Изобретатели Смоленщины

Тема в разделе "История Смоленска", создана пользователем Wolf09, 12 сен 2017.

  1. Offline

    Wolf09 Старый Волк

    Регистрация:
    27 фев 2012
    Сообщения:
    33.507
    Спасибо SB:
    126.658
    Отзывы:
    2.104
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Нижегородская губерния
    Имя:
    Алексей
    Интересы:
    История государства российского
    photo.jpg
    Изобретатель — человек, который создаёт новые изобретения, главным образом, технические устройства или методы.

    Где бы мы были, если б не изобретатели? Именно они являются теми, кто движет мир вперёд!
    Их гений, нестандартные способы мышления и необычный взгляд на мир способствуют созданию новых технологий, облегчающих человеку жизнь. Однако обычно изобретатели — это самые эксцентричные люди, которых только можно встретить. Хотя некоторые изобретатели могут быть также учёными, большинство из них — инженеры, создающие технические новшества на базе открытий других учёных. Часто изобретатели улучшают существующие устройства или комбинируют их для создания новых полезных устройств.

    Иван Петрович Белавенец

    belavenec.jpg
    Иван Петрович Белавенец родился 25 мая (6 июня) 1829 года в Поречье (ныне г. Демидов) Смоленской губернии. Представитель русского дворянского рода Белавенцов.

    Поступил в Морской кадетский корпус, который окончил 1846 году и был выпущен в гардемарины. 10 июня 1848 года был произведён в мичманы и оставлен в офицерском классе. С 1848 по 1851 годы служил на Балтийском море на линейных кораблях «Березина», «Кацбах» и «Ретвизан», фрегатах.

    7 августа 1851 года был произведён в лейтенанты флота. В 1852—1854 годах принимал участие в кругосветном плавании на фрегате «Паллада» и шхуне «Восток». Провёл в походе важные исследования и магнитные наблюдения, определял девиации магнитных корабельных компасов, принимал участие в гидрографических исследованиях восточного берега Корейского полуострова, одна из высоких гор которого была названа его именем — горой Белавенца.

    В 1855 году, во время Крымской войны, подал рапорт о направлении в Севастополь, где по указанию П. С. Нахимова командовал 11-пушечной батареей на четвёртом бастионе (самый опасный участок обороны), который располагался на Театральной площади.

    За участие в обороне Севастополя был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, а также серебряной медалью на георгиевской ленте с надписью: «За защиту Севастополя».

    В 1855 году опубликовал первую в России обстоятельную работу по девиации компасов (отклонение магнитной стрелки компаса от линии магнитного меридиана вследствие влияния близко расположенных намагниченных тел), что приобретало большое значение для мореплавания в связи с переходом в эти годы к строительству броненосных судов. В 1856—1859 годах И. П. Белавенец был командирован в Америку, где наблюдал за постройкой и штурманским вооружением построенного для России винтового фрегата «Генерал-Адмирал». Изучив особенности магнитного поля фрегата, Белавенец выбрал наилучшие места для установки компасов, что позволило обеспечить проводку корабля из Нью-Йорка в Кронштадт всего за 18 с половиной ходовых дней.

    Впервые в мировой истории мореплавания И. П. Белавенец уменьшил магнитное поле корабля, разработав способ уничтожения девиации с использованием метода противоположных курсов.

    В 1865 году Ивана Петровича основал в Кронштадте первую в России и вторую в мире компасную обсерваторию. 15 марта 1865 года был назначен её начальником. Провёл работы по установке компасов и определению девиации на всех судах флота.

    Пожалован золотым компасом, осыпанным 32 алмазами, с надписью: «за полезные, и ученые труды капитан-лейтенанту Белавенцу» (данный компас стал главной фигурой герба, который был пожалован И. П. Белавенцу 29 октября 1867 года).
    В 1873 году И. П. Белавенец изобрёл уникальный прибор для устранения девиации и усовершенствовал многие морские инструменты.

    За свой ратный и научный труд Беловенец был награждён российскими орденами: Святой Анны 3-й степени (1854), Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом (1855), Святого Станислава 2-й степени (1859), Святой Анны 2-й степени (1867) и прусским орденом Красного Орла 3 степени (1867).

