Давно хотел открыть тему про каменных идолов. Был на нашей земле языческий культ каменных изваяний. Интересно было бы узнать, где они располагались, что из себя представляли, какие предания были с ними связаны. Размещаю первый материал по теме. Грачев В.И. Иллюстрированный путеводитель по г. Смоленску. Смоленск, 1908. С. 10-13. ...В имении Вонлярове, в 25 верстах от г. Смоленска, по железной дороге, к Бресту до 1890 года хранилось в саду, как украшение, вкопанное по пояс в земле изваяние из камня, так называемая «каменная баба». Изваяние это найдено было недалеко от выше поименованных Гнездовских курганов и в 1890 году пожертвовано владельцем имения А.А. Вонлярлярским Смоленскому городскому историческому музею. Изваяние это принадлежит к числу тех каменных истуканов, какие встречаются с глубокой древности на юге России, по берегам рек, а также в степях на курганах и других возвышенностях. Как происхождение каменных баб, так и время этого происхождения остаются в науке пока мало известными. Одни ученые полагают, что эти изваяния суть изображение языческих богов, другие видят в них могильные памятники и проч. Эти каменные изваяния имеют вид, большею частью, женщин, хотя встречаются изображения и мужчин. Руки у большинства баб сложены на животе, и в руках находится небольшая каменная чашечка. В этих чашечках уже в позднейшее время, можно было видеть несколько мелких монет, положенных суеверными людьми. Истуканы эти находились большею частию закопанными по пояс в землю с лицом, обращенным на восток. Черты лица у каменных баб монгольские, китайские и друг.; голова или бритая, или на ней находится изображение волос, завитых в косу. Недалеко от села Харикова, в Радичской волости, Рославльского уезда среди коноплянников крестьян деревни Болваны, находится идол, от времени обратившийся в нечто бесформенное, но у него все-таки можно заметить голову, распростертые руки и туловище. Некоторые принимают это изваяние за пограничный крест, другие видят в нем языческое божество Велеса. Идол пользуется среди местных крестьян большою популярностью, и жители окрестных деревень чтут его, как святыню; самое название деревни: «Болваны», по свидетельству многих лиц, получило начало от этого идола. О происхождении его среди крестьян существует много легенд; но самая распространенная следующая — «это было давно», — говорят крестьяне: «наша бабушка (так они называю этого идола) пасла свое большое стадо овец и помогала многим людям в болезнях; но вот она прогневала чем-то Бога, который обратил ее и ее овец в камни». — Вот причина, по мнению крестьян, почему на поле, где стоит истукан, встречаются камни. «Это все бывшие овцы», говорят крестьяне. Но крестьяне больше называют истукан этот «бабушкой» и верят в какую-то особенную силу ее: она защищает, по их мнению, посевы от градобития, гроз, неурожаев, от эпидемических болезней и других несчастий и считается покровительницею конопли. Помещик, г. Пенсий, хотел купить у крестьян этого идола; но крестьяне и слышать не хотели об этом. Тогда он тайно увез «бабушку» ночью, а место, где она стояла, посыпал пеплом. Вероятно, г. Пенский полагал, что крестьяне, заметив пепел, подумают, что «бабушка» их улетала па небо. Но крестьяне не поверили такой нехитрой выдумке и после долгих розысков узнали о месте пребывания своей «бабушки» отправились к г. Пенскому миром и силою отобрали у него идола. Так дорожат этим идолом соседние крестьяне. В 1890 г., заведующей Смоленским историческим музеем С.П. Писарев, узнав о существовании этого каменного изваяния, обратился к начальнику губернии с просьбою, в которой, указав на то, что крестьяне деревни Болваны благоговейно чтут идола, что в христианском мире не может быть терпимо, как культ языческого бога; сохранить же изваяние это следует на память последующим поколениям, как остаток глубокой языческой старины, — ходатайствовал об оказании содействия относительно доставки этого изваяния в музей, где ему рациональнее находиться, чем на поле, близ невежественной толпы поселян, традиционно придающих ему значение, не соответственное просвещенному нынешнему веку. В том же году последовал на ходатайство заведующая ответь, в котором, между прочим, сказано, что Рославльский исправник, которому было поручено это дело, донес, что каменное изваяние это имеет вид человеческого туловища, грубо высеченного из сероватого камня, представляющего в своем основании пирамиду, обращенную вершиною вниз, глубоко входящую, по словам крестьян, в землю. Указав затем на неудавшуюся попытку г. Пенского завладеть этим идолом, исправник присовокупил что, по мнению станового пристава, весьма возможно ожидать со стороны крестьян деревни Болваны сопротивления и даже насилия полицейскому чиновнику, в случае отобрания у них этого идола, так как даже духовенство не может оказать никакого влияния на ослабление их суеверия. В виду этого обстоятельства начальником губернии предложено было Рославльскому исправнику приостановиться принятием каких-либо мер к доставлению этого изваяния в исторически музей без добровольного согласия на это со стороны крестьян деревни Болваны.
