В Ленобласти подняли фрагменты пропавшего советского самолета

Тема в разделе "Самолёты и авиация", создана пользователем zunder1, 26 фев 2016.

  1. Offline

    zunder1 scrapper

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    12.014
    Спасибо SB:
    88.000
    Отзывы:
    1.842
    Страна:
    European Union
    Из:
    city
    Интересы:
    no
    В Кировском районе Ленобласти накануне проходила экспедиция по подъему фрагментов советского истребителя ЯК - 7Б.

    http://lifenews78.ru/news/187129

    Поднятые поисковиками фрагменты подтвердили историю, которую помнит старшее поколение местных жителей.

    - 30 мая 1943 года пилот прикрывал Волховскую ГЭС. Его самолет был подбит и уже дымящийся возвращался на аэродром. По дороге летчик увидел, как немецкий Хейнкель-111 готовится к бомбометанию на порт Кобона, и принял решение таранить бомбардировщик, - рассказывает Олег Титберия из Российского военно-исторического общества.

    После столкновения немец упал в Ладогу, а советский летчик - на болото. Он успел выпрыгнуть из самолёта, но видимо, из-за ранения так и не смог выбраться на сушу. Летчика звали Александр Петрович Хорошков. Ему было 24 года, а родом герой из Тамбовской области.

    Обычно освобожденные из плена трясины самолеты ждет одна и та же участь - из нескольких воздушных машин эксперты собирают одну модель. Как правило это происходит, если самолет и его пилота не удается опознать. Но этот истребитель, скорее всего, отправится в музей обороны Ленинграда как образец храбрости советских летчиков. Возможно, на музейном стенде будет выставлен и сбитый Александром Хорошковым немецкий бомбардировщик, обломки которого подняли из Ладожского озера. Кроме того, поисковики постараются отыскать родственников советского героя.
     
    KATI, Татьяна**А, ohranik и 6 другим нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    oleg_g Команда форума

    Регистрация:
    2 апр 2015
    Сообщения:
    498
    Спасибо SB:
    1.880
    Отзывы:
    92
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    МО
    Интересы:
    поиск
    Имя ещё одного героя Великой Отечественной удалось установить поисковикам в Ленинградской области

    По крупицам собранная информация и в итоге уникальная экспедиция в места, где был сбит боевой Як-7Б. Сегодня его фрагменты подняли из болота. Когда-то это была "дорога жизни". Выяснилось, что за штурвалом был младший лейтенант Александр Хорошков. Всё это время его считали пропавшим без вести. Он погиб, защищая жителей Ленинграда, когда ему было всего 24.

    Такая погода для поисковиков – настоящий подарок. Январские морозы сковали Большое болото, а сейчас почти плюсовая температура и к месту падения самолета, наконец, может добраться техника. В другое время сюда не пройдут даже снегоболотоходы.

    "Эти места глухие, недаром называется болото Большое. Если в другое время года попытались бы сюда попасть, это было бы невозможно", - говорит руководитель военно-исторического центра Северо-Западного федерального округа Олег Титберия.

    О том, что в небе над Ладогой 30 мая 1943 года советский летчик таранил вражеский самолет, рассказывали еще старожилы. Но определить место его гибели смогли только три года назад. Охотовед обратил внимание на небольшую деталь посреди болота.

    К поиску подключилось Российское военно-историческое общество. Несколько месяцев его участники обходили топи с металлоискателями, прощупывали болотные ямы руками. Водолазы рубили почти метровый лед, погружались по горло в промерзшую жижу. И вот на поверхности появляется стойка шасси. Почти в идеальном состоянии. Болотная вода прекрасно сохраняет детали: пулемет, изогнутый от удара о землю, двигатель, винт. И главное, самое ценное для поисковиков – заводские номера. Они читаются без труда! Теперь можно точно определить и имя летчика.

    "Хорошков Александр Петрович. Мы считаем, что место падения самолета – это место гибели летчика. Он был представлен к награждению не посмертно, а как живой", - говорит руководитель департамента поисковых работ Российского военно-исторического общества Сергей Мачинский.

