«И даже в самом маленьком кувшине…»

Тема в разделе "Общий раздел", создана пользователем Рудов, 31 июл 2013.

  1. Offline

    Рудов Завсегдатай SB

    Регистрация:
    22 фев 2010
    Сообщения:
    377
    Спасибо SB:
    3.715
    Отзывы:
    101
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ельнинский уезд
    На территории Малышевского сельского поселения Ельнинского района и поныне встречается немало изделий местных гончаров. И это неспроста. Когда-то производство изделий из глины было основным занятием местных жителей.
    А глина считалась лучшей в Ельнинском уезде.
    SDC16906.JPG
    Одним словом:
    Такая глина редкая
    Среди обычных глин,
    С различными расцветками,
    Совсем как пластилин.
    Гончарным делом славились деревни Малое Павлово, Александровка, Заполье, Кувшиновка,Щербино.
    Их жители, большинство которых носило фамилию Гончаровы и Кувшиновы, свыше двухсот лет обеспечивали изделиями своего труда не только Ельнинский уезд, но и соседний Рославльский.
    Поселившийся в д. М. Павлово в 1860 г. поляк по фамилии Винцес наладил целый промысел гончарных изделий. К этому промыслу в начале прошлого века подключился и местный помещик Медведев, который на своём кирпичном заводе открыл цеха по производству черепицы и посуды. Промысел существовал около ста лет, до конца 1950-х годов.
    Изготавливали различную обварную, глазурованную посуду. Продавали её на базарах в г. Ельне, Дорогобуже, Рославле, Починке. Некоторые изделия даже отправлялись в Германию.
    В 1920-х годах прошлого века известный краевед М.И. Погодин собирал в этой местности изделия местных кустарей: посуду и игрушки для областного музея. Особенно ценилась посуда мастеров Ивана Титовича Гончарова и его сына Бориса Ивановича Гончарова.
    Bezimyanniy.jpg
    Продолжил их дело сын Бориса Ивановича, гончар в седьмом поколении Семён Борисович Гончаров. Семен Борисович родился в д. Малое Павлово (Ельнинский район) в 1931 году. Он изготовлял различную посуду, мелкую пластику, преподавал в Смоленском пединституте на художественном факультете, работал на кирпичном заводе, в мастерских художественных фондов, в комбинате торговой рекламы. Его работы хранятся в запасниках ВДНХ (фонды народных промыслов) и в Смоленском музее-заповеднике. Умер в начале 1983 года.
    Учениками С.Б. Гончарова были супруги Козловы, Анатолий и Валентина; оба они защищали дипломные проекты по керамике на художественно-графическом факультете Смоленского пединститута.
    Работы Семёна Борисовича есть в музеях Москвы, Петербурга и Смоленска.
    Есть и в Смоленском областном Центре творчества.
    Bezimyanniy.jpg
    В экспозиции Смоленской художественной галереи есть скульптура этого выдающегося гончара.
    Bezimyanniy1.png
    На постаменте надпись: «Потомственный гончар Семён Борисович Гончаров. 1931-1983».
    В музее г. Ельни хранятся кувшины, горлачи, миски, тарелки и кружки местных гончаров
    Сергея Александровича Клюева
    Bezimyanniy.png
    и Алексея Дмитриевича Емельянцева,
    Bezimyanniy.png
    их отцы и деды тоже были гончарами.
    (продолжение следует, если это кому-то интересно)
     
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    eakSm Завсегдатай SB

    Регистрация:
    1 дек 2010
    Сообщения:
    901
    Спасибо SB:
    155
    Отзывы:
    3
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Очень даже интересно !
     
  4. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    7.318
    Спасибо SB:
    13.169
    Отзывы:
    349
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    Интересно, ждем продолжения!
     
  5. Offline

    Рудов Завсегдатай SB

    Регистрация:
    22 фев 2010
    Сообщения:
    377
    Спасибо SB:
    3.715
    Отзывы:
    101
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ельнинский уезд
    Справа, на фото из Центра творчества, кувшинчик - чёрт, играющий на свирели. Таких кувшинчиков мастер сделал несколько комплектов. По три чёртика в каждом. Черти отличались только размерами.

