Хотелось бы услышать мнения спецов по данной иконке. Насколько я понял это панагия. Размер оправы 45 х 40 мм. Оправа - позолоченное серебро 84 пробы. Клейма есть. Сам образ написан на чём-то перламутровом. Интересно было бы знать период изготовления, и примерную стоимость.
Не думаю, что это панагия. Тельная иконка финифить в серебряной оправе. Конец 19-начало 20 вв. В этот период очень процветал данный вид промысла (финифить) в России. Сейчас не смогу покопаться в каталогах. Если что найду завтра, то отпишусь. Сообщения объединены, 21 сен 2016, время первого редактирования 21 сен 2016 Ну, давайте немного по образку. Финифть - древнее русское название эмали. Слово это происходит от греческого «фингитис» - твердый, блестящий камень. Разноцветная стекловидная масса применялась для украшения металлических предметов уже в период Киевской Руси. В XVIII в. Ростов являлся центром огромной и одной из самых богатейших в России Ростово-Ярославской епархии, местом прибывания Ростовских митрополитов. Но в 1786 г. последовал указ о перенесении кафедры в Ярославль. Практически это было осуществлено весной 1788 г. А с 1796 г. Ростов становится уездным городком Ярославской губернии. Но как это ни странно, именно в тот период в уездном Ростове начинает налаживаться финифтяной промысел. Дело, видимо, в том, что потеряв высокий административный статус, Ростов продолжал быть одним из крупнейших духовных центров России. Со всех концов Империи каждый год в город прибывали многие тысячи паломников - от царей до юродивых, чтобы поклониться мощам Ростовских святых. В монастырях и при церквях обустраивались гостиницы для паломников, распространялись сочинения и жития местных святых. Но разумеется лучшим «сувениром» для многочисленных богомольцев являлись иконки и образки с ликами этих святых. И финифтяные изделия оказались для этого наиболее удобными. Они были достаточно дешевы по сравнению с обычными иконами, обладали небольшими размерами (их удобно было перевозить), не боялись ни жары, ни сырости, ни грязи. Да и выглядели очень нарядно и ярко. Финифтяные иконки резко различаются по мастерству росписи и количеству используемых красок. Оправы также различны по качеству и материалу - медные, латунные, серебрянные, иногда позолоченные. Одни оправы повторяют форму образка, другие фигурные. На некоторых можно видеть накладные декоративные элементы или следы дополнительной обработки. Малокрасочные простонародные образки встречаются практически только в гладких овальных оправах из медного сплава. Определить место изготовления финифтяных нательных образков практически невозможно. Подписи мастера на них не ставились (в отличие от больших эмалевых икон). Клейма на серебряных оправах так же не могут служить доказательством места изготовления иконки. Ведь образок, написанный в Ростове, мог быть куплен в виде «полуфабриката» перекупщиком и затем вставлен в оправу где-нибудь в Санкт-Петербурге. Лишь по косвенным признакам можно отнести большую часть т.н. «простонародных» дешевых образков к работе частных мастеров-эмальеров и семейных артелей, в основном, вероятно, ростовских. Небольшие монастырские мастерские, обычно, делали более качественные иконки (это относится не только к финифтяным, но и к серебряным и медным образкам). При чистке финифтяных изделий нужно быть крайне осторожным. Ни в коем случае нельзя пытаться выправить деформацию оправы или дру гих металлических частей. Обычно такие попытки приводят к растрескиванию и утратам эмалевого слоя. Не следует ни в коем случае применять для очистки медных деталей химические реагенты (Трилон Б, кислоты и т.д.). Это может привести к деформации металла и к полному уничтожению эмалевого слоя. Для очистки с эмали жировых загрязнений из «бытовых средств» можно рекомендовать уайт-спирит, спирт, бензин. Они не нанесут эмалевому слою вреда. Если эмалевые изделия имеют трещины и отслоения, их желательно пропитать укрепляющими растворами. Более подробно об этом можно прочитать в специальной литературе, например, в работе С.Р. Ефановой «Реставрация и имитация цветных эмалей», или в книге М.К. Никитина и Е.П. Мельниковой «Химия в реставрации».