Книга русской инквизиции

Тема в разделе "Церкви России", создана пользователем Plekhanoff_K, 8 фев 2017.

  1. Offline

    Plekhanoff_K Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 мар 2015
    Сообщения:
    207
    Спасибо SB:
    2.230
    Отзывы:
    143
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Военная археология и старина
    Много лет назад ко мне в руки абсолютно случайно попала эта книга 1726 года, позже она очень долго просто хранилась в самом дальнем углу, и до сих пор как-то не находилось время её подробно изучить...
    01.JPG

    Сейчас вот зима, морозы, сами ж знаете:))) решил копнуть чуть поглубже пока есть время.
    Думаю, интересующимся вопросами религии и раскола, а также любителям первоисточников, может быть полезно и познавательно.

    Будет здорово, если кто-нибудь еще сможет дополнить рассказ об авторе этой книги, её значимости в 18 веке для становления РПЦ и прокомментирует содержание…


    Все приведенные данные я взял из интернета, строго не судите, не специалист...
    03.JPG

    Очень пожилая книга в цельнокожаном переплете, местами уставшем, местами с сохранившимся орнаментом. Явно, что её активно использовали, но, состояние внешнего переплета хуже, чем пергаментные страницы внутри (их около 500), они-то как раз бодры и веселы, несмотря на почти 300-летний возраст!

    04.JPG

    Название книги - «Пращица» (от метательного орудия – «пращи», часто упоминается как «пращица духовная противо вопросов раскольничьих», автор её – Питирим, архиепископ Нижегородский и Алатырский, сподвижник Петра I и активный продолжатель дела патриарха Никона.

    Издана в Санкт-Петербурге в типографии Александро-Невского монастыря в 1726 г., это второе издание (первое было еще при Петре I в 1721 г.)

    05.JPG

    Этот фолиант упоминается в книге Н.И.Березина «Русские книжные редкости» за № 439, там описано как раз издание 1726 года. Питирим Еп. Пращица. СПб. 1726 год. В лист, на славянском языке.
    В этой весьма редкой книге описывается и опровергается раскольнические заблуждения. Одна из важных по своему содержанию книг, употребляющихся при собеседованиях со старообрядцами и раскольниками.

    06.JPG

    Питирим (в миру Пётр) - епископ нижегородский (около 1665 - 1738).
    Питирим происходил из простого звания и был сначала раскольником; православие принял будучи уже в зрелом возрасте и жил в Переяславском Николаевском монастыре в звании строителя. Здесь с ним и познакомился царь Петр I. Когда, в исходе первого десятилетия XVIII века, Петр обратил особое внимание на нижегородских раскольников, он избрал исполнителем своих намерений Питирима. Деятельность Питирима была первоначально чисто миссионерская; для обращения раскольников в православие он употреблял исключительно средства увещания.

    Питирим.jpg

    Его влиянию и советам следует приписать и жестокие меры, которые стали постепенно применяться к раскольникам.

    В 1715 году Петр I издал указ на имя Питирима, в котором угрожал смертной казнью всем, кто будет препятствовать ему в деле обращения раскольников.

    В 1716 году Питирим послал раскольникам 130 вопросов о причинах их отступления от веры.
    Вместо ответов они прислали 240 своих вопросов. Святитель дал подробные ответы на них и обратился с предложением ко встрече, но раскольничьи вожди побоялись встретиться лицом к лицу.

    В мае 1719 года раскольники все же прислали свои ответы. Тогда владыка вновь обратился с предложением о встрече, которая и состоялась 1 октября. Раскольники вынуждены были признать свои заблуждения, о чем дали письменную исповедь владыке и в Синод.

    В 1720 году двое духовных руководителей раскола - Варсонофий и Александр подали владыке прошение о воссоединении с Православием.

