Советская женщина 1930-х годов

Тема в разделе "Разговоры о истории", создана пользователем Wolf09, 11 фев 2018.

  1. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    kolh.jpg

    111111.jpg
    Бригада метростроевцев В. Федоровой.

    2222.png
    Девушка-летчица (Фото: Макс Пенсон)

    3333.jpg
    Полетели. Фото Бориса Игнатовича

    444.jpg

    555.jpg

    0_91499_5158ded_XXXL.jpg
    Художница

    0_9149d_c9df37_XXXL.jpg
    На текстильной фабрике. Ташкент, 30-е гг.

    1.jpg
    В парке Ташкента. 30-е гг
     
    Саша л, Кудасов, -HUNTER- и 6 другим нравится это.
  2. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    0_1223b0_5a9d2e8e_XXXL.jpg 0_1223af_1e1ac9d9_XXXL.jpg
    0_1223b1_6bb1aada_XXXL.jpg
    Маникюрша
     
    Саша л, -HUNTER-, belzanka и 5 другим нравится это.
  3. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    9d8a22b8dc.jpg
    Фото женщины. 1930 г. Москва

    bde99b7895.jpg
    Коломенский район. Середина 30-х.

    d3b817b1ae.jpg
    1935, Орловская область, дом отдыха «Богдановский».

    45198dff8b.jpg
    1939 год. Хакасия. Село

    CCCP-0.jpg
    Кисловодск, 1939

    CCCP-7.jpg
    Железноводск. У "Смирновского источника" (лето, 1939)

    CCCP-21.jpg
    Девушка (на обороте надпись "От любви до ненависти один шаг...", 1933)
     
    Саша л, Кудасов, svi-yura и 9 другим нравится это.
  4. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Фотография тридцатых в новом человеке отражала типическое, лепила образ героя советского эпоса. Созданные ведущими мастерами, эти фотографии и были советским эпосом, наравне с всенародно любимыми песнями Лебедева-Кумача и Александрова, Суркова и Блантера, приписываемыми неизвестным авторам, считай, самому народу. Из эпоса делалась история, и, наоборот, история превращалась в эпос. Российская история, на первый взгляд являясь прошлым, всегда непредсказуема и есть живое творчество, созидаемое для нужд современной политики. А потому наша история — это политика, опирающаяся на визуальные знаки, изначально идеологизированные, лишенные достоверности.

    Девизом фотографии тех лет были типизация, монументализация, коммунизация, машинизация, причем машинизация в прямом смысле, ее герои — водитель машины, тракторист, рабочий за станком или с инструментом в руках, обязательным разводным ключом, отбойным молотком — визуальные примеры, подтверждающие построение социалистического общества в СССР, о чем с трибуны XVII съезда ВКП(б) 1934 года провозгласил Сталин.
    Эти штампы стали формироваться в начале тридцатых, когда партия объявила о победах реально проваленной первой пятилетки, направленной на индустриализацию и коллективизацию страны.
    Тогда и появилось большое количество фотографий «человека за рулем», причем первые снимки были натурные.

    314.jpg
    Фотография из альбома «Soviet Women». 1939

    На фотографии ниже «Комбайнер П.М. Драгоморецкий и помощник комбайнера — жена его Я.Т. Драгоморецкая». Супруги-механизаторы в шлемах и защитных очках стоят за штурвалом. Штурвал зерноуборочного корабля имеет явно нефабричный характер: к металлическому обручу приварены прутки — ручки, все это на болтах прикручено к стальным уголкам. Распространенный сюжет конца тридцатых — фотография комбайнера в майке и кепке и работницы в платке и защитных очках; тот же нефабричный руль, как и на фотографии четы механизаторов. Возникает ощущение, что сами машины делались на заводе, а рули — на технических или ремонтных станциях.

    513.jpg
    Фотография из альбома «Механизация сельского хозяйства».1939

    В альбоме «Механизация сельского хозяйства» (1939) таких фотографий множество. На развороте сюжет «Работницы за рулем» — у каждой по «баранке», причем расположились женщины в двух открытых машинах (машин две, а рулей много). На первом плане одна из работниц в позе Василия Ивановича на тачанке (известный сюжет фильма «Чапаев») указывает направление движения. Фотография настолько отретуширована, что больше напоминает картину.
    Наличие «баранки» в руках трактуется художником как метафора, ведь этот обруч, прикрепленный к трубе, и есть волшебная палочка, с помощью которой работницы смогут через мгновение попасть на воображаемый районный праздник из фильма Ивана Пырьева «Кубанские казаки». Держась за руль, колхозница могла представить себя и водителем, и на празднике, и в светлом коммунистическом будущем. Возможен монтаж — женщины «сведены» вместе из разных фотографий.

    05.jpg
     
    Саша л, Кудасов, Duplik и 4 другим нравится это.
  5. Offline

    Anabel Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 окт 2015
    Сообщения:
    169
    Спасибо SB:
    256
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва, Россия
    Интересы:
    Боевой путь 2-й ДНО
    Спасибо большое! Интересно и познавательно. Исторические темы очень нам нужны!!!
     
    Wolf09 нравится это.
  6. Offline

    Лариса Приказный

    Регистрация:
    20 июн 2009
    Сообщения:
    22
    Спасибо SB:
    17
    Отзывы:
    0
    Из:
    Москва
    DSC02847_1.jpg
    Лето 1939 г., Смоленск. А так одевались (и отдыхали) не комсомолки, и не спортсменки Смоленска.
     
    Кудасов, Анна Гл, NEMO и 5 другим нравится это.
  7. Offline

    Людахон полковник

    Регистрация:
    28 мар 2016
    Сообщения:
    312
    Спасибо SB:
    693
    Отзывы:
    12
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Омск
    Имя:
    Людмила
    Интересы:
    Увековечение памяти
    Очень понравилась последняя подборка. Какие все крепкие, пышут здоровьем. Вот вам и "голод" в СССР! Питание было натуральным. Все красивы своей естественной красотой!
     
    svi-yura и Wolf09 нравится это.
  8. Offline

    Anabel Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 окт 2015
    Сообщения:
    169
    Спасибо SB:
    256
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва, Россия
    Интересы:
    Боевой путь 2-й ДНО
    Спасибо! Отличные раритетные, исторические фотографии!
     
    Wolf09 нравится это.
  9. Offline

    Людахон полковник

    Регистрация:
    28 мар 2016
    Сообщения:
    312
    Спасибо SB:
    693
    Отзывы:
    12
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Омск
    Имя:
    Людмила
    Интересы:
    Увековечение памяти
    [​IMG]

    На снимке 1984 года пионеры и вожатые той самой "военной" смены "Артека" в Белокурихе.

    Артековец ТИМУР ФРУНЗЕ, лейтенант, летчик
    - истребитель (1923-1942)

    [​IMG]
     
  10. Offline

    Anabel Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 окт 2015
    Сообщения:
    169
    Спасибо SB:
    256
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва, Россия
    Интересы:
    Боевой путь 2-й ДНО
    Спасибо за тему! И фото и жизнь и судьбы и конечно глаза из того прошлого! Спасибо!!!
     
    Wolf09 и Андрей Бутерман нравится это.
  11. Offline

    Людахон полковник

    Регистрация:
    28 мар 2016
    Сообщения:
    312
    Спасибо SB:
    693
    Отзывы:
    12
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Омск
    Имя:
    Людмила
    Интересы:
    Увековечение памяти
    Самая длинная смена "Артека" - 1301 день
    1_2d8bc625.jpg 9931995.jpg 9931997.jpg 977.jpg 57ed37f4-1dbf-99c4-1dbf-998a4de7ba70.photo.0.jpg
    Сообщения объединены, 2 апр 2018, время первого редактирования 2 апр 2018
    Римма ОКТЯБРЬСКАЯ. Первый день войны


    [​IMG]
    Первый день войны совпал с днем моего рождения. Я в то лето отдыхала в «Артеке» и с утра предвкушала, как мама и папа приедут из Севастополя поздравить меня. Мы еще не знали, что Севастополь уже сражается, в лагере все шло как обычно.

