Бронетрактора до 1945 года

Тема в разделе "Общий раздел. Опознание и оценка", создана пользователем zunder1, 21 окт 2014.

  1. Offline

    zunder1 scrapper

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    12.014
    Спасибо SB:
    87.996
    Отзывы:
    1.842
    Страна:
    European Union
    Из:
    city
    Интересы:
    no
    0.jpg
    "Бронетрактор "НИ". До наших дней ни одного оригинального бронетрактора не сохранилось (точных данных на этот счет нет), в музее (Кубинка) выставлен новодел..."

    **************************************************************************************************

    Большие потери в танках летом 1941 года вынудили командование Красной Армии принимать срочные меры. 20 июля 1941 года вышло постановление Государственного Комитета Обороны N019 "Об экранировке легких танков и о бронировании тракторов." В соответствии с ним серийное производство бронетракторов должны были развернуть два завода: Харьковский тракторный (ХТЗ) и Сталинградский тракторный (СТЗ). Предполагалось вооружать трактора 45 мм танковыми пушками и использовать в качестве самоходных орудий. Проект бронирования тракторов и всю документацию, необходимую для серийного производства поручили разработать конструкторскому бюро танкового отдела НАТИ. Это КБ уже имело опыт подобных работ. В июле 1941 года оно выполнило проект установки 37 мм зенитной пушки на шасси трактора 1ТМВ. К новой работе были привлечены инженеры НАТИ Е.Г. Попов, А.В. Сапожников, В.Я. Слонимский, А.М. Черепин. На ХТЗ эту работу вела группа под руководством главного конструктора М.С. Сидельникова. Для контактов с ним бригада НАТИ несколько раз выезжала в Харьков. В первых числах августа в НАТИ построили четыре различных образца бронетракторов с 45 мм пушками на базе 1ТМВ, СТЗ-3, СХТЗ-НАТИ (сельскохозяйственные) и СТЗ-5 (транспортный). После кратковременных сравнительных испытаний для серийного производства избрали вариант на базе СТЗ-3. При бронировании шасси трактора было усилено, а для более плавного хода на него установили обрезиненные катки и мелкозвенчатую гусеницу с транспортного трактора СТЗ-5. Толщина брони составляла 10-25 мм. В броневой рубке, смонтированной на месте кабины водителя, устанавливалась 45 мм танковая пушка с ограниченными углами обстрела. Для обороны в ближнем бою внутри перевозился пулемет Дегтярева (ДТ или ДП). При постановке на серийное производство на ХПЗ эта машина получила индекс ХТ3-16.

    Фотографии бронетрактора ХТЗ-16


    00.jpg 0.jpg
    0.jpg 0000.jpg 000.jpg 00.jpg

    00.jpg 0.jpg
    Первоначальным планом предусматривалось изготовить в августе-сентябре 1941 года 750 ХТЗ-16. Бронедетали для них должен был поставлять Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ). Последний, в свою очередь, получал бронелисты (прокат) с Мариупольского завода им. Ильича в незначительных количествах, что задерживало выпуск бронетракторов. В результате, к моменту начала эвакуации НКМЗ - 9 октября 1941 года - завод отгрузил в Харьков только 100 комплектов брони для ХТЗ-16. Точной цифры выпущенных бронетракторов ХТЗ-16 автору обнаружить не удалось, но, по разным источникам число изготовленных машин колеблется в пределе от 50 до 60 штук, хотя возможно что их было несколько больше. Во всяком случае, достоверно известно, что производство ХТЗ-16 началось только в начале сентября, с 18 сентября началась эвакуация завода, а 20 октября немцы взяли Харьков. По отчету ХТЗ были оставлены не вывезенными при эвакуации "находящиеся в незавершенном производстве тракторные гусеничные шасси ХТ3-16, 809 штук, выпуск которых не мог быть произведен заводом из-за недопоставки от кооперированных предприятий ряда деталей и броневой стали." Объемы запланированного производства впечатляют! В наших архивах пока не удалось найти подробные данные о боевом использовании харьковских бронетракторов. Известно только, что построенные ХТЗ-16 использовались в боях в районе Харькова в октябре 1941 года, но были быстро потеряны. Не удалось пока найти никаких фотографий этих любопытных машин. Известны только несколько снимков ХТЗ-16, захваченных немцами.
    0.jpg
    Производство ХТЗ-16 шло не только в Харькове. 16 сентября 1941 года В.А. Малышев, нарком недавно образованного Наркомата танковой промышленности подписал приказ N8сс: "В целях скорейшего выпуска бронированного трактора ХТЗ-16 приказываю:

