Идея создания подобной темы как-то витала в голове, потому как наряду с непритязательными формулировками в Наградных листах, типа "предан делу партии ...", "умело руководил ...", "убил (некоторое) число фашистов" и т.п., зачастую проходит ЗНАЧИМАЯ информация, связанная с определенными событиями, датами, местами, персонажами, автобиографическими материалами. Попадались интересные Наградные, связанные "со взятием и обороной (нашими) д.Хлепень"(операция МАРС), с "танковым десантом у д.Каменка", с "отражением атак у церкви с.Покровское". А на днях (как Новогодний Подарок) "нашел" Наградные с ФОТОГРАФИЯМИ !!! Аж, дух перехватило! Как только материал подработаю - "выдам на горА".
Весьма справедливо! И это относится не только к ВОВ. Лично я работал и работаю с наградными списками полков 1812 г. из которых, порой, характер событий, боев, просматривается совсем не так, как в общепризнанной литературе.
AVIA, замечательно просто! Дайте, пожалуйста, ссылку на фотографии (очень интересно) и нужно подумать, как информацию из наградных размещать, мне было интересно делать привязку событий к населенным пунктам, я потихоньку делаю это по Угранскому району
ЭКИПАЖ БАТОВСКОГО. Калининский Фронт. 11 Отдельный Разведывательный Авиационный Полк. август - октябрь 1942 года. В августе 1942 г. в составе 3-й Воздушной Армии был сформирован 11-й орап . "Одним из наиболее решительных и смелых пилотов 11-го орап был старший лейтенант Михаил Батовский. За четыре месяца он 16 раз встречался с истребителями противника и 5 раз вёл с ними воздушный бой."/1/ За боевые заслуги; командир звена - лейтенант Батовский Михаил Филиппович - награжден Орденом Красного Знамени, штурман звена - старший лейтенант Шамин Николай Сергеевич; воздушный стрелок-радист, старший сержант Яковлев Никита Хрисанфович, - награждены орденами Красной Звезды. /Приказ войскам Калининского фронта №0300 от 12.08.1942 г./ В начале октября экипаж Батовского на "Пе-2" вылетел для выполнения очередного задания и по возвращении "его «пешка» была обстреляна зенитной артиллерией и получила прямое попадание в винт, который оторвало вместе с редуктором мотора. В этот момент от линии фронта экипаж отделяли почти 100 км. Батовский сумел удержать тяжело повреждённый самолёт в воздухе и через час с четвертью посадил его на своем аэродроме."/1/ Несколько по другому "художественно" это событие описано в Книге/2/: "В очень сложной ситуации оказался экипаж лейтенанта Михаила Батовского. Возвращаясь с разведки ржевского плацдарма, он попал в зону сильного зенитного огня противника. Снаряды рвались все ближе и ближе к машине, хотя летчик постоянно маневрировал. Небо над Ржевом заволокли облака черного дыма. Наконец снаряд ударил в правый мотор. Он сбил воздушный винт и редуктор. «Петляков» пошел на снижение, которое больше было похоже на падение. Фашисты прекратили огонь. Но Михаил Батовский сумел вывести «пешку» из падения и на одном моторе повел на свой аэродром. Приземлился благополучно. Подбежавшие к машине авиаторы удивленно рассматривали подбитый самолет. – Прилетели на честном слове и на одном крыле, – сказал Михаил Батовский." За выполнение этого задания л-нт Батовский М.Ф. награжден Орденом Ленина, ст.л-нт Шамин Н.С. и ст.с-нт Яковлев Н.Х. - орденами Красного Знамени. /Приказ войскам Калининского Фронта № 0458 от 6 ноября 1942 г./ Далее ФОТО НА ПАМЯТЬ, сделанные после злополучного вылета: Пе-2 Батовского с поврежденным правым двигателем. Экипаж Батовского у "травмированного" самолета Собственно сам экипаж: командир звена, лейтенант Батовский Михаил Филиппович (в центре); штурман звена, ст.