    В результате в виде внушительного тома появились ответы Питирима на 240 раскольничьих вопросов, изданные, по повелению Петра I, под заглавием: "Пращица противо вопросов раскольнических" (1721; повт. в 1726 и в 1752 годах). Ответы и исповедь Варсонофия и Александра были напечатаны под единым названием "Пращица" и разосланы по приходам. Этой книгой в течение многих лет пользовались представители церкви как незаменимым пособием для борьбы с еретиками-раскольниками-староверами.

    "Пращица" опираясь на свидетельствах, возбуждавших сомнения, должна была сильнее укрепить раскольников в той мысли, что раскольническое учение истинное и утверждается на непоколебимых основаниях. Видя неуспех своей миссионерской деятельности, Питирим мало-помалу перешел к принуждению и преследованиям.


    Ещё в 1718 г. Питирим предложил Петру целую систему действий против раскольников. В своем "доношении" Питирим выставлял на вид, что раскольники - вредные люди не только с религиозной, но и с государственной точки зрения, как противники гражданского и церковного порядка. Этих врагов церкви и государства много, до 200 тысяч. Тех из них, которые так или иначе содействуют распространению раскола, следует лишать свободы и наказывать, но при этом действовать негласно: "не худо расколоучителей не явным промыслом смирять". Простых раскольников Питирим не считал нужным наказывать, но только настаивал на том, чтобы с них "двойной оклад ежегодно был правим". Попов, укрывающих раскольников, Питирим советовал разыскивать и строго наказывать; раскольников в старосты и бурмистры по городам и селам не выбирать, на том основании, что они притесняют православных.

    Предложения Питирима скоро получили практическую силу. В помощь ему Петр назначил капитана гвардии Ржевского; командированы были светские чиновники и к другим духовным лицам, занимавшимся борьбой с расколом. Инструкция, данная Ржевскому, являлась не чем иным, как повторением "доношения" Питирима. С приездом Ржевского, который должен был действовать по совещаниям с Питиримом, начались преследования раскольников; многие из них бежали; Питирим изыскивал меры, чтобы предупредить эти побеги. С 1718 по 1725 гг. в нижегородской епархии открыто было раскольников до 47 тысяч человек; из них до 9 тысяч приняли православие; часть записалась в двойной оклад, так что за 1718 и 1719 гг. Ржевский собрал с 19 тысяч человек около 18 тысяч рублей; упорных монахов ссылали на вечное заточение в монастыри, а мирян наказывали кнутом и отправляли в каторжную работу. Имя Питирима произносилось раскольниками с омерзением; про него складывались разные легенды. В 1720 г., например, судили одного раскольника за то, что он распространял, "будто де оного вора Питиримку, раскольнического гонителя, в Санкт-Петербурге сожгли".
    После смерти Петра I деятельность Питирима значительно ослабела - он уже не встречал прежнего сочувствия и поддержки в высших правительственных сферах, однако к концу его жизни (1738) в Нижегородской епархии едва оставалось 2.000 раскольников, в то время как в 1716 году их было около 40.000.
    В царствование Анны Иоановны Питирим был назначен непременным членом Синода, но скоро умер.

    08.JPG

    Оценка деятельности Питирима весьма неоднозначна, как и его книги, ведь в "Пращице" действительно обосновывается возможность смертной казни для еретиков, из-за чего её иногда называли «книгой русской инквизиции»!

    Она фактически с высочайшего повеления Петра I была принята на вооружение для борьбы со старообрядцами, священнослужители официальной РПЦ к ней апеллировали и ею "лечили" заблудшие души.


    Интересно, конечно, изучать в первоисточнике вопросы староверов к господствующей церкви и доводы Питирима, да и просто попытаться составить для себя общую картину явления «раскол», понять суть разногласий и отличия в подходах и трактовках.

