Друзья, привет. Что то не очень понимаю, где разместить фото. Потому открываю новую тему. Может и у вас есть интересные фотографии. Спасибо.
... А помнишь, как всё начиналось ? ...© Хитрющие кайзеровцы состряпали из самых подручных средств артиллерийскую позицию "фальшивой Берты", в надежде обмануть крайне близоруких разведчиков ненавистной Антанты. 1920е гг. В одной европейской стране во время военных манёвров . Фанерные коробочки, по виду напоминающие французские танки ФТ-17, посталенные на колёсное шасси/?/ с мотоциклетными колёсами, передвигаются с помощью мускульной силы его "экипажа"... 1930е гг. СССР. Туркестанский Военный округ. Обучение ЛС борьбе с танками противника ручными гранатами-болванками. Можно конечно слегка поглумиться над видом "вражеского танка", но если вспомнить, что в тех краях крайний дефицит лесоматериала, то ...
Целая коллекция деревянных моделей военной техники, хотя цель ее создания не введение в заблуждение врага, а получение эстетического удовольствия... А вот эти модельки выполняли конструкторские функции при проектировании различной техники. Ну а это уже для очковтирательства...
Снимок датирован ноябрем 1943 года. Деревянный макет Т-34 в движение приводит танкетка. Немецкий солдат кинул дымовую шашку эмитируя бросок гранаты. Американские солдаты осматривают немецкий деревянный макет танка Т-34. Американский солдат возле деревянного Т-34. Т-34, выполненный из бетона
За спиной мотоциклистов деревянный макет советского танка БТ. Деревянные Т-34 и КВ-2. Макеты танков (на базе джипов), применявшиеся израильской армией в учебных целях в конце 1940-х годов. Макеты танков (на базе джипов), применявшиеся израильской армией в учебных целях в конце 1940-х годов.
Пока немцы строили деревянные танки, - в СССР уже освоили деревянные бронепоезда. Деревянные учебные бронеплощадки . Как видите, в масштабности деревянного бронестроения советские военные немцев перещеголяли. Хотя у немцев было полным-полно всяческих деревянных танков, - у нас имелся пускай один, но бронепоезд из дерева. Ну, не бронепоезда, так - пара бронеплощадок (деревянный бронепаровоз решили не строить), но тем не менее. Причем, это были не просто "контуры" изображаемой техники, интерьер одной из орудийных башен (кликабельно) В бронеплощадке, смотнированной на настоящей железнодорожной платформе, были установлены мало того, что настоящие пулеметы Максим, так ведь и тумбовая установка 76-мм орудия была смонтирована, - так что обучаемые осваивали не только забегание-выбегание на штатные места, но и все положенные манипуляции с оружием можно было производить. В общем, полноценная боевая учеба, и без расхода дефицитнейших на тот момент настоящих бронеплощадок. Фронт и так трещал и расползался по швам. деревянный сарай, изображающий макет бронеплощадки. Видимо, это "макет второй степени" (кликабельно) Однако, до занятий даже и в деревянных бронеплощадках надо было еще дорасти, потому что были и просто... Даже не знаю, как ЭТО назвать. Сарай, изображающий бронеплощадку? Наверное, как-то так... Конструкция совершенно минималистическая, но свои задачи решала - люди учились размещаться и передвигаться в бою так, чтобы не мешать друг другу в тесноте бронеплощадок. Казалось бы, какая ерунда, - однако, столкновение второго номера пулеметного расчета с подносчиком снарядов, у которого в руках ОФС со снятым колпачком - вполне сравнимо по эффекту с попаданием вражеского снаряда. Не шутки. Были построены эти учебные макеты в первом учебном Краснознаменном полку бронепоездов имени Алябьева*, предполагаю, что в самые тяжелые моменты конца 1941 - 1942 года, когда использовать в обучении больше минимально необходимого оружия было просто невозможно. * - первый учебный Краснознаменный полк бронепоездов имени Алябьева Командир - майор И. И. Бончев (06.41-?), подполковник К. В. Жасминов (1.06.42- до расформирования). Заместитель по политической части - батальонный комиссар И. П. Жорин (06.41-?). Развернут с 23 по 25 июня 1941 г. при 4-м дивизионе бронепоездов, как запасный по штату № 016/800 двухдивизионного состава. Входил в состав Брянского фронта с 8.08.41 по 25.08.41 г. 25 августа 1941 г. убыл из Брянска и 29 августа прибыл к пункту новой дислокации, в г.