Скульптурное оформление парка Горького в Москве в 1930-е годы "Дискоболка". Е. Янсен-Манизер. Фото Х. Формана, 1939 год Первые долговременные скульптуры ( не из папье-маше) появились в парке летом 1931 года - шестнадцать бюстов ударников, награжденных орденами Ленина или Трудового Красного знамени, на аллее Ударников. Выполнены оин были также ударными темпами - всего за пятнадцать дней. Но только один из ударников оказался доволен своим бюстом, пресса писала о низком уровне их исполнения. Так что в 1933 или, самое позднее, в 1934 году их убрали. Немецкий журналист Клаус Менерт писал, речь идет о 1934 годе: "Я хотел показать моей жене аллею Ударников, которая была создана два года назад, на ней были размещены бюсты особо выдающихся рабочих. Но я ее так и не нашел. Вместо этого мы увидели нечто новое - стоящие в парке копии греческих скульптур. Искусство для народа". Скульптурная композиция "Лицо ударничества", 1931 год. Бригада скульпторов: Л. Малько, Г. Мотовилов, Д. Шварц, З. Виленский, Я. Зайцев. Бюст англичанина Томаса Монгера(Thomas Monger) - начальника прокатного цеха завода "Серп и Молот", награжденного орденом Трудового Красного Знамени в 1931 году, лауреат Ленинской премии. В Россию он приехал работать на этом заводе еще в 1909 году: Фото из журнала "За пролетарское искусство" 1931 №8: В 1935 году была установлена в центральном фонтане скульптура "Девушка с веслом" Ивана Шадра, другие работы советских скульпторов в парке появились, судя по всему, в 1936-1937 годах. "Прыжок в воду" ("Пловчиха") Ромуальда Иодко на Пушкинской набережной, 1934 год А.П.Телятников Пионер с винтовкой, 1936 год. Фото Х. Формана, 1939 год. А.П.Телятников, на этот раз "Пионерка с луком". Фото Х. Формана, 1939 год С. Попов "Пионерка с моделью аэроплана, 1936 год. Фото Х. Формана, 1939 год. Эта скульптура, а также его же "Пионер со знаменем" и "Пионер с трубой", составили группу "Всегда готов", которая, по словам автора, "должна подчеркивать кругозор и обязанности наших пионеров". "Парашютистка" Д.Шварца, 1936 год. Фото Х. Формана, 1939 год. Летный комбинезон, по словам скульптора, затруднял изображение её женских форм: "Пилот" того же автора, тоже 1936 год: Девушка с веслом Из московского альбома 1939. Харрисона Формана Колёсный трактор Площадь Механизации Скульптура пограничника возле Центрального павильона «СССР» Вологда 30-х Из альбома Брэнсон Деку. 1931. Штаб-квартира Коммунистической партии, ранее Смольный институт. Ленинград Елагин дворец. Ленинград
Пермь. Ноябрьская демонстрация 1932 г. Площадь Окулова. Временный памятник красноармейцу из фанеры. Площадь Окулова. Временный памятник красноармейцу из фанеры.
Алексей, Спасибо за фотографии Харрисона Формана. Нашел в нете много его фотографий сделанных в СССР и Особенно в Москве. Еще раз Спасибо.
Севастополь История одного памятника 18 ноября 1898 года в присутствии Императора Николая II состоялось торжественное открытие и освящение памятника адмиралу Павлу Степановичу Нахимову. В 20 веке наступили совсем другие времена. После 1917 года площадь неоднократно переименовывалась: в 1920-е годы она называлась площадь Труда и Красной площадью, с мая 1928 года – площадь III Интернационала, в 1946 – 1951 годах – площадь Парадов, затем площадь Ленина. 1928 год. Личность Нахимова была признана “прислуживающей царю”, а памятник на площади – демонтирован. В 1930 году бронзовый монумент был отправлен в лом. Справедливости ради стоит отметить, что радикальные изменения коснулись только монумента. В 1931 году на постаменте появилась бронзовая фигура Владимира Ильича Ленина, который был переплавлен из памятника Нахимова. 41-й год. Парад накануне Великой Отечественной войны. Во время войны Севастополь был разрушен. Это трагедия не обошла стороной и площадь Нахимова. 7,5-тонный памятник вождю пролетариата был взорван в первые дни оккупации города в июле 1942 года. 44-й год. Город освобождён. Площадь разрушена. Пьедестал пуст. Вскоре на пьедестале появился скромный бюст. А через два месяца – новый полноценный монумент. В 1952 году на площади Лазарева был установлен второй в истории Севастополя памятник Нахимову. А в конце 59-го года адмирал вновь вернулся “на своё место”. Его мы можем видеть и сегодня. А Ленин “переехал” на центральный холм.