    Вот, что вспоминает о Сергее Александровиче Клюеве его сын Владимир Сергеевич:
    «Родился отец в 1925 году, в деревне Александровка . У его отца, Александра Семёновича, было девять детей. Учился отец в Щербинской восьмилетней школе. Закончил там семь классов.
    Ещё в далёком детстве он учился делать посуду из глины у своего отца, Александра Семёновича. Подростком, вместе с ним возил продавать глиняную посуду в город Починок. Грузили её на обыкновенную тележку, а впрягались сами. Путь был дальний, но маленькому Серёже было всё интересно – новые места, новые люди. У отца семья была большая, но жили они дружно, и все трудились, помогали родителям. Так и вырос Сергей Александрович.
    Служил он в Белоруссии, в городе Бобруйске, шофёром. После армии работал шофёром в деревне Старшевка.
    В 1953 году он женился. Здесь же в Александровке родились дети – три мальчика. Время было тяжёлое, послевоенное, голодное. Трудно жилось всем. Сергей Александрович решил заняться своим любимым делом и пошёл работать на маленький заводик в деревне Малое Павлово. на заводе делали кирпич, черепицу, посуду. Своим любимым делом он занимался и дома, так как была большая потребность в посуде, то он и делал миски, кружки, кувшины, горшки для цветов, тройнюшки – для того, чтобы носить еду в поле, и многое другое. А так как свои и чужие дети всегда были рядом, то он делал им игрушки петушки – свистульки. Дети радовались этим игрушкам, так как для них, послевоенных, эти свистульки были чуть – ли не единственной забавой.
    В 1959 году семья Клюевых уехала на Кавказ, в Краснодарский край. Вместе с женой он работал в садоводческой бригаде. Было трудно на новом месте, скучали по родным местам. Сергей Александрович надеялся, что на новом месте и жизнь будет новая, но судьба распорядилась иначе. В 1961 году трагически погибла жена Вера. Он остался один со своим горем и с маленькими сыновьями. Старшему в то время было семь лет, а младшему – три года. Горе подкосило его, но рядом дети, надо жить.
    Сергей Александрович с детьми вернулся в родные места, в деревню Заполье. Как говорят: «Дома и стены помогают».
    И вот тут для него началась новая жизнь – дети без матери, а муж без жены. Конечно, это было горе, но горе было у многих, каждая семья потеряла близких на войне. Здесь, в деревне Заполье, Сергей Александрович поставил дом для своей семьи. Работу начал рядовым колхозником, но любимое дело не забывал. За домом сделал горен ( печь для обжига посуды ), делал посуду для себя и жителей, как своей деревни, так и близлежащих. Глину для работы он брал здесь же в этой местности, в полутора километрах от деревни. Глина была мягкая, жирная. Можно было лепить, как из пластилина. К дому глину привозил на лошади. Замачивали её в любой ёмкости, разминали ногами, руками. Потом из этой глины на гончарном круге из-под рук мастера получалась посуда. Его работой можно было только любоваться. Изделия эти сушили на полках.
    Под навесом была сделана печь (горен). Ниже уровня земли (на 0,5 метра) была сделана топка, на уровне земли пол (куда ставили посуду) уложен кирпичом с отверстиями. Бока печки выложены кирпичом, вверху отверстие восемьдесят сантиметров шириной. Внутрь ставили высохшие изделия из глины. Печь топилась дровами, а огонь и дым выходили через отверстие в печь, а сверху большое отверстие закрывали черепками (битой посудой). Обжигалась посуда долго, около 10-ти часов, при температуре около девятисот градусов. Потом в печи посуда находилась до полного остывания.
    Для того чтобы украсить посуду, он использовал свинец. Для этого в топке, в чугуне, свинец пережигался. Расплавленную массу долго мешал до образования порошка, затем просеивал его на мелкое сито. Чтобы очистить. Перед обжигом на посуду аккуратно наносился рисунок техническим маслом, затем на масло сыпал порошок, и только потом эту посуду отправляли в печь».
    В Павловской средней школе, расположенной на территории Малышевского с/поселения, есть неплохой историко-краеведческий уголок, в котором собраны изделия местных мастеров.
    Основная часть коллекции – кувшины и крынки. Их больше тридцати. И все они различаются по цвету, по рисунку, по форме и размерам. Это связано с тем, что каждый мастер старался, чтобы его изделия отличались от других.
    Кувшин – глиняный сосуд с высоким горлом. Он имел небольшой носик и изогнутую ручку. Кувшины обычно были обливными, т.е. на его поверхность наносилась глазурь различных цветов. Кувшины считались праздничной посудой, и из них могли угощать не только молоком, но и квасом, брусничной водой, пивом.
    Bezimyanniy.jpg Bezimyanniy.jpg Bezimyanniy.jpg
    Крынка (кринка) – очень древний тип русского сосуда. По свидетельству археологов, она была известна ещё в X-XIII вв. В глиняных кринках обычно хранили и подавали на стол молоко или простоквашу.
    Bezimyanniy2.jpg Bezimyanniy.jpg Bezimyanniy1.jpg
    Есть в краеведческом уголке и корчаги.
    Корчага – кухонная глиняная утварь для нагревания воды в печи, варки пива, кипячения белья со щёлоком. Сосуд c широким горлом, покатыми плечиками и округлым туловом. У корчаг, предназначенных для варки пива, кваса, браги, в нижней части тулова делали отверстие для слива, закрываемое деревянной пробкой. Корчаги имеют наибольшие размеры среди остальной кухонной посуды. Их высота может достигать 40 см, а объем 30 л.
    Bezimyanniy.jpg
    Делали местные мастера тарелки и миски, чайники и цветочные горшки.
    Bezimyanniy1.jpg Bezimyanniy5.jpg Bezimyanniy3.jpg Bezimyanniy4.jpg
    (Продолжение следует)
     
    Юлиа нравится это.
  6. Offline

    PaulZibert Администратор Команда форума

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    19.898
    Спасибо SB:
    22.901
    Отзывы:
    506
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Порѣчье
    Интересы:
    Первая Мировая
    Рудов, очень интересно ! Спасибо за тему !
     