лейтенант Шамин Николай Сергеевич (справа от нас); воздушный стрелок-радист, ст.сержант Яковлев Никита Хрисанфович (слева от нас). /надеюсь ничего не попутал?/ ........................ Обратите внимание - представление на награждение подписано "10 октября", а Приказ о награждении подписан "6 ноября" и,.... неизвестно, узнал ли ЭКИПАЖ о своем Награждении, т.к "9 ноября" с очередного задания они НЕ ВЕРНУЛИСЬ. Посмертно никто из Экипажа не награждался. Были ли свидетели того боя и гибели экипажа сказать трудно. На этот счет есть разные версии случившегося: "9 ноября 1942 г. в 47-м боевом вылете «пешку» Батовского перехватила пара FW 190A в районе Велиж. В первой же атаке немцам удалось убить воздушного стрелка, а во второй -поджечь машину. Батовский и штурман капитан Шамин выбросились с парашютами, но «фоки» расстреляли их в воздухе. Посмертно оба офицера были награждены орденами Ленина, а в 1943 г. в полку появился именной самолёт «Михаил Батовский» - между прочим, тот самый, у которого был отстрелен винт...."/1/ В Книге "Воздушные разведчики"/2/ описание следующее: "Через неделю экипаж лейтенанта Батовского вызвали на командный пункт. Начальник штаба полка майор В. Л. Дробышев поставил задачу: сфотографировать районы Ярцево, Духовщины, Белого. – Задание важное, – подытожил Дробышев. – Данные этих районов интересуют командующего фронтом. Экипаж проложил маршрут, летчик, штурман и стрелок-радист предусмотрели действия в случае попадания в зону зенитного огня, при встрече с истребителями. – По местам! – приказал Батовский. Взревели моторы, Пе-2 вырулил на взлетную полосу, ушел в небо. Задание оказалось сложным. Едва заканчивался огонь зенитчиков, как наседали истребители. Воздушный стрелок-радист сержант Дмитрий Лапсин вел прицельный огонь, отбиваясь от «мессеров». Ни один из них не сумел приблизиться на дистанцию поражения. Командир же упорно вел машину по заданному маршруту. Штурман сфотографировал районы Ярцево, Духовщины. «Пешка» легла на боевой курс последнего района. – Белый позади, – доложил вскоре штурман. – Поехали домой! – воскликнул довольный Батовский. «Петляков» вырвался из зоны зенитного огня и взял курс на аэродром Колпачки. Линию фронта экипаж пересек на бреющем полете, и фашисты открыли по нему запоздалый огонь. Самолет шел уже над нашей территорией. Сержант Лапсин неожиданно увидел вражеский истребитель, заходивший в атаку. – Командир, слева сзади, дистанция четыреста метров – «мессер»! – доложил он Батовскому, – Чего же ты ждешь? Огонь! – Патроны кончились! Батовский начал энергично маневрировать. Но «мессер» уже вышел на дистанцию 100 метров и открыл огонь. Пули прошили фюзеляж, пробили бензобак. «Петляков» загорелся, стал неуправляем. – Прыгать! – это была последняя команда Батовского. Выполнить ее успел один сержант Лапсин. Самолет рухнул на землю и взорвался. Случилось это неподалеку от аэродрома. Наблюдатель, находившийся на НП, оборудованном на высокой сосне, доложил обо всем командиру полка. На место падения Пе-2 приехали комэск майор Г. А. Мартьянов и летчик старший лейтенант В. С. Свирчевский. Подкатила и пожарная машина. Упругой струей воды из шлангов пламя загасили, достали обгоревшие тела летчика и штурмана, привезли на аэродром. Хоронили разведчиков на поляне около двух берез, неподалеку от аэродрома. На траурном митинге выступили заместитель командира полка по политчасти майор Сергей Висягин и старший лейтенант Владимир Свирчевский. Последний только что вернулся из полета: его экипаж сделал чрезвычайно нужную командующему фронтом фотосъемку