    В то время «Артек» состоял всего из трех лагерей – верхнего, нижнего и, чуть в стороне, Суук-Су (ныне Лазурный), подаренного детям Молотовым. Что было там прежде, не помню или не знаю, но по просьбе ребят-делегатов лагерь расширился за счет каких-то других ведомственных построек. Я находилась в нижнем лагере, у самой воды, столовая была в верхнем. После обеда все разошлись по своим корпусам, на тихий час, который в Артеке назывался «абсолют». Разговаривать не разрешалось. Не хочешь спать, просто лежи, но – молча. За корпусом располагалась на столбе радиоточка, из нее доносился голос, но слова разобрать было трудно. Да мы и не вслушивались особо. Кто-то уловил слово «война», но значения этому не придали. Как и сообщению девочки, выходившей из палаты. Вернувшись, она сказала: «Кажется, началась война». Но вокруг царил мир, покой, повседневная жизнь продолжала идти своим чередом, и о войне мы узнали только вечером, когда всех детей собрали в верхнем лагере, в большом зрительном зале.

    Перед нами выступил директор. Он еще не договорил, когда прямо за спиной у меня громко, страшно закричала девочка с Западной Украины, с территории, которую уже захватили немцы. Другая девочка, испанка, попыталась успокоить ее: «У нас тоже была война!», но та все кричала…

    «Артек» эвакуировали в 24 часа. Всех детей автобусами вывезли в Симферополь, а оттуда отправили поездами в Москву. Из 300 человек ребят нас осталось в лагере двое – я и мальчик Марат из Сочи. Нас везти было некуда, нас должны были забрать родители. Перед самой войной артековцев сфотографировали, но фотографии ребята получить не успели и, уезжая, оставили мне квитанции с адресами, чтобы я им потом отправила фото. Я отправила, но все письма вернулись ко мне обратно и затерялись во время эвакуации.

    В опустевшем пионерлагере остался обслуживающий персонал, и нас с Маратом кормили три раза в день. В остальное время мы гуляли по территории и... пытались связаться с родными. С Севастополем связи не было, и только через неделю я смогла дозвониться до мамы. Мама забежала домой на обед, она работала в разведотделе неподалеку, и тут зазвонил телефон. Папа с первых минут войны готовил город к возможной обороне, дома не появлялся вообще, так что ни один из родителей не мог забрать меня из «Артека». Но у нас в то лето гостили старые, еще по Улиссу (бухта Малый Улисс на Дальнем Востоке), друзья – тетя Жека Матушкина с дочерью Леной. Алексей Алексеевич Матушкин, товарищ отца по службе на Дальнем Востоке, в 1941-м ЧВС Балтфлота, отправил семью на лето к Октябрьским, а выбраться из Крыма они уже не успели. Вот тетя Жека и приехала за мной на служебном папином «ЗИСе». Приехала вечером, и мы сразу же отправились обратно, по «серпантину», под налетами немецкой авиации. Наша одинокая машина на дороге видна была с воздуха как на ладони, а деваться нам было некуда: слева – обрыв к морю, а справа – горы. Заслышав звук немецких моторов – специфическое их завывание – шофер прижимал «ЗИС» к стенке скалы, и мы пережидали очередной налет на Главную базу. То ли наш шофер хорошо маскировал машину, то ли немцам не хотелось тратить боезапас на одиночную цель, но до Севастополя мы добрались благополучно. О дальнейшей судьбе Маратика я ничего не знаю. После того, как мы попрощались, я обнаружила в машине огромный букет цветов. Подарить его лично он постеснялся – сунул на сидение.

    Меня с ЮБК все-таки забрали родители – руками тети Жеки, а другим крымским пионерам пришлось добираться домой самостоятельно. В частности, моя одноклассница Неля Изотова, самая маленькая в нашем классе, шла пешком до Севастополя из-под Ялты. Дошла. Мы часто с ней встречались после войны, как и с Лидой Коробейниковой, активисткой, которая созванивалась, списывалась с бывшими одноклассниками, собирала на вечера встреч. Перед войной мы закончили седьмой класс, но из наших мальчиков до Победы почти никто не дожил.

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование модератором: 2 апр 2018
    Кудасов, Анна Гл, belzanka и 5 другим нравится это.
  12. Offline

    Anabel Завсегдатай SB

    Регистрация:
    29 окт 2015
    Сообщения:
    169
    Спасибо SB:
    256
    Отзывы:
    2
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва, Россия
    Интересы:
    Боевой путь 2-й ДНО
    Спасибо, за весточки из прошлого!!!
     
  13. Offline

    Людахон полковник

    Регистрация:
    28 мар 2016
    Сообщения:
    312
    Спасибо SB:
    693
    Отзывы:
    12
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Омск
    Имя:
    Людмила
    Интересы:
    Увековечение памяти
    Спасибо всем отозвавшимся!
    Спасибо за трофей!
    Тысячи артековцев отдали свои жизни за Родину, совершив беспримерный и бессмертный подвиг. Среди них:
    [​IMG]
    Иван Туркенич (1920 - 1944)
    старший лейтенант, артиллерист

    Награжден орденом Красного Знамени (1943), медалью «Партизан Отечественной войны»
    I степени (1943).

    В «Артеке» отдыхал в лагере «Верхний» в 1936 году.

    С августа 1941 года по март 1942 года был командиром радиовзвода в запасном зенитно-артиллерийском полку.

    2 октября 1942 года назначен командиром подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия» (1942-1943), действовавшей в городе Краснодоне Ворошиловоградской области.

    Во время провала организации сумел пробиться через линию фронта, сражался в рядах Красной армии. 14 августа 1944 года старший лейтенант Иван Туркенич погиб в бою за освобождение Польши от фашистских оккупантов.

    [​IMG]
    Марионелла (Гуля) Королева (1922 – 1942)
    младший сержант, санитарный инструктор

    Посмертно награждена орденом Красного Знамени (1942).

    Отдыхала в «Артеке», в лагере «Нижний», в 1936 и 1937 годах.

    24 ноября 1942 года на Сталинградском фронте в бою за высоту 56,8 погибла отважная санинструктор Королева.

    Более двадцати часов рота красноармейцев, укрепившись на высоте, отбивала бесчисленные атаки гитлеровцев. Гуля, раненная в ногу, продолжала перевязывать бойцов.

    А когда на вершине 56,8 осталась в живых всего шесть защитников и гитлеровцы пошли в новую атаку, Гуля встала во весь рост и повела роту на врага. Здесь и сразила ее фашистская пуля.
    [​IMG]
    Володя Дубинин (1927 – 1942)
    пионер-разведчик партизанского отряда в городе Керчь


    Посмертно награжден орденом Красного Знамени (1942).

    Отдыхал в «Артеке» в 1941 году, в «Верхнем» лагере.

    7 ноября 1941 года партизаны спустились в подземные каменоломни, где с ними 50 дней и 50 ночей пробыл и пионер Володя Дубинин.

    Он был партизанским разведчиком. Однажды мальчик предупредил партизан о том, что фашисты собираются затопить каменоломни, - отряд был спасен.

    4 января 1942 года при разминировании входов в каменоломни Володя Дубинин погиб.




    [​IMG]
    Рубен Руис Ибаррури (1920 - 1942)
    старший лейтенант, пулеметчик

    Награжден орденом Красного Знамени (1941). Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза (1942) и медаль «За оборону Сталинграда» (1942).

    Отдыхал в «Артеке», в лагере «Нижний», в 1935 году.

    В сентябре 1942 года в битве за Сталинград совершил героический подвиг.

    Фашистские танки, захватив разъезд 564, недалеко от станции Котлубань, получили возможность непосредственного выхода к Сталинграду.

    В ожесточенных боях пулеметная рота под командованием Рубена отстояла боевой рубеж. Во время боя погиб командир батальона и Ибаррури принял командование. Благодаря умелым действиям командира и бойцов, противник был отброшен и обстановка на участке восстановлена.

    После ожесточенного ночного боя отряд Рубена вступил в новую схватку с гитлеровцами у хутора Власовка. В одной из рукопашных схваток он был смертельно ранен. 14 июля 1972 года астроном Крымской астрофизической обсерватории Л. Журавлёва открыла малую планету и назвала её в честь Рубена Ибаррури.

    [​IMG]
    Витя Коробков (1929 – 1944)
    пионер-партизан, разведчик

    Отдыхал в «Артеке» в 1938 и в июне 1941 года, в «Верхнем» лагере.

    Феодосийского подростка Витю Коробкова война застала в «Артеке».

    С вторжением гитлеровских орд в Крым мальчик вместе с отцом стал членом феодосийского подполья. Он зарекомендовал себя отважным партизанским разведчиком.

    В феврале 1944 года при выполнении очередного задания Витя и его отец были схвачены гестаповцами. Их выдал врагу предатель. В застенках феодосийского гестапо отец и сын Коробковы подверглись жестоким, нечеловеческим пыткам, а затем были расстреляны


    [​IMG]
    Лиля Кара-Стоянова (1917 – 1943)
    фронтовой корреспондент газеты «Комсомольская правда», партизанка


    Посмертно награждена орденом Отечественной войны I I степени и медалью «Партизан Отечественной войны» I степени (1959).