    Скончался Иван Петрович Белавенец от разрыва сердца 22 февраля (6 марта) 1878 года в своём доме в Кронштадте.

    Александр Константинович Морозов

    111.jpg

    Морозов Александр Константинович – бригадир слесарей СУ-5 треста "Дорстрой" Московской железной дороги.
    Родился 25 мая 1920 года в поселке Колодня (ныне в черте города Смоленска) в семье рабочего-железнодорожника.
    В 1936 году окончил семь классов средней школы № 27. после чего хотел продолжить обучение, но не сумел этого сделать, так как ему нужно было помогать семье, в которой у него было пять братьев и сестёр.
    Трудовую деятельность начал на заводе имени М.И. Калинина. Работал слесарем, внес несколько рационализаторских предложений по совершенствованию производственного процесса.

    В 1940 году призван в ряды Красной Армии. Проходил службу в Литовской ССР, в пулемётной роте 336-м стрелкового полка 5-й стрелковой дивизии. А.К. Морозов быстро овладел воинской специальностью пулемётчика, мог с закрытыми глазами разобрать и собрать пулемёт "Максим", умело действовал на учениях.

    В феврале 1940 года командование части направило его родителям благодарственное письмо.
    С апреля 1940 года отличник боевой и политической подготовки А.К. Морозов являлся заместителем политрука роты. С первых дней Великой Отечественной войны – на её фронтах.

    Принимал участие в приграничных боях в Прибалтике, сражениях под Полоцком, Дриссой, Идрицей, Холмом, битве за Москву.

    За отличие в одном из этих боёв А.К. Морозов был награждён медалью "За отвагу".

    Когда в 1942 году институт политруков в РККА был упразднён, А.К. Морозов стал командиром стрелкового отделения того же полка.

    Принимал участие в Ржевско-Вяземской и Ржевско-Сычёвской операциях.
    Во время боя за город Зубцов Калининской области А.К. Морозов получил тяжёлое ранение осколками немецкого снаряда. Один из этих осколков остался в его теле навсегда. Больше месяца он пролежал в госпитале, но, едва встав на ноги, вновь изъявил желание вернуться в свою часть. К тому времени полк, понёсший большие потери, находился на переформировании, и в его роте осталось лишь семь сослуживцев.

    В начале ноября 1942 года 44-я гвардейская стрелковая дивизия, в которую была переименована 5-я стрелковая дивизия, была переброшена в Урюпинск, а затем своим ходом отправлена на Дон. В её составе А.К. Морозов принимал участие в боях на Среднем Дону, в районе станицы Донской Ростовской области, под городом Миллерово, освобождении Донбасса, форсирования Северского Донца.

    Когда погиб начальник полковой радиостанции, А.К. Морозов был назначен на его должность, освоив радиодело за месяц. В одном из боёв А.К. Морозов вновь отличился и был награждён второй медалью "За отвагу".

    В ноябре 1943 года полк А.К. Морозова отличился в ходе битвы за Днепр. А.К. Морозов одним из первых переправился на западный берег реки в районе города Лоева Гомельской области Белорусской ССР. Находясь в самой гуще боя, он обеспечивал бесперебойную связь в тяжелейших условиях встречного боя.

    За отличие в том бою А.К. Морозов был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени и знаком "Отличный связист".Принимал участие в Гомельско-Речицкой и Бобруйской операциях. Когда во время одного из боёв А.К. Морозов передавал по радиостанции приказы командира, наблюдательный пункт, где он находился, подвергся обстрелу. А.К. Морозов получил ранение, но своего поста не покинул, продолжая исполнять вверенные ему обязанности. Лишь через несколько дней он вынужден был лечь в госпиталь.
    За отличие в этом бою А.К. Морозов был награждён орденом Славы 3-й степени.Принимал участие в освобождении Бреста, Люблина, форсировании Западного Буга и Нарева, боях на Сероцком плацдарме.
    За отличие в последних А.К. Морозов был награждён орденом Красной Звезды. Участвовал в дальнейшем в освобождении Полоньска, Насельска, Гданьска, боях в Германии.