Новокузнецк. Монумент Сталину на площади Побед. 1936 год Сочи Свердловск Памятник Якову Михайловичу Свердлову установлен в Екатеринбурге в 1927 г. на площади Парижской коммуны. Напротив памятника здание Театра оперы и балета. Скульптор - Я. М. Харламов. Архитектор - С. В. Домбровский. На постаменте из шарташского гранита фигура революционера.
Ленинский план монументальной пропаганды В 1918 году Ленин издал декрет «О памятниках республики». В нём оглашался план воздействия на народные массы с помощью скульптуры. За короткие сроки лучшими советскими скульпторами было возведено множество памятников деятелям революции и культуры. К сожалению, большая часть из них не сохранилось из-за дешевизны примененных материалов. Памятник борцам революции на Марсовом поле был создан в 1919 году по проекту Л. В. Руднева. Вспоминая о рождении замысла монумента, архитектор, сам принимавший участие в «красных похоронах», рассказывал: «Стоя на площади, я видел, как тысячи пролетариев, проходя, прощались со своими товарищами, и каждая организация, каждый завод оставляли свои знамена, втыкая их в землю. У меня возник образ — так же со всех концов города, воодушевленные одним чувством, пролетарии Ленинграда привезли камни-глыбы и на соответствующих местах поставили плиты с героическими надписями». Массивные ступенчатые надгробия окружают небольшую квадратную площадку, где лежат плиты с именами героев. В центре пылает неугасимое пламя, зажженное в сороковую годовщину Великого Октября. По осям площадки оставлены проходы, соединяющие некрополь с окружающим пространством. Торцы надгробий завершены огромными гранитными блоками. На их гранях четко вырисовываются слова эпитафий. Вот одна из них: НЕ ЖЕРТВЫ — ГЕРОИ ЛЕЖАТ ПОД ЭТОЙ МОГИЛОЙ. НЕ ГОРЕ, А ЗАВИСТЬ РОЖДАЕТ СУДЬБА ВАША В СЕРДЦАХ ВСЕХ БЛАГОДАРНЫХ ПОТОМКОВ. В КРАСНЫЕ СТРАШНЫЕ ДНИ СЛАВНО ВЫ ЖИЛИ И УМИРАЛИ ПРЕКРАСНО. Автором надписей на памятнике стал первый советский нарком просвещения А. В. Луначарский. Чеканные строфы белых стихов словно подхватывают ритм каменных ступеней. Так возникает синтез архитектурных форм и поэтического слова. Сооружение памятника завершилось в 1919 году. К первым могилам прибавились новые захоронения: здесь были погребены бойцы, павшие на фронтах гражданской войны. В 1920 году вокруг надгробий разбили партерный сквер, проект планировки которого разработал архитектор И. А. Фомин. Сквер украсил до этого пустынную и пыльную площадь и связал в единое целое зеленые массивы Летнего и Михайловского садов. Строгие, лаконичные формы памятника и четкий рисунок аллей обширного партера превосходно сочетались с архитектурным окружением площади. Л. В. Руднев. Памятник "Борцам революции" на Марсовом поле Владимир Татлин в 1920 году создал свою знаменитую башню, которая стала символом нового направления в искусстве, выражением смелости и решительности исканий. Владимир Евграфович Татлин (1885-1953), живописец, дизайнер, график, художник театра, сценограф, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931) Татлин стал «отцом» конструктивизма в русском искусстве и архитектуре. Это то, чем пронизана башня Татлина. Проект Проект По замыслу архитектора, его детище должно было одновременно утверждать через эстетику идею мирового обновления (то есть быть произведением искусства, памятником III Интернационалу) и давать пристанище руководящим структурам Интернационала (то есть иметь утилитарное назначение). В 1920 году Татлин с группой помощников представил макет своей башни, и шуму сразу поднялось много. По Ленинграду возят модель монумента Татлина "3-й интернационал". 1925 год При всем своем новаторстве Владимир Евграфович Татлин не смог не воспользоваться достижениями прошлых лет. В его конструкции можно усмотреть влияние трех разных башен. Вавилонская башня (по изображению П. Брейгеля) дала основу конструкции, отдаленно напоминающей трехуровневый восточный зиккурат. С Эйфелевой башней творение Татлина роднит количество металла, воздушность и хитрая геометрия, а также и неоднозначная реакция уважаемых критиков. Наконец, сказалось и воздействие идеи Пизанской башни. Свою штаб-квартиру Интернационала Татлин предполагал отклонить от вертикали на 23,5 градуса. Но все равно проект Владимира Татлина был намного хитрее любого из прототипов. Предполагалось, что основными строительными материалами станут стекло и металл (новая эпоха все-таки, не из кирпича же строить!). При этом стекло должно было быть двойным и позволять поддерживать внутри комфортную для человека температуру при минимуме затрат на отопление. Здание должно было иметь 3 уровня различной геометрической формы (куб, пирамида, цилиндр), где могли бы разместиться руководящие структуры трех властных веток