    Отдыхала в «Артеке», в лагере «Нижний», в 1929 (была делегатом 1 Всесоюзного слета пионеров в Москве) и в 1930 годах.

    С 1942 года фронтовой корреспондент «Комсомольской правды» в партизанском соединении дважды Героя Советского Союза А.Ф. Федорова.

    В одном из ожесточенных боев с фашистами в Клетнянских лесах у села Будище (Белоруссия) в феврале 1943 года Лиля погибла смертью храбрых.

    [​IMG]
    Радик Руднев (1924 – 1943)
    партизан
    Посмертно награжден орденом Красной звезды (1943)

    В «Артеке» отдыхал в лагере «Нижний» в 1931 году (здесь же был принят в пионеры).

    С первых дней войны сражался в партизанском соединении С.А. Ковпака.

    Во время рейда ковпаковцев в тыл врага в ожесточенном бою с фашистами погибли комиссар партизанского соединения, генерал-майор, Герой Советского Союза С.В. Руднев и его сын, комсомолец Радик.

    Их похоронили в братской могиле партизан в местечке Яремча, Ивано-Франковской обла
    [​IMG]
    Алия Молдагулова (1925 – 1944)
    снайпер

    Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза (1944).

    Отдыхала в «Артеке» в 1940 году.

    Осенью 1942 года ушла добровольцем на фронт.

    12 января 1944 года на одном из участков Ленинградского фронта четвертому стрелковому батальону 54-1 отдельной бригады было приказано отрезать противника от железнодорожной линии Новосокольники – Дно в районе станции Насва и захватить деревню Казачиха.

    Так начался последний день Алии Молдагуловой. Она была лучшим снайпером. Метким огнем уничтожила 78 гитлеровцев, но 79-й сразил ее.
     
    Кудасов, svi-yura, Анна Гл и 3 другим нравится это.
  14. Offline

    Людахон полковник

    Регистрация:
    28 мар 2016
    Сообщения:
    312
    Спасибо SB:
    693
    Отзывы:
    12
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Омск
    Имя:
    Людмила
    Интересы:
    Увековечение памяти
    Спасибо за отзыв!

    [​IMG]
    Виртуальная экскурсия по Артеку,


    [​IMG]

    «КИПАРИСНЫЙ» один из самых самый молодых, и одновременно самый старинный артековский лагерь. «Молодой» - потому что первых детей «Кипарисный» принял только 7 июля 1945 г. (этот день считается Днем рождения этого лагеря). Ранее здесь был санаторий «Колхозная молодежь». Некоторое время новый лагерь так и назывался - «Колхозная молодежь». Потом - «Лагерь № 3». И только в 60-е появилось современное название - «Кипарисный».
    [​IMG]
    Действительно, кипарисов здесь очень много, намного больше, чем в любом другом уголке Артека.
    Впрочем, часть нынешнего «Кипарисного» вошла в Артек еще перед войной. Речь идет о «Туполевской даче» - наверное, одной из самых красивых построек всего Артека. Названа она в честь знаменитого авиаконструктора, неоднократно отдыхавшего здесь в тридцатые годы. В конце 1936 года в составе правительственного санатория Суук-Су ее передали Артеку. Тогда она называлась «Дача №15».
    Построили ее еще в 1879 году. Дату постройки выяснили очень оригинальным образом. В 1959 году во время капитального ремонта под половицами «Туполевки» была найдена упаковка папирос «Небывалые» 1879 года выпуска. До революции это здание принадлежало видному политическому деятелю, военно-морскому министру Временного правительства Александру Гучкову.
    Большинство строений современного «Кипарисного» - это бывшие дачи богатых царских сановников.
    [​IMG]
    Например, владелицей особняка, где традиционно живет первый морской отряд, была княгиня Кавкасидзе. По возрасту корпусов «Кипарисный» - самый старинный лагерь Артека.
    Из знаменитых современных гостей «Кипарисного» стоит назвать революционера Че Гевару, тайно посетившего лагерь в начале 60-х годов прошлого столетия.
    Ранее «фишкой» «Кипарисного» была своя пионерская пограничная застава с дозорной вышкой, внутренней телефонной связью и т.д. (сейчас в помещении заставы приемный корпус).
    [​IMG]
    Здесь устраивались слеты и сборы юных пограничников. На пограничном столбе, стоявшем у пионерской заставы, был номер «555» («Учиться на пять! Трудиться на пять! Родную границу на пять охранять!).
    [​IMG]