    Лейтенант Хорошков родился в деревне Изосимово Тамбовской области в 1919 году. Окончил авиашколу. С начала войны - на Ленинградском фронте. 30 мая 1943 года вылетел на прикрытие "дороги жизни". Атаковал несколько немецких бомбардировщиков, вынудив их уйти, так и не сбросив бомбы. Но при этом сам был ранен, а самолет получил серьезные повреждения. Горел. До аэродрома ему оставалось всего несколько километров. Он мог дотянуть, но увидел в прицел вражеский "Хайнкель".

    "Он был уже ранен, были все основания ему покинуть самолет. Но он видит немецкий бомбардировщик и принимает решение таранить", - говорит руководитель военно-исторического центра Северо-Западного федерального округа Олег Титберия.

    В поднятом самолете видны патроны, почти неизрасходованный боекомплект. По всей вероятности, летчик не мог стрелять, потому что истекал кровью. Он умирал, но обессиленный все равно направил свою машину на врага, лоб в лоб.

    Сегодняшняя операция – очень важный и трогательный момент, но, как говорят поисковики, далеко не финал всей работы. Реставраторы обещают привести в порядок хотя бы некоторые детали самолета, а поисковики поставили перед собой цель — обязательно найти родственников летчика Хорошкова Александра Петровича. 24-летний герой создать семью не успел. В родной деревне его так и не дождалась мама Наталья Макаровна. Но 72 года спустя можно, наконец, сказать, что летчик возвращается домой.

    Смотрите оригинал материала и видео на http://www.1tv.ru/news/social/302758
     
    Татьяна**А, Ivanich, Юниор и 7 другим нравится это.
  4. Offline

    oleg_g Команда форума

    Регистрация:
    2 апр 2015
    Сообщения:
    498
    Спасибо SB:
    1.880
    Отзывы:
    92
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    МО
    Интересы:
    поиск
    С форума "Поисковое движение России"
    http://forum.rf-poisk.ru/viewtopic.php?f=6&t=244