Коммунистического Интернационала - законодательной, исполнительной, информационной. Назначение четвертого, полусферического уровня, так и осталось невыясненным. При этом внешние металлические конструкции объединяли их в единую сложную фигуру спиралевидной формы. Предполагались и другие технические нововведения. Так, каждому уровню должно было быть придано вращение вокруг своей оси разной периодичности (соответственно, на оборот 1 год, 1 месяц, 1 день). В башне должны были также располагаться специальные прожекторы, способные проецировать разработанные информационным отделом тексты прямо на облака. В результате здание выглядело как беглец из фантастического фильма. Но исследования современных архитекторов, изучивших сохранившиеся материалы, однозначно доказывают: в проекте не было ничего фантастического, постройка башни Татлина в реальности вполне возможна. Другое дело, резонно ли тратить на это дело огромное количество металла. В 1920 же году строительство было однозначно невозможно, но не по техническим, а по экономическим причинам. Разоренной Гражданской войной и интервенцией стране негде было взять такое количество стекла и металла. Тем не менее в 1920 году проект рассмотрели во время съезда Советов, в 1924-м второй, переработанный вариант был отправлен в Париж на международную выставку. Но реализовать его было невозможно из-за катастрофического состояния производства, да и оценки авторитетов сильно разнились (нарком Луначарский, к примеру, был шокирован). Когда же ситуация в экономике улучшилась, изменилась идеологическая составляющая. Авангардисты вышли из моды – народные массы их не воспринимали (надо признать, это действительно непросто!), власть начала считать слишком странными и неуправляемыми. Доминирующим направлением стал социалистический реализм. Случилось так, что не только идея Владимира Евграфовича Татлина была похоронена, но и два макета его башен потерялись загадочным образом. Но остались проектные материалы, рисунки, фото. И уже в наши дни нашлись энтузиасты, начавшие по ним реконструировать проект. Первым за это дело взялся англичанин М. Чалк, но наилучших результатов достиг художник из Пензы Дмитрий Тимаков. Благодаря ему сегодня в Третьяковке снова можно видеть макет башни Татлина. В наши дни идеи Татлина были неожиданно возрождены… в Индонезии. В этой стране представлен проект, представляющий собой очевидное развитие концепции русского конструктивизма. Башня Татлина должна была быть не административным, а жилым и хозяйственным комплексом. Предполагается, что такое строение даст приют 9000 людей, которые там же будут работать на фермах по производству различных продуктов питания (в том числе мяса и риса). Продукция будет частично использоваться для их собственных потребностей, частично – для продажи. Так власти островного государства с очень высокой плотностью населения собираются решить проблему чрезмерной нагрузки на экологические системы. Такой вот индонезийский колхоз получается… Но наши современники все же считают удачей то, что проект Татлина не был реализован. Они уверены, что он уничтожил бы архитектурный ансамбль любой из столиц (были идеи по сооружению башни Татлина в Москве и в Петрограде).
Иван Шадр "Сезонник" (1929 год) Скульптура находится в сквере рядом с метро "Красные ворота". Как пишет О.Воронова в своей книге "Шадр" 1969 года издания, скульптура изображает отца Шадра и выполнена в его память. Его отец был плотником и нередко работал на далеких от дома стройках, так что название скульптуры совсем не случайно. В той же книге приводится и фотография отца Шадра - Дмитрия Евграфовича Иванова, но совсем уж в преклонных годах. Кроме того, как пишет О.Воронова, осталось мало его фотографий, да и тех, как написано в книге, случайных, так что Шадру отчасти пришлось делать портрет по памяти. http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=55.769484&lon=37.652252&z=19&m=b&show=/5281065/ru/Скульптура-«Сезонный-рабочий» https://kapuchin.livejournal.com/546437.html Сезонники, 1920-е годы http://kapuchin.livejournal.com/779602.html Фото из журнала "Иллюстрированная Россия" №33 за 1927 год Очерк Д. Хаита "Рабочие" из журнала "Красная нива" №31 за 1925 год: Биржа у Красных ворот Это место строители выбрали давно, всегда деревня шла в Москву на отхожие промысла от каланчевских вокзалов и топоры и пилы складывала на камнях у Красных ворот Сейчас у Красных ворот дежурят на конях два милиционера. Они сдерживают тугие крестьянские толпы, указывая им на Садовую-Спасскую. Там - союз строительных рабочих. -Не! - говорят люди, приехавшие на заработки. - Летошний сезон короток, а в союзе становись в черёд. Фото из журнала "Иллюстрированная Россия" №17 за 1928 год Наниматель идет сюда