Тамбов, где разместился в здании завода "Синтетический каучук". 16-30 октября 1941 г. полк переброшен на ст.Рузаевка Мордовской АССР. 1.04.42 г. перешел на новый штат № 016/301 и стал именоваться "1-й отдельный учебный полк бронепоездов" в составе трех дивизионов: 1-го, по подготовке младших командиров артиллеристов, пулеметчиков и зенитчиков; 2-го, по подготовке рядовых (номеров) артиллеристов и зенитчиков; 3-го, по подготовке рядовых пулеметчиков, а также роты управления (подготовка младших командиров разведки, связи и водителей бронемашин) и технического взвода (подготовка орудийных и пулеметных мастеров). Всего по новому штату полк включал 443 человек постоянного состава и 1595 человек переменного состава. С 1.09.43 г. полк перешел на новый штат № 016/308. Теперь он состоял из дивизионов (по подготовке артиллеристов, пулеметчиков, зенитчиков, разведчиков, связистов, ремонтников и артиллерийских мастеров), а численность людей сократили до 337 постоянного состава и 875 переменного. В ознаменование 25-й годовщины 1-го отдельного учебного полка бронепоездов за выдающиеся успехи в подготовке бронепоездных кадров и боевые заслуги перед Родиной 10.09.43 г. награжден орденом Красного Знамени. Приказом Заместителя НКО № 291 от 30.09.43 г. 1-му отдельному ордена Красного Знамени учебному полку бронепоездов Красной Армии присвоено имя Алябьева. 8 июля 1944 г. полк направил в Наро-Фоминск команду по строительству военного городка, а к 7 ноября передислоцировался на новое место. С 1.12.45 г. полк перешел на штат мирного времени № 7/305, с 1.07.46 г. - на штат № 7/611 с численностью переменного состава в 400 человек. В сентябре 1946 г. передислоцирован в г.Моршанск Тамбовской обл. Расформирован в апреле 1947 г. согласно директиве Генштаба ВС СССР № орг/1/461195 от 17.02.47 г. © фотографий: Коломиец М. "Бронепоезда Красной Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Часть 2". Фронтовая иллюстрация, № 8, 2007"
Первые танки приняли участие в боевых действиях в сентябре 1916 года. Из 49 машин, которые англичане подготовили для атаки на Сомме, на исходные позиции выдвинулось только 32 (17 танков вышли из строя из-за неполадок), а из этих тридцати двух, начавших атаку, 5 застряло в болоте и 9 вышли из строя по техническим причинам. Тем не менее, даже оставшиеся 18 танков смогли продвинуться вглубь обороны на 5 км, причём потери англичан в этой наступательной операции оказались в 20 раз меньше обычных. Во время Первой Мировой войны немцы не успели наладить серийное производство танков – они успели выпустить всего 20 машин. Для сравнения: Франция за годы войны выпустила 3997 танков всех типов, а Англия — 2905. А затем по Версальскому договору Германии запрещено было иметь бронетехнику (за исключением небольшого количества устаревших машин — бронированных автомобилей для нужд полиции). Но немцы по достоинству оценили новое оружие и много лет постоянно тренировались с макетами танков. Со стороны это выглядело очень смешно. Немного фотографий из истории макетов 1917. Изготовленный немцами деревянный макет танка МК - 4 для обучения новобранцев. 1925. Немецкие солдаты на учениях 1926. Немецкие макеты танков 1928. Фанерные немецкие танки на маневрах 1931. Немецкие солдаты с макетами танков 1931. Немецкий солдат толкает муляж танка 1931. Германия Автомобильная школа в Цоссене, тактические учения, 1931 год. В 1931 год, Быстрый Гейнц сейчас всего лишь начальник штаба инспекции автомобильных войск и фантазер, создающий проблемы своему начальству и подчиненным. 