в д. Крупенино (на берегу р. Каспли) есть камень Алатырь.....самый большой гранитный утес в нашей области. А на островеозера Дго(у д.Ерилово) есть жертвенный камень...
jus.74, не думаю. Само название деревни говорит о прозвище или фамилии владельца. То есть владельцем Болванова был Болванов или Болван. Чья деревня? Болванова! Так и закреплялись названия. Абсолютное большинство названий населенных пунктов на "-ва", "-во", "-но" от фамилий, имен или прозвищ владельцев: Макеево, Балакирево, Пушкино, Захарово, Петрово, Чеботово, Жашково, Кикино, Хохлово, Захарьино, Аделоидино, Василисино, Домнино, Ромоданово и т.д. В Рославльском уезде деревня называлась Болваны! То есть название не владельческое, а прямо указывающее на достопримечательность местности.
Болван — блъванъ 1. Идол, изваяние, которому поклоняются как божеству: ...збися дивъ, кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ, Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ, Тьмутораканьскыи блъванъ. По сообщению В. И. Грачева (см.: Смолен. губерн. ведомости № 50 за 1893 г.) каменное изваяние находилось в Смоленской губернии в 45 верстах от Рославля в поле крестьян др. Болваны. Мнения, что в „Сл. о п. Иг.“ болван означает „идол“, „изваяние языческого божества“, придерживается большинство исследователей, в том числе: Тихонравов, Потебня, Барсов, Перетц, Орлов, Гудзий, Лихачев, Нахтигаль. Горки – дер., Борковский сельский округ Демидовского района. На территории курганной группы есть 7 каменных крестов, стеловидное надгробие и каменное изваяние (идол), изображающий схематично голову человека в шапке.
Цитата(Tom Clanci @ 05 Июля 2009, 21:27) А фото имеется у кого? Интересно бы глянуть. Попроси Рославльцев сфоткать, у них в музее стоит каменная баба (вполне возможно из д.Болваны, там в муз. точно скажу откуда).
В краснинском районе почти на границе с белоруссией стойт каменный крест (название деревни забыл),говорят 9-12 век.
Еще один материал о древних идолах. География распространения на Смоленской земле каменных изваяний расширяется. Писарев С.П. О городках Смоленской губернии // Смоленский вестник. 1882. 28 июля (№88). Много в обширном русском государстве уцелело еще различных каменных изваяний, непонятных для нас теперь, потому что со сменою обширного ряда поколений, иногда колонизаторов местности и других исторических причин, предания об них утратились, например, много в разных местах есть изваяний, известных под именем «каменных баб»; даже в Смоленской губернии были таковые: в Сычевском уезде, близ села Гривы в древности существовало село Щетнеково; там, как рассказывают старожилы, стояли 2 каменных изваяния, которые крестьяне называли «бабами». В 30-х годах настоящего столетия Алексей Степанович Хомяков взял их в свое имение, село Липицы на р. Вазузе. Подобные изваяния, смутные остатки старины, когда-нибудь имели значение в жизни людей. В Смоленской губернии насчитывается более 60 производных названий селений от имени «баба». Кто знает, может быть, некоторые из них получили свое название от указанных каменных изваяний-баб подобно тому, как рославльское изваяние «болван» дало название деревне «Болваны». Последнему истукану выпала счастливая судьба, он и до сих пор имеет некоторое значение для окружающих его поселян. Существуют поверья, что он защищает их от града, молний; благодаря ему, все домашнее хозяйство их идет хорошо; дерзновенное посягательство со стороны некоторых лиц увезти истукана со своего места, по взгляду народа, не остается безнаказанным, о чем существуют некоторые легенды (мы знаем некоторые из этих легенд со слов И.Д. Четыркина). Аналогичное по названию село Болваничи Краснинского уезда дает своим именем намек тоже о существовании в нем болвана.
Цитата У деревни Аносинки Демидовского района на ее окраине у дороги был огромный валун, который местные жители называли "сторож деревни".
К сожалению автора и название документа не смог найти, хотя лет двадцать назад делал выписку.В общем суть: Документ был потерян из раславльсоко музея во время войны.Человеком (фамилия, должност ,звание забыл) проделал работу по направлению типа (моя интерпритация)-мужской половой орган (каменный) в веровании жителей подесенья (река Десна). Были описаны каменные изваяния этого (детородного органа), скорее всего соседних окрестностей (сам чел. был рославльский), и как народ поклонялся (культовые дела). Может быть, рославльские ребята, прозондируют эту тему у своих музейщиков.
Кутузофф, я представляю, как вы с zepdом придете в музей и будете объяснять, что же вам нужно! Возьмите диктофон с собой, пожалуйста. И синонимов побольше подберите. Пригодится! :lol:
Да мы вчера пытались зайти(нас правда не пустили,т.к. уже закрывались).мы сказали,что нам нужна баба каменная.нас походу не поняли.
А теперь вы скажите, что вам нужен каменный член для этой бабы! Бедные работники музея! Маньяки одолевают!!! :lol: :lol: :lol:
Кузьмич-это грубо,просто спросить есть ли языческие истуканы,а то в натуре загребут "Маньяков",кстати люди об нас пекуться.
Сейчас придет Егор и сделает нам хиракири! Короче, хлопцы, говорите, что вы слышали, будто до войны в музее была рукопись про каменные фаллические символы в области реки Десны. Что известно о ней и ее авторе? Про бабу не говорите. Если фаллоса не будет, тогда спросите: "А что известно про баб каменных"? Научный интерес у вас до баб! Языческими верованиями интересуетесь. Вот такая легенда. Коля, прости за грубость, Володя попутал, чертяка!
паша забыл добавить что мы были пьяные,не бритые ,втроем.вошли и стали требовать БАБУ...скажу честно- то еще зрелище