    Конец войны А.К. Морозов встретил в городе Барета на берегу Балтийского моря.
    Участвовал в Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года.

    После демобилизации из армии в 1946 году возвратился в Смоленск.
    Поступил на работу в СУ-5 треста "Дорстрой" Московской железной дороги. Сначала был слесарем, а затем более тридцати лет возглавлял бригаду слесарей. Находясь на этой должности, принимал активное участие в восстановлении железнодорожного вокзала, ДК железнодорожников и ряда других смоленских зданий; строительстве депо в Рославле, Вязьме, Минске, Великих Луках, Ржеве, Москве.

    А.К. Морозов – активный рационализатор и изобретатель. За полвека трудовой деятельности он внёс сотни рационализаторских предложений, давший большой экономический эффект.

    В 1966 году был награждён орденом Трудового Красного Знамени.Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1971 года за выдающиеся успехи в выполнении восьмой пятилетки, взятых социалистических обязательств Морозову Александру Константиновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

    Принимал активное участие в общественной работе.
    Неоднократно избирался членом Заднепровского райкома партии, депутатом районного и областного Советов народных депутатов, делегатом XV, XVI, XVII съездов профсоюзов СССР.

    В 1980 году А.К. Морозов вышел на пенсию, работал слесарем-монтажником 722-го строительно-монтажного поезда.

    С 1985 года находился на пенсии. Жил в Смоленске. Скончался 26 июля 1997 года. Похоронен на Гурьевском кладбище в Смоленске.

    Награжден орденом Ленина (04.05.1971), орденами Отечественной войны 1-й и 2-й (25.02.1945) степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды (26.07.1944), Славы 3-й степени (04.06.1944), 2 медалями "За Отвагу" (09.02.1943, 23.07.1943), другими медалями, нагрудным знаком "Почетный железнодорожник".

    5 мая 1988 года за ратные и трудовые подвиги, большие заслуги в восстановлении разрушенного Смоленска, большой личный вклад в развитие его народного хозяйства Морозову было присвоено звание "Почетный гражданин города-героя Смоленска".


    Сергей Александрович Колузаев

    a8d822069ac6594e1f4e15b35c4de1eb.jpg

    В деревне Лекезино Смоленского района живёт изобретатель, которого соседи между собой зовут «Ташкент». Приехал Сергей Колузаев в Смоленск 17 лет назад из Ташкента. Почти все в доме сделано его руками. Сейчас он решил показать свои изобретения, и тем самым явить миру новый образ жизни и мысли. В доме изобретателя модернизировано даже приготовление пищи. Сергей Колузаев печёт каравай из пророщенной пшеницы. Рецепт отчасти взят у древних славян, отчасти доработан им самим. На аромат сбегаются даже привередливые коты. Но главное - такой хлеб даёт энергию для интеллектуальной работы, по сути ... «пища для ума».

    Сергей Колузаев, изобретатель:

    «2 суток проращивается зерно при комнатной температуре. Это «живой» хлеб... Из-за того, что проверено на себе. Я работаю день и ночь и сплю 2-3 часа в сутки».

    Да что там хлеб, каждая вторая вещь в доме собрана или переделана Сергеем. Часть электроприборов и та питается от ветряной мельницы во дворе. Сергей говорит: он не просто изобретатель, он - рационализатор «бытового пространства».Все изобретения Сергея Колузаева - это не столько изыски ума, сколько требования жизни. Даже квадроцикл, собранный своими руками, и тот зимой превращается в коммунальную технику.Чтобы убрать 100 метров дорожки требуется всего несколько минут. Мотор - всего 40 лошадей. Расход топлива на 100 км. почти как у «Оки». Сам квадроцикл - проект по сути международный: собран из деталей от русской, украинской и немецкой машин.

    Сергей Колузаев, изобретатель:

    «Всё начинается с того, что я ничего не выбрасываю... Это «Аудюшный» передок - «Ауди-100». У меня были стойки от этой «Ауди», гранаты, шрусы и всё остальное. И имея «Нивовский» передок, я это всё соединил. Двигатель с «Запорожца»!

