Ершичи - путешествие в прошлое

Тема в разделе "Ершичский район", создана пользователем Wolf09, 11 апр 2017.

  1. Online

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    20.731
    Спасибо SB:
    92.370
    Отзывы:
    1.372
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    p2.jpg

    ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗЕМЛИ ЕРШИЧСКОЙ

    В доисторическим период территория нынешнего Ершичского района была покрыта ледником, двигавшимся на юг из Скандинавии. Около 15 тысяч лет тому назад из-за общего потепления ледник стал таять и отступать на север, оставляя на земле огромное количество камней, перемещенных ледником при его движении. Даже сегодня, по прошествии тысячелетий, несмотря на то, что человек постоянно собирал эти камни, освобождая землю для обработки на территории района очень много камней. Произведенными археологическими раскопками установлено, что люди на территории района, как и всей Смоленщины, появились около 10 тысяч лет тому назад. Это были бродячие охотники, которые жили родами. В поисках пищи они передвигались с места на место, охотясь на лосей, оленей, кабанов, медведей и других животных, занимаясь рыбной ловлей и собирая съедобные растения. Орудия труда первобытные люди изготавливали из камня. Все находки относятся к позднему периоду каменного века. На рубеже 3-2 тысячелетия до нашей эры появились первые металлические изделия - из меди и бронзы, украшения из янтаря. Ученые предполагают, что они попали сюда из Средней Европы, Карпат, Кавказа, Урала, Прибалтики, так как на территории нашего района руд и янтаря нет. Значит, уже в тот период происходил обмен предметами жизненного обихода между нашими далекими предками и соседними племенами. В середине первого тысячелетия новой эры многочисленные племена восточных славян начинают объединяться в большие племенные союзы. Один из таких союзов сложился вдоль рек Сож, Остер, Ипуть. Населявшие его племена назывались радимичами. К з нему относилось и население территории современных Шумячского и Ершичкого районов. На север от радимичей в сторону Смоленска и далее на север и северо-восток жили кривичи.

    1.jpg

    Племенной союз радимичей в этот период находился в стадии перехода от подсечного земледелия к пашенному. Уже было высоко развито ремесленное производство. Постепенно начинает распадаться и первобытнообщинный строй у радимичей. На смену малым патриархальным поселкам земледельцев — городищам, появляются открытые селища, основанные сельскими общинами. Происходит начальное расслоение общества. Появляются ремесленники, которые уже не связаны с землей. Выделяется феодальная верхушка.

    2.jpg

    Но до нас не дошло письменных свидетельств об этом временном отрезке в истории наших предков — радимичей.

    Поэтому о жизни людей в этот период нам, в основном, помогают узнать курганы, в которых производились захоронения умерших и погибших в боях. В таких курганах хоронили людей вместе с многочисленными вещами. Второе тысячелетия хранят свои тайны курганы у деревни Кузьмичи. Они растянулись полосой по высокому берегу реки Беседь более чем на два километра. Прошедшее тысячелетие словно придавило насыпи к земле. Сейчас курганы в высоту не более двух метров, зато в окружности двадцать-тридцать. До войны насчитывалось более 150 курганов. До наших дней сохранилось около пятидесяти. Исследовалась курганная группа только один раз в 1919 году профессором археологом С.М. Соколовским. Изучено было пятнадцать курганов. Это древние захоронения дохристианской эпохи. Археологи нашли большое количество бронзовых женских украшений, каменных орудий труда, предметов быта. По всему видно, что так хоронились знатные и влиятельные женщины. До сих пор никем не найдено ни одного золотого украшения. У древних славян золото не имело той магической силы, которую ему приписывали потомки. Деревня Кузьмичи - это самый юг смоленской области. Именно здесь в лесах, в верховьях рек Ипуть и Беседь тысячелетия назад жили близкие по языку и обычаям племена радимичей и кривичей. Это наши прямые предки. Радимичи были воинственны. Они постоянно воевали с соседями. Основными орудиями были боевые топоры и пики. С тех незапамятных времен наши прабабушки сохранили поговорку: «Родимец тебя забей». В деревне Новая Беседь, обнаружено еще более древнее городище каменного века. Множество каменных орудий труда до сих пор хранятся в Кузьмичском краеведческом музее и у местных жителей. Изучение содержимого курганов историками указывает на то, что в этих местах находились древние поселения. Некоторые из них были довольно крупными, отдельные могли сохраниться до наших дней. Все курганы являются достоянием государства, и всякие их раскопки без специальных разрешений запрещены. К началу IX века племенное объединение наших далеких предков радимичей занимало довольно большую территорию часть теперешней Смоленской области, в том числе территорию ныне Шумячского, РослаЁльского, Ершичского и Хиславичского районов, значительную часть Брянской области до реки Десны, восточные районы Белоруссии: Кричевский, Хотимский и некоторые другие.