редко, обращается он в секцию строительных рабочих. Дедовская привычка медленно уходит к дедам, а сегодняшний крестьянин идет в секцию на трудовую биржу, регистрируется. Записавшись в секцию, "цеховой" возвращается к воротам и, сидя на ведре и держа в руках кисть, говорит проходящим: -Что, гражданин: побелим, проштукатурим, прошпаклюем, грунт подведем? Издревле едут в Москву калужане, рязанцы, тамбовцы, владимирцы. Эти четыре губернии и сейчас скрестились у ворот, рассыпались в скупой зелени Лермонтовского сквера. Владимирец - безземельник, но лучший плотник и землекоп. Есть примета владимирская: если с мая до покрова плотничает, значит работяга. С весны по осень, когда тучная земля на сносях, владимирцу в деревне делать нечего. Его земля не радостная. - На едока меры нет! - сказал мне владимирец в сквере. На глаза владимирца сдвинут синий картуз. Через плечо протянут ржаный фартук, а у ног - топор и трухлявый мешок с гвоздями. - Нонче Москва развернулась, гвоздь в ход пошел. - Газеты затянули! - вставил калуцкий. Он сидел на скамье с земляным соседями. Он, калуцкий, не в пример им - богаче. Земля в Калужской губернии хлебороднее и обильнее, а в город тянет. Недостаток. Маляр И сцепились, сошлись окружные губернии, сошлись картузные люди, нагруженные инструментами, курят махру, тяжелый бурый дым её тает в пыли, солнце печет им лица,с лиц льется пот, а руки, черные как кора, жаждут работы. И крепкий говор затянулся у Красных ворот в узлы: - Товаришши, кого шукаете? Вот, мы - каменщики. -А штукатуров не надоть ли? -Может, какая работенка найдется, гражданин? Мы - калуцкие, за цену не постоим, а дом выбелим заглядение. Знай нашенских, калуцких! К воротам идут одинокие люди с портфелями. Смотрят в толпу изучающими глазами. В июне - начало сезона, а в сентябре, когда сезон на изломе, плотника или каменщика у ворот не найдешь. Одинокие люди - из жилтовариществ. Их в толпе определяют: мелочь. Это значит трехдневная работа. Потолки починить, стены оклеить, полы перебрать. Но эта мелочь перепадает только у ворот. Крупное плывет в секцию, на трудовую биржу. Туда идет солидный наниматель: Госстрой, Стандарт, Водоканал, Могэс. Строители С камней и с тротуаров уходят за ворота, в улицы,в огромную россыпь площадей и переулков. За плечами глухо лязгуют гвозди, ноги в мягких лаптях топают. - Айдате по двора -а-ам! -несутся голоса за воротами. - Дрова попилить, чай, надо? Пильщики мы. Ночью крестьяне спят в Лермонтовском сквере, в трамвайных будках, на мостах, на вокзалах. Над ними шумят скупые деревья. Регулятор Секция на Каланчевской - это большие цементные комнаты. Из оконных квадратов падает свет на цемент. У каждого окна - людские хвосты. Каждое окно - нужное: регистрация, учет, спрос, посылка на работы. Отсюда ежедневно двести человек идут строить Москву. Здесь по цементам бродят и горожане. Сокращенные с фабрик и заводов. Они недолгие гости у окон. Они идут работать раньше других - член союза! За ними идут на работу демобилизованные, за демобилизованными - остальные: безземельцы, сыны тощих полей. Вольные птицы с Красных ворот, залетающие сюда случайно, получают вместе со всеми пятнадцатикопеечный талон в столовую. Этих столовых четыре: в Гавриковом пер., на Земляном валу, у Яузских ворот, на Таганке. Обед за пятнадцать копеек - большое облегчение безработному. В секции на кухне весь день клокочет кипятильник-куб. А вечером люди из секции идут ночевать не на мосты, а в помещение с крышей, в огромный чистый дом, В Ермаковку. Там предоставлены места для зарегистрировавшихся в секции. Маляр и холодный сапожник И медленно, но упорно секция всасывает Красные ворота. Это - регулятор крестьянской силы, бросающейся в Москву на отхожие промысла. И те, которые уже перешли мост между Красными воротами и секцией, так рассуждают: - Оно, конечно: пятнадцать тыщ безработных в секции - это не фунт ситного слопать. Да посуди толком: пятнадцать тыщ, да? А двести душ кажын день на работу направляется? Значит, ты раскумекай: через двадцать пять дней пойдешь на работу. Не на мелочь. До белых мух! На Каланчевской при секции - "красный уголок строителей". Там не одна "Рабочая", зачитанная до дыр. Там много газет и журналов. В безработицу почитать печатное - часы летят незаметно. Это тоже укол в Красные ворота. И недалек день, когда красноворотные и секционные сольются в одну толпу. Об этом будущем дне землекоп из секции сказал мне так: - Земляки мы, с одной губернии. Так чего же они колобродят, мать из без издоха, не говоря худого слова! Руки у нас одни, и Москва одна. Скоро така-ая горячка нашпарит, что держись. Чинка-починка, стройка сосновая, гвоздик железный. Стругай, колоти без промежутков. Москва-то одна, дом-то один и руки