    А сам «Запорожец», точнее его электроверсия - от Сергея Колузаева. По сути, чем не конкурент «Ё-мобилю»?

    Сергей Колузаев, изобретатель:

    «Я положил туда всё, что было под руками. И всё! Не надо заморского ничего. Это такое же Оливье. Кузов, подаренный соседом - «Запорожец-Бэнц». Двигатель от электрокары, который выкинули в металлолом и не успели выкинуть медь. Двигатель 1,5 киловата - это 2 лошадиные силы».

    Даже по плохой дороге «запорожец-бенц» едет 40 километров в час. Заряда хватает, чтобы довезти жену до ближайшей остановки общественного транспорта и доехать обратно - почти 7 километров. При этом себестоимость машины - несколько тысяч, а элементы питания вообще ничего не стоят.

    Сергей Колузаев, изобретатель:

    « 2- с грузовика, один мне товарищ подарил, другой с «Форда Рейнджер», тоже уже умер..Они уже своё отработали».

    В ближайших планах создать «электро-Оку». Хотя идей у Сергея на все случаи жизни - от приготовления живой воды с помощью обычной лампочки, до новой формулы утилизации ядерных отходов. Патентовать свои проекты изобретатель не собирается. Хотя и скрывать тоже. Сегодня его цель - через средства массовой информации показать людям новый образ рациональной жизни. Жизни с умом, где ни одно зёрнышко здравого смысла не должно пропасть зря.

    Смоленские изобретатели практически решили проблему сохранения энергии

    Разработчики из энергоинститута заканчивают испытания инновационного устройства, способного превращать в электроэнергию не только ветер, но еще огонь и солнечный свет.

    На крыше энергоинститута проходят испытание необычного устройства. Мобильная энергоустановка, собранная смоленскими изобретателями, накапливает электроэнергию от ветрогенератора.

    Сергей Дроздецкий, изобретатель:

    «У нас трехфазное напряжение преобразуется в постоянное, заряжаются аккумуляторы. В дальнейших планах можно будет заряжать от солнечной панели. Есть ещё идея печки, куда можно будет закладывать топливо. Оно будет гореть и вырабатывать электроэнергию».
    Идея создания такой энергоустановки принадлежит коллективу авторов, среди которых аспиранты и преподаватели энергоинститута.

    Илья Кругликов, изобретатель:

    «Что представляет из себя наша разработка? В ее составе есть блок вторичных преобразователей, это наша вторичная разработка запатентованная. И выходной инвертор, от которого можно зарядить любой мобильный телефон, ноутбук или какое-то еще электронное устройство. В чем новизна? Благодаря запатентованному вторичному преобразователю мы можем повысить мобильность энергоустановки. Самое главное, что мы можем увеличивать емкость аккумуляторов сколько угодно много. Здесь ячейковая структура – можем добавить необходимое количество аккумуляторов и увеличить мощность».
    Изобретатели считают, что в случае запуска в промышленное производство их разработка будет пользоваться успехом. Ведь от ближайших зарубежных конкурентов энергоустановку будет отличать в разы меньшая стоимость, более низкий вес – а значит, высокая мобильность и куда более широкая сфера применения.

    Главный лозунг разработки смоленских кулибиных – «Возьми энергию с собой». Ведь имея при себе мобильную энергоустановку, а весом она всего 1,5-2 килограмма, можно запитать достаточно мощные бытовые приборы, например электрочайник, дрель, холодильник или такой вот походный прожектор.

    Даже этот экспериментальный образец энергоустановки может питать прожектор в течении 10 часов. Интересно, что ценность имеет не только конечное устройство, но и сами технологии, которые были разработаны при его создании – они, кстати, тоже авторские.

