27 июля 2022г. с компанией друзей ездили отдохнуть в б.Труда на о.Русский. Как обычно, я решил совместить отдых с осмотром бухты и прилегающих интересностей. В качестве транспорта выбрали сап, новомодную штучку для прогулок по воде. Бухта Труда, как бы, «бухта в бухте», располагается в б.Новик, поэтому находится внутри острова. https://www.google.com/maps/@43.0405613,131.8714413,16.25z Эта бухточка примечательна тем что ранее в ней было кладбище кораблей. Большинство кораблей, почивших здесь, принадлежали ТОФу. Снятые с баланса Тихоокеанского флота суда дожидались в этой бухте утилизации еще с 1974 года. (Старые фото утащены с http://kfss.ru/ и https://russianisland.ru/ )
Понятно, утилизация в таком труднодоступном месте, ещё и под водой, дело нелёгкое. Но с наступлением эры капитализма, металл с бухты начали вывозить. В первую очередь в зимнее время, когда бухта замерзает, срезали легкодоступный по льду металл над водой, т.е. «вершки» кораблей) Оставшиеся под водой корпуса было хорошо видно сверху. Кто-то даже их идентифицировал: (Фото с https://russianisland.ru/ ) Сообщения объединены, 12 авг 2022, время первого редактирования 12 авг 2022 С тех пор неспешная утилизация продолжается до сего времени. Постепенно металл со дна бухты достается и вывозится, скелетов кораблей осталось мало. Верится что когда ни будь бухту полностью очистят, хотя от этого она потеряет свою изюминку. Если будете во Владивостоке, в эти места вас вряд ли повезут экскурсоводы, а места красивые, жаль фотографии только с телефона. Бухта Труда, из-за своей закрытости очень спокойная, морской волны нет, почти как озеро, это идеальное место для путешествия на сапах, особенно для новичков. Поэтому, несмотря на утро рабочего дня, на берегу уже много сапщиков. Мы подозревали что отдыхающих будет много, поэтому с товарищем приехали пораньше, чтоб занять место для всех, позже ещё друзья должны подъехать. Нам повезло, успели застолбить хорошее место и устроиться с комфортом, есть кусочек пляжа и место уютно посидеть с шашлычком в тени деревьев) Сообщения объединены, 12 авг 2022 Оставив друга жарить мясо и ждать остальную компанию, мы с дочкой быстро накачиваем и спускаем на воду наши сапы и начинаем прогулку. Мы прокатились вдоль северной стороны бухты до о.Паппенберг, далее до м.Доронина и б.Минка, потом назад, вдоль южного берега бухты к нашей стоянке. Сообщения объединены, 12 авг 2022 По бухте плыть надо очень осторожно, чтоб не напороться на подводные остатки кораблей. Мы были в прилив, поэтому над водой торчали только небольшие островки железа с сидящими на них морскими пернатыми) Подводные железки очень опасны для надувных сапов, в бликующей воде малозаметны, некоторые можно обнаружить только в опасной близости, поэтому плыли медленно. Сообщения объединены, 12 авг 2022 Так с воды выглядит база металлистов, занимающихся утилизацией кораблей в бухте. Сообщения объединены, 12 авг 2022 С помощью этого пепелаца, струей воды они размывают грунт на дне, как искатели сокровищ в приключенческих фильмах, только вместо драгоценностей, вытаскивают на берег остатки кораблей. Сообщения объединены, 12 авг 2022 Далее встречается ещё один плавающий механизм металлосборщиков и остатки чего-то деревянного. Сообщения объединены, 12 авг 2022 Вдоль северной стороны, металл на дне почти до выхода из бухты. Сообщения объединены, 12 авг 2022 На противоположном берегу бухты видно уникальное судно «Богатырь», печальную историю которого расскажу позже. Сообщения объединены, 12 авг 2022 Выйдя из бухты направляемся к лежащему напротив б.