    Летописец Нестор утверждает, что племя радимичей получило свое название по имени своего родоначальника Радима. «Пришел и поселился Радим по реке Сожу, от него прозвали радимичами». На севере от наших предков радимичей проживало сильное племя кривичей, занимавшее земли вокруг Смоленска и далее на север к верховьям Днепра, Западной Двины и верховью Волги. На восток от радимичей жило племенное объединение вятичей, на юг — северян. Историки считают, что племена радимичей, вятичей и северян, проживавшие на территории юга современных Брянской и Черниговской областей, были очень близки между собой и составляли восточную группу древнерусского населения.

    3.jpg

    На территории, которую занимали кривичи, недалеко от верховьев Днепра, на его берегу возник город Смоленск, впервые упоминающийся в летописи 863 года. Вокруг Смоленска объединяются не только кривичи, но и соседние племена. В 8-10 веках преобладающим занятием у наших предков было земледелие. Наряду с земледелием существовали и другие отрасли хозяйства — скотоводство, охота, рыболовство, бортнический промысел (сбор меда диких пчел). В 8-9 веках у радимичей происходит окончательный распад родового строя, постепенно зарождается классовое общество. Одновременно меняется форма языческой религии, занимавшей большое место в жизни наших предков. Вместо поклонения зверям, камням, деревьям, рекам люди начинают поклоняться могучим богам стихий: Дажбогу — богу солнца и огня, Стрибогу — богу ветров, Перуну - бог} грома и молнии, Купале — богу плодородия, любви и урожая и другим. Своих богов радимичи изображали в виде каменных и деревянных идолов.

    4.jpg

    Во второй половине IX века в среднем Приднепровье под властью Киева складывается древнерусское государство — Киевская Русь. Однако земли наших предков — радимичей не сразу вошли в состав Киевской Руси. В этот период на землях радимичей господствовали племена хазар, вторгшихся с востока, и норманнов, пришедших с северо -запада. В 888 году дружины князя Олега приходят на земли радимичей, изгоняют хазар и присоединяют эти земли к Киевскому государству. С той поры население нашего района должно было платить дань великому князю киевскому.

    В 988-989 годах при киевском кневском князе Владимире происходит крещение Руси по византийскому образцу. Жители нашего края не сразу приняли христианство. Привыкшие поклоняться своим старым богам, они никак не хотели признавать новую религию. Чтобы заставить их это сделать, потребовалось более двух десятилетий. В 1054 году великий киевский князь Ярослав М>дрый перед своей смертью разделил государство между пятью сыновьями. В результате этого раздела появились самостоятельные княжества Киевское, Новгородское, Черниговское, Переяславское, Смоленское, Волынское. Смоленск и его земли достались четвертому сыну Ярослава Мудрого — Вячеславу, который сразу же приступил к укреплению Смоленского княжества. Земли наших предков — радимичей были разделены между Черниговским и Смоленским княжествами. Южная граница Смоленского княжества проходила по реке Десне. Ершичские земли отошли к Смоленскому княжеству, начавшему быстро усиливаться. Особого расцвета Смоленское княжество достигло при князьях Владимире Мономахе и его внуке Ростиславе, правившем княжеством с 1127 по 1159 год. В этот период на Смоленской земле растут города, развивается торговля, увеличивается население, устанавливаются связи с другими княжествами. Именно в этот период появляется город Рославль, игравший впоследствии немаловажную роль в жизни населения нашего края. Ершичская земля испытывала на себе все исторические изменения, которым была подвержена Смоленщина на протяжении многих веков, пока шло становление современной истории села Вршичи. Менялись правители, шли войны - все пришлось испытать нашей земле. История нашего села, и история Смоленской области связаны воедино с историей России.

    Ершичи
    Когда возникло село Ершичи - достоверно неизвестно, но уже в 17 веке оно существовало и было центром прихода церкви, учрежденной во .имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Храм был деревянный, крестообразной формы, вокруг него шла крытая на колоннах галерея. В селе было 4 дома церковнослужителей и всего три крестьянских двора. В 30-е годы 18 века здесь были построены усадебный дом и хозяйственные постройки помещиков Лайкевичей, которым принадлежали окрестные земли.

    В 1857 году обветшалая церковь была разобрана и вместо нее построена новая на средства помещицы Наталии Бердяевой, тоже деревянная, на каменном фундаменте, крытая железом, снаружи и внутри окрашена масляной краской. Вначале церковь имела вид корабля, затем, в 1891 году, когда были сделаны боковые пристройки, приобрела крестообразную форму. Вокруг нее была поставлена деревянная ограда, а около ворот к большой дороге - часовня.