будут одни! Столяр Сезонники. Фотография, включенная в советский телесериал "Летопись полувека", 1926 год: **************************************** ********************************************* Заметка из эмигрантской газеты "Возрождение" от 27 июля 1927 года Положение сезонных рабочих в Москве «Комсомольская Правда» (№ 161) посвящает ряд заметок, красочно описывающее ужасное положение рабочих в Москве. Нет ни столовых, ни магазинов. Рабочие питаются «насиженной мухами» колбасой. Их обманывают при расценке работ. Условия работы очень тяжелы, специальной одежды не дают, приходится простаивать чуть ли не по колено в воде в собственной обуви или босиком. На все ходатайства рабочих власть отвечает: «раз не дают, значит нет». За простои из-за дождей не платят. За сверхурочные работы расплачиваются «выходными днями». Бараки дырявые, только две недели тому назад партийная ячейка настояла на переводе женщин в отдельное помещение для прекращения происходивших безобразий. Все рабочие жалуются, что целыми ночами приходится воевать с клопами и уходить на работу, как пьяными. Такие условия работы создала советская власть для рабочих на казенных предприятиях в самой красной столице. Что хотелось бы отметить от себя лично... Довелось мне, во времена собственной юности, в начале 2000-х годов довольно продолжительное время отработать на стройках Москвы мастером - прорабом - начальником участка и соответственно, столкнутся лицом к лицу с "контингентом", коему поставлен данный памятник. Могу сказать, что за почти сто лет ничего в положении людей, которых тогда называли "сезонниками", позже "лимитой" а ныне "гастарбайтерами" в сущности не изменилось... Явление, продолжившее эпоху "отхожих промыслов" царской России, в эпоху НЭП-а процветало, было ликвидировано с началом коллективизации и индустриализации, трансформировалось в "лимитчиков" эпохи "развитого социализма" и снова воспрянуло ( определенным национальным окрасом) с приходом новой экономической формации в конце 90-х - 2000-е годы. Несмотря на громкие лозунги, "кто был ничем" тот "ничем" и остался (за исключением небольшого промежутка времени) и остаётся, несмотря на то, что трудом ( подчас нечеловеческим) этого "ничего" возводятся те объекты материальной культуры, которые окружают нас в больших и малых городах. Низкий поклон вам за это РАБОТЯГИ!!!
Приходилось бывать в Екатеринбурге, в т.ч. в районе театра и университета, где ныне на бульваре высится памятник Я.М.Свердлову, в честь которого в советские годы был переименован Екатеринбург. Эта точка бульвара с памятником пламенному революционеру находится как раз с одной стороны против быв.гортеатра, а с противоположной напротив университета, на который и указывает длань Якова Михайловича. Однако... монумент был установлен в 1927 г., т.е. ранее постройки университета. Скульптура была отлита на Лениградском заводе «Красный выборжец». Место для памятника было выбрано в сквере, не в связи со зданием университета, которого тогда ещё не было, а у «Нового каменного городского театра», ныне Театра оперы и балета. Получалось, что с гранитного постамента неказистая диспропорциональная фигура пламенного революцiонэра Якова Михайловича, укоризненно указывала правой рукой: «ну что-ж вы …, до сей поры университет тут не построили?» Говорят, что изначально указывал пламенный революционер на пивнушку, и всё потому, что по плану памятник должен был стоять рядом с Ипатевским домом, а революционная длань саркатически указывать на него, как на символ революционного возмездия. Но власти изменили это решение, посчитав что целесообразнее памятник революционному герою, в честь которого был переименован город, лучше поставить возле красивого здания городского театра, а противоположная сторона улицы была менее привлекательной, но именно на неё, вместо Ипатьевского дома, указывала длань тов.Свердлова, поскольку композиция скульптуры была сохранена в рамках первоначального проекта. Вот фото с указанием статуей Якова Михайловича на пивнушку Вообще, с приходом советской власти здесь отметились знаменитые мастера изобразительного искусства. В т.ч. скульптор Эрьзя, который жил здесь в начале 1920-х гг. В числе следов пребывания этого скульптора в Екатеринбурге, был бюст К.Маркса на высоком постаменте. Не сохранился, есть только на старых фотографиях. Но издалека этот бюст на постаменте напоминает фаллический символ Парад физкультурников в Свердловске на Площади народной мести. 1929 год. Впрочем, нечто подобное в нынешнем Екатеринбурге имеется, современная скульптура у Ельцин центра. это стела в виде ЕБН из "китайского мрамора" стоимостью несколько "ярдов" рублей. Стела-Ельцин соседствует с фаллообразной башней центра Еще из объектов пластических искусств в довоенном Свердловске Исторические фотографии Екатеринбурга-Свердловска заимствованы с сайта skyscrapercity.com
