Алёна ! Здорово ! Живая история !!! Заслуженный "+" thumbup И сейчас, это маленькое чудо, - увидеть подлинный народный костюм "в цвете".
Цитата(smol 76 @ 27 Мая 2010, 18:44) Алёна ! Здорово ! Живая история !!! Заслуженный "+" thumbup СПАСИБО Добавлено: [mergetime]1274972114[/mergetime] Makss, это фото Дорогобужской крестьянки выставил Кузьмич на стр.1
Цитата(Makss @ 27 Мая 2010, 19:09) Точно, пардон. Теме уж больше года.... А розовый ситцевый сарафанчик попадёт на фотосессию? Попадет)))
Цитата(Spirit @ 27 Мая 2010, 18:25) Цитата(Pilot @ 27 Мая 2010, 18:06) Алён, а повязка на голове соответствует статусу? Срочно на АВУ! thumbup Володь, я уже писала о том, что кокошник и кушак, к сожалению, не сохранились Поэтому на голове платок, а на поясе лента, то, что оказалось под рукой. Нет-нет-нет, только не кокошник! Смилуйся, Алёнушка, дай же людям Надежду! Ща меня отправят в бан! offtop
1. Вышивка на рукавах рубахи 2. Необычный покрой рукавов 3. Верх сарафана. Вид спереди 4. Верх сарафана. Вид сзади
Читаю о быте смолян,ловлю себя на том , что и во мне присутствует многое от предков."Недоедено,зато долежено".А ведь многим из нас работодатель и сейчас не доплачивает,вот и нет стимула к труду.Народ и сейчас рождает поговорки,вот из современного: "-уй летел через болото,какая зарплата,такая работа!" НО!С другой стороны,и - "-Лучше за рубль лежать,чем за десять бежать!" Вот и я борюсь со своей ленью ,с переменным успехом. А вот на коп ,почему-то,никогда не лень ехать!
Вспомнилось, что в детстве родной дядюшка называл меня "смоленский рожок". И у Твардовского, в Теркине ... Не иной какой, не энский - Безымянный корешок, а действительно смоленский, как дразнили нас, рожок... Интересно, почему ? Из-за характера или рожки были хороши?
Цитата(eakSm @ 10 Декабря 2010, 13:25) Интересно, почему ? Из-за характера или рожки были хороши? Из сети: Народная художественная культура Смоленщины Смоляне, несмотря на трагическую историческую судьбу этого края, сохранили в удивительной чистоте истоки музыки восточных славян. Наш древний край славился своими народными инструментами; кугиклами, сопилками, волынками, балалайками, но особенно рожком и скрипками. Смоленский рожок – это самодельный народный музыкальный инструмент; состоит он из трех частей: резонатора, сделанного из бычьего рога, деревянной трубочки с пятью голосовыми отверстиями и трости – пищика из тростника. Но несмотря на простоту своего устройства, смоленский пастуший рожок, или, как его еще называют, жалейка, своей мелодичной задушевной игрой исстари пленяет сердце русского человека, вызывает в нем и радость, и светлую грусть. Испокон веков пастухи славились своей искусной игрой на рожках, особенно преуспевали смоленские рожечники. Об этом говорится в известной народной песне: Пастух выйдет на лужок, Заиграет во рожок. Хорошо пастух играет Выговаривает. Чаще всего пастухи играли на рожке в одиночку, когда пасли скот, но иногда они собирались, по их выражению, «поиграть вместях». Сойдутся трое-четверо, разучат на слух народные песни, и тогда они – самые желанные, самые почетные гости на праздниках, на свадьбах и гулянках. Нередко рожок применялся и при хоровом пении, придавая ему особый деревенский колорит. «Смоленский рожок» - это выражение, как известно, в старину нередко применялось и к человеку – смолянину, конечно, в приветливо-дружеском смысле. Смоленский рожок введен в состав инструментов государственного русского народного оркестра имени Осипова. Русская народная инструментальная музыка остается мало исследованной. Между тем, еще в 30-х годах Б.А. Струве подчеркивал большую роль традиционного искусства народных скрипачей в развитии русского скрипичного исполнительства. В народном искусстве Смоленской области скрипка предстает и как сольный, и как ансамблевый инструмент. Часто различные музыканты деревни собирались в большой единый ансамбль. Об этой традиции, например, писалось в «Харьковских губернских ведомостях» в 1889 году 11 сентября: «Велика … любовь смоленских крестьян к музыке; здесь нет, можно сказать, ни одной деревни, где бы не было одного или двух музыкантов, пиликающих на скрипке и готовых… из любви к искусству целый день работать на своем инструменте на потеху и утешение честной компании. На деревенских гулянках таких скрипачей и свирельщиков бывает обыкновенно по несколько человек, играющих довольно согласно несложные русские мотивы. Благодаря этой любви к музыке, создалось в