    Из достопримечательностей «Кипарисного» в первую очередь стоит назвать руины генуэзской крепости, сохранившихся на Генуэзской скале (Дженевез-Кая). Ранее остатки крепостных стен прослеживались едва ли не по всей территории нынешнго "Кипарисного", что хорошо видно на старинном фото (кликните по нему "мышкой", чтобы рассмотреть подробнее), но потом их разобрали на строительные материалы. В этой же скале пробит почти полусотметровый тоннель, обрывающийся высоко над морем. Оттуда открывается потрясающая панорама на Артек и артековскую бухту.
    [​IMG]
    Его пробили в 1913-1914 гг, когда хотели построить канатную дорогу на Адалары, где находился популярный ресторан «Венеция». Реализации проекта помешала мировая война и революция. Грот фигурирует в ряде художественных кинофильмов. В частности в советской экранизации «Графа Монте-Кристо».
    [​IMG]
    В фильме «Узник замка Иф» по нему ползал артист Авилов в поисках вожделенного сокровища (в этом фильме любой артековец обнаружит много других знакомых уголков Лагеря).
    Возле скалы, ближе к даче Кавкасидзе, можно полюбоваться красивым, выполненным в стиле «модерн», фонтаном (увы, ныне не работающим). Артековцы этот фонтан называют «кролик» или «зайчик». В честь длинноухого животного, украшающего его фронтон. На самом деле изначально там было изображение головы Медузы Горгоны. Но потом, кто-то очень «мудрый» решил, что зайчик для детского лагеря более подходящий персонаж.
    Рядом с фонтаном посреди клумбы торчит непонятного вида странная колона. Это все, что осталось от памятника Пушкину. Его установили артековцы в 1958 г. Скульптура поэта была простенькой, из гипса.
    [​IMG]
    Влажный климат и осадки сделали свое грязное дело, и великий русский поэт вскоре рассыпался.
    Возле ступенек, ведущих к Гуровской даче, внимательный прохожий обнаружит обломок плиты с арабской вязью. Специалисты считают, что ранее этот камень украшал навершие источника. Дата читается плохо но, скорее всего это 70-е годы 18 века.
    [​IMG]
    Вмуровали эту плиту во время ремонта ступеней в 90-е годы. Откуда она взялась – неизвестно. К сожалению, совсем недавно, в 2007 году, неизвестные «интернационалисты-черносотенцы» попытались уничтожить эту крымскотатарскую реликвию и сильно повредили надпись.
    По территории лагеря протекает речушка Черкез. Ее часто ошибочно называют Черкез-дере. Но приставка «-дере» означает «балка», «овраг». То есть овраг, по которому протекает речка. Если на самой территории «Кипарисного» этот овраг еле заметен, то выше по течению это довольно глубокое ущелье.
    [​IMG]
    [​IMG]
    У «Кипарисного» есть свой собственный герб, а также талисман-покровитель – БЕЛОЧКА. Этих зверьков здесь действительно очень и очень много. Животное это настолько всеми любимо, что некоторые девочки даже стремятся походить на них (симпатиш-шная получилась белочка, вы не находите?)
    Между «Кипарисным» и лагерем «Лазурный» находится не застроенная (пока что) долина. Издревле это место называют «Мертвой долиной» или «Долиной мертвых». Названа она так не просто так. Во-первых, здесь находится средневековый могильник (кладбище). С ним связано одно из самых загадочных и таинственных погребений Крыма (о нем читайте ЗДЕСЬ).
    Кроме того, название связывают с событиями 1774 года, когда в районе Алушты высадился большой турецкий десант. Десант был вскоре разгромлен и сброшен в море (во время этих боев полководец Кутузов лишился глаза). Тогда же один отряд турок совершил поход в сторону Гурзуфа и именно в этом месте они вырезали большую группу местных христиан.
    [​IMG]
    От Мертвой долины по ступенькам поднимаемся к детскому лагерю «ЛАЗУРНЫЙ». Сначала вы попадаете к похожему на дворец зданию столовой. Здесь стоит задержаться. Во первых очень красива сама столовая. Как и внешне, так и внутренними росписями-фресками. Кроме того, стоит обратить внимание на каменные плиты, которыми вымощена площадка перед входом. Это местная крымская порода, называемая «юрский известняк». Это окаменевший ил древнего моря. Присмотритесь к этим плитам повнимательнее,
    [​IMG]
    и вы обнаружите целый палеонтологический музей, повествующий о фауне Юрского периода. Окаменелость особенно хорошо проявляются после дождя, когда плиты мокрые. Здесь можно найти окаменевших моллюсков, брахиопод, одиночные и колониальные кораллы (последние на фото справа), губок, морских ежей и прочую ископаемую живность.
    На площади перед столовой есть два памятных знака. Беломраморный бюст космонавта Комарова – его имя носит лагерь, и памятный знак с именами артековцев – Героев Советского Союза.
    [​IMG]
    В 80-ые годы здесь планировали сделать еще и Аллею героев. Из Москвы даже привезли беломраморные бюсты всех, перечисленных на плите, героев (работы скульптора Емельянцева). Но когда эти бюсты, установив на временные деревянные постаменты, выстроили в ряд - от идеи отказались. Выглядело это довольно жутковато. Особенно в сумерках. Как метко заметил тогдашний гендиректор Артека: «Отойдет пионер от эстрады пописять [в туалет, что в столовой], увидит – так сразу и покакает». Сейчас эти бюсты пылятся на складе.
    [​IMG]
    Вышеупомянутая летняя эстрада находится рядом.
    По дорожке от эстрады можно пройти к спальным корпусам «Лазурного». Но мы советуем не спешить. Обойдите сзади сцену и по тропинке ведущей вдоль забора спуститесь чуточку вниз. Маршрут этот очень популярный, о чем свидетельствует хорошенько протоптанная даже не тропа, а целая дорожка. Когда дойдете до конца, вы поймете, почему. С этой точки открывается потрясающий вид на Адалары и Шаляпинскую скалу. Не зря это одно из мест традиционного фотографирования «на память» ребят-лазурников. «на память».
    [​IMG]
    Здесь сделаем небольшое лирическое отступление и расскажем о Шаляпинской скале. Она же Пушкинская, она же Султанка (более древнее ее название – мыс Ява, или Футя). «Шаляпинская» она не спроста.
    В 1916 году великий певец приобрел ее, чтобы построить здесь «Замок Искусств». Но Гражданская война не дала ему реализовать этот проект. (подробнее читайте ЗДЕСЬ). Любопытная деталь - на момент покупки скала называлась Пушкинской (по преданию, стоя на ней, поэт читал свои стихи). Позже название «Пушкинская» перекочевало на скалу, стоящую по соседству. На вершине Пушкинской скалы теперь находится главная площадь «Лазурного», которая также носит имя поэта.
    [​IMG]
    Полюбовавшись пейзажем и запечатлев себя «на фоне», можно продолжить наше путешествие Артеком. Вернувшись назад к сцене и пройдя чуточку по дорожке (здесь советуем обратить внимание на шикарные заросли кактусов, они будут слева от вас), вы попадете на Пушкинскую площадь.
    Из интересностей этого места . В первую очередь в глаза бросаются стоящие в глубине площади живописные руины древней оборонительной башни. На самом деле это всего лишь поздняя имитация. Хотя и достаточно старинная. Называют ее по-разному:
    [​IMG]
    и Пушкинский грот, и Башня Гирея (одного из дореволюционных владельцев этих земель) и просто Башня. На старых дореволюционных открытках попадается также название «Орлиное гнездо».
    На наш взгляд – последнее название наиболее верное. Башня круглая, как гнездо, к тому же буквально висит на краю обрыва. Правда, сегодня эффект «висения» несколько сглажен железой оградой, идущей вдоль площади. Но столетие назад этой ограды еще не было.
    Не исключено, что визитная карточка Крыма, знаменитое «Ласточкино гнездо», сделано по подобию этой артековской башни (она намного старше «Ласточкиного гнезда»).
    На вершину башни ведут ступеньки. Оттуда открывается очень красивая панорама, на Аю-Даг, Адалары и небольшую живописную бухточку между Пушкинской и Шаляпинской скалами.
    [​IMG]
    Вода в бухте имеет насыщенный лазурный цвет, что дало имя, как бухте, так и самому лагерю «Лазурный». Не забудьте здесь сфотографироваться. ДА! Самое главное!!! Внутри башенки находится местный магазинчик, где всегда есть холодная водичка и МОРОЖЕНОЕ!!!
    [​IMG]
    Возле башни Гитея находится памятник все тому же вездесущему Пушкину, которого по праву можно называть одним из первых артековцев. Был он здесь, в свое время, столько же, сколько длится среднестатистическая смена и, как истинный артековец, до конца жизни мечтал вернуться в земной рай у Аю-Дага.
    В глубине парка, за бюстом поэта, находится городок построенный за мотивами сказок Пушкина и «Греческая эстрада», напоминающая руины древнегреческого театра. Ниже Греческой Эстрады, почти у самой набережной аллеи находится заброшенная площадка (от набережной к ней ведут ступени). В «курортные» времена здесь стояли столики и кресла,
    [​IMG]
    где отдыхающие могли выпить кофе (или что покрепче). А в послевоенные годы посреди этой площадки стоял памятник «Отцу Народов». После развенчания «культа личности» памятник Сталину сняли и тайком утопили в море.
    Но вернемся к самому лагерю «Лазурный». Лагерь «Лазурный» - это четыре старинные двухэтажные дачи: "Красная", "Желтая" "Зеленая" и "Синяя". Построены они были в начале ХХ века. Изначально это был модный аристократический курорт «Суук-Су» (о нем подробней ЗДЕСЬ).
    [​IMG]
    На старинной открытке (слева) видно, как он выгдядел в 1903 году (при клике "мышкой" это фото увеличится). Название курорту дало урочище, где он располагался. Само же урочище получило свое имя от протекающей здесь речушки Суук-Су,
    [​IMG]
    что по крымско-татарски означает Холодная Вода. Гостями курорта были Бунин, Куприн, Чехов, Шаляпин, Эмир Бухарский, император Николай ІІ и другие знаменитости. После революции и до 1936 года здесь был правительственный санаторий. Из выдающихся советских куротников не лишне вспомнить Надежду Крупскую (это жена Ленина, если кто не знает) и малоизвестного в 30-е годы китайского коммуниста, а в будущем Великого Кормчего товарища Мао Дзе Дуна (последний жил на Красной даче).
    В декабре 1936 года дом отдыха передали Артеку, а 15 марта 1937 г. лагерь принял первых детей. Любопытный и страшный факт – первая смена лагеря «Суук-Су» была смена детей повторивших «подвиг» Павлика Морозова...