Труда островку с интересным названием Папенберг. Сообщения объединены, 12 авг 2022 Остров представляет собой заросшую густым лесом скалу посреди моря с примыкающей небольшой галечной косой. Не помню где, в сети, нашел такое фото, на нём видно какой остров маленький. Сообщения объединены, 12 авг 2022 На острове собралось много отдыхающих сапщиков, понаехавших сюда со всех концов б.Новик, в основном, как мы, с б.Труда) Сообщения объединены, 12 авг 2022 Высадившись, по тропинке проходим в глубь островка, с раскаленного пляжа в лесной тенек. Сообщения объединены, 12 авг 2022 В лесу начинается умеренно крутая лестница в гору из трех деревянных пролётов зигзагом. Сообщения объединены, 12 авг 2022 Затем небольшая площадка с лавочкой для отдыха под сенью деревьев и информационный стенд. Сообщения объединены, 12 авг 2022 Стенд позорный, ни слова о таком необычном названии острова, да и само название написано неправильно «Папенберга». У острова Папенберг весьма интересная история названия. Еще наш знаменитый русский мореплаватель и адмирал И. Ф. Крузенштерн упоминал своей книге «Путешествие вокруг света» что в заливе у японского города Нагасаки есть небольшой остров с голландским названием Папенберг, который японцы называли Така-бока-сима. Папенберг с голландского значит «Скала Папы» («Остров Папы», «Гора Папы») Так остров назвали за его кровавую историю. В период борьбы с христианством в Японии на нём казнили папских миссионеров и около 4000 христиан-японцев. В 1864 году русские моряки посчитали, что остров в бухте Новик очень похож на японский и назвали его Папенберг. Вот так выглядит Папенберг в заливе Нагасаки. Продолжение следует)
Продолжаю. После площадки со стендом, ещё два пролета лестницы поднимают нас на самый верх. Наверху тропинка раздваивается. Направо маленькая деревянная площадка над обрывом. На площадке вспугнул молодую пару, которая селфилась на живописном фоне) Хоть высоты побаиваюсь, подошел почти к краю, вид на бухту шикарный, виден выход из Новика в море, справа вдали видны домики н.п.Канал После площадки пошел по тропинке в другую сторону, там тропинка заканчивается беседкой над водой. В беседке хоть перила есть, уже не так страшно) С беседки отличный вид в глубь Новика, на м.Шигина и н.п.Шигино на противоположном берегу бухты. Насмотревшись красот с высоты, спускаемся вниз. При спуске лестница кажется ещё круче чем при подъёме) Быстро искупавшись, продолжаем путь на наших надувных помощниках) По дороге в сторону Минки, проходим м.Доронина на котором находится бывшая минно-пристрелочная(торпедная) станция с разрушенным пирсом. Далее, вдоль берега, хранилище для мин(торпед)в виде двух тоннельных погребов в горе. Между погребами цех сборки, где собирали торпеды. Также, хранилище имеет два пирса, один пирс, до недавнего времени, был с краном. Узкоколейка соединяла всё это хозяйство. Планировался третий погреб, но его не построили, осталась только выемка в горе. На схеме: 1 - первый погреб 2 - второй погреб 3 - не построенный погреб Так выглядят порталы погребов, надписи над входами хорошо читаемы. (Фото прошлого года, делал знакомый, свободного доступа к хранилищу нет) Первый погреб. Второй погреб. Кому интересно про станцию и хранилище тут http://kfss.ru/index.php/objekts/179-torpedstan Много фото 2012 г., тогда к погребам был свободный доступ, ребята там всё облазили) Продолжение следует.