    В архивных документах говорилось, что 30 мая 1943 года, в период 19.35 -20.50 шестерка самолетов Як-7б (ведущий, заместитель командира АЭ, гвардии старший лейтенант Коротков Николай Сидорович) в районе Новой Ладоги заметили немецкие бомбардировщики, которые шли под прикрытием истребителей ФВ-190. Наши летчики атаковали строй бомбардировщиков. Пара Як-7б (гвардии лейтенант Кудрявцев Дмитрий Иванович и гвардии младший лейтенант Хорошков Александр Петрович) сбили один немецкий истребитель ФВ-190, который упал в районе озера Токаревское. Во время воздушного боя летчики потеряли из виду самолет Хорошкова, но по их предположению Хорошков таранил немецкий бомбардировщик Хе-111, который упал в районе Шлиссельбурга. Так в оперативной сводке 240-й ИАД появилась запись, что гвардии младший лейтенант Хорошков не вернулся с боевого задания.
    В акте расследования о таране самолета противника, говорится уже более уверенно:
    «… В районе Новой Ладоги заметив бомбардировщиков противника в сопровождении истребителей, произвел первую атаку в ходе которой выйдя из-под удара истребителей, Хорошков врезался в середину строя Хе-111, ведя огонь из пушки и пулеметов. Получив повреждения своего самолета, загорелась левая плоскость, Хорошков произвел таран, отрубив винтом хвостовое оперение Хе-111 и покинув свой самолет выбросился с парашютом. Самолет противника вместе с экипажем упал в Ладожское озеро…».
    1 июня 1943 года командование 86-го гв.ИАП подписывает на гвардии младшего лейтенанта А.П. Хорошкова наградной лист, в которой указывается:
    «…30 мая 1943 года ранен в воздушном бою в руку и получил ожоги лица…
    30 мая 1943 года выполняя боевое задание на перехват группы бомбардировщиков был ранен в руку, подожжён истребителями противника, на горящем самолете произвел таран самолета противника Хе-111, который упал после тарана, сам приземлился с парашютом…».
    Причем к наградному листу прикладывается подтверждение от поста ПВО Ладожского района ПВО, в котором говорится, что:
    «…30 мая 1943 года в 21.15 в воздушном бою 1 Хе-111 был протаранен самолетом Як-7б и после повреждения хвостового оперения самолет противника Хе-111 упал 12 км севернее южного побережья Ладожского озера.
    Подтверждает начальник поста 1203 старшина Кольцов.
    Согласно боевых донесений летчиков и времени сбитый самолет противника Хе-111 засчитать за гвардии младшим лейтенантом Хорошковым…».
    Судя по приведенной выдержки из наградного листа, выясняется, что Александр Петрович Хорошков подбитый в воздушном бою, на горящем самолете таранит еще один немецкий самолет, и потом выбрасывается из горящего самолета на парашюте и благополучно приземляется на землю. Причем в графе о ранениях летчика, подробно расписывается, что летчик получил ранение руки и ожоги головы. Напомним, что этот документ подписан командиром полка гвардии подполковником Найденовым 1 июня 1943 года (то есть, на второй день, после описанного боя). Приказом командующего войсками 6-й Воздушной армии от 16 июля 1943 года (в это время 240-я ИАД вернулась в состав 6-й ВА), гвардии младшего лейтенанта А.П. Хорошкова награждают орденом «Красного Знамени». Причем в приказе, нет отметки о том, что летчик погиб, либо пропал без вести, что еще раз говорит о том, что летчик живой.
    Вот только этому почему-то противоречат другие документы, так же оформленные в штабах вышеуказанных воинских формирований:
    - 3 июля 1943 года штабом 240-й ИАД составляется донесение о том, что А.П. Хорошков пропал без вести 30 мая 1943 года;
    - 27 июля 1943 года на основании вышеназванного донесения подписывается приказ Главного Управления кадров ВВС КА об исключении из списков Красной Армии как пропавшего без вести;
    - 20 декабря 1943 года Тамбовским ОВК выписывается извещение о пропаже без вести родным Хорошкова А.П., для оформления пенсии.
    Кроме того, в составляемой в 90-е годы ХХ-столетия Книги Памяти по Тамбовской области – А.П. Хорошков так и значится пропавшим без вести (правда с ошибкой - 30 мая 1944 года, в районе города Шлиссельбург Ленинградской области).
    Так как же сложилась судьба этого мужественного летчика? Он погиб 30 мая 1943 года после тарана немецкого бомбардировщика? Или смог спуститься с парашютом и вернутся в полк?
    Что интересно, но на доступном для всех сайте Министерства обороны Российской Федерации «Подвиг Народа» указаны награды Александра Петровича Хорошкова (орден «Красного Знамени» полученный в 1942 году, орден «Красного Знамени» от 16.07.1943г., за таран немецкого бомбардировщика, и представление (а не утвержденное награждение) к медали «За оборону Ленинграда». Что характерно, но после последнего награждения в 1943 году, больше ни одной награды у А.П. Хорошкова не указано, что очень странно, для летчика, который вернулся в полк.