    В первые годы своей истории лагерь сохранил курортно-аристократиченское название «Суук-Су». Потом это был «Лагерь №2». Некоторое время он даже успер поносить «супер-оригинальное» название «Пионерский». А что, живенько - пионерлагерь «Пионерский». Почему это название не прижилось, думаем, обьяснять не нужно... И только с 60-х годов ХХ века он стал называться привычным именем «Лазурный».
    [​IMG]
    Миновав Синюю дачу мы попадаем на развилку. Здесь у нас есть выбор. Можно пойти прямо, и выйти к артековскому дворцу Суук-Су, а можно свернуть налево и посетить еще несколько интересных мест.
    [​IMG]
    Так и быть! Сворачиваем налево и подымаемся по ступенькам в сторону приемного корпуса «Лазурного». Эта длиннющая лестница не просто так. Она единственная артековская лестница, носящая собственное имя. Называется она «Итальянской». В свое время ее построили в итальянском стиле. Правда, от былой роскоши сегодня сохранились только каменные завитушки. А вот огромные бетонные вазы, украшавшие ее по бокам, обветшали и были сняты в 2005 году. Надеемся, что рано или поздно вазы восстановят. Чтобы вы не заблудились, ниже мы публикуем схему лагеря "Лазурный".
    [​IMG]
    Поднявшись лестницей, вы увидите аллейку, вдоль которой стоит три старинные дачи (некоторые с современными пристройками). В них находятся приемный корпус «Лазурного», медкорпус, технические службы и квартиры сотрудников. Если вы свернете направо, то выйдете к четвертой даче «Орлиное гнездо».
    [​IMG]
    Именно в "Гнезде" останавливались VIP-гости курорта «Суук-Су» - например, уже упомянутые Шаляпин и Эмир Бухарский. На фото оно еще обшарпанное, но недавно там провели капитальный ремонт. Здание это историческое, симпатичное, но не ради него мы совершили подъем по длиннющей «Итальянской лестнице». Нам нужно свернуть налево. Там будет самое интересное!
    [​IMG]
    Итак, свернув налево, мы идем по дорожке пока не минуем последнюю дачу (справа) и ограду вокруг оранжерейного хозяйства (слева) Здесь мы останавливаемся у перекрестка и внимательно осматриваемся. Смотрим НАЛЕВО! Слева мы видим поросший лесом холм. И две дороги. Одна широкая и «цивилизованная» идет вдоль подножия холма. Другую заметно не сразу. Это раздолбанная лесная дорога (скорее даже очень широкая тропа), ведущая на вершину холма. Вот по этой лесной дорожке мы начинаем подыматься.
    [​IMG]
    ВНИМАНИЕ! Если на обочине дороги вы увидите большие и очень красивые фиолетовые цветы (смотрите фото чуть выше, при клике «мышкой» оно увеличится) – не трогайте их. Это ясенец (или же неопалимая купина). Его там очень много! Даже простое прикосновение к этому растению вызывает сильный химический ожог. Уничтожать их тоже не следует. Просто не трогайте и все!
    Лесная дорога ведет к одному из самых красивых и романтических сооружений на территории Артека - часовне-усыпальнице основателя курорта «Суук-Су» Владимира Березина. Здание часовни построено в виде скальной церкви знаменитым архитектором Николаем Красновым (тем самым, что проектировал всемирно знаменитый известный Ливадийский дворец). В часовне сохранилась удивительная мозаичная икона Св. Равноапостольных киевских князей Ольги и Владимира Великого (подробнее о часовне можно прочитать ЗДЕСЬ).
    В 2007 в этой часовне снимали завязку телевизионного сериала «Наследство». От «киношников» в часовне сохранился бутафорский саркофагх в центральной нише и красивая кованая решетка на входе.
    После осмотра часовни советуем прогуляться по холму, на вершине которого она находится, и полюбоваться окрестными пейзажами. Это одно из самых красивых мест Артека и откуда открываются потрясающие виды. Чтобы не быть голословными ниже мы помещаем несколько фотографий, сделанных в этом месте. Все они при клике увеличиваются.
    [​IMG] [​IMG] [​IMG]
    На самой вершины холма (там где «крыша» склепа-часовни) находится старый газовый коллектор. От него вглубь ведет дорога.
    [​IMG]
    [​IMG]
    Если пройти по ней, то можно попасть к главному въезду в «Лазурный». Старинные, еще дореволюционные, кованые ворота очень красивы. Как и выполненный в стиле модерн (он был очень популярен в начале ХХ века) домик привратника. Домик украшен вычурными колонами, ангелочками, подсоднухами и прочими лепными прибамбасами. А некоторая запущенность и облезлость придает сооружению своеобразный шарм.
    Возвращаемся назад. И так, спускаемся по «Итальянской лестнице». Кстати, внизу посмотрите направо – там вы увидите довольно приличные заросли бамбука – одни из самых больших в Артеке. У подножья лестницы поворачиваем налево, и продолжаем движение в сторону Аю-Дага. Туда ведет несколько дорожек. Но здесь все равно. В любом случае вы выйдете ко Дворцу Суук-Су (Или "Казино", так он назывался до революции).
    [​IMG]
    Дворец очень красив. Но, увы, сегодня это лишь бледная тень былой роскоши. Построенный по проекту архитектора Краснова, дворец погиб в пожаре в новогоднюю ночь 1942 года. Причина пожара до сих пор не ясна. То ли пожар случайно устроили по пьянке немцы (в лагере «Суук-Су» оккупанты устроили санаторий для выздоравливающих после ранения офицеров), то ли дворец, где кутили «фрицы», преднамеренно подожгли румыны, в отместку за то, что немцы не пригласили их на гулянку. Крым, как известно, в годы Второй Мировой войны входил в зону румынской оккупации. Немцы же относились к своим союзникам, как к людям второго сорта. После войны дворец отстроили.
    [​IMG]
    И хотя своими очертаниями он почти полностью напоминает предшественника, вся богатая лепнина и прочие «архитектурные излишества» навсегда утеряны. Чтобы иметь представление о былом великолепии Дворца стоит посмотреть упомянутый выше домик привратника, при въезде в «Лазурный». Если простой въезд украсили так богато, то, что можно говорить о дворце?
    Сегодня во Дворце находится методический отдел, библиотеки Артека и лагеря «Лазурный». А также музей истории Лагеря и уникальная Космическая выставка. Выставка была основана по инициативе Юрия Гагарина. Среди ее экспонатов, в частности, тренировочный скафандр первого космонавта планеты, парашют, на котором Гагарин приземлился после своего космического полета,
    [​IMG]
    космические тренажеры, еда космонавтов и множество других экспонатов. Гордость выставки - дубль «Лунохода» (не копия, не макет, а полноценный дубль, ничем не отличающийся от своего собрата, припаркованного ныне на Луне). Очень интересен скафандр собачки «Чернушки» - слетавшей в космос накануне полета Гагарина.
    Налюбовавшись на артековские и космические реликвии, покидаем гостеприимную прохладу дворца. Да, чуть не забыл. Памятник у входа. Нет. Это не поэтесса Леся Украинка (хотя она здесь и побывала). И не памятник артековскому привидению "Белая Леди", как считают артековские дети. Это жена Ленина (не путать с женой Леннона) Н. Крупская (работы все того же скульптора Емельянцева).
    Прежде, чем распрощаться с «Лазуркой», советуем проделать еще один маршрут.
    Со стороны дворца, что повернута к морю, вниз ведет очень красивая лестница с кружевными коваными перилами. Рекомендуем спуститься по этой лестнице.
    [​IMG]
    Да и сама лестница тоже чрезвычайно интересна и красива – настоящее произведение архитектурного искусства.
    [​IMG]
    Ранее комплекс ступеней у дворца был гораздо красивее. По бокам лестницу охраняли бронзовые сфинксы (от них остались только прямоугольные каменные постаменты). А в полукруглой нише находился беломраморный фонтан «Наяда». Рядом со ступеньками была еще и беседка в виде сталактитового грота (фотографию, грота можно увеличить). Но Сталактитовый грот был разрушен во время войны, «Наяду» украли оккупанты, а сфинксы были так изрешечены пулями, что после их пришлось демонтировать.
    [​IMG]
    [​IMG]
    От ступеней спускаемся вниз, к морю. Аллея, идущая вдоль пляжа, тоже очень интересна. Главная достопримечательность – мостик через речку Суук-Су. Его кованые перила просто шедевр кузнечного искусства. У мостика, со стороны пляжа видно высокую каменную колону. Ранее на ней стояла бронзовая статуя крылатой богини Ники. Ее тоже украли немецкие оккупанты. Статуя Ники - не единственная местная военная потеря. До войны эта аллея называлась «Аллея национальностей». Здесь в мае 1940 года установили огромные фарфоровые статуи пионеров в национальных костюмах республик СССР (на фото скульптура девочки-казашки). Все
    [​IMG]
    они тоже были уничтожены. А вот несколько каменных постаментов от этих статуй до сих пор валяются рядом. Часть на пляже в зоне прибоя и один возле спасательной станции.
    Если на улице лето, а на вас плавки или купальник (а в кармане пропуск) здесь же можно не только искупаться, но и совместить приятное с полезным. Под «полезным» имеется ввиду осмотр достопримечательностей Артека. Чему, собственно, и посвящен наш путеводитель.
    [​IMG]
    Речь идет о Пушкинском гроте, расположенном в основании Пушкинской же скалы. Всего в этой скале есть 5 гротов-пещер. Два из них затоплены частично – Пушкинский и Лазурный (кстати, они между собой соединены подводным проходом). А в остальные могут попасть только аквалангисты. Пушкинский грот настолько огромен, что в него без проблем могут заплывать прогулочные катера и яхты.
    Но в Пушкинский грот можно еще и просто зайти! Для этого идем вдоль пляжа в сторону Пушкинской скалы (это в противоположном направлении от Аю-Дага).
    [​IMG]
    Нужно пройти до самого упора. Под скалой мелкая галька сменяется завалом из острых камней. Поэтому разуваться не советуем. ВНИМАНИЕ!!! Держитесь подальше от скалы!!! С нее периодически
    [​IMG]
    отваливаются камни, а несколько лет назад, даже отвалилась глыба размером с автобус. Идем по завалу до самого конца и упираемся прямехонько в еще один, малозаметный вход в Пушкинский грот. По нему можно вброд зайти внутрь. Место очень красивое и романтичное. Здесь, кстати, снимали классическую советскую экранизацию фильма «Человек-амфибия».
    Вдоволь поплескавшись в гроте, выбираемся на сушу. Если вы хорошо плаваете, можно выплыть через центральный (большой) вход. Хорошенько обсохнув, можно продолжить наше путешествие.
     