    а. Немедленно отгрузить СТЗ 500 тракторов подготовленных к бронировке.

    б. Немедленно отправить на завод N264 чертежи и технические условия на бронедетали.

    в. Отгрузить СТЗ 500 комплектов вооружения (пушки, пулеметы, боеприпасы).

    г. Обеспечить завод покупными изделиями.

    Поставку корпусов для СТЗ начать не позднее 1 октября по следующему графику: первая пятидневка - 10 штук в сутки, вторая пятидневка - 15 штук в сутки, далее 20 и более..." Однако оба завода - N264 и СТЗ были сильно загружены производством танков и не могли производить бронетрактора в таком большом количестве. Тем не менее, судя по заводским отчетам, некоторое количество ХТЗ-16 в Сталинграде выпустили. Тем более, что в октябре из Харькова на СТЗ эвакуировали кое-какие заготовки по бронетракторам. Однако точной цифры произведенных ХТЗ-16 в заводских документах нет. Но можно предположить, что их было выпушено не более 30 машин. Они использовались в боях на харьковском направлении вплоть до весны 1942 года.
    0.jpg
    В 1941 году бронировка тракторов осуществлялась не только по указанию сверху, но и в инициативном порядке "на местах". Правда, случаев таких было немного. Самыми популярными из них являются бронетракторы построенные в осажденной Одессе, более известные как "танки НИ". О танках "НИ" написано достаточно много и у нас, и за рубежом и вся их история обросла различными легендами. Начнем с того, что ни в одном документе военной поры обозначения "танк НИ" не встречается, а указанные машины именуются как "танк-трактор" или "бронированный трактор". Работы по постройке бронетракторов в Одессе начались в середине августа 1941 года при активном участии военно-морской базы. Первые две машины, построенные на базе транспортных тракторов СТЗ-5 были готовы 20 августа. Их бронировку выполнил завод им. Октябрьской революции. Для ускорения постройки для этих бронетракторов использовали башни с разбитых танков Т-26 выпуска 1931 года. Вооружение машин состояло из двух пулеметов. Бывший секретарь ленинского райкома партии Н.Г. Луценко, курировавший эти работы, вспоминал о первом построенном бронетракторе: "20 августа первый готовый танк тросом вытянули из цеха во двор. Здесь уже были рабочие, инженеры, директор завода, военные, моряки. Один из рабочих подошел к боевой машине и мелом написал: "СМЕРТЬ ФАШИЗМУ". По воспоминаниям Н.Г. Луценко, "с 20 августа по 15 октября изготовили 55 танков, переоборудовав их из тракторов СТ3-5." Другие источники приводят другую цифру построенных в Одессе бронетракторов - 69. По мнению автора, цифры эти являются завышенными, так как Одесский оборонительный район (ООР) не располагал достаточными материальными ресурсами и не мог позволить использовать почти 70 тракторов, необходимых в артиллерии, для бронирования.
    0.jpg
    Наиболее ясным и достоверным представляется "Отчет об обороне Одессы", составленный в 1943 году по горячим следам. В нем сказано: "В середине августа на заводах им. Январского восстания и им. Октябрьской революции было организовано оборудование танков и бронеавтомобилей из тракторов и грузовиков. На них устанавливали 45 мм пушку и два пулемета Максима. Танки покрывались броней из судостроительном стали толщиной 14-20 мм, на броневиках броня доходила до 25 мм. Между броней и внутренней обшивкой прокладывались деревянные брусья. Броневики в бою оказались уязвимы с передней части, так как разбивались скаты колес. Пришлось с задней части сделать надежную защиту и водить броневики в бой задним ходом. Это дало положительный результат. В последующем колеса броневиков оборудовались грузолентой, обеспечившей им большую живучесть. К 14 сентября была изготовлена 31 машина, что позволило сформировать танковый батальон. 14 сентября началось бронирование еще 15 тракторов... " Этот документ вносит некоторую ясность - в число показываемых бронетракторов входят еще и броневики, изготовленные из грузовиков. А сколько на самом деле было забронировано тракторов в Одессе - пока неизвестно. С полной уверенностью можно сказать лишь то, что все они различались и по вооружению, и по базовому шасси. Фото и кадры кинохроники донесли до нас только изображение двух самых первых бронетракторов. Но несмотря на свое несовершенство, одесские бронетракторы с успехом воевали. Тем более, что румынские войска, осаждавшие Одессу имели мало противотанковой артиллерии. При эвакуации войск ООР в Крым в октябре 1941 года, бронетрактора были брошены в Одессе и некоторые из них использовались румынами для учебных целей.