    Родился Александр Петрович Хорошков 21 апреля 1919 года в селе Изосимово Глазковского района Тамбовской области. Окончил 7 классов и школу ФЗУ при паровозоремонтном заводе в городе Мичуринске. Работал слесарем. В 1935 году вступил в ВЛКСМ. Занимался в Тамбовском аэроклубе, через который и был призван в РККА с 28 апреля 1940 года. Окончил Егорьевскую военную авиационную школу пилотов. Служил в ней лётчиком-инструктором. В 1 февраля 1942 года в распоряжении командующего ВВС Северо-Западного фронта. С 24 апреля 1942 года старший сержант, пилот 1-й АЭ 642-го легкобомбардировочного авиационного полка ВВС 34-й армии Северо-Западного фронта. Летает на боевые задания на самолете У-2. 13 августа 1942 года приказом командующего войсками Северо-Западного фронта награжден первым орденом "Красного Знамени". Находясь на фронте подал заявление в партию, и стал сначала кандидатом, а затем и членом ВКП(б). За время нахождения в легкобомбардировочном авиационном полку совершил 172 боевых вылета на самолете У-2, с налетом 186 часов. В январе 1943 года, после переобучения переведен на должность летчика в состав 744-го истребительного авиационного полка (с 01.05.43г., 86 гв.ИАП).
    «…За время нахождения в полку (до 30 мая 1943 года) совершил 9 боевых вылетов, провел одиночно и в группе 3 воздушных боя, лично сбил 2 самолета противника Хе-111, один из них путем тарана…», так записано в наградном листе. Кроме того, в этих документах отображен воздушный бой, который состоялся при вылете 27 мая 1943 года (напомним, что первое упоминание о найденном самолете Як-7б № 820747, как раз связано с датой 27 мая 1943 года):
    «…27 мая 1943 года, выполняя боевое задание на перехват бомбардировщиков противника, встретил на высоте 5000 метров до 50 штук бомбардировщиков, приближавшихся к подступам Волховстроя. Тов. Хорошков со своим ведомым со всей группой сразу бросились в боевые порядки бомбардировщиков. Сразу со второй атаки лично сбил 1 Хе-111, второй подбил. Весь строй бомбардировщиков противника был рассеян на подступах к Волховстрою. Ни одному самолету не удалось пробиться к цели…».
    А вот как этой бой 27 мая, описывает командир 240-й истребительной авиационной дивизии, гвардии полковник Г.В. Зимин в своих воспоминаниях «Истребители»:
    «…Вечером 27.05.1943 г. система «Редут» оповестила о приближении самолетов противника к Новой Ладоге. Немедленно были подняты группы истребителей 240-й иад: две шестерки Як-7б от 86-го гв.иап (ведущие капитаны А.В.Зазаев и И.Я.Попович) и девять ЛаГГ-3 от 156-го иап (ведущий капитан И.Г.Романов). У противника насчитывалось до 35 бомбардировщиков «Хейнкель-111» под прикрытием 12 истребителей. Летчики 86-го гвардейского, набрав высоту, пошли на перехват в район железнодорожной станции Жихарево, но были перенацелены с КП полка в район города Волхов. Над ним шестерка «яков» капитана Зазаева встретила три группы бомбардировщиков (по 9 машин в группе) под прикрытием истребителей. Пара А.В.Зазаева с ходу атаковала замыкающее звено Хе-111, и ведомый И.К.Сомов с близкой дистанции сбил один бомбардировщик. Стрелки с «хейнкелей» открыли интенсивный огонь, чтобы не дать нашим истребителям возможность атаковать с малых дистанций.
    Сбив самолет замыкающего звена, мл.лейтенант И.К.Сомов нацелился на второе звено Хе-111. Во время повторной атаки он оторвался от капитана Зазаева, пристроился к капитану А.М.Манову, вместе с которым и ушел на свой аэродром, после того как израсходовал весь боекомплект. В то же время его ведущий попеременно атаковал двух Хе-111. Боекомплект его тоже был на исходе. В ходе боя к Зазаеву присоединился еще один истребитель, и эта пара тоже благополучно вернулась на аэродром. Третья пара из этой шестерки — мл.лейтенанты А.П.Хорошков и М.Ф.Манулин — атаковала группу бомбардировщиков при подходе к Новой Ладоге. На встречном курсе Манулин длинной очередью сбил Хе-111, после чего резко ушел вниз и, снова набрав высоту, атаковал с хвоста другой «хейнкель». С других бомбардировщиков по нашему истребителю открыли интенсивный огонь. Он был поврежден и стал неуправляемым. Мл.лейтенант воспользовался парашютом, благополучно приземлился на своей территории. Оставшийся без напарника Хорошков вел бой с двумя «фоккерами», одного из них сбил и тут же атаковал звено «хейнкелей». Ему удалось сбить и бомбардировщик, но сам подвергся атаке трех ФВ-190. Изобретательно маневрируя, летчик сумел оторваться от преследователей и благополучно вернулся на аэродром.
    Другая шестерка летчиков 86-го гвардейского авиаполка (ведущий капитан И.Я.Попович) на подходе к Новой Ладоге вела бой с девятью Хе-111 и истребителями сопровождения. Пара капитана А.М.Манова и майора С.Г.Левитина сбила два бомбардировщика. Дальнейшим атакам наших летчиков помешали «фоккеры». Манов и Левитин вышли из боя с полностью израсходованным боекомплектом.
    Неподалеку от этой пары дрался гв.ст.лейтенант А.Н.Деркач. Опытный летчик, он сумел оторваться от наседавших «фоккеров» и тут же атаковал ближайший Хе-111. Бомбардировщик с резким снижением ушел на юг. Набирая высоту, гвардеец увидел, как один ФВ-190 нацеливается на наш «як». Деркач успел отсечь «фоккер» огнем и тем самым спас своего боевого друга от неминуемой гибели. Но в этот момент его снова атаковали два ФВ-190. Одного из них Деркач сбил. Но и его самолет полупил повреждения. Тем не менее летчик благополучно привел подбитую машину домой.
    «Лаги» 156-го авиаполка вели бой в районе Волхова с тремя Хе-111 и четверкой ФВ-190. Этот бой закончился безрезультатно.
    Таким образом, двенадцать летчиков 86-го гвардейского авиаполка сбили шесть «хейнкелей» и два «фоккера». Еще два вражеских истребителя подбили. Наши потери составили два самолета. Один летчик погиб…».
     