    5.jpg

    Название село получило по преданию, от слова «ёрш» - рыбы, в изобилии водившейся в реке Ипуть, хотя и маленькой, но без которой не обходилась ни одна приличная уха. Ершичи расположены на бойкой торговой дороге - мглинский тракт, на правом берегу некогда полноводной Ипути при впадении в нее небольшого ручья - притока Быстрик.

    По переписи 1859 года в селе было уже 25 дворов, в которых проживало 183 духовного и крестьянского сословия. В других населенных пунктах по мглинскому тракту в это время проживало: хутор Дебря и Добрянские постоялые дворы - 4 двора, 33 жителя, воржанские постоялые дворы на реке Чолкне - 5 дворов, 26 жителей,

    Старая Рудня на Ипути - 15 дворов, 120 жителей, Блинные Кучи с почтовой станцией 36 дворов, 299 жителей, Ломинка, она же Ломна или Слобода на речке Ломинке - 10 дворов, 83 жителей, Хутор Наталингоф, он же Жарыни или жаричи - 1 двор, 3 жителя, Рухань на реке Руханке - 55дворов, 520 жителей, Корсики, оно же Разрытое - 43 двора, 297 жителей.

    19 февраля 1861 года Александр 2 подписал манифест об отмене крепостного права и «Положение об устройстве крестьян». Крестьяне объявлялись лично свободными. Крестьяне наделялись землей за выкуп ее у помещика. Так как они не имели денег, чтобы выкупить землю, государство выделяло им ссуду, на условия довольно высокого процента. В результате крестьянам пришлось выплачивать сумму в полтора раза больше реальной стоимости земли. «Положением» разрешалось по взаимной договоренности между крестьянами и помещиком, если у крестьян не хватало денег, выплачивать только часть стоимости земли деньгами, а остальную сумму отрабатывать.

    В 1861-1862 гг. в с. Кузьмичи крестьяне выступили против сохранения помещиком Вешняковым оброка. Вешняков был в Рославльском уезде одним из крупнейших помещиков, имел 40 тысяч десятин земли и 4,5 тысячи крепостных. При наделении крестьян землей он стремился сохранить оброк. Для защиты интересов помещика в Кузьмичи прибыл губернатор, после чего крестьяне вынуждены были согласиться на оброк. Все они были оштрафованы на 730 дней, которые дополнительно должны были теперь отработать на помещика.

    В старинной летописи, составленной в 1883 году местным священником Михаилом Зубавиным, записано: «Село Ершичи находится как бы на полуострове, окружено с северо-запада большим озером, а с северо-востока рекой Ипуть... А домов в селе 36, не считая дома волостного правления, из них: 5 домов духовенства, 1 дом еврейский, 2 мещанские, а остальные крестьянские. Жителей мужского пола 112 и женского 106 душ».

    Далее в летописи описывается экономическое и социальное положение прихода, дается характеристика прихожанам. Приход был большой, насчитывал 12782 десятины крестьянской и владельческой земли. Кроме села Ершичи, в него входило 13 деревень: Кузеневка, Лычники, Драная, Егоровка, Сосонки, Блинные Кучи, Высокая Слодода, Ломня, Березуга, Жуковка, Ржавец, Замощье и Барановка.

    В 1890 году возникла еще одна деревня - Стаи, где поселились на купленной у помещика Костомарова земли выходцы из деревни Драная, в 1894 году девять крестьянских и мещанских семей из Могилевской губернии образовали деревню Мдведовка на земле, приобретенной ими у помещика, генерала Челищсва. Всего в приходе по состоянию на 1903 год проживало 3600 душ, 1820 мужского и 1780 женского пола, в том числе 550 детей до 7- летнего возраста. 'Среди них, как указано в документе, - 15 душ духовного звания, 4 дворян, 115 мещан, 13 евреев, 8 поляков, остальные крестьяне.

    Основное занятие местных жителей - земледелие. Крестьяне имели значительные участки земли: кроме надельной, они купили еще 5700 десятин, из них 4200 десятин у владельца упраздненного «хутора Жарикова» курского купца Борисова, 1200 десятин у генерала Челищева и 300 десятин у помещика Костомарова. Ко в связи с тем, что земли в основном были песчаные и малоплодородные, «у большинства крестьян своего хлеба хватало лишь до праздника Рождества Христова, а равно и корма для скота». Поэтому они вынуждены были искать побочные заработки: занимались кустарным промыслом (изготавливали для продажи колеса, сани, бочки) и отходничеством.