Матвей Манизер – советский скульптор, народный художник СССР, а также лауреат трех Сталинских премий, в середине 1930-х годов получил предложение о выполнении крупного и крайне престижного заказа по оформлению тогда еще строившейся станции метро «Площадь революции» в столице. Скульптору предстояло создать около двух десятков статуй, которые бы символизировали и отображали в полной мере историю советского государства. Манизер понимал, что не справится в одиночку, поэтому он привлек к своей работе студентов Ленинградской Академии художеств, где в то время сам преподавал скульптуру. Не все было так просто. Скульптору и его студентам прошлось осуществить достаточно непростой план, устанавливая скульптуры на станции с достаточно низкими потолками и арками. Только изваяния детей были вписаны в общий вид станции метро в полный рост. Изваяния же пограничника, моряков, крестьян, рабочих, птичницы и т.д. были изготовлены авторами в положении сидя либо сгорбленными, либо вовсе в положении на коленях. Вскоре по Москве поползли слухи о том, что эти изваяния отображают реальное положение людей в России после революции. Многими было озвучено желание разобраться с авторами этих работ и наказать их. Однако все эти недовольства и призывы к разбирательствам скоро утихли. Это случилась на открытии станции, которое произошло в марте 1938 года. На открытие приехал сам Сталин. Увидев скульптуры, он произнес лишь одну фразу, которая заставила всех замолчать: «Как живые!». На фоне всего разнообразия изваяний на станции метро «Площадь революции» особенно выделяются «Краснофлотец» и «Матрос». Выделяются на общем фоне они тем, что невероятно интересно сложилась судьба натурщиков, с которых и ваялись эти самые статуи. Для того, чтобы изобразить матроса, Манизер посещал училище им. Фрунзе, где абитуриенты обучались военно-морскому делу. Ему пришлось провести в стенах училища один день. Во время своего пребывания в училище скульптор наблюдал за курсантами. Вскоре нужный типаж моряка был найден. Им стал курсант Никитенко. После того, как он был отобран скульптором, ему поступила настоятельная рекомендация начальства посетить Академию художеств. В дальнейшем курсант был вынужден посещать Академию полгода для того, чтобы позировать. Позднее скульптор признался, что подтянутость и выправка курсанта шли вразрез с воображаемым образом, также другим был и костюм. Однако они смогли прийти к консенсусу, и это не стало препятствием для работы. Интересна и судьба натурщика. Натурщиком для скульптуры «Краснофлотца» послужил Олимпий Рудаков. История этого натурщика также сложилась очень интересно. Во время своей службы он стал капитаном I ранга. Помимо этого, именно Олимпий присутствовал на коронации Елизаветы II, королевы Великобритании. Рудаков даже был удостоен части станцевать с королевой вальс. Площадь Революции
В дополнении инфы по Свердловску-Екатеринбургу. Во период 1923-27 гг. в Свердловском художественном техникуме учился наш родственник. По завершении этого образования в числе лучших учеников он был направлен в Ленинградскую художественную академию, тогда именовавшуюся институтом пролетарских искусств. Практически реализовать свои навыки как скульптора начал в 1930 г. в Казани. Там до сих пор сохранилась его композиция для городского фонтана известная как "Владыкой мира будет труд", открытие которой в 1935 году было приурочено к 15-летию Татреспублики (образована в 1920 г.) Однако изначальная реализация была не очень удачной, о чем писал биограф скульптора: В послевоенное время вид земного шара был исправлен, а совсем недавно преображен к 1000-летию города в цветной глобус Однако считать эту композицию совершенно оригинальной нельзя даже за рамками античного мифа об Атлантах. В классическом исполнении наиболее интересными и известными можно считать композиции французского мастера Жана Батиста Капо (Jean-Baptiste Carpeaux). Вот такая его композиция из музея д`Орсе (Париж), и непосредственно фонтан (Fontaine des Quatre-Parties-du-Monde. Paris, France). Из послевоенных композиций собственно с глобусом интересна композиция в парке Флашинг-Медоуз-Корона в городке Куинс, Нью-Йорк. Вообще, есть мнение, что использование символики глобуса пошло от масонов. Однако, глобус широко использовался в пластических искусствах первых лет Советской России. Очень интересен проект свето-памятника Г.И.Гидони, который по аналогии с светомузыкой Скрябина планировалось вывести далеко за рамки привычных пластических искусств. Эта нердинарная композиция Гидони готовилась для Всемирной электротехнической выставки в Ленинграде в 1929 году.