    Последние данные обновления репутации:
    Ivanich: 1 пункт (За "документоведение"!) 27 фев 2016
    Татьяна**А, Pavel_ll, zunder1 и 2 другим нравится это.
  5. Offline

    Михаил. Приказный

    Регистрация:
    30 мар 2015
    Сообщения:
    25
    Спасибо SB:
    70
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Л.О.
    Интересы:
    Авиация
    на видео основную яму не показали

    вот пару фото с подъёма

    VK_Saved_Photo_ 635920282306480508.jpg VK_Saved_Photo_ 635920282386572903.jpg

    номер самолета на лентоприемнике

    VK_Saved_Photo_ 635920282052773788.jpg
     
    Последние данные обновления репутации:
    Татьяна**А: 1 пункт (СПАСИБО!!!) 14 мар 2016
    kaban1941, Ivanich, oleg_g и 5 другим нравится это.
  6. Offline

    zunder1 scrapper

    Регистрация:
    19 дек 2012
    Сообщения:
    12.014
    Спасибо SB:
    88.000
    Отзывы:
    1.842
    Страна:
    European Union
    Из:
    city
    Интересы:
    no
    Михаил., а какая глубина ямы была?
     
  7. Offline

    Михаил. Приказный

    Регистрация:
    30 мар 2015
    Сообщения:
    25
    Спасибо SB:
    70
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Л.О.
    Интересы:
    Авиация
    пулеметы УБС

    VK_Saved_Photo_ 635920242852842696.jpg VK_Saved_Photo_ 635920253445623433.jpg

    до 3х метров примерно

    пушка ШВАК,

    VK_Saved_Photo_ 635920244337548966.jpg

    рукоятка управления

    VK_Saved_Photo_ 635920282184483564.jpg
     
    Последние данные обновления репутации:
    zunder1: 1 пункт (+ За УБС) 14 мар 2016
    Последнее редактирование модератором: 15 мар 2016
  8. Offline

    oleg_g Команда форума

    Регистрация:
    2 апр 2015
    Сообщения:
    498
    Спасибо SB:
    1.880
    Отзывы:
    92
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    МО
    Интересы:
    поиск
    Информация с сайта "Поисковое движение России" от Ильи Геннадьевича Прокофьева
    http://forum.rf-poisk.ru/viewtopic.php?f=6&t=244&p=761#p761