    Саша л, NEMO и Андрей Бутерман нравится это.
  15. Offline

    Андрей Бутерман Добермановед Команда форума

    Регистрация:
    17 июн 2016
    Сообщения:
    7.934
    Спасибо SB:
    31.284
    Отзывы:
    885
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    Активный отдых на природе
    Прошу не обижаться, дело прошлое...Но вот для меня, школьника того времени - Артек - лагерь для меня недосягаемый. И хоть как бы я не старался бы в школе, меня бы туды не отправили бы. Потому что вообще из школы даже и не собирались. Вероятно, что кто то и и ездил в Артек, но не из нашей школы. Вообще, поездкой в лагерь награждались особо отличившиеся пионеры. Мне хватало отдыха каждое лето в городе-Герое Керчи. Было круто и интересно. Аджимушкай, экскурсии в каменоломни оставили незабываемое впечатление... Вот мне бы лет 35 скинуть... Ох!
     
    Анна Гл нравится это.
  16. Offline

    Людахон полковник

    Регистрация:
    28 мар 2016
    Сообщения:
    312
    Спасибо SB:
    693
    Отзывы:
    12
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Омск
    Имя:
    Людмила
    Интересы:
    Увековечение памяти
    Какая может быть обида!? Каждому свое! Для Вас Керчь, Аджимушкай, каменоломни,...,а для меня деревенская глушь, илистое озеро, в котором то бредешками, то подолами ловили карасей на варево. Слово Артек, даже окончив школу, не слышали. Но на побережье моря хоть и не Черного, а Японского я пожила и воспоминания о той жизни написала в "Проза.ру" под заглавием "На Дальний Восток". Если интересно - загляните.
    Но два слова "пионерский лагерь" я услышала случайно от мамы в шесть лет и вот при каких обстоятельствах:
    Печально закончившаяся дальневосточная эпопея вернула нас к родным местам, и теперь под моими босыми ногами был не прибрежный влажный песок, а горячая глубокая, по самые щиколотки, пыль вдоль дороги и прохладный ковер травы-муравы, сплошь покрывавший всю нашуширокую Лагерную улицу. Но толи в шутку, толи всерьез ее с самого основания нашего села и по сей день именуют «Шабекин рукав» или попросту «Шабека».
    Именно две колеи от тележных колес были излюбленным местом детворы для игры во всадников, когда мы, оседлав длинную густую хворостину и вооружившись палкой – саблей, с упоением мчались, поднимая огромные клубы пыли, ничуть не заботясь о своем внешнем виде.
    Однажды, изрядно устав от скачек, забежала в избу, чтобы попить воды, и случайно услышала, как мама говорила моей бабушке о каком-то пионерском лагере, куда собираются везти школьников. «Я тоже хочу!» - сразу вставила свой веский довод.
    «Иди к Прасковье Ивановне и сама скажи ей об этом»-ответила мама, не приняв мои слова всерьез.
    Прасковья Ивановна Панкова – директор школы, жила почти напротив нас. Я бегом пересекла улицу, взобралась на высокое крылечко в четыре ступеньки и, войдя в комнату, сходу сказала: «Я тоже хочу в пионерский лагерь». Глядя на мня с улыбкой, она ответила: «Если хочешь, то поедешь».
    Кубарем, скатившись с крылечка, я махом преодолела свое прясло и еще в ограде закричала: «Разрешила, поеду!» Начались приготовления. С собой необходимо было взять матрас, одеяло подушку, простыни, миску, ложку, кружку и прочее. Вместо всего постельного мне дали мое пальтишко, миску, кружку, но ложка – это не деревянный огрызок, а настоящая – алюминиевая.
    И вот мы на сборном пункте. Ждем транспорт. Время к обеду. Все измучились от жары. Наконец услышали: «Едут!». К нам ни шатко, ни валко подкатывал «мерседес» в две воловьи силы, за ним второй, третий.
    b072960710ceb748a18ce0a9cf7e5fe3.jpg Панкова Прасковья Ивановна.jpg Золотонивская школа1.jpg
    Мы быстро заняли места, и быки медленно поползли по дороге. От такого движения все быстро устали, поэтому, выехав за околицу, повыпрыгивали из телег и четырнадцать километров до соседней деревни с красивым названием Золотая Нива пробежали, играя с быками в догонялки. К школе подъехали чинно, на транспорте, но никакими приветствиями нас не осыпали.
    Зашли в школу, а там все пусто - ни парт, ни кроватей. Завхоз собрал наших мальчиков и через некоторое время они принесли металлические кроватные головки, а затем – пустые железные рамы, потом ушли и девочки, и мальчики. Вернулись они с большими охапками ивовых прутьев. Часть ребят осталась плести сетки на рамы, а остальные - опять за прутьями. К вечеру управились, нас накормили и отправили спать. На кроватях никто не прыгал. Матрасов ни у кого не было. Кто на один край одеяла ляжет, другим укроется, кто половичок постелет и чем-нибудь укроется, а у меня пальтишко – вечером на него лягу, ночью замерзну, укроюсь им – а от сырых прутьев снизу холодно. Пионерских сборов и костров я не помню, хоть от вожатой не отставала ни на шаг. Зато каждый день отправляли нас собирать землянику, из которой нам готовили то вареники, то пирожки, то компот. Этот единственный в моей жизни пионерский лагерь я помню и люблю.
     
    Люси, Кудасов, Wolf09 и 5 другим нравится это.
  17. Offline

    Людахон полковник

    Регистрация:
    28 мар 2016
    Сообщения:
    312
    Спасибо SB:
    693
    Отзывы:
    12
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Омск
    Имя:
    Людмила
    Интересы:
    Увековечение памяти
    Спасибо! Я очень волновалась, думая что никто не отзовется.
     
  18. Offline

    Андрей Бутерман Добермановед Команда форума

    Регистрация:
    17 июн 2016
    Сообщения:
    7.934
    Спасибо SB:
    31.284
    Отзывы:
    885
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    Активный отдых на природе
    Анна Гл нравится это.
  19. Offline

    Людахон полковник

    Регистрация:
    28 мар 2016
    Сообщения:
    312
    Спасибо SB:
    693
    Отзывы:
    12
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Омск
    Имя:
    Людмила
    Интересы:
    Увековечение памяти
    Лоция Гомера и Артек
    [​IMG]

    Часто древние века кажутся нам столь далекими, что читатель, особенно юный, исключает их из границ своего бытия. Почувствовать историческое единство человечества – необходимый результат школьного образования. ...
    Профессор член-корреспондент Российской академии образования В. Г. Маранцман Данное исследование посвящено одной из многочисленных версий поиска пути возвращения домой героя троянской войны царя Итаки Одиссея.

    [​IMG]

    Международный детский центр "Артек" расположен в красивейшем амфитеатре Южного берега Крыма. Яркое и ласковое солнце, причудливые горы, вырастающие из морских глубин, Черное море, хранящее множество тайн. "Артек" является местом отдыха ребят России, стран СНГ, детей многих стран мира, исторически находится на перекрестке научных споров, выдвижения различных гипотез.

    Тысячи лет назад здесь проходили основные морские пути, связывающие античные и средневековые города древней Тавриды со странами Средиземноморья.

    [​IMG]

    Первое письменное упоминание о Гурзуфском заливе относится к античному периоду, когда на территории Южнобережной Тавриды возникли первые греческие торговые фактории.
    Основная транспортная артерия, море, являлось связующим звеном между Ольвией - Пантикапеем - Херсонесом - островной и материковой Грецией.
    В античной лоции Эвксинского Понта (так в древности называлось Чёрное море) Великий Гомер в 12-ой песне описывает географические объекты и гидрологическую ситуацию, характеризуя район "блуждающих" скал Адалары акватории МДЦ "Артек".

    [​IMG]

    Балаклава начало XIX века Гомер «Одиссея» (перевод с древнегреческого В.А. Жуковского).
    Песнь XI, 9-19.
    ...Плыли, корабль наш бежал, повинуясь кормилу и ветру,
    Были весь день паруса путеводными дыханием полны.
    Солнце тем временем село, и все потемнели дороги.
    Скоро пришли мы к глубоко текущим водам Океана;
    Там киммериян печальная область...