губернии за последнее время скрипичное производство как кустарный промысел. Кроме скрипок, в губернии приготовляют также свирели – деревянные трубочки, музыка которых отличается приятным тембром.» Скрипка в течении столетий была наиболее универсальным и популярным инструментом в народно-музыкальном быту Смоленской области. Без нее не обходился ни один народный или семейный праздник. На праздниках, гуляньях, посиделках, на танцах скрипка – первая музыка, а уж потом гитара, балалайка, гармонь. Центром кустарного производства скрипок были деревни Корюзино и Масолова Гора в 15-17 км. от Смоленска. В этих деревнях скрипичные мастера были в каждом доме (все они были и музыкантами). Скрипки изготовлялись по расчетам, которые, к сожалению, не сохранились. Известно лишь, что отчетливые приметы своего сородича – гудка, несут на себе детские скрипки, те которые делали сами себе ребята, желавшие выучиться на скрипке. Самые простые – из лучинки, с четырьмя натянутыми вместо струн конскими волосиками. Более сложные – скрипки-«долбанки» из березового полена. Технология их изготовления в точности совпадает с тем способом, каким делались гудки, найденные при раскопках в Новгороде в слоях XII века. Полено сначала долбят, вынимая из него древесину, потом готовый корпус сверху накрывают дощечкой с прорезями – верхней декой, натягивают струны и скрипка готова. Смычок – упругая, выгнутая «луком» палочка, стянутая вместо тетивы пучком конских волос, выдранных из хвоста кобылы. А на струны шли кишки свежезарезанного барана. Их надо было вычистить, промыть, свить туго-натуго, как веревку, и оставить подсыхать в избе. По народным приметам, струны обязательно порвутся, если при «обыгрывании» новой скрипки будет присутствовать человек, глаза которого одного цвета с глазами зарезанного барана. За неделю мастер делал 7-9 скрипок. Дерево подбиралось для разных деталей по породам. На верхнюю деку шла ель, на нижнюю – верба, на обечайки – клен; шейка, головка, гриф выделывались из груши. Продавались скрипки на смоленском рынке. Один из скрипачей, в детстве игравший на кустарной скрипке, купленной в Смоленске, как-то рассказывал, что «сивая краска на ней была; было всего три струны, хотя колков - четыре». Отдельные кустари по изделию скрипок были и в других местах Смоленской области. Многие скрипачи пробовали себя в этом деле, конструируя скрипку не по расчетам, а по выкройке, снятой с уже имевшейся. Расчеты, по которым изготовлялись скрипки, к сожалению, не сохранились. Кустарный промысел просуществовал до 30-х годов XX столетия. Кустари не смогли конкурировать с наладившимся фабричным производством инструментов, но музыканты, вспоминая старые кустарные скрипки, признают, что они звучали лучше фабричных. Основным назначением скрипки было обслуживание свадеб. Настоящая свадьба, говорят на Смоленщине, бывает только со скрипкой. В настоящее время свадебный обряд полностью не сохранился. Тем не менее, если свадьба справляется по старинному, то обязательно приглашают скрипача. Скрипачи своей игрой сопровождают все перипетии свадьбы, начиная от заручен (сватовства) и кончая последним разъездом гостей. Они следуют с женихом и невестой в свадебном поезде, играют дорожные, встречные, застольные и другие песни. Одна из главных обязанностей скрипача на свадьбе – следить, чтобы не затухало веселье. Если на свадьбе между сватами вдруг разгорается ссора, то скрипач тут же начинал играть «Русскую» или «Небылицы». Желая увлечь за собой партнеров и гостей, он привставал со стула и, не переставая играть, начинал энергично раскачивать скрипку из стороны в сторону и вверх-вниз, как бы дирижируя всем своим телом. Это называется «играть с подмахом». Свадьба для деревенского скрипача – то же, что для профессионального артиста спектакль, сценическое действие. Здесь он показывает все свое мастерство, проявляет свой неуемный темперамент. В округе долго потом вспоминают игру скрипача, обсуждают ее. Так приходит к музыке слава. Роль скрипки в свадебном обряде проявляется особенно ярко, но она значительно и в других явлениях сельского быта. Скрипачи играли на празднике, справляемом по окончании сева ржи. До сих пор бытуют песни, приуроченные к календарным праздникам, многие из которых исполняются в сопровождении скрипки. На скрипке исполняли похоронный плач; когда женщина «плачет» мелодия ею точно не воспроизводится, мелодию играет скрипач. Игра скрипача на Смоленщине входила в обряд похорон и