    Книга очень четко структурирована, даны вопросы и ответы с постраничным указанием
    09.JPG
    10.JPG
    11.JPG

    В конце соборное деяние на еретика Мартина
    12.JPG


    ПРЕДИСЛОВИЕ ПИТИРИМА

    К вопросителям раскольничего мудрования, лжедиакон Александр, со всеми ему последующими, и к прочим раскольникам всех толков разных, к Поповщине, Безпоповщине, иже бесстыдных многоразличными хулами ратоборственно наскакивают на святую восточную и великороссийскую церковь
    13.JPG

    Перечисляются всевозможные раскольничьи течения и деятели

    Подобни оным еретикам древним и нынешним, иже в мимошедших летах ако злосмрадное зловоние поникши глаголю еретики: Леваком, Лазарь, Федор, пустосвет Никита, и нижегородец старец Сергий …

    14.JPG

    15.JPG

    Сии мои ответы вручаю вам, за приписанием собственным моей руки по листам

    И, кстати, про царя Петра I не забывает Питирим в своём труде..(И Богом помазанный Государь Царь Петр Алексеевич всем Великим и Малым и Белым России самодержец)

    16.JPG


    Далее более чем на 500 страницах подробное рассмотрение в формате

    ВОПРОС ЕРЕТИКОВ-РАСКОЛЬНИКОВ / ОТВЕТ ПИТИРИМА

    Что есть вера?

    17.JPG

    И так далее…
    Будучи сам прежде раскольником, Питирим хорошо знал их правила и привычки и потому мог говорить с ними на их же языке, в книге он очень пространно отвечает и знает, что называется, «кухню изнутри».
    18.JPG


    Сравниваются тексты писания, от Матфея, от Луки, очень подробные изыскания
    19.JPG

    Все мы приблизительно представляем для себя, что раскол это некое последствие деятельности патриарха Никона еще задолго до выхода этой книги, и суть его, по крайней мере мне, всегда виделась в обрядовой части и чисто «технических» вопросах.

    В книге более чем подробно излагаются ответы на вопросы как креститься, как проводить богослужения, какие должны быть кресты и компоновка православного храма

    Например, много раз растолковывается о правильном положении пальцев при наложении на себя креста. Вот так подумаешь - зачем такие зарубы вплоть до насилия и убийств на почве положения пальцев? но вопрос-то был принципиальный:

    И чего ради нарицаши в новоизданной своей книге двоеперстное сложение латинскою ересию…

    20.JPG
    21.JPG
    22.JPG
    23.JPG

    24.JPG

    С припиской карандашом «ЗРИ» проклятия:

    Проклинаю моноделитан творящих крестное начертание на себе единым перстом, а не тремя первыми персты, да будут прокляты.

    25.JPG


    О правильной форме храма и службе
    26.JPG


    Об «Истиннаго» - правильном богослужении
    26-1.JPG


    Спор о форме крестов, правильных и неправильных:

    27.JPG

    28.JPG
    29.JPG


    30.JPG

    31.JPG

    32.JPG

    33.JPG

    Есть сложные для моего понимания вещи
    34.JPG
    35.JPG
    36.JPG
    37.JPG


    ТОТ САМЫЙ ВОПРОС О РАЗРЕШЕННОМ НАСИЛИИ НАД ЕРЕТИКАМИ № 214

    38.JPG

    Питирим считал возможным и допустимым, даже необходимым насильственные причащения старообрядцев:
    «Вем, поистине вем, яко ни который иерей ни которых раскольников и еретиков всепокаявшихся, проклятых, насильно не причащают, кроме вас таковых сущих (ответ на вопрос 214).»
    39.JPG
    40.JPG

    41.JPG

    «Пращица» — не просто личное мнение самого еп. Питирима, она была издана в Петербурге и рекомендована священнослужителям РПЦ для употребления в борьбе с расколом, т.е. ответ епископа на вопрос № 214 с призывом к насильственным действиям не был осуждён, а был принят как руководство к действию.


    подпись Питирима в конце
    42.JPG


    «Пращица» стала значимой книгой в церковной жизни начала 18 века и всеобще распространённой в то время. Царь Петр, дав указание издать эту книгу Питириму, выписал своему сподвижнику полную свободу в действиях по борьбе с расколом и еретиками, в методах борьбы тоже не стеснялись.