    Производилась бронировка тракторов и на заводах Ленинграда. Правда, данные о них очень скудны. Так, на 5 августа 1941 года в составе 2 стрелковой дивизии Ленинградской армии народного ополчения имелось: два Т-26, пять БА-10, два КВ-2 и пять "средних танков ИЗ". Что это было -неизвестно, но исходя из индекса ИЗ можно предположить, что эти "танки" изготовил Ижорский завод.

    Сегодня, по прошествии стольких лет бронетрактор может вызвать только улыбку - то были другие времена! Но и сегодня в репортажах из "горячих точек" на территории бывшего СССР то и дело мелькнет давно казалось вымерший бронетрактор. Кто знает, сказал ли он свое последнее слово.
    М. Коломиец
    (М-Хобби. — 1997. — № 2)
    Материал предоставлен: Денис Туманов
     
    Наполи, Юниор, vadimir и 10 другим нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Юниор Команда форума

    Регистрация:
    15 июн 2014
    Сообщения:
    13.036
    Спасибо SB:
    39.634
    Отзывы:
    665
    Страна:
    Israel
    Из:
    Ростовская область
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    техника ВОВ
    Вот еще 2 "кадра" с закосом под НИ - в Одессе
    . 765.jpg AIMG_0647-610x457.jpg
     
    vadimir, Wolf09, Andrey.ya.83 и 7 другим нравится это.
  4. Offline

    zunder1 scrapper

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    12.014
    Спасибо SB:
    87.996
    Отзывы:
    1.842
    Страна:
    European Union
    Из:
    city
    Интересы:
    no
    Юниор,
    это фейки на тему "НИ"

    Ещё фото ХТЗ-16

    00000.jpg 0000.jpg 000.jpg 00.jpg 0.jpg
    0.jpg 00.jpg 000.jpg 0000.jpg 00000.jpg
    000.jpg 0000.jpg
     
  5. Offline

    Юниор Команда форума

    Регистрация:
    15 июн 2014
    Сообщения:
    13.036
    Спасибо SB:
    39.634
    Отзывы:
    665
    Страна:
    Israel
    Из:
    Ростовская область
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    техника ВОВ
    Да, я так примерно и написал :)
     
    zunder1 нравится это.
  6. Offline

    zunder1 scrapper

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    12.014
    Спасибо SB:
    87.996
    Отзывы:
    1.842
    Страна:
    European Union
    Из:
    city
    Интересы:
    no
    Бронетрактора НИ-1

    00.jpg 0.jpg
     
  7. Offline

    zunder1 scrapper

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    12.014
    Спасибо SB:
    87.996
    Отзывы:
    1.842
    Страна:
    European Union
    Из:
    city
    Интересы:
    no
    Подниму тему