поминок. Несомненно это доказывает связь скрипичного искусства с другими языческими верованиями и ритуалами. На танцах и посиделках обычно играл небольшой ансамбль из двух-трех скрипок и бубна, иногда присоединялись ложки. При музицировании в более интимной обстановке скрипку часто сопровождали балалайка или гитара. Такого рода «домашний ансамбль» может быть использован и для танцев, но как исключение. Впрочем, песни и танцы в сопровождении единственного скрипача солиста – не редкость. В некоторых местах, несмотря на наличие других инструментов, на гуляньях и танцах играли только скрипачи. Всюду на Смоленщине на городских ярмарках можно было услышать скрипачей. Ярмарочные скрипачи были подлинными носителями народных традиций, у них учились скрипачи младшего поколения. Кроме местных скрипачей были известны странствующие музыканты. Некоторые из них совмещали свое искусство с каким-либо ремеслом. Переходя из деревни в деревню, они останавливались на некоторое время, поселялись в чьей-либо избе. Эти музыканты часто приносили новый репертуар, неизвестный до сих пор в данной местности. И этим объяснялось наличие характерной «городской» музыки в репертуаре деревенских скрипачей в самых глухих уголках Смоленщины. Среди странствующих скрипачей известны были и такие, которые зарабатывали на жизнь только игрой на скрипке. Их деятельность обычно была ограничена определенной территорией, в пределах которой они периодически появлялись, навещая одни и те же знакомые деревни. Скрипачи были почти в каждой деревне, в некоторых по два и более. В Монастырщинском районе в каждой деревне было не менее пяти хороших скрипачей. Нередко встречались семейные скрипичные ансамбли, состоящие из трех-пяти музыкантов. Скрипка не являлась привилегией мужчин. Встречались и женщины-скрипачки. (Например, жена скрипача-белоруса В. И.Лобуся Марья Филипповна – уроженка села Доброселье из-под Татарска Монастырщинского района.) Однако с распадом многих русских деревень скрипка там звучала все реже. В наше время сохранились совсем немногочисленные носители этой богатейшей народной музыкальной культуры. Но к нашему счастью сама культура не умерла и традиции не угасли – жизнестойкость у народной культуры особенная. Ее подхватили и понесли энтузиасты подлинно народной традиционной инструментальной музыки – профессиональные музыканты. И хочется надеется, что круг этих людей будет расширяться по мере того, как все новые исполнители на скрипке будут заново открывать для себя эту начавшую было угасать народную культуру. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Казанская, Т.Н. Скрипка на Смоленщине // Музыка России: Альманах.- М.: Сов. композитор, 1979.- С. 340-353. Максимов, Е.И. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов: Исторические очерки.- М.: Сов. композитор, 1983.- 152 с. Павлов, Д.Н. Смоленский рожок //Литературный Смоленск.- 1956.- № 15.- С. 365-366. Попонов, В.Б. Русская народная инструментальная музыка.- М.: Знание, 1984.- 111 с. Рытов, Д.П. Традиции народной культуры.- М.: Гуманит. издат. Центр «Владос», 2001.- 384 с. Смирнов, Б. Русские скрипачи // Советская музыка.- 1960.- № 8.- С.99-103.
Цитата(eakSm @ 13 Декабря 2010, 12:18) Спасибо. Этот бы рожок да послушать в чистом поле, на воле. Увы, его можно услышать только если в филармонии. Сейчас другие времена и в чистом поле, на воле, мы, например, слушаем другой "смоленский рожок". Через наушники металлодетектора льётся другая музыка, и если звуки "правильные", то нет ничего сладостней этих звуков и трелей для сердца поисковика...
это фото поможет сформировать правильное представление о быте крестьян, поисковые находки это подтверждают....
Цитата(Makss @ 13 Декабря 2010, 19:09) Цитата(eakSm @ 13 Декабря 2010, 12:18) Спасибо. Этот бы рожок да послушать в чистом поле, на воле. Увы, его можно услышать только если в филармонии. Сейчас другие времена и в чистом поле, на воле, мы, например, слушаем другой "смоленский рожок". Через наушники металлодетектора льётся другая музыка, и если звуки "правильные", то нет ничего сладостней этих звуков и трелей для сердца поисковика... Как-то в начале 1980-х годах перегонял машину из Калининграда в Мурманск и остановился на дозаправку и покупке продуктов в одном из поселков Белорусии.Ко мне подошел мужик и предложил свою помощь.Узнав,что корни из Смоленщины,он сказал,что это смоленские рожки,а псковские лапти.Именно тогда я услышал про рожки,а теперь этим даже горжусь.