    В заключении Питирим объясняет необходимость издания данного труда в

    СКАЗАНИИ О ВЗЫСКАНИИ И ПЕЧАТНОМ ИЗДАНИИ КНИГИ СЕЯ

    43.JPG
    44.JPG

    Дополнительно припечатано в конце книги:

    Соборное деяние на еретика арменина, на мниха Мартина

    45.JPG


    Предисловие увещательное к растерзателям ризы христовой

    46.JPG


    И самое последнее ДОНОШЕНИЕ – ПИСЬМО-РАСКАЯНИЕ одного раскольника:

    Доношение бывшего раскольника Версонофия, обратившегося к церкви святой с покаянием из раскола диаконова согласия …. во известие всем прилагается здесь

    47.JPG

    48.JPG


    В начале при правлении Петра I преследования обрушивались только на фанатичных расколоучителей и тайных раскольников. Духовные и гражданские власти неоднократно призвали раскольников к открытому диалогу. Обличение раскола содержалось не только в вышеописанной "Пращице" святителя Питирима Нижегородского, но и в "Розыске" святителя Димитрия и в "Обличении неправды раскольников" Феофилакта Лопатинского.

    В 1722 году Синод разослал два печатных увещания к раскольникам. Эти наставления предписано было читать публично. Перед этим было издано воззвание к раскольникам с приглашением явиться в Синод для бесед о вере. Ответа на это воззвание не последовало.

    Указом 1722 года велено было казнить раскольников за совращение хотя бы одного православного. Раскольничьим наставникам и попам запрещено было крестить детей раскольничьих и исправлять требы. Духовный Регламент постановил: "По всей России никого из раскольников не возводить на власти... до последнего управления, чтобы не вооружать нам на себя лютых неприятелей, и государству и государю непрестанно зло мыслящих."

    С учреждением Синода все дела по расколу были переданы ему, а в 1725 году была создана особая раскольничья Контора, к началу деятельности которой и относится печать этого 2-го издания «Пращицы» Питирима.
     
    Последние данные обновления репутации:
    PaulZibert: 1 пункт (За книгу!) 8 фев 2017
    Последнее редактирование модератором: 8 фев 2017
    Red_s, jagd, Пашка и 20 другим нравится это.
  2. Ads Master

    Отзывы:
    0
     
  3. Offline

    Дождевой Земляк Команда форума

    Регистрация:
    26 апр 2014
    Сообщения:
    11.212
    Спасибо SB:
    37.614
    Отзывы:
    830
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Смоленская губерния
    Интересы:
    Реставрация
    По году самое востребованное, редкое и дорогое издание.Что тут ещё можно сказать.. ведь на деле, многим из нас по-прежнему не всё ещё доступно касаемо тех событий трехсотлетней давности. Только вот из таких книг, пожалуй, можно ещё хоть что-то выудить..
    Одним словом - поздравляю. Вещь!
     
    jagd, Шекспир, Юлиа и 6 другим нравится это.
  4. Offline

    Андрей Бутерман Добермановед Команда форума

    Регистрация:
    17 июн 2016
    Сообщения:
    7.936
    Спасибо SB:
    31.306
    Отзывы:
    886
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Андрей
    Интересы:
    Активный отдых на природе
    Спасибо. Очень интересно.
     
    tanchik и Plekhanoff_K нравится это.
  5. Offline

    Plekhanoff_K Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 мар 2015
    Сообщения:
    207
    Спасибо SB:
    2.230
    Отзывы:
    143
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Военная археология и старина
    Дополню, в советское время книга хранилась в семье простых интеллигентов:) они не особо интересовались содержанием, это была память от родственников...
    Изучая, пытался понять, где она могла странствовать в конце XVIII - XIX вв.