  7. Offline

    Рудов Завсегдатай SB

    Регистрация:
    22 фев 2010
    Сообщения:
    377
    Спасибо SB:
    3.715
    Отзывы:
    101
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ельнинский уезд
    Во время жатвы или сенокоса большим спросом пользовались так называемые «двойнята» и «тройнята»(местные названия). Сосуды для первого и второго блюда, а то и третьего блюда. В них носили еду в поле косцам или пахарям. Причём «двойнята» пользовались большим спросом. Всё-таки «тройнята» тяжёлые сосуды, а заняты доставкой еды в поле в страдную пору были в основном дети.
    Bezimyanniy.jpg
    А вот несколько самых маленьких изделий местных умельцев. Это подсвечник, чернильница, копилка, свистулька, кувшинчик и кружка.
    Bezimyanniy1.jpg Bezimyanniy2.jpg Bezimyanniy3.jpg Bezimyanniy4.jpg Bezimyanniy5.jpg Bezimyanniy6.jpg
    Причём все они по своим размерам не превосходят размеров ладони среднего взрослого человека.
    Foto0063.jpg
    А самое настоящее глиняное чудо - глиняная бутылочка. К слову сказать, попытка местного аборигена разбить её лопатой, чтобы посмотреть, что там внутри, не увенчалась успехом.
    Bezimyanniy7.jpg
    На берегу ручья, впадающего в реку Стряну, недалеко от места, где по рассказам местных старожилов, находился кирпичный завод помещика Медведева, была найдена глиняная бутылочка объёмом около литра. На бутылочке было написано на немецком языке:
    Rakozi Mineral Wasser Kissingen
    А на другой стороне, под ручкой стояло клеймо медведевского завода - буква М
    Я сравнивал клеймо на бутылке и клеймо на кирпиче – разницы(большой) нет.
    Bezimyanniy8.png
    И это подтверждает воспоминания старожилов, что часть продукции завода Медведева шла в Германию на курорт Киссенген, где в неё наливали минеральную воду. Интернет пояснил, что Бад- Киссеген во времена царя-батюшки считался русским курортом. Там и сейчас действует русская провославная церковь.
    Возможно, из таких бутылочек пили минеральную воду на этом курорте и царь Александр II, и писатель Лев Толстой, и наш земляк, композитор Михаил Иванович Глинка.
    Если бы работы павловских мастеров попали Марии Клавдиевне Тенишевой, она, без всякого сомнения, украсила бы ими свою коллекцию.
    Один из местных поэтов, побывавший в мастерской у Клюева С.А. изумлённый увиденным, написал стихотворение «Гончар», посвящённое местным умельцам.

    На полках - чашки, миски и кувшины,
    От трав сухих в пристройке мятный дух…
    Бесформенный кусок обычной глины
    Ложится комом на гончарный круг.
    Из ямы взятый, с ближнего болотца,
    Что огибает мелкая река,
    Обычен ком, пока не прикоснётся
    К нему седого мастера рука.
    Скользит рука по мягкой, мокрой глине,
    Гончарный круг слегка скрипит в тиши…
    И даже в самом маленьком кувшине
    Оставит мастер часть своей души.

    Давно нет старых мастеров, но их изделия продолжают жить своей жизнью, находя приют в музеях и коллекциях любителей старины. Глиняная сказка, созданная их руками, продолжает радовать потомков. Она никогда не закончится, потому что тяга людей к красоте вечна, в какой бы форме эта красота не проявлялась.
    Bezimyanniy11.jpg
     
    Karaya, Юлиа и fantom1 нравится это.
  8. Offline

    ValeraMXM Завсегдатай SB

    Регистрация:
    4 дек 2012
    Сообщения:
    3.371
    Спасибо SB:
    7.398
    Отзывы:
    181
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Гомель
    Имя:
    Валерий
    Интересы:
    Дрём
    Рудов, класс, такие темы оживляют однообразную рутину :new (10):
     
    Юлиа нравится это.
  9. Offline

    Пчелка Завсегдатай SB

    Регистрация:
    11 дек 2009
    Сообщения:
    2.036
    Спасибо SB:
    2.604
    Отзывы:
    90
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    г. Смоленск
    Тема замечательная! Прочла с интересом!!! Спасибо!!!+
     
  10. Offline

    Рудов Завсегдатай SB

    Регистрация:
    22 фев 2010
    Сообщения:
    377
    Спасибо SB:
    3.715
    Отзывы:
    101
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Ельнинский уезд
    Спасибо всем, у кого это вызвало интерес.
     
    Последние данные обновления репутации:
    Nikolaj: 1 пункт (Очень полезный труд!) 26 фев 2015
    Живой нравится это.
  11. Offline

    Марина Поручикъ

    Регистрация:
    24 сен 2009
    Сообщения:
    98
    Спасибо SB:
    325
    Отзывы:
    7
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленск
    Интересы:
    История Смоленщины
    Очень интересно! Спасибо! Мы мало в школе говорим о таких ремеслах. Вернее говорим, но не достаточно глубоко раскрываем. Спасибо автору.
     

Поделиться этой страницей