    0.jpg
     
  8. Offline

    3иганшинъ-Бугги Йатутмимопробегал

    Регистрация:
    26 дек 2015
    Сообщения:
    2.794
    Спасибо SB:
    14.731
    Отзывы:
    173
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    БарАбинская лесостепь
    Интересы:
    Жестяной кружкой черпать море-океан
    Всем привет !
    Подниму интересную тему.
    " На Испуг " в Харькове.
    х1.jpg
    х2.jpg
    х3.jpg

    Брошенные и подбитые бронетрактора " На Испуг !"
    Точного времени и места не установил....:m1018:

    х6.jpg

    х5.jpg

    х4.jpg
    P.S.
    Камрады, хочу поинтересоваться. Почему получаются сдвоенные посты.
    Видимо, что то делаю не так ?
     
    Последние данные обновления репутации:
    PaulZibert: 1 пункт (За пополнение темы!) 27 дек 2015
    zunder1: 1 пункт (За тему!) 27 дек 2015
    Последнее редактирование модератором: 26 дек 2015
  9. Offline

    PaulZibert Администратор Команда форума

    Регистрация:
    28 апр 2008
    Сообщения:
    20.404
    Спасибо SB:
    27.480
    Отзывы:
    789
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Порѣчье
    Интересы:
    Поиск
    Andrey.ya.83 и 3иганшинъ-Бугги нравится это.
  10. Offline

    zunder1 scrapper

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    12.014
    Спасибо SB:
    87.996
    Отзывы:
    1.842
    Страна:
    European Union
    Из:
    city
    Интересы:
    no
    О_о! Хоть кто то тему поддержал! :m1050:
     
    3иганшинъ-Бугги нравится это.
  11. Offline

    3иганшинъ-Бугги Йатутмимопробегал

    Регистрация:
    26 дек 2015
    Сообщения:
    2.794
    Спасибо SB:
    14.731
    Отзывы:
    173
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    БарАбинская лесостепь
    Интересы:
    Жестяной кружкой черпать море-океан
    Попалась в сети парочка изображений необычных бр.тракторов :

    На испугъ ! камуфлирован_подбит.jpg

    Камуфлированный (!) , и ЕМНИ зрение, с пулемётным вооружением (?)

    На Испуг !_брошенный в поле.jpg

    С необычным ( нестандартным ) бронекорпусом.
    Жаль, качество УГ.(((
    На Испуг !_брошенный-.0.jpg

    На Испуг !_брошенный-2.jpg
     
    Последние данные обновления репутации:
    kotov: 1 пункт (Очень познавательно) 30 дек 2015
  12. Online

    kotov Завсегдатай SB

    Регистрация:
    8 дек 2015
    Сообщения:
    2.444
    Спасибо SB:
    4.033
    Отзывы:
    32
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Московия
    Имя:
    Волонтёр
    Интересы:
    Разные
    Очень познавательно!
     
    Andrey.ya.83 и 3иганшинъ-Бугги нравится это.
  13. Offline

    3иганшинъ-Бугги Йатутмимопробегал

    Регистрация:
    26 дек 2015
    Сообщения:
    2.794
    Спасибо SB:
    14.731
    Отзывы:
    173
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    БарАбинская лесостепь
    Интересы:
    Жестяной кружкой черпать море-океан
    " На Испуг " по немецки:
    Капитуляция у Ля-Рошель.
    Строй техники возглавляет бронированный трактор-тягач Cаterpillar-Schneider вооружённый 50мм РаК-38.
    5cm PaK-38 auf Cаterpillar-Schneider schlepper (f)

    На Испуг по немецки 5cm PaK-38 auf Cterpillar-Schneider schlepper (f)Капитуляция у Ля-Рошели.jpg

     
  14. Offline

    3иганшинъ-Бугги Йатутмимопробегал

    Регистрация:
    26 дек 2015
    Сообщения:
    2.794
    Спасибо SB:
    14.731
    Отзывы:
    173
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    БарАбинская лесостепь
    Интересы:
    Жестяной кружкой черпать море-океан
    [​IMG]
    http://waralbum.ru/185555/
     