https://yandex.ru/maps/-/CBeozYd9SD Сообщения объединены, Mar 7, 2018, время первого редактирования Mar 7, 2018 ====================================================================== Простите, стесняюсь спросить, это памятник чему???? ============================================================================ Если кто бывал в Николо-Ленивце. тот поймет, что дело этих товарищей не пропало. Наберите в яндексе. кто не знает, и посмотрите. Говорят, что товарищи эти тоже из Питера. Возник вопрос, что же их там так плющит??? ===================================================================== Было такое направление, да и есть сейчас. Но строили не только в фанере. В Святогорске, на севере Донбасса, есть в таком стиле памятник революционеру Артему(Сергееву). Внизу Лавра. Пресвятая Богородица и Артем
Фотография, конец 1920-х, в центре "затылком" бюст Карла Маркса https://www.ural.kp.ru/daily/26335.4/3217818/?share.target.id=901352&share.target.class=4
Виноватъ, не четко изложил. Фраза о фаллическом символе и относилась к свердловскому памятнику бородатому теоретику коммунизма изваянного знаменитым скульптором Эрьзя. Сам снимок сделан уже позже свердловского периода Эрьзя, но интересен пентаграммой из людей вокруг "фаллического символа". Вообще у Эрьзя по словам искусствоведов были скульптурные эскизы революционной тематики в стиле ню, но воплотить их партийное руководство не решилось. Слишком уж смело было бы Да, именно в свердловском художественном техникуме учили работать и в таком стиле. Екатеринбургские искусствоведы показывали мне фотографии работ учащихся этого техникума, в т.ч. и нашего родственника . И к нам они приезжали на 110-летний юбилей С.А., и я в Екат ездил на встречу. Фоток тех под рукой, увы, нет. Вообще, такой вид скульптуры изначально являлся не стилем, а был лишь промежуточной частью пластического эскиза, но в те годы увлекались экстравагантной новизной, и закрепили это как стиль. Вероятно поэтому был популярен и стиль конструктивизм в архитектурном искусстве Советов следующего десятилетия.
Памятник Воровскому на Лубянке О существовании в Москве такого памятника, притулившегося в уголке одноименной площади, знают пожалуй даже немногие москвичи, несмотря на то что место установки его находится почти в самом центре города, а сам памятник с легкостью можно отнести к разряду скульптурных курьезов. Судите сами: Полномочный представитель РСФСР и УССР в Италии Вацлав Вацлавович Воровский в 1923 году находился в составе советской делегации на Лозаннской конференции в Швейцарии. 10 мая в ресторане "Сесиль" Воровский был застрелен бывшим белогвардейцем Морисом Конради. Суд вынес убийце и его сообщнику Аркадию Полунину оправдательный приговор, ссылаясь на преступления, совершаемые большевиками в СССР. Это послужило поводом для разрыва дипломатических отношений между ССР и Швейцарией. Через год - 11 мая 1924г. в годовщину убийства В. В. Воровского,перед домом № 21 по Кузнецкому мосту (именно там в то время размещался Наркоминдел (Наркомат иностранных дел), где работал Воровский); ныне в проеме двора-колодца был установлен памятник этому революционеру и одному из первых советских дипломатов. Кадр из кинохроники открытия: Митинг у памятника Воровского, 1928 г. Памятник был сооружен по проекту скульптора М. И. Каца. Скульптор Кац и проект памятника. Кадр хроники из телефильма. Памятник поражает несколько ошеломляющей позой того, кому посвящен, больше напоминающей карикатуру, и считается одним из курьезов Москвы. Скорее всего, это портрет больного человека, и недуг исказил фигуру (некая болезнь сродни параличу), — есть люди, которым больной человек кажется очень смешным; но даже в этом случае это странный выбор скульптора. Также есть мнение остряков, что поза отображает Воровского в пылу спора. Другие шутники обозвали этот монумент памятником радикулиту. Автор памятника Кац (по разным источникам: то ли Михаил, то ли Янкель; сведений о нем сохранилось крайне мало) не был профессиональным скульптором, однако и в непрофессиональном «любительстве» преуспел. Но он являлся одним из бликих друзей Вацлава Воровского, потому добился, что памятник поручили выполнить именно ему. Ну а друг по-дружески удостоил своего друга именно такой необычной позой — может, у него были свои счеты, кто знает, ведь всякое бывает между теми, кто называет себя «другом». А может быть, скульптора-любитела подвело слишком рьяное желание отобразить правдивый образ любимого человека, пусть даже обезображенного болезнью. А возможно, что это была дань брутальному времени и брутальному искусству — вот такой необычный корявый памятник! Памятник представляет собой бронзовую фигуру, установленную на постаменте из белого мрамора, на четырех из восьми гранях которого высечены