1932. Немецкие войска форсируют Одер с макетом 1932. Макет танка перед Рейхстагом 1932. Немецкие солдаты на маневрах с макетами танков на автомобилях. Сообщения объединены, 29 Juin 2017, время первого редактирования 29 Juin 2017 Деревянные танки Германии Большой интерес вызывает развитие немецких танковых войск накануне Второй мировой войны. У не искушенного в истории человека может возникнуть впечатление, что Германия, вдруг из ничего, за несколько лет проектирует и создает танки, которые по некоторым характеристикам если не превосходят, то, по крайней мере, не уступают лучшим образцам соседних стран. Вторым распространенным заблуждением является мнение об активной и всесторонней помощи в разработке боевых машин и подготовке танкистов со стороны Советского Союза. На самом деле "танкового чуда" не было, и история развивалась последовательно. В Германии еще до прихода к власти нацистов тайно строились прототипы тяжелых и легких танков. А Рейхсвер (вооруженные силы Веймарской республики) уже в 20-е годы на маневрах использовал фанерные макеты, для обучения солдат взаимодействию с бронетехникой. Вот так, еще до Гитлера закладывалась основа для будущих панцерваффе (немецкие танковые войска). Но, обо всем по порядку. Деревянный макет танка FT-17, сделанных немцами в годы Первой Мировой и брошенный ними в Шарлеруа во время оставления Бельгии в 1918-м году. Найден солдатами Антанты в 1919-м году Деревянный макет английского танка в натуральную величину. Первая мировая война. Проиграв Первую мировую войну, Германская империя лишилась части своих территорий, всех заморских колоний и обязана была выплачивать огромные репарации победителям. Все эти условия накладывал Версальский мирный договор. Там же было прописано о существенном сокращении вооруженных сил, и запрете на разработку и производство танков, боевых самолетов и еще некоторых видов оружия. Руководство Рейхсвера понимает всю опасность технического отставания от ведущих армий мира, и ищет способы обойти Версальские ограничения. Уже в середине двадцатых годов создаются первые прототипы немецких танков, которые тайно испытываются на территории Советского Союза. В 20-е годы прошлого века в Европе было два изгоя: СССР, большевистская страна и Германия, проигравшая Первую мировую войну. Советский союз в это время преодолевал последствия разрушительной гражданской войны и пытался построить индустриальное государство. Для этого ему требовались западные технологии, специалисты и оборудование. Германия находилась под гнетом грабительских репараций, к тому же ей запретили иметь (разрабатывать и производить) современные рода войск - авиацию и танки. Так что, ни чей-то злой гений или "близорукое руководство" подтолкнули эти страны к сотрудничеству, а суровая реальность тех дней. Не испытывали они друг к другу теплых дружеских чувств, но, оказавшись в международной изоляции, вынуждены были налаживать тесные отношения. Брезентовый танк изнутри. СССР поставлял в Германию сырье и продовольствие: пшеницу, хлопок, металл, нефтепродукты, пушнину. Немцы везли в Советский Союз станки и оборудование для заводов, фабрик, электростанций. Военное сотрудничество двух стран началось с подписания Рапалльского договора в 1922 году. Для тех, кто плохо ориентируется в датах, следует уточнить: договор был заключен не с нацисткой Германией, а с демократическим немецким государством Веймарская республика. Гитлер пришел к власти только в 1933 году. Советско-германское тайное сотрудничество включало три секретных военных объекта на территории СССР: Объект "Липецк" - немецкая авиационная школа под Липецком. Функционировал с 1927 по 1933 год. Здесь проходили обучение немецкие и советские