    В летописи сказано:

    «С 1 сентября большинство мужчин и женщин отправлялись на сахарные заводы в Киевскую, Московскую и Каменец-Подольскую губернии, где большинство работает до 1 января, а некоторые до 1 июля». Из-за «болотистой местности население прихода часто болеет лихорадкой, дети скарлатиной и дифтерией», а старики удушьем. Медицинская помощь слабая, так как санитарный пункт, где находится врач и больница (село Корсики), в 20 верстах, ближе нет никакой ни аптеки, ни фельдшера, а потому крестьяне часто обращаются к местным знахарям и лекаркам, особенно с больными детьми».

    О состоянии народного образования сказано:

    «Школ в приходе 9, из них одна земская при селе и 8 школ грамоты, каждая из которых имеет особое помещение - собственное. Земская школа имеет порядочную библиотеку для внеклассного чтения, а в школах грамоты ощущается большой недостаток книг для чтения. Всего учащихся в 9 школах 260 мальчиков и 50 девочек. Число детей школьного возраста до 500 человек, но не все они учатся по причине бедности родителей...»

    Отмечаются характерные особенности населения, их нравственный облик: все они православного вероисповедания, за исключением немногих, к молитве усердны, по характеру добры и отзывчивы, берегут семейные устои, избы имеют чистые (курных почти не осталось), одеваются прилично, в употреблении вина умеренны. Правда в последние годы возросло пьянство и мотовство среди молодых крестьян после их возвращения с заработков, особенно с шахт и рудников.

    Октябрьскую революцию население Ершичской волости встретило сочувственно. После бегства немногочисленных помещиков их земли были разделены, как и церковная земля (36 десятин), между крестьянами, их наделы выросли. В ряде мест были созданы коммуны, просуществовавшие от нескольких месяцев до года.

    В период первой мировой войны на территорию Рославльского уезда эвакуировалось значительное количество сема/ беженцев из Прибалтики и Западной Белоруссии, некоторые из них обосновались на постоянное жительство (12 семей поселились в Ершичской волости). Постановлением ВЦИК СССР в июле 1929 года были образованы административные районы Западной области, в их числе и Ершичский район.
    С этого времени, с небольшим перерывом в 60-е годы, с. Ершичи является районным центром, объединяющим ныне территорию поселкового и восьми сельских Советов площадью 1041 тысяча кв. километров. В 30-е годы в ходе коллективизации были организованы 113 колхозов. Были они небольшими, легкоуправляемыми, где все были друг у друга на виду. Несмотря на перегибы в колхозном строительстве, хозяйства в районе было рентабельными, семьи колхозников в большинстве материально благополучными. В районе энергично шло социально-культурное строительство.

    Накануне Великой Отечественной войны в районе проживало 33780 жителей из них в с. Ершичи - 1102. Крупными населенными пунктами были также поселок стекольного завода Ворга - 1411, деревня Лужная - 941, Петровка - 829, Корсики - 782 жителя.
     
    Себастьян Перейро, Юлиа и BYVALYI нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Online

    Wolf09 Старый Волк Команда форума

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    20.731
    Спасибо SB:
    92.370
    Отзывы:
    1.372
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    Ершичи в 1976 году (10 пятилетка)

    1.jpg

    Строительство 8-квартирного дома, ул.Луговая

    2.jpg
    ул.Сосновая, новые дома

    3.jpg
    Детский сад колхоза "Заветы Ленина"

    4.jpg
    Административное здание МСО

    5.jpg
    Открытие памятника колхозникам, погибшим в годы Великой Отечественной войны ("Заветы Ленина")

    6.jpg
    Доска Почета в центре села

    7.jpg
    Здание райкома КПСС (сейчас в этом здании магазин "Карида")

    8.jpg
    9 мая
     
    PaulZibert нравится это.
  4. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    7.396
    Спасибо SB:
    13.300
    Отзывы:
    351
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    1916г.
    Село Ершичи (Возмутительный случай)
    Нам передают, что в с. Ершичах очень недавно произошел следующий возмутительный случай. Вечером в окно квартиры женщины врача Ф. Л. Гарб кем-то произведено 2 выстрела.
    По счастью никто из находящихся в комнате лиц не оказался раненым. 1 пуля застряла в стене, а другая, разбив стекло, пролетела рикошетом по полу и остановилась у стены. Пуля ручной работы.
    Ершичи Рославль СВ 1916.11.01 .JPG
    газета "Смоленский вестник" от 01.11.1916гг.
     
    PaulZibert нравится это.

Поделиться этой страницей