    На первом развороте карандашом, видимо, ФИО владельца, мне кажется где-то на нач.ХХ:
    Иванъ Платоновъ Брагинъ (Платонович?)
    (Красным это я дату издания по молодости подписал, чтоб не забыть, а то словами сложно написано:)
    IMG_2993.JPG

    На обратной стороне титульной страницы более старая надпись, скорее на начало 19 в.
    Тщательнейшим образом вымарано чья эта книга...
    И под светом читал, и так, и сяк. Хрен, не пойму как так вывели и затерли
    Сiя книга, .........
    IMG_2998.JPG
    IMG_2997.JPG

    Из этого можно сделать предположение, что по прямому назначению - обращение раскольников к правильной вере - книга использовалась в период 1700-х годов, а далее из церкви перекочевала в частные руки...
    возможно за ненадобностью, устареванием, или же из-за ослабления борьбы с раскольниками
     
    Овинцы, vadimir, Юниор и 6 другим нравится это.
  6. Offline

    Дождевой Земляк Команда форума

    Регистрация:
    26 апр 2014
    Сообщения:
    11.212
    Спасибо SB:
    37.614
    Отзывы:
    830
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Смоленская губерния
    Интересы:
    Реставрация
    "Сия книга..", то очевидно экслибрис былых её хозяев, церковников. Удален вероятно Брагиным. Под ультрафиолетом (лампа для проверки фальшивых банкнот) на былую надпись можно попытаться глянуть, если интересно. Может ещё что покажет.
     
  7. Offline

    jagd ☭☭☭☭☭☭☭

    Регистрация:
    16 янв 2009
    Сообщения:
    8.893
    Спасибо SB:
    6.466
    Отзывы:
    148
    Страна:
    Chile
    Из:
    mother russia
    Интересы:
    спиннинг
    Интересно вы ее консервируете или просто так храните, а то видел передачу что для старинных книг нужны особые условия хранения?
     
    Plekhanoff_K нравится это.
  8. Offline

    Plekhanoff_K Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 мар 2015
    Сообщения:
    207
    Спасибо SB:
    2.230
    Отзывы:
    143
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Военная археология и старина
    Просто так храню. Книга попала ко мне чуть меньше 20 лет назад, всё это время у меня она провела на книжной полке с другими книгами
    IMG_3112.JPG
    только обложку одел в целлофановую тетрадную пленку, сейчас вообще дышит без плёнки. В принципе за эти годы состояние на вид не изменилось, какая пришла, такая и стоит. Страницы вообще не беспокоят, они бодры. Я больше переживаю за переплёт-корешок и то, что осталось от кожи.
    IMG_2983.JPG
    И за режим влажности, т.к. книжная полка в обычной комнате, тепло, сухо, пыль. По потрепанному корешку: думаю это последствие активного использования, хотя для трёхсотлетней кожи тоже неплохо.
    Была мысль о неком боксе-кейсе, возможно герметичном, но даже не интересовался, в таких ли хранят подобные издания. В хранилищах ист.библиотеки на практике видел отдельные спецхран с полками, правильным светом и влажностью с температурой, но там всё равно книги стоят вместе... может где-то по другому.
    Витала мысль о реставрации обложки.... но это убьёт дух времени и стоит, наверняка, кучу пиастр без гарантии результата.
    Если есть спецы по старым книгам и способам их хранения - подскажите, как правильно организовать хранение в домашних условиях?
     
    Последнее редактирование модератором: 10 фев 2017
    Шекспир, vadimir, Юниор и 6 другим нравится это.
  9. Offline

    2bellum Завсегдатай SB

    Регистрация:
    24 сен 2015
    Сообщения:
    4.513
    Спасибо SB:
    15.228
    Отзывы:
    582
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Сергей
    Интересы:
    коп
    Книга совершенно замечательная. Вот только листы обычная бумага, а не пергамент (пергамент это тонко выделанная козья шкура). Такую нужно обязательно отснять полностью.
     