    Александр Ширяев, изобретатель:

    «В процессе работы над энергоустановкой были получены три патента на изобретения. Это «безмостовой корректор коэффициента мощности», «однотактный сдвоенный электроходовой преобразователь с улучшенными динамическими характеристиками» и «способ управления ключевым преобразователем постоянного напряжения в постоянное». Сейчас ведутся работы над внедрением этих патентов на предприятиях города Смоленска. Это может использоваться в любых отраслях народного хозяйства, где требуется резервный источник питания. Электроаппаратура различная или, например, подводные лодки и тому подобное».
    Подобное применение технологий - это перспектива ближайших лет. Ну а пока команда изобретателей ставит себе задачу с помощью мобильной энергоустановки и ветрогенератора получить достаточно электроэнергии, чтобы освятить коридор кафедры электроники.
     
    Последние данные обновления репутации:
    Юлиа: 1 пункт (Спасибо за тему!) 12 сен 2017
  2. Offline

    Юлиа Команда форума

    Регистрация:
    11 сен 2009
    Сообщения:
    8.742
    Спасибо SB:
    16.229
    Отзывы:
    436
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Краеведение, генеалогия
    157 от 11.07.1924 дер — копия.jpg
    Казимир Антонович Грушецкий - сын бедного батрака Ковенской губернии.
    Прежде чем стать квалифицированным рабочим своей специальности,
    тов. Грушецкий был сапожником, шорником, переплетчиком. Заставляла нужда.


    В Смоленских авторемонтных мастерских цементация производилась на простой загранке, древесным углем. Закалка требовала много времени,
    ежеминутного наблюдения и зачастую была недоброкачественной.
    В конце 1923г. мастерские получили большой заказ. Поднялось настроение у рабочих. Работа закипела...
    "С места в карьер" приступает рабочий Грушецкий к сооружению механической "калильни". Недостает частей, нет ни бака, ни насоса...
    Но этo его не останавливает. Роется в автохламе, собирает то здесь, то там нужный винтик и из "сбора" сооружает красивую экономичную хорошо оборудованную печь.
    Установленная и сконструированная Грушецким печь дает экономию при цементации топлива на 1/3 - по сравнению с предыдущей.
    Пропускная способность предметов может быть количественно в 2 раза больше при той же норме расхода топлива.
    Вся работа, проделанная за короткий период времени т. Грушецким была одобрена специальной местной комиссией.

    Грушецкий Казимир Антонович
    Дата рождения: 1884 г.
    Место рождения: Ковенская обл., Валькомарский р-н, дер. Вой-Водички
    Пол: мужчина
    Национальность: литовец
    Профессия / место работы: управление Западной ж/д, г. Смоленск, слесарь
    Партийность: б/п
    Дата расстрела: 29 октября 1937 г.
    Дата ареста: 21 августа 1937 г.
    Обвинение: 58 - 4, 10
    Осуждение: 21 октября 1937 г.
    Осудивший орган: НКВД и прокурора СССР
    Приговор: расстрел
    Дата реабилитации: 16 июня 1958 г.
    Реабилитирующий орган: Военный трибунал Московского ВО
    Архивное дело: 14589-с
     
  3. Offline

    Лариса Приказный

    Регистрация:
    20 июн 2009
    Сообщения:
    23
    Спасибо SB:
    20
    Отзывы:
    1
    Из:
    Москва
    владимир Иван.jpg

    Владимир Иванович Кратынский родился в Смоленске в 1900 году.
    Стал мелиоратором. По работе много ездил по стране (в основном в Среднюю Азию). У него много печатных работ по мелиорации.
    Сталинская премия, строительство, 3 степень,
    выдана в 1952 году коллективу авторов:
    1. Царевский А. М. - директор,
    2. Пугавко Б. И. - ст. н. с. ВНИИГиМ;
    3. Кратынский Владимир Иванович - зам. нач. ГУ,
    4. Михайлов Г. М. - нач. МСК Укрводстроя,
    5. Щёткин П. Г. - гл. механик треста,
    6. Укембаев М. А. - директор Нижне-Амударьинской МЭС,
    7. Цхадая Г. А. - гл. инженер землесосно-строительного завода МХ СССР
    — за коренное усовершенствование методов производства работ по очистке оросительных систем.

    Сумма вознаграждения для третьей степени — 50 000 рублей.
     
    Последние данные обновления репутации:
    Юниор: 1 пункт 9 июн 2025
    Wolf09, Юниор и kress 71 нравится это.

Поделиться этой страницей