барельефы — фигуры рабочего, крестьянина, красноармейца и ученого. На лицевой плоскости прикреплено отлитое из бронзы рельефное изображение герба Советского Союза; а рядом надпись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Полномочному представителю Р. С. Ф. С. Р. и У. С. С. Р. в Италии товарищу Вацлаву Вацлавовичу Воровскому, убитому белогвардейцами на посту в г. Лозанне 10-го мая 1923 г.», а на тыльной стороне постамента — «Памятник сооружен сотрудниками НКИД, НКВТ и представительством СССР за границей». Вот что писали об этом памятнике в книге «Скульптурные памятники и монументы в Москве» в 1947 г.: «Советское государство, партия большевиков включили Воровского в список тех, кому пролетариат ставит памятники, и в 1924 году перед зданием Наркоминдела СССР на огромном каменном пьедестале была установлена бронзовая статуя, изображающая В. В. Воровского. Камень для пьедестала прислали в Советскую Россию революционные рабочие Италии»[9]. По другим данным, постамент лишь облицован мраморными плитами, присланными в Россию итальянскими рабочими-революционерами. Москвичи этому памятнику дали множество прозваний, его называют "памятником радикулиту", "танцующим хромым", "пьяным хромым" Но современники Воровского говорили, что именно так выглядел товарищ полпред в пылу спора: в полуприсесте, с растопыренными пальцами одной ркуи, с поднятой вверх головой, придерживающий другой рукой ремень на брюках. Существует и другая история...будто когда везли памятник в отливку, глина осела и отливщики побоялись что-либо менять и когда автор увидел памятник, поздно было его выправлять, поэтому потом пустили слух о том, что именно так Воровский и выглядел - скульптор М.И. Кац, лично знавший Воровского, что называется, перестарался в импрессионистской манере, пытаясь запечатлеть его «вечно живым», в движении, в «сиюминутности позы». Московский скульптор Чусовитиным на тему "Как такое возможно"----- Он объяснил по-профессиональному просто. Хотели, как в жизни. Заказчик сказал: надо делать, чтоб был как живой. И растопырился, показывая, как именно: - Вот так вот, поза при споре была у него характернейшая, этак пальцы бывало развернет, на полусогнутых попочку оттопырит, а другой рукой как бы ремень на штанах придерживает. Художник понимал, что так делать нельзя, но возражать не стал - убьют. Образование площади После строительства по периметру Введенской церкви доходного дома Первого Российского страхового общества, на этом месте образовался проезд Первого Российского Страхового Общества[21]. Под предлогом переноса памятника Воровскому в мае 1924 года была начата кампания по сносу Введенской церкви. В октябре 1924 года отрядом безработных была сломана колокольня, а в следующем году снесено и само церковное здание. Церковное убранство было передано в близлежащую церковь Вознесения бывшего Варсонофьевского монастыря в одноименном переулке, но потом и эта церковь была снесена. Освободившийся угол между Кузнецким Мостом, Большой Лубянкой и Фуркасовским переулком получил название площади Воровского, однако памятник В. В. Воровскому в её центр так и не был перенесен. В настоящее время большую часть площади занимает автомобильная стоянка. http://bartang.livejournal.com/423572.html http://cyclowiki.org/wiki/Памятник_В.В._Воровскому_(Москва) https://eshka-43.livejournal.com/937276.html https://ru.wikipedia.org/wiki/Площадь_Воровского_(Москва)
Что же касается пластических искусств советского довоенного времени, то интересен памятник в Казани революцiонэру 1905 года Николаю Бауману, уроженцу города. Детские и юношеския годы его прошли в Казани, он учился в здешней 2-й мужской гимназии. Сохранился и дом на Профсоюзной улице (бывш. Малая Проломная), в котором он родился и жил казанский период. Камаловскими сканы надо искать, взял фотографию памятника из сети Памятник был открыт в середине 1930 года в память 25-летия гибели революционера. Монумент был создан по проектору архитектора А.Г. Бикчентаева и скульптора И.А. Менделевича. Долгое время он находился в самом центре города - Рыбнорядской площади, с 1934 года переименованную в Кооперативную, позже имени пламенного революционера Куйбышева, ныне пл.Тукая. Однако здесь же находилось трамвайное транспортное кольцо давшее неофициальный топоним Кольцо. Памятник Бауману находился в центре скверика внутри этого кольца. Однако из-за активного транспортного движения памятник было решено перенести. С 1937 г. он находился в районе Арского поля у зд.ветеринарного института, в военные годы часть комплекса зданий которого отошло под военный завод известный ныне и как "Электроприбор". До 2000-х гг заводчане ухаживали за памятником, но 2008 году вандалы надругались над скульптурой, памятник исчез, судьба его неизвестна.