  10. Offline

    Plekhanoff_K Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 мар 2015
    Сообщения:
    207
    Спасибо SB:
    2.230
    Отзывы:
    143
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Военная археология и старина
    Конечно не пергамент!!!:))))) я так сам с собой называю толстую плохо гнущуюся желтоватую старинную бумагу, технология её изготовления резко отличается от, например, бумаги книг с середины 19 века, которая и мягче и тоньше. Но не суть, это я запутал с формулировкой.

    По поводу отснять полностью..... вы имеете ввиду для себя? Или для общественного пользования? А если второе, то для какого ресурса и на какой базе? У меня давно уже были мысли в связи с редкостью книги хорошо бы снять 100% фотокопию с оригинала (сканировать по понятным причинам невозможно) и как сказал Дождевой Земляк,
    предоставить специалистам.... тока куда?каким? Какие-то церковные ресурсы, РПЦ? Или есть электронные ресурсы с первоисточниками, фотокопиями источников?
    Поймите, работа огромная, это более 1000 снимков единиц-страниц жесткой бумаги, с гравюрами и церковнославянским текстом.
    Да, книга редкая и ценная как ист.предмет, но больше меня волнует и нужно чётко понимать, что содержание её кому-то надо и это будут читать и использовать в первоисточнике.
     
    tanchik и Юниор нравится это.
  11. Offline

    2bellum Завсегдатай SB

    Регистрация:
    24 сен 2015
    Сообщения:
    4.513
    Спасибо SB:
    15.228
    Отзывы:
    582
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Имя:
    Сергей
    Интересы:
    коп
    Можно, наверное и продать заинтересованным, можно попробовать издать репринтом, тоже наверняка найдутся любители (я бы репринт купил), а главное это какая-то гарантия сохрана. Мало ли (тьфу 3 раза) пожар или кража или дошашнее животное, а может найдется покупатель на оригинал (за очень хорошую сумму) - у вас хоть электронная копия останется :)
     
    tanchik, Plekhanoff_K и Андрей Бутерман нравится это.
  12. Offline

    Plekhanoff_K Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 мар 2015
    Сообщения:
    207
    Спасибо SB:
    2.230
    Отзывы:
    143
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Военная археология и старина
    Про продажу совсем не задумывался, даже заинтересованным, все же библиографическая редкость...хотя сами знаете, зарекаться по жизни нельзя, если прижмёт и раскорячит ещё не это продашь...
    Абсолютно согласен про риски безвозвратной утери, с этой точки зрения электронная копия нужна. Но делать её самому для себя одно, а для широкого использования специалистами и любителями - совсем другой стимул! Поэтому и спросил про ресурс, есть ли такая база по профилю, либо некий фонд электронных оцифрованный древних документов...
    Репринт это сложный вариант, я листаю-то толстенный фолиант с трудом, с него только фото делать, для репринта нужны сканы, и спонсор:)
     
    tanchik нравится это.
  13. Offline

    WildWind Вечный Индеец

    Регистрация:
    10 июл 2011
    Сообщения:
    4.673
    Спасибо SB:
    14.487
    Отзывы:
    488
    Страна:
    Belarus
    Из:
    Прерии
    Интересы:
    нумизматика
    мне видится
    "Его светлости князя.."
    имя не разберу
     
    tanchik и Plekhanoff_K нравится это.
  14. Offline

    иерей Максим Новобранец

    Регистрация:
    28 фев 2017
    Сообщения:
    1
    Спасибо SB:
    0
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Шуя
    Интересы:
    православие
    А возможна ли передача книги в библиотеку Иваново-вознесенской духовной семинарии? Здесь она однозначно будет востребована и оцифрована.
     
