобно жизнь закончить как он этого заслуживает, крест здесь совсем не причём, он сам хозяин и властелин своего бытия, крест он был освещён и дан человеку ради правых дел и для оберегания от всех бед, если конечно человек верит что крест защитит, если конечно человек носящий его не грешил, хотя таких НЕТ)))))))), так как если придерживаться, то лучше и не родиться)))): http://pravera.ru/index/spisok_grekhov_dlja_ispovedi_podgotovka_v_pravoslavii/0-2381 МОЁ ЛИЧНОЕ ИМХО !!!
Развели тут в теме какие-то беседы не по теме.. все про " листик " давайте Покажу один вариант что есть у меня. Прислан с южных регионов
С аукциона "Крест-листик шароконечный" Размеры 39x22 мм Этот же продавец выставил не менее интересный экземпляр 45x24 мм