  15. Offline

    3иганшинъ-Бугги Йатутмимопробегал

    Регистрация:
    26 дек 2015
    Сообщения:
    2.794
    Спасибо SB:
    14.731
    Отзывы:
    173
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    БарАбинская лесостепь
    Интересы:
    Жестяной кружкой черпать море-океан
    [​IMG]

    http://waralbum.ru/229824/
     
  16. Offline

    zunder1 scrapper

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    12.014
    Спасибо SB:
    87.996
    Отзывы:
    1.842
    Страна:
    European Union
    Из:
    city
    Интересы:
    no
    1.jpg
    Правда не по ВОВ,но...
    Американская САУ "Holt Mark VI"представляющая собой трактор Холта с установленной на нем 105-мм гаубицей.
     
    vadimir, Кудасов, Wolf09 и 3 другим нравится это.
  17. Offline

    3иганшинъ-Бугги Йатутмимопробегал

    Регистрация:
    26 дек 2015
    Сообщения:
    2.794
    Спасибо SB:
    14.731
    Отзывы:
    173
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    БарАбинская лесостепь
    Интересы:
    Жестяной кружкой черпать море-океан
  18. Offline

    3иганшинъ-Бугги Йатутмимопробегал

    Регистрация:
    26 дек 2015
    Сообщения:
    2.794
    Спасибо SB:
    14.731
    Отзывы:
    173
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    БарАбинская лесостепь
    Интересы:
    Жестяной кружкой черпать море-океан
    Трактор доверчивого итальянского с/х производителя, доведённый до состояния "бронетрактора" (он же, чушь-панцер_:m0400.gif:_) , сумрачным гением конструкторов итало-фашистов.
    :p0305:
    Италия.1941г.
    !На Испуг._Carro armato costruito su trattore agricolo.jpg

    !На Испуг_Carro armato costruito su trattore agricolo.jpg
     
  19. Online

    kotov Завсегдатай SB

    Регистрация:
    8 дек 2015
    Сообщения:
    2.444
    Спасибо SB:
    4.033
    Отзывы:
    32
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Московия
    Имя:
    Волонтёр
    Интересы:
    Разные
    Свозил внука в Кубинку в удачное время , \исследовали \ всё что хотели.

    001 (2).jpg
     
    -HUNTER-, vadimir, Кудасов и 5 другим нравится это.
  20. Offline

    3иганшинъ-Бугги Йатутмимопробегал

    Регистрация:
    26 дек 2015
    Сообщения:
    2.794
    Спасибо SB:
    14.731
    Отзывы:
    173
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    БарАбинская лесостепь
    Интересы:
    Жестяной кружкой черпать море-океан
    ... Он же, там же. С другого ракурса...
    :)
    итал --Gondar_mezzo_blindato.jpg
     
    -HUNTER-, vadimir, Кудасов и 4 другим нравится это.
  21. Offline

    zunder1 scrapper

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    12.014
    Спасибо SB:
    87.996
    Отзывы:
    1.842
    Страна:
    European Union
    Из:
    city
    Интересы:
    no
    Это бронесредство было изготовлено в 1943 году хлопцами из Украинской Повстанческой Армии путем установки корпуса Т-26 на многострадальный (помним "На испуг"?) арт-тягач СТЗ-5. Затем с этим танком УПА отправилось в Польшу, где примерно в декабре 1943-январе 1944 года он\оно\танк был захвачен поляками в районе Kupiczowie

    0.jpeg

    Другой образец бронетворчества сумрачного германского гения...
    Видимо, в некоторые моменты у немцев было с бронетехникой совсем туго, раз они на захваченные во Франции тракторы Шнайдера (лицензионный Катерпиллер) громоздили броню и противотанковую пушку (50 мм. Pak 38). Фотография сделана во время приема техники у капитулировавших подразделений в Ла-Рошели.
    Т.е., германские бронетракторы являлись, по существу, импровизированными противотанковыми САУ (в отличие от наших шушпанцеров, которые в основном играли роль танков сопровождения пехоты)

    00.jpg

    Фото и текст взят здесь http://alternathistory.livejournal.com/378596.html
     

Поделиться этой страницей