летчики. Кроме того, велось испытание новых самолетов. Стоит подчеркнуть, что все финансирование, вся техника, преподавательский и инструкторский состав были из Германии. Советская сторона за предоставления аэродрома получала валюту, но главное, изучала современные технологии и тактику. За семь лет в школе прошли обучение 120 немецких летчиков-истребителей и 100 летчиков-наблюдателей. Объект "Томка" - предприятие по производству и испытаниям химического оружия в Саратовской области. Функционировал с 1928 по 1933 год. Все расходы несли обе стороны поровну. Испытания происходили совместно. Произведенная продукция делилась пополам. К этому можно добавить, что во время войны химическое оружие не использовалось. Так и пролежало на складах. Объект "Кама" - немецкая танковая школа под Казанью (Panzertruppenschule Kama). Функционировал с 1929 по 1933 год. Условия здесь были такие же, как в "Липецке". Советское руководство предоставляло казармы и полигон, обеспечивало секретность. Немецкая сторона несла все расходы по ремонту, содержанию и обслуживанию помещений. Испытывала прототипы танков. Привлекала своих преподавателей и инструкторов. Советский Союз получал валюту и возможность обучать своих военных и специалистов западным новинкам. За все время существования школы, обучение прошли 30 немецких офицеров. Как видите, масштабы советской помощи (кстати, небезвозмездной) не те, чтобы вооружить и обучить будущую многомиллионную армию Третьего рейха. Да и с нацистами отношения сразу не заладились. Так что, не было здесь "хитроумного" сговора двух тиранов против цивилизации. И никто никого не перехитрил, воспользовавшись доверчивостью оппонента. Все договоренности носили взаимовыгодный характер, применительно к той ситуации, в которой оказались эти страны. К тому же, после прихода к власти Гитлера военное советско-германское сотрудничество прекратилось, и объекты закрылись. Фанерные танки на велосипедных колесах. А что касается поставок сырья и прежде всего металла... Не забывайте, что взамен Советский Союз получал станки и машины. И, между прочим, некоторые образцы вооружения. Так с 1939 по 1941 годы советской государственной комиссией было закуплено у Третьего рейха для ознакомления: танк Pz.Kpfw. III, по несколько экземпляров самолетов Мессершмитт-109, Мессершмитт-110, Юнкерс-88, батарея 105 мм зенитных пушек, радиостанции и многое другое. Все сырье, которое СССР успел отправить в Германию накануне агрессии, было использовано нацисткой промышленностью в первые же месяцы. А вот советские заводы и фабрики с немецким оборудованием выпускали оборонную продукцию всю войну. И значит, это немецкие псевдоисторики должны кричать о том, что Гитлер по своей глупости обеспечил Сталина всем необходимым для войны. А, Красная армия имела оружие, разработанное с использованием германской технологии, и изготовленное на германском оборудовании. Но, вернемся к прототипам немецких танков. В условиях ограничения производства вооружений Германии приходилось вести все работы тайно, рискуя получить санкции за нарушения Версальского договора. Тем не менее, в 1925 году Рейхсвер поручает трем машиностроительным гигантам Daimler-Benz, Krupp и Rheinmetall спроектировать и построить по два прототипа тяжелых танков. Проект получает кодовое название "Armeewagen 20" (в переводе - армейская машина), но вскоре его заменяют на Grosstraktor (большой трактор). С этого времени и до отказа соблюдать условия версальских соглашений, сельскохозяйственная тема будет тесно связана с разработкой немецких танков. Легковой автомобиль правращается в танк. В 1928 году те же самые фирмы получают заказ на разработку прототипа легкого танка. Первоначально новый проект называется Kleintraktor (в переводе - малый трактор). Но в процессе работы его переименовывают в Leichttraktor (легкий трактор). Тем временем небольшая армия Германии на маневрах использует макеты танков. Боевых машин еще нет, и не может быть, но войска уже отрабатывают взаимодействие разных родов войск. Хотя многие немецкие офицеры старой школы живут в плену традиций и не понимают такой "учебы", но у отдельных прогрессивных военных уже зарождаются идеи блицкрига - молниеносной войны. Вот как вспоминает это время Гейнц Гудериан: "После того как я принял подразделения своего батальона, полковник Лутц оказал мне содействие в переформировании последнего, 1-я рота была снабжена бронемашинами, а 4-я - мотоциклами; таким образом, две роты могли стать ядром будущего моторизованного разведывательного батальона, 2-я рота была выделена как танковая и снабжена макетами танков; 3-я рота предназначалась в качестве противотанковой, поэтому была снабжена деревянными макетами пушек. Хотя 1-я рота и имела старые бронемашины, разрешенные нам Версальским договором, однако во время занятий мы в целях экономии моторесурсов пользовались макетами. Одна только мотоциклетная рота имела настоящее вооружение - пулеметы." Взгляните на фотографии, как немецкие солдаты таскают деревянные макеты танков, и поймете, какой смех вызывало это у английских и французских военных. Сегодня мы знаем, что многие из них потом заплачут. Но тогда мало кто, даже в самой Германии, воспринимал эти "игрушки" всерьез. Макеты делались из фанеры или дерева. Иногда деревянный каркас обтягивался брезентом. Такую "технику" нужно было таскать в ручную, изображая танковую атаку. Для удобства, фанерные корпуса оснащались велосипедными колесами. Еще одним вариантом учебного танка был автомобиль, на который устанавливался деревянный макет. Такая техника обладала нужной маневренностью, правда были проблемы с проходимостью, но для учебных задач она вполне подходила. Колонна фанерных танков. Надо сказать, что для обучения немецкой армии, деревянные макеты танков использовались еще во время Первой мировой войны. Эта практика продолжилась и в ходе Второй мировой. Образцы советских Т-34 и КВ выполнялись в натуральную величину. На них Вермахт тренировал молодое пополнение бороться с бронетехникой противника. Правда, причины использования деревянных макетов, вместо настоящих танков изменились. В сороковые это делалось для экономии горючего. "Бензиновый голод" был серьезной проблемой для Третьего рейха. Маневры в разгаре. Станковый пулемет, "танки". Это не бронеавтомобиль, это макет танка. Утверждается, что на снимке один из учебных танков Вермахта. Если это действительно так, то данный вариант можно считать самым реалистичным. Так как используется гусеничный трактор. Для обучения немецких танкистов также использовались трофейные танкетки. За спиной мотоциклистов деревянный макет советского танка БТ. Деревянные Т-34 и КВ-2. Не сразу удалось понять, какой танк изображает макет. Но ходовая часть все расставила на места. Это КВ-2. Снимок датирован ноябрем 1943 года. Деревянный макет Т-34 в движение приводит танкетка. Немецкий солдат кинул дымовую шашку имитируя бросок гранаты. Американские солдаты осматривают немецкий деревянный макет танка Т-34. Американский солдат возле деревянного Т-34. Источник: http://www.nemectanki.ru/html/pzfoto/maket.html
Несколько фото от финнов. Ходовой макет, похож одновременно на Т34 и на Т50 Брошенные советские фанерные Т26
Мой дед Жульков Яков Александрович до того как его взяли в армию и увезли на фронт,работал "модельшиком" на чугунно-литейном заводе.Эта профессия предполагает изготовление моделей,по которым затем и будет происходить отливка.Но после начала войны его мобилизовали именно делать деревянные макеты.Правда он делал ложные артилерийские позиции,что бы обмануть авиаразведку. К слову сказать,данные позиции создавали в полосе наступления 3 танковой армии Рыбалко.