    Много опасностей и трудностей пришлось преодолеть участникам Троянской кампании. Их капитан, царь Итаки, герой десятилетней Троянской войны, хитроумный Одиссей, увлек своих товарищей, очевидно, сказочными богатствами неведомого Понта, первичные знания о котором сообщили грекам аргонавты. Одиссей и его флотилия, состоявшая из двенадцати кораблей, были уверены в том, что их поход, как и предыдущие девять, по Средиземноморью будет удачным.
    ...Прежде чем в Трою пошло броненосное племя ахеян,
    Девять я раз в корабле быстроходном с отважной дружиной
    Против людей иноземных ходил — и была нам удача;
    Лучшее брал я себе из добычи, и по жребию также
    Много на часть мне досталось; своё увеличив богатство,
    Стал я могуч и почетен...

    Путь в Понт был открыт в связи с падением Трои, ведь корабли троянцев были сожжены еще в начале войны.
    ..Денно и нощно шесть суток носясь по водам, на седьмые
    Прибыли мы к многовратному граду в стране лестригонов, Ламосу...


    Некоторые исследователи предполагают, что у берегов Северного Причерноморья пролегала часть пути героя Одиссея. Принято считать, что Балаклавская бухта (около Севастополя) описана в «Одиссее» под названием бухты «Лестриго-I нов - пиратов». В этом «многовратном граде» - бухте Одиссей теряет своих друзей-.Дальнейшее продвижение вдоль побережья Тавриды осуществляется на одном корабле.

    В мире известно более 80 гипотез странствия героя Троянской войны, царя Итаки, Одиссея. В работе над каждой версией возникает главный вопрос: «Мог ли знаменитый мореплаватель, царь Итаки, хитроумный Одиссей, заблудиться в хорошо известных ему морских дорогах Средиземного моря?»
    ...Я Одиссей, сын Лаэртов, везде изобретением многих
    Хитростей славных и громкой молвой до небес вознесенный.
    В солнечносветлой Итаке живу я, там Нерион, всюду
    Видимый с моря, подъемлет вершину лесистую; много
    Там и других островов, недалеких один от другого:
    Зам и Дулихий, и лесом богатый Закинф; и на самом
    Западе плоско лежит окруженная морем Итака
    (Прочие ж ближе к пределу, где Эос и Гелиос всходят)...


    «Бирема»[​IMG]

    Военное судно древней Греции и Рима. На палубе располагались пращники и лучники. В носовой части ниже ватерлинии расположен подводный таран.Длина - 30 м. Ширина - 5 м. Скорость - 8 уз.

    [​IMG]

    Прежде увидишь стоящие в море утёсы; кругом их
    Шумно волнуется зыбь Амфитриты лазоревоокой;
    Имя бродящих дано им богами...




    [​IMG]

    Успешное плавание «Арго» маршрутом « Иолк - Кавказ - Иолк» убедило Одиссея, после завершения Троянской войны повести свою античную эскадру тем же самым маршрутом. Однако негостеприимное побережье Тавриды в Балаклавской бухте «лестригонов - пиратов» поглотило 11 кораблей. Дальнейший путь по Эвксинскому Понту продолжался на одном корабле.

    [​IMG]

    После посещения царства Аида «Быстро своим кораблем Океана поток перерезав». Одиссей возвращается на остров Эю, где живет волшебница Цирцея - дочь Гелиоса и Персы. Богиня Цирцея указывает дальнейший маршрут движения корабля. Не между скал:
    ..Мимо её ты пройдёшь с кораблём, Одиссей многославный;
    Одиссей повёл свой корабль именно мимо пещеры в которой многочисленные пустоты подводной и надводной части создают грохот и сноп брызг, о котором сообщают Гомер и Аполлодор.


    [​IMG]

    Пушкинский грот середина XIX века

    [​IMG]

    Пушкинский грот. В ноябре 1969 года каменная колонна была разрушена сильнейшим штормом с юга, который носит название "горбун".

    [​IMG]

    Литография К. Боссоли 1856 г.
    В Пушкинском гроте (пещере) нашла себе убежище особая популяция морских сизых голубей. Находясь в любой точке, кроме направления пещеры, и наблюдая за полетами голубей в районе Адалар, можно увидеть, что, делая остановки на близ расположенных скалах, поднимаясь на крыло и отправляясь в полет, голуби бесследно исчезают, как бы разбиваясь об утес. На самом же деле они залетают в пещеру и рассаживаются на карнизах и уступах ее свода.

    [​IMG] [​IMG]

    ..Легким полетом носящие робкие голуби; каждый
    Раз пропадает из них там один, об утес убиваясь;
    Каждый раз и Зевес заменяет убитого новым...

    [​IMG]

    Так точно и кратко описать скалу Шаляпина, на которой выдающийся певец России мечтал построить Замок искусств, мог только Гомер.

    [​IMG]

    ...Туда не взойдёт и оттоль
    не сойдёт ни единый
    Смертный, хотяб с двадцатью
    был руками и двадцать
    Ног бы имел, - столь ужасно,
    как будто обтесанный, гладок...


    [​IMG]

    ...Близко увидишь другую скалу, Одиссей многославный;
    Ниже она отстоит же от первой на выстрел из лука...


    [​IMG]

    Одиссей провел свой корабль мимо пещеры. «Близко» расположена ближняя к берегу скала высотой 36 м, дальняя 48 метров. Между скалами можно произвести прицельный выстрел из лука. Расстояние между ними 40 локтей, что соответствует тексту Гомера.



    Очевидно, в данном тексте речь идет о горе Аю - Даг, она является «каменным барометром» микроклиматом Гурзуфского амфитеатра, Гора, действительно, напоминает, особенно с моря, огромную, «до широкого неба» скалу. В осенне - зимний период и весной ее «острую» вершину часто закрывают облака. Следующая, вероятно, - Кастель.
    ...После ты две повстречаешь скалы: до широкого неба
    Острой вершиной восходит одна, облака окружают
    Темно сгущенные ту высоту, никогда не рядея.
    Там никогда не бывает ни летом, ни осенью светел...

    [​IMG]

    Гибель древнего корабля. Рисунок Е. Войшвилло.

    ..Все корабли, к тем скалам подходившие, гибли с пловцами;
    Доски одни оставались от них и бездушные трупы...



    [​IMG]

    Данные находки подтверждают, что интерес античной Греции к побережью Северного Причерноморья активно проявился после десятилетней Троянской войны, победа в которой обеспечила свободный проход греческим судам в Понт через проливы Дарданеллы и Босфор.
    Каменный якорь датируется II тыс. до н. э, хорошо обработанный камень трапециевидной формы с правильно очерченными гранями и тремя отверстиями. Отверстия образуют равнобедренный треугольник и размещаются в одной плоскости.

    Здесь представлены части древних якорей со свинцово-оловянными штоками.

    [​IMG]
    Шток съемный, отверстие находится не в середине штока, а сдвинуто немного в сторону. При этом в середине штока предусматривается поперечный валик, предназначенный для точного сбалансированного крепления. Датируется VI - II вв. до н. э.

    [​IMG]

    Шток неподвижный, цельнолитой. В центральной части штока имеется перемычка. Датируется III - I вв. до н. э.

    [​IMG]

    Деревянно - свинцовый якорь. Служит для крепления рогов якоря к веретену. Представляет собой свинцовую раму - мост, который не только скрепляет, но и придает добавочный вес нижней части якоря. Датируется I в до н. э.

    [​IMG]

    Диоклериан (234-305 гг.) биллон - тетрадрахма г. Александрия (Египет) 5й год правления (233 г. до н.э.)

    [​IMG]

    Золотая византийская монета IX век

    [​IMG]


    [​IMG]

    V в. н. э.

    [​IMG]

    VII в. н. э.

    [​IMG]

    Византийская амфора IX в.

    [​IMG]

    Средневековая амфора

    [​IMG]

    Античные амфоры


    [​IMG]

    Пользуясь тем, что суда в Понте шли в каботажном плавании, прижимаясь к скалам, древнейшие племена Крыма - тавры совершали пиратские нападения.

    Сохранность корабельного груза была очень важна для команды, это, в свою очередь, делало каждый переход по Понту Эвксинскому для древних мореплавателей сопряжённым с опасностями. Штормовые условия и ночные стоянки вынуждали корабли к укрытию в бухте или постановке на якорь.

    Район Южного побережья считался весьма опасным, вследствие особого внимания к корабельному грузу пиратов - тавров. Данное утверждение соответствует сообщениям отца истории Геродота, Овидия, Страбона и др. авторов. Оно подтверждается успехами современной археологии.