  15. Offline

    Plekhanoff_K Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 мар 2015
    Сообщения:
    207
    Спасибо SB:
    2.230
    Отзывы:
    143
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Военная археология и старина
    Уважаемый Максим! Передачу книги куда-либо я не планировал, так как для меня она представляет исторический интерес в качестве оригинала источника, но в сообщениях выше я писал, что готов поделиться всей информацией, содержащейся в книге, если это действительно кому-то нужная полезная информация. Речь идёт о целесообразности размещения полного электронного варианта - сканы страниц на каком-то ресурсе, желательно общедоступном, возможно профильном.

    Я посмотрел сайт Вашей Иваново-вознесенской духовной семинарии, там есть раздел "библиотека", возможно есть интерес разместить там? Или Вы подскажите или направите на какой-то общий ресурс РПЦ - библиотеки, где сканами с оригинала этой книги смогут пользоваться все без исключения ?

    Если это действительно интересно я готов взять себя в руки и для нужного дела отсканировать или отфотографировать данный фолиант и с помощью специалистов разместить на доступном ресурсе.

    Эх, если б у SB была своя уникальная электронная библиотека документов, можно было бы туда...
     
    Юлиа, Овинцы, Эндр и 3 другим нравится это.
  16. Offline

    ЕЕВ Новобранец

    Регистрация:
    24 май 2020
    Сообщения:
    7
    Спасибо SB:
    6
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Пермь
    Интересы:
    книги
    Здравствуйте, ищу как раз эту книгу, она мне нужна как источник для написания статьи. Библиотеки закрыты, в интернете ее нет. Конечно, сканировать такую книгу целиком крайне затруднительно, но если Вы задумаетесь об этом - трудно переоценить такое намерение. Мне нужна статья о пении, должна быть № 113. Если вдруг сделаете копию (на телефон будет прекрасно) - вы меня очень обяжете
     
    Plekhanoff_K и Дождевой Земляк нравится это.
  17. Offline

    Plekhanoff_K Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 мар 2015
    Сообщения:
    207
    Спасибо SB:
    2.230
    Отзывы:
    143
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Военная археология и старина
    IMG_20200525_222739.jpg IMG_20200525_222739.jpg
    Доброго вечера!
    В приложении отфотографировал вопрос 113 и ответ на него. Уточните, точно это то, что вы ищите!?
    IMG_20200525_222739.jpg
    IMG_20200525_222931.jpg
     
    Дождевой Земляк и Юлиа нравится это.
  18. Offline

    ЕЕВ Новобранец

    Регистрация:
    24 май 2020
    Сообщения:
    7
    Спасибо SB:
    6
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Пермь
    Интересы:
    книги
    Спасибо огромное, но это не тот фрагмент. Я неправильно написал. Должен быть вопрос 163 о пении.
     
    Plekhanoff_K нравится это.
  19. Offline

    Plekhanoff_K Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 мар 2015
    Сообщения:
    207
    Спасибо SB:
    2.230
    Отзывы:
    143
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Военная археология и старина
    Вопрос 163, про пение, то, что ищете. Надеюсь, что помог:)
    IMG_20200526_000738.jpg
    IMG_20200526_000804.jpg
     
    ЕЕВ, Юлиа и Дождевой Земляк нравится это.
  20. Offline

    ЕЕВ Новобранец

    Регистрация:
    24 май 2020
    Сообщения:
    7
    Спасибо SB:
    6
    Отзывы:
    0
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Пермь
    Интересы:
    книги
    Это именно то, что нужно! Спасибо огромное. Если Вы мне скажите свое полное имя (можно в личном сообщении), я Вас письменно поблагодарю
     
  21. Offline

    Plekhanoff_K Завсегдатай SB

    Регистрация:
    18 мар 2015
    Сообщения:
    207
    Спасибо SB:
    2.230
    Отзывы:
    143
    Страна:
    Russian Federation
    Из:
    Москва
    Интересы:
    Военная археология и старина
    Спасибо, не стоит благодарности:) лучше чуть подробнее расскажите про Вашу статью, которую Вы пишите. Может быть ссылку здесь разместите, когда статья будет готова
     
    Дождевой Земляк нравится это.

Поделиться этой страницей