    К поиску родных погибшего летчика, подключились тамбовские поисковики – руководитель поискового отряда «Альтаир» Тамбовского приборостроительного колледжа, руководитель Тамбовского регионального отделения Общероссийского общественного движения «Поисковое Движение России» Елена Геннадьевна Валатина. Прошло буквально три дня и поисковикам удалось встретиться с родными Александра Петровича Хорошкова! В этом деле огромную помощь оказали заместитель главы администрации Изосимского сельсовета Галина Борисовна Троицкая и начальник отдела культуры администрации Мичуринского района Тамбовской области Надежда Васильевна Попова.
    Елена Геннадьевна Валатина встретилась в Мичуринске с племянницей Александра Хорошкова, Берниковой Валентиной Степановной и записала ее рассказ о семье Хорошковых. Оказалось, что родственников - племянников и племянниц много.
    «… В семье Хорошковых было четверо детей: Татьяна Петровна Хорошкова, в замужестве Попова, 1909 года рождения. Она одна сейчас осталась в живых из детей этой большой семьи. Сама родила 8 детей. В настоящее время живы пятеро из них: Попов Вячеслав Степанович, живет в Мичуринске, Сурова Людмила Степановна, живет в р.п. Никифоровка Тамбовской области, Матвеева Антонина Степановна, живет в Ленинградской области, Юрлова Нина Степановна, живет в с. Екатеринино Никифоровского района. Это все родные, племянник и племянницы. А еще их дети и дети детей.
    Отец, Хорошков Петр Григорьевич, 1882 года рождения, работал на паровозоремонтном заводе (сейчас это АО «Мичуринский локомотиворемонтный завод» «Милорем»). На войне он не был, так как работал на железной дороге, где у него была бронь. Умер в 1947 году.
    Мать, Наталья Макаровна, 1885 года рождения, была домохозяйкой. Мария Хорошкова, другая сестра Александра, умерла в 1942 году после контузии, полученной при бомбежки немецкими самолетами ст. Кочетовки. Похоронена на кладбище города Мичуринска, где похоронены и родители. Младший сын, Василий, 1922 года рождения, учился в школе 22 г. Мичуринска. Воевал под Москвой, был ранен, умер от туберкулеза в госпитале в городе Ярославль. Похоронен на Леонтьевском кладбище г. Ярославля.
    Александр Петрович Хорошков закончил школу семилетку в селе Изосимово. Потом учился в ФЗУ, занимался в аэроклубе в Мичуринске, потом в Тамбове. После Тамбовского аэроклуба Александра направляли в Куйбышев, вроде преподавать в летное училище, но он не хотел и рвался на фронт. Добился своего. Сначала летал бомбить немцев, но хотел летать на истребителе. Тоже добился, стал истребителем. В 1942 году пролетал через Мичуринск, недалеко от дома был аэродром (Турмасово), приходил домой с другими летчиками, заходило четверо человек. Были совсем мало, ушли к отцу. Приходили письма, к сожалению, которые не сохранились. У матери Александра хранилась вырезка из газеты "Красная звезда" 1943 года, в которой была статья о подвиге Александра и его портрет…».
    Также Елена Геннадьевна Валатина сообщила, что Тамбовские поисковики совместно с администрацией Тамбовской области и Мичуринского района хотят провести торжественное мероприятие, посвященное памяти Александра Петровича Хорошкова, которое планируется на 30 мая 2016 года, и будет приурочено к годовщине совершенного им тарана немецкого самолета.
    Кроме это родственники А.П. Хорошкова передали поисковикам копии фотографий (довоенных) на одной из которых запечатлен Александр (слева) с другом, и на втором фото мать Александра (вторая слева) Хорошкова Наталья Макаровна.

    [​IMG]


    [​IMG]
     
    Виктор К, Ivanich и Pavel_ll нравится это.
  9. Offline

    Lev «Старая Гвардия SB»

    Регистрация:
    2 июн 2009
    Сообщения:
    3.402
    Спасибо SB:
    2.905
    Отзывы:
    42
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Смоленская
    Интересы:
    филобутонистика
    Молодцы! Корреспондент допустил ошибку? Сказал что пилот из Тульской области, а вы пишите Тамбовская.
     
  10. Offline

    Михаил. Приказный

    Регистрация:
    30 мар 2015
    Сообщения:
    25
    Спасибо SB:
    70
    Отзывы:
    5
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Л.О.
    Интересы:
    Авиация
    Тамбовская
     

Поделиться этой страницей