    Гурзуфское седло в древности являлось одним из мест, позволявшим племенам Южнобережной Тавриды общаться с народами, населявшими степной Крым. Археологи города Ялта супруги Наталья и Виктор Новиченковы выявили уникальный культовый центр, возникший в эпоху каменного века. Исследования продолжались в течение десяти лет. По утверждению археологов, особенная ритуальная активность и поступление значительных по ценности предметов связаны с античной эпохой.

    В этом святилище произошли сенсационные открытия античной нумизматики: среди них есть тетрадрахмы великого МитридатаVI Евпатора, драхма Полемона Понтийского, золотые ауреусы римских императоров - Тиберия, Клавдия, Нерона, Отона, Трояна, Вителлия, Веспасиана, кистофоры Марка Антония и Августа, монеты Вифинии, Каппадокии, Дионисополя, Хиоса, Амниса. Золотые статеры Херсонеса, Византии, Каллатиса, портреты правителей боспорской династии, отчеканенные в золоте (это царица Динамия 21/20 г. до.н.э. цари Аспург, Асандр, Митридат VIII.)

    Особенную ценность представляют шедевры античного искусства: серебряные и бронзовые статуэтки Зевса, Посейдона, Аполлона, Гермеса, Исиды, Ареса, Кибелы, Артемиды. На Гурзуфском седле археологи нашли медицинские инструменты, принадлежавшие античному врачу. Подобные инструменты были найдены в Помпеях, погибших в 79 г. при извержении Везувия. Из экспонатов, которых нет ни в одном музее мира, археологи нашли римский щит «скутум».

    Анализируя сообщения древних авторов, топонимику Гурзуфского амфитеатра, многочисленные находки античного импорта из стран Средиземноморья на «Таврическом Олимпе» необходимо ответить на вопрос: «Каким образом, откуда и кто обеспечивал доставку многочисленных, уникальных предметов, предназначенных для совершения таинства жертвоприношений?» Возникновение центров античной цивилизации на территории Крыма - Пантикапеи, Феодосии, Херсонеса вынудило тавров покинуть пиратские гавани Афинеон (Новосветская бухта), Сюмболон - лимне (бухта символов, предзнаменований)- Балаклава. Соседство с древнегреческими городами - государствами исключало возможность осуществления пиратских нападений на греческие, позднее римские военные и торговые корабли.

    [​IMG]

    Культовый центр тавров также был вынужден переместиться в район массива горы Аю-Даг. Обширное позднетаврское поселение в урочище Осман, расположенное на юго-западном склоне горы, археологи датируют IV в. до н.э. IV в.н.э., что соответствует периоду особой активности поступления и совершения ритуальных действий в святилище на Гурзуфском седле.

    Сама природа, создав в Гурзуфском заливе причальные скалы Адалары, обеспечила возможность заводить носовой якорный канат на скалы, а по корме бросать кормовой якорь, ставя корабль на, так называемую, растяжку.

    ...Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос,
    На берег вышла сиять для блаженных богов и для смертных...


    [​IMG]

    В «Одиссее» Гомера данный текст встречается часто, и, именно, с восходом солнца начинаются новые приключения отважного мореплавателя. Не всем морякам, капитаны которых ставили свои корабли в Гурзуфском заливе, удавалось встретить утреннюю зарю. Многие погибали в результате неравного скоротечного ночного боя с пиратами - таврами. Основная часть корабельного груза, наиболее ценная, очевидно, доставлялась в святилище, другая распределялась между жителями в поселении.

    Однажды, слушая истории произведений величайшего поэта античной Греции Гомера, немецкий мальчик дал клятву, доказать всему миру, что Гомер в своих произведениях описал действительные события Троянской войны в поэме "Илиада". Став впоследствии знаменитым археологом, Генрих Шлиман выполнил свою клятву.

    [​IMG]

    «Одиссея» представляет собой первую литературную лоцию Черного моря. Она написана именно для мореходов, купцов и матросов, составляющих новый поднимающийся класс, еще до того, как стала эпопеей греческого народа.
    «Имя бродящих дано им богами»
    Лучше всего о высоком значении Гомера сказал знаменитый французский теоретик классицизма Буало (XVII в.). В своем «Поэтическом искусстве» он писал:

    [​IMG]



    ...Должно быть, потому так любим мы Гомера,
    Что пояс красоты ему дала Венера,
    В его творениях сокрыт бесценный клад:
    Она для всех веков, как бы родник услад.
    Он, словно чародей, все в перлы обращает.
    Одушевление в его стихах живет.
    И мы не сыщем в них назойливых длиннот.
    Хотя в сюжете нет докучного порядка,
    Он развивается естественно и гладко,
    Течет, как чистая спокойная река,
    Все поражает в нем - и слово, и строка.
    Любите искренне Гомера труд высокий.
    И он вам преподаст бесценные уроки.
    (перевод Э. Линецкой).



    [​IMG]


    Данные современной археологической науки утверждают: Киммериян - печальная область" - это территория древнейших племен Крыма".
    По характеристикам Гомера, Геродота, Публия Овидия Назона имела особые климатические условия.

    На могочисленных островах Эвропейского моря и на его побережье нет такой реки:
    ... Здесь все ужасает живущего; шумно бегут здесь
    Страшные реки, потоки великие; здесь Океана
    Воды глубокие льются; никто переплыть их не может
    Сам; то одним кораблям крепкозданным возможно ...

    В данном тексте Гомер характеризует течение Борисфена, то есть Днепра - величайшей европейской реки.

    Основные реальные и сказочные приключения национального героя Греции, царя Итаки Одиссея, произошли в Эвксинском Понте. Ни один воин-моряк не поверил бы в наличие в Средиземном море многочисленных сказочных персонажей. В 12 - ой песне Гомер более подробно характеризует и дополняет современную лоцию Чёрного моря Гурзуфского залива, особенно гидрологическую ситуацию, приводившую к многочисленным кораблекрушениям.

    Район «Белые Скалы», название которых появилось, на морских картах в 1963 г. не соответствует действительности. Подводно-археологические исследования данной акватории, с применением эрлифта (подводного пылесоса), смогли бы заполнить белые страницы вопроса откуда на «Таврический Олимп», раскопанный ялтинскими археологами Виктором и Натальей Новиченковой на Гурзуфское седло, поступали многочисленные шедевры античного мира?

    Жители Гурзуфа, моряки, экскурсоводы морских путешествий по - прежнему называют скалы Гурзуфского залива - Адалары. Хочется верить, что придёт свое время, когда на карте Юга России, южнобережья Крыма будет проложен туристический маршрут путешествия Одиссея, а скалы Адалары будут иметь своё первоначальное название из античной лоции Великого Гомера -«Планкты».

    Отлично! Раскрыт еще один пласт советских тружениц!
     
    Последнее редактирование модератором: 11 апр 2018
  20. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    31.214
    Спасибо SB:
    121.598
    Отзывы:
    1.934
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    1930 год. На стихийном рынке.

    20-30s22.jpg

    1930 год. Торговля на Лиговке, Ленинград.

    20-30s23.jpg

    Сборщики льна. Во время урожайных месяцев в колхозе. СССР, Марийская автономная область, 30-е годы.

    Flaxpickersduringharvestonthefarm.jpg

    Утренние сборы в колхозе. СССР, Украина, Чапаевск, 30-е годы.

    Restdayinthevillagefarm.jpg

    Жена председателя Григоренко. СССР, 30-е годы

    ThewifeofthePresidentGrigorenko.jpg

    Проверка качества молока заведующей колхозной молочной фермой. СССР, Украина, Чапаевск, 30-е.

    Headofcollectivefarmdairyfarm.jpg

    Доярка вытирает морду теленку после кормления. СССР, 30-е годы

    wipingthemuzzleofthecalf.jpg

    Колхозница с недавно собранной пшеницей. СССР, 30-е годы

    collectivefarmwomanwithfreshlyharve.jpg

    Девушка с недавно собранными яблоками. СССР, Марийская автономная область, колхоз «Аврора», 30-е годы

    aworkerwithrecentlycollectedapples.jpg

    Маруся Сухова во время сбора морковки, выращенной в колхозе. СССР, Горьковская область, 30-е годы

    Marusyawithcarrotsgrowninthefarm.jpg

    Пожилая колхозница с внучкой во время сбора урожая. СССР, 30-е годы

    heharvesttimeonthefarm.jpg
     
    Кудасов, svi-yura, poiskovick67 и 3 другим нравится это.

Поделиться этой страницей