районов Ярцево, Духовщины, Белого. – Прощайте, боевые друзья, мы отомстим фашистам за вашу смерть, – сказал Свирчевский. Воздушных разведчиков похоронили со всеми воинскими почестями. В память об отважном летчике на фюзеляже одного Пе-2 написали: «Михаил Батовский». На этой машине летал на разведку его друг Владимир Свирчевский. Раненого и обожженного Дмитрия Лапсина подобрали наши пехотинцы и доставили в госпиталь. Однополчане часто навещали его. Приезжал к нему и Свирчевский. – Выздоравливай, Дима, будем вместе летать на самолете «Михаил Батовский», – говорил он стрелку-радисту. Когда Лапсин вернулся в полк, его и вправду зачислили в экипаж старшего лейтенанта Свирчевского.__" Понимаем, что Книга - это все таки "художественное" произведение. "Обе версии не вполне соответствуют друг другу и донесениям о безвозвратных потерях полка, согласно которым погибли и похоронены летчик Батовский и стрелок-радист Яковлев, а судьба штурмана Шамина осталась неизвестной. Штурман Шамин, предположительно, выбросился из самолета на парашюте, пропал без вести. Летчик и стрелок-радист сгорели в самолете. Похоронены в районе д. Аксентьево Ильинского р-на Смоленской области. После войны перезахоронены в братской могиле д. Лесохино Западнодвинского р-на Тверской области."/3/ А вот о чем нам "говорят" Документы: Лапсин Дмитрий Мартынович, персонаж не вымышленный, но к Экипажу Бартовского никакого отношения не имеет. Донесения о безвозвратных потерях 11 ОРАП. Казалось бы все ясно и может быть где-то в местных Музеях нынешнего Западнодвинского (бывшего Ильинского) районов сохранилась инфа о самолете и его Экипаже, а может ведь быть и такое, что самолет никто не находил и летчиков "вписали в захоронение с документов". ??? Карты места Гибели Экипажа и места Братской Могилы. в списках которой значатся Батовский М.Ф. и Яковлев Н.Х. Используемая информация: /1/ - http://www.sakva.ru/hq/viewtopic.php?f=29&t=537 /2/ - Книга«Воздушные разведчики» - авторы:Владимир Тимофеевич Жарко, Михаил Максимович Глебов, Афанасий Григорьевич Синицкий /3/ - http://www.allaces.ru/p/people.php?id=16444 по Наградным Листам - ЦАМО фонд 33 опись 682525 единица хранения 99 ; по ОБД Мемориал - http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=51519818 http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=53472211 http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=51519843
Да, я тебя взял на карандаш. Ты не думай. Скоро получишь предложение, от которого не сможешь отказаться.
Есть хороший ресурс.Возможно поможет в поиске нужной информации Общедоступный электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» http://podvignaroda.mil.ru/
AVIA, добрый день. Попробуйте связаться с директором музея г. Западная Двина. У него есть несколько фото с болота у д. Аксентьево, а в музее - деталь с Пе-2. Директор музея Коновальцев Евгений Алексеевич. Я ему позвонил, отправил почту. Контакт: Коновальцев Евгений Алексеевич – дир музея Avangard_zdv@rambler.ru - рабочая почта в газете Авангард для Коновальцева Е.А. konovaltzeff.evgeny@yandex.ru - личная почта С уважением, Константин.
Прошел ровно месяц, как я отправил по указанному Вами эл.адресу, сообщение с просьбой поделиться информацией, связанной с гибелью экипажа Батовского, но пока, как говорится - "ни ответа, ни привета". Может Вам, SKUNS, повезло больше и Евгений Алексеевич дал Вам ответ по данной Теме.
ОДИН на ОДИН, с ППШ против "Ю-88". /без комментариев/ http://www.podvignaroda.ru/?#id=10733336&tab=navDetailDocument http://www.podvignaroda.ru/?#id=10733342&tab=navDetailDocument