Вот так выглядит цех сборки. Когда его фотографировал, мимо проплыла семья на двух сцепленных сапах) Впереди мыс, за которым начинается б.Минка. Сообщения объединены, 15 авг 2022, время первого редактирования 15 авг 2022 Он же, со стороны Минки, с отдыхающими на берегу. Свое название бухта и расположенный на её берегу, населенный пункт Минка, получили от близости минно-пристрелочной станции и минного хранилища. Только у бухты оно неофициальное, на карте эта бухточка безымянная. Бухта ничем не примечательна, выглядит как множество других. Домов почти не видно из-за леса спускающегося к узкому пляжу. На пляже людей мало, в основном «свои», т.к. к нему надо проходить или проезжать через чей-то огород или участок, которые почти до воды. Было время, жители Минки пытались протянуть ограды своих участков до моря, чтобы стать владельцем собственного пляжика. С увеличением количества малых плавсредств у населения эта затея провалилась, т.к. любой человек может подплыть с воды и высадится отдыхать на этом берегу. Сообщения объединены, 15 авг 2022 Осмотрев бухту с воды, разворачиваемся и ложимся на обратный курс. Назад пошел ближе к берегу, впереди виден пирс минного хранилища. Пирс минного хранилища, на пирсе понтон, сильно повреждённый. Вид с пирса на вход во второй погреб. Много угрожающих табличек вокруг, поэтому не стал задерживаться, поплыл дальше. С другой стороны видно вырезанную дыру в понтоне. Похоже, потихоньку режут на металл. Далее вдоль берега, справа цех сборки, слева видно здание минно-пристрелочной станции на м.Доронина, за ней наша бухта Труда.
Заходим в б.Труда идём вдоль южного берега, с этой стороны бухты отдыхающих меньше т.к. сюда сложнее проехать, плохая дорога. Посреди бухты заметил какой-то катер. При приближении, оказалось это «Охотник», катер снабжённый специальной промысловой системой яркого освещения для ловли кальмара (это "лампочки" на проводах висящие вдоль судна). Кстати, его можно взять в аренду, час 5000-7000 рупь, сутки 30 000. Развлечение для богатеньких) https://www.vl.ru/arenda-katera-ohotnik Далее, двигаясь вдоль южного берега, подплываем к судну «Богатырь», которое здесь дожидается своей печальной участи. Под надписью «Богатырь» хорошо просматривается старое имя корабля Stellanova. Под таким именем судно принадлежало Нидерландской компании Jumbo Spirit. Затем было куплено Владивостокской судовой компанией «Гудзон». В 2018 году компания попала под санкции США по КНДР. Банки, включая российские, заблокировали счета, суда стали задерживать в иностранных портах, партнёры отказывались от контрактов, начались невыплаты зарплат и возбуждения уголовных дел.... компания начала умирать. Вот тут статья и интервью с гендиректором компании, об этой ситуации, кому интересно почитайте. https://primamedia.ru/news/1113165/ Статья 2021 года, а сейчас уже есть финал истории. В июне 2022 г. арбитражный Приморский суд признал компанию банкротом, все оставшиеся суда будут проданы за долги. В общем, печальная история, флот специальных судов, не старых, на ходу, пойдёт за копейки на металл, в том числе «Богатырь». Идём дальше. За «Богатырем», в тени его могучего корпуса небольшая стоянка катеров. Далее ещё какие-то судёнышки, и даже две припаркованные плавучие бани) Впереди видна полоска нашего пляжа. Встретилась плавучая беседка, оборудованная мангалом, сдающаяся в аренду. На крыше гордо сидят арендаторы) А вот и наш лагерь. Последние гребки даются с трудом, силы иссякли. Провели на воде около четырех часов, у меня руки-ноги отваливались, но перед детьми и друзьями виду не показывал) Время около 19-00, народу на пляже много. Пока нас не было, не обошлось без копа, дети нарыли в песке монетку) Все уже наелись-напились, мы ставим сапы на просушку, и на ужин в обеденную зону) Жара спала, прекрасный вечер. Длинные тени деревьев, опускающееся за сопки солнце, удобные шезлонги, вкусный шашлык… После приятного ужина и небольшого отдыха прогулялся по пляжу. Встретилась группа квадрациклистов. Возле моря машины ставить уже негде, поэтому их оставляют на подъездной дороге. На небольшом пляже б.Труда я насчитал аж шесть точек проката сапов. Нагулявшись, быстро собираемся домой, надо поспешать если не хотим ползти в пробках. Время около 21-00, мы уезжаем, а люди на пляж всё прибывают. Скоро начнёт темнеть, а сапов на воде меньше не становится! Как мы не старались, при въезде в город, в районе Морского кладбища, попали в пробку) Вот так мы съездили в бухту Труда 27.07.2022 г.